Публикация

Доходный дом кн. Урусовой

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль: Классицизм

Доходный дом княгини Урусовой                      неоклассицизм

наб. р. Фонтанки, 19

  • фото

    Фасад по Итальянской улице.
    Чертеж 1870 г.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9770 л.20-22

  • фото

    Фасад по Фонтанке.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9770 л.48-49

  • фото

    Фасад по Итальянской улице, 1866 г.*
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9770 л.20-22

  • фото

    Фасад по Фонтанке, 1866 г.*
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9770 л.23-24

    (добавил S.P. )

  • фото

    Нач. ХХ в.
    Фото- К.К. Кубеш
    ГМИ СПб Инв.
    №-II-А-3537 ф
    Госкаталог

  • фото

    Фото Л.Г.Андреевского, 1926.
    ГМИ СПб Инв.№-II-А-3452 ф
    (добавил S.P. )

  • фото

    Фото Л.Г.Андреевского, 1926.
    ГМИ СПб Инв.№-II-А-3451 ф
    (добавил S.P. )

  • фото

    Вид на Фонтанку
    с Аничкова моста
    Открытка 1929 г. изд.

  • фото

    1929 г.
    (добавил
    YURIY ALEKSANDROV )

  • фото

    1960 г.
    Фасад углового дома №16/19 на
    выходе ул. Ракова к наб.Фонтанки.
    ЦГАКФФД СПб Гр 75645
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    1960 г.
    Фасад углового дома №16/19 на
    выходе ул. Ракова к наб.Фонтанки.
    ЦГАКФФД СПб Гр 75644
    (добавил люблюпитер)

  • фото

* Чертежи относящиеся к 1866 г. (листы 20-22 и 23-24) сделаны в связи с учтройством семи дверей на первом этаже - в остальном их

   можно считать фиксационными

 

С 1847 по 1857 годах здесь находилась редакция журнала "Современник", перешедшего в 1846 г. Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. В квартире в доме Урусовой, Некрасову принадлежали две комнаты. Редакция «Современника» находилась там же.

В этом же доме была квартира Панаева с женой, у них несколько лет жил и Некрасов.

В 1881-1882 гг. (всего один год) в этом доме, скрываясь от своего мужа, проживала великая трагическая актриса Пелагея Антипьевна Стрепетова.

Именно в этом доме 14 декабря 1888 г. произошло знакомство Петра Ильича с Антоном Павловичем Чеховым. 

(доб. Солнышко)

 

1924-1927: Комитет по оказанию помощи бедным евреям (ЕКОПО), Фонтанка, 19. («Весь Ленинград - 1924". С. 311; Весь Ленинград - 1927". С. 195))

1926: Ленинградский государственный красочный трест «Ленинградкраскотрест»; Ленинградский государственный мыловаренный жировой трест «Ленинграджиртрест»; «Череповецкий Промторг» Управление Промышленностью и торговлей Череповецкого Губернского отделения местного хозяйства, Ленинградская контора, Фонтанка, 19. («Весь Ленинград - 1926". С. 342, 342, 317)

1927: Ленинградский государственный мыловаренный жировой трест» «ЖЕТ»; «Череповецкий Промторг» Управление Промышленностью и торговлей Череповецкого Губернского отделения местного хозяйства, Ленинградская контора, Фонтанка, 19. («Весь Ленинград - 1927". С. 372, 378)

1928: Ленинградский еврейский комитет помощи (ЛЕКОПО), Фонтанка, 19. ("Весь Ленинград и область - 1928» С. 223)

1928: Артель «Трудовая Помощь» пищевой группы; Ленинградский Государственный обойно-бумажный трест «ЛОБУТ»; Ленинградский государственный жировой трест» «ЛЕНЖЕТ» Фонтанка, 19. ("Весь Ленинград и область - 1928» С. 210, 424, 429)

1928: Производственно-промысловое кооперативно-строительное товарищество Асфальтстрой, Фонтанка, 19. ("Весь Ленинград и область - 1928» С. 532)

32 комментария
7257 просмотров
Добавил: Mary, 13 Января 2008, 12:56
Редактировано: 23 Января 2023, 18:59
Оцените:
(14 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house35.html' target='_blank'>Доходный дом кн. Урусовой на Citywalls.ru</a>
Всего 32 комментария
  • 29 Ноября 2009, 12:45

      Некрасов жил не у Панаевых, а вместе с Панаевыми, к нему в эти годы приходит достаток, и в доме Урксовой это была первая приличная квартира Некрасова. Современники вспоминают, что его комнаты были обставлены не без изящества, да и одеваться он стал очень прилично, "ходил щеголем".

  • 31 Марта 2012, 00:23

    В 1844 году Иван Панаев снял новую просторную квартиру на Фонтанке, между Аничковым и Семеновским мостами, в доме княгини Урусовой. И сделал широкий жест. Он работал с другом – Некрасовым, тот часто оставался ночевать. Разумеется, хоромы богача Панаева были комфортабельней его, снимавшегося за копейки, угла с клопами. Так зачем другу – Некрасову тратиться на этот жалкий угол, когда можно жить у друга – Панаева бесплатно? Разумеется, Некрасов согласился на это сердечное предложение. Панаев радостно начал пригревать у своего сердца змею. Некрасов занимал в доме Ивана Ивановича две небольшие комнаты. Через несколько лет ситуация радикально переменится. (Павел Кузьменко, «Самые скандальные треугольники русской истории», стр40-41)

     

    В 1848 году совместное проживание в одной квартире, совместная работа в журнале «Современник», совместное написание романа, можно сказать, естественно привели к совместной спальне Некрасова и Панаевой…

    … Некрасов последовательно и решительно отнял у Ивана Панаева сначала совладение журналом, потом совладение женой. (Павел Кузьменко, «Самые скандальные треугольники русской истории», стр. 58)

    И при этом Панаева сохраняла статус замужней женщины. Официальный муж всегда оставался рядом. Безвольный И.Панаев удивительно быстро смирился со своим положением и вскоре уже занимал в своей квартире лишь одну комнату, милостиво отведенную ему Некрасовым. (Павел Кузьменко, «Самые скандальные треугольники русской истории», стр. 61)

  • 31 Марта 2012, 00:30

    Именно в этом доме 14 декабря 1888 г. произошло знакомство Петра Ильича с Антоном Павловичем Чеховым.

    А Петр Ильич откуда вдруг взялся? Кстати, и Чехов тоже до этого предл. не появлялся.

     

    Нет ссылок. И о здании собств-но инф-ции нет.

     

    По книге Кузьменко в случае переноса инф-ции нужно дать выходные данные. № страницы без указания таковых не имеет смысла. Но вообще-то в этакой стилистике подавать на ЭТОМ сайте инф-цию в публ. не стоит. Нужно хотя бы причесать.

  • 31 Марта 2012, 00:37

    и стиль? это классицизм, который надстроили

  • 31 Марта 2012, 00:40

    Это только цитаты, не более того.  «Самые скандальные треугольники русской истории», Павел Кузьменко. Москва, издательство Астрель; 2012г.

  • 31 Марта 2012, 00:42

    Я понимаю, что цитаты. Потому и обращаю внимание модераторов, что к ним нужно соотв-но отнестись, если будет решено переносить данные в публ.

  • 25 Июня 2014, 17:12

    1924-1927: Комитет по оказанию помощи бедным евреям (ЕКОПО), Фонтанка, 19. («Весь Ленинград - 1924". С. 311; Весь Ленинград - 1927". С. 195))

    1928: Ленинградский еврейский комитет помощи (ЛЕКОПО), Фонтанка, 19. ("Весь Ленинград и область - 1928» С. 223)

  • 19 Июля 2014, 16:21

    1926: Ленинградский государственный красочный трест «Ленинградкраскотрест»; Ленинградский государственный мыловаренный жировой трест «Ленинграджиртрест»; «Череповецкий Промторг» Управление Промышленностью и торговлей Череповецкого Губернского отделения местного хозяйства, Ленинградская контора, Фонтанка, 19. («Весь Ленинград - 1926". С. 342, 342, 317)

    1927: Ленинградский государственный мыловаренный жировой трест» «ЖЕТ»; «Череповецкий Промторг» Управление Промышленностью и торговлей Череповецкого Губернского отделения местного хозяйства, Ленинградская контора, Фонтанка, 19. («Весь Ленинград - 1927". С. 372, 378)

    1928: Артель «Трудовая Помощь» пищевой группы; Ленинградский Государственный обойно-бумажный трест «ЛОБУТ»; Ленинградский государственный жировой трест» «ЛЕНЖЕТ» Фонтанка, 19. ("Весь Ленинград и область - 1928» С. 210, 424, 429)

  • 4 Августа 2014, 10:51

    1928: Производственно-промысловое кооперативно-строительное товарищество Асфальтстрой, Фонтанка, 19. ("Весь Ленинград и область - 1928» С. 532)

  • 14 Июня 2015, 00:04

    Вид на Фонтанку с Аничкова моста. 1929 г.

  • 22 Августа 2017, 20:59
    Ответ на "и стиль? это классицизм, который надстроили" от Алексей von Fricken

     стиль так и не поменяли! на каком основании поставлен неоклассицизм?

  • 22 Августа 2017, 21:02

    В доме был капремонт, кажется, в 1960-х гг.  

     

    Сейчас вход во двор  со стороны Итальянской улицы. На старом фото (до надстройки), видно, что ворота были, судя по балкону и окну под балконом, со стороны Фонтанки. 

     

    Парадная с наружным лифтом. Лифт сделали не одновременно с капремонтом, а лет через 15. 

     

     

  • 22 Августа 2017, 22:08
    Ответ на "Именно в этом доме 14 декабря 1888 г. произошло зн" от алекс

     "Угловой, тоже надстроенный дом на углу Фонтанки с Итальянской - один из адресов Модеста Ильича Чайковского. За 12 лет, с 1881 по 1892 года, брат композитора поменял три адреса, и все здесь, на  Фонтанке , этот дом 19, и ещё на левом берегу, д.28 и д.24". (К.К.Ротиков, "Другой Петербург", СПб, "Лига Плюс", 1998,   с. 424)

      

       " В 1888 году Чехов приехал в Петербург и посетил дом поэта Плещеева, где познакомился с братом Чайковского - Модестом Ильичом. И так ему понравился, что был приглашён на завтрак, а там присутствовал и Пётр Ильич.  Эта встреча произвела на Чехова ошеломляющее впечатление... Его поразило, что этот великий человек знает его творчество и ценит его талант."  (www.antonchehov.ru)

  • 23 Августа 2017, 19:03
    Ответ на ""Угловой, тоже надстроенный дом на углу Фонтанки с" от Irinfa

     С К. Ротиковым надо держать ухо востро. Книга прекрасная, но много неточностей. Я не об этом конкретно адресе, просто имейте в виду.

  • 1 Сентября 2017, 19:20

    Смольный выселил бар из помещения на набережной реки Фонтанки, 19

    http://www.fontanka.ru/2017/09/01/100/

  • 11 Мая 2022, 11:29

    В кв. 5 проживал Гундлах Карл Эмильевич  (ум. 1947). В 1920-1923 работал в Швейцарской миссии. Помогло знание языков. В 192 получил работу шофера в парфюмерной компании «Ленжет», которой руководила жена В. Молотова. Женился на Софии Карлсон и получил квартиру на углу Итальянской улицы и наб. Фонтанки, перевез родителей и сестер в Ленинград. Умер от туберкулеза.

    // Богатский К. М. Гундлах, Грот, Карлсон, Реш. История и переплетение судеб // Наш край : лит.-краевед. альм. – Струги Красные, 2021. - № 19. – С. 66.

    С этого адреса эвакуировались: Гундлах София Леонидовна (1906) с Лорой Карловной (1926) и Юрием Карловичем. Дата: 18/08/1942. Место эвакуации: Челябинск

    // https://clck.ru/gw6CW

    Юрий Карлович (09.11.1927). Ныне место проживания: Красногвардейский р-н.

    // https://visz.nlr.ru/blockade/show/1582131

     

    // Театр и искусство. - 1914. - № 33. - С. 679.

  • 22 Июля 2022, 14:45

    Две продолжающие друг друга фотографии Л.Г.Андреевского, 1926 (ГМИ СПб Инв.№-II-А-3452 ф, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3451 ф):

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    (Дом стоит на изгибе реки и на фотографиях изображен под разным углом. Поэтому, я думаю, в данном случае вряд ли будет правильным составить эти два изображения в одно.)

     

  • 16 Декабря 2022, 14:09

    На всех известных мне фотографиях, сделанных до надстройки, изображен или фасад по Фонтанке, или вид с угла. Как выглядел фасад по Итальянской улице, я до недавнего времени не знал. Недавно я нашел все же два чертежа в деле ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9770. Вот один из них - фиксационный чертеж 1870 г. (лист 20-22):

     

    Более высокое разрешение. (Чертеж сделан в связи с предполагавшейся надстройкой, которая тогда не была осуществлена.)

     

    Очевидно, именно этот фасад имел в виду Л.А.Ильин, написавший об этом доме:

     

    "[...] На этой же стороне набережной, через улицу [Итальянскую - S.P.], еще недавно глаз отдыхал на массивном четырехэтажном угловом доме, средние части которого выделялись хорошим выступом о шести [восьми - S.P.] колоннах с фронтоном. Ордер, пропорции очень напоминают Кваренги. В годы общих надстроек он так же обезображен, как многие другие многоэтажные дома центра - уничтожены фронтоны, невыразительный карниз "закончил", вернее, "прикончил" архитектуру дома."

    (Л.А.Ильин. "Прогулки по Ленинграду". 1941-1942.)

     

    (Примечание. Точную ссылку на книгу я не даю: у меня этой книги нет, а сам я пользуюсь очень давними вырезками из газеты "Строительный рабочий" 1969-1970 г., где впервые были опубликованы эти записки. Я думаю, что при желании можно легко найти ссылку на современную книгу.)

  • 16 Декабря 2022, 14:16

    Кстати: стиль - НЕ неоклассицизм, а классицизм. Хотя, конечно, искалеченный в советское время.

  • 16 Декабря 2022, 17:50

    1870 (ЕИСТ)

  • 16 Декабря 2022, 19:10
    Ответ на "1870 (ЕИСТ)" от Виктор М

    1870 - совершенно неправдоподобная дата. Это строгий классицизм конца XVIII - начала XIX века.

     

    Кроме того, в деле ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9770 есть чертежи 1866 г. - проекты мелких переделок СУЩЕСТВУЮЩЕГО дома, в том числе и чертежи фасадов, на которых они выглядят так же, как в 1870 году.

    А к 1870 году (как я уже писал) относится не осуществленный проект надстройки.

     

    (В принципе, могу показать соответствующие материалы - только нужно ли это? И так ясно, что дом построен значительно раньше 1870 года.)

  • 17 Декабря 2022, 01:45
    Ответ на "1870 - совершенно неправдоподобная дата. Это строг" от S.P.

     значит 6-колонный фронтон был на фасаде по Итальянской  , а 6-колонный по Фонтанке ?

    и оба фронтона были уничтожены к 1926? но без надстройки ?


    с ними - какя-то путаница..По своей уродливости имхо верхние 2 этажа были настроены в конце 1930-х г

    гИльин в 1942  описывад уже эту картину

     

    про неправильный стиль  отмечали уже в комментах 2012 г

  • 17 Декабря 2022, 01:54
    Ответ на "значит 6-колонный фронтон был на фасаде по Итальян" от весовщик

     какой то глюк в комментах

  • 17 Декабря 2022, 07:29
    Ответ на "значит 6-колонный фронтон был на фасаде по Итальян" от весовщик

     Это не так. Я просто не написал кое о чем, что считал само собой разумеющимся.

     

    Во-первых, как я только сейчас заметил, в публикации не указаны данные этой фотографии, что и приводит к таким предположениям. А ее данные таковы: ГМИ СПб Инв.№-II-А-3537 ф, это фотография К.К.Кубеша, которая датируется началом XX века.

     

    Но ладно - можно сомневаться в правильности датировки фотографии. Но вот фиксационный чертеж 1870 г. (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9770 л.48-49):

     

    Более высокое разрешение

     

    Заодно уж - еще два чертежа из того же дела, относящиеся к 1866 году (листы 20-22 и 23-24; чертежи сделаны в связи с учтройством семи дверей на первом этаже - в остальном их можно считать фиксационными):

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    Таким образом, фасад по Фонтанке выглядел именно так еще даже до рождения Л.А.Ильина. И то, что он написал о шестиколонном портике - это или ошибка памяти, или просто описка. 

        см. публ.

     

    P.S. А глюк в комментах есть. Для того, чтобы увидеть только что отправленный комментарий, приходится нажать обновление страницы.

     

  • 17 Декабря 2022, 07:45

    те где-то к середине 1930-х был 8-колонный фронтон по Итальянской и сохранившееся композиция по Фонтанке ?

     

    а к 1941 надстроили 2 этажа  и уничтожили фронтон по Итальянской ?

  • 17 Декабря 2022, 07:48

    Да, именно так.

  • 17 Декабря 2022, 21:04
    Ответ на "те где-то к середине 1930-х был 8-колонный фронтон" от весовщик

     в таком случае надстройку 1935-1941 гг  надо отразить в публкации и титуле

    =================

    это общая беда титулов на сайте:

     

    любят писать про тысячу раз перестроенное здание  , что его арх-р дескать Трезинн или Чевакинский,

    зато совсем нет упоминаяния о кошмарной совецкой надстройке,

    которая как раз больше всего и бросается в глаза

  • 17 Декабря 2022, 21:08
  • 19 Апреля 2023, 02:44
    Ответ на "В доме был капремонт, кажется, в 1960-х гг.  " от Irinfa

     Да. Вот 1969 год (из фильма "Завтра, третьего апреля..."):

  • 19 Апреля 2023, 09:33
    Ответ на "Да. Вот 1969 год (из фильма "Завтра, третьего апре" от DSROpen

     Вот чего стоят все эти архивные датировки. Там - 1960.

     

    Фото 2 - в подписи неправильно указаны листы.

  • 7 Декабря 2024, 13:38

    Изображение, составленное (с небольшим разрывом) из четырех фотографий 1938 г. - фасад по Итальянской улице (в то время ул. Ракова) (ЦГАКФФД СПб. Фотодокументы. Оп.1ГР-44. Ед.хр.67825 ):

     

    Более высокое разрешение

     

    Даже после надстройки полностью сохранялась классицистическая отделка нижних этажей. Коринфские капители уничтожены уже позже (вероятно, в 1960-х гг.?).

     

  • 7 Декабря 2024, 13:45
    Ответ на "Вот чего стоят все эти архивные датировки. Там - 1" от Liz

    Жаль, я только сейчас обратил внимание на Ваше замечание. Да, для этого чертежа листы указаны неправильно; видимо, я сам ошибся, когда отправлял его в публикацию.

     

    Уважаемые модераторы! Исправьте, пожалуйста, подпись. Должно быть:

    "Фасад по Итальянской улице. Чертеж 1870 г. ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9770 л.45-47" 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 4 из 27
Доходный дом кн. Урусовой
Фасад по Итальянской улице, 1866 г.*
ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9770 л.20-22
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32227
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 3829