Публикация
Доходный дом Э. К. фон Липгарта -
|
Архитекторы: | Виррих Э. Ф. Шауб В. В. |
Год постройки: | 1898-1899, 1905-1906 |
Стиль: | Модерн |
Фото -
Каменноостровский пр., 16 - Австрийская пл., б/н
Мастерская Э. К. фон Липгарта модерн (Кириков)
1898 - арх. Виррих Эрнест Францевич ([
Флигель во дворе
1899 - арх. Виррих Эрнест Францевич ([
Доходный дом Э. К. фон Липгарта
1905-1906 - арх. Шауб Василий Васильевич ([
Один из домов на небольшой восьмиугольной Австрийской площади (без номера).
Многоэтажный доходный дом. Основной вертикальный элемент акцентирует угол здания. Построен Василием (Вильгельмом) Шаубом - петербургским немцем, активным архитектором-строителем той поры.
Черты модерна соединены с мотивами барокко.
1898 г.Генеральный план
и план здания мастерской
ЦГИА СПб ф.513
оп.102 д.7765
Фасады по проспекту
и по площади и поперечный
разрез (листы 44-46)
Фасад о проспекту
Фасад по площади
Фасад деревянного дома
Разрез деревянного дома
1899 г. Генеральный план и
планы этажей (листы 47-48)
Флигель. Фасад (лист 50-51)
(добавил
Мастерская Э.К.фон Липгарта.
( "Огонек", 1914, №16.
Фото сделано, вероятно,
не позже 1905 г.
(добавил
Э.К.фон Липгарт. "В мастерской
художника"
(Холст, масло. 75 х 89 см.
Частное собрание).
Изображена мастерская
самого Липгарта.
(добавил S.P. )
Старая открытка
(добавил
Фото первой трети XX в.
Музей архитектуры
им. А.В.Щусева, инв.№ II-1315
(добавил S.P.)
1924 г. Фото из альбома начальника
штаба гатчинской авиашколы
капитана Покровского
(добаввил el@balto)
02 мая 1983 г. ** см. ниже
ЦГАКФФД СПб Ар 215811
(добавил
Дверь парадной.
Фото - С.А. Шмидт
Архитектурный
маркерный скетч
Доходный дом
Э. К. фон Липгарта 1
(ArtRi4ik)
Архитектурный маркерный
скетч Доходный дом
Э. К. фон Липгарта 2 (ArtRi4ik)
(добавил ArtRi4ik)
РГИС 2023
(добавил danavan)
* Такой рояль стоял в мастерской Э.К.фон Липгарта. Санкт-Петербург, 1898, Фирма "A.M. Schröder" Автор росписи: Липгарт, Эрнст Карлович
1847-1932; резчик: Волковысский, Соломон Гиршович ?-1913; мастер: Берто, Карл Августович (бронзовые детали), упоминается в 1886-1900.
** Вид парадного входа, врезанного в полуциркульную арку дома № 16 на Кировском проспекте Автор съёмки: Овчинников Кирилл
Владимирович
Чертежи дома на участке, принадлежавшем Калинину, И. Л. Неронову, А. М. Семеновой, М. С. Курганниковой, А. Г. Ульману, М. А.Ульман, Э. К. фон Липгарту по Каменноостровскому пр., 18 Начальная дата: 1860 Конечная дата: 1899 Количество листов: 51
Предыдущей владелицей участка была жена Санкт-Петербургского купца 2-й гильдии Амалия Георгиевна Ульман. На участке стоял деревянный дом, обращенный фасадом на Каменноостровский проспект. (Чертежи этого дома есть на листах 28-35, но я их не показываю, так как, судя по генеральному плану 1898 г. (см. далее) дом или был вскоре перестроен, или сразу построен не совсем в соответствии с проектом.)
В 1898 г. владельцем участка стал художник Эрнест Карлович Липгарт. (См. также "Весь Петербург": на 1898 г. владелица А. Г. Ульман, а на 1899 г. - Э. К. Липгарт; следует учесть запаздывание "Всего Петербурга" на один год.)
Сразу же, в 1898 г. архитектор Э. Ф. Виррих составил проект здания мастерской художника.
Основная часть здания - высокое прямоугольное в плане помещение. Оно хорошо освещено: в середине фасада по площади - стеклянная стена, а над ней стеклянный скат крыши. К этому помещению примыкает часть здания, разделенная на два этажа - наверху устроены хоры.
По-моему, здание было очень красивое, Жаль, что оно погибло. (Хотя, конечно, и дом Шауба хорош.)
В 1899 г. Э. Ф. Виррих составил для Э. К. Липгарта проект двухэтажного флигеля (насколько я понимаю, внизу службы, наверху жилье). Генеральный план и планы этажей (
В этом доме в 1899 - 1917, 1923 - 1924 годах жил владелец дома художник Э. П. Липгарт
(ВПб на 1900. O. III. C. 340, на 1901. С. 330, на 1902. С. 368, на 1903. С. 585, на 1904. С. 380, на 1905. С. 374, на 1906. С. 387,
на 1907. С. 411, на 1908. С. 440, на 1909. С. 460, на 1910. С. 496, на 1911. С. 521, на 1912. С. 525, на 1913. С. 369, на 1914. С. 385,
ВПг на 1915. С. 384, на 1916. С. 380, на 1917. С. 401, на 1923. C. 294, на 1924. O. X. C. 158) (добавил
1973: Ателье бытового обслуживания производственного объединения «Невские зори» Петроградского р-на,
Кировский пр., 16. ([
1973: Производственное объединение «Сокол» по ремонту сложной бытовой техники и приборов Ремонт авторучек
Петроградский р-н - Кировский пр., 16 ([
1973: Кулинарный магазин - Кировский пр., 16 ([
1973: «Ленмолоко» Магазины продают молоко, сыры, колбасы, молочнокислые продукты, разные жиры, сливочное
масло и др. Магазин № 8 - Кировский пр., 16 ([
1978: Ателье бытовых услуг объединения «Невские зори», Петроградского р-на, Кировский пр., 16.
(Список абонентов ЛГТС-1978, C. 31).
1982, 1988: Ателье по приему заказов от населения по комплексной уборке квартир объединения «Невские зори»
Ждановского и Петроградского рнов, Кировский пр., 16 (Список абонентов ЛГТС-1982, C. 38), ([
2009: ООО Coffee House" кофейня - Каменноостровский пр., 16
"Vis-A-Vis" сеть магазинов ООО "СВ-СПб" (трикотаж, бельё) - Каменноостровский пр., 16
ЗАО "БВ Медиа в СПб" агентство бизнес коммуникаций - Каменноостровский пр., 16
ООО "Парикмахерский Рай" магазин (косметика, парфюмерия) - Каменноостровский пр., 16/А; вход под арку
"Продукты" магазин ООО "Диана" (кондитерские изделия, молочные продукты, гастрономия, спиртные напитки,
бакалея, овощи) - Каменноостровский пр., 16 (Телефонный справочник Весь Петербург-2009) (добавил: v3p1s4 lenarch )
Фото -
Двор.
Фото - sangalli, 03.2011.
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1234).
Парадная по
проспекту.
На 1-м этаже литка
современная.
На 2-м и 3-м этажах
ступени перед дверью.
4-й этаж.
Фото - Наталия
02.2011.
Декор над входом
на эркере.
Плитка на площадках.
Фото - sangalli
03.2011.
Плитка на входе.
Парадная по
Каменноостровскому
Лестница N2.
Фото - Mary, 09.2011.
Фото -
Кадр из фильма
"Ключ от спальни" 2003.
(добавил Den)
ниши за лифтом на
каждом этаже,
кроме первого
Фото - матишо,
07.2023.
"Петроградка" - неприятное слово. Это Москва со своими варварками и прочими нас портит. Но там это естественно, у нас, имхо, - нет. Вы не находите?
Да, у нас полфорума этой теме так или иначе посвящено. Даже Синдаловский Петроградку придумывать не стал.
МногоэтажныЙ доходный дом.
Нет происхождения данных.
Смешно всякий раз читать неустанное противопоставление московского уклада и местного. И ладно б писали люди с такими же нормальными человеческими именами что ли. А то ПетрограДКА это как-то коряво и не то, а себя нарекать набором букв (к тому же еще и не русских) да циферей - это нормально. Что-то не так в ваших головах, правильные вы мои. Москва их портит. Сами с гнильицой. И нечего в сторону пенять.
Ответ на "на 2 этаже когда-то размещался детский сад №13 Пет" от carmina
Вы путаете. Д/с №13 был в доме №18/13.
Ответ на "Вы путаете. Д/с №13 был в доме №18/13." от Александр ОТ
да, вход же был с угла!
и некоторые окна выходили на ул. Мира
Я жил в этом доме первые 16 лет моей жизни (1947-1963 гг.) в кв. 8, угловая комната с балконом. В окнах на лестнице (парадная с угла) были цветные витражи со свинцовыми рамами. Лифт работал. До революции квартиру занимала богатая женщина-негритянка, хозяйка модного ателье. В книге "Каменноостровский проспект" про дом написано маловато, хотелось бы больше.
Ответ на "Я жил в этом доме первые 16 лет моей жизни (1947-1" от bobon442
скажите какие были обрамления лифта и какие были витражи, будьте добры нарисуйте на бумаге вы есть в вконтакте ?
1973: Ателье бытового обслуживания производственного объединения «Невские зори» Петроградского р-на, Кировский пр., 16. ([211], с. 141).
1978: Ателье бытовых услуг объединения «Невские зори», Петроградского р-на, Кировский пр., 16. («Список абонентов ЛГТС-1978", с. 31).
1982, 1988: Ателье по приему заказов от населения по комплексной уборке квартир объединения «Невские зори» Ждановского и Петроградского рнов, Кировский пр., 16. («Список абонентов ЛГТС-1982", с. 38), ([125], с. 72).
Ответ на "Я жил в этом доме первые 16 лет моей жизни (1947-1" от bobon442
А Вы помните молочный магазин в этом доме и механического медведя в витрине? В лапах он держал бутылку молока и чашку, и "наливал молоко" в эту чашку. Это было в 1950-х годах.
1973: Производственное объединение «Сокол» по ремонту сложной бытовой техники и приборов
Ремонт авторучек
Петроградский р-н - Кировский пр., 16 ([211]. С.154)
1973: Кулинарный магазин - Кировский пр., 16 ([211]. С.185)
1973: «Ленмолоко»
Магазины продают молоко, сыры, колбасы, молочнокислые продукты, разные жиры, сливочное масло и др.
Магазин № 8 - Кировский пр., 16 ([211]. С.306)
2009:
- ООО Coffee House" кофейня - Каменноостровский пр., 16
- "Vis-A-Vis" сеть магазинов ООО "СВ-СПб" (трикотаж, бельё) - Каменноостровский пр., 16
- ЗАО "БВ Медиа в СПб" агентство бизнес коммуникаций - Каменноостровский пр., 16
- ООО "Парикмахерский Рай" магазин (косметика, парфюмерия) - Каменноостровский пр., 16/А; вход под арку
- "Продукты" магазин ООО "Диана" (кондитерские изделия, молочные продукты, гастрономия, спиртные напитки, бакалея, овощи) - Каменноостровский пр., 16
(Телефонный справочник «Весь Петербург-2009»)
Чертежи предшествующих построек - мастерской художника Э.К.Липгарта и флигеля во дворе - есть в деле:
ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 7765
Чертежи дома на участке, принадлежавшем Калинину, И.Л.Неронову, А.М.Семеновой, М.С.Курганниковой, А.Г.Ульману, М.А.Ульман, Э.К. фон Липгарту по Каменноостровскому пр., 18
Справочная информация
Начальная дата: 1860
Конечная дата: 1899
Количество листов: 51
Постоянная ссылка:
Предыдущей владелицей участка была жена Санкт-Петербургского купца 2-й гильдии Амалия Георгиевна Ульман. На участке стоял деревянный дом, обращенный фасадом на Каменноостровский проспект. (Чертежи этого дома есть на листах 28-35, но я их не показываю, так как, судя по генеральному плану 1898 г. (см. далее) дом или был вскоре перестроен, или сразу построен не совсем в соответствии с проектом.)
В 1898 г. владельцем участка стал художник Эрнест Карлович Липгарт. (См. также "Весь Петербург": на 1898 г. владелица А.Г.Ульман, а на 1899 г. - Э.К.Липгарт; следует учесть запаздывание "Всего Петербурга" на один год.)
Сразу же, в 1898 г. архитектор Э.Ф.Виррих составил проект здания мастерской художника.
Генеральный план (на котором по непонятной причине еще указано имя прежней владелицы) и план здания мастерской (листы 42-43):
Мастерская обозначена на плане литерой А. Это каменное здание примыкало к стоявшему на участке деревянному дому. Оно имело два лицевых фасада, расположенных под тупым углом друг к другу: один фасад был обращен на Каменноостровский проспект, другой на площадь, в сторону Ружейной улицы (ул. Мира). Вход в мастерскую был сделан со двора.
Фасады по проспекту и по площади и поперечный разрез (листы 44-46):
Основная часть здания - высокое прямоугольное в плане помещение. Оно хорошо освещено: в середине фасада по площади - стеклянная стена, а над ней стеклянный скат крыши. К этому помещению примыкает часть здания, разделенная на два этажа - наверху устроены хоры.
Еще раз отдельно крупнее фасады по Каменноостровскому проспекту и по площади:
По-моему, здание было очень красивое, Жаль, что оно погибло. (Хотя, конечно, и дом Шауба хорош.)
В 1899 г. Э.Ф.Виррих составил для Э.К.Липгарта проект двухэтажного флигеля (насколько я понимаю, внизу службы, наверху жилье). Генеральный план и планы этажей (листы 47-48) и фасад (лист 50-51):
Флигель находился в дальнем конце двора. В отличие от мастерской, это была неинтересная утилитарная постройка.
В первой части публикации об этих предшествующих постройках сказано очень неточно: "Флигель-мастерская во дворе". На самом деле это были две разные постройки - мастерская на углу Каменноостровского проспекта и площади и флигель во дворе. Надо это исправить.
Кроме того, насколько я помню (проверить сейчас не могу), в [99], кажется, написано, что флигель сохранился (съездить на место и проверить тоже сейчас не могу).
P.S. Об этом я написал сегодня на
Я так и не поняла про особняк. Он был? Это перестроенный деревянный дом?
Ответ на "Я так и не поняла про особняк. Он был? Это перестр" от Наталия
В деле нет данных о каком-то особняке, построенном Виррихом. Документам за 1898 год (которые я показал) предшествуют документы за 1896 год, когда участок принадлежал А.Г.Ульман. (Более ранние документы я не смотрел внимательно и не копировал.)
Даю ссылки, по которым можно посмотреть все листы за 1896 год (номера листов не называю, они видны непосредственно на изображениях):
И еще листы с проектом каменного двухэтажного флигеля (на генеральном плане 1898 г. флигеля нет - значит, он не был построен; его построил уже только Липгарт по проекту Вирриха), а также с проектом пристройки лестницы к деревянному дому.
Итак, деревянный дом должен был быть капитально отремонтирован А.П.Сосковым (перестраивал ли он при этом дом, можно ли его считать автором - еще вопрос).
Через два года, в 1898 г. на генеральном плане деревянный дом имеет несколько другие очертания. С чем это связано, из дела неясно: то ли за эти два года дом перестраивался, то ли он сразу был построен не по тому проекту, который представлен в деле.
Единственное здание на участке, которое можно назвать особняком - это деревянный дом. (Не флигель же где-то на задворках.) И в деле этот особняк никак не связывается с именем Вирриха.
Скорее всего, данные об особняке неверны. (Если только авторы [99] не располагали какими-то сведениями о том, что он перестраивался Виррихом.)
В этом доме в 1899 - 1917, 1923 - 1924 годах жил владелец дома художник Э. П. Липгарт (ВПб на
1900. O. III. C. 340, на 1901. С. 330, на 1902. С. 368, на 1903. С. 585, на 1904. С. 380, на 1905. С. 374, на
1906. С. 387, на 1907. С. 411, на 1908. С. 440, на 1909. С. 460, на 1910. С. 496, на 1911. С. 521, на 1912.
С. 525, на 1913. С. 369, на 1914. С. 385, ВПг на 1915. С. 384, на 1916. С. 380, на 1917. С. 401, на 1923.
C. 294, на 1924. O. X. C. 158).
Ответ на " В этом доме в 1899 - 1" от Val 39
Некоторые уточнения.
В этом доме Липгарт не мог жить до 1906 года, так как самого дома еще не было. С 1899 (а скорее, все-таки с 1898) года он жил, вероятно, в деревянном доме, стоявшем на этом участке. Кстати, в данном случае как раз можно написать "жил и работал" (до 1905 г. - до начала строительства нового дома), так как здесь же находилась и его мастерская. См. данные публикации и сегодняшнее обсуждение.
2. В 1923 - 1924 гг. Липгарт, конечно, уже не был владельцем дома.
Ответ на "Я так и не поняла про особняк. Он был? Это перестр" от Наталия
Особняк и мастерская это одно здание. Две функции в одном. Обычная практика.
Ответ на "Особняк и мастерская это одно здание. Две функции " от Алексей von Fricken
Посмотрите на план здания. Одна большая комната, часть которой отделена колоннами. Ну, еще антресоли (хоры). Где можно там жить?
А вот рядом стоит деревянный дом - полноценное жилье.
Я, когда вставляла изображения в публикацию, посмотрела планы, и у меня даже мысли не возникло, что особняк мог быть здесь, несмотря на № 99. Потому и спросила. Думаю, что особняком назвали деревянный дом после кап ремонта. Может картинку в публикацию поставить для ясности?
Ответ на "Я, когда вставляла изображения в публикацию, посмо" от Наталия
Можно и поставить. Может быть, и не одну.
Может быть, подойдет
Ответ на "Посмотрите на план здания. Одна большая комната, ч" от S.P.
Два ряда окон, но внутри пустое здание? Сама мастерская со световым окном на 2 этажа это логично, жилые комнаты выходили на проспект. Не утверждаю это 100%, но Аникушин так же жил в мастерской, спустя 50 лет.
Еще раз: посмотрите на план и разрез. Внутри одно единое пространство, только в одном месте разделяющееся на два этажа. Где Вы видите хоть одну комнату, отделенную от внешнего мира стенами со всех сторон? Конечно, можно приютиться где-нибудь на антресолях и поспать, но всё время так жить невозможно. Да и, наверное, зимой холодно в помещении со стеклянной стеной.
Кроме того: Липгарт, вероятно, был семейным человеком (к сожалению, я не смог найти сведений о его семье, но, во всяком случае, дочь у него была). А жить семьей в таком помещении - это что-то совсем дикое. (Хотя, конечно, в наше время есть коммуналки...)
Мельниковский дом в Москве был ещё и с кроватями-подиумами при сходной планировке (условно сравнивая тип организации пространства).
Ответ на "Мельниковский дом в Москве был ещё и с кроватими-п" от Kirill0908
Мало ли кто что делал. Липгарт - не Мельников. (Да и Виррих - хоть и был для своего времени авангардистом, но не до такой же степени.)
Ответ на "Виррих -... был.... авангардистом" от S.P.
для моего уха это звучит как самый короткий архитектурный анекдот
я бы сказвл : Виррих - это тогдашний Е.Герасимов
хотя в данном споре я на Вашей стороне...-))
Ответ на "для моего уха это звучит как самый короткий архите" от весовщик
Насчет Вирриха не согласен. Торговый дом Гвардейского экономического общества - работа очень высокого уровня. (Герасимову такой и не снился.)
Для меня имя Вирриха стоит в одном ряду с именами Васильева, Бубыря, раннего Кричинского. (Да он, собственно, и сотрудничал с ними.)
Ответ на "для моего уха это звучит как самый короткий архите" от весовщик
А как Вы оцениваете это здание (из публикации)? Что в нём от Герасимова? Вроде бы всё ладно? * вопросы без доли сарказма.
знаете, есть такие зодчие, которым медведь наступил на ...нет не на ухо, а на глаз.
Зато они очень добросовестны, начитаны, очень хорошо учились, крепкие профессионалы тс и самое главное всегда умели находить общий язык с заказчиками и вообще с сильными мира сего. Два упомянутых мною - из этой когорты вневременной...туда же можно отнести И.И. Фомина (увы, природа отдыхает на детях...)
Что касается ГЭО, там по худ части работал И.Падлевский , а потом Виррих его заменил Б.Боткиным
- их разные худ. стили хорошо видны и в интерьерах и в экстерьере....особенно сравнивая осуществленное с проектом Падлевского в ЕОАХ.
А сам Виррих пробивал все проекты , втч и ПИ...прямо как Герасимов щас. Зато умудрился рассориться как со своим долговременным соавтором, так и с приглашенными по худчасти Васильевым с Кричинским.
Ответ на "знаете, есть такие зодчие, которым медведь наступи" от весовщик
Всё бы хорошо, если бы не одно обстоятельство: как это у такого плохого архитектора получались такие хорошие здания? Я, пожалуй, не знаю у Вирриха ни одной слабой работы.
Вот и мастерская Липгарта - мелочь, а красиво сделана. И заметьте - здесь не было кучи соавторов...
Ответ на "Всё бы хорошо, если бы не одно обстоятельство: как" от S.P.
спорить здесь не будем, но вот одна цитата из Кирикова, который в целом, как и Вы, большой поклонник Вирриха. Так, пища для размышления вкупе с проектом Падлевского в ЕОАХ
"В основу нового проекта Виррих взял собственные наработки и идеи инженера Иосифа Владимировича Падлевского, который до того сотрудничал с Виррихом при проектировании здания Политехнического института.... Позже туда были откомандированы Виррих и его помощник гражданский инженер С. С. Кричинский. Последний вскоре отказался от работы после конфликта с Виррихом. Их спор в 1908 году вылился на страницы журнала "Зодчий", где Степан Самойлович отстаивал степень своего участия в проекте. На замену Кричинскому в итоге был взят архитектор Борис Яковлевич Боткин".
---------------------
подобное у Вирриха явно происходило ранее с Падлевским, и возможно с Васильевым ( раз он назначит Бубыря и Зазерского,а не его на свой очередной крупный проект на Бассейной )
Ответ на "Посмотрите на план здания. Одна большая комната, ч" от S.P.
Вот что пишет Б.М. Кириков и М. Штиглиц в [118]
"Особняк и мастерская художника Э.К. фон Липгарта интересны тем, что Виррих впервые использовал здесь бетонитовые камни-блоки - новый экономичный материал".
Так что, если это и были два разных здания, с чем можно согласиться, то особняк не был деревянным. Не забудьте отразить это на своем сайте:)
Ответ на "Вот что пишет Б.М. Кириков и М. Штиглиц в [118] "" от Алексей von Fricken
Я не читал эту книгу. Даны ли в ней какие-то чертежи особняка и (или) мастерской?
Ответ на "Я не читал эту книгу. Даны ли в ней какие-то черте" от S.P.
Чертежи крайне редко публикуют в книгах Кирикова.
В деле в документах за 1898 - 1899 гг. не видно пробелов. Строительство особняка должно было бы быть в них отражено.
Я вижу, пожалуй, только одно объяснение (если особняк был): самые поздние документы в деле (строительство флигеля во дворе) относятся к маю 1899 года. Может быть, проект особняка рассматривался немного позднее (в том же 1899 году)?
P.S. Меня несколько удивило Ваше замечание о том, что чертежи в книгах Кирикова публикуются крайне редко. В трех книгах Кирикова об архитектуре петербургского модерна чертежи есть, и не мало.
Ответ на "В деле в документах за 1898 - 1899 гг. не видно пр" от S.P.
Я прочитал, почти все, что публиковал Кириков. Я считаю, что чертежей в его работах мало, относительно общей массы изданного. Да, в последних двух томах трилогии о модерне их несколько больше чем обычно.
Хранитель Императорского Эрмитажа, академик Э.К.фон Липгарт в своей мастерской за портретом Государя Императора. Фотография (иллюстрация к
Этот же интерьер изображен на
Сравнение с фотографией убеждает, что изображение на картине - документально точное.
Интересно, что изображенный на картине (или такой же?) богато украшенный и расписанный рояль сохранился и находится в Эрмитаже (инв. №
Сравнение с чертежами Э.Ф.Вирриха 1898 г. (планами и разрезом) показывает, что изображения на фотографии и картине почти полностью совпадают с чертежами. Самое большое отличие - то, что внизу, под хорами впереди видно широкое окно, в то время как на планах в этом месте глухая стена, примыкающая к соседнему зданию - деревянному особняку.
В то же время возникает вопрос: к какому времени относятся фотография и картина и действительно ли на них изображен интерьер Вирриха? К 1914 году здания Вирриха уже давно не было, а мастерская Липгарта находилась на верхнем этаже доходного дома. В принципе, можно предположить, что обстановка старой мастерской была повторена на новом месте. Но мне все же кажется более вероятным, что и фотография, и картина выполнены еще до 1905 г. и на них изображена именно мастерская в старом здании Вирриха. Дело в том, что на картине (похоже, документально точной) за окном изображена зелень, что вполне могло быть, если это был первый этаж (и если при строительстве план был несколько изменен и мастерская не примыкала вплотную к особняку).
Для окончательного решения было бы необходимо ознакомиться с планом верхнего этажа существующего здания или посмотреть, как выглядит существующее помещение мастерской. Я не видел ни фотографий, ни чертежей и не представляю, как туда проникнуть.
А что сейчас в мастерской? Или кто? Мне эта надстройка кажется ужасно чужеродной, так и хочется удалить.
А рояль стоит в Главном Штабе (по крайней мере, стоял в начале 2021 года). На нем изображена история Орфея и Эвридики.
Ответ на "Я прочитал, почти все, что публиковал Кириков. Я с" от Алексей von Fricken
Стоимость копирования одного листа формата А4 в ЦГИА СПб порядка 300рублей. Один чертеж может состоять, как правило, из 5-10 таких листов. И это будет, например, только фасад. Столько же разрез, план одного этажа и т.д. Получается, что за чертежи только одного дома необходимо заплатить порядка 30 000 рублей. Т е количество материала, за которое может заплатить издательство, а следовательно, и сам читатель, с каждой иллюстрацией только увеличивается. Отсюда и скудность иллюстративного рада в любой архитектуроведческой литературе -- слишком затратно покупать изображения у архивов и музеев.
"в реестр объектов культурного наследия регионального значения включили доходный дом и флигель живописца Эрнеста Липгарта. "
Ответ на "А что сейчас в мастерской? Или кто? Мне эта надстройка кажется ужасно чужеродной, так и хочется удалить." от Анчар
Фотография первой трети XX в. (Музей архитектуры им. А.В.Щусева, инв.№ II-1315;
Изображение обработано.
Мансарда с мастерской Э.К.Липгарта вовсе не выглядела чужеродно. Она была переделана позже.
Ответ на "Хранитель Императорского Эрмитажа, академик Э.К.фо" от S.P.
"...возникает вопрос: к какому времени относятся фотография и картина и действительно ли на них изображен интерьер Вирриха? К 1914 году здания Вирриха уже давно не было, а мастерская Липгарта находилась на верхнем этаже доходного дома. В принципе, можно предположить, что обстановка старой мастерской была повторена на новом месте."
Теперь этот вопрос отпадает, см. старую фотографию в предыдущем комментарии. Мастерская художника перенесена на самый верх, в мансарду (см. также [36], с.211,212]). Так же, как и в прежнем здании, в центре сделана сплошная стеклянная стена и продолжающая ее стеклянная крыша. Но боковые части ниже, и устройство в них хоров невозможно. Значит, на фотографии и картине изображен именно интерьер прежнего здания мастерской. (В заметке в журнале "Огонек" использована старая фотография.)
P.S. Только теперь заметил, что в публикации есть старая открытка, на которой тоже хорошо виден первоначальный фасад этого дома.
Ответ на "1963, Н.C. Taгрин " от Чау-чау
Надо все-таки давать ссылки. (Впрочем, судя по логотипу в правом верхнем углу, Ваша ссылка все равно была бы левой.)
Итак:
Тагрин Н.С.Петроградская сторона. Кировский пр., д. 18. Из коллекции Тагрина Н.С. 1963 г. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-Б47819ф .
В этом доме я прожила 16 лет. В коммунальной квартире на 5 семей. Последний пятый этаж, на фото видно окно моей комнаты и наш балкон. Помню эту огромную, широкую лестницу, огромный камин в подъезде, лепнину на потолках... Люблю Петроградку, она у меня "в крови", но предложи мне вернуться туда - отказалась бы. У старых домов своя энергетика и не всегда она хорошая