Публикация

Петергофская Военная гавань. Морская пристань Петергоф.

Здание на карте
фото
Петергоф
Нижний парк, 54
Архитекторы:
Год постройки: 1723
Стиль:

Петергофская Военная гавань. Морская пристань «Петергоф».

Петергоф. Нижний парк, 54

 

  см. Большой (Самсоновский) канал

  см. Дом на пристани (радиостанция), 1914 г. постройки, ныне Музей "Императорские яхты"

        После 1899 г.. в отдельном деревянном здании на пристани был установлен радиотелеграф А.С. Попова
  см. Петергофский южный маяк
  см. Памятник Петергофскому десанту

  см. Петергоф. Дворцово-парковый ансамбль .

 

  

Строительство в Петергофе гавани для судов планировалось ещё при Петре I. Гости прибывали к берегу на кораблях. Уровень воды в ковше (гавань перед верхними палатами), был выше, чем в Финском заливе. Петр I в 1722 г. приказал сделать шлюз на Большом канале и от него осмотреть места и кольями отыскать, где можно сделать малые каналы к Монплезиру и Эрмитажу «близ лесу или сквозь оной, но смотреть, дабы деревьям великого вреду не чинить». Были ли они построены, сведений не сохранилось. Возможно, что каналы были сделаны (20 - канал от Эрмитажа к Монплезиру, см. 1739 г. План Рандаля), но впоследствии засыпаны. (источник)

Придворный инженер-гидравлик Василий Туволков построил на канале шлюз, за ним начиналась садовая часть канала - Большой канал, позже названный Самсоновский. Шлюз был расположен в районе моста в створе Морской аллеи, его вид в плане показан на карте 1835 г. Позднее его заменила плотина с затвором. В настоящее время она выглядит так (фото), а сужение канала за ней показывает местоположение шлюза (нижняя часть титульного фото).

Строительство резиденции началось в 1714 г., а в августе 1723 г. состоялось её торжественное открытие. К Петрову дню (29 июля - дата официального открытие резиденции) был распланирован Нижний парк, прорыт Большой канал. Полностью отделан Нагорный дворец (будущий «Большой»), Большой каскад, дворцы Монплезир и Марли, работали 16 полноводных водометов. 

Фонтан "Самсон" появился только в 1735 г. при императрице Анна Иоанновне. До этого Морской канал и ковш у Большого каскада использовались исключительно как парадный въезд во дворец. Здесь пришвартовывались лодки, подвозившие гостей к Нагорному дворцу, предназначенному только для дипломатических приемов и праздников. Над его отделкой трудились лучшие европейские и русские мастера.

  • фото

    2019 г. Яндекс-панорамы.

  • фото

    Современный вид места
    расположения шлюза (слева внизу).

  • фото

    1723 Вид в сторону залива,
    по рис. Н. Микетти.

  • фото

    со стенда музея
    "Императорские яхты"

  • фото

    1739 часть плана И.Е. Рандаля.

  • фото

    1739 г. План Рандаля.
    ** - см. ниже

  • фото

    1741 г.(из коллекции ГМЗ "Петергоф")*

  • фото

    1750 г.(из коллекции ГМЗ "Петергоф")*

  • фото

    1775 г.(из коллекции ГМЗ "Петергоф")*

  • фото

    1835 г. Часть плана
    Петергофа Адеркаса.
    (доб. Galina Vabishchevich)

  • фото

    1855 и 1880 гг.****
    Петергофская гавань л.16

  • фото

    1859 г. часть плана
    Петергофского водопровода.
    (добавила Galina Vabishchevich)

  • фото

    1868 г. Военная гавань.

  • фото

    1905 г.

  • фото

    1908 г.***

  • фото

    1909 г.

  • фото

    1914 г.

  • фото

    1944 г.

* -   Карты взяты из издания Скульптура Нижнего парка и Верхнего сада: Каталог коллекции. СПб. ГМЗ «Петергоф», 2015 

**  - снят в 1739 г. с проектного плана Петергофа 1722 г. Микетти или с увеличенной копии Браунштейна 1723 г.

*** - Национальная библиотека Франции ( gallica.bnf.fr ). Отдел карт и планов, GE SH 19 PF 12 DIV 4 P 27 D  (ссылку предоставил PavelT ). На плане слева

       внизу: Эллинг (императорских катеров) и горизонтальная подпись: Адмиралтейский флаг.  Правее за каналом: Эллинг спасательной станции и чуть

       ниже: Приёмный покой и помещение доктора (остальные подписи легко читаются).

**** - Собрание чертежей строительных работ в морских военных портах России. 1855 - 1880 humus.livejournal.com

 

 

Продолжение Большого (Самсоновского) канала - современный Морской канал, ведущий к гавани и два ограждающих его мола построили в 1740-х гг.

 

В 1870 или 1871 г. на батарее военной гавани Петергофского порта установили 8-фунтовую нарезную пушку для производства полуденного выстрела. РГА ВМФ. Ф. 921. Оп. 1. Д. 78. (добавила  Galina Vabishchevich)

8-фунтовые нарезные пушки имели калибр 4,18 дюйма (106 мм), длину ствола 19,4 калибра, вес 753 кг; заряжались с дула и стреляли цилиндрическими снарядами, снабженными двумя рядами цинковых выступов, входивших в нарезы.

 

С открытием 15 мая 1885 г. глубоководного Морского канала вдоль о. Котлин до Санкт-Петербурга кончились монопольные плавания мелкосидящей «Александрии» из столицы вниз по Неве до Петергофа. 

В 1887 г. были устроены два маяка: северный на пристани (не сохранился) и южный на берегу, сохранившийся без существенных изменений. Красный яркий луч северного маяка в сочетании с южным маяком указывал направление подхода к гавани от Морского канала, а дополнительный красный огонь с восточной стороны северного маяка облегчал вход в неё.


Военная пристань была местом прибытия и отправления императорских, великокняжеских, иностранных судов и судов охраны петергофского рейда. Здесь же эти суда хранились и обслуживались командой, входившей в гвардейский экипаж — военно-морскую часть русской императорской гвардии. Она размещалась в особых зданиях (фото и следующее), расположенных у начала дамбы на самом берегу залива. 

«Нижние чины обслуживают свои суда, участвуют в их ремонте, занимают посты у мачт, ... а в Петергофе несут и особые обязанности по морской охранной службе. Кроме того, они принимают участие в рыбной ловле Высочайших особ... Во время катания шлюпок с публикой, они, руководствуясь существующими для этого правилами, наблюдают за безопасностью катающихся и за сохранностью судов.»
До 1875 г. должность заведующего загородными судами и начальника Петергофской военной гавани исполнялась одним офицером Гвардейского экипажа. В январе 1875 г. последовало Высочайшее разрешение «обязанности эти разделить между двумя лицами, с выделением каждому столовых по 1200 рублей и морского довольствия по 60 рублей в месяц». В 1885 г. было принято решение вновь объединить эти должности.
29 июня 1898 г. приказом № 139 по Морскому ведомству капитан 2 ранга Гвардейского экипажа Е.И. Аренс был назначен на должность заведующего загородными судами и Петергофской военной гаванью. В свою очередь занимавший ранее эту должность капитан А.К. Гирс был назначен этим же приказом на должность командира императорской яхты «Марево». В 1913 г. Е.И. Аренс покинул пост заведующего загородными судами.
К рапорту от 8 июня 1917 г. последнего заведующего, подполковника Кичигина, прилагался список паровых, парусных и гребных судов, находившихся в загородных резиденциях по состоянию на 1 мая 1917 г. Общее количество судов, находящихся в Павловске, Гатчине, Царском Селе, Петергофе, Стрельне и селе Ильинском в 1917 г. составляло 172. Из них 65 судов находились в Царском Селе, 45 — в Гатчине, 30 — в Петергофе.
Интересна резолюция на рапорте Кичигина распорядительного отдела Морского штаба летом 1917 г.: «Надо сходить к Комиссару по охране Дворцового имущества и выяснить у него, что и как делать с этими судами. Было бы весьма поучительно собрать образцы заграничных судов в виде особого подотдела морского музея. Но пока сохранить все от гибели».                                                                                                          (tzar.ru/science/curatorsarchive/raspopova-arens)

Послереволюционную судьбу императорских яхт описала  Galina Vabishchevich в комментариях от 12.2021.

  • фото

    1849-72 Вид Петергофа с моря.
    Воробьёв С.М.

  • фото

    1874 Балашов П.И.****

  • фото

    1874 Балашов П.И., часть

  • фото

    1881 г. Вид военной гавани
    с яхтой Александрия.

  • фото

    1881 г. Императорская
    паровая яхта Александрия
    (у Императорского павильона).

  • фото

    1881 г. Эллинг Императорских
    катеров в военной гавани.

  • фото

    1880-82 Ясвоин А.И.
    Эллинг императорских катеров
    (из коллекции ГМЗ "Петергоф")

  • фото

    1884 Общий вид спасательной
    станции и военной гавани.
    (Фото - Госкаталог)*

  • фото

    1884 Спасательный вельбот у
    эллинга спасательной станции.

  • фото

    1888 г. Императорский павильон
    военной пристани в Петергофе

  • фото

    1890 Беггров А.К. Яхта Стрельна
    и императорские катера
    в Петергофской гавани

  • фото

    1889 Казармы Гвардейского экипажа
    (Иллюминационный двор). Вид с берега
    Большого (Самсоновского) канала
    (из коллекции ГМЗ "Петергоф")

  • фото

    1890-е гг. Белявский М.К.
    Большой (Самсоновский) канал.
    Парад Гвардейского экипажа.
    (стереопара из коллекции ГМЗ "Петергоф")

  • фото

    1893 Временное триумфальная
    арка в саду в Петергофе,
    освещенная в ночное время.

  • фото

    1894 Общий вид на фонтаны
    вдоль Гаванского канала.

  • фото

    1897 г. Николай II и
    Вильгельм II в Петергофе

  • фото

    1902 г.**

  • фото

    1900-е г. Гвардейский экипаж
    на фоне эллинга.***

  • фото

    1910-15 гг. Военная Гавань
    (из коллекции ГМЗ "Петергоф")

  • фото

    1922 г. Шлюпочные гонки в
    Петергофе. Бывший эллинг
    Императорских катеров.

  • фото

    1900-17 гг. Военная гавань

  • фото

    Военная гавань.

  • фото

    1904-17 Военная гавань.
    https://pastvu.com/p/1259374

  • фото

    1806 Терраса Монплезира
    С.Ф. Галактионов
    по оригиналу С.Ф. Щедрина.

  • фото

    1834 Терраса дворца Монплезир.
    Горностаев А.М., гравер Gaubert
    ГИМ 87824-20 *5

  • фото

    1840-е Терраса дворца
    Монплезир. Мейер И.Я *9

  • фото

    1840-е Вид Мраморной площадки
    Монплезира. Беггров К.П.*6

  • фото

    1843-45 Вид на террасу.
    Литография К.К. Шульца
    по рис. И.Я. Мейера.

  • фото

    1847 Вид террасы Монплезира.
    Дорогов А.М. ЭРР-5528 *8

  • фото

    1855-65 Вид на Монплезир.
    ЭРГ-6185 (добавил snegir) *7

  • фото

    Терраса Монплезира. (гравюра опубл. в
    Гейрот А. Описание Петергофа. Спб 1868)

  • фото

    около 1880. Вид Военной Гавани
    с морской террасы Монплезира
    (из коллекции ГМЗ "Петергоф")

  • фото

    Монплезир.

  • фото

    1900-е Григорьев Н.Н. Вид Военной Гавани
    с морской террасы Монплезира
    (из коллекции ГМЗ "Петергоф")

* -  Общий вид спасательной станции и военной гавани в Петергофе (слева направо: Эллинг спасательной станции.              Приёмный покой и помещение доктора. Офицерский дом). Диго, Николай Дмитриевич (Эдуардович,1839-?). 

      Период создания: 19 июля 1884 г.

        Коллекция фотографий ГМЗ "Петергоф" издана отдельным изданием: Фотография. Виды Петергофа. 1854—1917: Каталог коллекции.

** - Группа старших офицеров русской армии на петергофской пристани (у Императорского павильона) в ожидании

      президента Франции Эмиля Лубе. ЦГАКФФД СПб Г 2654  Дата съёмки: 7 мая 1902 г.  Автор съёмки: Фотография ателье Буллы. 

*** - Гвардейский экипаж, Санкт-Петербург, начало 20-го в. (подпись в источнике https://www.vitber.com/lot/13453)

**** - 1874 Балашов П.И. Офицеры и нижние чины Гвардейского Морского Экипажа на пристани Военной гавани

         Петергофа. Акв.,каранд. Размер 42х34,5  Командир Гвардейского флотского экипажа (с 26.06.1873 по 27.05.1881)

         в.к. Алексей Александрович, адмиралы, офицеры и нижние чины на Военной пристани Петергофа.

*5 - 1834 г. ГИМ 87824/20 https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/6225466

*6 - 1840-е гг. ЭРГ-20098 https://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/1478990

*7 - 1855-65 гг. https://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/2645636

*8 - 1847 г. ЭРР-5528 https://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/1518431

*9 - акварелист Иоганн Якоб Мейер (1787–1858)  korenev.org/index.php/ru/2011-04-07-13-55-37/2011-04-07-14-16-28/6-2011-04-08-20-18-34

      (воспроизведено по https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Meyer_Terrace_of_the_Monplaisir_Palace.jpg)

*10https://pastvu.com/p/486349

Виды Военной гавани с террасы Монплезира взяты отсюда  https://www.liveinternet.ru/users/4892480/post465863569/

 

 

Современный 147-метровый причал построен в 1960-х на останках исторического бревенчатого сооружения. В летний сезон он принимает до 350 тысяч туристов.
В 2014 г. проведена реконструкция причала и гавани. Были выполнены дноуглубительные работы, забивка свай и ремонт несущих конструкций. Построено новое здание диспетчерской, установлены металлические флагштоки, шлюп-балки и причальные тумбы.       (fontanka.ru/2017/04/07/176/

  • фото

    Современный вид мола,
    окружающего Морской канал.
    Фото - Влада, 12.2020

  • фото

    Общий вид бывшего шлюза.
    Вид со стороны Большого канала.
    Фото - Влада, 12.2020

  • фото

    Часть плотины.

  • фото

    Водоспуск для осушения
    Большого канала.

  • фото

    Современный вид мола,
    окружающего Морской канал.
    Фото - Влада, 17.10.2021.

  • фото
  • фото

    Фото - Влада, 17.10.2021.

  • фото
  • фото
  • фото

    Общий вид Большого и Морского каналов.
    Фото - Влада, 01.2022

  • фото
  • фото

    Вид плотины, отделяющей
    Большой канал от Морского.
    Фото - Влада, 01.2022

  • фото

    Морской канал.
    Фото - Влада, 01.2022

  • фото

    Современный вид мола со
    стороны павильона Эрмитаж.
    Фото - Влада, 01.2022

  • фото
  • фото

    Современный вид мола со
    стороны павильона Эрмитаж.
    Фото - Влада, 01.2022

  • фото

    Современный вид мола со
    стороны Монплезира.
    Фото - Влада, 01.2022

  • фото
  • фото

    Плотина, отделяюшая
    Большой канал от Морского.
    Фото - Влада, 01.2022

  • фото
  • фото

    Общий вид бывшего шлюза
    со стороны Большого Дворца.
    Фото - Влада, 01.2022

  • фото

    фото - Риэлтор, 03.2022

  • фото
  • фото

    фото - Риэлтор, 03.2022

  • фото

    справа - Дом на пристани*
    фото - Риэлтор, 08.2022

  • фото

    Иван Васильевич
    Прохватилов **
    (добавила
    Galina Vabishchevich)

* - со слов экскурсовода музея яхт, здание называется Дом на пристани, построено в 1914 г. (про арх-ра ничего не знает) и в нём размещался радиотелеграф для связи с Кронштадтом и СПб (см. антенну на photo529793.html ).

В 1920-х гг. - лазарет, а в 1950-х - шлюпочная станция Высшего военно-морского училища связи .

Музей "Императорские яхты" в здании открыт в 2004 г. (подробнее можно узнать в музее Дворцовая телеграфная станция)

** - Прохватилов Иван Васильевич - командир роты особого назначения разведывательного отдела  (РОН РО) КБФ.

      Фото из учётных документов в Филиале ЦАМО РФ (Архив ВМФ, г. Гатчина). 

 

Подрыв пристани и операция «Штурм»
Осенью 1942 г. командование Балтфлота получило информацию о том, что на Средиземном море были проведены испытания немецких и итальянских быстроходных радиоуправляемых катеров, начиненных взрывчаткой и специально предназначенных для уничтожения крупных кораблей и портовых сооружений. Можно было ожидать появления таких катеров и в Финском заливе...
В сентябре воздушная разведка установила, что немцы восстанавливают разрушенный причал в гавани Нижнего парка Петергофа. Для разведки направили три группы роты особого назначения (РОН). Высадившись с моря, водолазы-разведчики ползком по каналу дошли до Главного каскада. Заметили исчезновение знаменитых скульптур, в том числе и «Самсона» - именно по их докладам затем на весь мир по радио прозвучали гневные обвинения фашистам в мародерстве - вывозе исторических ценностей из Петергофа...
Разведчики обнаружили на берегу гавани мощные средства ПВО, большое количество строительных материалов и военных грузов...
Командующий КБФ вице-адмирал В.Ф. Трибуц приказал уничтожить причал. Сначала его попытались разрушить артиллерийским огнем, но из этого ничего не вышло. Тогда задачу по его уничтожению поставили перед РОН. Однако опыта такого рода диверсий у роты еще не было. Кроме того, осенью 1941 г. здесь уже высаживался большой десант, и противник был настороже. Территория Нижнего парка была устлана листами кровельного железа, снятого с домов, опутана сплошной сетью проволочных заграждений с сигнальными ракетами и минами-ловушками...

В разведывательно-диверсионную группу были отобраны самые опытные и подготовленные бойцы роты. Командиром диверсионной группы был назначен А.С. Корольков, с ним должны были действовать краснофлотцы А.А. Спиридонов и М.С. Звенцов. Диверсанты готовились к операции, а разведчики между тем докладывали, что немцы ведут работы по сооружению причала почти круглосуточно...

Руководил операцией по подрыву пристани Прохватилов И.В., лично занимался организацией и обеспечением этой операции. Доставил водолазов в район высадки, но непосредственно в подрыве не участвовал.
В ноябрьскую ночь шлюпка с водолазами под командованием командира взвода лейтенанта С.С. Осипова с двумя минами на буксире у катера подошла на расстояние около 2 км от входа в канал. Буксирный конец отдали, и шлюпка подошла на расстояние приблизительно 300 м от причала. Произвели доразведку. Враг не проявлял беспокойства, водолазы ушли под воду. Корольков прокладывал путеводную нить, а Спиридонов и Звенцов тянули мины. Фашисты закидали подходы к причалу металлоломом, и идти приходилось на глубине 8 м очень аккуратно, чтобы не повредить гидрокостюмы. Скрытно подойдя к причалу, на котором противник в это время производил работы, водолазы прикрепили две мины с часовыми взрывателями. Специалист минно-взрывного дела Корольков проверил постановку мин и установил взрыватели. По путеводной нити моряки вернулись к шлюпке, соорудили паруса из плащ-палаток и через два часа добрались в район Ольгино на противоположный берег залива.

В середине дня было получено донесение от поста наблюдения и связи: «В девять часов 12 минут в районе Петергофской пристани наблюдались почти одновременно два взрыва… ясно видно, как летели вверх люди и обломки конструкций». Больше немцы не пытались восстановить эту пристань.

Как ни странно, но за эту первую в истории ВМФ СССР диверсию, совершенную из-под воды, никто награжден не был. 

Подробности в статье "Морской спецназ Великой Отечественной: рота особого назначения (РОН) РККФ" mywebs.su

Операция водолазов по взрыву Петергофской пристани подтверждается рядом архивных документов.

(22.10.2021, добавила Galina Vabishchevich)

20 комментариев
1968 просмотров
Добавил: Риэлтор, 22 Октября 2021, 08:13
Редактировано: 6 Мая 2024, 07:10
Оцените:
(105 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house32980.html' target='_blank'>Петергофская Военная гавань. Морская пристань Петергоф. на Citywalls.ru</a>
Всего 20 комментариев
  • 21 Декабря 2021, 21:17

    Из текста статьи:

    "К сожалению, послереволюционная судьба императорских яхт сложилась печально: многие из них были разобраны или превращены в мишени для испытания противокорабельных снарядов".

     

    Интересно, о каких императорских яхтах речь? 

     

    "К рапорту от 8 июня 1917 г. последнего заведующего, подполковника Кичигина, прилагался список паровых, парусных и гребных судов, находившихся в загородных резиденциях по состоянию на 1 мая 1917 г. Общее количество судов, находящихся в Павловске, Гатчине, Царском Селе, Петергофе, Стрельне и селе Ильинском в 1917 г. составляло 172. Из них 65 судов находились в Царском Селе, 45 — в Гатчине, 30 — в Петергофе".

     

    То есть в число "императорских яхт" включили все суда разных лет постройки, включая ялики, на которых катались в прудах, и которые от природы не могут служить долго, а некоторые из учтённых, поди-ка, и вовсе стояли в эллингах в непригодном для плавания состоянии. 

     

    Полагаю, что так громко "императорские яхты" следовало бы называть более или менее крупные суда, парусные или паровые, но не все подряд. 

     

    Итак, например, паровая яхта "Александрия" введена в эксплуатацию в 1904 г., реквизирована после революции, вошла в состав РККФ, разоружена и сдана на хранение в 1922 г. в Кронштадт, видимо, тупо сгнила, списана в 1927 г. 

     

    Яхта "Колхида", к 1917 г. была уже старше 40 лет, ей и так на кладбище кораблей прогулы ставили. Однако, поучаствовала в революционных событиях на Дону, досталась белым, утопла в 1920 г., наскочив на подводное препятствие. 

     

    Старушка "Ливадия", паровая, введена в эксплуатацию в 1880 г., ещё до Первой мировой была переквалифицирована в блокшив и списана на слом в 1920 г. 

     

    "Полярная звезда" введена в состав флота в 1881 г., опустим перепетии, но в качестве плавбазы подводных лодок судно прослужило аж всю Великую Отечественную, с 1954 г. - блокшив, с 1961 г. - мишень на Балтике. Конечно, такую бы заслуженную старушку в музей превратить, жаль на мишень. Но это же 80 лет !!! в строю.  

     

    Винтовая "Царевна" введена в эксплуатацию в 1874 г., после революции реквизирована, сдана на хранение, в 1920-е гг. старушка сдана на металл. 

     

    "Штандарт" введён в эксплуатацию в 1896 г., опустим антимонии, в годы Великой Отечественной войны это минный заградитель "Марти", между прочим, экипаж удостоен звания гвардейского. После войны переквалифицирован в блокшив, с 1961 г. - мишень. 

     

    Но вообще у многих списанных кораблей судьба стать мишенями, что поделать, независимо от постройки и принадлежности. Это, считай, что погибла в бою, пусть и в учебном. 

     

  • 22 Декабря 2021, 14:19

    Сказать правду, после Гражданской войны общее состояние флота было, мягко говоря, плачевное. Так что на этом фоне императорские яхты пострадали не больше других. 

     

    Вот одна из упомянутых мной героинь Великой Отечественной: Плавбаза подводных лодок "Полярная Звезда" и подводные лодки КБФ на реке Неве ЦВММ КП ФН-26278/2

     

     

     

    Императорские яхты "Штандарт" (1895) и "Полярная Звезда" (1890) ЦВММ КП ФГ О-12318

     

    А вот убитая, но НЕПОБЕЖДЁННАЯ "Полярная звезда" отправляется на слом ЦВММ КП ФГ О-43435

     

  • 22 Декабря 2021, 23:29

    - Интернационал - это когда на русских кораблях под занзибарским флагом в финляндских водах на немецкие деньги играют французский гимн.

     

    "Джигит" ("Поворот все вдруг"). 

    Извините, не удержался от цитаты Сергея Адамовича Колбасьева. 

  • 23 Декабря 2021, 17:02
    Ответ на "Из текста статьи: "К сожалению, послереволюционная" от Galina Vabishchevich

     

    Ответ на "Сказать правду, после Гражданской войны общее сост" от Galina Vabishchevich

     Спасибо, исправил и дал ссылку на комментарии.

     

    Очень подробное описание: ИЗ ИСТОРИИ ИМПЕРАТОРСКИХ ЯХТ РОССИЙСКОГО ФЛОТА.   А.Л.ЛАРИОНОВ      (Гангут #22-24)  http://www.keu-ocr.narod.ru/Imp_yaht/

  • 5 Января 2022, 17:42

    Источник это хорошо, но если завтра или через год ссылка по какой-то причине работать не будет?  У источника ведь есть название.

    Ссылка на комментарии ненадежна, комментарии уязвимы. Если считаете информацию в комментариях нужной для публикации, ее надо процитировать.

  • 5 Января 2022, 19:32

    Источники очень ненадёжны.

    Давно уверен и утверждаю, что наиболее значимую информацию необходимо копипастить. 

  • 9 Марта 2022, 17:08

    Памятный знак ранее был установлен в Саду Бахуса в честь начала возрождения Купеческой гавани.

    В каком году его перенесли сюда?

  • 10 Июля 2022, 12:01

    1854 Гвардейский экипаж у пристани в Петергофе Худ. А.И. Ладюрнер. На рейде - яхта Александрия.

    Нет у меня уверенности, что это Военная гавань Петергофа, ср. с планом 1855 г.

    Но тогда какая пристань изображена?..  полный размер https://disk.yandex.ru/i/HIbzQmA9SPRTvg

  • 11 Июля 2022, 07:08

    Коллекция акварелей Гвардейский экипаж

    Подарок императрице от Гвардейского экипажа — это коллекция великолепных акварелей, чертежей и рисунков, выполненных на отдельных листах бумаги и помещенных в специально изготовленный футляр, стилизованный под альбом. Футляр размером 55x40x10,5 см выполнен из дерева и обтянут снаружи синей кожей. Изнутри футляр покрыт белым муаровым шелком. Верхняя крышка богато украшена: в центре — геральдическая композиция из щитов с государственными гербами Российской империи и Королевства Дании, увенчанная императорской короной с голубой Андреевской лентой. Под гербами — изображения орденов Святого Андрея Первозванного и Святой Екатерины. Орденские цепь и лента, покрытые эмалью, объединяют композицию в единое целое, символизируя союз Российского императора Александра III и Марии Федоровны, урожденной датской принцессы Марии-Софии-Фредерики-Дагмары. По углам крышки альбома расположены накладные бронзовые украшения с растительным орнаментом, в центре которых — вензеля русских императоров: Петра I, Александра I. Александра II, Александра III, а также даты: 1710. 1810, 1860, 1892 годы.

    Все листы альбома вызолочены по обрезу, большинство из них имеют в одном из углов штемпельный оттиск с английской надписью о высшем качестве картона фирмы «Board» в Лондоне и Бристоле и изображением гербовых щитов. На внутренней стороне застежки стоит клеймо «П.Овчинниковъ».

    После смерти в январе 1892 года генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, Александр III «высочайшим приказом по Морскому ведомству о чинах военных» назначает шефом Гвардейского экипажа с 22 июля 1892 года свою супругу императрицу Марию Федоровну. Задолго до этого назначения Мария Федоровна имела возможности общения и встреч с экипажем. Команда Гвардейского экипажа первой приветствовала ее во Фреденсборге при обручении с будущим императором Александром III. За два года перед этим, в 1863 году, экипажу впервые довелось встречать ее в Копенгагене.

    Александр II в 1860 году, в 50-летний юбилей Гвардейского экипажа, установил днем экипажного праздника 6 декабря — день Святого Николая Чудотворца — покровителя моряков, который затем отмечался ежегодно.

    Офицеры экипажа после назначения императрицы Марии Федоровны его шефом заказывают подарочный альбом и преподносят его ей в день полкового праздника.
    Акварелей с изображением яхт, катеров, фрегатов, крейсеров в альбоме 17, все они имеют авторские подписи и исполнены рукой профессиональных художников-маринистов.

    (как понял из статьи, альбом хранится в ЦВММ СПб https://culture-art.ru/гвардейский-экипаж/  )

     

    1890 Императорские катера в Петергофской гавани (часть акварели)

  • 22 Октября 2022, 23:08
    Ответ на "Из текста статьи: "К сожалению, послереволюционная" от Galina Vabishchevich

     "Штандарт" введён в эксплуатацию в 1896 г., опустим антимонии, в годы Великой Отечественной войны это минный заградитель "Марти", между прочим, экипаж удостоен звания гвардейского. После войны переквалифицирован в блокшив, с 1961 г. - мишень. 

    Ответ на "Сказать правду, после Гражданской войны общее сост" от Galina Vabishchevich

     Императорская яхта "Штандарт" постройки 1896 г., в 1918-36 гг. — яхта «18 марта», в 1936-48 гг. — минный заградитель «Марти», с 1948 г. — «Ока».

    из книги: Адмиралтейские верфи. Опыт трёх столетий. 1704 - 2004 изд-во Гангут, СПб

  • 29 Ноября 2022, 10:17

    Разместил планы 1855 - 1880 гг.   см. план 1855 г.

    Серым цветом обозначена земляная насыпь. мощёная камнем?

     

  • 28 Декабря 2022, 00:47
    Ответ на "1854 Гвардейский экипаж у пристани в Петергофе Худ" от Риэлтор

     Пристань в Петергофе выглядела иначе, это очень похоже на Кронштадт,

    ср.: 1816 Кронштадт. рис. П.П. Свиньин, гравер С.Ф. Галактионов

  • 3 Января 2023, 00:41

    В 1870 или 1871 г. на батарее военной гавани Петергофского порта установили 8-фунтовую нарезную пушку для производства полуденного выстрела. РГА ВМФ. Ф. 921. Оп. 1. Д. 78.

     

  • 4 Января 2023, 16:03
    Ответ на "В 1870 или 1871 г. на батарее военной гавани " от Galina Vabishchevich

     Спасибо, добавил! 

    8-фунтовые нарезные пушки имели калибр 4,18 дюйма (106 мм), длину ствола 19,4 калибра, вес 753 кг; заряжались с дула и стреляли цилиндрическими снарядами, снабженными двумя рядами цинковых выступов, входивших в нарезы. https://tech.wikireading.ru/502

    Нарезное орудие среднего калибра, устанавливаемое на клиперы, использовалось для холостых выстрелов?

     

    На плане 1885 г. никакая батарея не нарисована...

    Ответ на "Разместил планы 1855 - 1880 гг.  &n" от Риэлтор

     

  • 4 Января 2023, 18:27

    Я с тем же успехом искала орудия в Гребном порту. Они ж, как тот суслик, ты его не видишь, а он есть! 😀

  • 13 Ноября 2023, 16:41

    со стенда в парке Александрия, фото 11.2023

  • 2 Февраля 2024, 11:25

    https://www.citywalls.ru/photo529796.html

    Выскажу предположение, что две мачты с треугольными растяжками (между ними должна быть натянута антенна) - это антенна радиотелеграфа А.С. Попова, кот. был установлен после 1899 г.. в отдельном деревянном здании на пристани.

    На более позднем (1904 г.) photo529793.html  её уже нет

  • 9 Июня 2024, 20:36

    По-видимому, этот снимок сделан в Купеческой гавани, но таковую тему я не обнаружила, размещу сюда.

     

    Альбом "Невский яхт-клуб". 1898-1899 гг. Петергофский порт с Восточной башни. Лист № 11.

    Номер по КП (ГИК): ГМИ СПб 32868/11

     

     

  • 9 Июня 2024, 22:27
    Ответ на "По-видимому, этот снимок сделан в Купеческой гавани, но таковую тему я не обнаружила" от Galina Vabishchevich

     Есть такая публикация.

    Сам долго искал, хотя точно помню, что была!

    Купеческая гавань

  • 9 Июня 2024, 23:12

    Спасибо! Отправила там сразу в премодерацию.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31888
Готовится: 68
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 8935