Публикация

Фотографический павильон Левицкого

Здание на карте
фото
Архитекторы: Поленов С. А.
Год постройки: 1895
Стиль:

Фотографический павильон Левицкого.

Казанская ул., дом 3

Утраченное здание

1895 -  арх. Поленов С. А.

1935-36 - снесён

 

см. публикацию Воронихинский сквер

 

В 1894 г. садовник К. К. Ремпен сумел, обойдя городские власти, исходатайствовать высочайшее разрешение на аренду участка в садике Воспитательного дома "с внесением арендной платы Ведомству учреждений императрицы Марии".
В том же году на территории сквера по проекту архитектора С.А. Поленова возвели фотографический павильон Левицкого. Его появление было обусловлено тем обстоятельством, что С. Л. Левицкий имел прочные связи при императорском дворе, являясь любимым фотографом Александра III.
Павильон был построен одноэтажным со входом на уровне земли, сугубо для удобства посещения уже тяжело больного главы августейшей фамилии.
Перечисленные строения обозначены на Генеральном плане сквера 1894 г.
"Неделя строителя" выражала тревогу: "Городские сады и скверы деятельно уничтожаются... Сквер у Казанского собора тоже застраивается павильоном фотографа Левицкого" /Неделя строителя. 1894. № 38. С. 194/.
Лукомский в книге «Решетка Казанского собора», изданной в 1912 г., писал: в сквере появились неуместные постройки типа табачной лавки, сеновалов, собачьих будок, сараев. Фотограф Левицкий "с течением времени воздвиг вместо павильона целый 2-х этажный (каменный с антресолями) дом".
В сквере была "устроена будочка для садоводов, а при ней амбар, хлев, сеновал для лошадей, выгребные ямы, отхожие места... С другой стороны сквера - мусорная яма дома Левицкого, впереди решетки торчат трубы выгребов, валяются выкинутые из участка Левицкого поломанные части бутафорских предметов, декораций, сухих пальм". Новый участок в сквере для подготовки цветочной рассады прихватил и Ремпен. Приходится только удивляться, что известный в городе фотограф, услугами которого пользовался император, был так равнодушен к красоте и допустил форменное безобразие в центре столицы, рядом с Невским проспектом.
В начале 20 в. общественность готовилась отметить столетие Отечественной войны 1812 г. Тогда возникли предложения использовать сквер как место для юбилейных торжеств, и высказывалась мысль о желательности возведения здесь монумента в память 1812 года, что, естественно, предполагало освобождение сквера от всех утилитарных строений и превращение этого места в достойную исторических событий площадь с цветниками и газонами, окружавшими монумент. Были предложения и об установке в полукружии сквера памятника императрице Марии Федоровне.

  • фото

    1894 Генеральный план
    сквера С-Пб Николаевского
    института.*

  • фото

    1894 Проект фотографического
    павильона Левицкого.**

  • фото

    (добавил nikspb)

  • фото

    1895-1935 гг.(??)***

* - 1894 Генеральный план сквера С-Петербургского Николаевского института по Казанской улице, Казанской части 1-го

     участка №А/3.   А. Цветоводство Ремпена; Е. Дом Ведомства; Д. Дом института; С. Беседка.

 

** - 1894 По центру листа Генеральный план: А. Предполагаемый фотографический павильон;

       Б. Цветочный павильон с оранжереей; В. Дом Правления института; Г. Гимнастическая лечебница; Д. Беседка.

       Ниже надписи (слева направо): Сад Ник<олаевского> сиротск<ого> института; Сад при лазарете; Двор.

по материалам: Сады Невского проспекта - Веснина Н.Н. – 2008

*** - дата плана не понятна. Подпись "улица Плеханова" на кальке с более раннего плана м.б. сделана после 1923 г. -

       даты переименования Казанской ул. (см. коммент Риэлтор от 8 Мая 2024, 15:00 к публикации)

  • фото

    1896

  • фото

    1896, часть предыд. фото.

  • фото

    1900 г. Портик
    Казанского собора.

  • фото

    1900, часть предыд. фото.

  • фото

    1912 (из книги Лукомского)

  • фото

    1912 (из книги Лукомского)

  • фото

    1912 (из книги Лукомского)

  • фото

    1912 (из книги Лукомского)

  • фото

    1912 (из книги Лукомского)

  • фото

    1912 (из книги Лукомского)

  • фото

    1912 (из книги Лукомского)

  • фото

    1913 Решетка на
    Казанской площади.

  • фото

    1913 ЦГАКФФД СПб Е 4810
    (в титуле часть фото).*

  • фото

    1913 ЦГАКФФД СПб Е 4809*

  • фото

    1913 г. Садоводство
    "Ремпен и сын".
    ЦГАКФФД СПб Е 4808

  • фото

    1916 г.
    Воронихинский сквер.

  • фото

    1931 Казанский собор.
    Слева внизу - цветочный
    павильон Ремпеля.

Лукомский Г.К. История решетка Казанского собора: к юбилею Отечественной войны / Санкт-Петербург: 1912 - 33 с.: ил. – 500 экз. - (Наши архитектурные вандализмы)                                                                 https://vk.com/wall-81419567_4335

 

* - Дата съёмки: 1913 г. Архивный шифр: ЦГАКФФД СПб Е 4810 и ЦГАКФФД СПб Е 4809 Аннотация: Фасад дома № 3 по

    Казанской улице, где размещалось фотоателье Сергея Львовича Левицкого.(в аннотации ошибочно указан дом №5).

    Большой кубический пьедестал из гранита для скульптуры апостола, которым завершается ограда, оказался зажат

    между двух домов. 

 

    

24 ДЕКАБРЯ 1855 ГОДА. «С.-Петербургские ведомости». 

В последнее время начали появляться на Невском Проспекте вывески без переводов. Такова вывеска на доме Имзена: «Светопись Левицкого», не раз, как мы слышали, возбуждавшая толки между прохожими: с непривычки видеть русскую вывеску, – она многим казалась странной. «Что такое светопись?» - спрашивали некоторые; но теперь уже не спрашивает этого никто. Что касается до нас, то нам эта вывеска понятнее прежней «Дагерротипное Заведение», потому что С. Л. Левицкий снимает не одни дагерротипы, но и фотографические портреты, а как в тех, так и в других пишет портреты СВЕТ. Даже греческое слово фотография значит в русском языке светопись, потому что фотос значит огонь, а графо – пишу. И ведь не остановила же эта перемена вывески публику: у г. Левицкого бывает тесно в приёмной не только в светлые, но даже и в пасмурные дни. Правда, С. Л. Левицкий отличный знаток своего дела, основательно изучивший как учёную, так и художественную его сторону; правда, его мастерская и лаборатория устроены с такими удобствами, каких не найдёте в известнейших светописных заведениях. За границей он мог бы и совсем обойтись без вывески, с полной уверенностью, что число посетителей его от того не уменьшилось бы; но все-таки его русская вывеска нас порадовала, тем более что уже породила подражателей.                         https://vk.com/wall-212732377_1675 

 

В 1877 г. оба Левицких получают звание придворных мастеров, а ателье стало называться "Фотографы Их Императорских Величеств "Левицкий и сын". Заведение, в котором они работали, с наб. р. Мойка, д. 32 ) снова переезжает на угол Екатерининского канала и Невского пр. (дом 28). Вывеска «Светопись Левицкаго и сына» была украшена государственным гербом.  Позднее на этом месте был построен Дом Зингера.

 

Умер С. Л. Левицкий в июне 1898 г. в возрасте 79 лет. Отставной коллежский секретарь, купец II гильдии, орденоносец Сергей Львович Левицкий похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Краткая библиографическая справка Левицкий Сергей Львович https://web.archive.org/web/20221214094352/https://runivers.ru/gallery/photogallery/authors/author18942/


«НЕКРОЛОГ.
Лев Сергеевич Левицкий, сын знаменитого русского деятеля по фотографии, прославившего русское имя далеко за пределами нашего Отечества, скончался 30 сентября 1914 года.
После окончания общего образования в Лицее Парижа, где отец его в то время был Фотографом Императора Наполеона III, Лев Сергеевич Левицкий изучил в совершенстве фотографию под руководством своего отца, переехав затем в Петербург, и стал ближайшим его сотрудником, помощником, и наконец продолжателем знаменитого ателье светописи Левицкого. Ведя дело почти 17 лет, до 1912 года, когда знаменитое фотографическое заведение это, после 62-летнего существования, лишилось, с окончанием контракта по найму, находящееся на казённой земле в центре Петрограда специально выстроенного для фотографии С. Л. Левицкого здания.»          (цит. по https://vk.com/wall-212732377_1336 )

 

В тексте некролога земля под павильоном ошибочно названа казённой. На самом деле Воронихинский сквер принадлежал Опекунскому совету.
Вероятно, аренда была прекращена в 1912 г. в связи с планами по реорганизации сквера и центральную часть сквера освободили от всех утилитарных строений и благоустроили (см. фото 1916 г.)

Коллекция портретов, составлявшая по отзывам современников более 6000 снимков, не сохранилась.
История фотографов Левицких подробно описана в публикации по наб. р. Мойка, 3

 

В научно-исследовательском проекте о фотографах и фотоателье, работавших в Санкт-Петербурге в 19 - 20 вв. «Стереоскоп» указаны следующие данные об отце и сыне Левицких:
Левицкий Сергей Львович. Мастерские (современные адреса)
1849—1859 Невский проспект, дом 28 (дом Имзена). Здание, в котором работала мастерская, не сохранилось.
1866—1877 набережная реки Мойки, дом 32/2
1878—1894 Невский проспект, дом 28/21. Здание, в котором работала мастерская, не сохранилось.
1896 Казанская улица, дом 3. Здание, в котором работала мастерская, не сохранилось.

https://stereoscop.ru/photograph/levickij-sergej-lvovich/

Левицкий Лев Сергеевич. Мастерские (современные адреса)
1884—1895 Невский проспект, дом 28. Здание, в котором работала мастерская, не сохранилось.
1896—1912 Казанская улица, дом 3. Здание, в котором работала мастерская, не сохранилось.

https://stereoscop.ru/photograph/levickij-lev-sergeevich/

  • фото

    1855 г. Обратная
    сторона фотокарточки.

  • фото

    Весь Петербург на 1896 г.

  • фото

    Александр III (около 1890 г.)

  • фото

    после 1896 Обратная
    сторона фотокарточки.

  • фото

    (добавил
    Олег Сыромятников)

  • фото

    Отец и сын Левицкие.**

  • фото

    1883-1892, по центру
    дом 28 (дом Имзена).*

  • фото

    1883-1892,
    часть предыд. фото.*

* - 1883-1892. Большой альбом об императоре Александре III и императрице Марии Федоровне. Часть 5: фото 101

      На вывеске надпись "Светопись Левицкого и сына"                                       https://humus.livejournal.com/8432598.html

 ** - Пятидесятилетний юбилей. «Петербургская газета», 23.10.1899 г. 
Вчера при торжественной обстановке в кругу близких и друзей старейшая фирма придворных фотографов Левицких справляла свой пятидесятилетний юбилей. Торжество началось молебствием, отслуженном соборным причтом Казанского собора при хоре певчих. На состоявшемся торжественном обеде, на котором среди приглашённых лиц находились члены Императорского Русского Технического общества А. И. Смирнов, В. И. Срезневский, А. М. Лавров и др. Произнесено было много сочувственных речей, которые ярко характеризовали пятидесятилетнюю безупречную деятельность старейшей фирмы. 

 

Левицкий имел исключительное право художественной собственности на портреты императора и императрицы России.

ЦГИА СПб. Фонд 1458. Опись 2. Дело 858 https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/1458/2/858  12.03.1902–08.05.1904
Об исключительном праве художественной собственности фотографа Левицкого на портреты Высочайших особ.

 

В литературе иногда путают сыновей: Сергей Львович Левицкий (1819, Москва — 1898, Санкт-Петербург) — русский придворный фотограф. Отец фотографа Льва Левицкого (1847 - 1914) и художника Рафаила Левицкого (1844 - 1940)

 

 

Левицкий Сергей Львович (1819-1898) - один из первых российских фотографов. Внебрачный сын сенатора Л.А. Яковлева.

Окончил юридический факультет Московского университета (1839), служил в Петербурге в канцелярии министра внутренних дел графа А.Г. Строганова. В 1844 г. вышел в отставку и поехал в Париж с целью совершенствования фотографических знаний; слушал лекции в Сорбонне, познакомился с Л. Дагером и другими учеными, занимавшимися фотографией.

22 октября 1849 г. открыл «Дагерротипное заведение Сергея Левицкого» в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте.

В 1849 г. совершил поездку в Рим, фотографировал выдающихся русских художников и писателей, бывших там, в том числе Николая Васильевича Гоголя. В том же 1849 г. на Промышленной выставке в Париже Шарль Шевалье получил золотую медаль за дагерротипные снимки, изготовленные с помощью его объектива С.Л. Левицким.

С 1852 г. Левицкий стал работать для Высочайшего Двора. В 1856 г. Фотографировал коронацию императора Александра II.

В 1857 г. создал «Коллекцию портретов русских литераторов», небольшой тираж которой поступил в продажу.

В 1864 г. за портреты французского императора Наполеона III и его семьи получил звание «Фотограф Императора Наполеона III» и стал членом Французского фотографического общества.

В 1877 г. отец и сын Левицкие получили звание придворных мастеров, а их ателье стало называться «Фотографы Их Императорских Величеств „Левицкий и сын“».

В 1894 гг. по повелению императора Александра III для ателье Левицкого был построен образцовый «фотографический дом» на Казанской улице, д. 3.                                                                                                (добавил Олег Сыромятников )

 

 

Ниже приведены современные фото.

4 комментария
524 просмотра
Добавил: Риэлтор, 27 Января 2024, 17:17
Редактировано: 23 Октября 2024, 21:23
Оцените:
(6 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34822.html' target='_blank'>Фотографический павильон Левицкого на Citywalls.ru</a>
Всего 4 комментария
  • 28 Января 2024, 11:25

    1888 Памятник Барклаю-де-Толли у Казанского собора  https://pastvu.com/p/150553

    часть фото - сравните с photo629548.html

    Садоводство Репмеля уже построено! Тогда у него должен быть адрес в справочниках...

     

     Или неверна датировка фото:

    Лукомский Г.К. Решетка Казанского собора: к юбилею Отечественной войны / Санкт-Петербург: 1912 с.16

  • 28 Января 2024, 19:57

    в 1936 павильончик могли бы и передвинуть...в М-ве в это время здания десятками переносились

  • 27 Мая 2024, 11:28

    "Герцен читает нотацию Герцену" - фото-шутка фотографа С.Л.Левицкого (репродукция с печатного издания).

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/v686

     

    Портрет А.И.Герцена с фотографии С.Л.Левицкого (репродукция с печатного издания).

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/vr4579

  • 23 Октября 2024, 21:31
    Ответ на ""Герцен читает нотацию Герцену" - фото-шутка фотог" от Риэлтор

     "С.Л. Левицкий был двоюродным братом А.И.Герцена. Известны фотопортреты Герцена работы Левицкого. Левицкий-старший мог считаться личным фотографом царской семьи. В этом смысле и пламенный революционер и самодержец были людьми одного круга. Недаром в царской семье читали «Колокол» Герцена. В этом отношении политическая публицистика Герцена отличалась от призывов Чернышевского."

    Лев Лурье https://vk.com/wall-123250013_134415

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 5 из 34
Фотографический павильон Левицкого
1895-1935 гг.(??)***
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32226
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 11369