Публикация

Доходный дом И. И. Каткова (правая часть)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Кулаков А. А.
Год постройки: 1858-1859
Стиль: Эклектика

Фото - Mary, 2012.

Доходный дом Игнатия Ивановича Каткова

4-я Красноармейская ул., 7 - ул. Егорова, 14 (правая часть)

1858-1859. - Кулаков Александр Александрович  ([99])

1858-91  (ЕСИТ) -

1984 (ЕСИТ) - капремонт

 

Кулаков Александр Александрович - арх. правления 1-го округа путей сообщения.

Фотография 1988 г. - слева на переднем плане срезанный угол дома. Под эркером - кронштейны

с полноценным архитектурным оформлением. А теперь торчат голые железяки.  (S.P.)

 

Дом обращает на себя внимание фасадом, достаточно элегантной его отделкой. Похоже, он сохранил свой первоначальный вид.

В атласе Цылова (1849 г.) дом на этом участке, как почти на всех окрестных, показан деревянный. Он был одноэтажным, даже без мезонина. Участок тогда еще не был угловым, Тарасовский пер. (совр. ул. Егорова) еще не был прорезан. Дом к тому времени уже около 30 лет принадлежал Елене Михайловне Тихоцкой, муж которой Василий Александрович Тихоцкий еще в 1830-х гг. имел чин статского советника. В разных справочниках встречается разное написание фамилии: Тихоцкие, Тихацкие, Тихотские.

В 1854 г. домом владела некто Дунаева (Путеводитель: 60000 адресов из СПб... СПб., 1854). Вероятно, у нее и приобрел вскоре этот участок живший до того в 4-м квартале Московской части (это Семенцы) купец Игнатий Иванович Катков (Путеводитель... 1854).

Дом, как мы видим, был построен в 1858-1859 гг. ([99]. С. 185). Издание 1862 г. еще называет владельцем Каткова (Цылов Н. Описание улиц СПб. и фамилии домовладельцев к 1863 году. СПб. 1862).

В ближайшие после этого года Катков, как можно понять, умер. "Всеобщая адресная книга СПб." 1867-68 гг. показывает нам четырех его сыновей, живущих в этом доме. Из этого издания, а также их купеческих книг разных лет (1867, 1876) видно, что все они были купцами 2 гильдии и совладельцами этого наследственного дома. В 1867 им было  от 21 до 33 лет, все они занимали в доме отдельные квартиры.

Старший, Игнатий Игнатьевич Катков, живший в кв. 7, и Николай, живший в кв. 4, занимались подрядами. Александр жил в кв. 5, Михаил в кв. 2 - о своих занятиях они не сообщали.

В 1880-х братья исчезают из купеческих книг, в Адр. книге Яблонского на 1892 единоличным владельцем дома назван Александр Игнатьевич Катков, другие братья не упоминаются и в Алфавитной части.

В ВПб на 1898 владельцем дома еще указан А. И. Катков, а в ВПб на 1899 уже его наследники, среди которых были его вдова и дочери. В ВПг на 1917 владелицами указаны 2 из дочерей.                                                              (добавил Liz)

  • фото

    Фото - yuri.sedunov, 2010.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - С.Васильев, 10.2008.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2012.

  • фото
  • фото

    Фото - Nipnip, 04.2022.

  • фото

    Вид по 4-й Красноармейской ул.

  • фото
  • фото

    Фасад по ул.Егорова.

  • фото

    Фото - люблюпитер, 02.2023.

ЕСИТ считает, что в 1984 году в доме был капремонт. О времени постройки дома система говорит так: 1858-91

  • фото

    Двор, проход в него
    через арку с ул. Егорова, 14

  • фото
  • фото
  • фото

    парадная №2

  • фото

    Следующая парадная

  • фото
  • фото

    Остатки стены напротив
    этой парадной
    Фото - Риэлтор, 11.2022.

  • фото

    Правая парадная по 4-й
    Красноармейской (№ 3)

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М,
    02.2012.

  • фото

    Парадная №2
    Входная дверь справа.

  • фото

    Сводчатые перекрытия
    всех лестничных площадок,
    кроме верхних

  • фото

    Первый этаж, стенка во двор

  • фото
  • фото

    Вид с 3-го эт. на 4-й,
    слева (предыдущее фото)
    коридор с двумя кв-ми
    в конце.

  • фото
  • фото

    Коридор на 4-м эт.,
    в конце две кв-ры,
    на третьем - такой же,
    ниже их нет

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Дверь на чердак
    Фото - Риэлтор,
    11.2022.

  • фото

    Фото - Nipnip,
    03.2022.

17 комментариев
2759 просмотров
Добавил: Blackadder, 28 Октября 2008, 17:23
Редактировано: 19 Февраля 2023, 23:43
Оцените:
(7 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2666.html' target='_blank'>Доходный дом И. И. Каткова (правая часть) на Citywalls.ru</a>
Всего 17 комментариев
  • 30 Ноября 2022, 17:06
    Ответ на "Вы не ошибаетесь. Только изначально, при строитель" от Galina Vabishchevich

     Интересно, но хочется понять, на чем основаны Ваши рассуждения. Вот например: 

    "...при строительстве ... площадки находились примерно на одном уровне".

    А что произошло потом, что уровни стали разными? И почему они должны были быть на одном уровне, зачем? Если бы это было зачем-нибудь нужно, так это массово и делали бы, а так в разных домах мы видим одно и то же: переход один, на последнем этаже.

    Вот образцово устроенные лестницы: https://www.citywalls.ru/photo97621.html - Дровяной, 4. Кое-где остатки цветного и фактурного стекла, которое использовалось, чтобы черная лестница не особенно просматривалась с парадной. Но поскольку она все же была видна, лестничное ограждение одинаковое на обеих лестницах, включая деревянные перила. Дверные створки утрачены, расположение проема приходится не на площадку, там не очень удобно переходить со ступеней на ступени, ну, так этот переход предназначался не для жильцов, а дл

    для обслуги.

     

    Еще интересно вот что: "Лестничная пристройка ... в которой размещалась чёрная лестница, часто выполнялась именно как пристройка, т. е. самостоятельный объём, пристроенный к стене дома". Это довольно естественная мысль, которая возникает и при знакомстве с чертежами - я уже забыла, по какому адресу мы обсуждали дом 1864 года, но с непонятно когда появившейся черной лестницей. Там действительно мысль о позднейшей пристройке (возможно, совершенно неправильная) возникает сразу. Но я не помню, чтобы мне попадались чертежи домов, хотя бы одного дома, где это наглядно можно было бы увидеть: был дом с гладким дворовым фасадом и одной лестницей и вот более поздний чертеж, где показана пристройка со второй лестницей. Но вот Вы пишете: "чёрная лестница, часто выполнялась именно как пристройка". Это тоже предположение, как у меня, или Вы это втречали в чертежах, то есть это факты?

    Крайне сомнительно, чтобы во 2-й половине 19 века в каменном доходном доме разрешали бы устройство в деревянной лестницы. В начале 19 века да, но, мне кажется, не деревянные лестницы внутри дома, а наружные галереи с лестницами, с которыми потом, во 2-й половине века, Гор. управа упорно боролась и побеждала.

    Не поняла про причины разгораживания лестниц. Про освещение понятно, конечно, но это касается выбора между стеклом и камнем. А в остальном - как их можно было не разгораживать? Зачем 2 лестницы, если они не отделены одна от другой и все прелести дворников с дровами, прислуг с помоями, кошек, отхожих мест, если они были на этажах, присутствуют на парадной лестнице. 

    Так что совсем без тапок не обойтись, уж извините.

  • 30 Ноября 2022, 18:50
    Ответ на "Только изначально, при строительстве, это было не окно, а открытый проход" от Galina Vabishchevich

    Приступочка была в другом доме! https://www.citywalls.ru/house12627.html

     

    Тапок уже заготовил, но дочитал до конца и увидел Вашу просьбу... 

    (со временем фундамент оседал и площадки оказывались на разных уровнях 😲

     

    Не разделяю Ваше мнение, но целиком и полностью согласен с Liz !

  • 30 Ноября 2022, 19:39

    Уважаемые коллеги, зачастую мы свои выводы делаем на основании того, что видим. А если попытаться, т. с., проследить эволюцию дома, может быть стало бы больше понятно в логике того или иного решения. Но мы не боги, и машины времени у нас тоже нету. 

     

    Я лишь высказала своё предположение. И если в чём-то окажусь не права, жизнь ни моя, ничья другая не перевернётся. А повод подумать, вдруг в чём-то я и права, есть. А если вы будете в меня тапками кидаться, то тапки рано или поздно закончатся, и придётся дома в ботах ходить. 😀

     

    Я ранее говорила, что мне стало интересно, и по счастью я откопала документацию дома по Московскому 50, который строился примерно в то же время, что и дом по Московскому 45 (с него пошёл разговор), и именно для Захарова, и именно Кулаковым. Понятно, что дальнейшие перестройки делали другие люди. Но всё же стоит посмотреть. Попутно удалось установить и историю соседнего дома (Малодетскосельский, 42), оказавшегося по факту флигелем первого. 😗

     

    Дом 45 по Московскому https://www.citywalls.ru/house5945.html

    Дом 50 по Московскому https://www.citywalls.ru/house3150.html

     

    Там по 50-му дому ещё чуточку шлифанём с Наталией, я заметила по мелочи. Огромное ей спасибо за оперативность! Для вас старались. 😇

     

  • 30 Ноября 2022, 21:41
    Ответ на "Уважаемые коллеги, зачастую мы свои выводы делаем " от Galina Vabishchevich

     Про тапки Вы начали, я подхватила Вашу шутку. Я же не писала, что не надо предполагать - обязательно надо, предположение первый шаг в поиске истины. Мои вопросы были уточняющими, потому что у Вас слова "предположение" я не увидела, речь шла как бы о вещах известных, очевидных. У меня, кстати, тапки войлочные, ничего срашного.

  • 30 Ноября 2022, 22:20

    😀

     

    У меня очень много ипостасей, в т. ч. инженер-механик и инженер-конструктор. А некоторое время пришлось работать и в строительной организации, правда, достаточно давно. Некоторое представление в области строительства (не ретроспективно, но всё же) я имею. Умозаключения - сложный процесс, объяснять долго. Но умозаключения сделаны на основании огромного вороха просмотренных планов и чертежей.

     

    Конечно, я запросто могу в чём-то ошибиться. Кроме того, дома - не однояйцевые близнецы с одинаковым "генотипом", что верно для одного, может быть ошибочно для другого. Мне надо было сразу пояснить, что эти вот (выше) умозаключения сделаны в отношении ряда близких по времени домов, рассматриваемых нами по известному поводу (чёрных лестниц).   

     

    А вообще (в других ипостасях) приходилось интуичить по разным поводам. И вот вроде бы всё должно быть "вот так", потому что так "бывает всегда" в подобных случаях. И вдруг находятся неубиенные документы, согласно которым всё оказалось совершенно иначе, да ещё и так, что даже предположить невозможно. И всё же есть правила, а есть из них исключения. 😀

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31829
Готовится: 60
Посетители
Гостей: 3886
Всего сегодня: 8371