Публикация
Подворье Староладожского женского монастыря - Подворье Валаамского мужского монастыря - Настоятельский и келейный корпуса
Подворье Староладожского Успенского женского монастыря - Подворье Валаамского мужского монастыря. Настоятельский и келейный корпуса. Хозяйственный двор. Нарвский пр., дом 1 Старо-Петергофский пр., дом 29 1905-1910 - первоначального назначения комплекса.
Первая публикация
В 1901 г. Успенский Староладожский женский монастырь приобрел участок земли у Софии Александровны Кованько. 30 июня (12 июля) 1902 г. здесь была освящена деревянная часовня во имя Успения Божией Матери. В 1904 г. архитектор Василий Антонович Косяков приступил к проектированию каменного храма и монастырского подворья. 9 (22) июня 1904 г. архимандрит Корнилий (Смуров) освятил место постройки, а 12 (25) августа того же года Государь Император Николай II одобрил проект подворья. Закладка церкви во имя Казанской иконы Божией Матери состоялась 10 (23) июля 1905 г. Через два года, 17 (30) июня 1907 г., на храм подняли кресты и колокола. 20 декабря 1909 г. (2 января 1910 г.) был освящен первый из приделов храма, во имя свт. Николая Чудотворца, а 17 (30) января 1910 г. – придел во имя прп. Серафима Саровского. Чин освящения главного придела, во имя Казанской иконы Божией Матери, и литургию в церкви подворья совершил 7 (30) октября 1910 г. епископ Нарвский Никандр (Феноменов), в будущем – один из сподвижников св. Патриарха Тихона, митрополит Ташкентский и Туркестанский.
Двухэтажный Настоятельский корпус находится слева от храма, если смотреть с Нарвского проспекта. На первом этаже располагались трапезная с буфетной и контора с кабинетом заведующего, на втором этаже – квартира игуменьи. Трёхэтажный Келейный корпус. На первом этаже левой части ( Сестер на подворье в 1910 г. жило 24 человека: 5 монахинь, 3 послушницы и живущие на богомолении. Заведующей подворьем с 1905 г. являлась монахиня Серафима (Олисова).
Игумения Антония (Рейнбот), при которой началось возведение комплекса, была еще в августе 1904 г. назначена настоятельницей Воскресенского Новодевичьего монастыря, однако осталась казначеей и делопроизводительницей Строительной комиссии по постройке Староладожского подворья. Ее труды и личные пожертвования были отмечены в 1911 г. наградой – золотым наперсным крестом с украшениями. Игумения Антония еще в 1904 г. выражала уверенность в том, что воздвигаемый храм окажет благотворное религиозно-нравственное влияние на рабочее население Нарвской части города. Идею создания при Казанской церкви общества трезвости поддержал епископ Нарвский Никандр. 8 (21) сентября 1910 г. были даны первые обеты трезвости, а 4 (17) октября 1910 г. произошло официальное открытие Казанского братства трезвости, руководителями которого были священники Казанской церкви. Потребность в этом действительно была. Это густонаселенный промышленный район. Священник Михаил (Галкин) писал: «я нарочно ходил по всем, прилегающим к церкви улицам, пробовал сосчитать число питейных заведений… и не мог сосчитать, до того их много. В праздники пьяные везде. За этой картиной веселья стоит кошмарный ужас. Стоны несчастных жен, голод и холод ни в чем не повинных деток». Центром трезвенного движения стала С.-Петербургская епархия, в которой в 1898 г. священник Александр Рождественский основал Александро-Невское общество трезвости, к 1912 г. в епархии насчитывалось уже 84 такие организации. Собирались три раза в неделю, проходили беседы со священниками, читались жития святых и душеполезные книги, с собой давали брошюры. Братство участвовало в городских Крестных ходах и паломничествах, а также организовало свой хор, певший на ранних литургиях. За первый месяц в Братство вступили 173 человека, большинство фабричные рабочие в возрасте от 21 до 50 лет. Записывались и давали обет не пить от 1 месяца и навсегда. Член получал билет, на обороте которого было напоминание об обещании . В феврале 1918 г. был опубликован декрет Совета Народных Комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви, реквизиции помещений с имуществом церквей. Власти затребовали сведения о капиталах, имуществе, а так же потребовали, под угрозой предания революционному суду, немедленно передать собственность, не предназначенную для богослужебных целей, местным Советам. В ответ заведующая подворьем монахиня Серафима письменно сообщила: денежных капиталов и сберегательных книжек у подворья нет; прихожан насчитывается 986 человек; церковь и корпуса с монашеским общежитием и квартирами священников находятся, по распоряжению монастыря, в её ведении. В 1919 г. на подворье жило более 40 человек: 11 монахинь, 20 послушниц и семьи священников, а так же две беженки. На подворье числилось два священника и один дьякон. С 1919 г. стали предприниматься попытки отобрать у подворья жилые и служебные помещения. 23 сентября 1919 г. составляется договор между «двадцаткой» подворья и местными советами, в котором прописано: «двадцатка» получает здание храма и имущество в бессрочное пользование. Церковь регистрируется в качестве приходской.
В 1922 году в стране начата широкомасштабная компания конфискации церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья (на деле на их нужды пошла лишь небольшая часть изъятого). 23 марта 1922 г. архитектором отдела музеев и охраны памятников искусства и старины В. Даниловым была произведена экспертиза церкви на предмет определения художественно - исторического значения строения и инвентаря. 8 мая в 12 часов дня в Казанской церкви появился уполномоченный подкомиссии для конфискации. При этом присутствовали настоятель храма о. Николай Ливанов и члены приходского совета. Были сняты с икон серебряные ризы, венцы, лампада... всего из Казанской церкви было изъято 14,3 кг серебра.
29 августа 1929 г. были закрыты часовня и иконная лавка. В них были устроены жилые помещения. В 1930 г. ведутся повседневные наблюдения инспекторов культа и органов ГПУ за действующими церквями, готовятся документы о расторжении договоров с «двадцатками». В ночь с 17 на 18 февраля 1932 г. в рамках компании полной ликвидации черного духовенства в Ленинграде было арестовано и подвергнуто допросам около 500 человек - монашествующие, близкие к ним представители белого духовенства и мирян. Среди заведенных следственных дел были дела 14 монахинь и шести послушниц Староладожского подворья – хотя официально он был закрыт, сестры, по-прежнему жившие в корпусах подворья, сохраняли верность монастырскому уставу. Из своих келий они и начали исповеднический путь. 19 марта 1932 г. было утверждено обвинительное заключение группового следственного дела, в котором писалось, что монашествующие создали нелегальные монашеские общежития и превратили их в место сосредоточения контрреволюционных элементов из духовенства и мирян, распространение церковно-монархических сочинений… 22 марта ОГПУ постановило выслать девятнадцать староладожских инокинь на три года в Казахстан и Среднюю Азию. Часть священнослужителей и прихожан Казанской церкви расстреляли. (подробнее см.
В 1932 г. с общиной верующих был заключен договор на срок до 1944 г.
15 июня 1920 г. о. Григорий был назначен на вторую священническую вакансию к Казанской церкви Староладожского подворья и 20 августа 1920 г. переехал с Невского пр., д. 173 на Нарвский пр., д. 1, кв. 2. В приходский совет его избирали 5 декабря 1920 г. 29 января 1922 г. наряду с другими лицами он подписал протокол общего собрания жильцов, бравших в аренду жилые помещения дома № 1 по Нарвскому пр. и был избран председателем ревизионной комиссии. По данным на 29 октября 1927 г. о. Григорий после кончины о. Николая Ливанова исполнял должность председателя приходского совета. Возможно, что о. Григорий служил в Казанской церкви до 1932 г. Он был лишен избирательного права «как служитель культа по Конституции СССР». При проведении паспортизации в 1933 г. права голоса были лишены и другие члены семьи о. Григория; его дочерей Анастасию, Ларису и Елизавету уволили с работы. Через полгода, после поездки Ларисы и Елизаветы в Москву для ходатайства во ВЦИКе, дочери были восстановлены в правах (о. Григорий с супругой остались «лишенцами»). 30 августа 1989 г. на основании ст. 1 Указа Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 1930-40-х и начала 50-х гг.» о. Григорий Лебедев и члены его семьи были реабилитированы Прокуратурой Ленинграда.
Последний настоятель Казанской церкви, протоиерей Михаил Долотов, в 1937 г. служил в Князь-Владимирском соборе, а проживал в здании бывшего Староладожского подворья. 10 октября 1937 г. его арестовали; в обвинительном заключении говорилось о том, что он вел контрреволюционную агитацию. Отец Михаил был приговорен к расстрелу и 15 ноября 1937 г. приговор приведен в исполнение.
Во второй половине 1930-х гг. церковное здание передали промкомбинату, который устроил в нём швейно-трикотажную фабрику № 2. После 1945 г. территорию под разрушенными во время войны домами 3 и 5 (
С 1945 г. (точная дата не установлена) по адресу: пр. Газа, 29, действовала Ленинградская мебельная фабрика №3. Приказом по Ленсовнархозу от 9 декабря 1957 №210 и решением Исполкома Леноблсовета от 29 ноября 1957 №28-22 «Об объединении Ленинградской мебельной фабрики №3 с Ленинградской фабрикой мягкой мебели №1» Ленинградская мебельная фабрика № 3 считается цехом № 6 Ленинградской фабрики мягкой мебели №1. О дальнейшей судьбе цеха №6 архивные источники не сообшают. В 1980-х гг. фабрика освободила территорию храма.
В советское время в корпусах были сделаны жилые квартиры. Первые номера находились в настоятельском корпусе, левый вход с Нарвского пр. и существовали до 1989 г. (добавил 1 июля 1974 г. было принято Решение Исполкома Ленгорсовета № 468 «О переселении граждан из дома № 1/29 по Нарвскому пр.» Бюллетень Ленгорисполкома, № 19, 1974 (добавил
* - (1975-1979 pastvu.com №143170 ) Фото сделано в 1988-1990 гг., судя по тому, что дома на Бумажной, 9 (1989 г.п.) и Бумажной, 15 (1985 г.п.) уже есть, а крестов еще нет. Скорее всего, 1989 год - начало реставрации. ( ** 1914 г. Певчие Казанского Братства трезвости. В центре - руководитель Братства священник Н. Гришков, слева от него регент И.И. Зайцев.
Возобновление богослужебной и монашеской жизни на подворье связано с именем Святейшего Патриарха Алексия II – в 1986-90 гг. митрополита Ленинградского и Новгородского. Еще в 1988 г., предлагая властям программу возрождения Валаамского монастыря, владыка Алексий писал о необходимости организовать подворья, в том числе – на основе бывшего подворья Староладожского монастыря на Нарвском проспекте. Летом 1989 г. Исполком Ленгорсовета принял решение передать комплекс зданий Ленинградскому епархиальному управлению, и 4 августа эта передача состоялась. Указом митрополита Алексия № 40 от 1 октября 1989 г. Казанское подворье бывшего Староладожского монастыря с этого числа считалось подворьем Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Вскоре после того, как владыка Алексий был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, монастырю был дарован статус ставропигиального, и с лета 1990 г. подворье вышло из состава Ленинградской епархии. В этом же году архитектурный ансамбль подворья был признан памятником архитектуры, а в 2001 г. ему присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001) По материалам
Выйдя из арки Келейного корпуса, попадаешь в большой пустынный
Глухой забор подворья и хозяйственного двора вместе с брандмауэром келейного корпуса ограничивает подворье с севера, где расположен сквер Василия Косякова и производственные корпуса (Яндекс карты ошибочно показывают въезды). Ниже приведены виды подворья со двора.
До 1917 г. Валаамский монастырь имел в СПб несколько подворий.
Книга М. В. Шкаровского «Санкт-Петербургские подворья Валаамского монастыря и подвиг их новомучеников» посвящена истории существовавших в XIX - начале ХХ века в Санкт-Петербурге подворий Спасо-Преображенского монастыря и современному присутствию Валаамской обители в Северной столице..."
Сохранился интерьер лестницы Настоятельского корпуса: ступени из путиловской плиты, кованая решетка ограждения, штукатурный декор стен и маршей лестницы. Проемы окон и дверей отделаны валиками. Стены изначально, судя по расчисткам, были окрашены в голубой цвет (расчищались рустованные участки первого этажа). (добавила
На этой лестнице до 1989 г. были первые номера квартир, лестница была №1, вход с Нарвского пр. Квартиры неплохие, сравнительно с теми, что были в Келейном корпусе. Ограждения здесь подлинные. Я не уверен до конца, что на парадной лестнице храма ограждения подлинные, храм был доступен со двора через окна, могли украсть в период длительного запустения. А в Настоятельском корпусе всегда была жизнь. (добавил
7 комментариев
888 просмотров Добавил: Риэлтор, 20 Февраля 2023, 13:19
Редактировано: 20 Мая 2024, 20:23
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34160.html' target='_blank'>Подворье Староладожского женского монастыря - Подворье Валаамского мужского монастыря - Настоятельский и келейный корпуса на Citywalls.ru</a>
Всего 8 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 58 из 100 Подворье Староладожского женского монастыря - Подворье Валаамского мужского монастыря - Настоятельский и келейный корпуса Фото - Виктор М, 14.04.2012. |
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32232
Готовится: 77
Улицы: 2705
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14295
Всего сегодня: 1123
|
разместил ошибочно, см. .citywalls.ru/photo610948.html
Интересно, следующие неподписанные фото того же 1989 г?