Публикация

Дом князя Енгалычева

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1832
Стиль: Классицизм

Фото - С. Васильев.  2008

Дом князя Енгалычева

 наб. р. Фонтанки,109 - Московский пр.,14

1832 (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9952)

1952 (?) - надстройка 5-го этажа

1832, (1970 - капремонт) (ЕИСТ)

 

 

Полукруглую предмостную площадь обрамляют два симметричных здания - Фонтанки наб. 111,  Фонтанки наб. 109.

  • фото

    Генеральный план
    (фрагмент листа 1-4)
    ЦГИА СПб. Фонд 513.
    Опись 102. Дело 9952

  • фото

    лист 1-4

  • фото

    Разрешение на строительство
    от 3 августа 1832 г.

  • фото

    (добавил S.P. )

  • фото

    Фото К. Булла 1913 г.

  • фото

    (добавил yuriT ).

  • фото

    Фото Госкаталог. *
    (добавил Rygar)

  • фото

    1920-е - 1930-е гг.
    Здание дома №109
    наб. р.Фонтанки)
    на Обуховской пл.
    ЦГАКФФД СПб Гр 78080
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    1949 г.
    Угловой фасад дома №109
    на наб. Фонтанки.
    ЦГАКФФД СПб Гр 71629
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    1949 г.
    Угловой фасад дома №109
    на наб. Фонтанки.
    ЦГАКФФД СПб Гр 71630
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    1950-1951 гг. Фрагмент фото.
    Дом справа pastvu.com

  • фото

    1954-1955 гг.
    (добавил andrey62)

* В аннотации Госкаталога указано "1930-е гг.", но судя по вывеске "Парикмахер" на доме 109, это период НЭПа; прачечная в доме 107

показана в ВЛд на 1924–1929, в ВЛд на 1930 и 1931 её уже нет  (Rygar)

 

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Енгалычеву, Н. И. Ларионовой, А. С. Воронину, Котоминой, А. А. Александрову по наб.р.Фонтанки, 109, Забалканскому пр., 14 Крайние даты документов: 1832–1908  листов: 59

ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 9952

Генеральный план (фрагмент листа 1-4). Можно посмотреть весь лист целиком, с фасадами надворных флигелей и с фамилией владельца - князя Энгалычева (Енгалычева),  на обороте - разрешение  на строительство, датированное 3 августа 1832 г.

На следующем листе (5-8) представлены фасады по Обуховскому (ныне Московскому) проспекту, по Фонтанке и закругленный фасад по площади. Фасады - такие, как сейчас, только на один этаж ниже.

О том, что здание действительно было построено по этому проекту, свидетельствует, например, фото  1920 - 1930-х годов с сайта Госкаталога (музей "Нарвская застава", инв. №Ф-324). Даже такая мелочь, как несовпадение с проектом формы окна над воротами - и та объясняется: это изменение произошло в 1876 г. (листы 17-23).

Надстройка произведена в советское время, и при этом был сохранен стиль прежнего фасада, только венчающий фриз перенесен выше на один этаж.                                                                                                                                                          (добавил: S.P.)

  • фото

    По Московскому пр.
    Фото - miraru1, 03.2013.

  • фото

    Фото - Nipnip, 06.2019.

  • фото

    Фото - Nipnip, 03.2022.

  • фото

    Двор

  • фото

    Дворовый фасад
    лицевого корпуса,

  • фото

    Дворовый корпус
    Фото -
    Vladimir-2013 , 01.2016.

  • фото

    Лифты заменены в 2019 г.
    Фото - andrey62, 2021.

  • фото

    Фото - andrey62, 2021

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Парадная лестница №1
    по Московскому пр.
    аналогична лестнице №3

  • фото
  • фото
  • фото

    Лестница №11
    в дворовом корпусе
    По всей видимости заменена
    при надстройке или
    капитальном ремонте

  • фото

    Фото -
    Vladimir-2013 , 01.2016.

30 комментариев
5149 просмотров
Добавил: Mary, 6 Сентября 2008, 01:45
Редактировано: 19 Января 2023, 21:27
Оцените:
(17 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1694.html' target='_blank'>Дом князя Енгалычева на Citywalls.ru</a>
Всего 30 комментариев
  • 25 Сентября 2011, 00:16

    наверное в войну туда бомба упала, старый дом капут и на его месте построили сталинку, да, умели тогда в центрах строить!

  • 9 Марта 2013, 17:01

    Добавил фасад по Московскому пр.

  • 17 Сентября 2015, 19:05

    Как раз этот корпус был построен еще до войны (по крайней мере внешне): вот военная фотография с разрушенным дореволюционным трех-этажным зданием, находившемся на месте будущего левого корпуса, и уже полностью готовым этим корпусом:

    https://pp.vk.me/c622928/v622928676/1adb4/MnVnTUqRSNg.jpg

     

  • 17 Сентября 2015, 19:30

    Полукруглую предмостную площадь обрамляют два симметричных здания -

    Фонтанки наб. 111,  Фонтанки наб. 109.

     

    Снять инверсию топонима.

  • 17 Сентября 2015, 19:32
    Ответ на "Как раз этот корпус был построен еще до войны (по " от yuriT

     По указанной Вами ссылке открывается фото без какой-либо атрибуции. Как можно делать какие-либо выводы, не имея даты съемки? Неплохо бы и происхождение фото знать.

  • 11 Января 2016, 23:07

    Лестница парадная №3, явно старше 1949-1952.

    ЕИСТ - 1832, (1970)

    01.2016


    см. публикацию

  • 12 Января 2016, 09:33

    Аркадий Векслер в "Московский проспект. Очерки истории" о дате строительства этого дома не упоминает, указывает только владельцев.

  • 12 Января 2016, 10:26
    Ответ на "Лестница парадная №3, явно старше 1949-1952. " от vladimir-2013

     В таких сложных случаях (явная надстройка и т.п.) желательно указывать этаж, к которому относится фотография. http://www.citywalls.ru/photo141136.html?s=7m36qvtujfr7nj2ao69agkb722 - фото начала века, на котором виден маленький кусочек здания. Где-то на сайте была еще, как минимум, одна старая фотография. Фото 4, например, это какой этаж? Вероятно, это граница надстройки - характер лестницы изменяется.

    На плане Шуберта (1828) на противоположном углу Фонтанки уже существует дугообразная граница площади, хотя она и застроена лишь частично (дом на углу Обуховского проспекта), а здесь еще нет. Интересно было бы просмотреть планы за разные годы, чтобы понять, когда именно площадь обрела существующий план полностью.                                                                                   

  • 12 Января 2016, 11:04
    Ответ на "В таких сложных случаях (явная надстройка и т.п.) " от Liz

     Если не ошибаюсь, то фото №4 это выход на большую площаку 4 этажа, кнопка звонка как раз на этой площадке.

  • 12 Января 2016, 17:53

    Да, видимо, как раз 4-й, потому что на фотографии по вышеприведенной ссылке это здание - 4-этажное.

  • 12 Января 2016, 18:10
    Ответ на "Да, видимо, как раз 4-й, потому что на фотографии " от Liz

     Год в титуле нужно менять однозначно.

  • 12 Января 2016, 19:41

    Двор, 01.2016

    см. публикацию

  • 12 Января 2016, 23:11
    Ответ на "В таких сложных случаях (явная надстройка и т.п.) " от Liz

     В "Адрес-календаре спб. жителей" К. Нистрема (1844) на схеме уже показана существующая красная линия участка (что не обязательно означает, конечно, что дом уже имел современный план).

  • 21 Января 2016, 19:22
    Ответ на "По указанной Вами ссылке открывается фото без како" от алекс

     Знать происхождение фотографий, конечно, неплохо - но далеко не всегда возможно. А что именно Вас на этой фотографии смущает?

    То, что на ней военные годы - совершенно очевидно: левый дом был разрушен в войну, и на фотографии еще а) нет забора вокруг развалин и б) не разобрана полу-разрушенная часть здания. Такое могло быть только в войну (и даже не позднее 1944 г.)

    Кроме того, на фотографии нет еще фонарей по Московскому проспекту - они появились сразу после войны.

    Сравните с фотографией этого же места еще до начала строительства левого корпуса, в 1950-51 г. Правый корпус в эти годы уже не только полностью готов - но и заселен, там вовсю идет жизнь.

    https://pastvu.com/p/160245

     

  • 21 Мая 2017, 08:26

    Да, годы и архитекторов надо убрать, а стиль поставить "классицизм".

    На фото 1920-х гг. дом 4-этажный, а на военном фото дом уже 5-этажный, значит верхний этаж надстроили в 1930-е гг.

    Фото 1920-х гг.:

    (в описании (http://goskatalog.ru, дата обр. 21.05.2017) указано "1930-е гг.", но судя по вывеске "Парикмахер" на доме 109, это период НЭПа; прачечная в доме 107 показана в ВЛд на 1924–1929, в ВЛд на 1930 и 1931 её уже нет).

    Крупнее для публ. – http://i94.fastpic.ru/big/2017/0521/73/f56ae2aa73cea69b2f18584b79c09c73.jpg

     

  • 21 Мая 2017, 12:20

    зачем архитекторов убирать? все же современный облик здания - плод их трудов. Только нужно в публикации написать не "постройка", а "перестройка и расширение"

  • 21 Мая 2017, 15:15

    Так эти архитекторы и годы относятся к зданию на другой стороне проспекта – http://www.citywalls.ru/house1688.html. Откуда они здесь появились, не совсем понятно, из Векслера, должно быть...

    Владимир уже указал, что по ЕИСТ: 1832, (1970 - капремонт). В 1930-е только надстроили пятый этаж, а облик остался старым.

  • 22 Мая 2017, 17:28
    Ответ на "Так эти архитекторы и годы относятся к зданию на д" от Rygar

     Появился балкон, отделка фриза и т.д. Так что облик не совсем старый.

  • 13 Июля 2020, 14:33

    Годы постройки и стиль, указанные в публикации, неверны. Об этом уже писали в комментариях, а теперь я могу показать и документальные данные: ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 9952.

     

    Генеральный план (фрагмент листа 1-4):

     

     

    Здесь можно посмотреть весь лист целиком, с фасадами надворных флигелей и с фамилией владельца - князя Энгалычева (Енгалычева), а здесь обратную сторону с разрешением на строительство, датированным 3 августа 1832 г.

     

    На следующем листе (5-8) представлены фасады по Обуховскому (ныне Московскому) проспекту, по Фонтанке и закругленный фасад по площади:

     

    Более высокое разрешение

     

    Фасады - такие, как сейчас, только на один этаж ниже.

     

    О том, что здание действительно было построено по этому проекту, свидетельствует, например, фотография 20 - 30-х годов с сайта Госкаталога (музей "Нарвская застава", инв. №Ф-324), еще 21 мая 2017 г. помещенная в комментарии Виктором М. и так до сих пор не попавшая в публикацию (может быть, из-за того, что она откровенно противоречит титульным данным?). Даже такая мелочь, как несовпадение с проектом формы окна над воротами - и та объясняется: это изменение произошло в 1876 г. (листы 17-23).

     

    Надстройка произведена в советское время, и при этом был сохранен стиль прежнего фасада, только венчающий фриз перенесен выше на один этаж.

     

     

    Еще один вопрос: когда именно произведена надстройка? Приведенные в комментариях аргументы в пользу того, что это было еще до войны, мне не кажутся совсем убедительными: фотография, представленная YuriT, как мне кажется, не обязательно военного времени; возможно, что на ней просто запечатлен снос здания для постройки на его месте корпуса ЛИИЖТа. Насколько я помню, где-то уже давно я видел данные о перестройке именно после войны по проекту Кузнецова. (Кажется, в книге: Н.Ф.Хомутецкий. Петербург - Ленинград. Л., 1958. К сожалению, сейчас у меня нет ее под рукой, посмотреть смогу только осенью.)

     

     

    Итак, необходимо внести следующие изменения в публикацию:

     

    1. В титуле:

    Год постройки - 1832.

    (Архитекторов Кузнецова и Позднякова и годы 1949-1952, может быть, лучше не писать, пока не будет окончательно выяснен вопрос о времени надстройки.)

     

    Стиль - классицизм.

    (А вовсе не сталинский неоклассицизм.)

     

    2. В первой части публикации:

    Дом князя Енгалычева

    1832 -

     

    1949-1952 (?) - надстройка, арх. В. И. Кузнецов (?), В. В. Поздняков (?)

     

     

    P.S. Об этом я написал на своем сайте.

     

  • 13 Июля 2020, 19:43
    Ответ на "Годы постройки и стиль, указанные в публикации, не" от S.P.

     Годы скорее  всего отзеркалили с корпуса ЛИИЖТа . Чуть попозднее все поставлю.                                                                            

  • 14 Июля 2020, 00:52

    Книги Хомутецкого я не читала, даже вроде  не видела.

    Упоминание есть у Яковченко  в книге "Московский проспект" 1986 г.:

    "Первая  площадь  - у  Обуховского  моста.  В  1952  году  по  проекту архитектора  В.  И.  Кузнецова  тут  был  построен полуциркулем дом  15 (для ЛИИЖТа) на месте  разобранного трехэтажного,  а симметричный  ему, по другую сторону  проспекта,  надстроен.  Пропорции  и  архитектура  зданий  созвучны окружающей старой застройке и хорошо с нею сочетаются".

    В книге "Планировка и застройка Ленинграда 1945-1957" есть упоминание " При выходе Московского проспекта к Фонтанке образована Обуховская площадь, кстати казать, самыми экономными средствами:  возведено здание на северо-западной стороне и создан небольшой сквер". (С.54)  На С. 56 приведено это фото с подписью : "Вид Обуховской площади до реконструкции". Без дат.  Но я бы скорее согласилась, что это фото если не военного времени, то сразу послевоенного - ведь если бы  начали снос  или разборку, должен был появиться строительный забор - как на фото.

  • 14 Июля 2020, 06:48

    Теперь у меня небольшое замечание.

    Надо бы в первой части публикации написать, что здание надстроено - пусть без даты и без архитекторов.

  • 14 Июля 2020, 20:26

    В книге Хомутецкого архитектор В.И. Кузнецов упоминается только в связи с реконструкцией в 1952 г. помещений Московского вокзала (С.258). Другой информации не нашла.

  • 20 Ноября 2020, 23:36

    Из дневника бытовой бригады. 17 апреля 1942 года: Если бы бойцы, защищающие Ленинград, видели своими глазами хотя бы малую долю того, что видели мы за этот месяц...

    Набережная Фонтанки, 109. Заходим в дом. Управхоз дает нам несколько номеров квартир, где живут семьи ушедших на фронт. Идем в квартиру краснофлотца Малафеевского. Жена его больна. Около нее греются, крепко прижавшись, трое детей. Двое совсем маленькие. Через несколько минут на столе уже стоял горячий чай, и мать счастливыми глазами смотрела, как мы поили из блюдец малышей. Ребята оживились. Мы не заметили, как открылась дверь и на пороге появился рослый краснофлотец.

    — Папа приехал! — закричал вдруг пронзительно старший мальчик и бросился к отцу.

    Моряк стоял неподвижно и плакал...

    Вечером мы отнесли двух малышей в Дом малютки, а старшего устроили в детский дом. К матери вызвали врача.

    // Бардин С. М. И штатские надели шинели... - http://militera.lib.ru/memo/russian/bardin_sm/02.html

  • 25 Марта 2021, 15:17

    Во дворе, очевидно, находились то ли амбары, то ли каретные сараи - по всему периметру внутреннего здания сохранились петли для ворот:

     

  • 19 Августа 2021, 15:25

    Год назад я выложил здесь чертежи, которые помогли выяснить время постройки дома и фамилию первого владельца.

     

    Теперь выкладываю еще некоторые листы из того же дела (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9952), в которых отражена любопытная подробность в истории дома. (Листы расположены в деле с нарушениями хронологической последовательности, здесь я ее восстанавливаю).

     

    В 1870 г., когда владельцем дома был действительный статский советник Александр Степанович Воронин, посередине двора был построен служебный флигель несколько необычной архитектуры. Позже он был перестроен, а до нашего времени вообще не дошел.

     

    Здесь представлено датированное 25 июня 1870 г. разрешение на строительство каменного двухэтажного надворного флигеля. На обратной стороне - генеральный план и разрезы (лист 13-14), а на отдельном чертеже - фасад и планы этажей (лист 53-54):

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    На обоих чертежах стоит подпись: "Военный инженер полковник Краузольд". (Об авторе проекта я скажу в конце.)

     

    Второй чертеж озаглавлен: "Проект каменной прачечной с жилыми над нею помещениями и пристроенными к ней дровяными, в два этажа чуланами [...]". Прачечная с жилыми помещениями наверху помещается в одном из двух крыльев Г-образного здания, а дровяные чуланы - в другом крыле. На стыке двух крыльев с внешней стороны расположена помойная яма. В верхней половине первого чертежа - разрезы по помойной яме, по прачечной и жилым помещениям и по дровяным чуланам.

     

    На первый взгляд, вроде бы нет ничего необычного. Но посмотрим на фасад (фрагмент второго чертежа крупно):

     

    Более высокое разрешение

     

    Слева в глубине дровяные чуланы, а справа торцовый фасад корпуса прачечной, обращенный в сторону Фонтанки (но расположенный не по оси ворот). И на этом фасаде устроен пристенный фонтан! Внизу маскарон (вода, очевидно, должна течь из пасти), а увенчан фонтан статуей под металлическим зонтиком. Совершенно неожиданное украшение во дворе заурядного доходного дома!

     

    О том, что фонтан действительно существовал, свидетельствует генеральный план 1876 г. (лист 17-18), на котором у торца корпуса прачечной показан такой же полукруглый бассейн, что и на чертежах 1870 г. (Правда, по этому плану не видно, была ли установлена скульптура.)

     

    Увы, через некоторое время флигель был полностью перестроен, при этом фонтан исчез. По ссылкам представлены планы первого, второго и третьего этажей флигеля (листы 15 и 16). Здание приспособлено под жилье, сделаны одноэтажные пристройки, надстроен третий этаж, на втором и третьем этаже устроены переходы в лицевой дом. От фонтана ничего не осталось.

     

    К сожалению, эти листы не датированы, в деле нет документов, относящихся к этой перестройке, и я не могу с казать, когда именно она произошла. Но, во всяком случае, на генеральном плане 1908 г. (лист 41-42) виден уже перестроенный флигель.

     

    В деле имеются также фиксационные чертежи флигеля (планы и разрезы - листы 55-59), выполненные уже в 1928 году (!). Чертежей других частей дома этого же времени нет. Почему было уделено такое внимание именно этому флигелю, мне неизвестно. Может быть, фиксация была выполнена перед сносом? Как уже сказано, до нашего времени флигель не сохранился.

     

    Об авторе проекта флигеля с фонтаном: очевидно, это военный инженер Александр Эммануилович Краузольд (1815 - 1892); сведения о нем см. здесь (со ссылкой на издание: Волков С.В. Генералитет Российской Империи: энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. В 2 т. – М.: «Центрополиграф», 2009). В 1870 г. он имел звание полковника (а в 1872 г. стал генерал-майором). Сведения о нем есть во Всеобщей адресеной книге С.-Петербурга 1867-1868 г., с. 252:

     

     

     

     

    P.S. В прошлом году я не решился написать об этом флигеле ни у себя на сайте, ни на Citywalls. Вчера все-таки написал о нем на своем сайте, а сегодня здесь.

     

  • 20 Марта 2022, 21:41

    // Новая красная газета. – 1925. - № 10. – 11 апр. - С. 8. 

  • 27 Марта 2023, 09:24

    Флигель во дворе дома хорошо различим на аэрофотосъёмке 1939 года. На космической съёмке НАСА 1966 года тяжело понять, что там - здание или газон. Как утверждает моя супруга, флигель стоял ещё перед капремонтом. В нём была прачечная и хранились дрова. На время капремонта их переселили в маневренный фонд, а когда они вернулись назад, флигеля уже не было.

     

    АФС 1939 год

     

    НАСА, 1966 год:

  • 27 Марта 2023, 11:12
    Ответ на "Флигель во дворе дома хорошо различим на аэрофотос" от andrey62

    Очень интересно.

     

    По-моему, и в 1966 г. - именно флигель, только левый край закрыт тенью (а в 1939 г. лицевой дом был трехэтажным - такой же высоты, как флигель, и тень от него на крышу флигеля не падала). Значит, его снесли не в 1928 г. (как я предполагал), а гораздо позже - около 1970 г.

  • 28 Марта 2023, 00:30
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32227
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 6095