Публикация

Дом А. С. Рогова - Гостиница "Европейская"

Здание на карте
фото
Архитекторы: Габерцетель П. И.
Фонтана Л. Ф.
Год постройки: 1824-1825, 1873-1875
Стиль: Классицизм

Фасад со стороны Невского пр. Фото - С. Васильев. 2008 г.

 

Дом А. С. Рогова - Гостиница "Европейская"

Пам. арх. (регион.)

 

Дом мастера И. Г. Бекмана  (1740-е)

Дом А. С. Рогова

1824-1825 - арх. Габерцетель П. И., Постников А. И.

1830-е - реконструкция по проекту К. И.Росси

"Европейская гостиница".

1873-1875 - арх. Фонтана Л. Ф.

 

            см. - Здание гостиницы - Михайловская ул., 1

 

Фасад по Невскому пр. реконструирован в стиле классицизма, фасад по Михайловской ул. - эклектика.

  • фото

    Дом Рогова.
    Фрагмент Панорамы Невского проспекта.
    Литография И. А. Иванова
    с рис. В. С. Садовникова.
    1830-е гг. [26]
    (добавил Mary)

  • фото

    1860-1862, Ф.Ф.Баганц акв.
    (Петербург неузнаваемый в акварелях
    Ф.Ф.Баганца. Сост,авт.А.М.Павелкина.
    СПб. Крига 2005. С.81)
    (nikspb)

  • фото

    Фото до 1872 г.
    (добавил - Ладада)

  • фото

    1875. Журнал Зодчий
    Кухня Европейской гостиницы
    (добавил Риэлтор)

  • фото

    1900-е гг.
    (добавил- IVa)

  • фото

    Гостиница "Европейская".
    (добавил Mary)

  • фото

    Витрина кондитерского
    магазинв М.Конради
    (добавил весовщик)

  • фото

    ** см
    (добавил весовщик)

  • фото

    1932 г.
    (добавил zappa26)

  • фото

    Устройство защитных покровов
    на магазинных витринах на
    проспекте 25-го Октября
    дом 36, 19 августа 1941 г.

  • фото

    "Строительный
    рабочий"
    9 октября 1965 г.,
    №81 (1455).
    (добавил MANOLA )

  • фото

    Открытка 1955 г.
    (добавил S.P.)

  • фото

    Открытка 1960-х гг.
    (добавил S.P.)

  • фото

    Вход в гостиницу,
    первая половина
    1970-х гг.
    (добавил YURIY ALEKSANDROV)

  • фото

    2004 г.
    Из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова,
    О. В. Петрова. Невский проспект.
    Дом за домом , 2013

    (добавил- IVa)

  • фото

    Фрагмент схемы
    РГИС 2019 г.

* из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом , 2013.

 ** Фасад по Невскому еще не изменен перестройкой нач 1950-х гг. Как видно, атлантов работы Д.Иенсена на нем не было предумотрено

    (они имеюся по Михайловской ул.), и сам фасад без особых труднойстей может быть восстановлен

 

Участок в 1739 г. был отведен часовых дел подмастерью И. Г. Бекману. В 1740-е гг. построен богатый дом в два этажа на полуподвале. Во второй половине XVIII в. участок принадлежал купцам Барминым, затем - подполковнику С. С. Яковлеву, а в начале XIX в. - купцу А. С. Рогову. Рядом, в створе будущей Михайловской улицы, стоял соседний дом с мезонином, сооруженный в середине XVIII века для поручика П. Ф. Молчина. Потом его хозяевами были купец С. Я. Яковлев и его дочь А. С. Баташова, а перед сносом - генерал-майор И. И. Сабир. В 1824-1825 гг. архитекторы П. И. Габерцеттель и А. И. Мельников построили два дома: один четырехэтажный со стороны проспекта - для А.С. Рогова, а другой, стоявший за ним по вновь прокладываемой улице, - для немецкого подданного Г. К. Клее. При окончательном формировании Михайловской улицы в 1830-х гг. по проекту К. И. Росси эти дома были реконструированы. Они были оформлены, как и здание на противоположной стороне улицы, пилястровыми портиками и составляли продолжение ансамбля Михайловской площади. В гостинице Г. К. Клее и Ж. К. Кулона «Россия» (Hotel de Russe), жили маркиз А. де Кюстин, М. И. Петипа, И. С. Тургенев, П. М. Третьяков, Т. Готье, Л. Кэрролл. В доходном доме Рогова находился Михайловский трактир. В середине XIX в. - книжный магазин П.А. Гайдебурова, с 1866 г. - книжный магазин М. П. Надеина и Ф. Ф. Павленкова (впоследствии Павленков стал издателем серии «Жизнь замечательных людей»). После пожара 1871 г. участки купило акционерное общество «Европейская гостиница». В 1873-1875 гг. по проекту архитектора Л. Ф. Фонтана дома были перестроены в единое здание гостиницы, решенное в пышных формах зрелой эклектики (скульптурный декор выполнен Д. И. Иенсеном). Фасад по Невскому проспекту имел такое же оформление, как и по Михайловской улице, он завершался аттиком с лучковым фронтоном. Эффектный интерьер главного ресторана в стиле модерн создан по проекту архитектора К Э. Маккензена в 1905 г. Внутренняя реконструкция, отделка интерьеров и надстройка ресторана «Крыша» осуществлены архитектором Ф. И. Лидвалем в 1908-1910-х гг. Отдельные помещения в гостинице арендовали магазины мельхиоровых изделий А. Кача и шляпной фабрики Д. Брюно, кондитерские М. Конради и товарищества «Д. И. Абрикосов и сыновья». В разные годы в гостинице останавливались П. И. Чайковский, И. С. Тургенев, И. К. Айвазовский, B. C. Соловьев, А. В. Луначарский, В. В. Маяковский, М. Горький, В. Э. Мейерхольд, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, И. О. Дунаевский, И. Ф. Стравинский, К. Г. Паустовский. Среди иностранных гостей - американский публицист Д. Кеннан, композиторы К. Дебюсси, И. Штраус, шведский король Густав V, писатели Г. Уэллс, Б. Шоу, Д. Олдридж, пианист В. Клайберн. В 1919-1921 гг. часть помещений была отдана Центральному детскому карантинно-распределительному пункту, одним из воспитателей был А. А. Брянцев, основатель ТЮЗа. Перепланировка с устройством стандартных номеров произведена в 1932-1934 гг. архитектором М. Н. Аналиком. В 1933 г. здание передано акционерному обществу «Интурист». Со стороны проспекта в нем обосновался Торгсин. Во время войны с Финляндией (1939-1940 гг.) здесь жил нарком обороны К. Е. Ворошилов. В 1941-1942 гг. находился эвакогоспиталь № 911, в котором прошли лечение более четырех тысяч раненых. Облик части здания со стороны проспекта реконструирован в классицистических формах архитекторами И.Г. Капцюгом и С.В. Поповой-Гунич в 1949 году. Здесь открылся ресторан «Восточный» (с 1967 г. - «Садко», оформлен по проекту A. У. Мирошина и Ф. Н. Михайлова), теперь на его месте - бутик Babochka (одежда, обувь, аксессуары). Советско-шведское предприятие ЗАО «Европа-отель» осуществило в 1989-1991 гг. реконструкцию гостиницы. Авторам проекта архитекторам B. Э. Струзман и П. Ф. Панфилову присуждена Государственная премия Российской Федерации. В 1994 г. гостиница - первая в России - вошла в список «Ведущие отели мира». С 1995 г. Гранд-отелем «Европа» управляет международная компания Kempinski, в сеть которой входят уникальные исторические гостиницы. В последние годы в отеле останавливались крупнейшие государственные деятели, выдающиеся актеры, певцы и музыканты.

(Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. - 4-е изд., перераб. - М.: Центрполиграф, 2013; добавил IVa)

  • фото

    Фото - nikspb
    02.10.2012.

  • фото

    Фасад по Михайловской ул.
    Фото - С. Васильев. 2008.

  • фото

  • фото

    Фото - Lonely Walker, 05.2023.

В 1740-е гг. на участке часовых дел мастера И. Г. Бекмана построен двухэтажный дом на полуподвале.

В начале XIX в. дом принадлежал купцу А. С. Рогову. Рядом по Михайловской ул. находился дом поручика П. Ф. Молчина.

 

В 1824-1825 гг. арх. П. И. Габерцеттель и А. И. Мельников построили новый четырехэтажный дом для Рогова и рядом дом Г. К. Клее.

 

В 1830-е гг. оба дома были реконструированы по проекту арх. К. И.Росси

 

В доме Клее находилась гостиница.

В доходном доме Рогова находился Михайловский трактир.

 

После пожара 1871 г. оба участка купило акционерное общество

"Европейская гостиница".

В 1873-1875 гг. по проекту арх. Л. Ф. Фонтана дома были перестроены под единую гостиницу. Фасад оформлен в формах зрелой эклектики. Фасад по Невскому пр. имел такое же оформление.

 

Интерьер главного ресторана в стиле модерн выполнен по проекту К. Э. Маккезена в 1905 г.

(по материалам [25], [26], [94], Mary)

В 1872 году был утверждён устав акционерного общества "Европейской" гостиницы. Акции были распространены через Волжско-Камский коммерческий банк, размещавшийся на противоположной стороне Михайловской улицы. ... Общество выкупило и дом Рогова (в то время он принадлежал Николаю Акиндиновичу Рогову, титулярному советнику, действительному члену Демидовского дома трудящихся, сыну прежнего владельца дома). ...Решено было  работы по переделке зданий вдоль Михайловской улицы под "Европейскую " гостиницу поручить архитектору Людвигу Францевичу Фонтана. По договору он обязался окончить все постройки и сдать гостиницу через два года. ...К работам приступили в мае 1873 г. ...В доме Рогова прежде всего были частично переделаны междуэтажные перекрытия, с тем чтобы превратить его из трёхэтажного в четырёхэтажное здание при той же высоте. Полной перепланировке подверглись и все дворовые постройки. Вместо существовавших до того времени не связанных между собой флигелей был создан единый комплекс, что очень важно для функционирования большой гостиницы. Параллельно корпусу, выходившему на Михайловскую улицу, вдоль участка католической церкви св. Екатерины, было выстроено новое здание, соединившееся с этим корпусом тремя поперечными флигелями. 

...Предприниматели настаивали на том, чтобы фасаду был придан как можно более пышный вид. Объяснялось это тем, что гостиница должна была привлекать к себе внимание богатством внешнего декора и выделяться на общем фоне застройки.  ...Фасад всего здания, утративший по завершении строительства свой классический облик, оказался в результате перегружен архитектурно-скульптурными деталями. Облик улицы, да и всего ансамбля Росси в целом, оказался существенно искажён.

И тем не менее Фонтана удалось сохранить основные членения фасада, спланированного Росси. Ритм проёмов первого этажа, как это виделось Росси, остался неприкосновенным. 

(из книги Игоря Богданова "Старейшие гостиницы Петербурга" (серия "Три века Петербурга") -

Санкт-Петербург, "Искусство - СПб", 2001 г.; добавил: Irinfa)

 

  • фото

    Ресторан Гранд-отеля Европа.
    Фото К. К. Буллы. 1913 г.

  • фото

    Современный
    вид.

  • фото

    Фото 1910 г.

  • фото
  • фото

    Читальня. Фото 1910 г.
    (добавил- IVa)

  • фото
  • фото

    Ресторан на крыше.

  • фото

    1900-e гг. Ресторан на
    крыше Гранд-отеля "Европа",
    летняя терраса
    (добавил Ладада)

  • фото

    1900-e гг. Ресторан на
    крыше Гранд-отеля "Европа",
    летняя терраса
    (добавил Ладада)

  • фото

    Гостиничный номер.
    Фото 1910 г.

  • фото

  • фото

    2004 г.
    (*)
    (добавил- IVa)

  • фото

    1925 г.
    (добавил peterburzhets)

  • фото

    Реклама
    Весь
    Ленинград
    1926
    (добавил
    MANOLA)

  • фото

    1929 г.
    (добавил
    peterburzhets)

  • фото

    "Вечерний Ленинград"
    №192(207) от
    16.08.1946 г.(С.4)
    (добавил lenarch)

  • фото

    декабрь 1947 г.
    (добавил Олег Сыромятников)

В 1949 г. фасад со стороны Невского пр. реконструирован в классических формах. Открыт ресторан "Восточный", с 1967 г. - "Садко".

 

 

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения  (7802368000])

  • фото

    Фото - Анютик
    07.2012.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - BABIRA66,
    07.2021.

32 комментария
9114 просмотров
Добавил: Mary, 14 Октября 2008, 15:34
Редактировано: 28 Декабря 2023, 23:51
Оцените:
(19 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1998.html' target='_blank'>Дом А. С. Рогова - Гостиница "Европейская" на Citywalls.ru</a>
Всего 32 комментария
  • 22 Декабря 2018, 03:32

    "Строительный рабочий" N 78(1660) от 27.09.1967 г. (С.3):

    "САДКО" - такое название получил новый ленинградский ресторан на Невском, 36. В его меню будут преобладать старинные русские кушанья. В трёх залах - 320 мест. Они оформлены в национальном русском стиле.

       Ресторан готовится к встрече посетителей.д

     

  • 10 Сентября 2019, 14:27

    * Библиотека Лейброка

     


    Цылов Н.И. 1849 Городской указатель или адресная книга 30 (W45)

     


    Цылов Н.И. 1849 Атлас тринадцати частей Санкт-Петербурга 44 (W64)

  • 8 Сентября 2025, 23:24

    Крохотная неточность.

    В книге Богданова "Старейшие гостиницы Петербурга" сказано, что общество выкупило и дом Рогова (в то время он принадлежал Николаю Акиндиновичу Рогову, титулярному советнику).

    Дело происходит, полагаю в 1872 году.

    Но Н.А. Рогов скончался в 1865 году.

  • 21 Октября 2025, 23:02

    Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

     

    Эта гостиница была и остается до сих пор одним из самых роскошных и комфортабельных отелей города. В ее обстановке и отделке сохранились произведения искусства начала ХХ в., в том числе великолепные витражи в окнах, внутренних проемах и потолках.

     

    В ходе инвентаризации мы насчитали 27 объектов с витражами и декоративным остеклением. Кроме того, в интерьерах находится множество дверей с фацетными стеклами.

     

    В большинстве случаев не представляется возможным определить, какие из них были здесь изначально, а какие появились в результате реконструкций разных лет.

     

    В лобби-баре на 1-м этаже витражи в окнах, выходящих на Михайловскую улицу, находились с начала ХХ в. К 1990-м от них сохранились фрагменты, по которым художники мастерской Н. И. Абеленцева воссоздали первоначальный рисунок. Поскольку в то время ассортимент доступного стекла был небольшим, опалесцентные стекла сложных расцветок имитировались росписью. Три витража в центре имеют одинаковый рисунок, два витража по сторонам решены в ином ключе. Композиция всех витражей представляет собой широкий бордюр с плотным узором вокруг светлой центральной части окна с заполнением из прямоугольной сетки. Со стороны улицы витражное полотно укреплено вертикальными ветровыми стержнями.

     

    Центральное пространственное ядро вокруг парадной лестницы было создано архитектором Ф. И. Лидвалем. В применении декоративного стекла чувствуется его почерк, известный по другим зданиям Петербурга. Его характерные черты — лаконичность, геометрический рисунок, отсутствие яркой полихромии, любовь к бесцветному фактурному стеклу и желтым акцентам, которые меняют свое звучание в зависимости от освещения: в проходящем свете они напоминают золото, а в отраженном — бронзу.

    На промежуточной площадке 1–2-го этажей главной лестницы расположены две витрины и дверь в икорный бар (ранее — Мраморный зал). В верхней части они оформлены цельными фактурными стеклами, поверх которых укреплены латунные накладки в виде гирлянд. В витринных окнах стекла оригинальные бесцветные, с фактурой «Muranese».

     

    На галерее 2-го этажа с двух сторон от лестницы — по три окна со свинцово-паечными витражами. Рамы новые, витражное полотно — оригинальное, местами заметны реставрационные замены стеклом иного качества. Окна двустворчатые, с одинаковым геометрическим рисунком: вверху овальные медальоны, по краю проходит орнамент из остроконечных овалов желтого цвета. Использованы стекла: бесцветные рифленые и с фактурой «Pattern B», а также желтые с фактурой «Pattern B». Геометрические витражи в окнах лестничного объема выполняют второстепенную роль, аккомпанируя неоклассицистической теме оформления интерьера.

     

    Два витража-панно, фланкирующие вход в зал «Лидваль» на 2-м этаже, выступают «дуэтом», эффектно декларируя стилистику этого пространства — классицистические мотивы с «привкусом» модерна. Можно сказать, что эти витражи являются переходным звеном к ар-деко, которое применительно к этому периоду принято называть протоар-деко.

     

    Оба витража заключены в массивную каменную раму и рассчитаны на освещение искусственным светом. Рисунок вазы размещен на фоне из геометрических фигур, их паттерн становится мельче, плотнее, будто сгущается от краев к центру, приводя взгляд зрителя к вазе, расположенной асимметрично в плоскости проема. Эти уникальные работы выполнены, скорее всего, по индивидуальному эскизу. На витражном полотне заметны следы реставрационного вмешательства, некоторые стекла в фоне, изначально сделанном из бесцветного стекла с фактурой «Pattern B», заменены бесцветным кафедральным. Фрукты набраны из опалесцентных стекол естественных расцветок, ваза и бусы — из синего, голубого и зеленого кафедрального стекла и голубых кабошонов с бортиками.

     

    На 2-м этаже находится ресторан «Европа». Его оформление 1905 г. — заслуга архитектора К. Э. Маккензена. Цветные витражи использованы здесь обширно и эффектно. Фактически это пространство — перекрытый двор с частичным остеклением потолка и стен.

     

    Композиционным центром, притягивающим взгляд, является часть зала со сценой, за которой царит грандиозный сюжетный витраж. Его площадь — более 70 кв. м. Это один из самых больших по площади и интересных по сюжету витражей дореволюционного Петербурга. К сожалению, нет никаких достоверных данных о его создателях. В литературе высказываются разные гипотезы, но ни одну из них невозможно проверить, так как пока не обнаружены документальные материалы, которые могли бы их подтвердить или опровергнуть.

     

    Из источника в источник кочует название этого витража — «Гелиос [Аполлон] на колеснице». Атрибуция витража невнятна, упомянутое название дано современными исследователями, и, на наш взгляд, не соответствует изображенному сюжету.

     

    Мы предлагаем другую интерпретацию его содержания. Витраж представляет зрителю устройство мира согласно скандинавской мифологии. Мировое древо Иггдрасиль с мощным стволом и обширной овальной кроной — вертикальная ось, организующая вселенское пространство, — символически намечено фигурным очертанием проема в стене, в который установлен витраж.

     

    Его плоскость визуально разделена на две части, они отличаются как по цветовому решению, так и по технике исполнения: верхняя изображает Асгард — небесную обитель богов — и выполнена в солнечных золотистых тонах, насыщена расписными деталями. Нижняя представляет Мидгард — земной мир; эта часть набрана из кусочков цветного стекла без росписи. Асгард и Мидгард соединены радугой. Бог Хеймдалль днем и ночью охраняет радужный мост Бифрост от неожиданного вторжения великанов или чудовищ. Мы видим Хеймдалля в верхней части витража в виде стройного юноши: на колеснице, запряженной четверкой могучих лошадей, он мчится среди облаков и солнечного света. В нижней части витража мимо скалистых берегов с замком на горе проплывают драккары викингов — длинные парусные суда с резными мордами драконов на носу и щитами вдоль бортов. Водный поток, несущий корабли, — река Гьёлль, вытекающая из подземного мира Хельхейм и символизирующая связь с ним.

     

    Исследователи уже неоднократно обращали внимание на сюжетную несогласованность частей в этом витраже: по принятой в литературе трактовке сверху изображен сюжет из мифологии античного Юга, снизу — из средневековых преданий Севера. Б. М. Кириков замечает, что в этом витраже «как бы два витража в одном», причем они различны по сюжету и технике исполнения. В предложенной нами версии подобного противоречия нет, ведь разница в техническом исполнении верхней и нижней частей витража обуславливается не географической или исторической привязкой изображенного, а противопоставлением миров богов и людей в едином мифологическом пространстве скандинавский традиции.

     

    В витражном полотне использована широкая палитра стекол: опалесцентные, стекла с росписью, голубые, красные, желтые и другие. Рама в проеме металлическая, глухая; подсветка — искусственная. Витраж неоднократно реставрировался. Последний раз в 2000-х гг., после падения на него музыканта, выступавшего на сцене. Работы выполняла мастерская Н. И. Абеленцева.

     

     

  • 21 Октября 2025, 23:03

    По сторонам от сценического пространства симметрично расположены два узких и два подковообразных витража в стиле модерн с изображением стилизованных растительных мотивов в верхней части и графических геометрических — в нижней. В большом окне в торцевой стене напротив эти мотивы умножаются, набирают силу и превращаются в группу стройных деревьев с цветочной поляной у подножия. В подборе стекол для этой группы витражей преобладают опалесцентные, белые, прозрачные бесцветные стекла, синее и голубое в условной линии горизонта, оранжевое — в фрагменте солнечного диска, а также красные в деталях.

     

    В потолке ресторанного зала вмонтировано витражное трио с геометрическими мотивами. В орнаменте преобладают круги и треугольники с закругленными углами. По мотивам рисунка чувствуется, что первоисточник стилизации имел растительное происхождение, но был предельно упрощен и до неузнаваемости переработан художником. Колорит витража построен на контрасте насыщенных красных и разнообразных зеленых стекол с большим числом умело организованных светлых пятен.

     

    Здесь использовано множество оттенков опалесцентного стекла, а также кафедральные стекла нежных цветов. Ансамбль витражей в помещении ресторана «Европа» — значительный по своей художественной ценности памятник искусства начала ХХ в.

     

    В Бильярдном зале (зале переговоров) находится три свинцово-паечных витража с электрической подсветкой. Рамы с полуциркульным верхом, со средней открывающейся створкой. Рисунок витражей одинаковый: в верхней части геометризованные мотивы цветов и листьев, фоновое заполнение в виде сетки из прямоугольников с ромбами на средокрестиях. Использованы опалесцентные и кафедральные стекла разных цветов.

     

    На 5-м этаже гостиницы находится Бальный зал — бывший ресторан «Крыша». Он появился в результате надстройки здания архитектором Ф. И. Лидвалем в 1908 г. и тогда же получил свое оформление. Витражный потолок в зале сводчатый, разделен на шесть остекленных секций. Рисунок его лаконичен, с двуцветным геометрическим орнаментом. Стекла в металлических рамах, с рисунком, выполненным, вероятно, холодным способом или в технике деколи, на что указывают многочисленные потертости красочного слоя.

     

    Орнамент опоясывает каждую секцию потолка по периметру, раппортом является квадратная плитка с геометрическим мотивом внутри, с рисунком желтой и серой краской. Некоторые плитки отличаются цветом и техникой росписи и являются, видимо, результатом поздних восполнений.

     

    По историческим фотографиям из архива ЦГАКФФД СПб известно, что витражи находились и в вестибюле здания: это двери в перегородке, остекленной витражными вставками, а также световой потолок с монограммой из переплетенных букв «Н» и «Е» и расходящимся от нее солнечным сиянием.

     

    Витражи гостиницы «Европейская» все еще хранят тайну имени своего создателя. Их атрибуция остается в области неподтвержденных гипотез.

     

    Дата осмотра: Март 2022

     

    Результаты инвентаризации: https://vitroart.ru/articles/SPb_stained_glass/

    Все фото выполнены волонтерами проекта. 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32788
Готовится: 87
Посетители
Гостей: 5571
Всего сегодня: 12059