Публикация

Дом Н. А. Толстого - Дом Д. П. Татищева

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1790-1795
Стиль: Классицизм

Фотография 1920-1925 г.

ГМИ СПб Инв.№-II-А-3539 ф (сайт goskatalog.ru )

 

Утраченное здание

 

Дом Н. А. Толстого
Начало 1790-х -

 

Дом Д. П. Татищева

Начало 1840-х - архитектор Симон Бернар - корпус по Караванной ул., 10

 

около 1920 - пострадал от пожара
1925 - снесен

 

 

 

  • фото

    Б.Патерсен. Вид набережной Фонтанки
    у Симеоновского моста. Не позднее 1798.
    Эрмитаж, инв.№ ЭРЖ-1673 (добавил Сергей Г )

  • фото

    Фотография начала XX в.
    ГМИ СПб Инв.№-II-А-3712 ф ( goskatalog.ru).
    Дом - справа, пятый от угла (добавила Анна Трепакова )

  • фото

    Н.А.Толстой.
    (Анатолий Иванов. Дома и люди.
    Из истории петербургских особняков)

  • фото

    Д.П.Татищев.
    (Анатолий Иванов. Дома и люди.
    Из истории петербургских особняков)

  • фото

    Группа военачальников на открытии
    памятника Вел. Кн. Николаю Николаевичу,
    1914 ( pastvu.com ).
    На заднем плане дом по Караванной ул., 10

"[…] граф Н. А. Толстой, заключив брачный союз с княжной А.И. Барятинской, к началу 1790-х годов выстроил на "порозжем месте", купленном у отставного бригадира Стейнбока, трехэтажный дом с шестиколонным портиком. Он хорошо виден на одной из картин Б. Патерсена того времени.

 

[…]

Граф Николай Александрович Толстой (1765 - 1816), правнук петровского сподвижника П.А. Толстого […] пользовался благоволением и Екатерины II, и Павла, и Александра I. При последнем граф, по своей должности обер-гофмаршала, заведовавшего царским столом, находился безотлучно, сопровождая его во всех поездках по России и за границей. […]

 

После смерти графа его вдова продала участок коллежской советнице Кайдановой. В 1820-х годах здесь нанимал квартиру Д.П. Татищев, впоследствии купивший полюбившийся ему особняк. Впрочем, в ту пору он не часто бывал в Петербурге: карьера дипломата, начатая им еще при Павле, требовала постоянных и длительных отлучек. […]

 

Все это время, помимо основных своих занятий, он с жаром отдавался коллекционированию, преимущественно картин [...]. Особой ценностью отличался так называемый «татищевский складень» - переносной алтарь работы великого нидерландского мастера XV века Яна ван Эйка. Позднее этот шедевр вошел в состав эрмитажной коллекции, а в 1930-х годах его продали одному американскому миллионеру. Наряду с живописью, Дмитрий Павлович собирал также старинное оружие и предметы прикладного искусства.

 

В 1841 году он отошел от дел и мог наконец заняться приведением в порядок своих коллекций. Вот что пишет о нем в своих "Записках" М.А. Корф: "Татищев принадлежал к числу умнейших людей нашего века и занимал блестящую ступень в дипломатическом кругу. По переезде в Петербург он не жил открыто, но имел великолепно убранный дом и потом выстроил еще другое здание с каким-то необыкновенным фасадом (на Караванной улице) для помещения в нем своих богатых и разнообразных коллекций, целого музея, собранного им в чужих краях с большими трудами и издержками".

 

Дом, о котором пишет Корф, возведен по проекту […] швейцарского архитектора Б. Симона […].

 

Не имея детей, Татищев завещал коллекцию Николаю I, и в 1845 году она частично пополнила собою эрмитажное собрание. Наследникам […] достались его дома на Фонтанке и Караванной.

 

В первом из них в течение десяти лет, с 1859-го но 1869 год, помещался Английский клуб, а впоследствии его арендовали различные увеселительные заведения кафешантанного типа. Во втором же со временем обосновалась гостиница средней руки, и из храма искусства он превратился в обычный доходный дом. Только небывалой высоты окна напоминали о его прежнем, исконном назначении."

(Анатолий Иванов. Дома и люди. Из истории петербургских особняков. М. - СПб, ЦЕНТРПОЛИГРАФ МиМ Дельта, 2007, с.223-227)

Добавила Анна Трепакова

 

 

"В этом же фронте, рядом с новым монументальным, но неинтересным фасадом, теперь зияет отверстие из-за отсутствия дома, тронутого пожаром во время революции. После он постепенно был разрушен поселившимися здесь бандитами, устроившими внутри него, где-то в глубине, свое логово и исподволь разбиравших деревянные части на свои нужды и для промысла. В свое время это было рассказано мной корреспондентам газет и послужило во спасение другого старого здания - Павловских казарм,  которые были наконец переданы Электротоку и прекрасно отремонтированы.

 

Упомянутый дом выходил тоже и на Фонтанку, и на Караванную. Он был классического, вероятно, типа [по]стройки 18-го века - при Екатерине или Павле, а может быть, и при Александре I.

 

Когда он разрушился, не было времени его обмерить. Помню его симметричный, смело и широко решенный план с хорошим двором, на который лестницы выходили полукруглыми клетками.

 

Фасад, помнится, был типичного построения - рустованный нижний этаж на плитном цоколе, с хорошими замковыми камнями в окнах. Пилястровый или полуколонный ордер поддерживал фронтон. Внутри бельэтаж был с хорошими комнатами прекрасной высоты, с благородными карнизами, с сочной лепкой. Хороший рисунок дверей, прекрасные кое-где камины белого мрамора с вставками темного. Кажется, один или несколько этих каминов удалось перенести в музей Старого Петербурга в Серебряниковский дом Аничковой усадьбы.

 

Какую радующую культуру строительства являли даже остатки этого дома в разной степени разрушения. Все части имели выработавшийся десятилетиями стандарт, в котором, возможно, не последнюю роль играл Кваренги. Все было просто, крепко, красиво, шаблоны не выродились, все исходило из одного типа классического канона. Таковы переплеты в восемь и шесть стекол, шаблоны карнизов, дверей и наличников к ним, [...], лестничные и балконные перила и т.д. (1790-1820 годы). Потом все начало усложняться и путаться, нагромождались через каждые 20, даже 10 лет новые стены, новые стандарты на старые - создалась постепенно мешанина... Я задержался на этом доме невольно, вспоминая эпизоды разрушения Ленинграда в годы Гражданской войны."

(Л. А. Ильин. Прогулки по Ленинграду. СПб, 2012, с.56-57)

Добавила 3oya

 

 

 

  • фото

    "Красная газета",
    №225(2269), 02.10.1925 г. С.4
    (добавил lenarch )

  • фото

    Фотография Л.Г.Андреевского, 1926.
    ГМИ СПб Инв.№-II-А-3449 ф ( goskatalog.ru )

"Вчера откомхоз закончил сломку печальной памяти «Караванной гостиницы». Огромный дом, выходивший одним фасадом на наб. Фонтанки и другим на ул. Толмачева [Караванную ул. - S.P.], издавна был "известным" притоном разврата. Дом стоял разрушенным с 1920 года, служа пристанищем для воров и пр. преступников, которые в развалинах устроили себе "уютные" квартиры. Сегодня будет приступлено к разбору 3-этажной стены, выходящей на Фонтанку. В связи с этим проезд по наб. Фонтанки закрыт."

(«Красная газета», №225(2269), 02.10.1925 г., с.4)

Добавил lenarch

 

 

Весь участок от Фонтанки до Караванной улицы очень долго оставался пустым (он был с обеих сторон огорожен забором, за которым были какие-то хозяйственные постройки). В конце XX - начале XXI в. на этом месте был построен бизнес-центр.

 

 

 

8 комментариев
419 просмотров
Добавил: S.P., 15 Мая 2023, 14:35
Редактировано: 16 Мая 2023, 00:25
Оцените:
(4 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34347.html' target='_blank'>Дом Н. А. Толстого - Дом Д. П. Татищева на Citywalls.ru</a>
Всего 8 комментариев
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31766
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 1934
Всего сегодня: 842