Публикация
Аэродром "Крылья" - Комендантский аэродромС-6А на Комендантском аэродроме. Аэродром "Крылья" - Комендантский аэродром Богатырский пр., 3-9 - Богатырский пр., 2-8, Коломяжский пр., 18-22, ул. Генрала Хрулева - Байконурская ул. 1910 - 1963 - закрыт
С начала XVIII в. за Чёрной речкой находилась так называемая Комендантская дача - большой участок земли, который был в ведении коменданта Петропавловской крепости. Прилегавшее к нему поле, названное Комендантским полем.
Другим из первых аэродромов России является Комендантский аэродром. Название зародилось еще в петровские времена, по названию поля, где была дача коменданта Петропавловской крепости. Учреждая должность коменданта города, который одновременно являлся и комендантом Петропавловской крепости, Пётр I, кроме жалования, повелел отдать ему во владение мызу Токсово и отмежевать особую дачу на Чёрной речке со всеми угодьями и сенными покосами. Местность получила сначала название Комендантская дача. Но дарованные угодья больше походили на неухоженное поле - за ним закрепилось другое название - Комендантское поле. После того, как в 1796 г. должности коменданта города и крепости были разделены, этот участок закрепили за комендантом Петропавловской крепости. В первой половине XIX в., когда в России начали культивировать картофель, комендантское управление крепости сдало часть своих земель в аренду под огороды.
Название этого района корнями уходит в глубь петровских времен, когда право пользоваться этим участком земли по повелению Петра I получили коменданты Петропавловской крепости.
, и его стали называть Комендантской дачей, а позднее – Комендантским полем. В XIX в. это была глухая и малозастроенная территория: на карте 1831 г. тут отмечены огороды и поля, перемежавшиеся кустарниками и рощицами. Единственной постройкой являлась Комендантская дача, комендантское управление крепости сдавало окрестные земли в аренду под огороды.
В истории Петербурга Комендантское поле вошло как место, где происходило рождение русской авиации. Первые аэродромы в России появились на петербургской земле - это были Гатчинский, Корпусной и Комендантский аэродромы. В 1893 на Комендантском поле оборудован Удельный скаковой ипподром, с 1908 на нём устраивались показательные полёты авиаторов, в мае 1910 прошли первые в России международные авиационные соревнования.
Осенью 1893 г. территорию бывшего Комендантского поля пересекла линия Приморской железной дороги из Новой Деревни в Озерки (длина 7,5 км). Ж/д платформа «Скачки» находилась у входа на ипподром, который стали называть Коломяжским или Удельным. Ипподром использовался по своему назначению только летом, пока на Чёрной речке находились дачники, а остальное время года пустовал.
С 1908 г., когда в столице возник Императорский Всероссийский аэроклуб, располагавшийся рядом Коломяжский (Удельный) ипподром использовался для испытания летательных аппаратов, а в мае 1910 г. здесь состоялась первая в России Авиационная неделя. Она вызвала огромный интерес у публики, однако скаковое поле ипподрома было не очень удобным для полетов, и в Аэроклуб поступали самые разные предложения относительно места для устройства аэродрома. Как наиболее подходящее, "чрезвычайно удобное по своей величине и близости к Петербургу", выбрали до сих пор использовавшееся под огороды Комендантское поле. В то время оно арендовалось товариществом "Крылья" у коменданта Санкт-Петербургской (то есть Петропавловской) крепости, поэтому и аэродром сперва тоже назывался "Крылья". По договору вся спортивная и техническая сторона возлагалась на Аэроклуб, а коммерческая – на товарищество. Кстати, по договору, утвержденному позднее, в 1912 г., территория аэродрома арендовалась у коменданта крепости Всероссийским аэроклубом на двенадцать лет, начиная с 1 января 1914 г., с платой 13 тыс. руб. в год. В короткий период Комендантское поле стало аэродромом: его оградили, построили трибуны и ангары, сделали подъездные пути и т. д. Для производства работ направили команду саперов и телефонистов одного из расквартированных в столице саперных батальонов.
Для того, чтобы территория не простаивала и приносила доход, с появлением заезжих гастролеров-авиаторов ипподром начал использоваться и как аэродром. Тем более что ровной, достаточной по размерам и оборудованной трибунами и вспомогательными помещениями площадки лучше было и не сыскать. В 1910 г. Комендантский ипподром был переоборудован под аэродром для показательных выступлений летчиков. В сентябре 1910 на нём прошёл 1-й Всеросийский праздник воздухоплавания. На нем проводились праздники воздухоплавания, испытывались и осваивались различные типы аэропланов, как российских, так и зарубежных. __________________
И к осени 1910 г. к западу от Коломяжского ипподрома Русским товариществом воздухоплавания «Крылья» на бывшем Комендантском поле был построен аэродром, который вскоре стал известен под названием Комендантский. Поэтому его можно считать первым гражданским аэродромом России, т. к. изначально он принадлежал не военным, а гражданским лицам и организациям. А вошел аэродром в историю как место проведения первого Всероссийского праздника воздухоплавания (8–29 сентября (21 сентября – 12 октября) 1910 г.). С этого времени началась его авиационная история. Открытие аэродрома приурочили к первому Всероссийскому празднику воздухоплавания в 1910 г. В афишах и объявлениях это место обозначалось так: "Аэродром товарищества "Крылья", Коломяги, Комендантское поле".
Одним из хорошо оборудованных аэродромов являлся Комендантский аэродром (Петербург). В 1911 году он имел четыре ангара на четыре самолета каждый. К началу 1913 года на аэродроме имелись уже мастерские, склад авиационного имущества, склад ГСМ, гараж, радиотелеграфная станция и др. Аэродром был электрифицирован. К аэродрому подводится шоссейная дорога Комендантский аэродром. В 1915 году был составлен проект, предусматривающий значительные работы по «упорядочению и ремонту аэродрома». В число работ были включены устройство водопровода, реконструкция внутриаэродромных дорог, осушение аэродрома, постройка ангаров, мастерской, котельной центрального отопления. С Комендантского аэродрома совершил первый перелет в Кронштадт авиатор Г. В. Пиотровский. В 1910 г. пилоты Лев Мациевич и Михаил Ефимов совершили первые ночные полеты. Во время проведения Всероссийского праздника воздухоплавания произошла первая в отечественной авиации трагедия: 24 сентября (7 октября) 1910 г. во время очередного полета «Фарман» летчика Л. М. Мациевича разрушился в воздухе, летчик выпал из аэроплана и разбился. А совсем недавно, 10 (23) сентября 1910 г. Л. М. Мациевич установил на этих соревнованиях рекорд продолжительности полета, пробыв в воздухе 44 мин. 12,2 с. 16 мая 1911 г. установлен памятный знак на месте падения Мациевича. Массивную гранитную плиту, сооруженную Высочайше утвержденным "особым комитетом на усиление флота" на добровольные пожертвования, открыли в намеченный срок Памятный знак в честь Мациевича уцелел до наших дней среди новостроек бывшего Комендантского аэродрома, в сквере между домами № 11 и № 13 по Аэродромной ул.
24 сентября 1910 на Комендантском аэродроме погиб пилот и изобретатель Л. М. Мациевич. Под впечатлением этой трагедии Г. Е. Котельников начал работу над созданием парашюта (отсюда название современной Парашютной ул.). Здесь он проводил испытания ранцевого авиационного парашюта. В октябре 1911 пилот Е. В. Руднев и механик С. Плотников совершили перелёт Петербург - Гатчина. В 1911 с аэродрома стартовали участники первого в России группового перелёта Петербург - Москва
По соседству с аэродромом, около ж/д станции «Скачки» Озерковского направления Приморской железной дороги, была построена в 1911 г. основная сборочная мастерская Первого Российского товарищества воздухоплавания (ПРТВ), т. н. Авиационная станция. Комендантский аэродром в Новой Деревне был оставлен Всероссийскому аэроклубу. Комендантский аэродром служил не только местом показательных полетов, но и серьезным учебным центром. 3 мая 1912 г. здесь открылась авиационная школа Всероссийского аэроклуба.
Летчик-спортсмен В. А. Лебедев, испытавший первые отечественные аэропланы заводской постройки «Россия-А» и «Россия-Б», 30 апреля 1911 г. открыл на Комендантском аэродроме частную авиационную школу. А в апреле 1914 г. на арендованном участке в Новой Деревне рядом с Комендантским аэродромом он построил несколько производственных помещений, положив начало «Воздухоплавательному заводу акционерного общества воздухоплавания В. А. Лебедева. В 1917 г. В. А. Лебедев был назначен также заведующим Комендантским аэродромом. На Комендантском аэродроме на заре развития авиации начинались и завершались многие знаменитые перелеты. Так, например, 24 (12) июля 1912 г. здесь совершил посадку аэроплан «Райт» В. М. Абрамовича, который за 23 дня покрыл расстояние в 1500 верст с Иоганистальского аэродрома под Берлином (Германия) до Санкт-Петербурга, проведя в воздухе со своим пассажиром (К. Гакштерккером) в общей сложности 17 ч 26 мин. летного времени.
Еще одна ипостась Комендантского аэродрома – это испытательный полигон отечественного самолетостроения. Дело в том, что власти отвели аэродром для испытания аэропланов, произведенных на частных заводах. С этого времени арендная плата за землю взималась не только с Всероссийского аэроклуба, но и с тех фирм, чьи ангары располагались возле летного поля. Большинство из них, разумеется, принадлежали Руссобалту и 1-му Товариществу воздухоплавания. 3 (16) мая 1912 г. на Комендантском аэродроме состоялось открытие авиашколы Императорского всероссийского аэроклуба. В феврале 1913 г. в ангаре этой школы И.В.А.К., арендованном РБВЗ, под руководством И. И. Сикорского началась сборка первого в мире многомоторного самолета С-9, названного «Грандом». В марте 1913 г. на Комендантским аэродроме был испытан первый в мире многомоторный тяжелый самолет И. И. Сикорского. Сборка самолета началась в феврале 1913 г. в ангаре, арендованном у Всероссийского Императорского аэроклуба на Комендантском аэродроме. Опытный образец двухмоторного аппарата впервые лично был испытан конструктором. Из-за своих огромных по тому времени размеров ему было присвоено имя «Гранд» («Большой») с приставкой «Балтийский» (по месту сборки самолета – РБВЗ). Полет прошел удачно, однако мощности двигателей явно не хватало. Вскоре были добавлены еще два мотора германской фирмы «Аргус». Повторный полет (уже с четырьмя моторами) аппарата состоялся 23 июля (5 августа) 1913 г. 4 марта 1913 г. гигант впервые выкатили на летное поле. Сикорский лично испытывал свой самолет.
Территория Комендантского аэродрома служила не только задачам авиации. Так в мае 1913 г. здесь проходили открытые испытания сельскохозяйственных тракторов и автомобильных "плугов-гигантов".
(Виталий Лебедев, председатель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники)
Во время первой мировой войны аэродром использовался в военных целях. В годы 1-й мировой войны Комендантский аэродром - военный аэродром. В начале 1920-х гг. здесь сформирована 1-я отдельная эскадрилья истребителей. В 1930-1950-х - учебная и испытательная база ВВС. В 1920-1930-х гг. на К. а. обучались молодые лётчики, проводились испытания самолётов советских конструкторов (отсюда название пр. Испытателей). В 1930-1950-х аэродром был учебной и испытательной базой ВВС. В 1930-х гг. авиаконструктор Николай Поликарпов испытывал здесь истребители серии «И».
В 1941-1944 - базировались полки истребительной авиации, приземлялись транспортные самолёты с «большой земли». До 1959 на К. а. базировались транспортная авиация Ленинградского ВО, а также ряд служб и подразделений Военной инженерной академии им. А. Ф. Можайского и Военной академии связи. В 1963 полёты с К. а. прекращены. С начала 70-х гг. территория К. а. - район массового жилищного строительства (авторы проекта застройки арх-ры Г. Н. Булдаков, А. И. Наумов, А. В. Гордеева и др.). В 1982 в районе К. а. открыта станции метро «Пионерская», проходящий по его территории Богатырский пр. - часть Центральной дуговой магистрали. Память о К. а. сохранилась в наименовании Аэродромной ул. В средней школе № 66 - Народный музей «Икар», экспонаты которого рассказывают об истории К. а. Одна из магистралей К. а. названы Аллеей Поликарпова - в честь советского авиаконструктора Н. Н. Поликарпова, работавшего в 20-30-х гг. на К. а.
именно с Комендантского аэродрома был совершен первый в нашей стране официальный авиарейс по доставке почты из Петрограда в Москву.
В годы ВОв
Многие из конструкторов, технологов, мастеров, рабочих всех специальностей завода проживали по соседству с Комендантским аэродромом. 24 и 27 июня 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об эвакуации оборонных производств из прифронтовой полосы в тыл. В то время (с 04.1941.) директором авиазавода № 23 был И. С. Обозный.
Однако, с эвакуацией авиационная жизнь Завода N 23 и Комендантского аэродрома не прекратилась. Во время блокады Комендантский аэродром был одним из немногих действовавших прифронтовых аэродромов. На аэродроме базировались подразделения истребительной авиации, защищавшие город от налётов фашистских авиации. С одной взлётно-посадочной полосой аэродрома в необычайно трудных условиях приземлялись и взлетали: Н. А. Зеленов, П. А. Пилютов, П. А. Покрышев, Н. И. Свитенко, А. Н. Сторожаков, С. А. Титовка, Н. Я. Тотмин, А. В. Чирков, Ф. М. Чубуков.
Аэродром не раз подвергался артиллерийским обстрелам и авианалётам. Во время одного из таких налётов немецкой авиации в сентябре 1941 г. пострадали склады с горючим, казармы, столовая и обелиск на месте дуэли А. С. Пушкина. В декабре 1941 г. от взрыва артиллерийского снаряда сгорел один из цехов, развернувшегося здесь авиаремонтного производства. Пришлось спешно строить капониры и прятать в них самолёты, усиливать зенитную защиту. Осенью 1941 г. Комендантский аэродром работал без перерыва, принимая и отправляя транспортные самолёты. Однако, в конце ноября 1941 г. из-за интенсивных обстрелов аэродром, как транспортный перевалочный узел пришлось закрыть. Хотя воздушный мост между Комендантским аэродромом и “большой землёй” не переставал действовать и в декабре 1941 г., когда с большой секретностью был построен дублёр «Комендантского» - аэродром «Смольное» (в послевоенное время, получивший название – «Ржевка»). После чего с Комендантского аэродрома на него перебазировался 286-й истребительный авиационный полк, разгрузив аэродром на севере города. За годы войны аэродром «Смольное», благодаря своей уникальной маскировке, так и не был обнаружен фашистами и противник бомбил ложный аэродром, находившийся неподалёку, в Бернгардовке. В 1944 г. война отступила от города. Начал оживать и авиационный завод на краю Комендантского аэродрома. В соответствии с приказом по Народному Комиссариату авиационной промышленности № 575 от 22 ноября 1944 г. на базе завода № 23 был организован новый авиазавод № 272. Все цеха бывшего завода “Авиа-Балт”, а ныне завода № 272, располагались на 1-й площадке, на Строгановской наб., 1 (с 1952 Выборгская наб.). А агрегатно-сборочный цех, участки штамповочно-заготовительного и деревообделочного производств, котельная, Лётно-испытательная станция (ЛИС) располагались непосредственно у аэродрома. Активная жизнь Комендантского аэродрома продолжалась до конца 1950-х гг. После войны, до 1959 г., здесь располагались транспортная авиация Ленинградского военного округа, а также ряд служб и подразделений Военной инженерной академии им. А.Ф. Можайского и Военной академии связи.
В 1963 г. с его лётного поля взлетел последний самолет. После чего эта территория была включена в новый Генплан как «подлежащая массовому жилому строительству». По воспоминаниям коломяжских старожилов, территория бывшего Комендантского аэродрома представляла собой к концу 1960-х гг. огромное пространство, занятое огороженными складами и хозяйственными постройками, многие из которых стояли заброшенными. Пустые места представляли собой главным образом болотистые участки, поросшие кустарником и камышами.
В 1973 г. строители возвели здесь первые два дома. Первая улица нового микрорайона получила 2 ноября 1973 г. название - Аэродромная, в память о славном Комендантском аэродроме. Массовая застройка этого микрорайона началась в середине 1970-х гг. В названиях магистралей новостроек бывшего Комендантского аэродрома отражалась история отечественного воздухоплавания В память о первых русских летчиках остались только названия улиц, имеющих авиационную тематику – Парашютная, Испытателей, Авиаконструкторов, Сикорского, Котельникова. В конце 1982 г., была открыта станция метро «Пионерская».
http://ivak.spb.ru/aviation/komendantskij-aerodrom-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html (Глезеров С. Исторические районы Петербурга от А до Я. С.51-53.) 5 комментариев
792 просмотра Добавил: Mary, 10 Февраля 2018, 20:36
Редактировано: 9 Февраля 2023, 09:53
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34043.html' target='_blank'>Аэродром "Крылья" - Комендантский аэродром на Citywalls.ru</a>
Всего 5 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32107
Готовится: 78
Улицы: 2698
Архитекторы: 4131
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14204
Всего сегодня: 8612
|
Коллеги, я почитала статью, но какое-то странное ощущение от неё.
Во-первых, зачем на разные лады повторять одно и то же про "петропавловского коменданта" и его дачу?
Во-вторых, много напутано (смешано) по ипподрому и аэродрому.
В-третьих, вообще всякой ерунды написано.
Например: "В советское время на Комендантском аэродроме испытывали свои машины первые русские авиаконструкторы Я.М. Гаккель, И.И. Сикорский и др."
Игорь Иванович Сикорский, конечно, гордость отечественной авиации, но из Советской России он эмигрировал.
Далее: "Недалеко оборудовали первую в России авиационную станцию, производившую сборку и испытания иностранных самолетов. Испытывал самолеты внук художника Айвазовского летчик К.К. Арцеулов, а его учениками стали В.П. Чкалов и М.В. Водопьянов".
Всё это замечательно, но Арцеулов имеет отношение к первой в России "авиационной станции" (хотя это называлось по-другому), а Чкалов с Водопьяновым в то время были детьми.
Вот тоже: "Огромную роль Комендантский аэродром сыграл во время ленинградской блокады. Здесь приземлялись Ил-2 и "Дугласы", привозившие продовольствие и увозившие на Большую землю ленинградцев".
Ил-2 - это штурмовик - экипаж 2 чел. (лётчик и стрелок), что он мог перевозить, я себе слабо представляю.
Всё, что цитируется по В.В. Лебедеву - это хорошо и качественно. Но желательно в первой части хотя бы отделить его текст от предыдущего. Пока у кого-нибудь руки не дойдут отредактировать. Или вообще оставить только его текст.