Публикация
Павловский парк . Колоннада АполлонаПавловск
Павловский парк, 18
Павловский парк . Колоннада Аполлона г. Павловск, Павловский парк, 18 Садовая ул., 20, лит АЖ (колоннада); лит АЛ (мост) Пам. арх. (федеральн.) Колоннада 1782-1783, арх. Камерон Чарльз 1799-1817 - Каскад с мостом 1800 - арх. Кваренги Джакомо Статуя Аполлона Бельведерского (копия с оригинала ск. Леохара) 1783 - ск. Гордеев Фёдор Гордеевич XIX в. - (постамент) Шлюз 1800 - арх. Кваренги Джакомо (
см.
«От дворца и с Горбатого мостика, находящегося на левом берегу, виден поэтичный, заросший мхом и кустами каскад, и над ним живописные развалины Колоннады Аполлона. Двойной круг дорических колонн со строгим фризом из гирлянд вырублен из известняка и по особенностям формы, по строгости украшения является не подражанием, но вдохновенным созданием, достойным своего творца – великого рисовальщика, который «напитан изучением древних и известен своей книгой «О древних банях», как характеризовала Камерона Екатерина II. Это, конечно, не храм, а чисто декоративное украшение, вполне соответствующее местности. К сожалению, каскад уже давно не бьёт, гипсовая статуя Аполлона жестоко закрашена масляной краской и испещрена надписями некультурной публики. Жаль, что последняя может входить, топтать разбитые колонны и забрасывать их окурками. Колоннада, как видно из подписанного Ч. Камероном проекта, была задумана цельной и так сооружена в 1780-1783 г. В 1782 была посредине её поставлена бронзовая статуя Аполлона Бельведерского, отлитая Гордеевым и находящаяся теперь в Сильвии. В 1786 г. часть колонн по указаниям Камерона была сломана, и тогда получилась удивительная перспектива, кажущаяся особенно эффектной для тех, кто смотрит из Греческой залы дворца. Теперь и колоннада и каскад поэтично заросли мхом и кустами». (В. Курбатов, «Павловск. Художественно-исторический очерк и путеводитель», 2-е издание, Издание Общины Св. Евгении Красного Креста, [Б.м., 1912], С. 90-91)
"...Этот павильон помещён на верхнем плато левого берега Славянки, напротив дворца. Построен по проекту Ч. Камерона в 1780-1783 гг.. Он выполнен из светлого пудостского камня и имеет вид открытой сквозной колоннады с двойным рядом колонн, расположенных по кругу. В центре на высоком постаменте установлена статуя Аполлона (Бельведерского), отлитая по известному античному образцу, хранящемуся в одном из помещений ватиканского дворца римского папы – Бельведере. В древнегреческой мифологии Аполлон – бог солнца и света, покровитель искусств. В 1799 г. Храм Аполлона, как именовали колоннаду, был перенесён к краю высокого берега Славянки, что ещё более усилило сходство «обиталища Аполлонова» с легендарным Парнасом <…> Источником поэтического вдохновения парнасских обитателей считался Кастальский ток, светлые воды которого падали к подножию горы. Поэтому от Колоннады Аполлона соорудили каскад, который мощным потоком низвергался вниз к Славянке. Образ античного бога Аполлона должен был выразить идею торжества природы и искусства в парке, и Камерон соорудил Храм Аполлона в духе античных построек. В 1817 г. часть колоннады была разрушена грозой. Её не стали восстанавливать, так как решили, что руины придадут памятнику ещё более древний вид. Обломки колонн и куски перекрытия были нарочито разбросаны в живописном беспорядке у подножия статуи и у начала каскада. <…> В строительстве Колоннады Аполлона приняли участие русские мастера Д. Зайцев, Ф. Маковкин и каменщик Ребров, сооружавший шлюз для каскада. <…> Мост из дикого ноздреватого туфа, перекинутый плавной аркой через каменистое ложе каскада, и самый каскад, с плеском падающий под аркой моста в Славянку, делали ещё более живописным пейзаж противоположного дворцу берегового склона». (А. И. Зеленова, «Павловский парк», Лениздат, 1964, С. 94-96)
«Колоннада Аполлона строилась Камероном одновременно с Храмом дружбы, с 1780 по 1783 год, и первоначально представляла собой замкнутую по кругу сдвоенную колоннаду римско-дорического ордера, перекрытую широким архитравом. В центре площадки – [стояла] алебастровая статуя Аполлона, позднее заменённая бронзовой, отлитой в литейных мастерских Академии художеств литейщиком Гордеевым. В 1801 г. по приказанию Павла колоннада была перенесена на другое место, где она находится по сей день. Летней бурной ночью 1817 г. гроза и ливень, подмывший почву, завершили художественную композицию колоннады: часть колонн обрушилась, и она предстала в виде романтических руин. Сама природа потрудилась придать этому сооружению ещё более декоративно-живописный вид. <…> Бронзовый Аполлон позднее был перенесён в Сильвию, где он стал в центре двенадцати дорожек. А в колоннаду поставили копию, отлитую из чугуна». (С. М. Земцов, «Павловск», изд-во Академии архитектуры СССР, М., 1947, С. 31-32)
Сооружение включено в "Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" как объект федерального значения. ![]() ![]() Добавил: snegir, 6 Ноября 2014, 18:08
Редактировано: 13 Августа 2024, 21:38
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house25535.html' target='_blank'>Павловский парк . Колоннада Аполлона на Citywalls.ru</a>
Всего 4 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 5
Гостей: 1078
Зарегистрировано: 14596
Всего сегодня: 8550
|
Интересно, что Курбатов в путеводителе 1912 года указывает, что часть колонн Коллонады Аполлона была сломана по приказу самого архитектора Камерона в 1786 году, а на представленной здесь же картине Сильвестра Щедрина, датированной началом 1800-ых годов коллонада еще цельная. Мало того, непонятна и сама датировка картины "начало 1800-ых" - в 1800 году Сильвестру Щедрину, родившемуся в 1791 году было всего девять лет. В это время он только вошел в число воспитанников Академии художеств.Неужели картина была написана Щедриным в столь юном возрасте?