Публикация

Дворец Собственной дачи Е.И.В.

Здание на карте
фото
Петергоф
Собственный пр., 84А
Архитекторы: Штакеншнейдер А. И.
Год постройки: 1844-1850
Стиль: Необарокко

Южный фасад.  Фото - Виктор М 21.04.2013.

Дворец Собственной дачи Е.И.В.                                Необарокко                   

Петергоф, Собственный пр., 84, лит. А (адрес указан по РГИС) 

Пам. ист. и культ. (федер.)

 

1727-1729 - строительство усадебного дома 

1740-е - перестройка здания для императорской резиденции

1844-1850 - арх. Штакеншнейдер Андрей Иванович - перестройка

1955-1960 - арх. Бенуа Ирина Николаевна - реставрация фасадов

2006-наст вр. (2012) - реставрация

 

см. продолжение (интерьеры)

  • фото

    Фасады. Чертеж А.И.
    Штакеншнейдера, 1844.
    НИМ РАХ КП-610/11-15.
    А-2940

  • фото

    Северный или южный фасад.
    Чертеж А.И.Штакеншнейдера.
    НИМ РАХ КП-610/11-15. А-2940,
    фрагмент

  • фото

    Западный или восточный фасад.
    Чертеж А.И.Штакеншнейдера.
    НИМ РАХ КП-610/11-15. А-2940,
    фрагмент.


  • фото

    Разрезы. Чертеж А.И.
    Штакеншнейдера, 1844.
    НИМ РАХ КП-610/11-16.
    А-2941

  • фото

    Разрез, вид с севера.
    Чертеж А.И.Штакеншнейдера,
    1844.
    НИМ РАХ КП-610/11-16.
    А-2941, фрагмент.

  • фото

    Разрез, вид с запада. Чертеж
    А.И.Штакеншнейдера, 1844.
    НИМ РАХ КП-610/11-16. А-2941,
    фрагмент
    (добавил S.P.)

  • фото

    * см. ниже

  • фото

    Садовников В.C.
    Собственная дача.
    1850.

  • фото

    Садовников В.С.
    Мост и дворец в усадьбе
    Собственная дача. 1860

  • фото

    Ворота
    Фото начала ХХ в.

  • фото

    1920 г.

  • фото

    Фото 1905-1906;
    М. Ушаков

  • фото

    М.М.Измайлов. Путеводитель
    по Петергофу. К 200-летию
    Петергофа. СПб, 1909, С. 169

  • фото

    Боковой (восточный)
    фасад 1880-1903 гг.

  • фото

    Виды дворца с моста
    через западный овраг
    Фотография 1881 - 1882 г.,
    А.И.Ясвоин:

  • фото

    Фото начала ХХ в.

  • фото

    Премацци Л. Собственная
    дача. 1854

  • фото

    Спальня,
    акварель Л.Премацци

  • фото

    Ванная комната,
    акварель

  • фото

    Малиновая
    гостиная,
    акварель Э.П.Гау

  • фото

    Фото шкафчика и кресла
    в Малиновой гостиной
    (из книги М.М.Измайлова, с. 173)

  • фото

    Двери в одном из
    помещений дворца
    (из книги
    М.М.Измайлова, с. 176)

  • фото

    Жизнь искусства,
    № 209 от 09.08.1919 г.
    (добавил K_Samarina)

  • фото

    Вид от дворца на север,
    Фото 1920-х гг.
    из книги [152] C. 271)

  • фото

    Добавил - Нонна.

* Из кн.: Успенский А.И. Историческая панорама Санктпетербурга и его окрестностей. Часть 8: Петергоф, Ораниенбаум и Гатчина. М.: Изд-е

   Моск. тов-ва "Образование", 1913.

 

Строительство на территории петергофской "Собственной дачи" началось, вероятно, в 1727 г., после занятия престола Петром II. Его бывший воспитатель А. Г. Долгоруков начал здесь строить каменный дворец. (Западнее, на территории нынешней Сергиевки, располагалась охотничья усадьба самого Петра II.) В 1727-1729 гг. здесь появился первый дворцово-парковый ансамбль, носивший названия Приморский дом, Приморская дача или Приморская мыза. Центром композиции ансамбля стал двухэтажный каменный на подвалах дом. Предположительно, автором архитектурного проекта был Карло Джузеппе Трезини, племянник и зять Доменико Трезини. После смерти Петра II Долгоруков был отправлен в ссылку, а его имение конфисковано в казну. В 1733 г. имение было передано императрицей Анной Иоанновной выдающемуся религиозному и общественному деятелю Феофану Прокоповичу, который занялся его расширением.

 

После смерти Прокоповича в 1736 г. дача была переведена в дворцовое ведомство. В 1743 г. пришедшая к власти императрица Елизавета Петровна развернула здесь масштабные работы по ремонту, восстановлению и приспособлению имения для новых функций. В 1740-е Приморская дача получает новое название - "Собственная дача Ея Императорского Величества". Проживая в летние месяцы в Петергофе, Елизавета почти ежедневно посещала Собственную дачу. В 1753 г. на другой стороне восточного оврага был построен новый, деревянный дворец, связанный со старым долгоруковским дворцом крытой галереей. Большой Петергофский дворец и Собственная дача были соединены дорогой, получившей название "Собственный проспект".


После смерти Елизаветы Собственная дача теряет свое прежнее значение. При Екатерине II "Собственной дачей" начинают именовать комплекс Китайского дворца в Ораниенбауме, а на "Собственной Ея Императорского Величества Приморской даче" ведутся лишь ремонтные и поддерживающие работы, "понеже ныне в оной приморской даче никаких знатных особ пребывания не бывает". Летом 1797 г., на следующий год после своего прихода к власти, император Павел I отдает распоряжение: "На Собственной даче каменный и деревянный дом исправить нужными починками так дабы в оные приезжать можно было". Однако вскоре последовал новый приказ: деревянный дворец был разобран и перевезен в Петергоф, старые службы снесены, была проведена перепланировка сада. После смерти Павла имение переходит во владение вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

 

В 1839 г., уже при Николае I, императорская семья покупает у наследников обер-гофмейстера К.А. Нарышкина соседнее имение Сергиевку. Купчая крепость оформляется на имя великой княжны Марии Николаевны, к замужеству которой готовили новую летнюю резиденцию. Переустройство обеих усадеб было поручено А.И. Штакеншнейдеру. В 1843 г. Николай I пожаловал Собственную дачу наследнику престола великому князю Александру Николаевичу, и начались большие работы по реконструкции ансамбля. В 1844-1850 гг. по проекту А. И. Штакеншнейдера был перестроен дворец. Он получил третий, мансардный этаж, фасады были оформлены в стиле необарокко. Морской и садовый фасады в среднем ризалите были акцентированы четырьмя атлантами, колоннами и сложным раскрепованным лучковым фронтоном. Так же, как и фасадам здания, его интерьерам были приданы черты, типичные для архитектуры барокко. 20 июля 1850 г. в присутствии августейшей фамилии произошло торжественное освящение обновленного дворца,
а руководители и производители работ получили награды. В 1857-1860 гг. А. И. Штакеншнейдера строит на территории Собственной дачи каменую Свято-Троицкую церковь на месте обветшавшей деревянной. В дальнейшем в имении ведутся лишь ремонтные работы и мелкое усадебное строительство.

 

После Октябрьской революции во дворце Собственной дачи был организован музей.
В 1926 г. Собственная дача была передана в ведение Ленсовета и служила спецдачей для высших сотрудников ленинградского партийного аппарата. В этом качестве она находилась до первых дней Великой Отечественной войны. В годы обороны Ленинграда Собственная дача, хотя и была вне оккупированной территории, сильно пострадала от действий артиллерии. Интерьеры дворца были полностью утрачены вместе с межэтажными перекрытиями, как и примыкающие к дворцу мосты, хозяйственные постройки, большая часть садово-парковой скульптуры.

Фасады дворца были восстановлены в 1955-1960 г.г., интерьеры приспособлены под базу отдыха Ленинградского инженерно-строительного института (арх. И.Н. Бенуа). При этом перекрытия между вторым и мансардным этажами были несколько опущены. В ходе реставрации подтвердилось, что Штакеншнейдер использовал
капитальные стены и фундамент первой трети XVIII в., лишь усиливая их в отдельных местах или же выборочно перекладывая. 

Ансамбль Собственной дачи был взят под государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г.

В 1980 г. была осуществлена очередная реставрация фасадов здания и начаты работы по воссозданию парка по проекту, разработанному архитекторами М. В. Плехановой и А. А. Байдалиновой.

(Новиков Ю.В. Собственная дача и Сергиевка в Старом Петергофе // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга:

Исслед. и материалы. Вып. 4. СПб.: Белое и Черное, 1997. С. 132-177.)

(сайт: peterhof.ru/?m=18&p=258   04.05.2012)

 

Уже к концу 1980-х здание было фактически брошено. В 1988-1989 там ещё был сторож, но потом и он исчез. В это время в брошенном дворце поселились участники молодежного творческого сообщества, из которого впоследствии вырос известный театр "Странствующие куклы господина Пэжо". Нужно отметить, что в этот период сразу несколько брошенных дворцов в окрестностях С.-Петербурга были - независимо друг от друга - "заселены" подобными коллективами ("До-театр" в Константиновском дворце, коллектив, создавший "Кукарт", - в Запасном дворце Царского Села). Те, кто, поселился тогда на "птичьих правах" в "Собственной даче", фактически спасли её от разрушения, неоднократно отбивая атаки "местных жителей", пытавшихся чем-то поживиться в ничейном здании. Насколько я знаю, была негласная договорённость с районной администрацией, которая спокойно смотрела на жильцов дворца, понимая, что они содержат здание в порядке и охраняют его от разрушения и мародёров.
Около 2000 года этот этап завершился - театр уже вполне оформился и "встал на ноги", переместившись в другое место, а здание перешло "по наследству" к молодому священнику Храма Серафима Саровского (Серафимо-Дивеевского подворья) отцу Александру (Михееву). Он там и сам несколько лет жил, там же получали приют многие имевшие отношение к возрождению храма. И в дальнейшем, вплоть до новой реставрации, за здание так или иначе отвечали люди, имевшие отношение к общине Храма Серафима Саровского.                                                 (добавил  p_k)

 

В в настоящее время (2012) ведется новая реставрация дворца. Данные с таблички на ограждении: Реставрация и воссоздание объекта культурного наследия федерального значения (памятника истории и культуры) дворца-усадьбы "Собственная дача Его Императорского Величества". Адрес: г. Петродворец, Собственный пр., 84 лит А. Заказчик-инвестор - Фонд садово-паркового искусства, генеральный проектировщик - ЗАО "Леноблреставрация". Начало проектирования: 22 февраля 2004 г.

 

Ажурные кованые ворота с бронзовыми украшениями работы Федора Шарбау были установлены в 1860-х гг. на отдельных фундаментах на южной границе партера, роль ограды выполнял шпалерник из боярышника. Последняя фотография, на которой ворота еще находятся на историческом месте, датируется 1920 г. Предположительно, ворота могли исчезнуть в период с 1920-х по конец 1940-х гг. В архиве КГИОП обнаружена резолюция 1947 г. заведующего сектором памятников природы ГИОП В. П. Савина о необходимости принять меры в связи с тем, что «поступил сигнал о хищениях» декоративно-прикладного искусства из Собственной дачи в Петергофе.

Ворота обнаружены в феврале 2016 г. при продаже на сайте Авито. Объявление разместил житель Стрельны, обнаруживший ворота при разборке завалов во дворе унаследованного им дома и, не подозревая об их ценности, выставил объявление о продаже. В результате он безвозмездно передал ворота государству. Металлические кованые ворота, по оценке специалистов отдела памятников декоративно-прикладного искусства КГИОП, в хорошем состоянии, и будут отреставрированы с восполнением утрат в ходе реставрации ансамбля «Собственная дача» в ближайшие годы.

( kgiop.gov.spb.ru  28.04.2016 )

 

Главный подъезд к Собственной даче осуществлялся с востока по Собственному проспекту - от Большого дворца. Проспект оканчивался аллеей, обсаженной деревьями, и входил в парк. На правой стороне аллеи стояли узорные металлические ворота при входе в сад перед главным, южным фасадом дворца. Ворота были выполнены в 1860-х гг., мастер Федор Шарбау.

От ворот начинался сад перед южным фасадом дворца, украшенный цветниками, вазами и скульптурами кавалеров, играющих на различных музыкальных инструментах. (А.Гейрот. Описание Петергофа. СПб, 1868, с. 113-115. М.М.Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.). Увы, от садика ничего не осталось.

"Здание дворца небольшое, но чрезвычайно изящное. Главный вход из садика ведет в переднюю, всю обшитую резным буком. В нижнем этаже несколько небольших комнат высокохудожественной отделки. Это настоящий музей, где все мелочи выдержаны в стиле Людовиков XV и XVI. Полы мозаического паркета, двери черного и других ценных пород дерева с великолепными инкрустациями и стильной живописью, севрские и саксонские вазы, тонкой работы мебель, шкапчики и этажерки Буль. По стенам ряд картин Ванлоо и Ватто. Даже посуда, хранящаяся во дворце, строго согласована с общим его стилем. Особенно хорош чайный севрский сервиз с изображениями знаменитых королевских фавориток с m-me de Maintenon во главе. В верхний этаж ведет великолепная лестница с перилами резного бука. Комнаты этого этажа не менее замечательны. [...] это бесспорно один из самых художественных дворцов Петергофа."

(М. М. Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.)

спальной - роскошная кровать под балдахином; над нею чрезвычайно изящное резное из слоновой кости изображение Божией Матери. В этой же комнате прелестная головка Греза на одной из стен. Тут же помещается витрина со старинными туалетными вещами, служившими, по преданию, Елизавете Петровне."

(М. М. Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.)

Головка Грёза видна на стене прямо (сохранилась ли она?..). Резное изображение Божией Матери, к сожалению, почти полностью закрыто балдахином. Спальня видна на разрезе, на втором этаже.

Ванная комната. Ванна - впереди у стены, она отражается в зеркале на потолке. 

"В ванной комнате над мраморным бассейном большая стенная фреска "Триумф Галатеи" неизвестного художника, очень стильного письма."                           (М. М. Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.)

Как-то раз, в конце 1960-х или начале 1970-х годов, гуляя по парку, я увидел, что двери во дворец открыты, а внутри вроде бы никого нет - и осмотрел его внутри. Оказалось, что не только нет ничего от прежней отделки (этого и следовало ожидать), но и планировка новая, приспособленная к современным нуждам - какие-то коридоры и жилые номера на обоих этажах.

Боковой (восточный) фасад. Над балконом был сделан навес на метеаллических колонках - так же, как и на противоположном, западном фасаде.  Эти навесы сразу были предусмотрены в проекте Штакеншнейдера. Благодаря такой детали было совершенно ясно выражено время постройки - середина XIX в. 

Навесы не восстановлены ни на восточном, ни на западном фасаде. Архитектура насильственно приближена к тупой имитации старины.Зато появилось "новшество" - уродливое ложное окно в центре фасада (и на западном фасаде сделано то же самое).

К сожалению, после войны мосты через овраги были восстановлены утилитарно и пока до настоящего их восстановления дело не дошло.

"От северного фасада дворца спускается вниз красивая каменная лестница, в конце которой посреди цветника поставлена статуя Амура работы Пименова. Спустившись с террасы, сад доходит до Ораниенбаумского шоссе и за ним продолжается до самого берега моря."      (М. М. Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.)

На фотографии 1920-х гг. статуи Пименова (вероятно, имеется в виду Н. С. Пименов) уже нет, вместо нее поставлена ваза. Но остальное соответствует этому описанию. Эффектный вид с морем вдали.

Вид в том же направлении теперь: Нет цветника перед прудом, но что еще хуже - за Ораниенбаумским шоссе (оно виднеется между кустами) нет большой поляны, выходящей к берегу моря, да и вообще фактически нет парка. Всё заросло.                                                                                                                                                       (добавил  S.P.)

 

 

  • фото

    Восточный фасад после
    восстановления дворца

  • фото

    Фрагменты восточного
    фасада

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - S.P., 09.10.2009.

  • фото

    Северный (морской)
    фасад дачи.

  • фото

    Лестница, ведущая
    к пруду и северной
    части парка.

  • фото

    Восточный фасад дачи.

  • фото

    Львы у восточного
    фасада.

  • фото

    Фото 03.05.2012.

  • фото

    Элементы
    восточного фасада.

  • фото
  • фото

    Решетка балкона на
    восточном фасаде.

  • фото

    Фото 03.05.2012.

  • фото

    Фото - Нонна, 16.02.2014.

  • фото

    Фото - Влада, 10.2017.

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото - _yuliarib_, 07.01.2019.

Чертежи А. И. Штакеншнейдера, 1844 г. (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, collection.artsacademymuseum.org). Фасады  Разрезы  На обоих листах стоит подпись: "Арх. Штакеншнейдер. 1844".

Один из двух идентичных фасадов - южный или северный. Западный или восточный фасад.

Для реально построенного здания этот чертеж полностью соответствует только западному фасаду. На восточном фасаде на первом этаже сделан асимметрично расположенный вход в кабинет Александра II.

Навесы над балконами на металлических колонках не были восстановлены при реставрации 1960-х гг.

Разрез - вид с севера. На первом этаже - Столовая и Желтая угловая комната, на втором - Гостиная и Спальня, слева Лестница Александра II.

Разрез, вид с запада. На первых двух этажах справа парадная лестница, а слева на первом этаже Столовая, на втором Гостиная; на третьем этаже (в мансарде) посередине верхняя площадка лестницы Александра II.

Следует заметить, что в реально построенном здании детали декоративной отделки помещений отличались от изображенных на чертежах.

(добавил S.P.)

 

Приложения

В царствование Петра I на месте Собственной дачи был небольшой домик, служивший станцией на пути к Кронштадту. Впоследствии домик этот и принадлежащая местность значились под именем "приморской дачи". В царствование Елисаветы Петровны построена была при этой даче деревянная церковь во имя Св. Троицы, освященная в присутствии императрицы 25 июля 1748 г. При императрице Екатерине II разведен был около дачи небольшой садик; а в 1752 г. августа 25-го императрица повелеть изволила построить по плану на Собственной его величества приморской даче деревянное здание и по окончанию постройки предъявить ей счет.
В 1770 г., по желанию императрицы, архитектор Фельтен составил новый подробный план для построения Собственной дачи. Впоследствии Собственная дача принадлежала императрице Марии Федоровне и подарена ея величеством императору Николаю I-му, а в 1843 г. император Николай I-й подарил Собственную ея величества дачу Его Высочеству Наследнику, ныне царствующему Императору Александру Николаевичу. Тогда же деревянный дом был сломан и на том же месте построе каменный двухэтажный дворец, по проекту архитектора Штакеншнейдера. Впоследствии, в 1850 г. дворец был отделан заново, над ним был надстроен третий, мансардный этаж и сделаны были многие улучшения в дворцовом саду.
Дворец Собственной дачи Его Величества построен в стиле "возрождения"; все украшения его изящны. Со входа во дворец, а также и со стороны моря  устроены снаружи небольшие мраморные площадки, обнесенные решеткой, утвержденной на мраморных тумбах. Решетка эта с вензелями А. и М. отличается особенной легкостью и изяществом. Комнаты во дворце небольшие и убранство их во вкусе времени Людовика XVI, вполне изящно и богато. Беглого описания всего замеченного в этой царской даче недостаточно, чтобы получить хотя поверхностное понятие о богатстве и изяществе дворцовых комнат, где пол, потолки, стены, двери и даже каждый дверной замок замечательны по отделке. Вся местность между дворцом и проспектом обращена в цветущий партер, окруженный тенистыми деревьями. цветников и фонтанов в окрестностях дачи.

(Далее приводится описание скульптур, цветников и фонтанов в окрестностях дачи. Все это, к сожалению, осталось в прошлом. - Прим. автора публикации.)                                                                     (Гейрот А.Ф. Описание Петергофа: 1501-1868. СПб.: Тип. Имп. Акад. Наук, 1868. С. 113-115.)

 

По смерти Феофана, его приморская дача, каменный дом которой оценен в 5000 рублей, поступила во владение великой княжны Елисаветы Петровны. Последняя еще при жизни Феофана очень часто навещала этот загородный приют владыки, любовалась местоположением его и не раз высказывала желание приобресть его. При вступлении на престол Елисаветы, императрица наименовала имение Феофана "Собственной дачею". Здесь в загородной тиши государыня отдыхала от трудов и развлекалась фермерным хозяйством, имея всегда при себе от кладовых ключи, почему в собственную дачу и не дозволялось никому из мужчин въезжать без доклада. ...

При Екатерине II "Собственная дача" была в том же виде, но, при вступлении на престол Павла I, находящийся на даче деревянный флигель сломан и лес из него перевезен к Большому петергофскому дворцу для постройки там старого здания. ...

Павел эту дачу подарил Марии Федоровне и очень часто ездил туда. Шарубин рассказывает, что петергофские старики ему передавали, что император очень приветливо смотрел на приходивший сюда народ и всегда отдавал посетителям оставшиеся со своего стола кушанье и фрукты. Император Николай I подарил "собственную дачу" наследнику престола. Старый дворец, существовавший с первых времен застройки этой местности, был переделан в 1850 году архитектором Штакеншнейдером. Нынешний дворец отличается очень изящным убранством комнат и хранит множество прекрасных картин французской школы.           (Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб.: Изд-е А.С. Суворина, 1889. С. 296, 297).

 

Воспоминания о дворце в 1912 г. отражены в рассказе Леонида Пантелеева "Собственная дача" (цикл "Дом у Египетского моста", 1973).

 

В 1993 г. Дворец Николая II в старом Петергофском парке был некоторым образом заселен группой некоторых молодых людей, которые, некоторым образом, оказались группой комедиантов, включающих в свой состав мастера оружейника, портного, кукольника, арбалетчика и мастера музыкальных инструментов. Многочисленные мансарды маленького дворца превратились в производственные цеха. Большая черная собака была назначена сторожем, и несмотря на полное отсутствие элементарных бытовых удобств, вышеупомянутые комедианты умудрились избежать коммунальных скандалов. Будучи людьми жизнерадостными и обладавшими  изрядным арсеналом выразительных средств, оные комедианты, ради хлеба насущного «по городам и селам концерты давали», а для себя и друзей праздники устраивали.                                                                        (сайт театра "Странствующие куклы господина Пэжо": pejo.ru  13.05.2012)

 

  • фото

    Нижний пруд
    перед морским
    фасадом здания.

  • фото

    Мост к западу от дворца,
    соединяющий дворец и
    церковь Св. Троицы.

  • фото

    Мост к востоку
    от дворца.
    Фото 03.05.2012.

  • фото

    Фото - Нонна, 10.04.2016.

  • фото

    Фото - Нонна, 01.06.2011.

  • фото

    Фото - Нонна, 16.02.2014.

  • фото

    Фото - S.P., 09.10.2009.

Входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского ) значения, находящихся в г. С.-Петербурге 

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 02.06.2006 N 801-р).  (kadis.ru/texts/index.phtml?id=5658  05.05.2012)

 

  • фото

    Восточный фасад.

  • фото

    Львы на восточном
    крыльце.

  • фото
  • фото

    Атланты на
    южном фасаде.

  • фото

    Северный фасад.

  • фото

    Северный фасад.

  • фото

    Вид с юго-запада.

  • фото

    Южный фасад.

  • фото

    Южный фасад.

  • фото

    .

  • фото

    Фото - Виктор М, 21.04.2013.

  • фото

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 06.2016.

  • фото
  • фото

    Проводятся, как указано
    на инф. щите, первоочередные
    противоаварийные работы
    по мосту к востоку от дворца

  • фото
  • фото

    Фото - _yuliarib_, 07.01.2019.

55 комментариев
36464 просмотра
Добавил: anchurian, 4 Мая 2012, 18:55
Редактировано: 20 Августа 2023, 21:11
Оцените:
(26 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house21235.html' target='_blank'>Дворец Собственной дачи Е.И.В. на Citywalls.ru</a>
Всего 55 комментариев
  • 1 Апреля 2020, 17:26

    Следовательно, Вы признаете, что я не занимаюсь рекламой с целью наживы. И за счет кого я стараюсь выдвинуться, Вы тоже не дали сколько-нибудь ясного ответа. (Не за счет же сайта Citywalls.)

     

    Интересно получается: узнал что-то, сделал что-то, захотел поделиться с другими - и тут мне заявляют: это не этично! Помалкивай в тряпочку, не высовывайся!

     

    У нас с Вами совершенно разные представления. Думаю, что продолжение дискуссии бессмысленно.

     

  • 1 Апреля 2020, 17:33

    В результате этой перепалки оказался задвинут в сторону мой комментарий, с которого она началась. Мне не хотелось бы, чтобы он остался незамеченным. Поэтому повторяю его здесь. (Если будут какие-то новые выпады, я на них отвечать не буду.)

     

     

    Ответ на "Прошу прощения за спам. Недавно снимал ролик про э" от vezenin

    Бóльшая часть ролика сделана с использованием моего сайта (часть материалов из которого я поместил и на сайте Citywalls в этой публикации). Это касается и подбора иллюстраций (чертежей, акварелей и, конечно, фотографий интерьеров), и лично мною нарисованных планов этажей, и просто многих фраз, заимствованных из моего текста.

     

    У меня нет никаких претензий к автору ролика. Но я хотел бы, чтобы те, кого данная тема заинтересует, посмотрели бы и мой сайт: на нем гораздо больше материалов: http://photoprogulki.narod.ru/sobdacha.htm

    (Я бы и хотел поместить весь этот материал на сайте Citywalls, но это не получится: одних только старых фотографий интерьеров значительно больше нормы в 100 штук; а ведь я еще их и комментирую.) 

     

     

    А к автору ролика у меня вопрос: как Вам удалось проникнуть внутрь здания? Ведь оно под охраной, за глухим забором, и вроде бы какие-то собаки лают. 

     

     

  • 1 Апреля 2020, 17:37
    Ответ на "Следовательно, Вы признаете, что я не занимаюсь ре" от S.P.

     Да, представления об этике у нас разные.

  • 1 Апреля 2020, 19:34

    Друзья мои, прошу  не вести эти дискуссии. Если администрация сайта считает, что эти ссылки нужны, они остаются. Рекламные ссылки мы убираем А ссылки такого рода это возможность посетителям нашего сайта узнать еще что-то. И каждый сам в праве решать ходить по ним или нет.

  • 24 Июля 2023, 14:36

    Чертежи А.И.Штакеншнейдера, 1844 г. (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, https://collection.artsacademymuseum.org/ ). 

     

    Фасады (НИМ РАХ КП-610/11-15. А-2940):

     

    Полный размер

     

     

    Разрезы (НИМ РАХ КП-610/11-16. А-2941):

     

    Полный размер

     

    На обоих листах стоит подпись: "Арх. Штакеншнейдер. 1844".

     

    При загрузке на сайт Citywalls большие изображения автоматически сокращаются до размеров примерно 1280Х960, и эти чертежи будут выглядеть слишком мелко. Учитывая это, дополнительно даю отдельно фрагменты чертежей.

     

    Один из двух идентичных фасадов - южный или северный:

     

    Полный размер

     

     

    Западный или восточный фасад:

     

    Полный размер

     

    Для реально построенного здания этот чертеж полностью соответствует только западному фасаду. На восточном фасаде на первом этаже сделан асимметрично расположенный вход в кабинет Александра II.

    Навесы над балконами на металлических колонках не были восстановлены при реставрации 1960-х гг.

     

    Разрез - вид с севера:

     

    Полный размер

     

    На первом этаже - Столовая и Желтая угловая комната, на втором - Гостиная и Спальня, слева Лестница Александра II.

     

     

    Разрез, вид с запада:

     

    Полный размер

     

    На первых двух этажах справа парадная лестница, а слева на первом этаже Столовая, на втором Гостиная; на третьем этаже (в мансарде) посередине верхняя площадка лестницы Александра II.

     

    Следует заметить, что в реально построенном здании детали декоративной отделки помещений отличались от изображенных на чертежах.

     

    ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПУБЛИКАЦИИ: заменить этими чертежами это и это изображения (я их раньше отсканировал из книги с плохим качеством печати). Только нужно проследить, чтобы в существующем тексте публикации соответствующие ссылки были заменены.

     

    P.S. Я такую замену произвел на своем сайте.

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 13520
Всего сегодня: 1472