Строительство в Петергофе гавани для судов планировалось ещё при Петре I. Гости прибывали к берегу на кораблях. Уровень воды в ковше (гавань перед верхними палатами), был выше, чем в Финском заливе. Петр I в 1722 г. приказал сделать шлюз на Большом канале и от него осмотреть места и кольями отыскать, где можно сделать малые каналы к Монплезиру и Эрмитажу «близ лесу или сквозь оной, но смотреть, дабы деревьям великого вреду не чинить». Были ли они построены, сведений не сохранилось. Возможно, что каналы были сделаны (20 - канал от Эрмитажа к Монплезиру, см. 1739 г. План Рандаля), но впоследствии засыпаны. (источник)
Придворный инженер-гидравлик Василий Туволков построил на канале шлюз, за ним начиналась садовая часть канала - Большой канал, позже названный Самсоновский. Шлюз был расположен в районе моста в створе Морской аллеи, его вид в плане показан на карте 1835 г. Позднее его заменила плотина с затвором. В настоящее время она выглядит так (фото), а сужение канала за ней показывает местоположение шлюза (нижняя часть титульного фото).
Строительство резиденции началось в 1714 г., а в августе 1723 г. состоялось её торжественное открытие. К Петрову дню (29 июля - дата официального открытие резиденции) был распланирован Нижний парк, прорыт Большой канал. Полностью отделан Нагорный дворец (будущий «Большой»), Большой каскад, дворцы Монплезир и Марли, работали 16 полноводных водометов.
Фонтан "Самсон" появился только в 1735 г. при императрице Анна Иоанновне. До этого Морской канал и ковш у Большого каскада использовались исключительно как парадный въезд во дворец. Здесь пришвартовывались лодки, подвозившие гостей к Нагорному дворцу, предназначенному только для дипломатических приемов и праздников. Над его отделкой трудились лучшие европейские и русские мастера.
2019 г. Яндекс-панорамы.
Современный вид места расположения шлюза (слева внизу).
** - снят в 1739 г. с проектного плана Петергофа 1722 г. Микетти или с увеличенной копии Браунштейна 1723 г.
*** - Национальная библиотека Франции ( gallica.bnf.fr ). Отдел карт и планов, GE SH 19 PF 12 DIV 4 P 27 D (ссылку предоставил PavelT ). На плане слева
внизу: Эллинг (императорских катеров) и горизонтальная подпись: Адмиралтейский флаг. Правее за каналом: Эллинг спасательной станции и чуть
ниже: Приёмный покой и помещение доктора (остальные подписи легко читаются).
**** - Собрание чертежей строительных работ в морских военных портах России. 1855 - 1880 humus.livejournal.com
Продолжение Большого (Самсоновского) канала - современный Морской канал, ведущий к гавани и два ограждающих его мола построили в 1740-х гг.
В 1870 или 1871 г. на батарее военной гавани Петергофского порта установили 8-фунтовую нарезную пушку для производства полуденного выстрела. РГА ВМФ. Ф. 921. Оп. 1. Д. 78. (добавила Galina Vabishchevich)
8-фунтовые нарезные пушки имели калибр 4,18 дюйма (106 мм), длину ствола 19,4 калибра, вес 753 кг; заряжались с дула и стреляли цилиндрическими снарядами, снабженными двумя рядами цинковых выступов, входивших в нарезы.
С открытием 15 мая 1885 г. глубоководного Морского канала вдоль о. Котлин до Санкт-Петербурга кончились монопольные плавания мелкосидящей «Александрии» из столицы вниз по Неве до Петергофа.
В 1887 г. были устроены два маяка: северный на пристани (не сохранился) и южный на берегу, сохранившийся без существенных изменений. Красный яркий луч северного маяка в сочетании с южным маяком указывал направление подхода к гавани от Морского канала, а дополнительный красный огонь с восточной стороны северного маяка облегчал вход в неё.
Военная пристань была местом прибытия и отправления императорских, великокняжеских, иностранных судов и судов охраны петергофского рейда. Здесь же эти суда хранились и обслуживались командой, входившей в гвардейский экипаж — военно-морскую часть русской императорской гвардии. Она размещалась в особых зданиях (фото и следующее), расположенных у начала дамбы на самом берегу залива.
«Нижние чины обслуживают свои суда, участвуют в их ремонте, занимают посты у мачт, ... а в Петергофе несут и особые обязанности по морской охранной службе. Кроме того, они принимают участие в рыбной ловле Высочайших особ... Во время катания шлюпок с публикой, они, руководствуясь существующими для этого правилами, наблюдают за безопасностью катающихся и за сохранностью судов.» До 1875 г. должность заведующего загородными судами и начальника Петергофской военной гавани исполнялась одним офицером Гвардейского экипажа. В январе 1875 г. последовало Высочайшее разрешение «обязанности эти разделить между двумя лицами, с выделением каждому столовых по 1200 рублей и морского довольствия по 60 рублей в месяц». В 1885 г. было принято решение вновь объединить эти должности. 29 июня 1898 г. приказом № 139 по Морскому ведомству капитан 2 ранга Гвардейского экипажа Е.И. Аренс был назначен на должность заведующего загородными судами и Петергофской военной гаванью. В свою очередь занимавший ранее эту должность капитан А.К. Гирс был назначен этим же приказом на должность командира императорской яхты «Марево». В 1913 г. Е.И. Аренс покинул пост заведующего загородными судами. К рапорту от 8 июня 1917 г. последнего заведующего, подполковника Кичигина, прилагался список паровых, парусных и гребных судов, находившихся в загородных резиденциях по состоянию на 1 мая 1917 г. Общее количество судов, находящихся в Павловске, Гатчине, Царском Селе, Петергофе, Стрельне и селе Ильинском в 1917 г. составляло 172. Из них 65 судов находились в Царском Селе, 45 — в Гатчине, 30 — в Петергофе. Интересна резолюция на рапорте Кичигина распорядительного отдела Морского штаба летом 1917 г.: «Надо сходить к Комиссару по охране Дворцового имущества и выяснить у него, что и как делать с этими судами. Было бы весьма поучительно собрать образцы заграничных судов в виде особого подотдела морского музея. Но пока сохранить все от гибели». (tzar.ru/science/curatorsarchive/raspopova-arens)
Послереволюционную судьбу императорских яхт описала Galina Vabishchevich в комментариях от 12.2021.
1849-72 Вид Петергофа с моря. Воробьёв С.М.
1874 Балашов П.И.****
1874 Балашов П.И., часть
1881 г. Вид военной гавани с яхтой Александрия.
1881 г. Императорская паровая яхта Александрия (у Императорского павильона).
1881 г. Эллинг Императорских катеров в военной гавани.
1880-82 Ясвоин А.И. Эллинг императорских катеров (из коллекции ГМЗ "Петергоф")
1884 Общий вид спасательной станции и военной гавани. (Фото - Госкаталог)*
1884 Спасательный вельбот у эллинга спасательной станции.
1888 г. Императорский павильон военной пристани в Петергофе
1890 Беггров А.К. Яхта Стрельна и императорские катера в Петергофской гавани
1889 Казармы Гвардейского экипажа (Иллюминационный двор). Вид с берега Большого (Самсоновского) канала (из коллекции ГМЗ "Петергоф")
1890-е гг. Белявский М.К. Большой (Самсоновский) канал. Парад Гвардейского экипажа. (стереопара из коллекции ГМЗ "Петергоф")
1893 Временное триумфальная арка в саду в Петергофе, освещенная в ночное время.
1894 Общий вид на фонтаны вдоль Гаванского канала.
1897 г. Николай II и Вильгельм II в Петергофе
1902 г.**
1900-е г. Гвардейский экипаж на фоне эллинга.***
1910-15 гг. Военная Гавань (из коллекции ГМЗ "Петергоф")
1922 г. Шлюпочные гонки в Петергофе. Бывший эллинг Императорских катеров.
1840-е Вид Мраморной площадки Монплезира. Беггров К.П.*6
1843-45 Вид на террасу. Литография К.К. Шульца по рис. И.Я. Мейера.
1847 Вид террасы Монплезира. Дорогов А.М. ЭРР-5528 *8
1855-65 Вид на Монплезир. ЭРГ-6185 (добавил snegir) *7
Терраса Монплезира. (гравюра опубл. в Гейрот А. Описание Петергофа. Спб 1868)
около 1880. Вид Военной Гавани с морской террасы Монплезира (из коллекции ГМЗ "Петергоф")
Монплезир.
1900-е Григорьев Н.Н. Вид Военной Гавани с морской террасы Монплезира (из коллекции ГМЗ "Петергоф")
* - Общий вид спасательной станции и военной гавани в Петергофе (слева направо: Эллинг спасательной станции. Приёмный покой и помещение доктора. Офицерский дом). Диго, Николай Дмитриевич (Эдуардович,1839-?).
Современный 147-метровый причал построен в 1960-х на останках исторического бревенчатого сооружения. В летний сезон он принимает до 350 тысяч туристов. В 2014 г. проведена реконструкция причала и гавани. Были выполнены дноуглубительные работы, забивка свай и ремонт несущих конструкций. Построено новое здание диспетчерской, установлены металлические флагштоки, шлюп-балки и причальные тумбы. (fontanka.ru/2017/04/07/176/)
Современный вид мола, окружающего Морской канал. Фото - Влада, 12.2020
Общий вид бывшего шлюза. Вид со стороны Большого канала. Фото - Влада, 12.2020
Часть плотины.
Водоспуск для осушения Большого канала.
Современный вид мола, окружающего Морской канал. Фото - Влада, 17.10.2021.
* - со слов экскурсовода музея яхт, здание называется Дом на пристани, построено в 1914 г. (про арх-ра ничего не знает) и в нём размещался радиотелеграф для связи с Кронштадтом и СПб (см. антенну на photo529793.html ).
** - Прохватилов Иван Васильевич - командир роты особого назначения разведывательного отдела (РОН РО) КБФ.
Фото из учётных документов в Филиале ЦАМО РФ (Архив ВМФ, г. Гатчина).
Подрыв пристани и операция «Штурм» Осенью 1942 г. командование Балтфлота получило информацию о том, что на Средиземном море были проведены испытания немецких и итальянских быстроходных радиоуправляемых катеров, начиненных взрывчаткой и специально предназначенных для уничтожения крупных кораблей и портовых сооружений. Можно было ожидать появления таких катеров и в Финском заливе... В сентябре воздушная разведка установила, что немцы восстанавливают разрушенный причал в гавани Нижнего парка Петергофа. Для разведки направили три группы роты особого назначения (РОН). Высадившись с моря, водолазы-разведчики ползком по каналу дошли до Главного каскада. Заметили исчезновение знаменитых скульптур, в том числе и «Самсона» - именно по их докладам затем на весь мир по радио прозвучали гневные обвинения фашистам в мародерстве - вывозе исторических ценностей из Петергофа... Разведчики обнаружили на берегу гавани мощные средства ПВО, большое количество строительных материалов и военных грузов... Командующий КБФ вице-адмирал В.Ф. Трибуц приказал уничтожить причал. Сначала его попытались разрушить артиллерийским огнем, но из этого ничего не вышло. Тогда задачу по его уничтожению поставили перед РОН. Однако опыта такого рода диверсий у роты еще не было. Кроме того, осенью 1941 г. здесь уже высаживался большой десант, и противник был настороже. Территория Нижнего парка была устлана листами кровельного железа, снятого с домов, опутана сплошной сетью проволочных заграждений с сигнальными ракетами и минами-ловушками...
В разведывательно-диверсионную группу были отобраны самые опытные и подготовленные бойцы роты. Командиром диверсионной группы был назначен А.С. Корольков, с ним должны были действовать краснофлотцы А.А. Спиридонов и М.С. Звенцов. Диверсанты готовились к операции, а разведчики между тем докладывали, что немцы ведут работы по сооружению причала почти круглосуточно...
Руководил операцией по подрыву пристани Прохватилов И.В., лично занимался организацией и обеспечением этой операции. Доставил водолазов в район высадки, но непосредственно в подрыве не участвовал. В ноябрьскую ночь шлюпка с водолазами под командованием командира взвода лейтенанта С.С. Осипова с двумя минами на буксире у катера подошла на расстояние около 2 км от входа в канал. Буксирный конец отдали, и шлюпка подошла на расстояние приблизительно 300 м от причала. Произвели доразведку. Враг не проявлял беспокойства, водолазы ушли под воду. Корольков прокладывал путеводную нить, а Спиридонов и Звенцов тянули мины. Фашисты закидали подходы к причалу металлоломом, и идти приходилось на глубине 8 м очень аккуратно, чтобы не повредить гидрокостюмы. Скрытно подойдя к причалу, на котором противник в это время производил работы, водолазы прикрепили две мины с часовыми взрывателями. Специалист минно-взрывного дела Корольков проверил постановку мин и установил взрыватели. По путеводной нити моряки вернулись к шлюпке, соорудили паруса из плащ-палаток и через два часа добрались в район Ольгино на противоположный берег залива.
В середине дня было получено донесение от поста наблюдения и связи: «В девять часов 12 минут в районе Петергофской пристани наблюдались почти одновременно два взрыва… ясно видно, как летели вверх люди и обломки конструкций». Больше немцы не пытались восстановить эту пристань.
Как ни странно, но за эту первую в истории ВМФ СССР диверсию, совершенную из-под воды, никто награжден не был.
Подробности в статье "Морской спецназ Великой Отечественной: рота особого назначения (РОН) РККФ" mywebs.su
Операция водолазов по взрыву Петергофской пристани подтверждается рядом архивных документов.
"К сожалению, послереволюционная судьба императорских яхт сложилась печально: многие из них были разобраны или превращены в мишени для испытания противокорабельных снарядов".
Интересно, о каких императорских яхтах речь?
"К рапорту от 8 июня 1917 г. последнего заведующего, подполковника Кичигина, прилагался список паровых, парусных и гребных судов, находившихся в загородных резиденциях по состоянию на 1 мая 1917 г. Общее количество судов, находящихся в Павловске, Гатчине, Царском Селе, Петергофе, Стрельне и селе Ильинском в 1917 г. составляло 172. Из них 65 судов находились в Царском Селе, 45 — в Гатчине, 30 — в Петергофе".
То есть в число "императорских яхт" включили все суда разных лет постройки, включая ялики, на которых катались в прудах, и которые от природы не могут служить долго, а некоторые из учтённых, поди-ка, и вовсе стояли в эллингах в непригодном для плавания состоянии.
Полагаю, что так громко "императорские яхты" следовало бы называть более или менее крупные суда, парусные или паровые, но не все подряд.
Итак, например, паровая яхта "Александрия" введена в эксплуатацию в 1904 г., реквизирована после революции, вошла в состав РККФ, разоружена и сдана на хранение в 1922 г. в Кронштадт, видимо, тупо сгнила, списана в 1927 г.
Яхта "Колхида", к 1917 г. была уже старше 40 лет, ей и так на кладбище кораблей прогулы ставили. Однако, поучаствовала в революционных событиях на Дону, досталась белым, утопла в 1920 г., наскочив на подводное препятствие.
Старушка "Ливадия", паровая, введена в эксплуатацию в 1880 г., ещё до Первой мировой была переквалифицирована в блокшив и списана на слом в 1920 г.
"Полярная звезда" введена в состав флота в 1881 г., опустим перепетии, но в качестве плавбазы подводных лодок судно прослужило аж всю Великую Отечественную, с 1954 г. - блокшив, с 1961 г. - мишень на Балтике. Конечно, такую бы заслуженную старушку в музей превратить, жаль на мишень. Но это же 80 лет !!! в строю.
Винтовая "Царевна" введена в эксплуатацию в 1874 г., после революции реквизирована, сдана на хранение, в 1920-е гг. старушка сдана на металл.
"Штандарт" введён в эксплуатацию в 1896 г., опустим антимонии, в годы Великой Отечественной войны это минный заградитель "Марти", между прочим, экипаж удостоен звания гвардейского. После войны переквалифицирован в блокшив, с 1961 г. - мишень.
Но вообще у многих списанных кораблей судьба стать мишенями, что поделать, независимо от постройки и принадлежности. Это, считай, что погибла в бою, пусть и в учебном.
Сказать правду, после Гражданской войны общее состояние флота было, мягко говоря, плачевное. Так что на этом фоне императорские яхты пострадали не больше других.
Вот одна из упомянутых мной героинь Великой Отечественной: Плавбаза подводных лодок "Полярная Звезда" и подводные лодки КБФ на реке Неве ЦВММ КП ФН-26278/2
Императорские яхты "Штандарт" (1895) и "Полярная Звезда" (1890) ЦВММ КП ФГ О-12318
А вот убитая, но НЕПОБЕЖДЁННАЯ "Полярная звезда" отправляется на слом ЦВММ КП ФГ О-43435
Подарок императрице от Гвардейского экипажа — это коллекция великолепных акварелей, чертежей и рисунков, выполненных на отдельных листах бумаги и помещенных в специально изготовленный футляр, стилизованный под альбом. Футляр размером 55x40x10,5 см выполнен из дерева и обтянут снаружи синей кожей. Изнутри футляр покрыт белым муаровым шелком. Верхняя крышка богато украшена: в центре — геральдическая композиция из щитов с государственными гербами Российской империи и Королевства Дании, увенчанная императорской короной с голубой Андреевской лентой. Под гербами — изображения орденов Святого Андрея Первозванного и Святой Екатерины. Орденские цепь и лента, покрытые эмалью, объединяют композицию в единое целое, символизируя союз Российского императора Александра III и Марии Федоровны, урожденной датской принцессы Марии-Софии-Фредерики-Дагмары. По углам крышки альбома расположены накладные бронзовые украшения с растительным орнаментом, в центре которых — вензеля русских императоров: Петра I, Александра I. Александра II, Александра III, а также даты: 1710. 1810, 1860, 1892 годы.
Все листы альбома вызолочены по обрезу, большинство из них имеют в одном из углов штемпельный оттиск с английской надписью о высшем качестве картона фирмы «Board» в Лондоне и Бристоле и изображением гербовых щитов. На внутренней стороне застежки стоит клеймо «П.Овчинниковъ».
После смерти в январе 1892 года генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, Александр III «высочайшим приказом по Морскому ведомству о чинах военных» назначает шефом Гвардейского экипажа с 22 июля 1892 года свою супругу императрицу Марию Федоровну. Задолго до этого назначения Мария Федоровна имела возможности общения и встреч с экипажем. Команда Гвардейского экипажа первой приветствовала ее во Фреденсборге при обручении с будущим императором Александром III. За два года перед этим, в 1863 году, экипажу впервые довелось встречать ее в Копенгагене.
Александр II в 1860 году, в 50-летний юбилей Гвардейского экипажа, установил днем экипажного праздника 6 декабря — день Святого Николая Чудотворца — покровителя моряков, который затем отмечался ежегодно.
Офицеры экипажа после назначения императрицы Марии Федоровны его шефом заказывают подарочный альбом и преподносят его ей в день полкового праздника. Акварелей с изображением яхт, катеров, фрегатов, крейсеров в альбоме 17, все они имеют авторские подписи и исполнены рукой профессиональных художников-маринистов.
"Штандарт" введён в эксплуатацию в 1896 г., опустим антимонии, в годы Великой Отечественной войны это минный заградитель "Марти", между прочим, экипаж удостоен звания гвардейского. После войны переквалифицирован в блокшив, с 1961 г. - мишень.
В 1870 или 1871 г. на батарее военной гавани Петергофского порта установили 8-фунтовую нарезную пушку для производства полуденного выстрела. РГА ВМФ. Ф. 921. Оп. 1. Д. 78.
8-фунтовые нарезные пушки имели калибр 4,18 дюйма (106 мм), длину ствола 19,4 калибра, вес 753 кг; заряжались с дула и стреляли цилиндрическими снарядами, снабженными двумя рядами цинковых выступов, входивших в нарезы. https://tech.wikireading.ru/502
Нарезное орудие среднего калибра, устанавливаемое на клиперы, использовалось для холостых выстрелов?
Выскажу предположение, что две мачты с треугольными растяжками (между ними должна быть натянута антенна) - это антенна радиотелеграфа А.С. Попова, кот. был установлен после 1899 г.. в отдельном деревянном здании на пристани.
Из текста статьи:
"К сожалению, послереволюционная судьба императорских яхт сложилась печально: многие из них были разобраны или превращены в мишени для испытания противокорабельных снарядов".
Интересно, о каких императорских яхтах речь?
"К рапорту от 8 июня 1917 г. последнего заведующего, подполковника Кичигина, прилагался список паровых, парусных и гребных судов, находившихся в загородных резиденциях по состоянию на 1 мая 1917 г. Общее количество судов, находящихся в Павловске, Гатчине, Царском Селе, Петергофе, Стрельне и селе Ильинском в 1917 г. составляло 172. Из них 65 судов находились в Царском Селе, 45 — в Гатчине, 30 — в Петергофе".
То есть в число "императорских яхт" включили все суда разных лет постройки, включая ялики, на которых катались в прудах, и которые от природы не могут служить долго, а некоторые из учтённых, поди-ка, и вовсе стояли в эллингах в непригодном для плавания состоянии.
Полагаю, что так громко "императорские яхты" следовало бы называть более или менее крупные суда, парусные или паровые, но не все подряд.
Итак, например, паровая яхта "Александрия" введена в эксплуатацию в 1904 г., реквизирована после революции, вошла в состав РККФ, разоружена и сдана на хранение в 1922 г. в Кронштадт, видимо, тупо сгнила, списана в 1927 г.
Яхта "Колхида", к 1917 г. была уже старше 40 лет, ей и так на кладбище кораблей прогулы ставили. Однако, поучаствовала в революционных событиях на Дону, досталась белым, утопла в 1920 г., наскочив на подводное препятствие.
Старушка "Ливадия", паровая, введена в эксплуатацию в 1880 г., ещё до Первой мировой была переквалифицирована в блокшив и списана на слом в 1920 г.
"Полярная звезда" введена в состав флота в 1881 г., опустим перепетии, но в качестве плавбазы подводных лодок судно прослужило аж всю Великую Отечественную, с 1954 г. - блокшив, с 1961 г. - мишень на Балтике. Конечно, такую бы заслуженную старушку в музей превратить, жаль на мишень. Но это же 80 лет !!! в строю.
Винтовая "Царевна" введена в эксплуатацию в 1874 г., после революции реквизирована, сдана на хранение, в 1920-е гг. старушка сдана на металл.
"Штандарт" введён в эксплуатацию в 1896 г., опустим антимонии, в годы Великой Отечественной войны это минный заградитель "Марти", между прочим, экипаж удостоен звания гвардейского. После войны переквалифицирован в блокшив, с 1961 г. - мишень.
Но вообще у многих списанных кораблей судьба стать мишенями, что поделать, независимо от постройки и принадлежности. Это, считай, что погибла в бою, пусть и в учебном.