Публикация

Дворцовый спуск со львами и пристанью

Здание на карте
фото
Архитекторы: Готман А. Д.
Шарлемань Л. И.
Пшеницкий А. П.
Год постройки: 1820-1824, 1914-1916
Стиль: Классицизм

Фото Lonely Walker, 08.2023.

 

на Адмиралтейской наб

участок набережной реки Невы
"Дворцовый мост-Сенатская площадь".

Дворцовый спуск со львами и пристанью

Пам. Федеральн.

 

1820-1824 – инженер-майор Готман Андрей Данилович;

1828 – арх. Росси Карл Иванович, проект декоративного оформления пристани

1832 – установлены скульптуры львов и порфировые вазы

            арх. Шарлемань Людвиг Иванович, постамент с волютами

1914-1916 - инж. Пшеницкий Андрей Павлович, перенос пристани на ось восточного павильона Адмиралтейства

2006-2007, 2022 - реставрация скульптур львов

 

См. также Петровский спуск с вазами и пристанью 

 

Дворцовый спуск находится на Адмиралтейской набережной реки Большой Невы, напротив восточного павильона Адмиралтейства.

 

На набережной Невы против восточного крыла Адмиралтейства находится гранитная Дворцовая пристань, декорированная двумя медными статуями сторожевых львов с передней лапой на шаре. Львы стоят, повернув друг к другу тяжелые лобастые головы, на верхних уступах широкой гранитной лестницы, спускающейся к самой воде. Своеобразны и выразительны их грозные морды с полураскрытой оскаленной пастью и страшными клыками. Широкая грудь, могучие лапы и стройное мускулистое тело с подтянутым животом говорят о силе и ловкости хищника. Передней лапой с выпущенными изогнутыми когтями львы опираются на шар. Это, пожалуй, самые популярные в Санкт-Петербурге сторожевые львы. Тонко вычеканенные из листовой меди царственно-величавые статуи грозных зверей хорошо видны отовсюду, а их профили четко прорисовываются на фоне темно-серой глади Невы и бледной голубизны чистого неба. Свое название Дворцовая пристань получила благодаря тому, что она расположена непода.еку от Зимнего дворца, но ее сооружение не имеет прямого отношения к его истории.

(Кочедамов В.И. Набережные Невы. 1954. С. 164)

 

Гранитная набережная левого берега Невы долгое время прерывалась на большом участке, где находилась Адмиралтейская верфь. Эта верфь-крепость, заложенная в 1704 г., с трех сторон была обнесена земляным валом и рвом, а в сторону Невы был открытый двор, изрезанный доками. Вид Адмиралтейства со стороны Невы в 1817-1820 гг. показан на панораме Петербурга, выполненной Анжелло Тозелли с башни Кунсткамеры.

 

По проекту архитектора А. Д. Захарова здание Адмиралтейства перестраивалось в 1806-1823 гг. В 1807 г. возле Адмиралтейства был разбит бульвар, который вскоре стал излюбленным местом прогулок петербуржцев. Первоначально бульвар был устроен Захаровым для того, чтобы до некоторой степени замаскировать перестраивающееся Адмиралтейство. В 1817–1818 гг., уже после смерти зодчего, был засыпан широкий ров Адмиралтейства, снесены валы и бульвар придвинут к самому зданию Адмиралтейства. Боковые аллеи бульвара, шедшие вдоль восточного и западного павильонов Адмиралтейства, выходили к Неве, где вскоре решили построить гранитные пристани в виде широких лестниц, спускающихся к воде. Дворцовая пристань была построена в 1820—1824 гг. около восточного павильона Адмиралтейства, где в настоящее время расположен въезд на Дворцовый мост. Одновременно с этими работами был построен Петровский спуск у западного павильона Главного Адмиралтейства. Строил пристани инженер А. Д. Готман.

 

Андрей Данилович Готман, по сведениям на 21 декабря 1820 г., служил в Главном управлении путей сообщения в звании инженер-майора и занимал должность начальника Комиссии для рассмотрения проектов и смет. Главным директором путей сообщения в то время был генерал-лейтенант Августин Августинович Бетанкур (Адрес-календарь. Месяцеслов с росписью чиновных особ, или общий штат Российской империи, на лето от Рождества Христова. 1821. С.876-877). Позднее комиссия стала называться Комитет для рассмотрения проектов на строения и гидравлические работы. В 1824 г. инженер-подполковник корпуса путей сообщения Готман А.Д. служил в Гоф-интендантской конторе в качестве управляющего Каменным и Елагиным островами. Главным архитектором конторы был Людвиг Иванович Шарлемань (Адрес-календарь.1824. С.52).

 

Пристани у Дворцового перевоза и возле Петровской площади показаны на Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года, выполненном в Военно-топографическом депо под руководством генерал-майора Шуберта.

  • фото

    1828 г. Адмиралтейство
    Фрагмент плана Шуберта

  • фото

    1849 г. Атлас Н. Цылова
    Фрагмент плана
    Адмиралтейской части C.2

  • фото

    1817-1820 гг. Адмиралтейство
    со стороны Невы. А. Тозелли.
    Фрагмент панорамы (ГЭ)

  • фото

    1810 г. Вид на набережную Невы
    у Императорского Зимнего дворца.
    Гравюра Ж.Э. Тьерри по рис. Л. Руска
    см. *1)

  • фото

    Императорский дворец на набережной.
    Литография. см. *2)

  • фото

    1828 г. Проект украшения
    пристани у Адмиралтейства.
    Архитектор К. Росси, см. *3)

  • фото

    1830-е г. Дворцовая пристань.
    Гравюра Л. Тюмлинга, см. *4)

  • фото

    ок. 1850 г. Набережная Невы у западного
    фасада Зимнего дворца. Л. Л. Бонштедт

  • фото

    1857 г. Вид Зимнего Дворца с набережной Невы
    при иллюминации. Садовников В.С.

  • фото

    1850-е. Вид Зимнего дворца во время
    Крещения на Неве 6 января.
    Гравюра Жакотте Л. Ж. и Обрэна
    по рисунку И.И.Шарлеманя (2-го)

  • фото

    6(18) января 1854 г. Фото: Иван Бианки
    c сайта pastvu.com, см. *5)

  • фото

    до 1873 г. Дворцовая пристань
    и Зимний дворец
    Фото c сайта pastvu.com

  • фото

    до 1873 г. Адмиралтейство.
    Спуск к Неве
    добавил S.P., см. *6)

  • фото

    1873-1875. Дворцовая пристань
    Автор: А. Фелиш, c сайта pastvu.com

  • фото

    1873 г. Работы по устройству
    Адмиралтейской набережной.
    Авторы: А.К. Беггров (рисунок),
    Э.К. Даммюллер (гравер) cм. *7)

  • фото

    1880-е. Адмиралтейская набережная
    ГМИ СПб 4866
    Фото с сайта goskatalog.ru

  • фото

    Нач. XX в. Адмиралтейская
    набережная. Фото: Матвеев Н. Г.
    с сайта goskatalog.ru , см. *8)

  • фото

    1900-е. Восточный павильон
    Адмиралтейства.
    Фото: Феофанов Е. Ф. см *9)

  • фото

    1900-е. Зимний дворец со стороны
    набережной, см.*10)

  • фото

    1903-1911 гг. Зимний дворец и пристань.
    фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1908 г. Проект нового Дворцового
    моста. А.Н. Бенуа
    c сайта pastvu.com, см *11
    }

*1) Гравюра на меди по рисунку придворного архитектора Луиджи Руска из издания Recueil des Dessins de différens batimens construits a Saint-Pétersbourg, et dans l'intérieur de l'Empire de Russie, 1810 г. Гравер: Жак Этьен Тьерри (1750—1832), Франция. В ЦГАКФФД СПб фотография имеет аннотацию - Проект спуска к Неве на набережной у Зимнего дворца, исполненный архитектором [Л.Руска]. (ЦГАКФФД СПб Г 18996)

*2) Литография из альбома «Виды Петербурга», изданного Александром Плюшаром в 1827 г. в Санкт-Петербурге. Автор неизвестен.   Источник: Отдел эстампов и фотографий Национальной библиотеки Франции (PET FOL-VG-166).

*3) Кочедамов В. И. Набережные Невы. 1954. С. 61.

*4) Виды Петербурга 1837 года, выполненные в технике акварели, вошли в состав альбома,  поднесенного балерине Марии Тальони во время ее гастролей в 1837 году в столице России. Опубликовано: И.С.Зильберштейн «Парижские находки. Эпоха Пушкина» М. Изобразительное искусство. 1993.

*5) Фото сделано в праздник Богоявления во время ежегодной церемонии освящения воды в Неве (водосвятие). Вдали - Иордань. Источник: из книги: Иван Бианки - первый светописец Петербурга : каталог выставки (сост.: Ю. Б. Демиденко, А. А. Китаев). СПб, 2005, С. 105. 

*6)  Адмиралтейство. Спуск к Неве. (Вазы и львы пренесены,; ограда с решеткой уничтожены (Г.К.Лукомский. Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы. Издание "Свободное искусство", Петроград, 1917.)  Добавил  S.P.

*7) Источник: Всемирная иллюстрация. 1873. Т.10. № 255. С. 332. Фото с сайта pastvu.com

*8)  Скульптура льва у спуска к Неве напротив восточного павильона Адмиралтейства.

*9)  Вид со стороны старого Дворцового моста.

*10)  Источник:  ГПИБ. Царствующий дом Романовых : [Альбом]  - М., 1913 / Под гл. ред. В. В. Функе. Фото c сайта pastvu.com

*11) Проект нового Дворцового моста от А.Н. Бенуа при сотрудничестве с архитектором М. М. Перетятковичем (от Санкт-Петербургского металлического завода) был представлен среди 9-ти других на конкурс, объявленный в сентябре 1908 г. 

 

Еще в 1810 г. архитектор Луиджи Руска проектировал на набережной между Зимним дворцом и Адмиралтейством красивую пристань. По этому проекту широкая, спускающаяся к воде лестница украшалась по углам четырьмя аллегорическими женскими фигурами на круглых постаментах. Подъем с промежуточной площадки в сторону дворца закреплялся скульптурами лежащих львов.

 

Построенная в 1824 г. дворцовая пристань находилась в самом центре столицы, неподалеку от царской резиденции; со стороны Невы она должна была привлекать к себе внимание, поэтому нуждалась в достойном декоративном оформлении. Вначале предполагалось украсить пристани фигурами Геркулеса и Флоры, затем остановились на предложении поставить двух львов и две конные группы. Пытались использовать для этой цели работу скульптора В. И. Демута-Малиновского «Модель коня и всадника его ведущего», но эта попытка не увенчалась успехом, и решено было разработать модели групп по образцу конных статуй при въезде на Елисейские поля в Париже. Однако такие модели изготовлены не были, да и отливка их в металле обошлась бы очень дорого, по 32 тысячи рублей за группу.

 

Канцелярия Министерства Императорского Двора. Дело о приготовлении моделей статуям, назначенным для постановления на пьедесталах на спусках к Неве. 1827 г. 92 л. (РГИА. ф.472 оп.12 д.71)

 

В отделе эстампов и фотографий Национальной библиотеки Франции имеется литография по рисунку неизвестного художника, изображающая Дворцовую пристань в Санкт-Петербурге, декорированную двумя парами лежащих львов. Рисунок был опубликован в Альбоме с видами Петербурга в 1827 г., изданном Александром Плюшаром.

 

В Петербурге статуи львов, сперва каменные, а затем из бронзы и чугуна, получили широкое распространение в первой трети XIX столетия, с утверждением в русской архитектуре нового стиля — классицизма. Само их появление — дань увлечению античным искусством в русском зодчестве.

 

В конце XVIII века в петербургскую Академию художеств поступили слепки флорентийской пары сторожевых львов. Формы эти в пятнадцати ящиках хранились на складе, а в оконных нишах на главной лестнице были установлены гипсовые статуи львов, являющиеся точной копией флорентийских. По формам, имевшимся в Академии художеств, отливались бронзовые статуи Львиного каскада в Петергофе *). С петергофских львов не раз снимались копии: по ним были отлиты медные львы для дворца в Стрельне, чугунные для Елагина и Михайловского дворцов.  Петергофские львы — точные копии статуй с флорентийской площади Синьории.

*) Существует мнение, что автором моделей львов был скульптор Иван Прокофьевич Прокофьев (1758-1828).

 

Главная и красивейшая площадь Флоренции — пьяцца делла Синьориа. На площади Синьории сосредоточено множество замечательных произведений искусства. Лоджия деи Ланци, представляющая собой открытую галерею, была построена в XIV в. С площади на галерею ведет лестница, украшенная мраморными фигурами двух сторожевых львов, опирающихся передней лапой на шар. Правая статуя (если стоять к лестнице лицом) — античная, римская, а парная ей изваяна в 1594 г. итальянским скульптором Фламинио Вакка (1538—1605), о чем свидетельствует высеченная на подставке подпись. Парные фигуры сторожевых львов представляют собой единую композицию, однако созданные в разные эпохи, статуи различны по стилю. Не во всем одинаковы позы зверей. В античной статуе формы несколько обобщены; этот лев — мощный и величавый. Вакка, работая над моделью статуи, парной античному льву, все же, безусловно, не смог избежать характерных черт скульптуры своего времени. Его статуя обладает иными пропорциями, фигура льва со злобно ощеренной пастью выглядит более стройной и напряженной. Античный лев смотрит почти прямо перед собой, у второго голова немного повернута. Эта львиная пара долгое время декорировала виллу Медичи в Риме, а в 1780 г. была передана во Флоренцию и установлена перед лоджией деи Ланци.

По (Нестеров В. В. Львы стерегут город. 2001. С.141-142)

  • фото

    1925-1932 г. Зимний дворец, см. *12)

  • фото

    1930-1932 г. Почтовая открытка
    Фото c сайта pastvu.com

  • фото

    1939 г. Подводная лодка "Пантера"
    у набережной Рошаля.
    Фото: Агич А. И., Федосеев В. Г.
    см. *13)

  • фото

    1944 г. Военный корабль у причала
    на Адмиралтейской набережной.
    Фото: Б.С. Лосин
    ЦГАКФФД СПб Ар 22149

  • фото

    1946-1949 гг. Дворцовая пристань
    Фото: Шиманский С.Г.
    МДФ КП-969/39

  • фото

    1950-е. На Адмиралтейской набережной.
    Фото: Васин Сергей Иванович
    МДФ КП-1291/819

  • фото

    1950-е. Нева. Спуск со львами
    Фото: М. Величко, см. *14)

  • фото

    1955 г. Открытое письмо
    Фото: Л. Зиверт
    с сайта pastvu.com

  • фото

    1961 г. Открытка
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1960-1965 г. Адмиралтейская набережная
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1960-е Дворцовая пристань.
    Фото: Шагин Иван Михайлович
    МДФ КП-473/344

  • фото

    1961-1963 гг. Львы на Адмиралтейской
    набережной. Автор: Русаков Н.Н.
    с сайта pastvu.com

  • фото

    1985 г. Адмиралтейская набережная.
    Фото: Тарасевич Всеволод Сергеевич
    МДФ КП-605/1091

  • фото

    1991 г. Пристань у восточного
    крыла Адмиралтейства
    Автор: В.П. Мельников. см *15)

  • фото

    1994 г. День ВМФ.
    Автор: Anspok Evgeny
    с сайта pastvu.com

*12) Из фондов РНБ (Э ОТ63/Л452). Коллекция И.П. Чуракова. Фото c сайта pastvu.com

*13) Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого МО РФ (ЦВММ КП ФГ О-20076). Фото с сайта goskatalog.ru.
В ЦГАКФФД СПб дата съемки того же снимка указана 24 июля 1939 г. День ВМФ. (ЦГАКФФД СПб Ар 34249)

*14) Источник: "Ленинград. Виды города". Изогиз. Москва.1956. Фото с сайта pastvu.com

*15) Источник: Мосты и набережные Ленинграда. Фотоальбом. Составитель П.П. Степнов. Л., Лениздат, 1991.

 

В 1828 году К. И. Росси представил проект скульптурного украшения Дворцовой пристани: на берегу по обеим сторонам пристани он полагал установить скульптурные группы, изображающие коня с возничим, а на ее устоях — фигуры двух сторожевых львов, опирающихся передней лапой на шар. Но готовых моделей львов и конных групп не было, и их изготовление задержалось. Осенью 1828 года Росси просит директора Санкт-Петербургского Александровского чугунолитейного завода Кларка сообщить о возможности изготовления таких статуй, а затем в донесении министру императорского двора П. М. Волконскому от 20 октября пишет, что на заводе хороших мастеров нет, а «от искусства приготовления таковых моделей зависеть будет совершенство фигур... гораздо бы лучше заказать сделать оные модели известным художникам». В ответ министр предлагает осмотреть и измерить мраморных львов Трискорни, стоящих у подъезда дома Военного министерства, с целью «постановления на пьедесталах у спусков к Неве». Росси осмотрел и даже зарисовал мраморных львов, но предложение использовать их для украшения пристани категорически отклонил, рассудив, что «львы сии по малости их для сего назначения будут казать безобразие». Затем в оформлении Дворцовой пристани по неизвестным причинам наступает довольно длительный перерыв.

 

В начале  мая 1832 г. Николай I распорядился установить на нижнем спуске к Неве две порфировые вазы, присланные в дар шведским королем в 1830 г., а наверху поместить на высоких пьедесталах мраморные статуи Геркулеса и Флоры из Таврического дворца. Вазы из полированного порфира были изготовлены на Эльфдаленской гранильной фабрике в Швеции, хранились в Таврическом дворце.

 

В конце мая 1832 г. снова возвращаются к проекту Росси, и Волконский пишет на Александровский завод Кларку, что «государь хочет знать, сколько будет стоить отливка двух львов по имеющейся в заводе модели...». 31 мая 1832 года Кларк отвечает, что для изготовления фигур львов по присланным на завод рисункам Росси и указанным им размерам нужно сделать новые гипсовые модели, а если взять готовые, размеры которых ненамного меньше, то отливка будет стоить 2500 рублей за одного льва. А дальше Кларк предлагает изготовить статуи дутьем или чеканкой из листовой меди, что будет быстрее и значительно дешевле, по 1800 рублей за льва; статуи будут гораздо легче, а следовательно, их перевозка и установка также обойдутся дешевле. В результате, скульптуры львов для пристани были выполнены чеканкой из листовой меди по имевшимся на Александровском заводе гипсовым моделям.

 

В сентябре 1832 года скульптуры львов, изготовленные на Александровском заводе,  были установлены на своих местах одновременно с порфировыми вазами, перевезенными сюда из Таврического дворца. Вазы и львы были поставлены на чугунные плинты с волютами, проект которых разработал архитектор Л. И. Шарлемань.

 

Планы и чертежи коллекции МИДв (коллекция). Набережная реки Большой Невы. Проект установки ваз и скульптур львов - фасад. Копия. Архитектор Шарлемань Л. И. 2-й. Крайние даты: 2-я четверть XIX в. (РГИА. ф.485 оп. 2 д. 565. 1л.)

 

В последующие годы вновь поднимался вопрос об украшении Дворцовой пристани конными группами, как это было задумано у Росси.  Предполагалось использовать для конных групп пьедесталы, на которых стоят вазы, развернув их параллельно берегу. Показанные на осенней выставке 1833 года в Академии художеств гипсовые модели конных групп скульптора П. К. Клодта имели успех, и вскоре совету Академии поручается определить, «в какую величину должны быть отформованы и отлиты группы сии для постановки оных на верхних площадках пристаней Адмиралтейского бульвара». В заключении совета указывалось, что «группы коней и всадников должны составить нечто целое с пристанями и иметь главный вид с Невы, куда пристань имеет главную свою лицевую сторону». Желательная высота групп определялась в 4,26 м (РГИА. ф.789 оп.20. д.10). Готовясь устанавливать скульптуры на Дворцовой пристани, Клодт одновременно высказывает мысль о возможности украсить ими новый Аничков мост, который собирались тогда строить, а на пристани использовать скульптуру, изображающую казака на коне, сражающегося с тигром, или символические изображения рек Невы и Волги. Осенью 1840 года, когда Клодт работал над чертежом расположения групп, последовало распоряжение: готовые конные группы оставить для украшения Аничкова моста, а Клодту заняться изготовлением для пристани группы «Казак на коне, сражающийся с тигром».

 

Академия художеств Министерства императорского двора. О вылитии конных групп бароном Клодтом для постановки их на углах Аничкова моста, по сочинении модели группы казака, сражающегося с тигром, для украшения Адмиралтейской пристани. 1839 г. (РГИА. ф.789 оп.20. д.10)

 

В 1872-1874 гг. вдоль Главного Адмиралтейства, была устроена набережная. Проект набережной разработали инженеры В. М. Карлович и С. С. Селянинов. По этому проекту гранитная стенка упиралась своими концами в пристани по сторонам Адмиралтейства. При устройстве набережной порфировые вазы были перенесены на Петровскую пристань.  В августе 1873 года произведена была закладка, а спустя шесть лет открылось движение по новой Адмиралтейской набережной.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Западный лев

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Восточный лев

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Вид с Дворцового моста

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Lonely Walker, 08.2023.

В 1914-1916 годах в связи с постройкой Дворцового моста по проекту инженера А.П. Пшеницкого пристань была разобрана и сооружена на новом месте - напротив восточного павильона Адмиралтейства. Скульптуры львов были установлены на вновь сооруженной Дворцовой пристани  на постаментах из красного гранита.

 

Во второй раз львы ненадолго покинули пристань в начале 1950-х голов. В годы Великой Отечественной войны во время варварских артиллерийских обстрелов и бомбежек Ленинграда медные львы получили "тяжелые ранения". Но пришла победа, и город-воин стал залечивать раны. Дошла очередь и до львов: сперва один, а за ним и другой были отправлены в реставрационные мастерские и вскоре снова украсили Дворцовую пристань.

(Нестеров В. В. Львы стерегут город. 2001. С.168)

 

В июне 2006 г. были обнаружены повреждения скульптур львов. Специалисты предполагали, что туристы взбирались на ближнюю к Дворцовому мосту скульптуру сторожевого льва и проломили ему спину. Скульптуру льва отправили на срочный ремонт в реставрационные мастерские. Восстановление обошлось в 262 тыс. рублей и было закончено к сентябрю 2007 г. В 2007 г. была отреставрирована и вторая скульптура.

 (По материалам СМИ)

 

Осенью 2022 г. была проведена реставрация скульптур львов и чугунных постаментов. Работы производились в  мастерской ООО «РМ "Наследие-Проект"».

Пара львов, украшающих спуск к Неве возле Адмиралтейства, покинула свое место в первых числах сентября. Специалисты Музея городской скульптуры пришли к выводу, что они нуждаются в реставрации. <…>   «Львы полностью расчищены, сняты все слои краски, — рассказывает архитектор-реставратор Глеб Чусовитин. — Медь очень тонкая, по историческим сведениям, не больше 2 миллиметров, это видно в отверстиях. В связи с тем, что уже было много вмешательств реставрационных и ремонтных, в самых тонких местах образовались прорывы металла. При расчистке применялся комбинированный подход, бережная технология: компрессы со смывками и аппарат с мягким наполнителем, который позволял без разрушения медного полотна произвести удаление красочных покрытий.

После расчистки видно, что скульп­туры создавались из медных листов, их больше 20. Листы соединяли оловянным припоем, дефекты выколотки (один из способов холодной обработки металла. — Прим. авт.) также зачеканивались оловянным составом. Теперь пайка будет применяться максимально бережно в местах, где без нее не обойтись. Небольшие сквозные отверстия закроют методом холодного газодинамического напыления. Такой способ позволяет сохранить металл в первозданном виде и исключить попадание влаги внутрь скульптуры. Прежде чем вернуть скульптуры на набережную, их загрунтуют и покрасят. Предыдущие реставраторы, стараясь сохранить металл, щедро заливали краской поверхность скульптур, из-за чего сглаживался рельеф. Новая технология — напыление — помогает сохранить исторический облик памятника. Скульптуры сделаны из меди, их постаменты — из чугуна. Они соприкасаются, возникают блуждающие токи, приводящие к коррозии. В мастерской львы и их постаменты стоят отдельно. Мощные пьедесталы очистят от лакокрасочных слоев, уберут коррозию, поставят прокладки, чтобы разделить металл. Современные составы грунта способны нивелировать источник коррозии чугуна и цветного металла. Совсем скоро обновленные недремлющие стражи вернутся на историческое место.

 (Людмила Леусская. Львиная доля // "Санкт-Петербургские ведомости"

 № 189 (7272) от 10.10.2022 г. дата обр. 08.08.2023 г.)

 

Вечером 15 декабря реставраторы "Наследия" начали процедуру возвращения легендарных медных львов на Дворцовую пристань. Об этом сообщает пресс-служба Государственного музея городской скульптуры.

(Газета "Фонтанка" от 15 декабря 2022 г. Дата обр. 10.08.2023 г.)

 

Пешеходный спуск с пристанью и скульптурами двух львов на пьедесталах. Состоит из широкой лестницы с двумя маршами с промежуточной площадкой, ограниченной прямоугольными в плане смотровыми площадками, выступающими ризалитами относительно набережной. Стенки из гранитных блоков (розовый овоидальный гранит рапакиви), с профилированным карнизом по верхнему поясу;  настил площадок спуска и обходных дорожек крупноразмерными гранитными плитами. Ступени лестниц из крупноразмерных профилированных гранитных блоков; верхний марш лестничного спуска фланкирован парапетными тумбами в виде ступенчатых пьедесталов из розового гранита рапакиви в технике бучардирования. На постаментах установлены две скульптуры львов на чугунных основаниях, фланкированных волютами (по рис. арх. Л.И. Шарлеманя). Львы вычеканены из листовой меди на Александровском заводе (установлены в 1832 г.); изображены с оскаленными пастями, одной лапой опираются на шар

. (Предмет охраны объекта культурного наследия "Адмиралтейская набережная"
Распоряжение КГИОП № 234-р от 06.06.2018 г.
) 

 

Спуск дворцовый со львами и пристанью включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге. Входит в ансамбль "Адмиралтейская набережная" (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)

  • фото

    Восточный лев до реставрации
    Фото - Lonely Walker, 06.2017.

  • фото

    Лев после реставрации

  • фото
  • фото

    Западный лев

  • фото

    Волюта постамента

  • фото
  • фото

    Фото - Lonely Walker, 08.2023.

  • фото

    ОКН "Спуск Дворцовый со львами
    и пристанью" на карте РГИС

2 комментария
349 просмотров
Добавил: Lonely Walker, 20 Августа 2023, 11:21
Редактировано: 1 Сентября 2023, 12:23
Оцените:
(6 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34438.html' target='_blank'>Дворцовый спуск со львами и пристанью на Citywalls.ru</a>
Всего 2 комментария
  • 31 Августа 2023, 22:52

    надо бы добавить фото (3351×2585 пикселей) 1870-73 "Адмиралтейство, спуск к Неве (ваза и львы перенесены; ограда с решёткой  уничтожена"    https://pastvu.com/p/125751

  • 31 Августа 2023, 23:20
    Ответ на "надо бы добавить фото (3351×2585 пикселей) 18" от Риэлтор

     Некоторые уточнения.

     

    1. Ссылка должна быть не на pastvu, а на первоисточник (во всяком случае, по отношению к pastvu): Г.К.Лукомский. Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы. Издание "Свободное искусство", Петроград, 1917. 

    (На pastvu написано не "1917", а "б. д." Действительно, в начале книги год не указан, но на самой последней странице есть надпись: "Петроград. Дозволено военной цензурой 1917 г." Непонятно также, откуда на pastvu взяли, что это второе издание; вроде бы в самой книге это нигде не написано.)

     

    2. Непонятна датировка 1870-1873 гг., а точнее - ранняя дата: 1870 г. Она указана в pastvu безо всяких объяснений. Если нет каких-то других данных, то надо написать осторожнее: не позже 1873.

     

    Примечание

    Книгу Лукомского легко найти в интернете. Например, здесь можно ее прочитать, а при желании скачать.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2613
Всего сегодня: 2755