Публикация

Лютеранская церковь св. Елизаветы - Здание Водоканала

Здание на карте
фото
Кронштадт
Ленинградская ул., 1Н
Архитекторы: Анерт Э. Х.
Год постройки: 1834-1836
Стиль: Классицизм

Фото - Mary, 2011.

Церковь св. Елизаветы (деревянная)   (не сохран.)

1752 -

1833 - сгорела

 

Лютеранская церковь св. Елизаветы                            Классицизм

г. Кронштадт, Ленинградская ул., 1 лит. Н

Пам. арх. (федеральн.)

Дом пастора
1836 -
Ограда
1836 -
Храм

1834-1836 - арх. Анерт Эдуард Христианович     (Постановление...)

 

Здание Водоканала

Первая лютеранская деревянная  церковь во имя св. Елизаветы существовала в Кронштадте примерно с 1710-х гг.  После городского пожара 1732 г. по указу  императрицы Анны Иоанновны территория, прилегающая к кирхе была передана под дворы морских служителей, а для кирхи отведено новое место «позади водоналивной мельницы». Здесь в 1735 г. было начато строительство храма, но не завершено,  поэтому в 1739 г. участок передали для строительства Андреевского собора.

 

Для кирхи в 1750 г. прихожане приобрели три участка у Петербургских ворот, в Андреевской, Шкиперской и Восточной улицах и получили разрешение на строительство.  Здесь была выстроена деревянная Елизаветинская церковь. Около нее до 1776 г. существовало лютеранское городское кладбище.

 

В начале 1830-х гг. деревянная церковь сгорела, а в 1836-1838 гг. на прилегающем участке  арх. К. Бейль выстроил каменную церковь по проекту арх. Э. Аннерта.

 

Церковь представляла собой прямоугольное в плане здание. Главный фасад обработан шестиколонным портиком коринфского ордера с треугольным фронтоном. Над алтарной частью возвышался высокий барабан с куполом и крестом.

Прежний участок оставался за лютеранским приходом, здесь  был выстроен дом для причта, хозяйственные постройки. В 1837 г.  вокруг церкви сделали насыпь с чугунной оградой, очертившей границы участка.

 

В 1868 г. на участке Елизаветинской кирхи была построена новая деревянная лютеранская церковь  Святителя Николая для выделившегося  в самостоятельный эстонско-шведско-финского прихода. Создание этого прихода было связано с большим притоком в Кронштадт строителей из северо-западных окраин России. Рабочие латышкой национальности окормлялись в Елизаветинской кирхе.

 

Кампания по изъятию церковных ценностей после  революционных событий почти не коснулась лютеранских храмов. Лишь в церкви святой  Елизаветы были изъяты  6 серебряных алтарных подсвечников. Число лютеран в Кронштадте из-за выезда немцев, латышей, эстонцев, финнов и шведов за границу, быстро сокращалось. В 1924 г. оба лютеранских прихода прошли регистрацию, но относительно храма св. Николая сообщалось: «Церковь открыта, но службы почти совсем не производятся».

23 декабря 1924 г. районный комитет комсомола направил в кронштадтское экономическое совещание докладную записку, в которой ссылался на то,  численность прихожан церкви св. Елизаветы составляет лишь 15-20 человек, предлагал закрыть храм и устроить в его здании Дом пролетарской физической культуры профсоюза металлистов и Главного военного порта. А уже 8 января 1925 г. председатель приходского совета Шплет заявил об отказе использования храма, поскольку «приход распался», служб не было около двух лет, а пастор давно покинул Кронштадт. 18 января 1925 г. церковь св. Елизаветы была закрыта, ее имущество передали в кирху св. Николая, а церковное здание приспособили под клуб профсоюза металлистов. Вскоре та же судьба постигла и вторую кирху. 26 мая 1926 г. начальник административного отдела Кронштадта ходатайствовал о закрытии кирхи «за малочисленностью верующих». Формально закрытие произошло в августе 1926 г.

 

Кирха св. Николая была снесена в 1930-е гг.  В храме св. Елизаветы в этот период находился склад закупочного рабочего кооператива. После окончания Великой Отечественной войны несколько десятилетий здесь размещались насосы, перенесенные из расположенного напротив здания городского водопровода (т. к. там  разместилось Управление снабжения). Интерьеры церкви были перестроены, но ее внешний облик в основном сохранился, оказалась снесена лишь главка над алтарной частью. В настоящее время здание по-прежнему используется для нужд водопровода.

(Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта.- СПб.: "Паритет", 2005 С. 351-356)

  • фото

    Фото - Mary, 04.2008.

Иностранцы евангелического вероучения, жившие в Кронштадте, с 1719 г. организовали свое богослужение, вначале в частных домах, а в 1752 г. выстроили церковь св. Елизаветы. В ночь на 12 марта 1833 г. она сгорела. После этого царю было подано прошение о с просьбой о пособии на строительство новой церкви. Потребность в ней диктовалась и практическими соображениями: прибытие иностранного корабля сопровождалось определенной религиозной церемонией. 29 декабря 1833 г. Николая I утвердил проект каменной церкви (арх. Э. Х. Анерт), а 26 января 1834 г. было решено поместить ее на новую площадь, которая согласно генеральному плану Кронштадта 1829 г., должна была появиться вблизи Петербургских ворот.

 

22 мая 1834 г. состоялась закладка храма. Его строителем был К. К. Бель. В течение 1834-1835 гг. постройка вчерне была завершена.В 1835 г. началась внутренняя отделка церкви. 20 декабря 1836 г. собор освятили.

([160]. C.74-75)

  • фото

    Фото - Наталия, 17.11.2007.

Памятник архитектуры Федерального значения.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 о Перечне объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения, находящиеся в г. СПб. (Текст документа по состоянию на 1 марта 2008 г.)  (Постановление...", с. 19-21)

  • фото

    Фото - GT, 02.2013.

24 комментария
4565 просмотров
Добавил: Mary, 25 Января 2012, 01:59
Редактировано: 9 Июля 2018, 22:06
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house19702.html' target='_blank'>Лютеранская церковь св. Елизаветы - Здание Водоканала на Citywalls.ru</a>
Всего 24 комментария
  • 5 Февраля 2012, 19:41

    Сейчас церковь находится на территории Кронштадтской водопроводной насосной станции 2-го подъёма ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".

  • 5 Февраля 2012, 21:28

    Это что цитата? Откуда?

  • 5 Февраля 2012, 21:32

    С сайта водоканала.

  • 5 Февраля 2012, 23:03

    Немного странная фраза. Понятно, что "Водоканалу" принадлежит и здание и территория. Но читая фразу "сейчас церковь находится на территории..." я представляю, что здание находится там. Бывает церковь на территории в/ч - действующая или недействующая, понятно. Но когда в здании бывшей церкви находится оборудование Водоканала, это уже не  не "церковь находится", а "Водоканал занимает". Или я не так поняла?

  • 5 Февраля 2012, 23:23

    Наталия, я понятия не имею, что именно находится в зданиии церкви. М. б. там начальньник сидит. Но сзади (севернее) к ней пристроено некое производственное здание.

  • 5 Февраля 2012, 23:47

    Наталия, откройте карту http://wikimapia.org/#lat=59.989629&lon=29.7762108&z=14&l=1&m=b и посмотрите там все границы и объекты расписаны, но эта сноска, которой пользуется  
    miraru1 и использует в своих комментариях имеет много неточностей... Там и граница Водоканала есть.

  • 27 Февраля 2012, 16:38

    Подпись к фотографии церкви в книге "Кронштадту  300 лет" -

    "Здание блока скорых фильтров водопроводных очистных сооружений"

  • 27 Февраля 2012, 16:54

    Кошмар какой.

  • 27 Февраля 2012, 17:45

    Я представляю, какой там стоит запах. Но минут через 20 можно привыкнуть..

  • 7 Июня 2012, 01:13

    Еще недавно, когда в Кронштадт от набережной Макарова отправлялись регулярные (и недорогие) пассажирские рейсы, прибывавшие на Ленинградскую пристань в начале Тулонской аллеи, можно было легко понять значение этой площадки: она задумывалась как парадный въезд в город! Частью заставы была караулка, или гауптвахта, с ее немного неуклюжими колоннами, а также симметричный ансамбль двух римских портиков. Один из них принадлежал лютеранской церкви, другой служил когда-то входом в здание, странным образом похожее на храм. У него даже купол был позаметнее, вот только из этого купола время от времени валил черный дым! Просто в те времена еще не было устоявшегося канона фабричной архитектуры, оттого производственные сооружения и получались порой похожими на что угодно: и на дворцы, и на соборы. Под куполом располагалась привезенная из Англии паровая машина, призванная качать воду в кронштадтские дома. Со своей задачей она справлялась не слишком хорошо, а потому была заменена обычной водонапорной башней, что повлекло перестройку здания, от первоначального облика которого и уцелел только портик. Демонтированную же машину долгое время хранили в церкви Св. Елизаветы, которая и сейчас находится в ведении «Водоканала». Классический ансамбль позднее разнообразили северным шпилем кирхи Св. Николая, снесенной в 1930-е, а вот часовня в русском стиле Спас на водах возле гауптвахты уцелела и была недавно отреставрирована. Мотив парадных ворот города поддержали строители стадиона на Тулонской аллее, снабдившие его воротами в стиле сталинского классицизма.

    http://kn.sobaka.ru/n111/03.html

  • 12 Марта 2015, 19:38

    Спасибо за интересную информацию. В этой церкви св. Елизаветы служил пастором мой прадед Битнер А. А. 

     

  • 21 Мая 2015, 12:33

    Olsleto1 Интересно весьма! В Церкви снова начались богослужения.

  • 21 Мая 2015, 12:33

    Приход пока не большой там!

  • 9 Июля 2018, 20:43
    Ответ на "Журнал "Всемирная новь"" от Андрей Агафонов

     На этой фотографии изображены две церкви - лютеранская церковь св. Елизаветы и церковь св. Николая эстонско-финско-шведского прихода, а в подрисуночной подписи вообще названа только вторая церковь. Надо бы поместить эту же фотографию и на странице второй церкви (утраченной), http://citywalls.ru/house19832.html .

     

     

  • 13 Сентября 2020, 10:08

    Интерьер лютеранской церкви Св. Елизаветы в Кронштадте - вид на алтарь (ЦГИА СПб. Ф. 708. Оп. 1. Д. 289. Л. 10): https://yadi.sk/i/VatL4zucQH_Zgg

  • 13 Сентября 2020, 10:11

    Еще одна фотография с видом фрагмента интерьера (кафедры, перенесенной из Петрикирхе) есть на с. 60 в сборнике "Открытые слушания «Института Петербурга»" 2019 года: https://institutspb.ru/library/hearings

  • 27 Сентября 2022, 09:15

    Так и не понял, что в этой статье описано: Дом пастора или Лютеранская церковь? Или всё вместе?

    Дом пастора лютеранской церкви св. Елизаветы

    Метку надо перенести!

     

     

    Ответ на "Еще недавно, когда в Кронштадт от набережной Макар" от newrussian

     этому комменту место в публикации!

     

    Ссылки на упоминаемые здания:

    Башня городского водопровода с флигелем

    Часовня "Спас на водах" церкви во имя Богоявления Господня

    Гауптвахта

  • 27 Сентября 2022, 14:36
    Ответ на " этому комменту место в публикации!" от Риэлтор

     В публикациях место только проверенным сведениям. А в Собаке пишут размашисто, да, а потом сами удивляются, откуда что взяли. Не их ли публикация послужила причиной того, что нелепый миф о происхождении Колобовых и их богатства так широко распространился. А история происхождения слова гопник - тоже, кажется, их заслуга, нет?.

  • 27 Сентября 2022, 15:25
    Ответ на "В публикациях место только проверенным сведениям. " от Liz

     Мифы всегда есть и будут, в них нет ничего плохого, они неизбежны. Плохо когда серьезные исследователи в них вляпываются. А со СМИ что взять? в Собаке бывают любопытные материалы с уникальными фотографиями с мест, и историями жильцов и прочих, что бывает очень интересно. При этом мой взгляд объективен, так как Собака либеральное медиа, а либералов я терпеть не могу. 

  • 27 Сентября 2022, 15:33
    Ответ на "В публикациях место только проверенным сведениям. " от Liz

     Согласен с замечанием, предлагаю сокращённый вариант, готовый к вставке:

    "Еще недавно, когда в Кронштадт от набережной Макарова отправлялись регулярные пассажирские рейсы, прибывавшие на Ленинградскую пристань в начале Тулонской аллеи могли легко понять значение этой площади: она задумывалась как парадный въезд в город! Частью ворот была караулка, или гауптвахта, с ее немного неуклюжими колоннами, а также симметричный ансамбль двух римских портиков. Один из них принадлежал лютеранской церкви, другой служит входом в здание, странным образом похожее на храм. Это Башня городского водопровода с флигелем.

    Классический ансамбль позднее украсил  Храм Святителя Николая, снесенный в 1930-е г., а вот Часовня "Спас на водах" церкви во имя Богоявления Господня возле Гауптвахты уцелела и была недавно отреставрирована. Мотив парадных ворот города был поддержан архитекторами стадиона на Тулонской аллее с воротами в стиле сталинского классицизма."

     

     

  • 27 Сентября 2022, 23:45
    Ответ на "А история происхождения слова гопник - тоже, кажется, их заслуга, нет?. " от Liz

     А какая история происхождения этого слова? По "Собаке" не знаю, но во второй половине 1980-х была  какая-то передача по радио (на работе у нас оно все время было включено), там рассказывали о просхождении слов - "сивый мерин", архаровцы, гопники.  Так сказали, что гопники это проживающие в государственном общежитии пролетариата (ГОП).  Запомнила не задумываясь, а других вариантов не слышала.

  • 28 Сентября 2022, 00:46
    Ответ на "А какая история происхождения этого слова? По "Соб" от Наталия

     Сейчас искать не буду, но, едва ведя слово ГОП в поисковик, можно получить бурный отклик про конец 19 века и некое Гос. общество призора, размещавшееся в гостинице. Даже кто-то из музея города отличился на этой ниве. Мысль, что можно где-то справиться, прежде чем повторять, не приходит в голову. С концом 19 века все понятно, но что пишут про общежитие пролетариата в плане датировки, не помню, но на 1922 год ничего подобного никто не находил в ВПг. В Собаке, точнее в Кварт. надзирателе, это тоже было, об этом вспоминали сравнительно недавно в фб. Любят люди сенсации, ничего не скажешь. По мне так вполне достаточно и истории с Колобовыми, чтобы быть по отношению к ним настороже.

  • 28 Сентября 2022, 11:36
    Ответ на "А история происхождения слова гопник - тоже, кажется, их заслуга, нет?. " от Liz

     Там вроде и Синдаловский опять отметился.

    Честно, лень даже проверять, кто первый у кого передрал.

    Вы правы, надо припадать к первоисточникам.

    Насчёт " общежития пролетариата" — его вообще  в никаких ВПг нет.

     

    Ну, ещё остаётся вариант фольклорного-народный.

    Гоп-стоп, а тем паче "Не говори гоп" явно постарше 20-х годов!

     

  • 28 Сентября 2022, 13:26
    Ответ на "Там вроде и Синдаловский опять отметился. Честно, " от Chartpilot

     Вполне возможно, что именно Синдаловский и был первым с этим призором и общежитием. И бутылка эта поганая его, подхваченная московскими менеджерами в Новой Голландии. 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 30975
Готовится: 40
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 1164