Публикация

Петровский спуск с вазами и пристанью

Здание на карте
фото
Архитекторы: Готман А. Д.
Карлович В. М.
Селянинов С. С.
Год постройки: 1820-1824, 1873-1874
Стиль: Классицизм

Фото Lonely Walker, 08.2023.

 

на Адмиралтейской наб.

участок набережной реки Невы
"Дворцовый мост-Сенатская площадь"

Петровский спуск с вазами и пристанью

Пам. Федеральн.

 

1820-1824 – инженер-майор Готман Андрей Данилович

1832 –  порфировые вазы и cкульптуры львов установлены на Дворцовом спуске

            арх. Шарлемань Людвиг Иванович, постамент с волютами

1873-1874 – воен. инж. Карлович Владислав Михайлович, воен. инж. Селянинов Семен Семенович  ([99]. С. 151, 277)]

                     установлены порфировые вазы, перенесенные с Дворцового спуска

2005 – снята и отравлена на хранение западная ваза (в связи с плохим состоянием)

2013-2014 – реставрация двух ваз и установка их на прежнем месте. 

 

См. Дворцовый спуск со львами и пристанью

 

Петровский спуск с вазами и пристанью находится на Адмиралтейской набережной реки Большой Невы, возле западного павильона Адмиралтейства. Адмиралтейская набережная включает в себя несколько участков, каждый из которых имеет свою историю, тем не менее связанную с историей Адмиралтейства.

 

Начало строительства гранитной набережной левого берега Невы относится к 1762 г. Для производства работ по созданию каменной стенки набережной была создана специальная "Контора строения по Неве-реке каменного берега". Намеченная береговая линия была разбита на четыре строительных дистанции. Четвертая  дистанция –  «от глазиса Адмиралтейства до Галерного двора» –  охватывала Сенатскую площадь и Галерную (Английскую) набережную.

 

Сенатская площадь начала формироваться в 1704 г., первоначально как часть гласиса при Адмиралтейской верфи. Заложенная во время Северной войны, эта верфь-крепость была укреплена по всем правилам фортификации: обнесена широким рвом и земляным валом, перед которым находилось открытое, не застраиваемое пространство. Структура оборонительных сооружений Адмиралтейской крепости показана на Плане Санкт-Петербурга 1738 г., составленном Зихгеймом, и на Академическом плане Трускотта 1753 г.

 

Укрепление берега Невы напротив Сенатской площади началось в 1769 г. в связи с планами Екатерины II установить на площади памятник Петру I. В 1768 г. Действительный тайный советник Бецкой объявил Правительствующему сенату следующий именной указ: «Ее Императорское Величество изустно повелеть соизволила: во славу блаженной памяти Государя Императора Петра Великого монумент поставить на площади между Невы реки, Адмиралтейством и домом, в коем присутствует Правительствующий сенат, на назначенном Ее Величеством на плане центре места» (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.20 л.8об).

 

В 1770 г.  надзор за сооружением памятника Петру I поручается архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену. В связи с этим он разрабатывает проект оформления места для памятника, включая и набережную. Сохранилась копия чертежа, изображающего значительный отрезок набережной у теперешней площади Декабристов [Сенатской площади], с двумя лестницами и центральным съездом к реке. По оси съезда силуэтом намечен памятник Петру I. «Гром-камень», служащий постаментом для вздыбленной конной статуи, тогда еще не имел обработанной формы и даже еще не был доставлен на место. Съезд к воде фланкирован двумя каменными обелисками с прикрепленными к ним бронзовыми щитами.  Между обелисками и лестницами поставлены декоративные вазы. <...>

Зимой 1770 г.  на набережной предполагалось бить сваи, но строительство набережной задержалось. В первую очередь потребовалось устроить пристань для выгрузки огромного «гром-камня». Когда обсуждался вопрос о постройке пристани, камень находился в пути к Петербургу, а 22 сентября 1771 г. баржа с ним причалила к месту выгрузки. Работы на последнем участке четвертой строительной дистанции были закончены только к 1788 г.

(Кочедамов В.И. Набережные Невы. 1954. С.38-39; 44)

 

В 1782 г. на Сенатской площади был открыт памятник Петру I ("Медный всадник"). После этого события площадь получила новое название — Петровская площадь. Часть набережной Невы напротив Петровской площади была перестроена в 1819-1821 гг. в связи с сооружением гранитных береговых устоев Исаакиевского наплавного моста по проекту А. А. Бетанкура и при участии инженера-строителя В.К.  Треттера.

 

Записка С. Везьяминова об устройстве Исаакиевского моста через реку Неву по проекту генерал-лейтенанта Бетанкура и об устройстве в городе тротуаров. 1818 г. (ЦГИА СССР ф.1409. оп.1. д.2574. 7л.)

 

В Справочнике 1985 г. береговой устой Исаакиевского моста как памятник архитектуры указан в составе Адмиралтейской набережной (Памятники истории и культуры Ленинграда, состоящие под государственной охраной. Справочник. 1985 г. С.223). В 2001 г. береговой устой Исаакиевского наплавного моста с лестничными спусками и часть набережной восточнее его были включены в ансамбль объекта культурного наследия федерального значения "Английская набережная". (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001). 

  • фото

    1738 г. Адмиралтейская крепость
    на Плане Зихгейма

  • фото

    1853 г. Адмиралтейство
    и крепостная верфь
    на Академическом плане
    Трускотта

  • фото

    1828 г. Главное
    Адмиралтейство и
    Петровская площадь
    на плане Шуберта

  • фото

    1849 г. Атлас Н. Цылова
    Фрагмент плана
    Адмиралтейской части C.2

  • фото

    1769 г. Проект укрепления и украшения берегов Невы
    по обеим сторонам памятника Петру Великому.
    Архитектор Ю. Фельтен, см *1)

  • фото

    1823 г. Вид Невы с Исаакиевского моста.
    Рисунок К.Ф. Сабата и С.П. Шифляра,
    гравер Беггров К.П. см *2)

  • фото

    Набережная Невы
    возле Адмиралтейства.
    Акварель. Автор Луиджи Премацци.
    Из коллекции Эрмитажа,
    инв. № ОР-19001

  • фото

    1854 г. Ваза на Дворцовом спуске
    Фото: Иван Бианки
    c сайта pastvu.com, см. *3)

  • фото

    30 мая 1872. Торжества во время
    празднования юбилея Петра I.
    Фото: А. Фелиш
    Из коллекции Эрмитажа,
    инв. № ЭРФ-145

  • фото

    1870-е. Торжества у Петровского
    спуска Фото: Фансаль Балглей
    с сайта pastvu.com, см *4)

  • фото

    1890 г. Адмиралтейская набережная
    Фото: Normand Alfred-Nicolas
    с сайта pastvu.com

  • фото

    1900. Адмиралтейская набережная.
    ГМЗМБ КП-3799/13
    Фото с сайта goskatalog.ru
    см. *5)

  • фото

    1900-1901 гг. Адмиралтейская набережная
    Фото: Теофил Готье, см. *6)
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1900-е. Адмиралтейская набережная
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1902 г. Визит президента Франции Лубе
    ЦГАКФФД СПб Г 2697, см. *7)

  • фото

    1903 г. Празднование
    200-летия Санкт-Петербурга
    Фотография ателье Буллы
    ЦГАКФФД СПб Г 15082 см. *8)

  • фото

    1906 г. Открытое письмо
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1909-1914 г. Адмиралтейская набережная.
    Почтовая карточка
    ГМИ СПб 363111/178

  • фото

    1912 г. Спуск к Неве
    Фотография ателье Буллы
    (ЦГАКФФД СПб Д 5676) см. *9)

  • фото

    1912 г. Спуск к Неве
    Фотография ателье Буллы
    (ЦГАКФФД СПб Д 5680) см. *10)

  • фото

    1914 г. (?). Западный павильон
    Адмиралтейства.
    Булла К. К. ГМИ СПб 231670
    Фото с сайта: goskatalog.ru

  • фото

    1912-1914 гг. Адмиралтейская набережная.
    Фото с сайта pastvu.com

*1) Кочедамов В.И. Набережные Невы. 1954. С.40-41.

*2) Собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Тетрадь 6, лист № 24. 1823. Автор: Рисунок К.Ф. Сабата и С.П. Шифляра, гравер Беггров Карл Петрович. Фото с сайта pastvu.com. Вдали – ограда Адмиралтейства, перед нею Петровский спуск.

*3) Фото сделано 6(18) января 1854 г в праздник Богоявления во время ежегодной церемонии освящения воды в Неве (водосвятие). Вдали - Иордань. Источник: из книги: Иван Бианки - первый светописец Петербурга : каталог выставки (сост.: Ю. Б. Демиденко, А. А. Китаев). СПб, 2005, С. 105. 

*4) На обороте штемпель: "Фотографiя Балглея В С-Петербургъ. Невскiй пр. № 82." Фансаль (Файвель) Балглей перевёл своё дело в дом Максимовича, на Невском проспекте, № 82 в 1881 г. Возможно, что фото сделано раньше (по наличию у спуска крупного дерева, осташегося от бульвара).

*5) Альбом фототипий с видами С-Петербурга. Лист 12. 1900  г. Государственный мемориальный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока. Московская область  ГМЗМБ КП-3799/13. Фото с сайта goskatalog.ru

*6) Источник: Готье, Т. Россия. С фотографиями. В 2 т. Т. 1-2. [Russia / by Theophile Gautier. На англ. яз.]. Филадельфия: The John C. Winston and Co, 1905

*7) Президент Франции Эмиль Лубе и сопровождающие его лица едут по Адмиралтейской набережной к Зимнему дворцу на прием делегаций. Дата съёмки: 7-9 мая 1902 г. Фотография ателье Буллы (ЦГАКФФД СПб Г 2697)

*8)  Празднование 200-летия Санкт-Петербурга.  16 мая 1903 г. Группа участников празднества на набережной Невы у Адмиралтейства. Фотография ателье Буллы. ЦГАКФФД СПб Г 15082

*9) Спуск к Неве на набережной у правого крыла здания Адмиралтейства. Дата съёмки: 20 июля 1912 г. Автор съёмки: Фотография ателье Буллы (ЦГАКФФД СПб Д 5676)

*10) Спуск к Неве у памятника Петру I на площади имени императора Петра I. Дата съёмки: 20 июля 1912 г. Фотография ателье Буллы (ЦГАКФФД СПб Д 5680)

 

Адмиралтейство, в виде крепости, существовало ровно 100 лет. В 1805 году снесен был гласис, и на нем построен бульвар, но не на месте нынешнего (писалось в 1857 году), а гораздо ближе к линии домов Адмиралтейской и других площадей. Этот открытый, просторный бульвар сделался любимым гульбищем публики. Каждый день в хорошую погоду толпилась на нем тысячи гуляющих. Это продолжалось до 1817 года: тогда засыпан был широкий ров Адмиралтейства, снесены валы, и бульвар придвинут к самому зданию Адмиралтейства, потерявшего от того последний признак укрепленного места.

(Газета "Северная пчела". 1857 г. С.977. цит. по книге: Столпянский П.Н. Старый Петербург. Адмиралтейский остров. Сад Трудящихся. 1923. С. 50)

 

По проекту архитектора А. Д. Захарова здание Адмиралтейства перестраивалось в 1806-1823 гг. После сноса оборонительных сооружений Адмиралтейства открылись два участка береговой линии Невы, по обе стороны Адмиралтейства, не оформленные набережной. Возникла идея построить здесь гранитные спуски к Неве, выполненные в виде широких лестниц со смотровыми площадками-ризалитами. Спуски не имели названия, по своему расположению относительно течения Невы назывались верхним и нижним спусками к Неве у Адмиралтейства. Позднее верхний спуск-пристань, находившийся неподалеку от Дворцовой площади, стал называться Дворцовым, а нижний, рядом с Петровской площадью,  получил название Петровский. Строил спуски в 1820-1824 гг. инженер А. Д. Готман.

 

Андрей Данилович Готман в 1820 г. служил в Главном управлении путей сообщения в звании инженер-майора и занимал должность начальника Комиссии для рассмотрения проектов и смет. Главным директором путей сообщения в то время был генерал-лейтенант Августин Августинович Бетанкур (Адрес-календарь. Месяцеслов с росписью чиновных особ, или общий штат Российской империи, на лето от Рождества Христова. 1821. С.876-877).

 

Пристани у Главного Адмиралтейства показаны на Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года, выполненном в Военно-топографическом депо под руководством генерал-майора Шуберта.

 

Вопрос декоративного оформления спусков к Неве возле Адмиралтейства долгое время  не был решен. В 1828 г.  архитектор К. И. Росси представил проект скульптурного украшения Дворцовой пристани, на устоях которой полагал установить фигуры двух сторожевых львов, опирающихся передней лапой на шар. Львы не были изготовлены, и  в оформлении пристаней по неизвестным причинам наступает довольно длительный перерыв.

 

Канцелярия Министерства Императорского Двора. Дело о приготовлении моделей статуям, назначенным для постановления на пьедесталах на спусках к Неве. 1827 г. 92 л. (РГИА. ф.472 оп.12 д.71)

 

В начале мая 1832 г. Николай I распорядился установить на нижнем спуске к Неве две порфировые вазы, присланные в дар шведским королем в 1830 году, а наверху поместить на высоких пьедесталах мраморные статуи Геркулеса и Флоры из Таврического дворца. Вскоре, 5 июня, министр императорского двора П. М. Волконский сообщает директору Александровского чугунолитейного завода Кларку, что «государь повелел сделать двух львов чеканкой и четыре постамента из чугуна для львов и ваз». Отдав в мае распоряжение об украшении пристаней вазами и мраморными статуями, царь спустя месяц отменяет его, соглашаясь на установку двух львов и ваз, причем речь идет уже не о двух спусках, а только о Дворцовой пристани.

По (Нестеров В. В. Львы стерегут город. 2001. С.167)

 

Камнерезная фабрика, принадлежавшая королю Швеции Карлу XIV Юхану, основателю династии Бернадотов, находилась в городке Эльфдален у границы с Норвегией. На ней изготавлива­лись вазы, торшеры, урны, обелиски из цветных камней, их известно в этой местности около 250 сортов *). Наиболее значительны по своей художественной ценности изделия из блибергского порфира, гарбергского гранита и Асбо-диабаза (все три названы по местам их разработки). Карл XIV дарил их царствующим и дру­гим именитым особам для укрепления своего престола и налаживания международных связей Швеции. В Россию первый дар поступил в адрес генерала фон Палена в 1830 году, это были две парные серо-черные вазы из Асбо-диабаза. В истории Петербурга они получили название порфировых, но их фактическая природа была раскрыта в отечественной литературе лишь недавно. Эти две вазы сначала были установлены внутри Таврического дворца, в 1832 году перенесены на Неву к Зимнему дворцу, а еще позднее заняли место невдалеке от Медного Всадника. Второй подарок из Эльфдалена - это высокая стройная ваза в Летнем саду.

 *) Булах А.Г. «Порфировые» вазы Летнего сада и Адмиралтейской набережной. Сюрпризы камня в Петербурге / Плантомания, Россий­ский вариант. Материалы XII Царскосельской научной конференции. СПб. 2006. С. 15-22.

**) Асбо (Åsbo)  – город в центральной части Швеции.

 (Булах А.Г., Власов Д.Ю., Нестеров Е.М., Шахов В.А. Гранитная ваза у Карпиева пруда в Летнем саду.
Вектор наблюдения. Союз-Дизайн, 2008. С. 107-110.
).

 

В сентябре 1832 г. на Дворцовом спуске были установлены скульптуры львов, изготовленные из листовой меди по имевшимся на Александровском чугунолитейном заводе моделям, и  порфировые вазы из Таврического дворца.. Вазы и львы были поставлены на чугунные плинты с волютами, проект которых разработал архитектор Л. И. Шарлемань. Петровский спуск на 40 лет остался без декоративного оформления.

  • фото

    1920 г. День Красного Флота
    - субботник.
    ГМИ СПб 152619
    Фото с сайта: goskatalog.ru

  • фото

    1930-1931 г. Набережная Невы
    и Адмиралтейство.
    Почтовая карточка.
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1932 г. Набережная Невы
    Фото: Брэнсон Деку (Branson DeCou)
    с сайта pastvu.com

  • фото

    1932 г. Спуск к Неве
    Фото: Branson DeCou (Брэнсон Деку)
    с сайта pastvu.com

  • фото

    1942 г. Моряки-балтийцы патрулируют
    на набережной Рошаля
    Фото Федосеев В.Г.
    ЦГАКФФД СПб Ар 24530

  • фото

    1944 г. Корабли на Неве
    На заднем плане - крейсер "Киров"
    ГММОБЛ КП 15725 см. *11)

  • фото

    1946 г. Сенат и Синод.
    Вид со спуском к Неве
    Фото: Шиманский С.Г.
    МДФ КП-904/13

  • фото

    1954 г. Открытка.
    Фото Р. Мазелев
    с сайта pastvu.com

  • фото

    1954 г. Петровская пристань
    во время визита шведских кораблей
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1957 г. Открытка.
    Фото Р. Мазелев
    с сайта pastvu.com

  • фото

    1960 г. Фото: Кудельский Л.А.
    с сайта pastvu.com

  • фото

    1962 г. Ваза из полированного порфира
    на Петровской пристани.
    Фото: Скороспехов А.
    ЦГАКФФД СПб Бр 48738

  • фото

    1962. Фото: Peter H. Feist
    с сайта pastvu.com

  • фото

    1965 г. Порфировая ваза
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1965 г. Ракетный крейсер типа "Варяг"
    на Неве в день ВМФ.
    Фото: Васильев А. Ф.
    ЦВММ КП ФН-34626/5

  • фото

    Наводнение 18 октября 1967 г.
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1973 г. Ремонт порфировой вазы
    Фото: Лосин Б. С.
    ГМИ СПб 80207

  • фото

    1973 г. Ремонт порфировой вазы
    Фото: Лосин Б. С.
    ГМИ СПб 80206

  • фото

    1991 г. Петровский спуск.
    Фото: В.П. Мельников, см. *12)

  • фото

    1984-1986 г. Открытка
    Фото с сайта pastvu.com

*11) Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. ГММОБЛ КП 15725

*12) Мосты и набережные Ленинграда. Фотоальбом. Составитель П.П. Степнов. Л., Лениздат, 1991. C.57-58

 

С перестройки здания Адмиралтейства началась реконструкция Петровской площади. Почти одновременно (в 1818 г.) приступили к возведению нового Исаакиевского собора по проекту О. Монферрана. Это косвенно послужило причиной переделки и здания Сената. В западной части Петровской площади здание, занимаемое Сенатом, и примыкавший к нему с южной стороны трехэтажный жилой дом не гармонировали с западным крылом величественного здания Адмиралтейства. Их габариты и архитектурное решение не соответствовали и обширному пространству площади, образовавшейся после уничтожения рвов и земляных валов перед Адмиралтейством. С учетом этих обстоятельств было принято решение о реконструкции здания Сената. Жилой дом приобрели в казну, и на его месте запланировали возвести здание Синода. 

По (Кормильцева О. М. Здания Сената и Синода // Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Адмиралтейский район. 2012. С. 317)

 

По проекту архитектора К. И. Росси перед входами в здания Сената и Синода  располагались пологие спуски — пандусы, предназначавшиеся для въезда карет, и каменная лестница с массивными гранитными прямоугольниками по краям, которые должны были служить постаментами для статуй сторожевых львов. Однако бесцеремонное вмешательство в строительство Николая I и представителей Синода вносило изменения в архитектурные и особенно скульптурные детали здания. В частности, без каких-либо мотивированных оснований были отменены статуи львов. 21 октября 1832 года в комитет по перестройке зданий Сената и Синода поступило донесение генерал-лейтенанта Базена, в котором говорилось: «Государь император, увидев из общего фасада, что предполагается поставить у обоих крыльцов четырех чугунных львов, изволил отменить оные и как я имел счастье донести, что сии львы уже заказаны на Александровском литейном заводе, то его величество высочайше повелеть соизволил остановить изготовление оных или в том случае, когда они уже готовы, употребить двух у нижнего спуска при Главном Адмиралтействе, а двух остальных оставить на заводе до дальнейшего востребования».

(Нестеров В. В. Львы стерегут город. 2001. С.167)

 

Очевидно, что львы по проекту Росси так и не были изготовлены. Проектирование самой набережной на участке у Адмиралтейства затянулось на несколько десятилетий.

 

Вопрос об устройстве набережной вдоль Невы, от Дворцового моста, мимо Адмиралтейства, до Петровской площади, как известно, уже поднят с 1865 года и близок к осуществлению. Первоначально составленный проект был исчислен на сумму 296.138 р. и работу предполагалось окончить в течение 5 лет. Для приведения проекта в исполнение, городское общество предложило: 1) выдвинуть набережную более в Неву, в одну линию с дворцовою, для выиграния места, 2) внутри здания Адмиралтейства отделить 3.990 кв. саж. под застройку этого места обывательскими домами, и 3) вырученные от продажи деньги обратить на устройство набережной.

 (Адмиралтейская Набережная // Зодчий. 1872 г. № 2. С.18-19)

 

В 1872-1874 гг. вдоль Главного Адмиралтейства на средства, вырученные от продажи земельных участков между павильонами Адмиралтейства, была устроена гранитная набережная. Вдоль набережной проектировался проезд с бульваром. Бульвар на Адмиралтейской набережной долгое время не имел самостоятельного названия. В  Ведомости садам, бульварам, паркам и аллеям, открытым для публики в 1889 г., бульвар на Адмиралтейской набережной поименован как "Адмиралтейский сад".   При этом бульвар у здания Главного Адмиралтейства сохранил свое название "Адмиралтейский" (Табель домов г. Санкт-Петербурга с показанием новой и старой полицейской нумерации домов. 1889 г. С.258)

 

Проект набережной с бульваром разработали военные инженеры В. М. Карлович и С. С. Селянинов. По этому проекту гранитная стенка набережной упиралась своими концами в пристани по сторонам Адмиралтейства. Производителем работ по устройству набережной был инженер-подполковник Владислав Михайлович Карлович, профессор Николаевской инженерной академии. С 1866 по 1875 г. был городским инженером в Санкт-Петербурге, заведуя гидротехническими сооружениями. В.М. Карлович первый в России разработал курс "Основания и фундаменты" (1869) и является одним из основоположников этой дисциплины в мире. (Библиотека портала tehne.com).

Военный инженер Семен Семенович Селянинов в 1870-е гг. был городским инженером. Служил в Морской строительной части ([99]. С. 151, 277)].

 

После завершения работ по устройству Адмиралтейской набережной  порфировые вазы были перенесены с Дворцовой пристани на Петровский спуск.

 

  • фото
  • фото

    Адмиралтейская набережная

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Западная ваза

  • фото
  • фото

    Лестничный спуск

  • фото
  • фото

    Промежуточная площадка

  • фото

    Восточная ваза

  • фото

    Фото - Lonely Walker, 08.2023.

  • фото

    2023 г. ОКН "Петровский спуск
    с вазами и пристанью"
    на карте РГИС

Первые трещины на чаше западной вазы были зафиксированы в 1966 г. В 2005 г. по причине плохого состояния западная ваза была демонтирована и передана на хранение в Музей городской скульптуры. Летом 2013 г. из-за появившихся трещин была снята и восточная ваза. Реставрацию ваз проводила реставрационная мастерская "Наследие".Спонсором реставрации выступила одна из дочерних структур Газпрома. В мае 2014 г. отреставрированные вазы были возвращены на Петровский спуск.

 

Адмиралтейская набережная лишилась одной из Порфировых ваз. Одна из двух знаменитых Порфировых ваз, установленных на Адмиралтейской набережной, сегодня ночью была демонтирована. Причина — многочисленные трещины и сколы в массиве камня, а также коррозия металла. Операция прошла под наблюдением сотрудников Музея городской скульптуры. Пока решено демонтировать лишь Западную вазу. По ее состоянию специалисты надеются понять природу старения и составить комплекс реставрационных работ. Затем придет черед Восточной вазы. Надежда Ефремова, заместитель директора Музея городской скульптуры: «Прогрессируют трещины, и они уже становятся сквозными. Ножка вазы потеряла свои фрагменты. Поэтому специалисты и сотрудники музея пришли к выводу, что состояние памятника достигло своей критической точки». Порфировым вазам почти два века. Они были подарены шведским королем Николаю I в 1830 году. Изначально были установлены в Таврическом дворце, но позже перенесены к Адмиралтейству. Пока у Музея городской скульптуры есть средства только на экспертизу ваз. Деньги на реставрацию не найдены. В Музее надеются, что для спасения памятника найдутся меценаты.

(Сайт  gorodovoy.ru. Новости от 15.12.2005 г.)

 

На спуск Адмиралтейской набережной вернули порфировые вазы. Они были демонтированы летом 2013 года из-за аварийного состояния. В администрации Адмиралтейского района рассказали, что реставрация прошла по инициативе руководителя этого ведомства Игоря Мясникова на спонсорские деньги. Работы выполнило ООО «Реставрационная мастерская "Наследие"». На минувших выходных вазы вернулись на свое место.

(Интернет-газета "Канонер" от 12.05.2014 г.)

 

На Адмиралтейской набережной сегодня вновь установили 2 порфировые вазы - подарок России от шведского короля, сделанный ещё в 1830-м году. На своё привычное место скульптуры вернулись после реставрации. <…> Юлия Логинова, координатор проекта Государственного музея городской скульптуры, зам. председателя Российской ассоциации реставраторов: «Очень большое количество трещин на одной из ваз было. Больше 4-х месяцев ушло на то, чтобы склеить, подобрать фрагменты вазы, привести их в единое лекало. Сейчас, если вы посмотрите на каждую из ваз, вы не увидите, наверное, мест мастиковок. Это оригиналы. Мы постарались максимально сохранить — здесь даже видны по краям постамента — те выбоины, утраты, которые свойственны старению камня, чтобы не было ощущения новодела».

(Телеканал "Санкт-Петербург". Новости 11.05.2014 г.)

 

Пешеходный спуск с пристанью и двумя вазами на пьедесталах. Состоит из широкой лестницы с двумя маршами с промежуточной площадкой, ограниченной прямоугольными в плане смотровыми площадками, выступающими ризалитами относительно набережной. Стенки из гранитных блоков (розовый овоидальный гранит рапакиви), с профилированным карнизом по верхнему поясу;  настил площадок спуска и обходных дорожек крупноразмерными гранитными плитами. Ступени лестниц из крупноразмерных профилированных гранитных блоков. Со стороны лестничных маршей, на промежуточной площадке встроены две гранитные скамьи. Верхний марш лестничного спуска фланкирован парапетными тумбами в виде ступенчатых пьедесталов из розового гранита рапакиви в технике бучардирования. На постаментах установлены две вазы на чугунных основаниях, фланкированных волютами (по рис. арх. Л.И. Шарлеманя). Вазы в форме кратера, полированного порфира, выполнены на Эльфдаленской гранильной фабрике (дар шведского короля в 1830 г.)

(Предмет охраны объекта культурного наследия "Набережная Адмиралтейская".

 Распоряжение КГИОП № 234-р от 06.06.2018 г.)

 

Петровский спуск с вазами и пристанью включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге. Входит в ансамбль "Адмиралтейская набережная" (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)

  • фото

    Волюта постамента,
    левая часть

  • фото

    Ваза

  • фото

    Волюта постамента,
    правая часть

  • фото

    Фото - Lonely Walker, 08.2023.

1 комментарий
395 просмотров
Добавил: Lonely Walker, 25 Августа 2023, 08:35
Редактировано: 31 Августа 2023, 09:11
Оцените:
(9 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34449.html' target='_blank'>Петровский спуск с вазами и пристанью на Citywalls.ru</a>
Всего 1 комментарий
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2572
Всего сегодня: 1951