Публикация

Гараж автомобильной фирмы К. Л. Крюммеля

Здание на карте
фото
Архитекторы: Блувштейн Я. З.
Польницкий М. И.
Год постройки: 1909-1910
Стиль: Конструктивизм

Гараж автомобильной фирмы К. Л. Крюммеля                             Конструктивизм               

Ковенский пер.,5 лит."В".

 Утраченое здание

1909-1910 - арх. Блувштейн Яков Захарович, Польницкий Мефодий И. 

 

Возведен Административно-жилой комплекс "Ковенский, 5"

 


Мастерская Карла Крюммеля занималась изготовлением кузовов. В начале ХХ века, когда автомобильное производство в России только налаживалось, автолюбитель мог собрать авто по частям, выписав из-за рубежа шасси известной марки, а кузов заказать на месте. Подобные заказы выполняли экипажные фабрики,

("Квартальный надзиратель", приложение журнала  СПб собака.ру №3 (108) март 2012)

 

Снос корпуса начался в сентябре; его вело ООО "Терминатор". Здесь планируется строительство бизнес-центра. Информацию о разборке гаража Крюммеля подтвердил бывший зампредседателя комитета историк Борис Кириков, который занимался изучением этого объекта. Санкт-Петербургские ведомости цитируют: "Объективно говоря, более интересно само здание гаража. Там железобетонные несущие конструкции — рамы и каркас, совсем плоская крыша, то есть постройка уже современной архитектуры. В этом смысле снесенное здание менее интересно. Это не такая страшная потеря, хотя, конечно, жалко: рушится комплекс".

 

Гараж и мастерские были построены в 1909–1910 годах по проекту арх. Якова Блувштейна и Мефодия Польницкого. Это были одни из первых в России железобетонных зданий. Заказчиками были Карл-Людвиг Крюммель с сыновьями Адольфом и Карлом, которые создали тут экипажную фабрику и производство автомобильных кузовов. Здесь же они продавали машины.

(информация портала gazeta.spb.ru 29.10.2009 г.)

  • фото

    Реклама в справочнике
    "Весь Петербург" на 1910 г.
    O II С.1189

  • фото

    Реклама в справочнике
    "Весь Петербург" на 1914 г

  • фото

    Реклама в справочнике
    "Весь Петроград" на 1917 г.
    O II С.1233

В ВПб на 1914  представлено объявление Крюммеля (в разделе "Автомобили"):

Автомобили Готчкис и Ко, предст. фабрики Кароссери К. Крюммель. Ковенский пер., 5. Прием на стоянку автомобилей в гаражи. Ковенский, 5 на 60 штук, Малая Монетная, 3, на 130 штук (ВПб на 1914. О. II. С. 1187).

В ВПг на 1916 (О. II. С. 1154) текст почти тот же, но вместо К. Крюммеля - Ю. Конрад (бывш. К. Крюммель).         (Liz)


Второй многоярусный гараж К. Л. Крюммеля был открыт на Петербургской стороне на Дивенской ул.

  • фото

    Фото с сайта
    Типографии "РоСК" rosk.spb.ru
    (добавил JTull)

В Ковенском переулке, 5, снесли одну из первых железобетонных построек северной столицы, которая считалась вновь выявленным объектом культурного наследия.

В сентябре "Санкт-Петербургские ведомости" уже сообщали, что демонтажники компании "Терминатор" начали разбирать четырехэтажное здание в Ковенском переулке. В Архиве кинофотофонодокументов оказалась фотография начала прошлого века, на которой эта постройка значилась как часть гаражного комплекса Карла-Людвига Крюммеля. Об этом же говорится и в книге "Архитектура ленинградского авангарда" (авторы - бывшие сотрудники ГИОПа Борис Кириков и Маргарита Штиглиц). Там сказано, что этот дом - здание железобетонной конструкции, возведенное строительной конторой товарищества "Бодо-Эгесторф и Ко" в 1910 г. для персонала гаража.

 

Как рассказал нам сам Борис Кириков, оба здания входили в единый комплекс. При этом непосредственно гараж (он сейчас сохраняется) находится за костелом Лурдской Божией Матери, а снесенный дом был ближе к переулку у западного фасада храма.

"Объективно говоря, более интересно само здание гаража. Там железобетонные несущие конструкции - рамы и каркас, совсем плоская крыша, то есть постройка уже современной архитектуры. В этом смысле снесенное здание менее интересно. Это не такая страшная потеря, хотя, конечно, жалко: рушится комплекс", - пояснил господин Кириков.

Он также напомнил, что лет пять назад и сам гараж хотели сносить. Тогда Борису Михайловичу удалось привлечь к этому внимание главы комитета по охране памятников Веры Дементьевой, после чего последовало жесткое указание, что гараж неприкосновенен и его надо сохранять и включать в новую застройку.

 

Недавно в КГИОПе уточнили, что снесенное здание в последние годы не охранялось государством, поэтому его разборка была законной. Однако официальный ответ на наш запрос по поводу этой ситуации редакция до сих пор не получила.

 

Гараж и мастерские были построены в 1909-1910 гг. по проекту архитекторов Якова Блувштейна и Мефодия Польницкого. Заказчиками были Карл-Людвиг Крюммель с сыновьями Адольфом и Карлом, которые создали тут экипажную фабрику и производство автомобильных кузовов. Здесь же они продавали машины. Напомним: в Ковенском переулке, 3 - 5, будет построен бизнес-центр. Инвестором выступает ОАО "Строительная корпорация "Возрождение Санкт-Петербурга".

(Д. Ратников "Этот авангард пошел на щебень" "Санкт-Петербургские ведомости" №200 (4483), 23.10.2009 г. добавил lenarch)

 

1995: Типография РОСК, АОЗТ - Ковенский пер., 5 (Весь Петербург-1995. Телефонный справочник Петербургской телефонной сети. - СПб.

             Отпечатано: декабрь 1994. С. 228, 264 (белые страницы). С. 239с (жёлтые страницы))

 

2001: "Аларм" центр / "Alarm". ООО (автосервис: мойка) - пер. Ковенский д. 5 (TopPlan Санкт-Петербург 2001)
2001: "Роск" типография. ЗАО - пер. Ковенский д. 5 (TopPlan Санкт-Петербург 2001)

 

2001, 2002: "Клинком" / "Cleancom", ООО (автосервис: мойка автомобилей, полировка кузова, химчистка салона) - пер. Ковенский д. 5

(TopPlan Санкт-Петербург 2001), (TopPlan Office 2002)

(добавил JTull)

 

 

 

Вновь выявленный объект культурного наследия.

Здание было исключено из списка КГИОП охраняемых памятников и снесено в 2009 г.

14 комментариев
11258 просмотров
Добавил: sangalli, 4 Мая 2011, 21:04
Редактировано: 17 Апреля 2025, 23:49
Оцените:
(10 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house24492.html' target='_blank'>Гараж автомобильной фирмы К. Л. Крюммеля на Citywalls.ru</a>
Всего 14 комментариев
  • 2 Декабря 2020, 09:54

    Из каталога-справочника Акционерного общества Бодо Эгесторф и Ко, 1914

  • 2 Мая 2024, 00:30

    1995: Типография РОСК, АОЗТ — Ковенский пер., 5 (Весь Петербург-1995. Телефонный справочник Петербургской телефонной сети. — СПб. Отпечатано: декабрь 1994. С. 228, 264 (белые страницы). С. 239с (жёлтые страницы))

    2001: "Аларм" центр / "Alarm". ООО (автосервис: мойка) — пер. Ковенский д. 5 (TopPlan Санкт-Петербург 2001)
    2001: "Роск" типография. ЗАО — пер. Ковенский д. 5 (TopPlan Санкт-Петербург 2001)

    2001, 2002: "Клинком" / "Cleancom", ООО (автосервис: мойка автомобилей, полировка кузова, химчистка салона) — пер. Ковенский д. 5 (TopPlan Санкт-Петербург 2001), (TopPlan Office 2002)

    Фото с сайта типографии (пр.1998-2005 год):

  • 17 Апреля 2025, 21:42

    «Санкт-Петербургские ведомости» №200(4483), 23.10.2009 г.:

    Этот авангард пошел на щебень

    Дмитрий РАТНИКОВ

       В Ковенском переулке, 5, снесли одну из первых железобетонных построек северной столицы, которая считалась вновь выявленным объектом культурного наследия.

       В сентябре «Санкт-Петербургские ведомости» уже сообщали, что демонтажники компании «Терминатор» начали разбирать четырехэтажное здание в Ковенском переулке. В Архиве кинофотофонодокументов оказалась фотография начала прошлого века, на которой эта постройка значилась как часть гаражного комплекса Карла-Людвига Крюммеля. Об этом же говорится и в книге  «Архитектура ленинградского авангарда» (авторы — бывшие сотрудники ГИОПа Борис Кириков и Маргарита Штиглиц). Там

    сказано, что этот дом — здание железобетонной конструкции, возведенное строительной конторой товарищества «Бодо-Эгесторф и Ко» в 1910 году для персонала гаража.

       Как рассказал нам сам Борис Кириков, оба здания входили в единый комплекс. При этом непосредственно гараж (он сейчас сохраняется) находится за костелом Лурдской Божией Матери, а снесенный дом был ближе к переулку у западного фасада храма.

       «Объективно говоря, более интересно само здание гаража. Там железобетонные несущие конструкции — рамы и каркас, совсем плоская крыша, то есть постройка уже современной архитектуры. В этом смысле снесенное здание менее интересно. Это не такая страшная потеря, хотя, конечно, жалко: рушится комплекс», — пояснил господин Кириков.

       Он также напомнил, что лет пять назад и сам гараж хотели сносить. Тогда Борису Михайловичу удалось привлечь к этому внимание главы комитета по охране памятников Веры Дементьевой, после чего последовало жесткое указание, что гараж  неприкосновенен и его надо сохранять и включать в новую застройку.

       Недавно в КГИОПе уточнили, что снесенное здание в последние годы не охранялось государством, поэтому его разборка была законной. Однако официальный ответ на наш запрос по поводу этой ситуации редакция до сих пор не получила.

       Гараж и мастерские были построены в 1909 — 1910 годах по проекту архитекторов Якова Блувштейна и Мефодия Польницкого. Заказчиками были Карл-Людвиг Крюммель с сыновьями Адольфом и Карлом, которые создали тут экипажную фабрику и производство автомобильных кузовов. Здесь же они продавали машины.

       Напомним: в Ковенском переулке, 3 — 5, будет построен бизнес-центр. Инвестором выступает ОАО «Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга».

  • 17 Апреля 2025, 23:53
    Ответ на "Фото с сайта типографии (пр.1998-2005 год) " от JTull

     А как определен год снимка? На сайте типографии сказано, что это первый ее адрес (основана в 1992 г.). В 2001 они переехали на Малоохтинский, 8. Если это не их собственная фотография, то когда делали сайт, могли для истории взять снимок откуда угодно за любой год.

  • 18 Апреля 2025, 02:07
    Ответ на "А как определен год снимка? На сайте типографии ск" от Наталия

     Указал широкий интервал «1998-2005» — потому, что год снимка не определён.

    Но интервал можно ещё сузить до 1998-2000.

    Имеется фото, датированное 1998-2000.

    Источник

     

    Степень разрушения штукатурки на здании слева от ворот по Ковенскому переулку примерно одинаковая на обоих фото. На фото ЕИСТ отвалился кусок штукатурки и на дворовой части здания, что за воротами. На фото с сайта типографии штукатурка в этом месте ещё присутствует.

    Получается, что фото с сайта типографии точно не позднее 2000 года.

    Начальная дата может быть и ранее предложенного 1998 года, но не намного.

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 1037
Всего сегодня: 6079