Публикация

Аэродром "Крылья" - Комендантский аэродром

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1910
Стиль:

С-6А на Комендантском аэродроме.

Аэродром "Крылья" - Комендантский аэродром

Богатырский пр., 3-9 - Богатырский пр., 2-8, Коломяжский пр., 18-22, ул. Генрала Хрулева - Байконурская ул.

1910 -

1963 - закрыт

 

 

С начала XVIII в.  за Чёрной речкой находилась так называемая Комендантская дача - большой участок земли, который был в ведении коменданта Петропавловской крепости. Прилегавшее к нему поле, названное Комендантским полем.

 

Другим из первых аэродромов России является Комендантский аэродром. Название зародилось еще в петровские времена, по названию поля, где была дача коменданта Петропавловской крепости. Учреждая должность коменданта города, который одновременно являлся и комендантом Петропавловской крепости, Пётр I, кроме жалования, повелел отдать ему во владение мызу Токсово и отмежевать особую дачу на Чёрной речке со всеми угодьями и сенными покосами. Местность получила сначала название Комендантская дача. Но дарованные угодья больше походили на неухоженное поле - за ним закрепилось другое название - Комендантское поле. После того, как в 1796 г. должности коменданта города и крепости были разделены, этот участок закрепили за комендантом Петропавловской крепости. В первой половине XIX в., когда в России начали культивировать картофель, комендантское управление крепости сдало часть своих земель в аренду под огороды.

 

Название этого района корнями уходит в глубь петровских времен, когда право пользоваться этим участком земли по повелению Петра I получили коменданты Петропавловской крепости.

 

, и его стали называть Комендантской дачей, а позднее – Комендантским полем.

В XIX в. это была глухая и малозастроенная территория: на карте 1831 г. тут отмечены огороды и поля, перемежавшиеся кустарниками и рощицами. Единственной постройкой являлась Комендантская дача, комендантское управление крепости сдавало окрестные земли в аренду под огороды.

  • фото

    Фарус-план С.Петербурга
    1914 год

  • фото

    1914 год.
    План из путеводителя Суворина:
    Весь Петербург

  • фото

В истории Петербурга Комендантское поле вошло как место, где происходило рождение русской авиации.

Первые аэродромы в России появились на петербургской земле - это были Гатчинский, Корпусной и Комендантский аэродромы.

В 1893 на Комендантском поле оборудован Удельный скаковой ипподром, с 1908 на нём устраивались показательные полёты авиаторов, в мае 1910 прошли первые в России международные авиационные соревнования.

 

Осенью 1893 г. территорию бывшего Комендантского поля пересекла линия Приморской железной дороги из Новой Деревни в Озерки (длина 7,5 км). Ж/д платформа «Скачки» находилась у входа на ипподром, который стали называть Коломяжским или Удельным. Ипподром использовался по своему назначению только летом, пока на Чёрной речке находились дачники, а остальное время года пустовал.

 

С 1908 г., когда в столице возник Императорский Всероссийский аэроклуб, располагавшийся рядом Коломяжский (Удельный) ипподром использовался для испытания летательных аппаратов, а в мае 1910 г. здесь состоялась первая в России Авиационная неделя.

Она вызвала огромный интерес у публики, однако скаковое поле ипподрома было не очень удобным для полетов, и в Аэроклуб поступали самые разные предложения относительно места для устройства аэродрома. Как наиболее подходящее, "чрезвычайно удобное по своей величине и близости к Петербургу", выбрали до сих пор использовавшееся под огороды Комендантское поле. В то время оно арендовалось товариществом "Крылья" у коменданта Санкт-Петербургской (то есть Петропавловской) крепости, поэтому и аэродром сперва тоже назывался "Крылья". По договору вся спортивная и техническая сторона возлагалась на Аэроклуб, а коммерческая – на товарищество. Кстати, по договору, утвержденному позднее, в 1912 г., территория аэродрома арендовалась у коменданта крепости Всероссийским аэроклубом на двенадцать лет, начиная с 1 января 1914 г., с платой 13 тыс. руб. в год.

В короткий период Комендантское поле стало аэродромом: его оградили, построили трибуны и ангары, сделали подъездные пути и т. д. Для производства работ направили команду саперов и телефонистов одного из расквартированных в столице саперных батальонов.

 

Для того, чтобы территория не простаивала и приносила доход, с появлением заезжих гастролеров-авиаторов ипподром начал использоваться и как аэродром. Тем более что ровной, достаточной по размерам и оборудованной трибунами и вспомогательными помещениями площадки лучше было и не сыскать.
Впервые ипподром стал аэродромом в 1908 г., когда здесь выступал с показательными полетами француз Ж. Леганье. Так началась новая, авиационная история этой территории.
Осенью следующего года француз А. Гюйо на моноплане «Блерио» при грандиозном стечении народа три раза облетел вокруг ипподрома. Произошло это 18 ноября 1909 г.
С 25 апреля по 2 мая 1910 г. на Коломяжском ипподроме были проведены первые в России авиационные состязания, названные Первой Петербургской авиационной неделей.

В 1910 г. Комендантский ипподром был переоборудован под аэродром для показательных выступлений летчиков.

В сентябре 1910 на нём прошёл 1-й Всеросийский праздник воздухоплавания. На нем проводились праздники воздухоплавания, испытывались и осваивались различные типы аэропланов, как российских, так и зарубежных.
Однако вскоре стало ясно, что без строительства специального аэродрома не обойтись.

__________________

 

И к осени 1910 г. к западу от Коломяжского ипподрома Русским товариществом воздухоплавания «Крылья» на бывшем Комендантском поле был построен аэродром, который вскоре стал известен под названием Комендантский. Поэтому его можно считать первым гражданским аэродромом России, т. к. изначально он принадлежал не военным, а гражданским лицам и организациям. А вошел аэродром в историю как место проведения первого Всероссийского праздника воздухоплавания (8–29 сентября (21 сентября – 12 октября) 1910 г.). С этого времени началась его авиационная история.
Осенью 1910 к Западу от ипподрома на средства товарищества "Крылья" построен Комендантский аэродром.

Открытие аэродрома приурочили к первому Всероссийскому празднику воздухоплавания в 1910 г. В афишах и объявлениях это место обозначалось так: "Аэродром товарищества "Крылья", Коломяги, Комендантское поле".

 

Одним из хорошо оборудованных аэродромов являлся Комендантский аэродром (Петербург). В 1911 году он имел четыре ангара на четыре самолета каждый. К началу 1913 года на аэродроме имелись уже мастерские, склад авиационного имущества, склад ГСМ, гараж, радиотелеграфная станция и др. Аэродром был электрифицирован.

К аэродрому подводится шоссейная дорога Комендантский аэродром. В 1915 году был составлен проект, предусматривающий значительные работы по «упорядочению и ремонту аэродрома». В число работ были включены устройство водопровода, реконструкция внутриаэродромных дорог, осушение аэродрома, постройка ангаров, мастерской, котельной центрального отопления.

С Комендантского аэродрома совершил первый перелет в Кронштадт  авиатор Г. В. Пиотровский. В 1910 г. пилоты Лев Мациевич и Михаил Ефимов совершили первые ночные полеты.

Во время проведения Всероссийского праздника воздухоплавания произошла первая в отечественной авиации трагедия: 24 сентября (7 октября) 1910 г. во время очередного полета «Фарман» летчика Л. М. Мациевича разрушился в воздухе, летчик выпал из аэроплана и разбился. А совсем недавно, 10 (23) сентября 1910 г. Л. М. Мациевич установил на этих соревнованиях рекорд продолжительности полета, пробыв в воздухе 44 мин. 12,2 с. 16 мая 1911 г. установлен памятный знак на месте падения Мациевича. Массивную гранитную плиту, сооруженную Высочайше утвержденным "особым комитетом на усиление флота" на добровольные пожертвования, открыли в намеченный срок Памятный знак в честь Мациевича уцелел до наших дней среди новостроек бывшего Комендантского аэродрома, в сквере между домами № 11 и № 13 по Аэродромной ул.


Но технический прогресс остановить нельзя. 14 мая 1911 г. С.-Петербург был взбудоражен новыми соревнованиями, которые вошли в историю авиации как Вторая авиационная неделя. Среди участников было уже больше русских имен: М. Н. Ефимов, А. А. Кузьминский, В. А. Лебедев, И. И. Стеглау и др.

24 сентября 1910 на Комендантском аэродроме погиб пилот и изобретатель Л. М. Мациевич. Под впечатлением этой трагедии Г.  Е. Котельников начал работу над созданием парашюта (отсюда название современной Парашютной ул.). Здесь он проводил испытания ранцевого авиационного парашюта.

В октябре 1911 пилот Е. В. Руднев и механик С. Плотников совершили перелёт Петербург - Гатчина. В 1911 с аэродрома стартовали участники первого в России группового перелёта Петербург - Москва

 

По соседству с аэродромом, около ж/д станции «Скачки» Озерковского направления Приморской железной дороги, была построена в 1911 г. основная сборочная мастерская Первого Российского товарищества воздухоплавания (ПРТВ), т. н. Авиационная станция.

Комендантский аэродром в Новой Деревне был оставлен Всероссийскому аэроклубу.

Комендантский аэродром служил не только местом показательных полетов, но и серьезным учебным центром. 3 мая 1912 г. здесь открылась авиационная школа Всероссийского аэроклуба.

 

Летчик-спортсмен В. А. Лебедев, испытавший первые отечественные аэропланы заводской постройки «Россия-А» и «Россия-Б», 30 апреля 1911 г. открыл на Комендантском аэродроме частную авиационную школу. А в апреле 1914 г. на арендованном участке в Новой Деревне рядом с Комендантским аэродромом он построил несколько производственных помещений, положив начало «Воздухоплавательному заводу акционерного общества воздухоплавания В. А. Лебедева. В 1917 г. В. А. Лебедев был назначен также заведующим Комендантским аэродромом.

На Комендантском аэродроме на заре развития авиации начинались и завершались многие знаменитые перелеты. Так, например, 24 (12) июля 1912 г. здесь совершил посадку аэроплан «Райт» В. М. Абрамовича, который за 23 дня покрыл расстояние в 1500 верст с Иоганистальского аэродрома под Берлином (Германия) до Санкт-Петербурга, проведя в воздухе со своим пассажиром (К. Гакштерккером) в общей сложности 17 ч 26 мин. летного времени.

 

Еще одна ипостась Комендантского аэродрома – это испытательный полигон отечественного самолетостроения. Дело в том, что власти отвели аэродром для испытания аэропланов, произведенных на частных заводах. С этого времени арендная плата за землю взималась не только с Всероссийского аэроклуба, но и с тех фирм, чьи ангары располагались возле летного поля. Большинство из них, разумеется, принадлежали Руссобалту и 1-му Товариществу воздухоплавания.

3 (16) мая 1912 г. на Комендантском аэродроме состоялось открытие авиашколы Императорского всероссийского аэроклуба. В феврале 1913 г. в ангаре этой школы И.В.А.К., арендованном РБВЗ, под руководством И. И. Сикорского началась сборка первого в мире многомоторного самолета С-9, названного «Грандом».

В марте 1913 г. на Комендантским аэродроме был испытан первый в мире многомоторный тяжелый самолет И. И. Сикорского. Сборка самолета началась в феврале 1913 г. в ангаре, арендованном у Всероссийского Императорского аэроклуба на Комендантском аэродроме. Опытный образец двухмоторного аппарата впервые лично был испытан конструктором. Из-за своих огромных по тому времени размеров ему было присвоено имя «Гранд» («Большой») с приставкой «Балтийский» (по месту сборки самолета – РБВЗ).  Полет прошел удачно, однако мощности двигателей явно не хватало. Вскоре были добавлены еще два мотора германской фирмы «Аргус». Повторный полет (уже с четырьмя моторами) аппарата состоялся 23 июля (5 августа) 1913 г.

4 марта 1913 г. гигант впервые выкатили на летное поле. Сикорский лично испытывал свой самолет.

 

Территория Комендантского аэродрома служила не только задачам авиации. Так в мае 1913 г. здесь проходили открытые испытания сельскохозяйственных тракторов и автомобильных "плугов-гигантов".

 

(Виталий Лебедев, председатель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники)
http://dfnc.ru/c113-sentyabr-2014-4-31/pervye-aerodromy-peterburga-pervye-aerodromy-rossii/

  • фото

    С-6А на Комендантском
    аэродроме.

  • фото

    И.И. Сикорский у «Гранд Балтийского»
    на летном поле.
    Комендантский аэродром. Март 1913 г.

Во время первой мировой войны аэродром использовался в военных целях.

В годы 1-й мировой войны Комендантский аэродром - военный аэродром.
В начале 1920-х гг.  здесь была база эскадрильи истребителей.

В начале 1920-х гг. здесь сформирована 1-я отдельная эскадрилья истребителей.

В 1930-1950-х - учебная и испытательная база ВВС.

В 1920-1930-х гг. на К. а. обучались молодые лётчики, проводились испытания самолётов советских конструкторов (отсюда название пр. Испытателей).

В 1930-1950-х аэродром был учебной и испытательной базой ВВС. В 1930-х гг. авиаконструктор Николай Поликарпов испытывал здесь истребители серии «И».

 

В 1941-1944 - базировались полки истребительной авиации, приземлялись транспортные самолёты с «большой земли». До 1959 на К. а. базировались транспортная авиация Ленинградского ВО, а также ряд служб и подразделений Военной инженерной академии им. А. Ф. Можайского и Военной академии связи. В 1963 полёты с К. а. прекращены.

С начала 70-х гг. территория К. а. - район массового жилищного строительства (авторы проекта застройки арх-ры Г. Н. Булдаков, А. И. Наумов, А. В. Гордеева и др.). В 1982 в районе К. а. открыта станции метро «Пионерская», проходящий по его территории Богатырский пр. - часть Центральной дуговой магистрали. Память о К. а. сохранилась в наименовании Аэродромной ул. В средней школе № 66 - Народный музей «Икар», экспонаты которого рассказывают об истории К. а. Одна из магистралей К. а. названы Аллеей Поликарпова - в честь советского авиаконструктора Н. Н. Поликарпова, работавшего в 20-30-х гг. на К. а.

 

именно с Комендантского аэродрома был совершен первый в нашей стране официальный авиарейс по доставке почты из Петрограда в Москву.
Первый рейс авиапочты стал большим событием. 29 марта 1918 г. на Комендантском аэродроме было необычайно многолюдно. Летчики принимали мешки с письмами и пакетами, отвечали на вопросы собравшихся. Самолеты поднялись и взяли курс на Москву. А 31 марта сообщение об этом событии появилось в газете "Правда".
В советское время на Комендантском аэродроме испытывали свои машины первые русские авиаконструкторы Я.М. Гаккель, И.И. Сикорский и др. Недалеко оборудовали первую в России авиационную станцию, производившую сборку и испытания иностранных самолетов. Испытывал самолеты внук художника Айвазовского летчик К.К. Арцеулов, а его учениками стали В.П. Чкалов и М.В. Водопьянов. Здесь же испытывались и отечественные самолеты, строившиеся на Русско-Балтийском заводе в Новой Деревне – "Русский Витязь" и "Илья Муромец". На Комендантском аэродроме сначала в аэродромной команде, а затем в качестве пилота работал будущий авиаконструктор С.В. Ильюшин.
В 1921 г. отсюда взлетали самолеты на подавление мятежного Кронштадта. В 1920 – 1930-х гг. здесь обучались летному делу курсанты-учлеты (ученики летчиков) Военно-теоретической школы ВВС РККА.
Огромную роль Комендантский аэродром сыграл во время ленинградской блокады. Здесь приземлялись Ил-2 и "Дугласы", привозившие продовольствие и увозившие на Большую землю ленинградцев. Кроме того, на Комендантском аэродроме базировались полки истребительной авиации.

  • фото

    Памятный знак
    на месте гибели
    Льва Мациевича.

  • фото

    Парад летчиков РККА
    на Комендантском аэродроме.
    18 августа 1933 г. Фото В.Федосеева

  • фото

    Парад собаководов на Комендантском
    аэродроме в День авиации.
    18 августа 1933 г.

  • фото

    Комендантский аэродром после
    бомбёжки, зима 1941-1942 гг.

  • фото

    Разгрузка гражданского ПС-84,
    ставшего военно-транспортным
    самолётом Ли-2.

  • фото

    Механики Авиаремонтной базы на
    Комендантском аэродроме за работой.

В годы ВОв
Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 г. И уже 19 сентября 1941 г. первые фашистские бомбы упали на авиационный завод № 23, расположившийся на краю Комендантского аэродрома.


До войны на заводе была сосредоточена практически треть авиационного производства страны. Среди 17 основных авиазаводов в стране в 1930-1939 гг. он был первым по количеству выпускаемых самолётов. Наиболее известным и самым массовым таким самолётом для завода и страны стал легендарный поликарповский У-2 (По-2). Школу У-2 прошёл каждый советский лётчик, а в годы войны в хрупких руках наших женщин-авиаторов.
Перед самой войной, в марте 1941 г., на заводской аэродром выкатился первый экземпляр истребителя С. А. Лавочкина ЛаГГ-3, прообраз будущего самолёта-бойца Ла-5.

Многие из конструкторов, технологов, мастеров, рабочих всех специальностей завода проживали по соседству с Комендантским аэродромом.

24 и 27 июня 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об эвакуации оборонных производств из прифронтовой полосы в тыл. В то время (с 04.1941.) директором авиазавода № 23 был И. С. Обозный.
На подъездных к Комендантскому аэродрому путях, там, где позже располагалась Приморская овощная база, “под парами” стояли эшелоны. С 7 июля по 7 августа с завода № 23 в глубь страны ушло 17 железнодорожных составов с оборудованием, материалами, рабочими и их семьями. При этом 10% численного состава авиазавода (416 чел.) записались в июне-августе 1941 г. добровольцами в народное ополчение. В основном, они вошли во 2-й Приморский стрелковый полк, входивший в 3-ю Фрунзенскую дивизию народного ополчения. Основной части этой дивизии довелось вести бои в Карелии, а первому полку и второй батарее её артполка – на Лужском оборонительном рубеже. Большинство из них погибли от вражеского огня и от голода суровых блокадных дней.
Ленинградский авиационный завод № 23 был эвакуирован в Новосибирск на завод № 153 и в Казань на завод № 387, став основой современных Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова и Казанского вертолётного завода соответственно.

 

Однако, с эвакуацией авиационная жизнь Завода N 23 и Комендантского аэродрома не прекратилась.

Во время блокады Комендантский аэродром был одним из немногих действовавших прифронтовых аэродромов. На аэродроме базировались подразделения истребительной авиации, защищавшие город от налётов фашистских авиации. С одной взлётно-посадочной полосой аэродрома в необычайно трудных условиях приземлялись и взлетали: Н. А. Зеленов, П. А. Пилютов, П. А. Покрышев, Н. И. Свитенко, А. Н. Сторожаков, С. А. Титовка, Н. Я. Тотмин, А. В. Чирков, Ф. М. Чубуков.
Здесь также базировались транспортные самолёты DC-3 (ПС-84) и Ли-2. Бывшие гражданские самолёты ежедневно совершали рейсы на “большую землю”, спасая жителей блокадного Ленинграда.
20 сентября 1941 г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление «Об организации транспортной воздушной связи между Москвой и Ленинградом» и обязал Главное управление ГВФ (ГУ ГВФ) выделять ежедневно по 30-40 самолётов для доставки в осаждённый город не менее 100 т продовольствия, вооружения и боеприпасов. Для выполнения этого задания под командованием С. Н. Шарыкина, В. А. Пущинского и К. А. Бухарова было сформировано три эскадрильи транспортных самолётов Ли-2 Московской авиагруппы особого назначения (МАГОН). Ответственным уполномоченным ГУ ГВФ по организации полётов в Ленинград был утверждён ГКО комиссар Группы И. М. Карпенко. В состав эскадрилий вошли снятые с фронта самолёты ПС-84.
Для сопровождения и охраны транспортных самолётов Ставка Верховного Главнокомандующего выделила три полностью укомплектованных авиаполка: 127-й – майора В. В. Пузейкина из Подмосковья, 286-й – майора П. Н. Баранова с Украины, 154-й под командованием батальонного комиссара А. А. Матвеева с Ленинградского фронта. В 127-й полк входили две эскадрильи, укомплектованные истребителями И-16 и И-153.
Самолёты загружались в Вологде и брали курс на Комендантский аэродром. Обратными рейсами вывезли в Вологду группы детей, женщин, учёных и работников культуры, цветные металлы и военную продукцию ленинградских заводов.

Первопроходцем воздушной “Дороги жизни” стал командир специального звена ПС-84, майор А. П. Лебедев. На его самолёте 10 сентября 1941 г. на землю Комендантского аэродрома ступила нога Г. К. Жукова, который прилетел в город на Неве в качестве командующего Ленинградского фронта (13.09.-10.10.1941). Этот маршрут Жуков повторит в январе 1943 г., когда по приказу Ставки он был снова направлен в Ленинград для координации действий Ленинградского и Волховского фронтов по прорыву блокады Ленинграда и освобождению его от фашистских захватчиков.

 

Аэродром не раз подвергался артиллерийским обстрелам и авианалётам. Во время одного из таких налётов немецкой авиации в сентябре 1941 г. пострадали склады с горючим, казармы, столовая и обелиск на месте дуэли А. С. Пушкина. В декабре 1941 г. от взрыва артиллерийского снаряда сгорел один из цехов, развернувшегося здесь авиаремонтного производства. Пришлось спешно строить капониры и прятать в них самолёты, усиливать зенитную защиту. Осенью 1941 г. Комендантский аэродром работал без перерыва, принимая и отправляя транспортные самолёты.

Однако, в конце ноября 1941 г. из-за интенсивных обстрелов аэродром, как транспортный перевалочный узел пришлось закрыть. Хотя воздушный мост между Комендантским аэродромом и “большой землёй” не переставал действовать и в декабре 1941 г., когда с большой секретностью был построен дублёр «Комендантского» - аэродром «Смольное» (в послевоенное время, получивший название – «Ржевка»). После чего с Комендантского аэродрома на него перебазировался 286-й истребительный авиационный полк, разгрузив аэродром на севере города. За годы войны аэродром «Смольное», благодаря своей уникальной маскировке, так и не был обнаружен фашистами и противник бомбил ложный аэродром, находившийся неподалёку, в Бернгардовке.

Интенсивность воздушных боёв и обилие авиационной техники требовали постоянный и разнообразный ремонт. Поэтому в сентябре 1941 г. на аэродроме была развёрнута Ремонтная база № 1 ВВС Ленинградского фронта, в личный состав которой влились оставшиеся в Ленинграде инженеры и рабочие завода № 23. Они стали ведущими специалистами подразделений базы по ремонту самолётов, получивших повреждения в воздушных боях, защищая небо Ленинграда.
Личный состав авиаремонтной базы № 1 и оборудование пополнились также и от переведённых сюда с южных окраин города ремонтных мастерских, которые до этого базировались на Корпусном аэродроме. С началом войны из-за постоянных артобстрелов он был закрыт в 1941 г. Начальником Ремонтной авиабазы назначили бывшего старшего диспетчера Ленинградского аэропорта А. М. Макаревича. Объединённая ремонтная база Комендантского аэродрома располагалась на трёх основных площадках. 1-я располагалась возле устья Чёрной речки, там, где в 1910-е гг. находился Авиационный отдел «Руссо-Балта». А 2-я и 3-я, ремонтировавшие моторы, - в цехах бывшего завода В. А. Лебедева, около самого Комендантского аэродрома. 800 рабочих и 40 инженеров ремонтировали сбитые, повреждённые самолёты, в том числе и вражеские для дальнейшего использования их на фронте. При ремонтной авиабазе создали специальный цех вооружения.
О героическом прошлом Комендантского аэродрома напоминает памятник на Северном заводе – мемориал «Трудящимся объединения, погибшим в годы войны». На стеле – ставшие бессмертными строки Ольги Бергольц: «Никто не забыт, ничто не забыто».

В 1944 г. война отступила от города. Начал оживать и авиационный завод на краю Комендантского аэродрома. В соответствии с приказом по Народному Комиссариату авиационной промышленности № 575 от 22 ноября 1944 г. на базе завода № 23 был организован новый авиазавод № 272. Все цеха бывшего завода “Авиа-Балт”, а ныне завода № 272, располагались на 1-й площадке, на Строгановской наб., 1 (с 1952 Выборгская наб.). А агрегатно-сборочный цех, участки штамповочно-заготовительного и деревообделочного производств, котельная, Лётно-испытательная станция (ЛИС) располагались непосредственно у аэродрома.
Однако, после войны с Комендантского аэродрома взлетали не только построенные на заводе № 272 самолёты, а затем и вертолёты. Аэродром продолжил функционировать в своём обычном режиме. Здесь стали приземляться транспортные самолёты с уже мирными грузами. Аэродром стал использовался также и для учебных целей.

Активная жизнь Комендантского аэродрома продолжалась до конца 1950-х гг.

После войны, до 1959 г., здесь располагались транспортная авиация Ленинградского военного округа, а также ряд служб и подразделений Военной инженерной академии им. А.Ф. Можайского и Военной академии связи.

 

В 1963 г. с его лётного поля взлетел последний самолет.

После чего эта территория была включена в новый Генплан как «подлежащая массовому жилому строительству».

По воспоминаниям коломяжских старожилов, территория бывшего Комендантского аэродрома представляла собой к концу 1960-х гг. огромное пространство, занятое огороженными складами и хозяйственными постройками, многие из которых стояли заброшенными. Пустые места представляли собой главным образом болотистые участки, поросшие кустарником и камышами.

 

В 1973 г. строители возвели здесь первые два дома. Первая улица нового микрорайона получила 2 ноября 1973 г. название - Аэродромная, в память о славном Комендантском аэродроме. Массовая застройка этого микрорайона началась в середине 1970-х гг.

В названиях магистралей новостроек бывшего Комендантского аэродрома отражалась история отечественного воздухоплавания

В память о первых русских летчиках остались только названия улиц, имеющих авиационную тематику – Парашютная, Испытателей, Авиаконструкторов, Сикорского, Котельникова.

В конце 1982 г., была открыта станция метро «Пионерская».


(В.В. Лебедев  Председатель Секции истории авиации и космонавтики РАН)

http://ivak.spb.ru/aviation/komendantskij-aerodrom-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html

(Глезеров С.  Исторические районы Петербурга от А до Я. С.51-53.)

5 комментариев
792 просмотра
Добавил: Mary, 10 Февраля 2018, 20:36
Редактировано: 9 Февраля 2023, 09:53
Оцените:
(5 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34043.html' target='_blank'>Аэродром "Крылья" - Комендантский аэродром на Citywalls.ru</a>
Всего 5 комментариев
  • 9 Февраля 2023, 23:39

    Коллеги, я почитала статью, но какое-то странное ощущение от неё. 

     

    Во-первых, зачем на разные лады повторять одно и то же про "петропавловского коменданта" и его дачу? 

    Во-вторых, много напутано (смешано) по ипподрому и аэродрому. 

    В-третьих, вообще всякой ерунды написано.

     

    Например: "В советское время на Комендантском аэродроме испытывали свои машины первые русские авиаконструкторы Я.М. Гаккель, И.И. Сикорский и др."

     

    Игорь Иванович Сикорский, конечно, гордость отечественной авиации, но из Советской России он эмигрировал.  

     

    Далее: "Недалеко оборудовали первую в России авиационную станцию, производившую сборку и испытания иностранных самолетов. Испытывал самолеты внук художника Айвазовского летчик К.К. Арцеулов, а его учениками стали В.П. Чкалов и М.В. Водопьянов".

     

    Всё это замечательно, но Арцеулов имеет отношение к первой в России "авиационной станции" (хотя это называлось по-другому), а Чкалов с Водопьяновым в то время были детьми.  

     

    Вот тоже: "Огромную роль Комендантский аэродром сыграл во время ленинградской блокады. Здесь приземлялись Ил-2 и "Дугласы", привозившие продовольствие и увозившие на Большую землю ленинградцев". 

     

    Ил-2 - это штурмовик - экипаж 2 чел. (лётчик и стрелок), что он мог перевозить, я себе слабо представляю. 

     

    Всё, что цитируется по В.В. Лебедеву - это хорошо и качественно. Но желательно в первой части хотя бы отделить его текст от предыдущего. Пока у кого-нибудь руки не дойдут отредактировать. Или вообще оставить только его текст.

     

  • 2 Марта 2023, 23:08

    Увадаемые организаторы! Исправте, пожалуйста, свою ГРУБЕЙШУЮ ошибку, а то ее копируют на других сайтах (Как прошел Всероссийский праздник воздухоплавания? | Время Романовых | Дзен (dzen.ru)) " В советское время на Комендантском аэродроме испытывали свои машины первые русские авиаконструкторы Я.М. Гаккель, И.И. Сикорский и др. НЕ ИСПЫТЫВАЛИ ОНИ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ НИКАКИЕ ЗДЕСЬ САМОЛЕТЫ!!! Ни тот и ни другой!!!

  • 9 Марта 2023, 23:53

    Коллеги, а не прищуриться ли нам как-нибудь на Комендантскую дачу? 😆

     

    Цитирую из статьи: "Другим из первых аэродромов России является Комендантский аэродром. Название зародилось еще в петровские времена, по названию поля, где была дача коменданта Петропавловской крепости. Учреждая должность коменданта города, который одновременно являлся и комендантом Петропавловской крепости, Пётр I, кроме жалования, повелел отдать ему во владение мызу Токсово и отмежевать особую дачу на Чёрной речке со всеми угодьями и сенными покосами. Местность получила сначала название Комендантская дача. Но дарованные угодья больше походили на неухоженное поле - за ним закрепилось другое название - Комендантское поле. После того, как в 1796 г. должности коменданта города и крепости были разделены, этот участок закрепили за комендантом Петропавловской крепости. В первой половине XIX в., когда в России начали культивировать картофель, комендантское управление крепости сдало часть своих земель в аренду под огороды".

     

    Указываю источник (любезно и наконец-то 😇

    Статья В.В. Лебедева "Первые аэродромы Петербурга - первые аэродромы России"

    https://dfnc.ru/images/magazines/PDF/september_2014.pdf

     

    Кстати, Кадету Биглеру рекомендую ознакомиться, там и про Гатчинский есть. 😀

     

    Да. Так вот этими аэродромами на тонких срезах я не занималась, по крайней мере с архивными документами по ним не работала, хотя, разумеется, некоторые железобетонно достоверные сведения у меня есть, т. к. некоторое отношение к ним имела морская авиация. Разумеется, можно было бы покопаться в книжках, их есть у меня, но на это времени нет.

     

    Так что предлагаю взять за основу цитату Лебедева со ссылкой на источник. А лишние повторения из "преамбулы" удалить.

     

    А кто у нас были те коменданты?

    Опираясь вот на эту книгу:

    https://www.spbmuseum.ru/publication/84/2634/

    тут вот:

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_комендантов_Петропавловской_крепости

    указано, что первыми комендантами (при Петре I и ближайших преемниках) были:

     

    Ренне Карл Эвальд генерал от кавалерии (1703—1704)
    Брюс Роман Вилимович генерал-лейтенант (1704—1720) 
    Чемезов Михаил Осипович полковник (1720—1723) 
    Бахмиотов Яков Хрисанфович бригадир (1723—1725) 
    Фаминцын Егор Иванович генерал-майор (1725—1727) 
    Урусов Григорий Алексеевич генерал-майор (1727—1730)

     

    Попытка почерпнуть информацию из имеющихся в моём распоряжении планов и карт "околопетровского" времени и "привязать" её к комендантам ни к чему не привела. Правда, нечто всё же обнаружила: 

     

    Карта части Ладожского озера и Финского залива с прилегающими землями. 1730 г.

     

     

    И, как мы видим, земля эта в широких пределах принадлежала Андрею Ивановичу Остерману. Вроде бы комендантом П-П крепости он не был, бери выше, мужик он более чем авторитетный, к тому же один из соавторов Ништадтского мира (1721 г.). Вполне возможно, что где-нибудь в уголке этой земли и приютилась комендантская дачка, но её как-то надо обнаружить.  😎

     

    Вероятно, после падения Остермана и его опалы при Елизавете Петровне, эта болотистая земля на некоторое время и вовсе превратилась в заброшку, в "дикие покосы" местных крестьян. Не могу знать. 

     

    Вот Геометрический генеральный план Санкт-Петербургского уезда 1786 г.

     

     

    Какой-либо деревеньки на искомом месте здесь мы не видим. Вот и коллега В.В. Лебедев в упомянутой статье пишет: "Но дарованные угодья использовались редко и не очень умело. Они больше походили на неухоженное поле, поэтому за ним плотнее закрепилось другое название – Комендантское поле. После того, как в 1796 г. должности коменданта города и крепости были разделены, этот участок закрепили за комендантом Петропавловской крепости. В первой половине XIX в., когда в России начали культивировать картофель, комендантское управление крепости сдало часть своих земель в аренду под огороды".

     

    На Карте Санкт-Петербургской губернии 1792 г. земля (впоследствии Комендантское поле) обозначена под № 15. Но я не нашла легенды карты, чтобы понять, чья земля:

    http://retromap.ru/14179233_z14_60.000488,30.280594

     

     

    Но где же, чёрт возьми, находилась дача?! Она же должна быть хотя бы в виде дома управляющего, сараев там, гумна какого-нибудь, скотного двора или чего-то ещё... Кто может нам помочь? И тут обнаружилось нечто интересненькое:

    Карта окружности С.Петербурга авторства Вильбрехта 1810 г.:

     

     

    Населённый пункт Обер-комендантская! 

     

    Здесь делаем ремарку, опираясь на Брокгауза и Ефрона, сообщающих нам, что Павел I упразднил обер-комендантские должности (https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/73707/

    "Жалованье О.-комендантам полагалось около 700 руб., а комендантам — от 230 и более. Иногда тем и другим давались, вместо денежного жалованья, деревни. Павел I, рядом указов, относящихся к 1797 г., увеличил власть и значение комендантов, предоставив им право обращаться с донесениями лично к нему, и уничтожил звание О.-коменданта, а также звание комендантов в безгарнизонных городах".

     

    Обер-коменданты были выше комендантов. Однако же какой именно территориальной единицей руководили владельцы этого нас. пункта, и кем они вообще были (имя, отчество, фамилия - в глаза мне смотреть!), надо бы выяснить. Название Обер-комендантская должно было появиться явно до их упразднения. 

     

    Попутно отметим железнодорожную станцию Скачки на карте: Окрестности Санкт-Петербурга. Военно-топографическая карта Шуберта - 3 версты 1855 г.: 

     

     

    1855 г., Карл! Что это было? Между Сестрорецком и Шувалово явно показана железная дорога и на ней станция Скачки:

    http://www.etomesto.ru/map-peterburg_3versty-center/

    Думаю, сей факт не должен пройти мимо внимания любителей "рысистых бегов". 😗

    https://www.citywalls.ru/house21595.html

     

    История Финляндской железной дороги ничего нам не сообщает о "тупиковой ветви эволюции":

    https://terijoki.spb.ru/railway/rw_history.php

     

    Да... Однако же прошла Крымская война (1853-1856 гг.), и что-то я этой ветки не нахожу. Однако же на месте современного Коломяжского путепровода обнаруживаю Комендантский мост. Я полагаю, сей факт заинтересует ревнителей мостов и будет занесён в исторические анналы путепровода. Не то, что мост был, а то, что он имел в то время название Комендантский (https://www.citywalls.ru/house27743.html😇

     

    План Санкт-Петербурга и окрестностей авторства Чайского 1858 г. 

     

     

    В отличие от карты 1855 г., на карте 1858 г. мы видим постройки в южной части Комендансткого поля и начинаем подозревать, что где-то там и находилась комендантская дача. 😕

     

    И вдруг, совершенно "неожиданно" мы её и находим! 😲

    Военно-топографическая карта С.-Петербургской и Выборгской губерний 1858 г.

     

     

    Таким образом, вопрос о первородстве топонимов "Комендантская дача" и "Комендантское поле" остаётся вопросом. Что появилось раньше? Хотя этот вопрос необходимо было решить, и определённые шаги на этом пути были нами сделаны.  😀

     

    Далее будем плести сеть вокруг аэродрома. На этот случай у нас в рукаве есть козыри, это уж, будьте любезны, выложим. 😗

  • 10 Марта 2023, 00:14

    ЦГИА СПб. Фонд 262. Опись 81. Дело 1407

    11.11.1843–12.03.1846 О поверке границ комендантской дачи

    ГУБЕРНСКАЯ ЧЕРТЕЖНАЯ (МЕЖЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ) ПЕТРОГРАДСКОГО ГУБЕРНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ. ПЕТРОГРАД. 1775–1917. / Межевание земель. 1780 -1917

     

    ЦГИА СПб. Фонд 256. Опись 3. Дело 936 

    16.02.1871–18.02.1871 О разрешении на постройку коллежским асессором Кильстремом пешеходного моста через Черную речку при Комендантской даче в Лесном; чертежи

    СТРОИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕТРОГРАДСКОГО ГУБЕРНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ. ПЕТРОГРАД. 1867–1917.Листов: 23

     

    ЦГИА СПб. Фонд 256. Опись 3. Дело 1659 

    07.09.1872–07.12.1872 Об освидетельствовании участка под постройку красильной мастерской Люриха на Комендантской даче у Черной речки в Новодеревенском участке

    СТРОИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕТРОГРАДСКОГО ГУБЕРНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ. ПЕТРОГРАД. 1867–1917.Листов: 6

     

    ЦГИА СПб. Фонд 256. Опись 12. Дело 43 

    30.05.1884–17.06.1884 О разрешении на постройку пиротехнической мастерской Р.Пауля на Комендантской Чернореченской даче в Лесном уч.

    СТРОИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕТРОГРАДСКОГО ГУБЕРНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ. ПЕТРОГРАД. 1867–1917.Листов: 8

     

    ЦГИА СПб. Фонд 256. Опись 15. Дело 80

    08.07.1887–23.10.1887 О разрешении на постройку пиротехнической мастерской Р.Пауля и Н.Серафимовича на Чернореченской Комендантской даче

    СТРОИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕТРОГРАДСКОГО ГУБЕРНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ. ПЕТРОГРАД. 1867–1917. / 1887 годЛистов: 33

     

    ЦГИА СПб. Фонд 224. Опись 3. Дело 1717

    13.04.1915 О разрешении на постройку Д.М.Бокареву по Полевой дороге на Комендантской даче в Новой Деревне

    ПЕТРОГРАДСКАЯ УЕЗДНАЯ ЗЕМСКАЯ УПРАВА. ПЕТРОГРАД. 1865–1918. / Технический отдел / Новодеревенский участок (конец XIX -нач.XXвв. -название участка "Лесной") (Коломяги - улицы А-У; Новая Деревня - улицы Г-Ш; Старая Деревня - улицы Б-П) Листов: 2

     

    ЦГА СПб. Фонд Р-1963. Опись 180-2. Дело 5809

    1924), дома 2, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 33, 36, 37, 38, 48, 52; Комендантский Аэродром (Новая Деревня), дом без номера (дача); Крупновская улица (Новая Деревня), дома 1, 2, 3, 4, 5, 12, 15, 16, 17, 19, 25, 29, 31, 33, 39, 41, 43

    УПОЛНАРКОМФИН И «ГУБФО». / Архивная опись дел постоянного хранения. Списки налогоплательщиков города Ленинграда (Петрограда). Листов: 575

     

    ЦГА СПб. Фонд Р-1963. Опись 180-2. Дело 5844

    1926–1927– здания бывших завода Лебедева и дачи [Клосс]; Комендантский аэродром – Полевой проезд (Новая Деревня), дома 13, 15; Крупновская улица (Новая Деревня), дома 1, 2, 3, 4, 5, 12, 15, 16, 17, 19, 25, 29, 31, 33, 39, 41, 43; Кузнечный переулок (Новая Деревня), дом 1

    УПОЛНАРКОМФИН И «ГУБФО». / Архивная опись дел постоянного хранения. Списки налогоплательщиков города Ленинграда (Петрограда). Листов: 128

     

     

  • 17 Октября 2023, 06:37

    Пожалуйста, отредактируйте текст! В таком виде, с повторами одного и того же, со стилистическими ошибками, его просто невозможно читать!! 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32107
Готовится: 78
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 8612