1919-1920 гг. Временный памятник Г. В. Плеханову. Фото - Яков Штейнберг, vk.com (добавил peterburzhets)
Оформление надгробия М. И. Кутузова. 1942 г. Фото Григорьева А.К. (добавил IVa)
Дровяная биржа у Казанского собора. зима 1942 г. vk.com (добавил IVa)
1943 г. Группа красноармейцев возлагает цветы на могилу русского полководца М.И.Кутузова в Казанском соборе. Фото - Кудояров Б.П. (ЦГАКФФД СПб Ар 145151) (добавил Lonely Walker)
1943-1944 гг. Фото Д. М. Трахтенберг Фото со стенда музея Истории религии Фото - Наталия, 02.2024.
Фото со стенда музея Истории религии Фото - Наталия, 02.2024.
1959 г. Посетители музея истории религии и атеизма (Казанский собор) в отделе Китая Фото - Михайлов А.А. (ЦГАКФФД СПб Ар 94291) (добавил Lonely Walker)
1960-е. Общий вид экспозиционного зала музея. Фото - Наровлянский И.А. (ЦГАКФФД СПб Бр 64862) (добавил Lonely Walker)
1993 г. Возвращение креста на купол Казанского собора. Фото - vk.com (добавил peterburzhets)
3 июня 1989 г. *⁵ (ЦГАКФФД СПб Ар 252555) (добавил Lonely Walker)
3 июня 1989 г.*⁶ Фото - Пантелеев А.В. (ЦГАКФФД СПб Ар 252559) (добавил Lonely Walker)
Памятник М.И. Кутузову 2003 г. Из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом , 2013
Макет в Музее истории религии Фото - Анчар, 05.2023.
Преподобных Антония и Феодосия: светло-зелёный - Главный иконостас; сине-зелёный - Иконостас Рождество-Богородицкого придела;
чёрный - Голгофа (отмечены примерные места расположения икон и место панорамы); коричневый - Барельефы под купольным карнизом на
северной и южной стенах; голубой - Пилоны; жёлтый - Царское место; фиолетовый - Могила Кутузова; красный - Изображения апостолов,
помещённые на стенах (между верхними и нижними окнами)
*⁵ 3 июня 1989 г. Подписание акта о передаче мощей князя Александра Невского. Фото: Пантелеев А.В. (ЦГАКФФД СПб Ар 252555)
Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий и министр культуры РСФСР Ю.С.Мелентьев (крайний справа), представители власти и
духовенство в Казанском кафедральном соборе во время подписания акта о передаче мощей святого благоверного князя Александра
Невского Православной церкви.
*⁶ 3 июня 1989 г. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (справа) в Казанском кафедральном соборе у раки с мощами князя
Александра Невского. Фото - Пантелеев А.В. (ЦГАКФФД СПб Ар 252559)
Святая Икона привезена из Москвы в С.-Петербург, где была помещена в деревянной часовне на Петербургской стороне. В 1712 году часовня была обращена в церковь. Икона в 1737 г., по выстройке каменной Рождество-Богородицкой церкви на Невском проспекте, была в нее перенесена, где и находилась до 1811 г., когда был выстроен и освящен ныне существующий Казанский собор, главной святыней коего и является сия Икона
(Аплаксин А. Казанский собор. 1911. Лист 1 (добавил Lonely Walker)
Колонны, находящиеся внутри собора. Внутри собора 56 гранитных колонн и 12 полуколонн. (Канн П.Я. 1988 "Казанская площадь", C. 42) ... Съ точки зренія стильности, внутренность Казанскаго собора, будучи выдержана въ дух итальянской классики, носить явные следы вліянія ампира. Въ то время какъ колоннада съ ея бронзовыми капителями и базами, завершенная карнизомъ, держитъ на себе цилиндрическіе своды, усеянные кессонами, создавая ансамбль классики, все детали, какъ-то обработка дверей, орнаментура, скульптурные фризы и прочее придаютъ всей композиціи характеръ ампирнаго стиля. Бронзовыя капители колоннъ, какъ указано выше, являются работой чеканщика Тараса Иванова по композиціи итальянца Обандеолли на тему капители коринфской, базы также композиціонны и отступаютъ отъ классическихъ профилей. (Аплаксинъ А. 1911 "Казанскiй соборъ" Часть I Текст; C. 66) Не менее интересно выполнено и внутреннее убранство собора, расчлененное на три нефа. Колоннады из двух рядов коринфских колонн несут цилиндрические своды. Всего в соборе установлено 56 монолитных колонн, выполненных из красного гранита. Четыре пилона служат опорой подпружных арок и парусов, поддерживающих барабан и купол, состоящий из трех оболочек. ... Вот каким увидел внутреннее убранство собора журналист в 1811 г.: "... От четырех подкупольных столпов к главному олтарю, и к трем главным дверям церкви, простирается в четыре ряда колоннада Коринфского ордена, из самого лучшего Финляндского гранита, который плотностью своею и красотою цвета конечно не уступает Египетскому. Все пятьдесят шесть колонн сей колоннады цельные, в пять сажень вышины и в полтора аршина диаметра, отделаны самою высокою полировкою; базы же и капители их бронзовые полированные". ... Великолепные колоннады из 56 коринфских колонн, вытесанных из монолитов розового финляндского гранита, добытого на острове Сорвали под Выборгом, создают основной художественный эффект оформления внутреннего пространства собора. Колонны выломаны и обработаны в начале XIX века прославленным мастером каменных работ, вологодским крестьянином Самсоном Сухановым. Бронзовые капители колонн отлил на заводе Ч. Берда литейщик Тарас Котов. (Игнатенко А. А. 2007 "Казанский собор. Страницы истории" C. 26, 27, 30)
Скульптура внутрисоборная. Неосуществлённая. Скульптура из серебра
Четыре Евангелиста у главного иконостаса.
Генералъ - фельдмаршалъ, князь Михаила Илларіоновичъ Кутузовъ-Смоленскій 23 декабря 1812 г. отправилъ Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому Амвросію несколько слитковъ серебра и письмо такого содержанія: ... Предводитель войска Донскихъ казаковъ, графъ М. И. Платовъ и вместе съ нимъ все его воины и я желаемъ, чтобы сіи слитки, составляющее весу сорокъ пудовъ серебра, были обращены въ изображенія четырехъ Евангелистовъ и служили убранствомъ церкви Казанскія Божія Матери въ С- Петербурге... По моему мненію, симъ ликамъ было бы весьма прилично стоять близъ Царскихъ Дверей передъ иконостасомъ, дабы они первые поражали взоры входящаго въ храмъ богомольца. На подножіи каждаго изваянія должна быть вырезана следующая надпись: «усердное приношеніе войска Донского». Получивъ это письмо, Преосвященный Амвросій снесся съ Комиссіей о построеніи Казанской церкви, и архитекторъ Воронихинъ быстро изготовилъ эскизы статуй, которыя онъ полагалъ разместить попарно на двухъ пьедесталахъ, назначенныхъ стоять впереди иконостаса у подкупольныхъ столбовъ. ... 11 февраля 1813 г. проектъ Воронихина, Высочайше аппробованный, снова вернулся въ Комиссію и Чекалевскій поручилъ изготовленіе моделей четырехъ Евангелистовъ, скомпанованныхъ въ рисунки попарно въ двухъ группахъ, скульптору Мартосу. Въ половине мая Мартосъ модели и рисунки представилъ въ Комиссію. Моделямъ надлежало совершить то же путешествіе, которое совершили эскизы Воронихина, но произошло крайне непріятное осложненіе, которое помешало появиться на светъ этому, несомненно, интересному художественному произведенію. Князю Голицыну «по духовной части Оберъ-Прокурору» Мартосовскія композиціи не понравились и, вместо представленія ихъ на утвержденіе Государя, онъ переслалъ ихъ Министру Просвещенія, графу Разумовскому, съ поясненіемъ, что онъ, не касаясь части художественной, но обращаясь къ месту, где должны стоять изваянія, не лишнимъ находитъ сообщить, по части духовной, следующія замечанія: «Знатоки, любители художествъ будутъ, конечно, удивляться искусству Мартоса, но въ храмъ Божій входятъ всякаго рода люди. Статься можетъ, что не имеющій понятія объ изяществе художествъ, соблазнится, видя Евангелистовъ толико обнаженными и въ положеиіи столь принужденномъ».
Четыре Евангелиста в парусах пилонов. [Голицын] сделалъ по сему делу докладъ Его Величеству. Следствіемъ этого доклада явилось Высочайшее соизволеніе об отмене первоначальнаго постановленія о вылитіи новыхъ фигуръ евангелистовъ и о сделаніи изъ серебра барельефныхъ изваяній техъ же евангелистовъ для помещенія ихъ въ парусахъ главнаго свода, вместо существовавшихъ тамъ гипсовыхъ барельефовъ. Комиссіи по построеніи собора было предложено озаботиться подысканіемъ скульптора, который могъ бы сделать композиціи барельефовъ, руководясь при этомъ моделями существующихъ барельефовъ. Министръ Народнаго Просвещенія графъ Разумовскій предписалъ Комиссіи объявить на таковую работу конкурсъ, къ участію въ которомъ были приглашены скульпторы: Щедринъ, Прокофьевъ, Пименовъ и Демутъ. Эти художники, видимо, обиженные отношеніемъ начальства къ ихъ старшему товарищу Мартосу, отъ участія въ работе объявленнаго конкурса отказались, осторожно ссылаясь на то обстоятельство, что старыя модели утеряны, а возстановить ихъ, дескать, невозможно. Дальнийшая исторія примененія Донского серебра къ украшенію собора развертывается следующимъ образомъ... 1-го декабря 1821 г. С. Петербургская Духовная Консисторія предписала причту Казанскаго собора заказать архитектору рисунокъ и смету на обложеніе Донскимъ серебромъ иконостаса - эта мысль, какъ говорятъ, принадлежала тогдашнему Министру Внутреннихъ Делъ Козодавлеву. (Аплаксинъ А. 1911 "Казанскiй соборъ" Часть I Текст; C. 45, 48)
Скульптура осуществлённая, но исчезнувшая. Фриз. Жалеть же приходится о фризе, бывшемъ ранее лепнымъ, а ныне росписаннымъ подъ лепку. Такъ какъ эта роспись подвергалась неоднократнымъ ремонтамъ, то она не типична, чувствуется не только удаленіе ея отъ подлинника, но и измененіе характера. Нетъ также сомненій и въ томъ, что громадный фризъ барабана, расписанный подъ барельефъ, былъ бы значительное и ценнее, если бы изначальная лепка его сохранилась бы до настоящего времени.
Четыре Евангелиста на парусах пилонов. Изъ работъ художественныхъ 1809 г. интересно отметить заказъ, выполненный академикомъ Гишаромъ, состоявшій въ скульптурномъ исполненіи барельефа Святого Евангелиста Іоанна, помещавшагося въ парусе главнаго свода. За означенную композицію Комиссія уплатила Гишару 2.500 рублей. ... Темъ более приходится жалеть о замене сбитыхъ барельефовъ въ пандативахъ, изображавшихъ четырехъ евангелистовъ, масляной живописью того же содержанія, какъ и погибшіе барельефы. Изъ исторіи построенія собора намъ известно, что барельефы эти являлись произведеніями скульпторовъ: Евангелистъ Матфей - Прокофьева, Ев. Маркъ - Моисеева, Ев. Лука - Щедрина и Ев. Іоаннъ - Гошара. Отливка и постановка этихъ барельефовъ произведена была мастерами Морганти и Иваномъ Козловым.
Все плоскія покрытія между колоннадой и наружными стенами, а также архитравное перекрытіе колоннъ было украшено орнаментами и лепными порезками. (Аплаксинъ А. 1911 "Казанскiй соборъ" Часть I Текст; С. 35, 66-67)
Алебастровые фигуры старого иконостаса. ... Такъ безследно исчезли группы ангеловъ и ножные барельефы, помещавшіеся въ цокольной части иконостаса, произведенія Демута (фигуры, изображающія ветхій и новый заветы), Прокофьева - барельефы и др. ... Малые иконостасы тоже изменены, но значительно менее, чемъ главный, хотя также приходится жалеть объ исчезнувшихъ тонкихъ барельефныхъ картинахъ на евангельскіе и библейскіе сюжеты, помещавшіеся на нижнемъ поле иконостасовъ. (Аплаксинъ А. 1911 "Казанскiй соборъ" Часть I Текст; С. 68)
Скульптура осуществлённая и оставшаяся. Изъ всей внутренней скульптуры сохранились только два барельефа, помещающіеся надъ севернымъ и южнымъ входами, стена коихъ, представляя въ плане полуциркульную дугу, сверху прикрыта полукуполомъ. Подъ купольнымъ карнизомъ, надъ дверьми этой стены, и помещены лепные барельефы, изображающіе на северной стене: «Взятіе Іисуса Христа воинами въ вертограде» - работы скульптора Рошета, а на южной: «Несеніе Іисусомъ Христомъ Креста на лобное место» - работы скульптора Щедрина. Эти великолепные барельефы, имеющіе размеры два съ половиною на восемнадцать аршинъ /1,778 м х 12,8 м/, еще больше подчеркиваютъ значеніе потери массы скульптурныхъ произведеній, погибшихъ въ 1814 г. Когда въ указанномъ году произошла катастрофа паденія штукатурки, вскоре сплошь отбитой, по постановленію особой комиссіи, состоявшей изъ архитекторовъ, все барельефы, за исключеніемъ двухъ, и все лепныя работы, за исключеніемъ капителей пилястръ, были безследно уничтожены. (Аплаксинъ А. 1911 "Казанскiй соборъ" Часть I Текст; C. 67) Въ 1811 г. Ажисъ выполнилъ изъ бронзы три барельефа, помещенные на подкупольныхъ столбахъ и представляющіе изъ себя символы: веры, надежды и любви, по 1.200 рублей за каждый барельефъ. (Аплаксинъ А. 1911 "Казанскiй соборъ" Часть I Текст; C. 38)
Живопись. «Признаем (…) Казанский собор шедевром архитектуры и изобразительного искусства и, в то же время, православным храмом, единственно возможным в самом европейском городе России во времена безудержного преклонения перед западной культурой».
«Сразу же отметим, что эти работы, как и работы других художником этой эпохи, вовсе не похожи на старинные русские иконы. По существу это скорее живопись на религиозные сюжеты, формировавшаяся в стенах Академии художеств под влиянием канонизированных Академией работ художником итальянского Возрождения, прежде всего, Рафаэля. Даже самые лучше, талантливые живописцы и скульпторы той эпохи, при всей своей несомненной религиозности и любви к религиозным сюжетам, были художниками светскими и переносили этот светский дух в свои творения, украшавшие храмы. Они прославляли не Бога, а Его творение - природу и, прежде всего, человека. Исходя из формально понятого положения о человеке, как подобии Божием, они приходили к обратному выводу, что Бог является подобием человека и, хотя самые благочестивые их них теоретически пришли бы в ужас от столь еретической мысли, но на практике у них все сводилось к этому. Огромное влияние на них, безусловно, оказали образы греко-римских богов, статуи которых в огромном количестве находили во время раскопок в Италии в XV-XVIII вв. Такого рода изображения Христа, Божией Матери и святых, в какой-то мере допустимые в светской живописи, конечно, пагубно отразились на развитии иконописи в католическом мире. Икона растворилась в красивой картине… … Русские живописцы, берущиеся за написание икон, старались всячески избегать грубого прославления плоти, стремились выражать неземную красоту земными средствами чрезвычайно тонко и деликатно. … Православный человек, взирая (…) на образы и картины-иконы Казанского собора, не должен забывать, что искусство, в том числе и храмовое, имеют тенденцию к развитию. На этом сложном и противоречивом пути могут быть отходы, иногда очень существенные, от классических православных канонов. Признав этот факт, следует учитывать, что за этой неканонической формой часто скрывалось глубокое религиозное чувство художника, подчас гениального, но настолько влюбленного в красоту земную, что и небесная красота принимает в его воображении улучшенную копию земной». (История собора. Архитектура, скульптура и живопись. kazansky-spb.ru )
Плафон. Внутренность собора такъ же, какъ и внешній видъ его, представляютъ изъ себя сочетаніе религіи и искусства. Впечатленіе величественности и красоты не покидаетъ зрителя при входе его во внутрь собора... ... «Коронованіе Божіей Матери» было выполнено [Шебуевым] очень удачно и, судя по описаніямъ современниковъ, производило на зрителей чарующее впечатленіе. ... Вместе съ ними /барельефами/ погибъ также и плафонъ верхняго купола, изображавшій Коронованіе Божіей Матери, сработанный Шебуевымъ. Евангелистовъ, все барельефы и плафонъ поручено было написать альфреско венеціанскому художнику Канопію, который и выполнилъ эту работу подъ лепку въ два тона, причемъ въ куполе онъ поместилъ единственное изображеніе Бога Саваофа. Въ 1820 г., при вторичномъ исправленiи штукатурки, работа Канопія подверглась уничтоженію, плафонъ былъ записанъ лучами, исходящими изъ центра купола, а евангелисты сделаны были живописно въ цветныхъ тонахъ на золотомъ фоне. ... Со стороны конструктивной, Казанскій соборъ имеетъ две особенности: во-первыхъ, сводъ купола имеетъ две поверхности, въ нижней сфере сделано широкое отверстіе, діаметромъ въ три сажени, а выше этого отверстія на 2 1/2 саж. /5,334 м/ помещенъ второй сводъ полной полусферы. Пространство между двумя сводами освещается люнетными окнами барабана, бросающими светъ на поверхность верхняго свода. Это совершенно исключительное условіе свода собора особенно являлось ценнымъ при существовавшемъ ранее живописномъ изображеніи Коронованія Божіей Матери, когда Божественныя фигуры просвечивали сквозь затуманенный слой воздуха и, действительно, казались парящими въ облакахъ. Массивный барабанъ, покоющійся на аркахъ и парусахъ, передаетъ свой весъ и распоръ пилонамъ, которые кажутся настолько тонкими и при такомъ громадномъ грузе изящными, что представляютъ изъ себя редкое исключеніе въ ряду подобнаго рода сооруженій и являются второй конструктивной особенностью собора. (Аплаксинъ А. 1911 "Казанскiй соборъ" (Часть I Текст C. 72, 67, 66)
Алтарь. В свод алтаря Тайная Вечеря Бессонова Запрестольные образы: левый Бруни - Покров Пресвятыя Богородицы; средний - Брюллов К. Вознесение Богоматери на Небо: правый Басин - Введение во храм Божией Матери.
Запрестольные образы (до 1836; имеются надписи): левый Бессонов (Яненко) - Иоанн Предтеча (пожертвован в одну из церквей Петербургской епархии); средний Бессонов (Яненко) - Богоматерь Нерушимая Стена (потом в Рождество-Богородицком приделе); правый Бессонов (Яненко) - Св. Иоанн Богослов (потом в приделе Антония и Феодосия) (По Аплаксину)
Иконостасы. «Внутреннее убранство собора было разорено в 1922 г., и все иконы, которые находились в храме, были переданы в разные музеи, в частности, в Русский музей, где сейчас хранятся все подлинные иконы из главного и двух боковых иконостасов». (mitropolia.spb.ru)
Иконостас придела Преподобных Антония и Феодосия «Сегодня иконостас /в приделе святых Антония и Феодосия Киево-Печерских/ Казанского собора воссоздан в прежнем виде, правда, не с оригинальными иконами, а с их новыми списками, выполненными мастерами Санкт-Петербургской академии художеств - профессором Александром Крыловым и его учениками. В новом иконостасе вместо листового серебра установлены планшеты с прикрепленной лепниной, покрытые сусальным серебром и золотом. Нетронутым в советское время остался только иконостас в приделе Рождества Богородицы, который музейщики оставили в качестве экспозиции». (mitropolia.spb.ru)
Главный иконостас
Число икон главного иконостаса: левое боковое крыло - 5, северные врата - 2, центральная часть - 7, 12 (считая отдельно иконы царских врат (1 ~ 6)), 22 (считая и изображения чудес, бывших от иконы Казанской Божией Матери).
У Аплаксина приведено 33 иконы, соответствующих главному иконостасу. Как они размещались на 21 местах – не ведаю. Есть минимум 2 более-менее разумных «объяснения». Либо часть картин-икон были взаимозаменяемы, либо дополнительно по 6 икон висело на северных и южных вратах, но со стороны алтаря (или располагались в каком-то ином месте). Тогда, если список Аплаксина разбить на группы и попытаться хоть в общих чертах следовать его правилам (иконы располагаются с севера на юг, сначала верхние, потом нижние; но даже внутри выделенных групп это не всегда возможно), то можно получить такое предположительное заполнение иконами главного иконостаса. Список этих икон (Аплаксинъ А. 1911 "Казанскiй соборъ" Часть I Текст; стр. 68):
I. Главный Иконостасъ. Левое боковое крыло; 5 икон: 1) Рождество Христово - Воиновъ, 2) Пророчица Анна - Ф. Брюлло 3) Положеніе во Гробъ - Сазоновъ, 4) Поклоненіе Пастырей - Лучаниновъ, 5) Св. Елизавета - Ф. Брюлло,
Благодарственный молебен в соборе служили и после железнодорожной катастрофы близ станции Борки Харьковско-Азовской железной дороги 17 октября 1888 г., когда едва не погибла вся царская семья и очень пострадала любимая дочь императора Александра III Великая Княжна Ксения Александровна. В память об этом драматическом событии в Казанском соборе была создана Голгофа с предстоящими Богородицей и святым Иоанном Богословом, подобная иерусалимской. Голгофа была сооружена на собственные средства императора Александра III.
(История собора. Церковная жизнь. kazansky-spb.ru )
"Протоиерей Павел Красноцветов: - Историческое распятие было написано в академическом стиле, сейчас здесь стоит Голгофа, написанная в древнерусском стиле, но без предстоящих. Согласно исторической справке, раньше с правой стороны стояла предстоящая Божия Матерь, а слева - святой апостол Иоанн Богослов. Мы восстановили эти иконы, написав их в том же академическом стиле, в каком был написан весь иконостас. ... Перед нами стоит еще задача восстановить распятие. ... на следующих двух пилонах, завершающих нишу, также были расположены иконы. Найти точное описание этих икон не удалось, и было принято решение написать образы петербургских - священномученика Философа Орнатского и праведного Иоанна Кронштадтского". (mitropolia.spb.ru)
Москвин И. - Св. прав. Иоанн Кронштадтский, Москвин И. - Богородица (ранее - Рембрандт - Снятие с креста (копия)) Икона восстановлена в историческом окладе; освящена 16.04.2016 Распятие. За Распятием, в нише - панорама Голгофы. Москвин И. - Св. Иоанн Богослов (ранее - Неизв. худ. Нач. XIX в Моление о чаше) Икона восстановлена в историческом окладе; освящена 16.04.2016 . Москвин И. - Священномученик Философ Орнатский
Пилоны. Паруса. (Протокол второго осмотра собора технической комиссией; апрель-май 1814 года). ... На основаніи произведеннаго осмотра, постановлено: ... 3) Изображенія Евангелистовъ росписать настоящимъ альфреско, т. е. по сырой штукатурке подъ видъ лепной работы. (Аплаксинъ А. 1911 "Казанскiй соборъ" Часть I Текст; С. 49) Въ 1820 г., при вторичномъ исправлении штукатурки (...) евангелисты сделаны были живописно въ цветныхъ тонахъ на золотомъ фоне. (Аплаксинъ А. 1911 "Казанскiй соборъ" (Часть I Текст; С. 67)
Центральная часть пилонов, кроме царского. Эта часть архитектурной обработки повторена на остальныхъ трехъ столбахъ, вмещая въ себя картины, изображающія трехъ великихъ Святителей Христовой Церкви: Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоуста. Передъ изображеніемъ св. Іоанна Златоуста, помещающагося на северо-западномъ столбе, устроена праповедническая кафедра. Кафедра представляетъ изъ себя глухой полукруглый въ плане невысокій мраморный парапетъ, поставленный на цоколь. На боковой поверхности парапета помещается надпись: «пріидите, послушайте, страху Господню научу васъ». Верхъ кафедры покрыть краснымъ бархатомъ. Деревянный, золоченый аналой, поставленный поверхъ кафедры, является позднейшимъ къ ней дополненіемъ. (Аплаксинъ А. 1911 "Казанскiй соборъ" Часть I Текст; С. 67)
Ю-В пилон Лука (парус пилона) Шебуев -Св. Василий Великий + Боровиковский - Св. Антоний и Феодосий (по Аплаксину) Ю-З пилон (Царское место) Марк (парус пилона) - (сейчас - икона, изображающая Николая II и царевича Алексея) + Боровиковский - Царь Константин (по Аплаксину)
С-З пилон Матфей (парус пилона) Шебуев - Св. Иоанн Златоуст + Боровиковский - Царица Елена (по Аплаксину)
С-В пилон Иоанн (парус пилона) Шебуев - Св.Григорий Богослов + Боровиковский - Св. Великомученица Екатерина (по Аплаксину)
Апостолы. Въ то же время изъ стараго иконостаса были вынуты небольшія квадратныя иконы, съ изображеніемъ Св. Апостоловъ, которыя ныне помещены высоко на алтарныхъ стенахъ между верхними и нижними окнами. Эти иконы являются произведеніями следующихъ художниковъ - Угрюмовъ написалъ: 1) Симона Зилота и 2) Іуду, Брата Господня, Щукинъ - 3) Иакова Заведеева и 4) Апостола Петра, Ивановъ - 5) Апостола Андрея, Воиновъ - 6) Иоанна и 7) Тимофея, Воиновъ - 8) Якова Алфеова, Безсоновъ - 9) Матфея, Кипренскій - 10) Марка, Яненко: - 11) Фаддея, 12) Луку, 13) Павла, 14) Фому, 15) Филиппа, 16) Варфоломея, 17) Филимона и 18) Тимофея, каковыя иконы, судя по академической описи, помещались въ главномъ иконостас. (Аплаксинъ А. 1911 "Казанскiй соборъ" (Часть I Текст; С. 69) Апостолов на местах, указанных Аплаксиным - 28 (по 14 на стенах западной и восточной частей собора)
Иконы. Прошлое. Кроме иконъ живописныхъ, въ Казанскомъ соборе находится много произведеній чистаго иконописнаго искусства. Эти иконы частію перенесены были въ соборъ изъ старой Рождество-Богородицкой церкви, частію явились какъ жертва или приношеніе частныхъ лицъ. Здесь мы находимъ среди святыхъ иконъ больше всего иконъ Богородичныхъ. На стенахъ собора, на клиросахъ малыхъ приделов помещаются: образъ Иверской Богоматери, Феодоровской Царицы Небесной, Тихвинской Божіей Матери и Ченстоховской Богородицы. Кроме иконъ Богородичныхъ, всеобщее вниманіе обращаютъ на себя образа Св. Митрофана Воронежскаго, Св. Николая Чудотворца, Св. Тихона Задонскаго и многихъ другихъ Святыхъ и Угодниковъ Божіихъ. Со стороны богомолящихся замечается большее почтеніе къ иконе Св. Николая Чудотворца помещающейся на западной стороне северо-западнаго пилона. Это образъ древняго письма, размерами въ 22 на 17 1/2 вершк., украшенный серебряной ризой; съ необыкновеннымъ искусствомъ выполнена святительская панагія, писанная на финифти. Также всегда можно видеть молящихся у образа Ченстоховской Божіей Матери, причемъ чаще всего среди молящихся бываютъ лица католическаго вероисповеданія. Подъ этой иконой помещена надпись, свидетельствующая о томъ, что она принесена въ храмъ княземъ Кутузовымъ - Смоленскимъ в 1813 году. Около этого образа витаетъ легенда о томъ, что это есть подлинная чудотворная Ченстоховская икона. Говорятъ, что Кутузовъ взялъ во время своего похода изъ Ченстоховскаго монастыря подлинную икону. Объ этомъ факте все умолчали, потому что католическіе монахи, поставивъ копію вместо подлинника, нашли не выгоднымъ оглашать фактъ отсутствія подлинной иконы, а Кутузовъ самъ счелъ неудобнымъ распространяться о своемъ, кажется не вполне деликатномъ поступке. Его простой русской душе казалось такъ: чудотворная икона будетъ источать находящуюся на ней благодать, по месту ея нахожденія, въ пользу и помощь Россіи, а такъ какъ Казанскій соборъ казался ему самымъ достойнымъ вместилищемъ Чудотворной иконы, то онъ туда ее и переслалъ. (Аплаксинъ А. 1911 "Казанскiй соборъ" Часть I Текст; С. 74-75)
Настоящее. "По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия было решено написать на пилонах, которые расположены по всему периметру собора, иконы двунадесятых праздников большого размера в золоченных рамах. Раньше там располагались подаренные прихожанами небольшие аналойные иконы, - рассказал протоиерей Павел Красноцветов". (mitropolia.spb.ru)
Сердце Кутузова. На западной стене Антоніо-Феодосийскаго придела висит большая картина, работы профессора-художника Феодора Алексеева, изображающая по надписанію самого автора: «Чудо отъ иконы Казанскія Богородицы въ Москве». Выражаясь более точно, данная картина представляетъ изъ себя «прославленіе Чудотворной иконы Казанской Божіей Матери, совершенное въ Москве». Художникъ иллюстрировалъ то событіе, которое описано на 2-й странице настоящаго труда, то есть моментъ, когда спустя несколько дней (по Соловьеву 27 октября 1612 г.) после очищенія Москвы отъ супостатовъ, рать русская приняла участіе въ великомъ торжестве прославленія Чудотворной Иконы Казанской Божіей Матери. На площади передъ храмомъ Св. Василія Блаженнаго былъ тогда совершенъ крестный ходъ, во главе коего шествовала, несомая духовенствомъ и сопровождаемая всеми ратными людьми Чудотворная икона Казанская. Подъ этой иконой находится гробница фельдмаршала, Князя Михаила Илларіоновича Кутузова-Смоленскаго... (Аплаксинъ А. 1911 "Казанскiй соборъ" (Часть I Текст;С. 75)
Могила Кутузова у западной стены северного придела собора окружена низкой решёткой из тёмной бронзы с золочеными венками, опорными стойками из моделей пушечных стволов и боевыми шлемами на угловых столбах. На красной мраморной доске над могилой начертана надпись: "Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов Смоленский. Родился в 1745 г., скончался в 1813-м в городе Бунцлау". Над этой мемориальной доской - икона, которая была у гроба Кутузова перед преданием его земле. Над иконой - картина Ф. Я. Алексеева... (Канн П. Я. 1988 "Казанская площадь", С. 61-62)
... По повеленію Императора Александра 1-го, въ Казанскомъ соборе поставлены знамена, штандарты, значки, а также ключи отъ крепостей и городовъ, взятыхъ русскими войсками въ Отечественную войну. По описи значится въ соборе: знаменъ и штандартовъ французскихъ - 41, итальянскихъ - 4, польскихъ -11, немецкихъ - 47. Вместе съ трофеями Отечественной войны присланы были персидскія знамена, взятыя при штурме крепости Ленкорани 31 декабря 1812 года, изъ коихъ ныне въ соборе 4. Кроме непріятельскихъ знаменъ, въ соборе состоять пять военныхъ значковъ - три французскихъ и два итальянскихъ. Ключи отъ 8-ми крепостей: Кенигсгафена - 6, Ченстохова - 2. Торна - 3, Замостья - 2, Модлина - 4, Авена - 6, Штуденберга - 3, Бреда - 1 и отъ 17-ти городовъ: Ахена - 2, Бремена - 1, Брюсселя - 2, Варшавы - 4, Гамбурга - 5, Данцига - 6, Дрездена - 4, Касселя - 8, Кельна - 1, Лейпцига - 3, Любека - 3, Марселя - 6, Монса - 1, Намюра - 2, Нанси - 2, Реймса - 7, Утрехта - 10. Кроме ключей и знаменъ, самымъ крупнымъ трофеемъ Отечественной войны является жезлъ маршала Даву, отбитый 5 ноября 1812 г. Эти трофеи помещены въ соборе въ 1814 и 1815 годахъ, причемъ надо упомянуть о томъ, что консоли для помещенія знаменъ были сделаны по рисунку Воронихина. Къ предстоящему столетнему юбилею войны 12-го года все означенные трофеи должны быть переданы во вновь организуемый въ Москве музей Отечественной войны, где они, безъ сомненія, займутъ видное по ихъ достоинству место. (Аплаксинъ А. 1911 "Казанскiй соборъ" Часть I Текст; С. 76) Большинство знамен и ключей в 1912 г. было передано в Москву, в Музей 1812 г. У могилы Кутузова в наше время хранятся 6 трофейных знамен и 26 ключей в шести связках. (Канн П.Я. 1988 "Казанская площадь", С. 61)
... Широко распространена версия, будто сердце М. И. Кутузова было захоронено в Бунцлау. Эта легенда возникла в 1913 году, когда отмечалось столение со дня смерти фельдмаршала. Но в архиве Музея истории религии и атеизма, размещённом в Казанском соборе, сохраняется акт о вскрытии 4 сентября 1933 г. склепа и гроба с прахом Кутузова. В акте сказано, что "слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце". Под актом имеются четыре подписи. Одна из них принадлежит Б. Н. Сократилину, который в 1933 г. осуществлял надзор за историческими и архитектурными памятниками Ленинграда. ... Группа сотрудников музея Казанского собора спустилась в подвал, осмотрела склеп. Внутри слепа было чисто и сухо. Посредине него на небольшом постементе стоял саркофаг. Сдвинули крышку и увидели прах полководца. У головы слева лежал цилиндрический серебряный сосуд. С большим трудом отвернули крышку. Сосуд был наполнен прозрачной жидкостью, в которой было видно хорошо сохранившееся сердце. Сосуд крепко завинтили и положили на прежнее место... Весь процесс вскрытия склепа и саркофага зафиксирован на фотографиях, которые хранятся в архиве Музея истории религии и атеизма. (Канн П. Я. 1988 "Казанская площадь", С. 62-63).
Фото совершенно точно не Прокудина-Горского и точно не начало 20 в., а 1896 г. Это из большой серии раскрашенных фотографий швейцарской фирмы Фотохром, вся серия датируется 1896 г., а конкретно на этой фотографии к тому же еще и виден столб, которые устанавливались специально по случаю коронации в 1896 г.
В советское время в куполе собора было размещено хранилище церковных и других старинных книг, собранных из закрытых церквей и монастырей СССР. Систематизацией этих книг занималась моя приятельница.
"В соборе находятся 22 люстры, из них главная, весом 40 пудов, о 180 шандалах, висит в главной части храма в центре подкупольного пространства. Эта люстра сооружена в 1836 г. мастером Шопеном, взамен висевшего на надпружной арке серебряного паникадила, весом в 14 пудов работы 1811 г.
В дополнение к главной люстре, были сделаны мастером Кумбергом еще три люстры, меньшего размера, по 45 свечей каждая, а в 1892 г. фирмою Штанге были изготовлены 16 люстр по 16-ти свечей и фирмою Морозова две люстры по 32 свечи".
Казанский собор 1811-1911 в Санкт-Петербурге. Составил архитектор собора Андрей Аплаксин. Историческое исследование о соборе и его описание. 1911 г. С. 80
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Откуда данные, что помещённое фото — Прокудина-Горского?
Вся это серия, по-видимому конца XIX века, на сайте приписывается ему, хотя это вряд ли так.
Скорей всего это — раскрашенный негатив.
К тому же, сам ПрокудинГорский начал делать цветные снимки около 1903 года.
А его достоверных цветных снимков Петербурга известен, кажется, штук шесть.