Публикация
Памятник Петру I у Михайловского (Инженерного) замкаФото - Памятник Петру I у Пам.(федер.) Кленовая аллея, у входа в Михайловский замок Садовая ул.,2 1719-1724 - арх. Бартоломео Карло Растрелли 1745-1747 - отливка - Алессандро Мартелли и С. Копьев при участии арх. В. В. Растрелли 1800 - установка памятника у парадного входа в Михайловский замок
Проект пьедестала - арх. Ф.И.Волков Скульптурные картины (барельефы) - скульпт. Демут-Малиновский В. И., Теребенев И. И., Моисеев И.
Высота конной статуи от плинта (массивная плита, уложенная на пьедестал в основании статуи) до темени всадника - 4,61 м, пьедестала - 6,17 м. Общая высота памятника - 10,78 м. Размеры каждого барельефа - 1,75 ; 2,63 м (Бехтер-Остренко Н., Лисаевич И. Скульптура Ленинграда. М., 1963. С. 26
* Восстановление памятника Петру I перед Инженерным замком. Рисунок А. Барутчева. Из книги: Петербург - Петроград - Ленинград в произведениях художников : [альбом / сост.: Г. Гримм, Л. Кашкарова]. - Москва, 1958. С.77.
На широкой аллее, перед парадным входом в Инженерный (б.Михайловский) замок находится конный памятник Петру I. Мерно и торжественно выступает конь. Спокойно и невозмутимо восседает на нем всадник, облаченный в пышные римские одежды, с жезлом полководца в правой руке и лавровым венком на голове. Горностаевая мантия, тяжелыми складками спадающая с плеч, приоткрывает боевой нагрудник; меч у левого бедра с массивной рукояткой - изображением льва - подчеркивает силу и мощь его владельца. Дорогое покрывало, отороченное массивными кистями, служит седлом. Открытые римские сандалии дополняют наряд всадника. Воинские доспехи, венок из лавра и императорский жезл - средства привычной символики, к которой обратился автор памятника Карло Бартоломео Растрелли при воплощении образа Петра I. "По обычаю римских императоров" создал скульптор первую конную статую в России. Суровым самодержцем и властным военачальником предстает перед нами Петр в этом памятнике. Величественная, неподвижная поза всадника, казалось бы, не соответствует страстной, полной энергии, деятельной натуре Петра I; богатые тяжелые одежды словно сковывают его движения. Однако в лице скульптору удалось передать не только портретное сходство, но и раскрыть характер преобразователя. Массивность статуи сочетается с тонкостью и мастерством проработки ее отдельных деталей. Итальянец по происхождению, скульптор Растрелли прибыл в Россию в 1716 г. из Парижа, где он некоторое время работал. В договоре, заключенном с ним, значилось: "Помянутый г. Растрелли обязуется ехать в С.-Петербург с сыном своим и учеником и работать в службе царского величества 3 года во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет..." Тремя годами должно было ограничиться пребывание в России талантливого мастера, но он остался здесь до конца своих дней. Его деятельность отличалась удивительным разнообразием: Растрелли участвовал в планировке города и исполнял эскизы маскарадных костюмов, проектировал здания и создавал модели гидравлических машин для фонтанов. Однако наибольшего мастерства Растрелли достиг в скульптуре. Над конным монументом Петра Растрелли работал около 5 лет. Памятник был заказан скульптору еще при жизни императора в 1719 г., модель была завершена в 1724 г., а отлита в бронзе много позднее - лишь в 1740-е гг., уже после смерти Карло Растрелли, мастером А. Мартелли при участии сына скульптора - архитектора В. Растрелли. Одновременно скульптор работал над бронзовым бюстом Петра I. Им были выполнены два варианта, которые хранятся в Эрмитаже и Русском музее; для них была снята восковая маска с живого императора, использованная и при создании конного монумента. Памятник предполагали установить на Васильевском острове на старой Сенатской площади, перед зданием Двеннадцати коллегий (ныне Ленинградский государственный университет). Однако со смертью Петра I планы изменились. Административный центр Петербурга в середине XVIII в. был перенесен на левый берег Невы, и там создана новая Сенатская площадь. В 1782 г. на ней был установлен другой памятник Петру I - знаменитый "Медный всадник", соответствующий новым вкусам и новым требованиям, предъявляемым к скульптуре. Старый монумент был забыт. Несколько десятилетий пролежал он на складе "Канцелярии от строений", пока в 1800 г. о нем не вспомнили. Павел I приказал установить памятник своему прадеду Петру I у парадного входа в Михайловский замок. Перед новым поколением скульпторов встала задача - создать и оформить постамент для конной статуи.
Высокий четырехгранный пьедестал, выполненный по проекту архитектора Ф. И. Волкова, облицован олонецким мрамором розового, белого и зеленого оттенков; цоколь сложен из серого сердобольского гранита. На лицевой стороне постамента - надпись: "Прадеду правнук" и дата установки памятника - "1800 год". На боковых сторонах постамента барельефы - скульптурные картины двух сражений русских войск под предводительством Петра I: "Полтавская баталия" и "Бой при Гангуте"; они были исполнены под руководством М. И. Козловского, автора памятника Суворову на Марсовом поле, молодыми скульпторами - В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребеневым и И. Моисеевым. На барельефе "Полтавская баталия" справа русское воинство, Петр I, шпагой указывающий в сторону бегущих шведских войск, рядом - предводитель конницы Меншиков. Над ними парящие фигуры гениев Победы, которые трубят славу и венчают лаврами головы победителей. Над головой русских в облаках изображен рак - знак Зодиака, символизирующий месяц июнь, когда произошло это знаменательное сражение. В битве под Полтавой 27 июня 1709 г. наголову было разбито считавшееся непобедимым шведское войско. Карла XII, раненого в ногу, унесли с поля боя этот эпизод передан в левой части барельефа. Не менее значительно содержание второго барельефа "Гангутский бой". В левой его части на флагманском корабле - Петр I, который командует "авангардией". К нему с облаков спускается гений Победы, неся в руках лавровые венки и пальмовые ветви. Справа - плененный шведский корабль, на который уже вступили русские, подняв флаг своей страны. Еще минута, и та же участь постигнет другие вражеские корабли, помещенные на заднем плане. На этом барельефе в облаках изображение льва - знака Зодиака, соответствующего месяцу июлю, когда произошел Гангутский бой. Бой при мысе Гангуте 26-27 июля 1717 г. - первое крупное морское сражение в русской истории. В этой битве родилась слава России - непобедимой морской державы: молодой русский флот нанес поражение испытанному в боях шведскому флоту. Оба барельефа отличаются четкостью композиции, умелой раасстановкой фигур и уверенной проработкой деталей. Мастерски выполненные, они были отлиты из бронзы русским литейщиком В. П. Екимовым. Установленный перед замком-крепостью, окруженным рвами, памятник находился словно на небольшом острове. И только в 20-х гг. XIX в. каналы были засыпаны, архитектор К. И. Росси проложил в районе замка сеть новых улиц, а памятник, таким образом, оказался на аллее, ведущей к главному входу. (И.Лисаевич, И.Бетхер-Остренко.,Скульптура Ленинграда, Издательство "Искусство",М., 1963, С.20-26)
...Петр изображен на своем любимом коне. Царь впервые увидел этого стройного жеребца персидской породы в военном лагере под Ригой, у маркитантов (мелких торговцев, сопровождавших армию в походах). Петр выменял этого коня на свою походную лошадь, поторговавшись, дал небольшую придачу деньгами. Петр дал коню женское имя Лизетта в честь любимой дочери - Елизаветы. Лизетта была (точнее был!) с Петром в Персидском походе, в Полтавской битве. Этот выносливый конь пробегал до 150 верст в сутки и был неутомим. Без Петра Лизетта скучал. Конь беспрепятственно входил в царский шатер, принимал угощение с царского стола. Конь жил очень долго и скончался, по-видимому, в 1741 году. Чучело его поступило в Кунсткамеру, оттуда было передано в Зоологический музей. А седло позже поместили в Гербовом зале Зимнего дворца. (П.Я.Канн.,Прогулки по Петербургу, Издательство "Палитра",СПб., 1994, С.293)
Памятник федерального значния (Постановление Правительства Российской Федерации «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге» № 527 от 10.07.2001) ![]() ![]() Добавил: люблюпитер, 20 Мая 2019, 17:57
Редактировано: 2 Февраля 2023, 14:07
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house30434.html' target='_blank'>Памятник Петру I у Михайловского (Инженерного) замка на Citywalls.ru</a>
Всего 12 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32522
Готовится: 97
Улицы: 2721
Архитекторы: 4172
Посетители
Участников: 5
Гостей: 1160
Зарегистрировано: 14624
Всего сегодня: 16986
|
«Прадеду правнук»: конная статуя Петра I перед Михайловским замком
Перед южным фасадом Михайловского (Инженерного) замка на Кленовой улице высится конный памятник Петру I. Эта первая конная статуя в России отлита из бронзы по модели скульптора Бартоломео Карло Растрелли, отца знаменитого архитектора Бартоломео (в России - Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли. Карло Растрелли приехал в Россию в 1716 г. по договору на три года, однако остался в Петербурге до конца жизни. Он неоднократно обращался в своем творчестве к образу Петра. В 1719 г. Растрелли создал бюст императора в воске по маске, снятой с лица живого Петра, а в 1723 г. - лучшее свое творение: бронзовый бюст Петра I [1].
От замысла до реализации конного монумента Растрелли выполнил несколько его вариантов. Первоначальные проекты отражены в его рисунках конца 1716 - нач. 1717 г. На одном из них конная статуя поднята на высокий пьедестал. На шагающем коне восседает император, облаченный в античную одежду. Парящая Слава венчает его лавровым венком. На углах верхней части пьедестала помещены сидящие скованные пленники, ниже них на цоколе - барельеф с изображением Полтавской битвы.
На другом рисунке Петр в обычном своем одеянии. Пышный пьедестал украшен статуями и скульптурными группами, аллегорически изображающими историю Петровского царствования и Северной войны. Первая группа включала фигуры Геракла и Славы, держащей пальмовый венок. Вторую группу составляли фигуры бога войны Марса и Славы, подающей ему лавровый венок. В третью группу входили Меркурий и символическая фигура Мира с оливковым венком. Под копытами коня были распростерты три обнаженные мужские фигуры врагов и шесть раздавленных львов. Барельефы по сторонам пьедестала изображали Полтавский бой, морское сражение при Гангуте и триумфальное возвращение Петра в Москву после Полтавской победы [2].
В апреле 1720 г. Растрелли по приказанию Петра I создает еще один проект монумента в виде скульптурного эскиза из воска высотой 2,5 фута. На постаменте Петр на лошади, под ней фигура Зависти, олицетворяющая те силы, сопротивление которых реформам Петра пришлось ему преодолеть в своей стране. Ниже - статуи шести добродетелей, которые должны были служить напоминанием о нравственном влиянии Петровского царствования на народную жизнь. По краям постамента - статуя, «изъявляющая реку», с четырьмя купидонами - с одной стороны, и глобус с четырьмя купидонами - с другой. Вокруг цоколя - барельеф [3].
Над свинцовой моделью конного монумента Петра I Растрелли работал около пяти лет (1719 - 1724). Возможно, из-за того, что в 1720-х гг. скульптор был занят несколькими крупными работами. С 1721 г. он начал подготовку модели Триумфального столпа в память Северной войны, а в 1722 г. выполнил модель колоссальной пешей статуи Петра, которую предполагалось поставить на Васильевском острове против здания Двенадцати коллегий (проект воплощен в жизнь не был). В 1723 г. Растрелли создает бронзовый бюст императора.
Над конной же статуей скульптор начал работу еще при жизни Петра, который в 1725 г. умирает, не успев дать распоряжение об отливке ее из бронзы. А его преемники, от Екатерины I до Анны Леопольдовны, отнеслись к работе Растрелли с высокомерным пренебрежением [4].
И только Елизавета Петровна в 1743 г., осмотрев модель статуи, приказала «делать выливные из меди». Подготовкой к началу литейных работ руководил сам Растрелли. По его указаниям был построен литейный амбар. В октябре 1744 г. скульптор приступил к изготовлению восковой модели в натуральную величину. Новая модель не была простым повторением оригинала 1720-х гг. Двадцать лет творческого труда изменили принципы художественного мышления Растрелли. В начале ноября 1744 г. модель была закончена и подготовлена к отливке из бронзы. Новый пьедестал предполагалось украсить всего четырьмя барельефами и столькими же декоративными фигурами. Но 18 ноября 1744 г. Растрелли умирает.
После смерти скульптора руководство литейными работами принял на себя его сын, архитектор В. В. Растрелли. Статуя отлита в бронзе литейным мастером А. Мартелли и пушечным мастером Литейного двора С. Копьевым в 1745 - 1747 гг. [5] при участии В. В. Растрелли.
Но в дальнейшем работы вновь замедлились. Только в 1755 г. статую расчистили и прочеканили. Пьедестал еще не был готов. А после смерти в 1761 г. Елизаветы Петровны средства на подготовку памятника поступать перестали. Статую перевезли к Троицкому мосту и поставили под деревянным навесом.
В середине 1760-х гг., когда правительство Екатерины II решило воздвигнуть в столице памятник Петру I, статуя работы Растрелли стала казаться устаревшей. Новый памятник, созданный Фальконе, затмил растреллиевскую статую. В 1782 г. Екатерина II подарила ненужный ей монумент Г. А. Потемкину. Но он так и остался под навесом у Троицкого моста. После смерти Потемкина в 1791 г. статуя вновь стала собственностью государства. В августе 1798 г. Павел I пожаловал ее Адмиралтейству с повелением установить памятник в Кронштадте. Был даже подготовлен проект пьедестала и составлен план перевозки статуи в Кронштадт, утвержденный 2 марта 1799 г. Павлом I, который уже на следующий день, передумав, приказывает В. Ф. Бренне поставить памятник на площади Коннетабля перед фасадом Михайловского дворца. В конце того же 1799 г. Павел снова меняет свое пожелание и решает воздвигнуть перед дворцом статую А. В. Суворова, специально заказанную скульптору М. И. Козловскому. В марте 1800 г. Суворов впадает в немилость. В гневе на полководца император отменяет приказание о постановке его статуи перед Михайловским дворцом и возвращается к мысли о растреллиевском монументе.
Так окончательно была решена судьба и место установки памятника. Ведь в начале его создания предполагалось установить статую в тогдашнем центре города - на Васильевском острове перед зданием Двенадцати коллегий (где первоначально располагалась Сенатская площадь). Однако в середине XVIII в. административный центр Петербурга был перенесен на левый берег Невы, там создана новая Сенатская площадь (ныне пл. Декабристов). И на ней в 1782 г. установили другой памятник Петру I - «Медный всадник», соответствующий новым вкусам и новым требованиям, предъявляемым к скульптуре.
Памятник Растрелли все же был установлен, по повелению Павла I, перед его замком в 1800 г. Отлитый почти на 30 лет раньше «Медного всадника», растреллиевский Петр удостоился окончательной «прописки» в городе на 18 лет позднее его. Таким образом, первая по рождению конная скульптура города стала второй по времени установки.
Первая конная статуя России сделана «по обычаю римских императоров»: она пассивна. На коне восседает суровый самодержец и властный военачальник. Спокойна и торжественна поза императора, увенчанного лавровым венком победителя. На нем римские одежды, жезл полководца в правой руке. Монаршая горностаевая мантия с рельефными гербами России тяжелыми складками спадает с плеч, приоткрывая боевой нагрудник. Меч у левого бедра с изображением головы льва на массивной рукоятке подчеркивает силу и мощь его владельца. Дорогое покрывало, отороченное массивными кистями, служит седлом. Открытые римские сандалии дополняют наряд всадника. Уверенной рукой направляет он шаг могучего коня, беспрекословно подчиняющегося всаднику.
Рослый конь [6] с лохматой гривой - под стать императору - выступает мерно и торжественно, как бы подчеркивая величие и значимость наездника. Конский хвост ниспадает до самой земли, правая передняя нога поднята почти горизонтально. Отделка деталей конного монумента - ювелирная. По композиции памятник напоминает конную статую императора Марка Аврелия на площади Капитолия в Риме. Для Растрелли Петр - герой Полтавы, победитель шведов, великий император России. Темой памятника становится не борьба за новую Россию, выпавшая на долю Петра, а торжественный апофеоз его исторического подвига. Создавая обобщенный и символический образ, скульптор сознательно уходит от портретной документальности. Он изменяет пропорции фигуры, делает грудь Петра значительно шире натуры, а голову - крупнее.
В 1799 г. перед новым поколением скульпторов встала задача создать и оформить новый постамент для конной статуи для ее установки перед Михайловским замком. Проекты пьедестала представили архитекторы В. Ф. Бренна, А. Н. Воронихин и Ф. И. Волков, последний победил. Новый пьедестал не имел ничего общего с постаментом, когда-то спроектированным Растрелли. Надзор за работами осуществлял архитектор Винченцо Бренна. Памятник был торжественно открыт в ноябре 1800 г.
На цоколе из серого сердобольского гранита высится четырехгранный пьедестал (по проекту арх. Ф. И. Волкова), облицованный, как и сам замок, олонецким мрамором розового, белого и зеленого оттенков. На постаменте выведена скромная посвятительная надпись, напоминающая о кровном родстве двух императоров: «Прадеду Правнук 1800». Она как бы спорила с надписью на постаменте «Медного всадника»: «Петру Первому Екатерина Вторая». Тем самым император Павел объявлял о своих законных (в отличие от своей матери) правах на престол.
Это памятник победам России в Северной войне 1700 - 1721 гг. По боковым сторонам пьедестал украшен двумя бронзовыми барельефами с изображением сражений русских войск под предводительством Петра I: «Полтавская баталия» (ск. И. И. Теребенёв) и «Морской бой при Гангуте» (ск. В. И. Демут-Малиновский). Задуманные еще К. Растрелли, они создавались в 1800 г. под руководством скульптора М. И. Козловского [7].
На первом барельефе справа Петр верхом на коне, указывающий шпагой в сторону бегущих шведских войск. Рядом - предводитель конницы А. Д. Меншиков, за ним - приближенные императора на лошадях. Гривы коней развеваются, мышцы напряжены. В левой части барельефа уносят с поля боя раненого в ногу Карла ХII.
На втором барельефе изображен ангел, протягивающий Петру Великому лавровый венок и возвещающий трубой о победе в морском сражении при Гангуте. Задняя стенка пьедестала украшена изображением военных трофеев.
Барельефы значительно отличаются от традиционных образцов русской академической пластики конца XVIII в. и сознательно стилизованы в духе искусства Петровской эпохи. Отливал барельефы литейщик В. П. Екимов.
<...>
Высота конной статуи от плинта (массивная плита, уложенная на пьедестал в основании статуи) до темени всадника - 4,61 м, пьедестала - 6,17 м. Общая высота памятника - 10,78 м. Размеры каждого барельефа - 1,75 × 2,63 м [9].
В Великую Отечественную войну конный монумент сняли с постамента и уложили на прокладку из толя в траншею. В 1945 г. скульптура вновь установлена на пьедестал.
1. Абакумова Н. Б., Буллах А. Г. Каменное убранство центра Ленинграда. Л., 1987. С. 112; Аркин Д. Е. Монументальная скульптура... С. 16; Первые художники Петербурга / Сост. В. Г. Андреева. Л., 1983. С. 184.
2. Петров В. Н. Конная статуя Петра I работы Растрелли. Л., 1972. С. 134 - 136.
3. Там же. С. 138.
4. Там же. С. 145.
5. Нетунахина Г. Д. Музей городской скульптуры. Л., 1981; С. 14; Исаченко В. Г. Памятники Санкт-Петербурга: Справочник. СПб., 2004. С. 13.
6. Неизвестны модели, послужившие прообразами этого коня. Скорее всего, этот образ рожден фантазией скульптора. В течение многих лет у Петра I любимым конем был жеребец персидской породы с женским именем Лизетта. Невысокий стройный конь, каким был Лизетта, по своему внешнему виду не похож на могучего бронзового коня, поднятого на пьедестал. Когда лошадь пала, ее чучело передали в Кунсткамеру, а позднее - в Зоологический музей Академии наук, где его можно видеть и сейчас.
7. Бехтер-Остренко Н., Лисаевич И. Скульптура Ленинграда. М., 1963. С. 22 - 24; Аркин Д. Е. Монументальная скульптура... С. 16.
8. Петров В.Н. Указ. Соч. С.185.
9. Бехтер-Остренко Н., Лисаевич И. Указ. соч. С. 26; Ленинград. Монументальная и декоративная скульптура... С. 324.
Цепляев А. А. Конная скульптура Санкт-Петербурга. Гиппопластика.
СПб: ООО «Издательство «Росток», 2011 С. 29 - 36.