Публикация

Ново-Никольский мост

Здание на карте
фото
Грибоедова кан., 7
Никольская пл., 1хх
Никольский пер., 1хх
Архитекторы: Жданов М.И.
Козлов А. В.
Капцюг И. Г.
Год постройки: 1934
Стиль:

Ново-Никольский мост                                                                     

канал Грибоедова, 7

1934  инж. Жданов М. И., Козлов А. В., арх. Капцюг И. Г.

 

 

При торжественном открытии 8 октября 1837 г. нового арочного тюбингового однопролетного моста, он обрушился на глазах присутствующих.  Специальная комиссия обнаружила ряд недочетов и просчетов в проекте. Разгневанный Николай I распорядился подвергнуть домашнему аресту проектировщика инженера Завадовского.

 

У автора проекта конструктивной части  директора Александровского чугунолитейного завода  М. Е. Кларка  возникла идея  однопролетного арочного моста из котельного железа с соединениями на заклепках. Это был первый железный мот, переброшенный через Екатерининский канал. Верхнее строение нового моста сделали из дерева, мостовые опоры из бута и облицовали гранитом.  Длина моста составляла 17,04 м, ширина 14, 9 м. Строительство велось под наблюдением инж. Е. А. Адама и арх. К. И. Росси. Рисунки Росси положили в основу украшения чугунной ограды моста и его фонарей.

 

В 1880 г. мост переделали в трехпролетный с деревянными опорами.

 

В 1934 г. мост  был радикально перестроен по проекту инж. М. И. Жданова и А. В. Козлова и арх. И. Г. Капцюг. Мост стал железобетонным орчным с железобетонными сводами и парапетами. Опоры моста облицовали выборгским гранитом.

 

(Зуев Г. И. Вдоль канала Грибоедова.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. С.43-44)

  • фото

    Фото оригинального
    моста 1837 г.*
    (из кн. "Решетки
    Ленинграда" 1938 г.)

    (добавил весовщик)

  • фото

    фото 1934 г.
    (добавил Риэлтор).

  • фото

* Новокалинкин мост по дороге к Нарвским триумфальным воротам, через которые проходили войска, возвращавшиеся из Парижа, был украшен

   перилами в виде дротиков Вместо столбов панно решетки украшены мечами, фонарные столбы имеют вид пучка копий, опирающихся на

   акантовую подушку и украшенного щитами с перекрещенными мечами; дуга, к концу которой подвешивалась на цепи лампа, прикреплена к

   горизонтальной стреле    (добавил весовщик)

*  Все, что осталось от прежнего облика Ново-Никольского моста в наши дни, - это опоры, облицованные гранитом.

6 комментариев
1673 просмотра
Добавил: Наталия, 24 Июля 2010, 14:01
Редактировано: 4 Февраля 2023, 23:08
Оцените:
(10 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house13165.html' target='_blank'>Ново-Никольский мост на Citywalls.ru</a>
Всего 6 комментариев
  • 2 Апреля 2021, 14:34

    Первый чугунный Ново-Никольский мост через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) был сооружен в 1835–1837 годах по проекту инженеров И.С. Завадовского и М.Е. Кларка, директора Александровского чугунолитейного завода. Однопролетный чугунный арочный мост на устоях из бутовой кладки был выполнен по образцу типовых мостов инженера В.И. Гесте: арочное пролетное строение состояло из чугунных тюбингов-секций, скрепленных болтами. Переправа получила свое название по расположенному рядом Никольскому морскому собору.

    Однако простоял мост очень недолго: 8 октября 1837 года перед самым открытием он обрушился из-за быстро протекавших деформаций береговых устоев. М.Е. Кларку поручили спроектировать более надежный Ново-Никольский мост. Строительство велось под наблюдением инженера Е.А. Адама и архитектора К.И. Росси.

    В 1841 году открыли новый стальной балочный мост на каменных устоях, облицованных гранитом. Это была первая переправа такой конструкции через Екатерининский канал. Пролетное строение состояло из 18 металлических, постоянного двутаврового сечения, клепаных арок из котельного железа. Верхнее строение представляет собой поперечины, по которым уложен двойной дощатый настил в проезжей части, а на тротуарах – одиночный. Устои моста были каменные, из бута, на свайном основании, облицованы гранитом. Мост имел ажурные чугунные перила и фонари, декорированные военными атрибутами, созданными по рисункам архитектора Росси. Известный интерес представляла собой конструкция опор – по гранитным рядам береговых устоев были уложены чугунные пятовые доски с железными упорами позади них.

    В 1870 году мост был перестроен в трехпролетный. Береговые пролетные строения были деревянные, а средний пролет перекрыли металлической балкой. Устои были использованы старые, каменные, а промежуточные опоры – деревянные, свайные. Перила и фонарные столбы сохранились в первоначальном виде.

    В 1934 году по проекту инженеров М.И. Жданова и А.В. Козлова, а также архитектора И.Т. Капцюга мост был реконструирован в однопролетный железобетонный арочный. Пролетное строение представляет собой сплошной свод. Устои моста массивные железобетонные, на свайном основании, облицованы гранитом. На мосту установлено перильное ограждение в виде сплошного железобетонного парапета. Покрытие на мосту асфальтобетонное, а на тротуарах открылков моста – гранитные плиты. Проезжая часть отделена от тротуара гранитным поребриком. Мост предназначен для движения трамваев, автотранспорта и пешеходов. Фонарные столбы ликвидированы.

    В 1981 году железобетонный парапет на мосту заменили бестумбовой решеткой, напоминающей решетку набережной Обводного канала.

    В 1988 году гранитный поребрик моста был заменен на повышенный, железобетонный.

    В 2017 году с моста сняли трамвайные пути.   

    Все, что осталось от прежнего облика Ново-Никольского моста в наши дни, - это опоры, облицованные гранитом.       (https://mostotrest-spb.ru/bridges/novo-nikolskij )

  • 18 Апреля 2021, 10:20
    Ответ на "Первый чугунный Ново-Никольский мост через Екатери" от Риэлтор

     "Все, что осталось от прежнего облика Ново-Никольского моста в наши дни, - это опоры, облицованные гранитом." фото 04.2021

  • 18 Апреля 2021, 10:27
    Ответ на "И пора никонец то кому то сказать, что "король то " от весовщик

     "Рисунки Росси положили в основу украшения чугунной ограды моста и его фонарей."  

    На Новокалинкином мосту украшения совпадали с Ново-Никольским?..

  • 18 Апреля 2021, 21:18
    Ответ на ""Рисунки Росси положили в основу украшения чугунно" от Риэлтор

     конечно я ошибся, спутав два "новых" моста, хотя их внешний вид и судьба очень похожи

     

    ============================

    можно ли как-то улушить поиск мостов? теперь для того чтобы найти мост по его названию, нужно вначале

    определить, через какую протоку он переброшен, и вначале  обратиться к ней.

    После этого - искать нужный мост во всем списке протоки...

  • 18 Апреля 2021, 22:39
    Ответ на "конечно я ошибся, спутав два "новых" моста, хотя и" от весовщик

     Теперь надо эту ошибку (фото) убирать из публикации: Вам придётся ещё много потрудиться!..

  • 18 Апреля 2021, 22:53
    Ответ на "Первый чугунный Ново-Никольский мост через Екатери" от Риэлтор

     "В 1870 году мост был перестроен в трехпролетный. Береговые пролетные строения были деревянные, а средний пролет перекрыли металлической балкой. Устои были использованы старые, каменные, а промежуточные опоры – деревянные, свайные. Перила и фонарные столбы сохранились в первоначальном виде."

    На части фото 1908 г. можно разглядеть деревянный настил и промежуточную деревянную опору. Перила были обычные деревянные из досок.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31865
Готовится: 65
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 7924