На Петроградской стороне большую территорию между улицами Красного Курсанта, Корпусной и Большой Разночинной занимают цеха фабрики "Красное знамя".
Строились они в разное время и представляют собой разные стили - кирпичный, модерн, конструктивизм. В 1895 г. А. И. Аккерман строит новое здание на углу Корпусной ул. и ул. Красного Курсанта.
В 1911 г. Кондратьев С. П. строит доходный дом Керстена , в котором одновременно размещается заводоуправление. Здание это строится в популярном в те годы стиле модерн. Своим внешним видом оно резко выделяется среди окружающих домов.
А. С. Шустов СПб купечество и Торгово-промышленные предприятия города к 200-летнему юбилею столицы. Иллюстрированный альманах. 1903 Ч. 2 С.14
Купеческая книга 1903 г. С. 267
Ежегодник Общества архитекторов- художников. Вып.1. C.-Пб.1906. C.LII (добавил miraru1)
Семейное дело основал в 1866 г. Василий Петрович Керстен, купивший у купцов Друэ и Натуса чулочно-трикотажное предприятие на Большой Спасской ул., 27. После его смерти дело наследовала его сестра, купчиха 2-й гильдии Екатерина Петровна. В 1909 г. её сын Андрей Семёнович вместе с компаньонами Н. С. Эдельманом и К. П. Емельяновым возглавили акционерное общество "В.П. Керстен".
В советское время фабрика "В.П. Керстен" сохранила профиль производства и стала головным предприятием произведственного трикотажного объединения "Красное знамя". (добавил - Ирина Бойко)
Фото - Mary, 2010.
Фото - Александр Иванович 07.2009.
Фабрика была основана французским купцом Иваном Осиповичем Натусом в 1885 г. В 1886 г. мастерскую приобрел немец Фридрих-Вильгельм (Василий Петрович) Керстен.
В 1895 г. напротив старой фабрики на пустыре, выходившем на три улицы - Большую Спасскую, Корпусную и Большую Гребецкую, по проекту архитектора А. И. Аккермана началось строительство нового здания фабрики.
Комплекс построек включал четырехэтажное лицевое фабричное здание и два корпуса электростанции (котельное и машинное отделения), примыкающие к правой части основного здания со стороны двора.
Лицевой протяженный фасад фабричного корпуса был решен в «кирпичном» стиле. На каждом этаже размещались зальные цеховые помещения.
В конце XIX в. Санкт-Петербургская чулочно-трикотажная фабрика и прачечная военно-учебных заведений на Большой Спасской улице (ныне – улица Красного Курсанта) были хорошо налаженным и прибыльным делом. Керстен закупал за границей (в основном в Германии) и устанавливал новое оборудование, в том числе станки, приводившиеся в движение паровой машиной через приводные ремни.
Механическая прачечная, много лет остававшаяся единственной в России, с каждым годом расширяла свою клиентуру. Кроме десяти военных училищ фабрика обслуживала почти все столичные гостиницы и рестораны, Ксеньинский институт благородных девиц, а также принимала заказы от мелких заказчиков и от частных лиц.
В 1901 г. главный корпус фабрики был надстроен двумя этажами и мансардой по проекту гражданского инженера С. П. Кондратьева. В 1903 г. по проекту того же инженера лицевой корпус фабрики продлен пристройкой нового четырехэтажного здания.
В 1904 г. фабричное дело перешло к приемному сыну Василия Петровича Керстена и его супруги – Андрею Семеновичу Керстен (Эдельман).
17 августа 1910 г. Санкт-Петербургская Городская управа рассмотрела и одобрила проект каменного четырехэтажного фабричного корпуса по проекту гражданского инженера С.П. Кондратьева (прядильня, коттон-цех). Четырехэтажное здание прядильни помещалось в глубине двора и лицевым фасадом было обращено на Большую Гребецкую улицу (ныне Пионерскую). Через год после начала строительства прядильни в ход была пущена первая очередь производства. В 1910 г. был открыт также швейный цех по изготовлению крахмального белья.
В 1911 г. продолжалось строительство лицевых корпусов фабрики вдоль Большой Спасской. 20 марта 1914 г. Городская управа рассмотрела и разрешила две четырехэтажные и три одноэтажные пристройки к существующим каменным корпусам.
В 1915-1916 гг. был осуществлен проект электроснабжения фабрики, к котонному корпусу пристроена электростанция.
Долгое время предприятие оставалось самым большим в трикотажной промышленности не только Петербурга, но и всей страны. В годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. здесь изготавливались солдатское бельё, тельняшки, носки, а также техническое трикотажное полотно.
В 1919 г. фабрика «Акционерное общество «В. П. Керстен» была национализирована и включена в состав правления «Петронитрик», а в 1922 г. переименована в трикотажно-чулочную фабрику «Красное Знамя».
С началом Великой Отечественной войны фабрика была законсервирована. Механический цех выпускал боеприпасы.
В 1957 г. фабрика была передана в ведение Управления текстильной промышленности Ленинградского совнархоза, а в январе 1966 г. вошла в состав управления «Лентрикотаж» Министерства легкой промышленности РСФСР.
В здании, недавно отремонтированном для нужд детского сада, находится два витража и декоративное остекление фацетным стеклом одной двери во внутреннем помещении.
Во входном тамбуре находится витраж комбинированного типа: свинцово-паечный с расписными мотивами растительно-геометрического типа. Мелкие элементы росписи напоминают узоры на вязанье, что тематически связано с назначением здания. Витражное полотно находится в секциях по периметру рамы. Расписные розетки акцентируют углы окна и среднюю ось по вертикали и горизонтали.
Это окно - одно из немногих в Петербурге, сохранившее подпись: «G. Schulze & Jost Berlin. S. 42», она нанесена в левом нижнем углу около рамы.
Геометрическое фацетное остекление во внутренней двери помещения 1-го этажа воссоздано. Профиль, скрепляющий стекла, латунный.
В окне лестницы на площадке 1-2-го этажа с полуциркульным верхом находится свинцово-паечный витраж с изображением вазы с цветами и ниспадающими гирляндами из листьев, перевитых лентами. Этот мотив находится в центральной секции глухой фрамуги. Заполнение фона во фрамуге и створке окна из рифленых стекол, представляет собою волнистую сетку. Внешняя рама имеет расстекловку другого рисунка. Витражное полотно со следами реставрации, некоторые оригинальные стекла заменены более поздними, с иным типом фактуры на поверхности. Рама створки современная, деревянная.
В соответствии с распоряжением КГИОП от 01.08.2017 года «Комплекс построек чулочно-трикотажной фабрики «В.П. Керстен»» (ул. Красного Курсанта, д. 25, лит. А, В, Д, Ж; ул. Красного Курсанта, д. 31, строение 1) включен в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1263)
Витраж фирмы G.Schulze&Jost. Сохранилось только расписное обрамление
Фото - strannik, 2012.
Фото 2009.
Фото - Наталия 04.01.2010.
Лестница левая.
Лестница правая
Фото – vladimir-2013, 09.11.2014.
Проект "Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020". Витраж в тамбуре входа
Дверь с фацетным остеклением
Витраж на площадке 1-2 этажа
Витраж на площадке 1-2 этажа. Фото Т.В. Княжицкой, 2008 г.
<a href='https://www.citywalls.ru/house6926.html' target='_blank'>Чулочно-вязальная фабрика А. С. Керстена . Здание фабричного управления и Доходный дом АО "В. П. Керстен" на Citywalls.ru</a>
Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.
В здании, недавно отремонтированном для нужд детского сада, находится два витража и декоративное остекление фацетным стеклом одной двери во внутреннем помещении.
Во входном тамбуре находится витраж комбинированного типа: свинцово-паечный с расписными мотивами растительно-геометрического типа. Мелкие элементы росписи напоминают узоры на вязанье, что тематически связано с назначением здания. Витражное полотно находится в секциях по периметру рамы. Расписные розетки акцентируют углы окна и среднюю ось по вертикали и горизонтали.
Это окно — одно из немногих в Петербурге, сохранившее подпись: «G. Schulze & Jost Berlin. S. 42», она нанесена в левом нижнем углу около рамы.
Геометрическое фацетное остекление во внутренней двери помещения 1-го этажа воссоздано. Профиль, скрепляющий стекла, латунный.
В окне лестницы на площадке 1-2-го этажа с полуциркульным верхом находится свинцово-паечный витраж с изображением вазы с цветами и ниспадающими гирляндами из листьев, перевитых лентами. Этот мотив находится в центральной секции глухой фрамуги. Заполнение фона во фрамуге и створке окна из рифленых стекол, представляет собою волнистую сетку. Внешняя рама имеет расстекловку другого рисунка. Витражное полотно со следами реставрации, некоторые оригинальные стекла заменены более поздними, с иным типом фактуры на поверхности. Рама створки современная, деревянная.
В доме жил Леонов-Никитин Дмитрий Никитич (1894, М. ) – один из ведущих операторов Леннаучфильма, фотограф. С 1927 на Севзапкино. Участник Великой Отечественной войны.
// Весь Ленинград на 1931 г.
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
он мог бы вписать свое имя золотом в скрижали истории,
если бы организовал научно-искусствоведческую экспертизу о пагубном влиянии БольшогоДома на архитектурный облик города
ведь КГИОП не работает без экспертиз