Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской (1906-1909)
Веселый театр для пожилых детей (1909-1910)
Луна-Парк (1912-1918)
История Демидова сада начинается в XVIII в., когда на этом участке, принадлежавшем обер-штатмейстеру Екатерины II Л. А. Нарышкину, был устроен Воксал в Нарышкином саду. Фактически первое в Петербурге увеселительное заведение. "Каждую среду и воскресение давались праздники и маскарады с танцами. На открытом театре давали пантомимы и зажигали фейерверки" (Пыляев).
С 1830-х гг. участком владел Александр Николаевич Демидов, промышленник и меценат. ([110]. С.175)
Весной 1864 г. антрепренер В. Н. Егарев арендовал у Демидовского работного дома часть его участка, выходящую на Офицерскую (ныне Декабристов) ул. Он устроил здесь новый «Русский семейный сад». Сад стали в обиходе называи
«Демидовым» или «Демидроном».
Представления на летней сцене начались 1 мая. В декабре 1879 г. в саду открылся Зимний кафешантан «Фоли-Бержер», а в 1882 г. на Офицерской ул., 35 был выстроен Зимний театрв стиле ренессанс - каменное, двухэтажное с балконом здание.
В середине 1880-х дела Егарева пришли в упадок, и он вынужден был продать сад с торгов Вере Александровне Линской-Неметти, антрепренеру, бывшей артистке оперетты. В саду сломали старый деревянный театр и выстроили два новых - летний и зимний. Летом на открытой сцене «Театра Неметти» выступали песенники, чтецы, эстрадные артисты, зимой в теплом каменном театре, построенном по проекту арх. Н. В. Дмитриева и выходящего фасадом на Офицерскую ул., обычно давали опереточные и драматические спектакли в постановке комика С. К. Ленни.
6 марта 1882 г. во время представления «Периколы» каменный театр сгорел. Его восстановили в том же году.
В 1893 г. В. В. Шретер сделал к летней сцене каменные пристройки для артистов, а в следующем году оформил вход в «Сад Неметти».
В 1898 г. помещение театра арендовал «Русский драматический театр» А. В. Амфитеатрова.
В 1900 г. здание театра приобрела Е. А. Шабельская, здесь выступала ее труппа. В 1901 г. Шабельская поставила пьесу Горького «Фома Гордеев». В сезон 1903-1904 гг. в «Театре на Офицерской» выступала труппа «Литературного театра» О. В. Некрасовой-Колчинской, в сезон 1905-1906 гг. - театр легкой комедии «Фарс».
В 1904 г. на Офицерской, 39 - Сад и летний театр В. А. Казанского.
Конец 1906 - начало 1909 г. - здесь работает Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской. Главным режиссером театра стал В. Э. Мейерхольд.
В соответствии с взглядами Мейерхольда арх. А. Бернардацци снял лепные украшения, бархатную обивку и переделал зал в античном духе. Стены затянули серым сукном, вместо мягких, установил жесткие кресла. Художник Л. С. Бакст создал театральный занавес, изображавший элизиум - светлые души потустороннего мира среди райских кущ и колонн античного храма.
10 ноября 1906 г. состоялось торжественное открытие театра Комиссаржевской пьесой Г. Ибсена «Гедда Габлер». 30 декабря того же года состоялась премьера пьесы А. Блока «Балаганчик».
Из-за творческих разногласий Комиссаржевская и Мейерхольд расстались. После отставки Мейерхольда Комиссаржевская с частью труппы для поправки финансового положения была вынуждена отправиться на гастроли, оставив Театр на Офицерской на попечение своего брата Ф.Ф. Комиссаржевского.
В 1909 г. Комиссаржевский совместно с Н. Н. Евреиновым организовал на базе театра «Веселый театр для пожилых детей». Спектакли пользовались успехом, однако вскоре «Веселый театр для пожилых детей» прекратил свое существование, т.к. здание на следующий сезон уже было заранее арендовано другой труппой.
12 февраля 1910 г. поступило сообщение о смерти В. Ф. Комиссаржевской.
На сцене созданного ею театра до революции выступала труппа К. Н. Незлобина.
Фасад здания театра по Офицерской ул., д. 39. 3 мая 1882 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д.3703. Л.11-13. Здание не сохранилось.
План партера театра (Офицерская ул., д. 39). 30 сентября 1882 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д.3703. Л.40-41.
Генеральный план участка, арендуемого Е.А. Шабельской 14 апреля 1901 г. * см. ниже
Генеральный план участка, принадлежавший Демидовским учебным заведениям 14 апреля 1901 г. ** см. ниже
План участка, принадлежавший Демидовским учебным заведениям 19 марта 1913 г. *** см. ниже
«Всемирная иллюстрация», №11, 1882.
ВПб на 1897 г. О.I, стб.729 - 730. (добавил V_Malyj)
ВПб на 1900 г. О.I, стб.970 - 971. (добавил V_Malyj)
(«Новое время» №14513 от 01(14).08.1916 г. С.1) (добавил - lenarch)
1913. План Санкт-Петербурга.
1925. План Ленинграда.
* Генеральный план участка, арендуемого Е.А. Шабельской у Демидовского дома, с показанием увеселительных заведений.
(Офицерская улица, д. 39). 14 апреля 1901 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д.3703. Л.134об-135.
** Генеральный план участка, принадлежавший Демидовским учебным заведениям, с показанием размещения аттракциона Луна-парка.
(Офицерская улица, д. 39). 14 апреля 1901 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д.3703. Л.134об-135.
*** План участка, принадлежавший Демидовским учебным заведениям, с обозначением расположения всех развлекательных заведений
(Офицерская улица, д. 39). 19 марта 1913 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д.3703. Л.225-227.
Луна-парк
В мае 1912 г. предприниматель А. С. Ялышев открыл на территории бывшего «Демидова сада» Луна-парк. Этнический татарин, Ялышев купец первой гильдии и почётный гражданин, в газетах тех лет упоминается как владелец Луна-парка и как один из членов комитета уполномоченных лиц по сбору средств на строительство мечети. В адресной книге он числится Хабибулом Касьяновичем, иногда представлялся Иваном Константиновичем. Женат Ялышев был на актрисе Кравченко, возможно поэтому во всех его проектах была театральная составляющая.
Художник-архитектор А. П. Вайтенс спроектировал и построил вход в сад - широкие ворота с высокой аркой и ионическими колоннами. Он же был автором разнообразных, сделанных из дерева павильонов. В парке смонтировали аттракционы. Арх. Б. Н. Кишкин выстроил в «ампирном» стиле одноэтажный летний ресторан. Он находился за зданием театра «Летний фарс», которое Вайтенс в 1912 г. перенес и пристроил к садовому фасаду зимнего театра.
В начале декабря 1913 г. в театре Луна-парка состоялась премьера спектакля футуристов по пьесе Маяковского.
В годы Первой мировой войны Луна-парк продолжал работать, за исключением августа 1915 - весны 1916 гг., когда его территорию занимала военно-автомобильная рота. В этот период некоторые павильоны были снесены.
3 ноября 1915 г. летний ресторан сгорел, в следующем году был выстроен каменный зимний с концертным залом.
30 июня 1917 г. на сцене театра-оперетты Луна-парка состоялась премьера оперетты Имре Кальмана «Сильва». В парке также работали мюзик-холл, варьете и два кинотеатра - «Дона Глория» и «Глория».
В апреле 1918 г. Луна-парк реквизировали, он перешел в ведение Коломенского совета рабочих и солдатских депутатов.
Рисунок внешнего вида Луна-парка. 7 февраля 1912 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д.3703. Л.207
Фасад главного входа в Луна-парк. 7 февраля 1912 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д.3703. Л.205-206.
1912 - 1916. Вид зала зимнего ресторана "Луна-парк". ЦГАКФФД Е 11123 фото ателье К. Буллы (добавил V_Malyj)
1912. Театр «Луна-парк». ЦГАКФФД Е 11122 фото ателье К.Буллы (добавил V_Malyj)
1912. Молебен перед открытием зимнего ресторана "Луна-парк". ЦГАКФФД Е 11119 фото ателье К. Буллы (добавил V_Malyj)
1912 - 1916. Ресторан театра «Луна-парк». Зимний зал. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830 - 1910-х гг. М., «Искусство», 1978. (добавил V_Malyj)
?Петербургский листок? №99, 13(26).04.1914 г. (добавил lenarch)
1912 - 1916. Летний ресторан театра «Луна-парк». ЦГАКФФД: Е 11115 фото ателье К.Буллы (добавил V_Malyj)
* Рисунок, разрез и планы «Веселого желоба», одного из аттракционов. 19 марта 1913 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д.3703. Л.228
** Из газеты "Петербургский листок" №22 Чт. 2 июня 1905 года. Прибавление к "Пб. листок" №140. С.188.
*** Журнал заседания особого присутствия Петербургской городской управы с постановлением о выдаче свидетельства на устройство
кинематографических сеансов в театре Незлобина (Офицерская улица, д. 39). 11 марта 1911 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 137. Д.801. Л.38.
Постепенно Луна-парк пришел в запустение, все его сооружения сломали, на месте сада устроили стадион Института физической культуры им. Лесгафта.
После революции драматический театр Луна-парка некоторое время функционировал. В 1918 г. В. Мейерхольд организует здесь Рабочий театр 2-го Коломенского района и занимает в нем должность режиссера. На сцене «Рабочего театра» Мейерхольд ставит спектакли: «Ткачи» Гауптмана, «Нора» Ибсена и «Жорж Данден». Театр просуществовал недолго, спектакли посещались слабо. В годы Гражданской войны «Рабочий театр» закрыли. Здание ветшало и разрушалось. В 1933 г. ограду бывшего Луна-парка и обветшавший каменный театр разобрали.
(по Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. VII СПб.: «Лики России», 2006
статья В. В. Антонова «Усадьба, дворец, Дом трудолюбия»; [60])
Аттракционы Луна-парка.
Открытки начала ХХ в.
1912 - 1914. Луна-парк на Офицерской. «Павильон чудес». ( «Воспоминание о Коломне. Календарь 2009». Гос. музей истории СПб. Музей-квартира А. А. Блока. ) (добавил V_Malyj)
В тексте правильно указан адрес театра - д. 39, а в заголовке почему-то 35-39. У театра и Луна-парка, находившихся на участке, принадлежавшем Демидовскому дому трудолюбия, адрес: Офицерская, 39 (только). Д. 35 - это задворки дворца Ксении Александровны. Демидова звали Анатолий, а не Александр.
Вчерашнего числа, в Демидовском саду, во время представления в зимнем помещении, вверенного Вашему сиятельству полка прапорщик барон Медем, будучи в несколько возбужденном состоянии, чересчур громко аплодировал и, вынув саблю из ножен, хотел дирижировать оркестром; чего однако не привел в исполнение, послушавшись данного ему совета. Не придавая случаю этому особенного значения, так как он не повлек за собой никаких последствий, я, тем не менее, ввиду того, что о происшествии этом могут распространиться какие-либо преувеличенные слухи, долгом считаю сообщить о таковом Вам, присовокупляя, что с моей стороны никакого дальнейшего хода делу этому дано не будет.
Фраза очень неконкретная и даже некорректная. Хотелось бы все-таки поподробнее про послеоктябрьский период, т.к. приходилось видеть выписки из документов, из которых косвенно следует, что и в 1922, если не и в 1923 г. Луна-парк еще действовал.
Это ведь как история с якобы запрещенной рождественской елью в 1917/18 г. и т.п.
Угрюмов Афанасий Иванович. Ограда. Ул. Декабристов, 39. 1858. (?) (С. 304).
О чем тут может идти речь? Об этой каменной ограде между сохранившимся домом 39 и театром?
Странно, чтобы такая ограда попала в этот справочник. Возможно, она была более интересной, пока не появился здесь театр и, вероятно, часть ограды была снесена. Потом, в 1912, перед открытием Луна-парка, был выстроен на месте этой ограды мощный портал (фото 4), а в советское время появилась сквозная металлическая на известняковом цоколе ограда, по виду совершенно такая же, как у Юсуповского сада на Садовой. ( http://www.citywalls.ru/house20402.html ). Что-то не попадается фотография стадиона с этой оградой, а ведь так недавно еще стояла.
Это участок 39 по ул. Декабристов. Участок 35 - часть усадьбы Ксении Александровны
Демидова звали Анатолий, а не Александр.
Вайтенс Андрей Петрович. Входной портал и павильоны "Луна-Парка". Ул. Декабристов, 39. 1912. (Не сохранился) ([99]. C. 66-67).
Дмитриев Николай Всеволодович. Здание театра Неметти. Ул. Декабристов, 39. 1882. (Не сохранилось). (([99]. C. 122).
Кишкин Борис Михайлович. Ресторан "Луна-Парка". Ул. Декабристов, 39. 1912. (Не сохранился) ([99]. C. 160).
Угрюмов Афанасий Иванович. Ограда. Ул. Декабристов, 39. 1858. (?) ([99]. С. 304).
Относительно Угрюмова. Вопросительный знак в такой позиции означает, что "атрибуция объекта предположительна" ([99]. С. 13). Возможно, это означает вот что. До постройки здесь концертного зала (в 2000-х) здесь стояла металлическая ограда на цоколе из известняка, похоая на ограды Юсуповского сада на ул. Декабристов, 21 ( https://www.citywalls.ru/photo4445.html )
Ограда на Садовой сейчас кончается там, где кончается сад на Садовой, но в глубине он продолжался прежде несколько дальше, и ограда тоже тянулась чуть ли не до Малкова переулка, это видно на старых фотографиях. Вот я и думаю, что естественно было бы снятой (наверняка при советах) части оказаться здесь. С другой стороны, что-то мне кажется, что рисунком ограда здешнего стадиона была больше похожа на ограду так называемого малого Юсуповского сада, то есть на Декабристов, 21, только розетки в середине ромбов были такие, как на Садовой. Фотографий ограды, когда она стояла здесь, не встречала. Может быть, кто-то вспомнит.
... Несколько лет тому назад компания ловких предпринимателей устроила в Петербурге «Луна-Парк».
Я любил хаживать туда по причине несколько пикантной: в «Луна-Парке» я находил для своей коллекции дураков такие чудесные махровые экземпляры и в таком изобилии, как нигде в другом месте.
Вообще, «Луна-Парк» - это рай для дураков: все сделано для того, чтобы дураку было весело…
Подойдет он к выпуклому зеркалу, увидит трехаршинные ноги, будто выходящие прямо из груди, увидит вытянутое в аршин лицо - и засмеется дурак, как ребенок: сядет в «веселую бочку», да как столкнут его вниз, да как начнет бочка стукаться боками о вертикально воткнутые по дороге бревна, да как станет дурака трясти, как дробинку в детской погремушке, круша ребра и ушибая ноги - тут-то и поймет дурак, что есть еще беззаботное счастье на свете; и к «веселой кухне» подойдет дурак и тут он увидит, что это настоящая его, дуракова, тихая пристань. Впрочем, она не особенно тихая, эта пристань. Потому что «веселая кухня» заключалась в том, что на расстоянии нескольких аршин от барьера на полках были расставлены бракованные тарелки, блюда, бутылки и стаканы, в которые дурак имеет право метать деревянными шарами, купив это завидное право и привилегию за рубль серебра. И прибыли-то дураку никакой не было - ни приза за разбитие тарелок ему не давали, ни одобрения зрителей он не получал, потому что раскокать блюдо на трехаршинном расстоянии было легче легкого - а вот поди ж ты — излюбленное это было дурацкое удовольствие - сокрушать десятки тарелок и бутылок… А из «веселой кухни», разгорячив свою пылкую кровь - направлялся дурак для охлаждения прямехонько в «таинственный замок»… Это было помещение, входя в которое, вы должны были приготовиться ко всему: бредете вы по абсолютно темным узким коридорам, а вам тут и привидения, натертые фосфором, являются, и задушает вас невидимая рука, и скатываетесь вы по какой-то трубе вниз на какие-то мягкие мешки, а главное, когда вы, радостный, выходите, наконец, в залитый светом воздушный мостик, открытый глазам толпящейся внизу публики — снизу дунет на вас таким ураганным ветром, что если вы мужчина, пальто ваше взвивается выше к голове, как два крыла, шляпа бешено взлетает кверху, а если вы дама, то вся гривуазно настроенная публика ознакомится не только с цветом ваших подвязок, но и со многим другим, чему место не в политическом фельетоне, а на самой лучшей, крепкой, круто замешенной эротической странице специалиста по этим делам Михайлы Арцыбашева.
Вот что такое «Луна-Парк» - рай для дураков, ад для среднего, случайно забредшего туда человека, и - широкое, необозримое поле научных наблюдений для вдумчивого человека, изучающего русского дурака в его нормальной, привычной и самой удобной обстановке.
Аверченко А. 1923 Записки простодушного (Чертово колесо)
Это участок 39 по ул. Декабристов. Участок 35 - часть усадьбы Ксении Александровны. Между этими двумя участками стоит дом 37. Откуда мог взяться номер 35-39?
Демидова звали Анатолий, а не Александр.
Думаю, здесь надо сделать две публикации: разделить театр и сад, на месте которого потом появился Луна-Парк
Театр, Демидов сад - Лунапарк - это все участок 39, так же, как и дом, который стоит под номером 39. Как может быть номер 35-39, если между ними участок 37?
Откуда взялся адрес - могу предположить: в статье, по которой писался текст назван № 35. Ну 2010 г. Теперь предполагаю, что этот адрес был до перенумерации 1889.
Указатель стоит неправильно, на доме 37. Надо продвинуть влево, на участок 39, к голубому квадратику с каким-то значком, у красной линии улицы, без отступа.
Если у Вас по какой-то причине ссылка не работает - вот что там написано о фотографии:
— С.-Петербург. Петербургский сад и театр (бывш. Неметти).
Период создания:Начало XX в. Материал, техника:бумага. фототипия Размер:8,5 х 13,5 см. Место создания:Россия. СПб. Номер в Госкаталоге:29409856 Номер по КП (ГИК):ГМИ СПб 176496 Инвентарный номер:ГМИ СПб Инв.№-I-A-2621 р Внешняя ссылка:—
Местонахождение Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории Санкт-Петербурга"
Журналист А. Е. Кауфман (1855-1921): "Я был свидетелем, как содержатель Демидова сада портной Берез (петербургский модный портной, владелец крупной городской недвижимостью) преподнес маститому рецензенту в день его именин серебряный прибор для бритья, а в день своих собственных именин тот же Берез угощал прессу ужином. Писатели говорили о высоком значении культивировавшегося бывшим портным опереточного и кафешантанного искусства. Когда ораторы пускали в ход мудреные слова, портной тревожно озирался кругом, не зная, хвалят ли его, или ругают. - Вели-ка подать еще шампанского! - говорил в этих случаях Берез жене, думая этим умилостивить прессу..."
// Кауфман А. Е. За кулисами печати : из воспоминаний старого журналиста / РНБ. - СПб., 2011. - С. 96.
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 39 из 50
Демидов сад. Театр на Офицерской . Луна-парк
?Петербургский листок? №99, 13(26).04.1914 г. (добавил lenarch)
На сцене созданного ею театра до ? революции выступала труппа К. Н. Незлобина.
После Октябрьской революции драматический театр Луна-парка некоторое время функционировал.
12 февраля 1910 г. поступило сообщение о смерти В. Ф. Комиссаржевской.
Фраза выпадает из текста.