Публикация

Павильон общественного туалета

Здание на карте
фото
Архитекторы: Соколов А.
Год постройки: 1906
Стиль:

Фото - yuri.sedunov  09.2011.

Павильон общественного туалета

наб. Лейтенанта Шмидта - пл. Трезини - 7-я линия ВО, 2х

 

1906 - Соколов А. , постройка, возле Николаевского моста, павильона обществ. туалета при прокладке на набережной трамвайной линии     ([99]. С.282)

 

В комментарии к публикации ул. Шамшева, 10 алекс сообщает: "По Соколову данных о звании нет, так что воздерживаюсь писать арх-р, м.б., он был только техником."

 

Номер дома по наб. Лейтенанта Шмидта дан отсюда.

 

Общественный туалет "спартанской обстановки" (такой же, как в старом туалете на Камской ул., д.5, к.2) в здании находился в середине 1960-х гг. точно (по сведениям автора публикации).

  • фото

    1900-е гг.
    Фото Карл Булла
    (добавил danavan)

  • фото

    Старая открытка.

  • фото

    Старая открытка.

  • фото

    1929 г., видно металлическое
    завершение павильона
    (добавил весовщик)

  • фото

    1941.
    фото С. Бамунер
    (добавил danavan)

  • фото

    РГИС 2022 г.

На снимках видна часовня Святому Николаю Чудотворцу, построенная на Николаевском мосту (заложена в 1853 году). Часовня была снесена весной 1930 г. при реконструкции моста.   (по сведениям отсюда)

48 комментариев
6491 просмотр
Добавил: dj-2, 18 Сентября 2010, 00:10
Редактировано: 15 Февраля 2023, 09:50
Оцените:
(20 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house13873.html' target='_blank'>Павильон общественного туалета на Citywalls.ru</a>
Всего 48 комментариев
  • 18 Сентября 2010, 00:27

    Это старинное здание, мне оно на топохроне попадалось

  • 18 Сентября 2010, 00:55

     № 99. С. 282.

    Павильон обществ. туалета. Наб. Лейтенанта Шмидта. 1906. А. Соколов.

     

  • 18 Сентября 2010, 16:14

    модерн

  • 2 Ноября 2010, 23:38

    В комментарии к публикации ул. Шамшева, 10 алекс сообщает: "По Соколову данных о звании нет, так что воздерживаюсь писать арх-р, м.б., он был только техником."

     

    Алекс не мог к такой публ-ции оставить коммент. :)) , т.к. имеется только Шамшева улица и никакая иная.

  • 2 Ноября 2010, 23:56

    Т.е., к Шамшева - № 99 (С. 282): доходный дом. Шамшева ул., 10. 1911. А. Соколов.  - один А. Соколов, а в этой публикации - № 99. С. 282. Павильон обществ. туалета. Наб. Лейтенанта Шмидта. 1906. А. Соколов. - другой А. Соколов? Причём оба коммента алекса. Или это разные алексы? Или разные № 99?

  • 3 Ноября 2010, 00:25

    Да нет же,

    В комментарии к публикации ул. Шамшева, 10

    А прав-но Шамшева ул.

  • 3 Ноября 2010, 00:46

    Так тоже допустимо. Если Вам предложат заполнить бумагу, например, где уже напечатано типографски: я составил справку по улицам: (перечислить), по проспектам (перечислить). То как напишете? Два раза улица: я составил справку по улицам: Шамшева улица? Бюрократы ведь могут и не оплатить: улица Шамшева есть, а улица Шамшева улица - нет.

  • 3 Ноября 2010, 00:49

    Нет, недопустимо - в данном случае мы не справку заполняем, а согласно Реестру такой улицы нет. Это ведь из породы Плуталова, Замшина, Шамшева, Бармалеева, Комарова и т.д. Ну ведь куда приятнее...

    И пусть не смущает пометка, что название Шамшева с 1954 г. - просто улица год-другой носила название Житомирской.

  • 2 Марта 2012, 21:57

    туалет в стиле модерн😀

  • 14 Сентября 2012, 17:35

    В комментарии к публикации ул. Шамшева, 10 алекс сообщает: "По Соколову данных о звании нет, так что воздерживаюсь писать арх-р, м.б., он был только техником."

    Еще раз обращаю внимание, что я давал комментарии к публ. по дому 10 Шамшевой улицы.

  • 14 Сентября 2012, 18:48
    7-я линия ВО, 2х  - понятно, что это условность, но как-то уж очень с потолка.
  • 14 Сентября 2012, 19:34

    Нет здесь 7 линии, она через дорогу. Надо убрать её.

  • 14 Сентября 2012, 21:36

    Да пл.Трезини здесь ни при чём, которая появилась, как топоним, совсем недавно.

  • 14 Сентября 2012, 22:11

    Пл. Трезини только до 5/6 линии по реестру...

  • 27 Февраля 2013, 22:02

    Судя по лошадям, павильон туалета служил еще и поилкой 

  • 27 Февраля 2013, 23:42
    Ответ на "Судя по лошадям, павильон туалета служил еще и пои" от miraru1

     А это и есть поилка для лошадей, павильон туалета чуть правее находится, в месте где спуск к воде.  Фото 2 и 3 к туалету не имеют отношения. На четвёртом фото павильон туалета совсем не виден.

  • 27 Февраля 2013, 23:54

    Правее??

    Левее на этих фотографиях такое 

     

    А вот тут вообще много всего

     

  • 28 Февраля 2013, 00:16
    Ответ на "Правее?? Левее на этих фотографиях такое  А " от miraru1

     Да, павильон туалета находится правее поилки для лошадей, которую мы наблюдаем на фото в статье. Самого же туалета на тех снимках нет.

  • 27 Декабря 2015, 00:53

    https://pastvu.com/p/343258  (снимок 1969 г.):

  • 7 Апреля 2016, 11:08

    Поганый СОБЧАК продал все туалеты в городе азербайджанцам.Во всех туалетах рестораны. Пример на Старо-петергофском пр. и у Певческого моста.Здесь тоже пытались открыть ресторан,но дальше открытой летней террасы на спуске к воде дело не доходило, а в этом туалете гремел генератор для летнего кафе.

  • 15 Ноября 2017, 04:27

    При постройке трамвайной линии, соединившей Васильевский остров с левобережной частью города, в 1906 г. возле Николаевского моста по проекту архитектора А. Соколова был построен павильон общественного туалета в стиле модерн (Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга: Василеостровский район / Под ред. Б.М. Кирикова. СПб.: MMVI. С.481). 

  • 16 Февраля 2019, 21:56

    Мне припоминается, что туалет функционировал ещё в начале 1970-х годов, примерно года до 1973-го.

    Возможно, он был подспорьем к находившемуся неподалёку пловучему ресторану "Корюшка", а также обслуживал гостей северной столицы после заливки их нутра соками, газированными и алкогольными напитками в четырёх близлежащих кафе (в пределах сотни метров, а то и меньше: два прямо на углу набережной и 8 линии, кафе-мороженое на 8 линии у почты, напротив 27-й школы, и подвальчик на углу 9 линии и Кадетского переулка), в которых туалетов для посетителей не было предусмотрено.

  • 18 Февраля 2019, 10:40
    Ответ на "Мне припоминается, что туалет функционировал ещё в" от МНС

     Я помню, что туалет работал и в 1980-х годах. Другой ближайший общественный туалет был Румянцевском сквере в цоколе летней эстрады. 

  • 28 Мая 2019, 17:49

    Существует байка по поводу этого туалета:

    В конце XIX века в Петербурге жил купец Александров – владелец центрального рынка на Петроградской стороне. На месте этого рынка теперь расположены павильоны Ленфильма.
    По Кронверкскому проспекту в доме № 23 жила красавица, в которую этот купец Александров влюбился. А поскольку он был купцом, то надменная красавица отвергла домагания Александрова. Более того, она еще дала ему однозначно понять, что причиной является сословие, к которому он принадлежит. И это притом, что сама была женщиной весьма доступной в аристократических кругах. Тогда Александров решил отомстить этой красавице. Напротив дома № 23 по Кронверкскому проспекту он построил общественный туалет.
    Красавица намек поняла и была очень уязвлена, так как вид туалета в точности повторял формы ее загородного дома. Поэтому общественный туалет стал узнаваем и его быстро прозвали городской виллой красавицы.
    Возмущенная красавица съехала с Кронверкского проспекта и поселилась на Васильевском острове. Но и там, напротив окон ее дома купец опять выстроил общественный туалет, узнаваемых форм. Даме пришлось покинуть и Васильевский остров. Но где бы она не поселялась, очень скоро перед окнами ее дома появлялся еще один общественный туалет в форме ее виллы.

  • 28 Мая 2019, 21:52

    Прямо по носу виднелся плавучий ресторан «Чайка», и я было взял курс на него, чтобы чего-нибудь выпить. Но вокруг ресторана лед был в трещинах, и я выбрался на набережную возле спуска, где торчит на самом юру идиотская общественная уборная. Такое красивое, знаменитое место – рядом Академия художеств, дом академиков, сфинксы из древних Фив в Египте – и круглая общественная уборная.

    Я оставил уборную по корме, убедился в том, что ресторан закрыт на обеденный перерыв, выпил теплого пива у синего фанерного ларька, получил из мокрых рук продавца мокрую сдачу и медленно пошел вдоль набережной, рассматривая те суда, которые предстояло мне гнать на Обь или Енисей. Суда стояли тесным семейством, борт к борту, в четыре корпуса. Узкие и длинные сухогрузные теплоходы, засыпанные снегом. Два дизеля по триста сил, четыре трюма, грузоподъемность шестьсот тонн, от штевня до штевня около семидесяти метров – все это вместе взятое на обыкновенном морском языке называется «речная самоходная баржа». И утешаться следует только тем, что слово «баржа» похоже на древнее арабское «бариджа», обозначавшее некогда грозный пиратский корабль.

    «Может, откуда-нибудь оттуда и „абордаж“?» – подумал я, рассматривая с обледенелой набережной свою близкую судьбу. Судьба выглядела невесело. Иллюминаторы были закрыты железными дисками, с дисков натекли по бортам ржавые потеки, брезентовые чехлы на шлюпках, прожекторе, компасе почернели от сажи.

    На палубах змейками вились тропинки среди метровых сугробов. Тропинки, очевидно, натоптали вахтенные. Провисшие швартовые тросы кое-где вмерзли в лед.

    – Ах, эти капельки на тросах, ах, эти тросы над водой, – бормотал я про себя. – Ах, корабли, которым осень мешает быть самим собой…

    Именно мне предстояло приводить эти суда в приличный для плавания по морям вид. А пока смотреть на длинные гробики не доставляло никакого удовольствия.

    И я пошел дальше по набережной Лейтенанта Шмидта. Я люблю ее. И лейтенанта Шмидта. Он один из главных героев детства.

     

    В.В. Конецкий. "Солёный лёд". 

     

     

  • 9 Января 2020, 23:22

    послано фото 1929 г  от Хумуса ,видно металлическое завершение павильона и другие постройки у моста

     ===========

    кстати в Московском листке  от 11 июня 1902 года

    http://starosti.ru/archive.php?y=1902&m=06&d=11

    имеется следующий текст:

     

    - Декадентство, по словам газет, проникло даже в таможенное ведомство: так на Неве, ниже Николаевского моста установлена новая таможенная пристань, построенная в строго декадентском стиле. Двери, ведущие на пристань, - косые, верх украшают две башни разной величины с какими-то необычайными вавилонами. В общем, пристань своим необычайным видом привлекает общее внимание.

    ---------------

    интересно,o чем это ?

     

  • 10 Января 2020, 00:11

    не удержусь от еще одного откровения Московского листка от 26 мая 1902 годв:

     

    ПО ТЕЛЕФОНУ ИЗ ПЕТЕРБУРГА
    - Духовенство столичных кладбищ обратило внимание на то, что стали появляться на могилах памятники в декадентском стиле, с изображением сирен, демонов и проч., возбуждает ходатайство о недопущении памятников и решеток с изображениями несоответствующими религиозно-нравственному духу православия.

    ========

    -:))

  • 10 Января 2020, 19:50

      в связи с задержкой публикую фото 1929 г здесь

     

    https://live.staticflickr.com/65535/49355392046_90b20c0be9_o.jpg

     

     

     

    такое впечатление, что завершение создано по мотивам дома Эсдерса-Схеффальса того же периода постройки... и снесли его те же искусствоведы в штатском  в 1930-ые гг

  • 29 Октября 2020, 10:38
    Ответ на "Судя по лошадям, павильон туалета служил еще и пои" от miraru1

     Ответ на "А это и есть поилка для лошадей, павильон туалета " от Сергей Беляев

     

    Надо бы выделить поилку в отдельную публикацию. Хоть и нет о ней никаких данных. Но есть несколько фотографий. 

     

  • 29 Октября 2020, 10:55
    Ответ на "Ответ на "А это и есть поилка для лошадей, павильо" от Liz

    babs71 пишет: "По схожим проектам в 1907-08 годах было построено несколько подобных зданий (в Александровском саду, у Николаевского моста, на Театральной площади и т.д.). Возможно, первоначально они служили водопойнями для лошадей, а затем были превращены в общественные туалеты.

    А. М. Кочетов. Проект водопойни (?). 1907 год." справа нарисована лошадь!..

    Добавил: babs71  ошибается! см. публикацию

  • 29 Октября 2020, 11:22

    Да мало ли кто и что напишет. Доводов нет абсолютно никаких. Что значит возможно первоначально служили водопойнями? Мы видим на фотографии набережной в одном кадре и водопойню и туалет. Чего же стоят эти рассуждения?  

  • 29 Октября 2020, 14:57
    Ответ на "Не исключено, что некоторые здания изначально прое" от Риэлтор

     Что дает основание к такому предположению?

  • 30 Октября 2020, 21:44
    Ответ на "Что дает основание к такому предположению?" от Liz

     Нашёл полную ссылку к размещённой мною картинке: "Проект водопойни и общественного туалета. Архитектор А.М.Кочетов. 1907 год" (Подготовил Николай МАЗУРЕНКО).

    Добавил: Подпись ошибочна! см. публикацию

  • 31 Октября 2020, 09:50

    Фото 2. У фотографии есть автор, название и место хранения. 

    Беликов А.А. На набережной около моста лейтенанта Шмидта. 

    1929. МАЭ ( http://collection.kunstkamera.ru/entity/OBJECT/97878 )

  • 31 Октября 2020, 10:27

     

    Николаевский мост. Фотография Л.К. Карбини. 1890-1894 ( https://pastvu.com/p/131489 ).

  • 31 Октября 2020, 16:07

    История заведения сложнее, чем казалась, и не без загадок, если внимательно смотреть  на фотографии. Фотография в предыдущем комментарии могла бы быть первой в этой истории. То есть в первой половине 1890-х на этом месте никакой постройки не было. 

    Далее.

    Соколов А. Павильон общественного туалета. Набережная Лейтенанта Шмидта. 1906 ([99]. С. 282).

    Первая ссылка в публикации явно некорректна. Посмотрим, что со второй, на [99]. 

    Фото 4, к сожалению, без даты и ссылки, между тем на pastvu есть несколько вариантов заметно лучшего качества, авторства ателье К. Буллы, датированных 1908-1911 годами. Естественно, что раньше чем осенью 1907 года фотография не может датироваться, поскольку там изображен трамвай - На фотографии 1908-1911 годов есть вид каменной уже водопойни, ее западного фасада ( https://pastvu.com/p/121945 , вариант - https://pastvu.com/p/1050139 ). Как же в это время выглядел туалет? 

    Здесь немного лучше, чем в публикации, но еще лучше пройтись по ссылкам и там посмотреть увеличеннное изображение. Домик вроде бы похож, но крыша явно не та, что сейчас, и не та, что мы видим на фотографии 1929 года.  Есть и более ранние изображения этого строения. 

    Вот 1904 год. Половина стереопары "Казаки покидают С.-Петербург для Манчжурии" -  https://pastvu.com/p/522520 .

     

    Это фрагмент фотографии 1901 года, ателье К. Буллы - https://pastvu.com/p/417344

     

    На pastvu приводится несколько аргументов относительно даты, но в любом случае это время дотрамвайное. Архивное дело с проектом каменной водопойни датируется 1900 годом. Вполне могли задержаться со строительством ее, так как здесь мы видим еще деревянную водопойную будку. Или датировка последней фотографии не совсем точна. 

    Так или иначе, совершенно не понятно, что проектировал в 1906 году А. Соколов. Возможно, как раз перестройку уже существовавшего туалета с изменением, в том числе, крыши. А, может быть, в [99] ошибка в датировке - 1906, 1900 - все бывает. Тут еще вот какой момент. Существующее здание практически идентично постройкам в Александровском саду ( https://www.citywalls.ru/house25714.html ) и на Театральной площади ( https://www.citywalls.ru/house22180.html ), и странно было бы, если бы они были построены по разным проектам. Что здешний туалет перестроен из своего предшественника, это в общем очевидно. А поскольку к пуску трамваев соответствующее здание здесь уже стояло, то перестройку его по новому проекту могли счесть задачей не первой необходимости и перестроили позднее.   

    Раз проект Соколова фигурирует в [99], скорей всего, и чертежи существуют. 

    Фотографий этого места,. с туалетами и без, множество. Вот, например: 1897 год - https://pastvu.com/p/138940https://pastvu.com/p/237703 - плохое качество, туалет уже современного вида, открытка издания Общины св. Евгении датируется началом 1909 года. Надо посмотреть, как это согласуется с фотографией 1908-1911.                  

    Итого. Первое здание туалета на этом месте построили, вероятно, в 1901 году или около того. Не ранее 1908 перестроили, придав вид, какое оно имеет на фотографии 1929 года, и близкое к современному. 

    Явно не хватает современных фотографий.

                     

  • 5 Ноября 2020, 23:57
    Ответ на "Нашёл полную ссылку к размещённой мною картинке: "" от Риэлтор

    На картинке написано: "1-ый вариант. Боковой фасад". Есть ещё "III-й вариант", подписанный в правом нижнем углу: 1902. Вероятнее всего, датировку проекта 1907 г. надо заменить на 1902 г. (см. коммент. от 8 Ноября 2020, 00:24 и следующий в 00:36)

    Сопоставление "Проекта водопойни и общественного туалета. Архитектор А.М.Кочетов. 1907 год" (см. план здания 1902 г. того же арх-ра) и более позднего проекта ретирада для господ офицеров 1916 г. наводит на мысль о невозможности совмещения или изменения назначения здания.

    Широко распространённое в интернете утверждение о переделке водопойни в общественный туалет представляется ошибочным!  (Комментарий отредактировал, спасибо Liz)

  • 6 Ноября 2020, 01:05
    Ответ на "Сопоставление этого проекта 1907 г (см. план здани" от Риэлтор

     А какой и чего этот проект 1907 года? И что за ретирад 1916 года? Ведь ничего совершенно непонятно. Вы о туалете или о водопойне?

  • 10 Ноября 2020, 13:25
    Ответ на "Ответ на "А это и есть поилка для лошадей, павильо" от Liz

     Сделал отдельную публикациюВодопойная будка (водопойня) для лошадей

    Приведено много фотографий, на которых виден и Павильон общественного туалета.

  • 14 Ноября 2020, 03:08

    https://pastvu.com/p/257087 - фото К. Буллы. Август 1901

    https://pastvu.com/p/236790 - вариант. Видна водопойная будка. 

    https://pastvu.com/p/522520 - 1904

    https://pastvu.com/p/116230 - 1905-1922 (?) - будка каменная

    https://pastvu.com/p/114536 - 18 октября 1967 - туалет

     

  • 16 Сентября 2022, 12:20

    Обещают вновь открыть туалет в 2025 году - http://kanoner.com/2022/09/16/172099/

  • 16 Сентября 2022, 17:01
    Ответ на "Обещают вновь открыть туалет в 2025 году - ht" от DSROpen

     Ну там и новости по ссылке - закачаешься. Особенно про затворнические молитвы в бывшем сортире. Жуть какая. Казалось, ресторан трудно переплюнуть, но нет.

  • 19 Сентября 2022, 16:28
    Ответ на "Ну там и новости по ссылке - закачаешься. Особенно" от Liz

     Тег "туалеты" понравился? ))

  • 19 Сентября 2022, 18:24
    Ответ на "Тег "туалеты" понравился? ))" от DSROpen

     Вопрос непонятен

  • 20 Сентября 2022, 13:04
    Ответ на "Вопрос непонятен" от Liz

    Ок

  • 28 Декабря 2023, 13:18
    Ответ на "История заведения сложнее, чем казалась, и не без " от Liz

     "Первое здание туалета на этом месте построили, вероятно, в 1901 году или около того. Не ранее 1908 перестроили"

     

    Нашлось доказательство!

    Департамент полиции  в Петербургском листке за 1901 г. нашёл любопытную информацию о выдаче концессии на строительство туалетных павильонов французскому гражданину Луи Гальо.

    «И тот "украсил" Петербург какими-то безобразными каменными домиками, смахивающими не то на терема, не то на бойницы, выбрав для них самые видные пункты.» 
    Условия концессии не были выполнены и назначили продажу на аукционе неоконченных постройкой павильонов, который не состоялся и отложен на неопределённое время. (см. https://forum.citywalls.ru/post.php?id=62729)

  • 28 Декабря 2023, 15:36
    Ответ на "История заведения сложнее, чем казалась, и не без " от Liz

     Здесь в разных комментариях есть несколько фотографий туалета еще со старой крышей, а в этом комментарии есть прекрасная фотография 1904 года, датировка которой несомненна. ну, и дата постройки обсуждалась тоже.

    В свое время пыталась найти документы по туалету, построенному здесь Соколовым, но ничего не обнаружила, так что пока загадка то, о чем писал Б.М. Кириков.

  • 3 Января 2024, 14:58
    Ответ на "История заведения сложнее, чем казалась, и не без " от Liz

    "Итого. Первое здание туалета на этом месте построили, вероятно, в 1901 году или около того. Не ранее 1908 перестроили" 

     

    Спасибо за находку Департамент полиции !   (см. https://forum.citywalls.ru/post.php?id=62769 )

     

    ЦГИА СПб. Фонд 792. Опись 1. Дело 9799

    01.08.1907–05.12.1907 О достройке туалетных павильонов бывшего концессионера г. С.-Петербурга Гальо 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31565
Готовится: 58
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 5983