Публикация
Львиный (Готический) павильон в парке ЕкатерингофЛьвиный (Готический) павильон в парке Екатерингоф. Лифляндская ул., 5Б Утраченное здание 1824 г. - арх. О. Монферран (дата указана на плинте отливки), стиль - готика (В литературе указывается год отливки 1821, а год постройки павильона 1823, но это не соответствуют дате на всех четырёх скульптурах львов.) конец 1860-х гг. - снесён.
Львиный павильон или Кроншпиц (Береговая башня) с пристанью был построен летом 1824 г. на берегу реки Екатерингофка западнее южного кольцевого канала парка и мог использоваться в качестве маяка для прибывающих к Санкт-Петербургу судов. У павильона установили восемь пушек. Высота павильона от его основания до верха «шпица» составляла 22 м. Длина по лицевому фасаду - 12 м. В строение вели четыре входа, с одного из них начиналась витая лестница наверх. Наибольшая длина внутреннего трапециевидного в плане пространства пола равнялась 5,5 м. Восьмиугольный павильон с четырех сторон имел порталы с затейливой резьбой. Перед каждым из них на подножии лежали два больших чугунных льва, смотрящих друг на друга. Отливка чугунных фигур заказывалась через директора Казенных литейных заводов А.А. Фуллона. Это было единственное в парке сооружение, которое действительно можно назвать готическим по конструкции. При взгляде на него видится башня готического собора, срединная часть которого изъята. Круглые столбы опирались на восьмигранные постаменты со львами ( Флюгером служил попугай, для модели которого Монферран изготовил красочный чертеж с шаблоном в натуральную величину ( В научно-исследовательском музее при Российской академии художеств сохранилось 17 листов с чертежами Огюста Монферрана, касающихся его работы над проектом Готического («Львиного») павильона для Екатерингофа. Шесть из них приведены ниже.
В статье С. Кузнецова написано: «Львиный павильон отсылает к
В павильоне устроили кондитерскую для посетителей парка. Б. Фёдоров в своих заметках «Гуляние в Екатерингофе 1 мая 1824 г. Обозрение Екатерингофа. 7 мая». Отечественные записки. 1824. Май № 49 писал: «Видишь что-то похожее на часть древняго Аббатства… видишь шпиль как будто прикрытый серебряным флером, а при сиянии солнца отсвечивающий хрусталем. <…> По высокой насыпи проберемся к готическому осьмиугольному павильону с четырьмя портиками; пред каждым лежат на подножии два чугунных льва, превосходной отделки. Это изделие Русское. На львах утверждены столбы павильона. Шпиль онаго обит белым железом, от чего вдали кажется прозрачным как хрусталь, и украшен райскою птичкою. Резная работа портиков привлекает особенное внимание; с боков кровли представлены прыгающие зверьки. На Неву выходит терраса с красивою решеткою. Взойдя по узкой круглой лесенке на бельведер сего павильона, я увидел столь же очаровательный вид, как в Ферме, с тою разницею, что с левой стороны залив более открыт, и в виду тони Гутуевскаго острова»
В 1823 г. М.А. Милорадович обратил внимание на Екатерингоф и с весны до осени этого же года были проведены все работы под надзором инженер-полковника Сакера и Градского главы Жербина. Красивейшие постройки возведены архитектором Монферраном, не прославившимся ещё гигантскими сооружениями. Греч А.Н. Весь Петербург в кармане: справочная книга для столичных жителей и приезжих, с планами Санкт-Петербурга и 4-х театров, составленная Алексеем Гречем. – Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб., 1851. (стр. 214-215)
На плане Шуберта 1828 г. и акварели А. Фосса ( Положение Львиного павильона указано в Атласе Цылова 1849 г. (
После разборки павильона львы начали своё путешествие по городу. Одно время они стояли под балконом небольшого каменного дома. В них были вставлены столбы, поддерживающие балкон. Разобранный в 1941 г. особняк принадлежал торговцу надгробными памятниками Миняеву и находился на Петроградской улице у дома 32. Затем они оказались перед входом невзрачного строения. В начале 1960-х годов в районе развернулось жилищное строительство и здание было разобрано для прокладки проспекта Металлистов. Две пары львов были перевезены на Арсенальную набережную во двор здания Калининского райсовета ( Чугунных львов отыскал В.В. Знаменов (в то время главный хранитель музея-заповедника «Петергоф») и в июле 1970 г. перевёз в Петродворец. Первоначально они были установлены (
Благодаря доступности парные скульптуры (
На этом же заводе в 1822 г. были отлиты
по материалам:
При низком уровне воды в Екатерингофке можно пройти по берегу от каменной пристани в сторону утраченного павильона. Проход вдоль берега открыт до самой базы МВД. Перед ней сохранилось несколько старых тополей; самый большой в обхвате 3,5 м (см.
«Невидимый Екатерингоф» – проект победителей На месте утраченных архитектурных сооружений парка установлены бетонные кубы, являющиеся информационными точками с перманентным маркером для считывания камерой телефона объемного AR-изображения. На верхней поверхности каждого из 4-х кубов расположены информационные таблички с изображением утраченного сооружения, периода его существования, имени архитектора и воспоминаний современников. В нижней части ‑ QR-код со ссылкой на приложение для AR «Public ARt» и QR-код со ссылкой на информацию о проекте.
![]() ![]() Добавил: Риэлтор, 20 Июня 2020, 16:02
Редактировано: 15 Сентября 2024, 11:01
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house31609.html' target='_blank'>Львиный (Готический) павильон в парке Екатерингоф на Citywalls.ru</a>
Всего 15 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32493
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 9
Гостей: 1045
Зарегистрировано: 14598
Всего сегодня: 12185
|
Точнее это лев перед правыми воротами.
Так оригинал и надо оставить, а то пулучается, что фото 2012 г. стоит в блоке архивных.