Публикация

Водопойная будка

Здание на карте
фото
Архитекторы: Кочетов А. М.
Год постройки: 1902
Стиль:

Водопойная будка (водопойня) для лошадей

утраченное здание

наб. Лейтенанта Шмидта, д. 2х

Академик архитектуры Александр Мстиславович Кочетов.

Построена после 1901 г (дата определена по фото).

Боковой фасад см. на фото.

 

 

После постройки в 1850 г. Николаевского моста рассматриваемое место было свободным (фото)
Потом появляются чугунные (для камня слишком тонкая стенка) водопойные колоды (фото).

Позднее рядом поставили деревянную будку с двумя колодами по сторонам (фото). 

На смену им стали возводить каменные здания.

 

Возникновение в Петербурге водопоен относится к 1889 г., когда было признано необходимым упорядочить поение извозчичьих лошадей устройством водопойных колод взамен примитивного способа черпания воды из рек и каналов на спусках к воде и просто с берегов. При каждой водопойне на две колоды имелось особая будочка для сборщика (он же сторож) с двумя окошечками направо и налево, чтобы видеть каждого подъехавшего извозчика.

Всего водопоен было устроено в разных местах тридцать три. Образцовые водопойни были у Николаевского моста и на Фонтанке у Семеновского и Обуховского.  

Водопойные колоды для лошадей (извозчики звали их лошадиными буфетами) Городская Дума сдавала в аренду.

Для людей также были устроены бесплатные водопойни, но очень немного (см. рис.).

Светлов С.Ф. Петербургская жизнь в конце XIX столетия (в 1892 году) . СПб., 1998 

 

Лошади могли пить воду из фонтанов на улице и во дворах (см. комментарий от 1 Ноября 2020, 10:37). Один из таких фонтанов, сооруженный по проекту Тома де Томона "каменных дел мастером" Генри Грауэром в 1809 г. на 13-й версте дороги из Петербурга в Царское Село, в настоящее время установлен в Воронихинском сквере напротив Казанского собора.

 

На рубеже веков был объявлен конкурс, историю которого можно проследить по архивным материалам (в деле собраны листы для трёх разного внешнего вида зданий на 6, 7 и 8 наружных раковин).

Чертежи водопойни у Николаевского моста. Крайние даты документов: 01.11.1900 Кол-во листов:10

 ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 101. Дело 166        (ссылку добавила Наталия, листы дела предоставил Vladimir-2013)

В электронном каталоге (ошибочно?) не проставлена верхняя крайняя дата: 1902 (см. дату в правом нижнем углу на листе 9 дела).

Технический проект, получивший первую премию, представлен на двух листах. Водопойня с 7-ю раковинами предполагалась к установке у Николаевского моста (надписано карандашом).

Внизу слева написано: «проектировал инженер — технолог Вячеслав Фортунатович Вандаловский», а справа в кружочке стоит дата 01.11.1900.

Его работы сохранились в архиве городской исполнительной комиссии по водоснабжению в Санкт-Петербурге:

Архивный шифр: ЦГИА СПб ф.573 оп.5 д.35

Крайние даты документов: 07.11.1892 – 08.07.1910

Количество листов: не указано

Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/573/5/35 

Вандаловский представил на конкурс оригинальный проект, заслуженно получивший первую премию. Внутри здания в большом помещении установлена «плита печь», а в малом — большой бак для воды и ватерклозет, соединённый с выгребной ямой.
Вода из подземной трубы через водомер поступала в главный бак и через печной обогреватель (трубы, проложенные в печке) распределялась по семи бакам. Заполнение водой верхнего бачка и поступление её в наружную чугунную раковину регулировалось с помощью механизма, приводимого в движение рукояткой, расположенной снаружи.
Кучер поворачивал рукоятку, подогретая вода наполняла раковину и лошадь могла её пить. Вода, остававшаяся в раковине после закрытия крана, по трубе отводилась внутрь помещения.

Грязная вода из выгребной ямы и сточных колодцев, запроектированных вокруг здания, отводилась в канализацию.

На улице слева от входа в здание располагался подземный мусорный бак.

 

Академик архитектуры Императорской Академии художеств Александр Мстиславович Кочетов, работавший сверхштатным техником Городской Управы, для этого технического проекта в 1901-02 гг. нарисовал несколько разного вида зданий. На девятом архивном листе с 8 наружными раковинами мы читаем:

«Проект здания для водопойни. 3-й вариант.  К проекту, удостоенному первой премии» 

и карандашная приписка «Николаевский мост»

Последним листом в деле является «Опись премируемой водопойки у Николаевского моста...», составленная для варианта на 6 раковин:

«1. Водопойка устроена кирпичная, с наружной и внутренней стороны оштукатурена и крыта железом... всего квадр.саж.

      1,40+4,00=5,4 кв. с.  (24,6 кв. м)

2. Считая высоту под карнизом крыши 1,7 саж, множенную на площадь 5,40 х 1,70 = 9,18 куб. саж.   (89,17 куб.м)

3. Инвентарь в  водопойке в данное время находится следующий:

    с наружной стороны для воды установлены чугунные раковины - шт. 6 

    и корыто железное клёпанное - шт. 1

    внутри запасные деревянные баки для напуска воды  шт.  5

    в одном отделении кладовки большой запасной бак  шт. 1 

    и поставлен водомер шт. 1  

    в другом отделении клозет с горшком и баком  шт. 1 

    всего дверей  шт. 2

    и окон с рамами  шт. 10

                                                инж. Печковский»

 

Проект очень долго обсуждался в Комиссии... и в конечном счёте было решено отказаться от предлагаемой оригинальной технической части. 

На титульном фото 1907 г. не видно наружных чугунных раковин. Вокруг водопойни стоят лошади, а под правым окном размещена деревянная водопойная колода.

  • фото

    ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 101.
    Дело 166, листы 1-4

  • фото

    ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 101.
    Дело 166, листы 5-8

  • фото

    "1-ый вариант.
    Боковой фасад"

  • фото

    ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 101.
    Дело 166, лист 9

  • фото

    лист 9, заголовок

  • фото

    подпись на листе 9 слева
    * - см. ниже

  • фото

    Лист 9, справа подпись
    "Акад<емик> архит<ектуры> А.М. Кочетов
    1902 СПб"

  • фото

    Дело 166 Лист 10 Опись.
    подпись "инж. Печковский"

  • фото

    1850 г. В.С. Садовников

  • фото

    1863-64 гг. А.Ф.Лоренс

  • фото

    1863-64 гг. А.Ф.Лоренс,
    часть предыдущего фото

  • фото

    1890-94 гг. Л.К.Карбини

  • фото

    1890-94 гг. Л.К.Карбини,
    часть предыдущего фото

  • фото
  • фото
  • фото

    1896-1900 гг.

  • фото

    1897 г., 4 ноября

  • фото

    1897 г.,
    часть предыдущего фото

  • фото

    1901 г.,
    водопойня деревянная

  • фото

    1901 г., Николаевская наб.,
    водопойня деревянная

  • фото

    1901 г., Карл Булла;
    ** - добавил - Риэлтор

  • фото

    1901 г.,
    часть предыдущего фото

  • фото

    до 1908 г. - туалет не перестроен;

  • фото

    до 1908 г.,
    часть предыдущего фото

  • фото

    до 1908 г.,
    туалет не перестроен

  • фото

    до 1908 г.,
    часть предыдущего фото

  • фото

    до 1908 г. - туалет не перестроен;
    *** - добавил - Риэлтор

  • фото

    до 1908 г.,
    часть предыдущего фото

  • фото

    1907-08 гг., ателье К. Буллы.
    Туалет перестроен.

  • фото

    1907-08 гг.,
    часть предыдущего фото

  • фото

    1907-8 гг., ателье К.Буллы;
    В титуле часть этого фото

  • фото

    1907-8 гг., ателье К.Буллы;
    https://pastvu.com/p/139195

  • фото

    1929 г. Беликов;
    **** - добавила Liz

  • фото

    1929 г. Беликов,
    часть предыдущего фото

  • фото

    1929 г.;
    добавил весовщик

  • фото

    1929, часть предыдущего фото.

  • фото

    1932 Набережная Лейтенанта Шмидта.

  • фото

    1932, часть предыдущего фото.

* -     Фасад водопойни, обработанный в архитектурном отношении

         сверхштатным техником Гор<одской> Упр<авы> Академиком архитектуры
         А.М. Кочетовым.

** -   cайт РЕДКИЕ ФОТО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НАЧАЛА XX ВЕКА,

        фото отретушировано и обрезано, сделано из Николаевская набережная 1901 г. 

        Водопойная будка деревянная, но дымовая труба в другом месте, чем на фото 14!

*** -  Карл Булла. Одиночные моторные вагоны Brush первой очереди на Николаевской наб., до 1908 г. Викисклад

**** - Беликов А.А. На набережной около моста лейтенанта Шмидта.

       1929. МАЭ ( http://collection.kunstkamera.ru/entity/OBJECT/97878 )

 

«Проект водопойни на семь лошадей; первый вариант, боковой фасад. Архитектор А.М. Кочетов. 1901 г.». (разместил Сергей Лебедев с ошибочной надписью).  Акварель хранится в ГМИ СПб Инв.№-I-А595и (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=16343157)

Там же находятся ещё 8 ватманов с  двумя проектами водопоен (размещены ниже с уточнёнными подписями).

 

 

«Сравниваем фасады, проектированные Вандаловским с 1-м и 3-м вариантами Кочетова. Видим, что 1-й вариант в смысле плана ближе к изначальному проекту Вандаловского, что к 3-му варианту план здания усложнился. Но по существу все один проект. 

Под этим, третьим, стоит год, который ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО может быть прочитан как 1902. Да, похоже, но последняя цифра написана нечетко. Детали написания букв и цифр в разных позициях отличались, поэтому нельзя однозначно утверждать.»                        (Добавила: Liz)

 

Из сопоставления написания «1-ый вариант» с листом дела 9 «Проект здания для водопойни. 3-й вариант.» видно, что слово «вариант» выглядит одинаково. 

На основании вышеизложенного цветной рисунок "1-ый вариант. Боковой фасад" можно атрибутировать как «Проект здания для водопойни. Архитектор А.М. Кочетов», нарисованный в 1901 - 02 гг. и относяшийся к этому же конкурсу.

  • фото

    1901 г. Арх. А.М. Кочетов.
    Проект водопойни на семь
    лошадей. Первый вариант.

  • фото

    Первый вариант. План.

  • фото

    Первый вариант.
    Разрез по АБ.

  • фото

    Первый вариант.
    Передний фасад.

  • фото

    Первый вариант.
    Задний фасад

  • фото

    1901 г. Арх. А.М. Кочетов.
    Проект водопойни на 8 лошадей
    Второй вариант, боковой фасад.

  • фото

    Второй вариант.
    Передний фасад.

  • фото

    Второй вариант.
    План.

  • фото

    Второй вариант.
    Разрез по АБ.

 

В интернете часто встречается это фото с другой подписью и высказывается предположение, что водопойни потом переделывали в общественные туалеты. Оно явно ошибочно! Размеры здания можно определить по чертежам, а площади приведены в Описи. Для общественного туалета маловато. Да и проблематично делать выгребные ямы под уже возведёнными стенами.

 

"Подпись под цветным рисунком: "Проект водопойни и общественного туалета. Архитектор А.М.Кочетов. 1907 г."

Где-то ВКонтакте некто Мазуренко поместил с такой подписью. В публикации там цитируется текст из Пб листка 1896 г., иллюстрация не имеет к нему ни малейшего отношения. Из чего же следует, что так оно и есть, если уже по размерам здания видно, что не могло в нем столько всего поместиться? К тому же рядом чертеж того же Кочетова, да еще 1902 г., где ни о каком туалете речи не идет.

Кстати, у Бабушкина - https://babs71.livejournal.com/327192.html - приведен рисунок Кочетова с подписью "Проект водопойни (?). 1907 г." и там же есть проект ретирадника П.В. Печковского. Там же и синий ретирадник 1916 г. Тоже, конечно, без каких-либо указаний, откуда взято. В общем, все дерут друг у друга, ни на секунду не заморачиваясь."

(Добавила: Liz)

  

Публикация создана на основе комментариев к Павильону общественного туалета 

Отдельное спасибо авторам сайта pastvu.com за опубликованные фотографии! 

 

Другая (по конструкции) водопойная будка находилась на площади перед Никольским рынком.

  • фото

    1809 г. Фонтан - водопойня для
    лошадей, проект Тома де Томон.

57 комментариев
2440 просмотров
Добавил: Риэлтор, 31 Октября 2020, 08:29
Редактировано: 25 Августа 2024, 20:06
Оцените:
(49 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house32103.html' target='_blank'>Водопойная будка на Citywalls.ru</a>
Всего 57 комментариев
  • 31 Октября 2020, 09:33

    В архиве это названо водопойнями или водопойными будками

    Чертежи водопойни у Николаевского моста  Крайние даты документов: 01.11.1900 Количество листов: 10  ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 101. Дело 166

    Кстати, оцифровано

    В титул - черно-белое изображение.

  • 31 Октября 2020, 09:52

     

    Беликов А.А. На набережной около моста лейтенанта Шмидта. Фрагмент.

    1929. МАЭ ( http://collection.kunstkamera.ru/entity/OBJECT/97878 )

  • 31 Октября 2020, 10:30

     

    Николаевский мост. Фотография Л.К. Карбини. 1890-1894. Фрагмент  ( https://pastvu.com/p/131489 ).

    Старая водопойня, существовавшая, вероятно, до 1900 года, до постройки каменной.

  • 31 Октября 2020, 14:14

    Какой смысл ставить много раз одну и ту же фотографию, в том числе ее варианты плохого качества, по разному раскрашенные? Что это дает? Есть фотографии, показывающие развитие сюжета с водопойней, начиная с 1860-х годов.

    Выше в сегодняшних комментариях есть фрагмент фотографии Карбини 1890-1894 годов, где видна деревянная будка содержателя водопойни. Некоторые водопойни упоминаются в ВПб., но далеко не все.

    На фотографии 1908-1911 годов есть вид каменной уже водопойни, ее западного фасада (          https://pastvu.com/p/121945 , вариант - https://pastvu.com/p/1050139 )

     

    То же на фотографии 1929 года - выше в коммментариях.  

    Вот фотография А.Ф, Лоренса 1863-1864 ( https://pastvu.com/p/594486 ), где на этом месте показаны колоды, какие встречаются на изображениях и середины, и первой трети 19 века. Упоминание колод можно встретить и в выпусках ВПб.

     

     

  • 1 Ноября 2020, 10:37

    "Лошади также могли пить воду из фонтанов на улице и во дворах."

    За неимением другого фото 1905-9 гг.

    Найдётся местное, поставлю в публикацию.

  • 1 Ноября 2020, 10:57

    Иван Лукаш. Страх. Париж-Москва, YMCA-PRESS, 1995

    "дом на набережной Васильевского острова, против Николаевского моста. Набережная, вымощенная булыжником, начинала здесь спускаться к Кронштадтским пристаням и пристаням "Виндава-Либава". На спуске, за решеткой, была на берегу водопойная будка для ломовых битюгов, а к деревянному плоту, о который билась Нева, подлетала иногда шлюпка с матросами, может быть, с "Полярной звезды" или серых миноносцев, стоявших у Балтийских верфей, смутно видных в синеватом невском тумане. Гребцы разом поднимали весла, как сильные крылья, и матрос ловко прыгал с причалом на качающийся плот.   За Кронштадтскими пристанями, вдоль набережной, громоздились под брезентами бочки и мешки. Булыжники здесь были в пятнах темного масла, здесь пахло кокосом, пенькой, брезентом, как на набережных всех портовых городов.   А вот трехэтажный дом, против Николаевского моста, крашенный в желтую краску, был казарменной стройки времен императора Николая Павловича. Рядом с ним, направо, как вспомнит каждый петербуржец, был на углу конфетный магазин "Бликкен и Робинзон". А налево, на углу 5-й линии, где был образ за решеткой и стоял газетчик, вспомнит петербуржец и другой магазин шоколада -- "Конради"."

  • 1 Ноября 2020, 13:10

    Послал

    Чертежи водопойни у Николаевского моста. Крайние даты документов: 01.11.1900 Кол-во листов:10

     ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 101. Дело 166  

     

     

     

     

  • 2 Ноября 2020, 11:56

    Откуда дата?

    На листах чертежей (фото 2-4) есть надписи, свидетельствующие, что у проекта было 2 автора: инженер-технолог и архитектор. Там есть и другие надписи, дающие некоторые сведения об это проекте. Здание, которое мы видим на титульной фотографии, отделкой похоже на этот проект. Если возможно обработать фотографию 1929 года так, чтобы здание водопойни было видно лучше, тогда, может быть, и станет ясно, насколько был осуществлен проект.

     

     Ответ на "На фото в левом нижнем углу не могу прочитать" от Риэлтор

     ... сверхштатным техником

  • 2 Ноября 2020, 12:42
    Ответ на "Откуда дата? На листах чертежей (фото 2-4) есть на" от Liz

     Дата на основе фото 1901 г., где видна деревянная водопойня.

    Спасибо за подсказку: Академик архитектуры работает техником в Городской Управе!..

    Архитектор на проекте (3-й вариант) рисовал две двери. Здание на титульном фото 1907 г. показано нам боковым фасадом и видно, что второй двери нет: вместо неё - окно, а над ним - какая-то вывеска. Не видны наружные чугунные раковины...

    Техническая часть проекта нарисована для здания другой формы 

    Можно предположить, что она (водопровод с печным подогревом - на мой взгляд, оригинальная идея, не была осуществлена.

  • 2 Ноября 2020, 13:57
    Ответ на "Если возможно обработать фотографию 1929 года" от Liz

     Обработал, стало ненамного лучше

  • 7 Ноября 2020, 16:33

    На первых двух листах (листы дела 5-8)

    надпись "Проектировал инженер-технолог Вячеслав Фортунатович Вандалевский" - если я со слепу все правильно прочитала

    Очевидно, он поектировал всю "начинку"

    На листе 9  подпись арх. Кочетов, хотя без предыдущих комментов я бы ее, скорее всего, не прочитала бы.

    Под описью - ее я поставила в публикацию, т.к. в комменте ее не прочтешь - снизу подпись, если не ошибаюсь, инж. Вечковский.

  • 7 Ноября 2020, 18:40
    Ответ на "На первых двух листах (листы дела 5-8) надпись "Пр" от Наталия

     проектировал инженер — технолог Вандаловский Вячеслав Фортунатович

    Фонд 573 городская исполнительная комиссия по водоснабжению в санкт-петербурге

    Архивный шифр: ЦГИА СПб ф.573 оп.5 д.35

    Крайние даты документов: 07.11.1892–08.07.1910

    Количество листов: не указано

    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/573/5/35 не оцифровано

  • 7 Ноября 2020, 19:05
    Ответ на "На первых двух листах (листы дела 5-8) надпись "Пр" от Наталия

     Вандаловский, как ни странно. Мне казалось, что я писала уже об этом, но не вижу этого комментария ни  здесь, ни под сортиром. 

    "Опись премированной водопойКи" - довольно отчетливо, мне кажется, но внутри текста менее внятно, возможно, в заголовке случайность. Насчет подписи. Мне кажется, правая часть буквы, крючок, слишком ровный для В, скорей П. Кроме того, фамилии Вечковский нет в ВПб ни на 1901, ни на 1902, что само по себе, конечно, может ничего не значить. Но Печковский есть и не один. См.:ВПб на 1902. О. 3. С. 419.

     

    В ВПб есть и отставной инженер п.с., правда действительный ст. советник и с кучей должностей, и горный инженер, директор правления чего-то, но на 1902 год появился Печковский Павел Владимирович, гражд. инж., Гороховая, 68, помощник архитектора по постройке Царскосельского вокзала и Имп. павильона. Думаю, подходящий персонаж.

    Отмечено ли у Вас, на каких листах сам проект? Как эта опись соотносится с чертежами. Вообще, если уж чертежи ставятся, так надо бы к шифру и листы.

    Что касается публикации вообще.

    Зачем в подтитуле про лошадей? Кто-то может подумать про котиков или крокодилов? В наименовании постройки не содерится ничего про лошадей. 

    О кормлении лошадей речи нигде в документах не идет, на планах водопойни ничего такого мы не видим. Это сколько корма (и какого?) было бы потребно и где он тут мог разместиться? 

    "В 19 в. здесь стояли водопойные колоды (фото)". - Если есть изображения этого места с колодами более ранние, чем фото Лоренса 1863-1864 - тогда это правомерно, но если начинать историю с 60-х, зачем говорить о 19 веке вообще? Мост появился в 50-х годах, тогда они точно должны были появиться, так как их ставили именно для того, чтобы извозчики не поили водой прямо из реки. Надо будет посмотреть у Садовникова, у него есть Николаевская набережная.

    Далее про начало 20 века - слишком обтекаемо, учитывая наличие датированного проекта, далее про кормушку.и даже про окно. Ну, вот откуда?

    Подпись под цветным рисунком: "Проект водопойни и общественного туалета. Архитектор А.М.Кочетов. 1907 г." Где-то в контакте некто Мазуренко поместил с такой подписью. В публикации там цитируется текст из Пб. листка 1896 года, иллюстрация не имеет к нему ни малейшего отношения. Из чего же следует, что так оно и есть, если уже по размерам здания видно, что не могло в нем столько всего поместиться? К тому же рядом чертеж того же Кочетова, да еще 1902 года, где ни о каком туалете речи не идет. 

  • 7 Ноября 2020, 19:14

    Кстати, у Бабушкина - https://babs71.livejournal.com/327192.html - приведен рисунок Кочетова с подписью "Проект водопойни (?). 1907 год" и там же есть проект ретирадника П.В. Печковского.  Там же и синий ретирадник 1916 года (см. выше в комментах). Тоже, конечно, без каких-либо указаний, откуда взято.

    В общем, все дерут друг у друга, ни на секунду не заморачиваясь.

  • 7 Ноября 2020, 20:01
    Ответ на "Вандаловский, как ни странно. Мне казалось, что я " от Liz

     Как эта опись соотносится с чертежами?  Внимательное прочтение показывает, что это 3 разных проекта: 1901 г. на 7 поилок, опись - на 6 поилок, а проект Кочетова 1902 г. - на 8 поилок: нарисована лошадь и на плане два  входа (с торца и сбоку), а на титульном фото видно только окно.

    Лошадь нарисована у Кочетова и на проекте 1907 г.

    Насчёт кормления Вы правы: это классическая деревянная водопойная колода!

    Мазуренко - это вероятно, помощник историка  Сергей Лебедев Про эту подпись я уже писал в комментах.

    Но в будке (проект на 7 поилок) предусмотрен ватеркозет для сторожа (возможно,что и извозчики пользовались...), клозет упоминается и в Описи...

     

    Ответ на "синий ретирадник 1916 года (см. выше в комментах). " от Liz

    синий ретирадник упоминается в комментарии от 5 Ноября 2020, 23:57 в публикации.

     

  • 7 Ноября 2020, 20:04

    Сейчас в публикации все листы (кроме служебных) из дела 166. Подпись о Вандалевском  в левом нижнем углу первой (листы 1-4) и второй (листы 5-8) картинки. Вырезка в комменте это фактически лист 6 дела.

    Подпись Кочетова, кот. я привела это лист 9 внизу справа, слева внизу там "фасад водопойни, обработанный в архитекторном..." - вполне читается в публикации при полном размере. Лист 11 дела - это опись - она тоже  в полном размере вполне читаема. Там везде применяется слово "водопойка". Подпись, скорее всего, и правда Печковский.

  • 7 Ноября 2020, 21:58
    Ответ на "Сейчас в публикации все листы (кроме служебных) из" от Наталия

     Водопойка только в Описи..., в остальных - водопойня (существительное, образованное от прилагательного водопойная)!

    Водопойка - небольной сосуд с водой (поилка), некоторые словари слово помечают как разговорное. 

    Видимо, одновременно существовало два названия, и каждый употреблял то, которое ему привычно.

  • 7 Ноября 2020, 23:13
    Ответ на "Как эта опись соотносится с чертежами?  " от Риэлтор

     Внимательное прочтение ничего такого не показывает. 

    В архивых делах часто перепутаны и неправильно пронумерованы листы, тем самым внешне нарушается последовательность документа.

    Фото 3. Архивная нумерация: лл. 5-8. Авторская нумерация в правом верхнем углу: "Лист 1" (на листе 7).

    Фото 2. Архивная нумерация: лл. 1-4. Авторская нумерация в правом верхнем углу: "Лист 2" (на листе 3).

    На обоих листах надписи: Первая лремия, записи об авторе проекта - Вандаловский, дата: 1900, 1 ноября.

    Фото 4ю Арх. нумерация: Л. 9. В левом верхнем углу надписи: "К проекту, удостоенному 1 премии". Выше: "III вариант". В левом нижнем углу: "Фасад водопойни, обработанный в архитектурном отношении <...> Кочетовым". В правом нижнем углу подпись Кочетова и дата. Да, больше всего это похоже на 1902. Но смущает архивная датировка - в электронном каталоге только нижняя дата - 1900. С одной стороны, мы знаем, как неаккуратно набирается электронный каталог, с другой - черт его знает, что это значит. При желании можно прочесть дату на чертеже и 1901, тем более, что речь идет о третьем варианте. 

    Фото 16. Лист с акварельным рисунком. Надпись: "1 вариант." 

    Сравниваем фасады, проектированные Вандаловским с 1-м и 3-м вариантами Кочетова. Видим, что 1-й вариант в смысле плана ближе к изначальному проекту Вандаловского, что к 3-му варианту план здания усложнился. Но по существу все это один проект. 

    На титульной фотографии мы видим только торцевой фасад. Да, окна другие, но это не вопрос проекта. Это вопрос исполнения - по той или иной причине был выбран этот более практичный, вероятно, вариант. Орнамент из мелких арочек тот же, что у Вандаловского и у Кочетова. Очень может быть, что строили как раз по 2-му варианту., которого мы не видим. Надо попробовать прошерстить все фотографии на pastvu, возможно найдется такая, где здание развернуто боком и фото более четкое, чем те два, что есть в публикации. 

  • 7 Ноября 2020, 23:33
    Ответ на "Внимательное прочтение ничего такого не показывает" от Liz

    "При желании можно прочесть дату на чертеже и 1901," - написание последней цифры сильно отличается от написания первой, т.е. 1902 более вероятно.

     я тупо пересчитал число поилок на каждом листе, число окон и дверей...

    Просмотрел pastvu и добавил фото, кот. нашёл.

  • 7 Ноября 2020, 23:41
    Ответ на "https://bookree.org/reader?file=589539&pg=5 " от Риэлтор

     Это уже с мостом. Да у него, пожалуй, без моста и нет - что он тут забыл?

     Насчет тупо - соглашусь. Тем более, что ни одной такой роскошной поилки на фотографии не видно вообще.

    Ответ на "Николаевская набережная 1901 г. увеличено " от Риэлтор

     Так тут еще деревянная будка.

  • 7 Ноября 2020, 23:53
    Ответ на "Николаевская набережная 1901 г. увеличено " от Риэлтор

     Любопытное фото!.. Расположение людей совпадает с фото, а дыма из труб пароходов нет... И угол обзора другой!

    Видимо в публикации ретушированная часть фото 1901 г...

    "Добавлен" дым пароходу на заднем плане и трубам пароходов у пристани!

  • 7 Ноября 2020, 23:59
  • 8 Ноября 2020, 00:24
    Ответ на "Внимательное прочтение ничего такого не показывает" от Liz

     "Сравниваем фасады, проектированные Вандаловским с 1-м и 3-м вариантами Кочетова. Видим, что 1-й вариант в смысле плана ближе к изначальному проекту Вандаловского, что к 3-му варианту план здания усложнился. Но по существу все это один проект. "

    получается, что и датировка проекта 1907 г. неверна?

  • 8 Ноября 2020, 00:36

    Думаю, так. Но на некоторых фотографиях, где виден бок будки, она выглядит более громоздкой, чем на титульной фотографии и чем на 3-м проекте. Не перестраивали ли ее через несколько лет после постройки?

  • 8 Ноября 2020, 03:40

    При передвижении по городу на лошадях возникала необходимость их кормления в дороге

    Какое-то корявое предложение. Так их поили или кормили посредством водопойни?

    Процесс кормления лошадей представляется в несколько ином виде.

  • 9 Ноября 2020, 21:19
    Ответ на "Думаю, так. Но на некоторых фотографиях, где виден" от Liz

     Добавил в публикацию фото 22, 24 и 28

    "возможно найдется такая, где здание развернуто боком и фото более четкое, чем те два, что есть в публикации."

    Думаю, что не перестраивали. Боковой фасад хорошо виден на фото и совпадает с третьим вариантом.

  • 12 Ноября 2020, 02:25

    Все-таки, когда мы что-то публикуем - неважно что и откуда: из сети или из сочинений знаменитого академика и сто раз героя соц. труда - нужно не делать это автоматически, а думать, что это и что из последовательности этих фактов или мнений получается. Вот смотрите. В сети, в частности на pastvu, где сидят вполне серьезные люди, обычно обсуждающие публикуемые фотографии, в том числе их датировку, зачастую опровергающие датировку источника, в том числе изветного архива, и так далее, существует довольно много фотографий этих замечательных объектов: водопойни и сортира. В одних случаях фотографии датированы - так или сяк, в других нет или очень приблизительно. Мы с Вами обсуждали некоторые из этих фотографий и обнаружили, как примерно менялись оба объекта с годами. В частности, со всей очевидностью убедились в том, что сортир появился раньше 1906 года, но имел первоначально другую форму крыши. Эта публикация посвящена водопойне, да, но, поскольку оба строения часто попадали в кадр одновременно, естественно, что вид одного не может не влиять на датировку изображения другого. Обнаружили также, что до постройки каменной водопойни приблизительно на ее месте существовала водопойная будка деревянная. И что же мы видим в публикации.

    - Фото 2-8 - проектные документы 1900-1902 (?) годов показывают нам, что каменная водопойня не могла появиться ранее 1901 или 1902 (?) года. Ставлю знак вопроса, потому что не уверена, что последняя цифра на чертеже Кочетова именно 2. 

    - Фото 13, 14 - водопойная будка деревянная, туалета еще нет.

    - Фото 15 - не имеет отношения к этому месту.

    - Фото 16 - здесь виден у правого края крохотный фрагмент крыши деревянной будки. Все это 1890-е годы. 

    - Фото 17 - Водопойня еще деревянная, туалет с округлой крышей.  Дата 1901 год взята из VK, где у нее, как водится, нет никакого обоснования - https://vk.com/wall-26389816_643496 , но в VK дата, как и сама фотография, наверняка взята с pastvu, где приведены аргументы в пользу 1901 года, вот на это и надо ссылаться, потому что без этого обоснования даты VK не следует принимать в расчет вообще, максимум к сведению.

    - Фото 18 и 19 - фрагменты 17-й, но значительно лучшего качества. 

    - Фото 20 и 21 - одно и то же - зачем? К тому же фото 21 значительно худшего качества. Ссылка на pastvu поставлена неправильно, надо эту - https://pastvu.com/p/112555 , так как датирован снимок именно по этому альбому. Датировка приблизительная, но предположим, что так оно и есть, т.е. 1907-1908. Видим здесь водопойную будку уже каменную и далеко не первой свежести. 

    Фото 22 и 23 - открытка, как пишут на  pastvu, вышедшая в самом начале 1909 года, основываясь, как можно понять, на каталоге изд-ва Общины св. Евгении. Исходя из такой датировки открытки, фотографию датируют 1907-1908 годами. Мы видим здесь у туалета крышу уже иную, чем на открытке 1901 года. 

    Фото 24 и 25. Вот, даже увеличен нужный фрагмент, а дата стоит 1908-1911. То есть туалет с новой крышей 1907-1908, а со старой 1908-1911.  Здесь - https://pastvu.com/p/529738 - обсуждение, но в основном треп, однако указано, что в архиве дата стоит вообще 1912-1913. 

    Итого, к датировке фотографий вообще, но применительно больше к датировке перестройки туалета. Последняя  фотография (24), безусловно, сделана раньше, чем фотография, снятая, вероятно, в 1908 году для открытки, вышедшей в начале 1909 года (фото 22). Но не ранее сентября 1907 года. Судя по тому, что на фотографии 24 трамваи в таком изобилии, очень может быть, что именно в сентябре снимок и был сделан, в качестве хроникального к открытию движения. То есть, как минимум, к сентябрю 1907 года туалет еще не был перестроен. А в 1908, если там все правильно с датой в каталоге, туалет уже стоял в перестроенном виде. Вывод о времени перестройки?

    - Фото 30. Почему стоит дата 1902? Разве кто-то видел этот рисунок с датой? 

    Всё!

     

     

     

     

     

     

  • 12 Ноября 2020, 10:15
    Ответ на "Все-таки, когда мы что-то публикуем - неважно что " от Liz

     Liz! Большое Вам спасибо за анализ фото! 

    Для удобства чтения и возможности добавления фото в публикацию:

    - Фото 13, 14 - (1890-94) водопойная будка деревянная, туалета еще нет.

     - Фото 16 -  (1896-1900) здесь виден у правого края крохотный фрагмент крыши деревянной будки. 

    - Фото 17 - (1901) водопойная будка деревянная, но дымовая труба в другом месте, чем на фото 14!

    - Фото 18 и 19 - (1901) фрагменты 17-й, но значительно лучшего качества. 

    - Фото 20 и 21 - (1907-08)

    - Фото 22 и 23 - (1907-08) туалет перестроен

    - Фото 24 и 25 - 1907 - правильная датировка, туалет ещё со старой крышей (а не 1908-11, как на сайте pastvu)

    - Фото 30

      

     " каменная водопойня не могла появиться ранее 1901 или 1902 (?) года." Аргументы см.:

    Ответ на ""При желании можно прочесть дату на чертеже и 1901" от Риэлтор

     

    "Фото 30. Почему стоит дата 1902? Разве кто-то видел этот рисунок с датой? "

    В тексте публикации объясняется, почему такая формулировка более правильная.

  • 12 Ноября 2020, 13:02

    Почему нельзя переставить? Если сбой произошел в какой-то одной публикации, это не озночает, что такое будет со всеми другими.

  • 12 Ноября 2020, 13:42

    Нашёл замечательную подборку фото Николаевского моста и церкви. 

    фото 17 на pastvu мне не попадалось. Там есть и это фото, но датировка не уточняется: 1900-е. Часть фото

     

    и ещё одно фото оттуда же и его часть. Разные здания водопойни и разное время фото!..

     

  • 12 Ноября 2020, 16:15
    Ответ на "фото 17 на pastvu мне не попадалось" от Риэлтор

     https://pastvu.com/p/417344 - к фото 17, с обоснованием датировки. Их там 6 (шесть!) вариантов, в том числе цветных открыток, на которых виден, в частности , цвет крыши на деревянной водопойне.

     

    Ответ на "Liz! Большое Вам спасибо за анализ фото! Теперь да" от Риэлтор

     Про 1902 год. Первоначальный проект Вандаловского - это ноябрь 1900 года. Из надписей на листе 9, подписанном Кочетовым, мы можем заключить, что архитектурных проектов было, как минимум, три. Под этим, третьим, стоит год, который ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО может быть прочитан как 1902. Да, похоже, но последняя цифра написана нечетко. Я не буду тут входить в детали написания букв и цифр в разных позициях, пусть это будет 2, раз Вам так больше нравится. Но скажите, каким образом дата третьего варианта проекта может быть автоматически перенесена на 1-й, при том, что изначальный проект датируется ноябрем 1900-го?  Никак. 

  • 12 Ноября 2020, 18:16
    Ответ на "уточнил: Теперь даже фото нельзя переставлять" от Риэлтор

     Не понимаю о чем идет речь. Вы же ставили ссылки на фото в верхней части публикации - чем такой способ плох?  Если передвигаете фото в публикации внутри блока или в другие блоки, не удаляя его, то ссылка сохраняется, она привязана к идентификационному номеру фото  на сайте.

  • 13 Ноября 2020, 00:48
    Ответ на "https://pastvu.com/p/417344 - к фото 17, с обоснов" от Liz

     Большое спасибо за ссылку! Меня заинтересовала на этом фото расположенная справа  трансформаторная будка

     

    "детали написания букв и цифр в разных позициях" - Вы меня убедили, на этот аргумент мне возразить нечего! Предлагаю компромисс - 1901-02 гг.😀

     

    "каким образом дата третьего варианта проекта может быть автоматически перенесена на 1-й"

    Ранее Вы согласились, что 1907 г. - неправильная датировка 

    Ответ на "Думаю, так. Но на некоторых фотографиях, где виден" от Liz

     Не может 1-й вар. появиться позже 3-его вар.!

    Против такого написания дат: "1901-1902" возражений не будет?

  • 13 Ноября 2020, 01:58

    Трансформаторная будка есть на очень многих здешних фотографиях.

    Причем здесь 1907 год?

    В любом случае дата нам не известна, Теоретически (совсем) это мог быть и самый конец 1900 год. Поэтому, что бы Вы ни написали, нужно поставить после дат знак вопроса в круглых скобках. Потому что это предположение. 

  • 29 Апреля 2022, 11:01

    Открытки, сделанные на основе фото 22 Карла Буллы. взято у babs71.livejournal.com/1332837.html

     

     

    фото 22, у кого фото отретушировано?

  • 24 Мая 2022, 16:22

    1809 г. Объект придорожной инфраструктуры с 13-й версты (Средняя Рогатка) дороги из Петербурга в Царское Село:

    фонтан - водопойня для лошадей под названием "Нептун", проект Тома де Томон (описание   citywalls.ru/house29891.html)

  • 30 Августа 2022, 21:19

     

    Фрагмент фото с Паству (https://pastvu.com/p/317449)

    Сквер на месте Знаменской церкви, площадь Восстания, 1948 г.

     

     

  • 31 Августа 2022, 00:05
    Ответ на " Фрагмент фото с Паству (https://pastvu.com/p/3174" от Galina Vabishchevich

     Какая глазастая!  https://pastvu.com/p/317449

    Водопойную будку соорудили на месте Знаменской церкви? Или перенесли откуда то?

    Пытаюсь представить, как лошади подходили к поилке (для конной милиции?)

     

    Лучшее разрешение и обработал фото:

  • 31 Августа 2022, 00:19

    Сквер устроили после войны.  1942-43 https://pastvu.com/p/1032954

     

    1948 https://pastvu.com/p/135098

     из комментов: const1234Spb·18 марта 2015, 14:47Да это томоновский фонтан-поилка.
    Только что обратил на него внимание на #313698
    Когда началось строительство метро, его утащили в Московский парк Победы.

  • 31 Августа 2022, 00:35

    Очень интересные фотографии!

     

    К сожалению, у меня здесь, на даче нет необходимых материалов, так что пишу безо всяких ссылок.

     

    На этих фотографиях изображен фонтан, стоявший ранее по дороге в Пулково - один из трех созданных Тома де Томоном. Один из них остается на месте, другой был в 30-х годах перенесен в сквер у Казанского собора. А третий - этот самый - после войны стоял в Московском парке Победы, а в начале XXI века перенесен на Сенную площадь. К сожалению, публикации по нему нет - а надо бы ее сделать!

     

    Пока я не увидел эти фотографии, я думал, что фонтан так и оставался на месте, пока его не перенесли в парк Победы. А оказывается, его перенесли с его места уже до войны. И значит, фонтан переносили с места на место целых три раза.

  • 31 Августа 2022, 00:45
    Ответ на "1809 г. Объект придорожной инфраструктуры с 13-й в" от Риэлтор

     Не могу понять: почему они разной высоты? Сравните с фото  выше...

     

  • 31 Августа 2022, 00:58
    Ответ на "Не могу понять: почему они разной высоты? Сравни с" от Риэлтор

     Это два разных фонтана. О чем я и написал.

     

    Тот, который был на площади Восстания, теперь на Сенной площади.

  • 31 Августа 2022, 06:38

    У меня есть фотки фонтана на Сенной. Правда, как всегда, из машины, но неплохие. Даже пьющий из чаши голубь. 

     

    Так что если тему такую сделаете, с удовольствием добавлю. 😗

  • 31 Августа 2022, 07:59
    Ответ на "У меня есть фотки фонтана на Сенной. Правда, как в" от Galina Vabishchevich

     Я смогу сделать такую тему не раньше середины сентября (если кто-нибудь другой к этому времени не сделает).

  • 31 Августа 2022, 08:32
    Ответ на "Это два разных фонтана. О чем я и написал. Тот, к" от S.P.

     Это очевидно! 

    Но Том де Томон нарисовал один проект, по кот. было создано три фонтана.

    Почему два из них разной высоты?

  • 31 Августа 2022, 09:14
    Ответ на "Это очевидно!  Но Том де Томон нарисовал один" от Риэлтор

     Вы ошибаетесь. Все три фонтана совершенно разные; они, конечно, делались по индивидуальным проектам.

     И если фонтаны, которые теперь у Казанского собора и на Сеннной площади, еще немного (только немного) похожи друг на друга, то фонтан, который остается на первоначальном месте - на Пулковском шоссе - вообще совсем другой.

  • 8 Сентября 2022, 12:00

    В продолжение дискуссии: сообщаю, что я сделал публикацию по фонтану на Сенной площади.

  • 18 Ноября 2022, 23:34
    Ответ на "1809 г. Объект придорожной инфраструктуры с 13-й в" от Риэлтор

    фонтан - водопойня для лошадей под названием "Нептун", проект Тома де Томон   citywalls.ru/photo372128.html

  • 3 Января 2023, 07:55

    фонтан - поилка для лошадей https://www.citywalls.ru/photo117210.html

  • 27 Марта 2024, 10:44

    Большой киоск. Начало XX века   https://collection.artsacademymuseum.org/entity/OBJECT/70154

    в атрибуции, вероятно, ошибка. Больше похож на водопойню для лошадей (с часами на фронтоне!) и крышей, отделанной черепицей.

    Или водозаборный киоск... (см. комменты марта 2024 к публикации )

    Вероятно, нарисован для какого-то конкурсного проекта: в левом верхнем углу девиз "туз пики"

  • 20 Августа 2024, 21:53

     

    Ильин Л.А., Дуплицкий П.С., архитекторы.

    Проект водопойной будки на углу Средне-Охтинского проспекта и улицы Гусева, в сквере. Фасады, план, разрез, генеральный план.
    Период создания:1920-е гг. 

    Номер по КП (ГИК): ГМИ СПб 222959 

     

     

     

     

  • 21 Августа 2024, 00:11
    Ответ на " Ильин Л.А., Дуплицкий П.С., архитекторы. Проект в" от Galina Vabishchevich

     Спасибо! Вышлите пожалуйста, на почту вместе с ссылкой на архив. 

  • 21 Августа 2024, 06:30

    Выслала почтой. 

    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31558962

     

    В Госкаталоге много картинок. Вот ещё проект в Стрельне 1876 г.

    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19039024

    ГМЗ Пф КП 1806/67

     

  • 25 Августа 2024, 20:00
    Ответ на "Выслала почтой.  https://goskatalog.ru/portal" от Galina Vabishchevich

     Спасибо! Поиск по Госкаталогу "Водопойня Кочетов" выдал 9 чертежей академика архитектуры. Все разместил в публикации: photo474388.html и следующие.

  • 8 Сентября 2024, 22:05
    Ответ на "Вот ещё проект в Стрельне 1876 г." от Galina Vabishchevich

    Спасибо за очень интересный документ 1876 г.: "План участка по Санкт-Петербургской улице в Стрельне с обозначением предполагаемых к постройке крестьянином Калужской губернии Григорием Воробьевым водокачальни с водопойной на берегу Стрельнинского пруда. Фасад водокачальни с водопойной" 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32309
Готовится: 84
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 5110