Публикация

Памятник Петру I (Медный всадник)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Фельтен Ю. М.
Год постройки: 1782
Стиль: Классицизм

Памятник Петру I Медный Всадник                                            классицизм

 

1782 - скульп. Фальконе Э. М., Колло М. А., Гордеев Ф. Г.,

          литейный мастер - Хайлов Е. М.

 

 

Памятник Петру I, названный А. С. Пушкиным "Медным всадником", занимает исключительное место в истории русской монументальной скульптуры. Это первый скульптурный памятник в Петербурге и вообще в России.

  • фото

    1852 г.
    (добавил - Vladimir-2013 .)

  • фото

    Сенатская площадь в день
    празднования 200-летия
    со дня рождения Петра I.
    1872 г.

  • фото

    Фото А. Лоренса
    в С.-Петербурге.
    [Спб., конец 1860-х –
    начало 1870-х г.г.]

    (добавил - Vladimir-2013 .)

  • фото

    В.И.Сурикова, 1870 г.

  • фото

    1898 г.
    С сайта pastvu.com

  • фото

    1918 г.
    С сайта pastvu.com
    (добавил - S.P. .)

  • фото

    Добужинский. 1923.
    Памятник Петру.
    (добавил Mary)

  • фото

    Во время блокады памятник
    был укрыт мешками с песком
    и зашит в дощатую коробку.

  • фото

    Разборка укрытия "Медного
    всадника". 1944 г.

  • фото

    (добавил Ладада)

Французский скульптор Э. М. Фальконе прибыл в Россию по приглашению Екатерины II осенью 1766 г. Вместе с Фальконе прибыла его ученица Мари-Анн Колло. Фальконе заранее продумал программу монумента "благодетелю, преобразователю и законодателю" России, выполненного в новаторской для своего времени, предельно лаконичной и глобокой по символическому значению форме. Работа над конной скульптурой продолжалась 12 лет. В создании статуи Петра I принимала участие М.-А. Колло, выполнившая портрет императора. Одновременно решался вопрос о выборе места для установки памятника, велись поиски исполинского камня для постамента. Так называемый "гром-камень" удалось найти в окрестностях поселка Лахта. Для перевозки камня весом более 1000 тонн были использованы оригинальные конструкции, приспособления, построенны специальная баржа и корабли.

Под руководством и при участии Фальконе отливку конной статуи в бронзе осуществлял мастер-литейщик Е. М. Хайлов. В августе 1775 г. состоялась первая, не совсем удачная отливка скульптуры. Из-за прорыва литейной формы и пожара в мастерской пострадала верхняя часть бронзовой отливки, и она была "срезана". Окончательная отливка недостающей верхней части статуи выполнена Фальконе в 1777 г. Летом 1778 г. полностью завершены работы по отливке и чеканке скульптуры. В память об этом автор выгравировал на складке плаща всадника надпись по латыни, которая в переводе гласит: "Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин, 1778". В сентябре того же года скульптор покинул Петербург. В создании памятника принял участие скульптор Ф. Г. Гордеев, по модели которого отлита змея под копытами коня. Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда Э. Фальконе из России вел архитектор Ю. М. Фельтен.

В 1872 г. по инициативе петербургской городской Думы по случаю празднования 200-летия со дня рождения Петра I у памятника установлены 4 фонарных столба с канделябрами, исполненные на заводе Шопена.

По замыслу Э. Фальконе ограды вокруг монумента не предусматривалось. В письме к Д. Дидро скульптор писла на этот счет следующее: "Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, зачем сажать его в клетку?". Вопреки идеи автора к открытию памятника ограда, исполненная мастером Стефаном Вебером, была установлена. В 1903 г. в связи с 200-летием основания Петербурга ограда, как искажающая первоначальный авторский замысел, была снята, "благодаря чему монумент, в идею которого вложена мысль о безудержном движении вперед, впервые предстал во всей красоте".

В 1908 г. Академией художеств создана специальная комиссия по изучению состояния памятника, а в следующем - 1909 г. - памятник впервые подвергся серьезной реставрации, включая вскрытие люка в крупе коня, когда было удалено свыше 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины. Под руководством скульптора И. В. Крестовского в 1935-1936 гг. проведены исследовательские и реставрационные работы в памятнике.

Современные исследования памятника и комплекс реставрационных работ осуществлены Государственнным музеем городской скульптуры в 1976 году. К этому времени серьезные опасения вызывали трещины на опорных ногах коня, причину которых предстояло выяснить. Впервые в истории монумента была разработана и выполнена обширная программа исследований по составу бронзы, состоянию защитной окисной пленки - патины, по прочности внутреннего каркаса конной статуи. В исследовании принимали участие ученые Политехнического института, лабораторий Кировского и Ижорского заводов, НИИ им. Ефремова и других предприятий. С помощью специальной аппаратуры проведено гаммаграфирование, вследствие чего выяснилось, что причиной трещин стал "пережог" металла, когда для повторной отливки верха скульптуры Фальконе разогрел ее низ до высокой температуры. Определен состав бронзы, в котором более 90 процентов меди. Трещины были заделаны вставками, отлитыми из специально выплавенной бронзы. Обследован и усилен опорный каркас. Исследования дали полную картину конструктивных особенностей памятника. Высота скульптуры - 5, 35 м, высота постамента - 5, 1 м, длина постамента - 8, 5 м.

 

(Памятники Санкт-Петербурга. Авторы-составители: В. Н. Тимофеев, Н. Н. Ефремова, Ю. М. Пирютко, при участии М. Н. Семеновой, А. А. Алексеева. Издательство - АРТ-БЮРО Санкт-Петербург. 2002 год.)

  • фото

    Фото - Петербуржец. 08.2012.

  • фото

    Фото - Mary, 2009.

  • фото
  • фото

    Фото - НатИгн, 2014.

29 комментариев
15257 просмотров
Добавил: Петербуржец, 11 Марта 2013, 23:10
Редактировано: 23 Ноября 2018, 18:08
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house23572.html' target='_blank'>Памятник Петру I (Медный всадник) на Citywalls.ru</a>
Всего 29 комментариев
  • 8 Июля 2021, 04:02

    В книге Н.Н. Божерянова "К духсотлетию столицы, Санкт-Петербург в Петрово время" на стр. 11, сказано что в журнале "Русский художественный листок" от 1862 за №28, есть изображение первоначального замысла Фальконета, но увы там его нет. На стр. 5 этого номера есть только эта картинка.

     

    Но в данном номере есть нечто более ценное, а именно история создания данного памятника.

     

  • 8 Июля 2021, 06:29

    Н.Н. Божерянова немного был неточен в своих источниках, указав дату 1862  год.

     "Русский художественный листок" от 1859 за №16

     

    "Первый проект памятника Петру Великому, составленный, по повелению Екатерины II, скульптором Фальконетом, которым исполнена потом конная статуя, украшающая Петровскую площадь в СПб."

     

  • 8 Июля 2021, 18:01
    Ответ на "Н.Н. Божерянова немного был неточен в своих источн" от PavelT

     Подозрительно похож на Ломоносова.

  • 8 Июля 2021, 19:31
    Ответ на "Подозрительно похож на Ломоносова." от Liz

    Памятник М.В. Ломоносову в Архангельске, скульптор Иван Петрович Мартос. 1829 г. 

  • 10 Июля 2021, 08:42
    Ответ на "Подозрительно похож на Ломоносова." от Liz

     Не вижу ничего странного.

    Он же никогда не видел Петра I, вот и опирался на тот материал, что был. А материал, надо сказать, не то чтобы очень был.

    Вот например

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 29742
Готовится: 309
Посетители
Гостей: 417
Всего сегодня: 2139