Публикация

Памятник Петру I (Медный всадник)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Фальконе Э. М.
Год постройки: 1782
Стиль: Классицизм

Памятник Петру I Медный Всадник                                    классицизм

 

1782 - скульп. Фальконе Э. М., Колло М. А., Гордеев Ф. Г.,

          литейный мастер - Хайлов Е. М.

 

 

Памятник Петру I, названный А. С. Пушкиным "Медным всадником", занимает исключительное место в истории русской монументальной скульптуры. Это первый скульптурный памятник в Петербурге и вообще в России.

  • фото

    Бенжамен Патерсон.
    (добавил Риэлтор)

  • фото

    1852 г.
    (добавил Vladimir-2013)

  • фото

    Сенатская площадь в день
    празднования 200-летия
    со дня рождения Петра I.
    1872 г.

  • фото

    1860-х – нач. 1870-х гг.]
    Фото А. Лоренса
    в С.-Петербурге.
    (добавил Vladimir2013)

  • фото

    В.И.Сурикова, 1870 г.

  • фото

    1890 г.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1890 г.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1898 г.
    сайт pastvu.com

  • фото

    1918 г.
    С сайта pastvu.com
    (добавил S.P.)

  • фото

    Добужинский. 1923.
    Памятник Петру.
    (добавил Mary)

  • фото

    Во время блокады памятник
    был укрыт мешками с песком
    и зашит в дощатую коробку.

  • фото

    Разборка укрытия "Медного
    всадника". 1944 г.

  • фото

    (добавил Ладада)

  • фото

    1980-е ? **
    (добавил GeorgiaG)

  • фото

    Из набора открыток
    "Ленинград".
    М.: Планета, 1986.
    (добавилАнчар)

  • фото

    Открытка. 1985
    (добавил Анчар)

**  "Белые ночи. Очерки, зарисовки, воспоминания, документы" Лениздат, 1985.

 

Французский скульптор Э. М. Фальконе прибыл в Россию по приглашению Екатерины II осенью 1766 г. Вместе с Фальконе прибыла его ученица Мари-Анн Колло. Фальконе заранее продумал программу монумента "благодетелю, преобразователю и законодателю" России, выполненного в новаторской для своего времени, предельно лаконичной и глобокой по символическому значению форме. Работа над конной скульптурой продолжалась 12 лет. В создании статуи Петра I принимала участие М.-А. Колло, выполнившая портрет императора. Одновременно решался вопрос о выборе места для установки памятника, велись поиски исполинского камня для постамента. Так называемый "гром-камень" удалось найти в окрестностях поселка Лахта. Для перевозки камня весом более 1000 тонн были использованы оригинальные конструкции, приспособления, построенны специальная баржа и корабли.

Под руководством и при участии Фальконе отливку конной статуи в бронзе осуществлял мастер-литейщик Е. М. Хайлов. В августе 1775 г. состоялась первая, не совсем удачная отливка скульптуры. Из-за прорыва литейной формы и пожара в мастерской пострадала верхняя часть бронзовой отливки, и она была "срезана". Окончательная отливка недостающей верхней части статуи выполнена Фальконе в 1777 г. Летом 1778 г. полностью завершены работы по отливке и чеканке скульптуры. В память об этом автор выгравировал на складке плаща всадника надпись по латыни, которая в переводе гласит: "Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин, 1778". В сентябре того же года скульптор покинул Петербург. В создании памятника принял участие скульптор Ф. Г. Гордеев, по модели которого отлита змея под копытами коня. Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда Э. Фальконе из России вел архитектор Ю. М. Фельтен.

В 1872 г. по инициативе петербургской городской Думы по случаю празднования 200-летия со дня рождения Петра I у памятника установлены 4 фонарных столба с канделябрами, исполненные на заводе Шопена.

По замыслу Э. Фальконе ограды вокруг монумента не предусматривалось. В письме к Д. Дидро скульптор писла на этот счет следующее: "Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, зачем сажать его в клетку?". Вопреки идеи автора к открытию памятника ограда, исполненная мастером Стефаном Вебером, была установлена. В 1903 г. в связи с 200-летием основания Петербурга ограда, как искажающая первоначальный авторский замысел, была снята, "благодаря чему монумент, в идею которого вложена мысль о безудержном движении вперед, впервые предстал во всей красоте".

В 1908 г. Академией художеств создана специальная комиссия по изучению состояния памятника, а в следующем - 1909 г. - памятник впервые подвергся серьезной реставрации, включая вскрытие люка в крупе коня, когда было удалено свыше 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины. Под руководством скульптора И. В. Крестовского в 1935-1936 гг. проведены исследовательские и реставрационные работы в памятнике.

Современные исследования памятника и комплекс реставрационных работ осуществлены Государственнным музеем городской скульптуры в 1976 году. К этому времени серьезные опасения вызывали трещины на опорных ногах коня, причину которых предстояло выяснить. Впервые в истории монумента была разработана и выполнена обширная программа исследований по составу бронзы, состоянию защитной окисной пленки - патины, по прочности внутреннего каркаса конной статуи. В исследовании принимали участие ученые Политехнического института, лабораторий Кировского и Ижорского заводов, НИИ им. Ефремова и других предприятий. С помощью специальной аппаратуры проведено гаммаграфирование, вследствие чего выяснилось, что причиной трещин стал "пережог" металла, когда для повторной отливки верха скульптуры Фальконе разогрел ее низ до высокой температуры. Определен состав бронзы, в котором более 90 процентов меди. Трещины были заделаны вставками, отлитыми из специально выплавенной бронзы. Обследован и усилен опорный каркас. Исследования дали полную картину конструктивных особенностей памятника. Высота скульптуры - 5, 35 м, высота постамента - 5, 1 м, длина постамента - 8, 5 м.

 

(Памятники Санкт-Петербурга. Авторы-составители: В. Н. Тимофеев, Н. Н. Ефремова, Ю. М. Пирютко, при участии М. Н. Семеновой, А. А. Алексеева. Издательство - АРТ-БЮРО Санкт-Петербург. 2002 год.)

Бенжамен Патерсон (1750-1815) - шведский художник, много лет проживший в России. Он оставил множество картин, на которых изображен Санкт-Петербург конца XVIII - начала XIX вв. (Риэлтор)

35 комментариев
19668 просмотров
Добавил: Петербуржец, 11 Марта 2013, 23:10
Редактировано: 22 Апреля 2024, 21:08
Оцените:
(16 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house23572.html' target='_blank'>Памятник Петру I (Медный всадник) на Citywalls.ru</a>
Всего 35 комментариев
  • 26 Марта 2013, 23:54

    Такие тексты кочуют из книги в книгу...

  • 18 Ноября 2014, 00:45

    Во время блокады памятник был укрыт мешками с песком и зашит в дощатую коробку. https://pastvu.com/p/112688

    Разборка укрытия "Медного всадника" 1944 г.    см. публ.

  • 30 Мая 2015, 18:36

    Помнятся споры по поводу этого памятника, когда его устанавливали - впрочем, без споров и не могло быть! Уж слишком значительный монумент. Кстати, нашел интересные описание памятников тут http://kudapiter.ru/mirpiter/pamyatniki-pitera/ с фото и интересными фактами.

  • 30 Мая 2015, 19:50
    Ответ на "Помнятся споры по поводу этого памятника, когда ег" от eMJay

     "Помнятся споры", то есть вы были их свидетелем?:))))))))))))

  • 27 Марта 2018, 01:33

    На обложке: иллюстрация из 11-го свитка рукописи "Канкай ибун" - памятник Петру I в Санкт-Петербурге ("Медный всадник"), изображенный японским художником со слов допрошенных японских моряков.

    Yes

  • 22 Ноября 2018, 23:14

    Проект ограды у памятника Петру I. Вариант. Около 1780 г. Автор И. Фок.

    https://www.finna.fi/Record/musketti.M012:HK19491230:70

  • 23 Ноября 2018, 14:55

    Заглянула на указанный выше финский сайт. Финского я, разумеется, не знаю, но гугл в помощь - хотелось увидеть, что это изображение  - проект ограды именно к Медному всаднику - и не увидела. Написано, что информация предоставлена архитектором Андреем Ухналевым в 2013 г.  При поверхностном просмотре  Ухналев занимался Мраморным дворцом, Летним садом, дворцом Петра, ничего про Медный всадник не увидела.

    Гугл организацию перевел так: Организация Национальный совет по древностям - Мускетти

    Развейте мои сомнения? 

    А была ограда до революции?

  • 23 Ноября 2018, 15:58
    Ответ на "Заглянула на указанный выше финский сайт. Финского" от Наталия

     Ограда была, но не такая.

     

    Самое раннее известное мне ее изображение - на картине В.И.Сурикова, 1870 г.:

     

     

     

    Эта ограда постоянно видна на фотографиях конца XIX - начала XX в. Вот одна из многих фотографий, 1898 г.:

     

    https://pastvu.com/p/131488

     

     

    Когда именно она исчезла, точно не знаю. Но ее нет уже на фотографии 1918 г.:

     

    https://pastvu.com/p/474212

     

    Осталось только основание. А металлическую ограду сняли.

     

     

  • 23 Ноября 2018, 16:07

    Есть немного более ранняя

    Памятник Петру Великому в С.-Петербурге. Фотогр. А.Лоренса в С.-Петербурге. [Спб., конец 1860-х – начало 1870-х г.г.]

     

    А здесь похоже самая ранняя, 1852, фонари вокруг памятника другое

  • 23 Ноября 2018, 16:26

    Вообще-то существовавшая ограда довольно похожа на этот чертеж (если не считать пилона со скульптурой). Пожалуй, вполне возможно, что это вариант проекта.

  • 23 Ноября 2018, 18:11

    Не только пилона не считать, но и столбы были другие - на рисунке круглые в плане, а были квадратные пилончики.

  • 23 Ноября 2018, 18:30
    Ответ на "Не только пилона не считать, но и столбы были друг" от Liz

    Разумеется. И решетка не совсем такая: на чертеже строгие прямоугольники, а в натуре с закруглениями по концам. Но чертеж и представлен именно как вариант проекта.

  • 23 Ноября 2018, 18:38

    Спасибо. Очень интересно. Понятно фонари менялись в связи с прогрессом. На более старых фото  возле ограды - отбойники, а на фото 1898 г.  огражден  цепями тротуар.

    Насколько я помню, сейчас "официального" доступа к подножию памятника нет. Был ли он когда-нибудь? В 1990-х было много фотографий молодежи "верхом" на камне. По газону шли?

    Решетка, огораживающая территорию вокруг памятника совершенно такая же, как раньше, только столбики не каменные, а чугунные. Поищу-ка я советские открытки...

  • 23 Ноября 2018, 19:20

    С открытками оказалось интересно.  То что у меня близко под рукой - самый ранний оказался набор "Ленинград" 1966 г. изд. "Советский художник". Качество отвратное, но для того времени привычно

    Разглядеть что там вокруг памятника не удалось даже на открытке, вроде кустики... а может нет.

    Еще одна, столь же гадкого качества 1976 Лениздат из набора "Площади Ленинграда"

    А вот это просто подарок - Издано к Олимпиаде-80 "Планета" Москва, 1979 г. Оцените транспорт на заднем плане.

    Такое же изображение "Планета" выпустила и в 1978 г., только худшей печати.  Это явно не конец 1970-х, скорее конец 1960-х. Вокруг памятника вроде кустики, только подстрижены совсем низко.

    Это та же "Планета" 1978 г. - здесь оградка хорошо видна

    И вот последняя, скорее всего 1980-е, может середина, или конец. В 1990-е я уже в открытки не играла. В период этой открытки появилось много календариков и других открыток с   "золотой" надписью на лицевой стороне. Возможно тоже набор, т.к. на обороте никаких выходных данных. Обратите внимание на столбики перед памятником  из области "по газонам не ходить" - скорее конец 1980-х, перестройка, раньше таких мер не требовалось :( И кустов вроде нет... Или они под снегом? Не видно

  • 24 Ноября 2018, 00:40

    Второй дополнительный вариант ограды. Около 1780 г. Автор И. Фок. 

    https://www.finna.fi/Record/musketti.M012:HK19491230:71

  • 24 Ноября 2018, 01:21

    Странно что-то с этим финским сайтом

    По первой ссылке текст:

    Martinelli Giuseppe Antonio, tekijä 1780–1789  (это слово tekijä - автор)

    Pietari I:sen patsaan valurauta-aitaa, Patsas paljastettiin v. 1782. Проект ограды памятника Петру I. Вариант. Около 1780 г. Автор И. Фок. По данным Андрея Ухналёва 2013 г.   Pietari I:sen patsaan aitaa. Ehdotus. Noin 1780. Tekijä I. Fok. Tiedot antanut arkkitehti Andrey Ukhnalev v.2013

    по второй ссылке

    Pietari I:sen patsaan valurauta-aitaa, Tekijä mahdollisesti Giuseppe Antonio Martinelli. Patsas paljastettiin v. 1782. Проект ограды памятника Петру I. Дополнительный вариант. Около 1780 г. Автор И. Фок. По данным Андрея Ухналёва 2013 г. Pietari I:sen patsaan aitaa. Ehdotus. Noin 1780. Tekijä I. Fok. Tiedot antanut arkkitehti Andrey Ukhnalev v.2013

    Так Мартинелли Джузеппе Антонио или И. Фок?

    Описание Детали:
    1780 - 1789, 1780-е годы
    чернила (материал)
    Мартинелли Джузеппе Антонио, автор

    Может здесь авторство под вопросом? Но текста нигде  не нашла.

  • 24 Ноября 2018, 01:37
    Ответ на "Странно что-то с этим финским сайтом По первой ссы" от Наталия

     По данным Андрея Ухналёва,  автор И. Фок, но возможно и авторство Д. А.Мартинелли

  • 19 Августа 2019, 22:48

    Удивительная находка в Петровском пруду

    Немного об истории Гром-камня рассказывает автор док.фильма Павел Глазков https://topspb.tv/programs/stories/480197/

    https://vk.com/videos2730611?z=video2730611_456239801/pl_2730611_-2 

  • 2 Февраля 2020, 02:40

    На занятиях Университета Петербурга Г.А.Богуславский  показывал репродукцию картины, написанной видимо в 18-м веке,  изображающей памятник Медный всадник с соснами в непосредственной близости от него. К сожалению, не помню фамилию художника.

  • 12 Октября 2020, 00:51

    В рельефе каменного пьедестала видится не совсем то, что представляется обычно — каменная твердь, скала.

    Острота вздымающихся выступов, плавные изгибы поверхности и светлые «разводы», тонкими полосами опоясывающие гранит, создают впечатление, что это не камень, а движущаяся стихия. Гигантская волна и взлетающий на нее всадник!

    К такому восприятию «Медного всадника» располагает минералогия.

     Как известно, «Гром-камень» несколько раз перемещали, переворачивали на боковую сторону, обтесывали и выравнивали.

    Глыба «Гром-камня» при создании монумента была разобщена, обколота, затем ее части были повернуты, выравнены и присоединены друг к другу. В окончательном виде (рис. 8) видно, что «Гром-камень» состоит из четырех кусков (ранее считалось, что глыба состоит из трех частей).

    Разворот и перемещение этих частей относительно друг друга устанавливается по особенности цвета и ориентировке прожилков. По светло-коричневой окраске сам камень неоднороден, поэтому составные части пьедестала из-за разворота оказались чуть разного цвета, что особенно заметно на их контактах. «Гром-камень» первоначально был явно бoльшего размера, чем обычно его изображают на рисунках.

     

    Из статьи «МИНЕРАЛЬНЫЙ СОСТАВ И АРХИТЕКТОНИКА ПЬЕДЕСТАЛА «МЕДНОГО ВСАДНИКА» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»

  • 12 Октября 2020, 09:20
    Ответ на "https://youtu.be/7ZJ53_9RUWg?t=122" от YURIY ALEKSANDROV

     Будем рекламировать альтернативную историю СПб?... Или удалим ссылку?

    Фильм не имеет отношения к цитируемой статье, но два кадра из него сохранил:

     

     

  • 12 Октября 2020, 09:33
    Ответ на "Удивительная находка в Петровском пруду Немного об" от люблюпитер

     Гораздо интереснее этот фильм, на который люблюпитер даёт ссылку.

  • 8 Июля 2021, 03:12

    Гравюра с собственноручного рисунка Фальконета, ваятеля памятника Петра I.

    Из книги Н.Н. Божерянова "К духсотлетию столицы, Санкт-Петербург в Петрово время" 1901 год.

     

  • 8 Июля 2021, 04:02

    В книге Н.Н. Божерянова "К духсотлетию столицы, Санкт-Петербург в Петрово время" на стр. 11, сказано что в журнале "Русский художественный листок" от 1862 за №28, есть изображение первоначального замысла Фальконета, но увы там его нет. На стр. 5 этого номера есть только эта картинка.

     

    Но в данном номере есть нечто более ценное, а именно история создания данного памятника.

     

  • 8 Июля 2021, 06:29

    Н.Н. Божерянова немного был неточен в своих источниках, указав дату 1862  год.

     "Русский художественный листок" от 1859 за №16

     

    "Первый проект памятника Петру Великому, составленный, по повелению Екатерины II, скульптором Фальконетом, которым исполнена потом конная статуя, украшающая Петровскую площадь в СПб."

     

  • 8 Июля 2021, 18:01
    Ответ на "Н.Н. Божерянова немного был неточен в своих источн" от PavelT

     Подозрительно похож на Ломоносова.

  • 8 Июля 2021, 19:31
    Ответ на "Подозрительно похож на Ломоносова." от Liz

    Памятник М.В. Ломоносову в Архангельске, скульптор Иван Петрович Мартос. 1829 г. 

  • 10 Июля 2021, 08:42
    Ответ на "Подозрительно похож на Ломоносова." от Liz

     Не вижу ничего странного.

    Он же никогда не видел Петра I, вот и опирался на тот материал, что был. А материал, надо сказать, не то чтобы очень был.

    Вот например

     

  • 22 Января 2022, 05:59

    План площади между зданиями Сената и Адмиралтейства в г. Санкт-Петербурге, выполненной в виде изображения Веронского амфитеатра

     

  • 23 Января 2022, 02:45

    Не реализованный проект цепного моста через реку Большую Неву против Исаакиевского собора.

    Там еще есть проект раздвижного моста, но установить предполагаемое место его установки я не смог.

     

     

     

  • 5 Февраля 2022, 22:04

    Взгляд вблизи во время реставрации 2022 г.  https://www.facebook.com/ignatyevspb/posts/4956706061053283  

    "Видел вчера лучшую скульптуру Санкт-Петербурга. Эмоции сложно, но придётся описать. Во-первых, Медный всадник можно было создать только при Екатерине Второй. Николай Первый бы потребовал точную военную форму, породу лошади и далее по списку..."

    У Фальконе "доскональность в исполнении авторского замысла и доскональность в исполнении эффектов , рассчитанных на дальние ракурсы. Одежда у Петра - фантастическая и сидит без седла и на шкуре, а на голове - венок"

  • 11 Декабря 2022, 16:34

    1943 г. :  Почтовая карточка - "Ленинград в дни Отечественной войны.

                                                       Сохраним памятники русской культуры.

                                                                                             Худ. Н.А.Павлов."

  • 5 Января 2023, 02:16

    Схема-указатель толщины бронзы на различных участках Медного всадника. 14 декабря 1973 г.
    ЦГАНТД СПб. Ф. 488. Оп. 3-21. Д. 36. Л. 4.  https://spbarchives.ru/1722

  • 19 Апреля 2024, 20:50

    План Петровской площади с видом памятника имп.Петру I

    (в деле имеются сведения о сооружении памятника Петру I) 

    Адмиралтейская часть

    Архивный шифр: ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.20. 

    Крайние даты документов: 13.11.1890 - 1902. 

    Количество листов: 35. 

     

     

     

    19.11.1890

     

    1890.

     

     

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31882
Готовится: 67
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 7421