Публикация

Сальный буян

Здание на карте
фото
Архитекторы: Тома де Томон Ж.-Ф.
Год постройки: 1805-1807
Стиль: Классицизм

Фото - сайт arch-heritage.livejournal.com (20.02.2012)

Сальный буян                                      классицизм

Утраченное здание

1805-1807 - арх-р Тома де Томон Ж.-Ф.

1914 - снесено

 

 

Одноэтажные монументальные амбары для хранения сала были разобраны в 1914 г., несмотря на протесты общественности. Они стояли на левом берегу Невы, против Горного института, и были построены в 1805-1807 гг. по проекту Тома де Томона.  (Утраченные памятники архитектуры Петербурга-Ленинграда.Каталог выставки / Авторы-сост. В.В. Антонов, А.В. Кобак.Л.: Ленингр. отд-е Сов. фонда культуры, 1988. С. 9.)

 

Одновременно с сооружением биржи в 1804-1805 гг. Томон строил одно из прекраснейших зданий Петербурга - амбары на Сальном буяне. В них с особенной ясностью отразились приемы Леду и его школы.  (Грабарь И. История русского искусства. Т. III. История архитектуры. Петербургская архитектурав XVIII и XIX веке. М.: Изд. И. Кнебель, 1910.С. 493-494.)

 

Амбары Сального буяна, построенные на левом берегу Невы, напротив Горного кадетского корпуса архитектора Воронихина, в печатных источниках связывают с именем Тома де Томона. Однако к их проектированию и строительству имеют отношение еще два архитектора. Благодаря найденным архивным документам удалось полностью восстановить историю этих амбаров.
В мае 1803 г. санкт-петербургские купцы обратились к министру коммерции Н. П. Румянцеву с просьбой о строительстве амбаров с целью разделения сального и масляного буянов, находившихся между 22-й и 25-й линиями Васильевского острова. Предполагалось купить место, принадлежавшее купцу Трозину, на Матисовом острове на противоположной стороне Невы, чтобы перенести туда сальные амбары. Но дело с покупкой затянулось более чем на год. Между тем были заказаны проекты и сметы на сооружение новых амбаров архитекторам И. Гиршу и И. П. Фоку. А "проект канала для удобства и прохода барок кругом амбаров" поручили составить инженер-генералу де Витте. Проекты Гирша и Фока были представлены Александру I. Но еще до утверждения проекта, 6 июля 1804 г., отпустили необходимые для строительства амбаров средства. 7 октября 1804 г. утверждается штат "Конторы для строения сальных и поташных амбаров с каменной пристанью", директором которой назначается П. О. Боттом. Работы предполагалось начать с весны следующего, 1805 г.

 

Казалось бы, Тома де Томон ко всему изложенному не причастен. Но, вероятно, в связи с затянувшейся покупкой места на Матисовом острове решили предусмотреть возможность постройки амбаров на Васильевском острове, рядом со старыми. Проект таких амбаров в том же 1804 году разработал Тома де Томон. Вместе с проектами Гирша и Фока вариант Томона также был представлен на утверждение. В результате приняли решение строить на новом месте по плану архитектора Фока, фасады привести в соответствие с проектом Томона, а новую смету составить Гиршу, которому поручается вместе с тем осуществить строительство.19 июля 1805 г. заложили фундамент и начались работы. К окончанию строительного сезона, 19 октября, Боттом доложил министру коммерции, что "в течение сего лета выстроена на невском берегу часть амбаров почти до самого верхнего кирпича".
В 1807 г. основные работы были завершены, "кроме нескольких сводов, кои по причине свежести стен к концу приведены быть не могли". Полностью строительство заканчивается в следующем году, о чем Боттом рапортовал Румянцеву 8 августа 1807 г.

 (gamebirdworld.com  20.02.2012)

 

Еще одно значительное произведение Томона не сохранилось до наших дней. Это великолепные амбары Сального буяна на Матисовом острове, расположенном у реки Пряжки, на левом берегу Невы. Предназначались они для хранения больших партий сала. При разработке проекта амбаров наибольшую трудность для архитекторов представляло решение фасадов вследствие их значительной протяженности при небольшой высоте постройки. Тома де Томон, видимо, нашел наиболее удачное решение. Для всех четырех фасадов разной протяженности он применяет одну и ту же архитектурно-художественную композицию. Фасады обрабатываются крупным горизонтальным рустом и прорезаются высокими дверными проемами с полуциркульными завершениями. Центр каждого фасада акцентируется значительно возвышающимся объемом, завершенным четко очерченным фронтоном. Благодаря такому решению фасадов различные по величине корпуса оказались связанными в единое архитектурное целое.
Укрупненные архитектурные формы, тщательный отбор деталей, их лаконичное решение, а также четкая расстановка акцентов - все это способствовало хорошему восприятию здания даже на значительных расстояниях. 

В 1914 г. амбары Сального буяна были разобраны. А через несколько лет архитектор Л. В. Руднев предложил использовать гранитные блоки фундамента Сального буяна для сооружения памятника жертвам революции на Марсовом поле.     (Шуйский В.К. Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб.: Лениздат, 1998. С. 58.)

(добавил miraru1)

  • фото

    Фото из кн.: Грабарь И.
    Указ. соч. С. 498.

  • фото

    Фото с сайта oldsp.ru
    (20.02.2012)

    (Ссылка на архив ИИМК РАН)

  • фото

    Фото с сайта ilovepetersburg.ru
    (20.02.2012)

  • фото

    Лукомский "Старый Петербург"
    (добавил Suokas)

  • фото

    1912 г. Сальный буян.
    Деревянный мост.
    фото Радецкий П.С.
    (добавил Риэлтор)

  • фото

    Слева - Сальный буян.
    Первый военный металлический
    корабль - броненосная канонерская
    лодка "Опыт".
    фото рубежа XIX-XX вв.

    (добавил Риэлтор)

  • фото

    1913-1914 гг.
    Адмиралтейский завод, вид на
    р.Пряжку и бывший Сальный буян.
    Начало разборки здания Смольного Буяна.

  • фото

    (добавил Риэлтор)

  • фото

    1914
    фото Линкора «Гангут» (фрагмент)
    Сальный Буян на заднем плане
    (pastvu.com)
    (добавил kolomna_in_art)

В 1913 г. И. К. Григорович докладывал Николаю II:

"В 1913 году на Адмиралтейском заводе открылась новая, важная в деле обороны отрасль производства, а именно - изготовление башенных установок. Как выяснилось на конкурсе проектов и цен на башенные установки для броненосных крейсеров типа „Измаил“, состоявшемся в апреле 1913 г., частные заводы, пользуясь монополией башенного производства, назначили чрезмерно большие цены. Для избежания такой зависимости Морское министерство решило организовать дело постройки башен на одном из казенных заводов, и для этой цели избран Адмиралтейский завод. Законопроект об отпуске средств на оборудование башенного производства одобрен законодательными учреждениями, и законом 13.07.1913 г. ассигновано 7292790 руб. на переоборудование завода. <...>". 

На территории острова Большой Сальный Буян, расположенного рядом с заводом, но выше верфей по течению Невы, было решено построить цеха башенного отдела. Проект разрабатывал Путиловский завод, за год до этого закончивший постройку собственного современного башенного завода и имевший уже значительный опыт в этой области. <...>

В 1914 г. на Большом Сальном Буяне были снесены склады торговых зданий (каменные постройки конца XVIII в. ) и начато строительство цехов башенного отдела. Общая площадь застройки составляла более 14 тыс.м. До начала мировой войны были выведены фундаменты зданий на высоту первого этажа, изготовлены металлические конструкции колонн, балок, подкрановых путей, фермы для крыши, конструкции оконных проемов. После начала войны строительство цехов было свернуто, а заготовленные конструкции, в связи с острой нехваткой металла в военное время, пущены на переплавку. Уже в советское время, когда планы создания на Адмиралтейском заводе башенного производства прочно отошли в прошлое, на построенных в 1914 г. фундаментах в 1937–1938 гг. были возведены по новому проекту три новых судостроительных цеха, работающие и поныне.

Виноградов С.Е. Последние исполины Российского императорского флота. Гл. 3.

 (lib.rus.ec )

  • фото

    Сальный Буян, до 1907 г.
    Карл Эдуардович Гефтлер
    (1853 - 1918) Фото -vk.com
    (добавил kolomna_in_art )

  • фото

    Остроумова-Лебедева А.П. Сальный
    Буян в Санкт-Петербурге. Открытка
    "В пользу общины Святой Евгении".
    СПб.: Тов-во Голике и Вильборг, 1910.

  • фото

    Остроумова-Лебедева А.П. Сальный
    буян. Гравюра. 1912.

  • фото

    Завод г-на Берда.
    Отправление в Кронштадт.
    Литография. 1820-е
    (добавил kolomna_in_art)

  • фото

    Александр Карлович Беггров.
    Набережная Невы, 1876 г.
    (добавил kolomna_in_art)

Приложение

 

Указ императора Александра I.

21.464. - 1804. Сентября, 23. Именной, данный Министру Коммерции. -

О построении сальных и поташных буянов; о обделке против оных Невского берега диким камнем, и о соединении речки Пряжки с большой Невою каналом.


Из представления вашего усмотрев, что купечество, салом торгующее, домогалось разделить сальные от масляных буянов, в отвращение опасности от возгорания легко могущей случиться, в 6-й день минувшего июля Я указал Министру Финансов, для сего заведения на известном основании из Банка отпустить вам 400.000 руб., из которых вами уже и употреблено на покупку Трозинского места с старым строением 94.550 руб.
Теперь обращая к вам планы и сметы, 1. для предположенных на том месте сальных и поташных анбаров с каменными сводами по вычислению в 251.511 руб. 70 коп., 2. для обделки диким камнем Невского берега против буянов во 183.350 руб., 3. для соединения каналом речки Пряжки с большою Невою в 36.000 руб., - Я препоручаю вам все то сооружить, избирая для самого здания проект фасада, Архитектором Томоном представленный; недостоющую же сумму 165.411 руб. 70 коп. Я укажу в свое время дополнить.

Для успешнейшего производства работ Я дозволяю вам самим утверждать по произведенным торгам контракты, не представляя Правительствующему Сенату; равномерно, буде бы встретилась медленность в течении работ, за неявкою по вызовам подрядчиков, предоставляю вам заменяться тогда хозяйственными мерами.
Чиновников, какие нужны будут по строению анбаров и канала, вы имеете определять, поднеся Мне штат им на утверждение.

(Полн. Собр. Зак. Росс. Империи (собрание первое). Т. 28. С. 533.)

 
Указ императора Александра I.

23.683. 1809. Июня 4. Именной, данный Министру Коммерции Графу Румянцеву.- Об упразднении конторы строения сальных и поташных анбаров.

 
Граф Николай Петрович! Усматривая из представления вашего об окончании строений сальных и поташных анбаров, что работы сии совершены суммою, назначенною по сметам, за 5 лет пред сим составленным, не взирая, что в течении сего времени на все материалы и рабочих цены возвысились; что из оной же суммы,посредством разных хозяйственных мер, произведены и другие строения, которые с содержанием Конторы в прежнее исчисление не входили, и на кои с Конторою употреблено более 60.000, и что весь недостаток, какий по сим излишним издержкам необходимо должен был последовать, составил токмо 28.441 руб.34 1/2 коп., Я приемлю сей отчет ваш с совершенным удовольствием, и поручая вам изъявить Мое благоволение в особенности Директору Конторы, Надворному Советнику Боттому, за усердие и рачение его при строениях сих, Я желаю, чтоб вы внесли мне ваше представление, о вознаграждении и всех бывших при работах сих Чиновников.

Впрочем согласно назначению вашему Повелеваю:

1) Деньги 28.441 руб. 34 1/2 коп., заимствованные из сумм, на чугунные мосты отпущенных, возвратить в оныя из тех сборов, кои за наем новых анбаров от Городской Думы в Банк отдаются, и кои представлены Мною в распоряжение ваше для подобных впредь по торговле устроений.

2) Контору строения сих анбаров упразднить, удовлетворяя всех чинов ея жалованием по 1-е число сего июня из тех же сборов.

3) Дом и место, по строении анбаров за каналом оставшиеся и к ним не принадлежащие, оставить в ведении вашем, для нужных впредь по торговле употреблений. 

4) Разныя материалы и инструменты, от строения оставшиеся, продать с публичного торга, а из вырученных денег употребя, сколько нужно, на засыпку и уравнение низких мест около анбаров, остальные за тем причислить к означенным же сборам. 

5) Для смотрения за сими вещьми, доколе они проданы будут, также за домом и местом, определить двух караульных с жалованьем по 120 рублей в год каждому из тех же сборов. 

6) Веденные Конторою по производству сих работ книги со всеми документами препроводить по общему порядку к Государственному Казначею.

(Полн. Собр. Зак. Росс. Империи (собрание первое). Т. 30. С. 994.

 

Сведения из адресной книги 1809 г. [123]

Томон, Томас .  Архитект. и член Акад. худож. Вас. ч. в означ. Академии. ([123], "Академики и проч.", С. 349. )

Боттон <м?> Павел, Над. Сов. I <Адмиралт. часть> по Адмир кан. №226.  - Надв. Сов. Вас. ч. в 15 лин. По 454 и 455.

([123], "Владельцы домов", С. 20.)

№ 226, Ботома Павла Иосифовича, Надворного Советника  ([123], "Описание I Адм. части", С. 21)

 Ботом Павел Осипов. Над. Сов. и Директор сального и поташного Буяна.IV <Адмиралт.> ч. 3 квар. на Неве. № 160.

[123], "Чиновники военные и штатские", С. 207.

Витте, Яков Яковлев. Инженер Генерал. Член Деп. Водян Коммун. и при строен. дорог. I <Адмиралт. ч.> 2 квар. по больш. Морск. в доме Стат. Сов. Чернышева №147. ([123], "Чиновники военные и штатские", С. 215)

Казенный чугунный мост у Сального буяна.   ([123], "Опис. IV Адм. части", С. 32)

  • фото

    Фрагмент: План столичного
    города Санктпетербурга. СПб.:
    Имп. акад. наук и художеств,
    1753. Западная часть Матисова
    острова до прорытия Сальнобуянского
    канала (юг - сверху).

  • фото

    Фрагмент: Подробный план столичного
    города Ст. Петербурга, снятый
    по масштабу под начальством
    генерал-майора Шуберта. Военно-Топограф.
    Депо: СПб., 1828.

  • фото

    План Сального буяна
    1872 г.
    (добавил endegor)

  • фото

    Фрагмент плана С.-Петербурга
    1913 г. (изд-во Суворина)

  • фото

    Современный вид территории
    Сального буяна (панорамы Яндекса,
    20.02.2012)

  • фото

    Фрагмент
    топоплана 1932 г.
    (добавил lenarch .)

В основе проекта реконструкции лежала мысль полного разделения завода на судостроительную часть, расположенную непосредственно на «Галерном островке», и вспомогательную механическую, намеченную к размещению на присоединяемой территории, то есть между правым рукавом Фонтанки и рекой Пряжкой. В 1913 г. новым направлением в предстоящей деятельности Адмиралтейского завода становится организация выпуска артиллерийских башенных установок, в частности для линейного крейсера «Наварин», на что 13 июля того же года выделяется 2300 тыс. руб. и еще почти пять миллионов рублей на дальнейшее расширение и реконструкцию предприятия. Основные работы заключались в следующем: расширение достроечного бассейна для постройки кораблей увеличенного водоизмещения, сооружение административных и жилых зданий, оборудование башенного производства, постройка мастерских улучшенного типа взамен существующих в Новом Адмиралтействе с приспособлением их для обслуживания башенного производства, расширение заводских рельсовых путей с приобретением подвижного состава и 200-тонного парового железнодорожного крана, устройство водопровода, канализации и другие работы. Основное внимание уделялось сооружению башенной мастерской на территории бывшего Большого Сального буяна, способной выпускать в год четыре трехорудийные башенные установки с орудиями калибра 305-406 мм. Ее намечалось оборудовать более чем семьюдесятью различными станками, один из которых, предназначенный для расточки погонов фундаментных подкреплений и поворотного стола, являлся для своего времени поистине уникальным по размерам. Единственным предприятием в России, взявшимся за его изготовление, оказался завод «Феникс», принявший также заказы и на поставку остальных специальных станков. Для перемещения тяжеловесных деталей мастерскую планировалось оснастить двумя 100-тонными ‘кранами и четырьмя кранами грузоподъемностью от 5 до 30 т. Техническое содействие в организации башенного производства Адмиралтейскому заводу оказывал французский завод «Сен-Шамон». Его представитель, ознакомившись с планом расширения верфи, указал на недостаточность размеров предполагаемой котельной мастерской, в которой также намечалось изготавливать ряд башенных деталей. В результате совместной разработки появился проект объединения башенной, котельной и ремонтно-механической мастерских под общим перекрытием. Это позволяло разместить все производство не на двух, а только на первом этаже, отказаться от транспортировки отдельных частей через двор из одного здания в другое и увеличить количество станков, так как общая площадь застройки увеличилась при этом до 2050 кв. м. По части капитального строительства к работам на заводе привлекаются отдельные компании и частные лица. Так, возведение железобетонных стен и подкрановых путей мастерской для постройки железных катеров поручается в мае 1914 г. Акционерному обществу «Бодо Эгесторф и К*», а за строительство башенной мастерской в мае 1915 г. берется подрядчик Бонье. Война нарушила ход выполнения кораблестроительной программы и планы расширения завода. Название его, вместо официально утвержденного - «Адмиралтейский судостроительный и башенный завод», вернулось к первоначальному, поскольку срок готовности башенной мастерской отдалялся на неопределенное время. По той же причине аннулировали заказы на поставку для нее некоторых станков. В 1914 г. в основном продолжались работы по внутреннему обустройству и установке оборудования только в тех зданиях, сооружение которых закончилось к началу года. Сдается в эксплуатацию кузница, расширенная внутризаводская железнодорожная сеть упрощает доставку материалов. Из работ по сооружению остальных предусмотренных планом зданий продолжались только те, которые не требовали больших расходов, так как значительно увеличилась стоимость строительных материалов и рабочей силы. К концу года стал даже ощущаться недостаток в складских помещениях для размещения огромного количества поступивших комплектующих изделий. В сентябре 1917 г. Адмиралтейскому заводу разрешили складировать различные механизмы и паровые котлы на прилегающей к предприятию Мясной улице, с принятием мер по их безопасному хранению. (по материалам: Л. А. Кузнецов. Адмиралтейский судостроительный завод (1908-1926), 1995 г.)

(добавил Риэлтор)

91 комментарий
9863 просмотра
Добавил: anchurian, 21 Февраля 2012, 00:44
Редактировано: 2 Февраля 2023, 22:05
Оцените:
(27 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house20316.html' target='_blank'>Сальный буян на Citywalls.ru</a>
Всего 91 комментарий
  • 21 Февраля 2012, 13:39

    Чего же все пишут, что Сальный буян напротив Горного института?

  • 21 Февраля 2012, 14:07

    На карте 1923 г. обозначен, хотя снесен в 1914 г.

  • 21 Февраля 2012, 14:28

    Так и на плане 1929 года он есть. Как я понимаю, тогда особо не заморачивались: взяли старые типографские формы и кое-что подправили.

  • 21 Февраля 2012, 14:37

     "Еще одно значительное произведение Томона не сохранилось до наших дней. Это великолепные амбары Сального буяна на Матисовом острове, расположенном у реки Пряжки, на левом берегу Невы. Предназначались они для хранения больших партий сала. При разработке проекта амбаров наибольшую трудность для архитекторов представляло решение фасадов вследствие их значительной протяженности при небольшой высоте постройки. Тома де Томон, видимо, нашел наиболее удачное решение. Для всех четырех фасадов разной протяженности он применяет одну и ту же архитектурно-художественную композицию. Фасады обрабатываются крупным горизонтальным рустом и прорезаются высокими дверными проемами с полуциркульными завершениями. Центр каждого фасада акцентируется значительно возвышающимся объемом, завершенным четко очерченным фронтоном. Благодаря такому решению фасадов различные по величине корпуса оказались связанными в единое архитектурное целое.
      Укрупненные архитектурные формы, тщательный отбор деталей, их лаконичное решение, а также четкая расстановка акцентов — все это способствовало хорошему восприятию здания даже на значительных расстояниях. В 1914 г. амбары Сального буяна были разобраны. А через несколько лет архитектор Л. В. Руднев предложил использовать гранитные блоки фундамента Сального буяна для сооружения памятника жертвам революции на Марсовом поле."

      В. К. Шуйский 
    Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1998. С.58

  • 21 Февраля 2012, 20:58

    Вот маленький подарочек в столь симпатичную публикацию.

    Адресная книга Реймерса (1809) сообщает: Бот<т>ом Павел Осипович, надворный советник и директор сального и поташного буяна. IV [Адмиралтейская] часть, 3 квартал, на Неве. № 260 (С. 207). 260 - это как раз номер участка, на котором стоял Сальный буян, а П. О. Боттом был, вероятно, его первым директором и, судя по всему, сам принимал участие в его возведении.

    Разные сайты приводят текст про строительство биржи (не знаю, правда, откуда взятый): "По словам министра Румянцева, "главными лицами в управлении биржевых работ" являлись Тома де Томон и Павел Осипович Боттом. Они присутствовали на всех заседаниях Комиссии и решали основные вопросы, связанные не только с сооружением биржевого ансамбля, но и строительством мостов, благоустройством набережных рек и каналов" (http://bibliofond.ru/view.aspx?id=476338)

  • 21 Февраля 2012, 21:56

    Liz, большое спасибо. В книге Реймерса 1803 г. упоминается еще Александр Боттом, который продолжил дело отца на гранильной фабрике. Видимо, брат Павла. Добавлю Боттома в публикацию.

  • 21 Февраля 2012, 22:36

    Основательно, что и приятно.

    Не вспомню, где именно, но мне как раз приходилось несколько лет назад в ист-ках встречать протесты этой самой общественности против сноса - но идет такой поток инф-ции по своей работе, что подобные вещи ост-ся только мысленно помечать, что тема знакомая.

    Т.б. Грабарь в свое время был чуть не наизусть выучен :))

  • 22 Февраля 2012, 21:38

    К сожалению, предположение о родстве П.О. Боттома с петергофскими Боттомами мне подтвердить не удалось. Там генеалогия такая (по английским источникам): Джозеф Боттом (военный), у него сын - тоже Джозеф Боттом (гранильный мастер), у него два сына - Александр Боттом и Джон Боттом. 

  • 9 Апреля 2013, 16:51

    Интересно, ну как можно ставить адрес по Лоцманской, если Буян, когда существовал, был отделен Пряжкой, а Лоцманская где начиналась тогда, там начинается и сейчас... 

     

  • 9 Апреля 2013, 18:03

    Адрес несуществующего здания на несуществующем острове в любом случае условный. Разумеется, я знаю, что в старых адресных книгах буян значился по Пряжке. Но мне хотелось, чтобы в списке домов по Лоцманской это здание тоже присутствовало, поскольку оно завершало перспективу улицы.

  • 9 Апреля 2013, 18:24

    Да, да. А ТЮЗу - адрес по Гороховой!

  • 9 Апреля 2013, 19:42

    Сальный буян стоял на правой, нечетной, стороне Пряжки - на приведенном плане на нем стоит № 19, что правильно.

  • 9 Апреля 2013, 20:08

    Ну хорошо, раз народ против - убрал Лоцманскую. То, что нечетная сторона стала четной, а Сальнобуянский канал стал Пряжкой, это уже невозможно отразить в адресе.

  • 9 Апреля 2013, 20:15

    Да, Пряжка теперь течет по другому руслу, с этим ничего не сделать. Сейчас д.б. четный номер.

  • 9 Апреля 2013, 21:35

    Зачем было убирать Лоцманскую? Там как сейчас площадка "Ленэнерго" с адресом - Лоцманская, 5.

  • 9 Апреля 2013, 21:49

    Неужели 5? Счет шел от Пряжки. Бедный anchurian.

  • 9 Апреля 2013, 21:56

    Табличка была "Лоцманская, 5". Похоже, это самопал, ибо по РГИС:

    набережная реки Пряжки, дом 66, корпус 2, литера Б
    Кадастровое дело 32/06020
    Дата учета 31.03.2004
    Дата синхронизации 31.03.2004
    Признак ПО Первичный объект
    Наименование Трансформаторная подстанция электросети

     

    При этом на другой стороне набережной тоже есть дом 66.

  • 9 Апреля 2013, 22:02

    Счет и сейчас идет от Пряжки. Если Виктор имеет в виду электрическую подстанцию «Адмиралтейскую», так она на Пряжке, а больше я ничего такого не припоминаю.

  • 29 Февраля 2016, 10:48

    Сальный буян напротив Горного? lol

  • 20 Февраля 2017, 23:15

  • 8 Мая 2019, 14:54

    Взгляд Акакия Акакиевича.

     

    Курбатов отмечает "От Калинкина моста вид на «Сальный буян» Томона". (Курбатов В. 1913 Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы, (Обзор художественного достояния Петербурга. Суша. Калинкинская пл.))

     

    Яндекс 2016

  • 25 Января 2020, 09:39
    Ответ на "Зачем было убирать Лоцманскую? Там как сейчас площ" от Виктор М

     

    Ответ на "Взгляд Акакия Акакиевича. Курбатов отмечает "От К" от Сергей Г

     

    Для меня с 1974 года Лоцманская улица удивляла непропорциональностью своих размеров. А если представить, что она завершалась видом на Сальный буян, то всё встаёт на свои места! 

    Сам автор публикации пишет: "в списке домов по Лоцманской это здание тоже присутствовало, поскольку оно завершало перспективу улицы".

    Верните пожалуйста адрес по Лоцманской улице! Предлагаю: Лоцманская ул., 0х

  • 13 Мая 2020, 00:03

    Ленинградская государственная верфь железобетонного судостроения

          /г. Ленинград Корабельная наб., 3/

          Во воторой половине 1920-х г. на заводе им. А. Марти начато строительство железобетонных судов, для чего на острове Сальный Буян (территория на стыке бывшего Галерного островка и Франко-Русского завода) была оборудована перемычка существовавшего там ковша и образована судояма, в которой в 1931г. построен плавучий док, переданный Канонерскому заводу. Новое производство для строительства Свирской ГЭС в 1927г. преобразовано в самостоятельную Ленинградскую верфь железобетонного судостроения в ведении Судотреста. При реорганизации Судотреста в 11.1929г. железобетонное судостроение в Ленинграде было прекращено, а верфь присоединена к Ленинградскому судостроительному и механическому заводу.115,131             

     (источник Тихонов С.Г. «Оборонные предприятия СССР и России». М. «ТОМ», 2010г.)

  • 26 Мая 2020, 01:37

    Прочитала комменты, но не представляю какой адрес мог бы быть по Лоцманской. "0" быть не может.

  • 26 Мая 2020, 03:14
    Ответ на "Прочитала комменты, но не представляю какой адрес " от Наталия

     Да вздор совершенный. В святцы неплохо заглянуть прежде чем бить в колокола. Никакого по Лоцманской адреса быть не может, если только действительно 0. Адрес был: Пряжка, 19-6 (ВПб на 1907. О. 4. Стб. 325). Не очень только понятно, откуда номер 6 - не по Сальнобуянскому же каналу. Дожно быть, по Корабельной набережной.

    Кстати, на плане, который стоит в комментарии у Антона аж с 2013 года, это номер - 19 - есть. Но мы тут все писатели - читателей нет.

  • 26 Мая 2020, 04:07

    Фрагмент топоплана 1932 г.:

  • 26 Мая 2020, 15:49
  • 26 Мая 2020, 16:44
    Ответ на "Да вздор совершенный. В святцы неплохо заглянуть п" от Liz

     Так речь то не об адресной системе, а об восприятии города и отдельных его улиц как единого организма.

    Вы с таким вдохновением писали об Сальном буяне!.. Но существовал то он в городском пространстве, хоть и на острове. Где сейчас Корабельная наб.? Превращена в свалку металлолома - видел с Балтийского завода, когда спускали ледокол "Урал"...

  • 26 Мая 2020, 16:46

    Интересно на плане 1932 г. выглядит переправа по железке - скорее всего там был паром

  • 17 Июля 2021, 10:44


    Карл Эдуардович Гефтлер (1853 - 1918)
    Сальный Буян, до 1907
    отсюда

  • 17 Июля 2021, 12:07
    Ответ на "Карл Эдуардович Гефтлер (1853 - 1918)Сальный Буян," от kolomna_in_art

     Вид с Корабельной наб. Тогда виден снесённый каменный эллинг на Галерном острове, простоявший с 1906 по 1912 гг.!

  • 17 Июля 2021, 12:09
    Ответ на "Карл Эдуардович Гефтлер (1853 - 1918)Сальный Буян," от kolomna_in_art

    Очень интересная акварель, причем в разных отношениях.

     

    Во-первых, изображен фасад со стороны Невы с эллингом на заднем плане. (Может быть, поместить эту акварель еще и в публикации по Новому Адмиралтейству?)

     

    Во-вторых, интересна личность автора. Карл Эдуардович Гефтлер - архитектор, построивший замечательное здание типографии Балашева на Екатерининском канале, а позже занявшийся  живописью.

     

  • 17 Июля 2021, 12:37
    Ответ на "Очень интересная акварель, причем в разных отношен" от S.P.

     "Во-первых, изображен фасад со стороны Невы с эллингом на заднем плане. (Может быть, поместить эту акварель еще и в публикации по Новому Адмиралтейству?)"

     

    Мне кажется, что Вы ссылаетесь на другой эллинг (совершенно разные стены и крыша иной формы)... Не говоря о том, что на картине смотреть он тогда должен в другую сторону.

    Попытайтесь найти точку, где стоял художник... Это Корабельная наб. На переднем плане - полуразрушенный мост. За ним - остатки часовни (см. план Шуберта)...

     

    А в третьих, в Госкаталоге её нет!

  • 17 Июля 2021, 13:41
    Ответ на ""Во-первых, изображен фасад со стороны Невы с&nbsp" от Риэлтор

    Направление съемки:

     

     

    Да, я ошибся. Это другой эллинг - на Адмиралтейском заводе.

     

    В заблуждение меня ввела эта фотография из журнала "Всемирная иллюстрация" с ошибочной подписью "Каменный эллинг Нового Адмиралтейства". О том, что на самом деле это эллинг на Галерном острове, свидетельствует, например, такая фотография из "Нивы".

     

    Между прочим, тогда неплохо бы дополнительно поместить данную акварель в публикацию по Адмиралтейскому заводу.

  • 17 Июля 2021, 14:03
    Ответ на "Направление съемки: Да, я ошибся. Это другой элл" от S.P.

     С направлением сьёмки согласен.

    Но как быть с возражением: "совершенно разные стены и крыша иной формы"?

    Или после пожара он был перестроен?

    Или это сгоревший эллинг (фото) до перестройки?

    Тогда картина ещё более ранняя, до 1901 г.

    Мне кажется, что для Галерного острова эллинг слишком близко нарисован.

  • 17 Июля 2021, 17:02

    Этот эллинг существовал до 1907 года. Его верх  виден на картине Н.К. Обуха "Воскресенская церковь в Малой Коломне" 1897 года. Акварель в собрании ГМИ СПб, как и еще ряд акварелей Гефтлера с видами города. Эта была выставлена на предковидной выставке в особняке Румянцева.Если в Госкаталоге нет, значит еще не успели ввести.

  • 17 Июля 2021, 18:46
    Ответ на "Этот эллинг существовал до 1907 года. Его верх&nbs" от Liz

     Виден эллинг. Только крыша другая... Первого каменного эллинга 1889 г. постройки.

  • 18 Июля 2021, 12:06
    Ответ на "Карл Эдуардович Гефтлер (1853 - 1918)Сальный Буян," от kolomna_in_art

     После ознакомления с историей эллингов на Галерном о-ве складывается впечатление, что эллинг нарисован по памяти (с ошибками). Или это другой эллинг?..

  • 18 Июля 2021, 21:30
    Ответ на "После ознакомления с историей эллингов на Галерном" от Риэлтор

    О каких ошибках Вы говорите? Сравните изображение на акварели Гефтлера с помещенной Вами же в новой публикации фотографией эллингов на Галерном острове: такая же форма крыши  - закругленной, разделенной на две части, с треугольным фронтоном со стороны Невы. Примерно те же размеры - и высота, и длина бокового фасада. Разве только трубы у Гефтлера нет, но она могла появиться и позже. А расстояние до эллинга не очень-то понятно, оно может быть и больше, чем Вам кажется.

     

    Мне кажется, что именно в новую публикацию по эллингам на Галерном острове было бы очень хорошо поместить и эту акварель.

  • 18 Июля 2021, 22:27
    Ответ на "О каких ошибках Вы говорите? Сравните изображение " от S.P.

     

    PS. Убедили! Коммент писал утром, а фото для новой публикации собирал весь день.

    Труба у Гефтлера просматривается. Картину можно датировать 1906-12 гг. Завтра добавлю.

  • 18 Июля 2021, 22:47
  • 19 Июля 2021, 09:43
    Ответ на "Этот эллинг существовал до 1907 года. Его верх&nbs" от Liz

     "Его верх  виден на картине Н.К. Обуха "Воскресенская церковь в Малой Коломне" 1897 года."

    Картина более точно атрибутирована? Было: (не ранее 1884 г.)

  • 19 Июля 2021, 10:29
    Ответ на " PS. Убедили! Коммент писал утром, а фото для ново" от Риэлтор

     "А как быть с этим углом?"

     

    Сравните с картиной Обуха - там этот край крыши нарисован так же, как у Гефтлера. Не могли два разных художника допустить одну и ту же неточность.

     

    Значит, между 1907 и 1911 г. была какая-то перестройка этого эллинга.

  • 19 Июля 2021, 10:56
    Ответ на ""А как быть с этим углом?" Сравните с картиной Об" от S.P.

     Обух картину рисовал раньше, когда деревянный эллинг ещё был. И, на мой взгляд, на ней правый (см. с Невы) каменный эллинг. Обратите внимание на круглые настройки (вытяжная вентиляция или световой фонарь?), к 1914 г на фото их видно пять) на крыше и блики (вероятно, стёкла?).

    А у Гефтлера крыша с уступом (как Вы сами заметили!), и, вероятно, это левый каменный эллинг, построенный на месте сгоревшего деревянного.

     

    Ответ на "У Гефтлера акварель!" от Liz

     Liz! с изменением датировки картины 1906-12 гг. Вы согласны? (см. дополненную сегодня Эллинги на Галерном острове)

  • 19 Июля 2021, 13:33

    Картина Обуха датирована абсолютно точно, на основании чертежей изображённых домов и читаемых вывесок. Когда я только начинала ею заниматься и была ещё далека от этой окончательной датировки, я разговаривала с Кириковым по поводу эллинга. Он сказал, что это тот, который существовал до 1907 года.

    Не называйте, пожалуйста, акварель картиной, это неправильно.

    Я не помню, как датирована акварель Гефтлера. Можете в фб спросить Константина Житорчука, он хранитель, ему виднее. 

  • 20 Июля 2021, 23:49

    Перечитала комментарии с самого начала. Похоже на главу из Гофманиады. Обсуждение номера несуществующего дома на берегу засыпанной реки, стремление пристроить фантастическое (исчезнувший более ста лет назад Сальный буян) к нашей повседневности породило самые удивительные предложения. Виртуальное перетаскивание этого призрака с места на место в поисках исчезнувшей речки создало монстра - №68. Стремление опять сделать красиво, соткать перспективу с тем же призраком выдвинуло №0 по Лоцманской и еще какие-то, не менее фантастические, номера по ней же. То есть любая фантазия, только не тот номер, который был в действительности - №19 по Пряжке, к которому ничто не мешает приделать х. 

    Да, речку засыпали, но место-то осталось - всяко ближе к жизни, чем  № 68, перед которым точно так же Пряжка засыпана. 

  • 21 Июля 2021, 00:31

    В эти адреса даже вникать не хочу. Тем более, что № 68 вообще на другой стороне улицы, называемой наб. реки Пряжки, хоть и на левом берегу. №0, слава богам, наша система не примет.

  • 21 Июля 2021, 08:07
    Ответ на "В эти адреса даже вникать не хочу. Тем более, что " от Наталия

     "№0, слава богам, наша система не примет."

    Если систему научить принимать №0, то под ним можно описывать историю улицы в целом, а не распихивать по публикациям к отдельным домам.

  • 21 Июля 2021, 11:34
    Ответ на "Направление съемки: Да, я ошибся. Это другой элл" от S.P.

     Ссылка "эта фотография" не работает

  • 21 Июля 2021, 15:37
    Ответ на "Ссылка "эта фотография" не работает" от Liz

    S.P.! Вы обратите внимание на последний коммент в публикации, откуда убрано фото: "Не уверен, что подпись ошибочна... Надо смотреть окружение.  На Галёрном острове построили каменный эллинг, подобный большому в Новом Адмиралтействе."

  • 21 Июля 2021, 18:09
    Ответ на "Ссылка "эта фотография" не работает" от Liz

    Эта картинка была с моей подачи перемещена в публикацию по Адмиралтейскому заводу (о чем я теперь жалею). 

     

     

    Ответ на "S.P.! Вы обратите внимание на последний коммент в " от Риэлтор

    Я обратил внимание, но долго не имел возможности ответить.

     

    Я посмотрел внимательнее - и понял, что ошибка не во "Всемиронй иллюстроации", а у меня. Крыша другая - не двухчастная и без сплошного светового фонаря по верху.

     

    Придется попросить Наталию вернуть фотографию обратно, в Новое Адмиралтейство 🙁

  • 21 Июля 2021, 21:51

    Картинку я вернула, но ссылка на нее теперь изменилась

  • 21 Июля 2021, 22:09
    Ответ на "Может быть, поместить эту акварель еще и в публикации по Новому Адмиралтейству?" от S.P.

     Нить потеряла окончательно... Почему к Новому Адмиралтейству? Между буяном и им еще целый Матисов остров. Откуда этот вид?

  • 21 Июля 2021, 22:35
    Ответ на "Нить потеряла окончательно... Почему к Новому Адми" от Наталия

     Вид с Корабельной набережной на Матисовом острове, перед домом Берда. Не знаю, зачем это в Новом Адмиралтействе. Если у нас голова кругом идет, что говорить о свежем человеке.

  • 22 Июля 2021, 00:23
    Ответ на "Нить потеряла окончательно... Почему к Новому Адми" от Наталия

     Это устарело. Я уже давно понял, что это не Новое Адмиралтейство, а Галерный остров - см. мой второй  комментарий от 17 июля. Но в нем, в свою очередь, были другие ошибки.. По-моему, в конце концов всё было сделано правильно - акварель помещена (кроме данной публикации) в публикации по эллингам на Галерном острове. И всё. Больше ее никуда ставить не нужно.

  • 25 Июля 2021, 12:30

    1913-14 Адмиралтейский завод, вид на р. Пряжку и бывший Сальный буян (полный размер)

    Начало разборки здания Смольного Буяна.     (полный размер)

     

       фото  см. публ.

     

  • 28 Марта 2022, 19:49

    1912 Сальный буян. Открытка. Издание Общины св. Евгении. Фототипия А.Ф. Дресслера, с фотографии П. Радецкого.   https://pastvu.com/p/138562 разместил не полный вариант.

    Спасибо, Liz!   Исправил, эта открытка есть в публикации.

  • 29 Марта 2022, 00:38
    Ответ на "1912 Сальный буян, Деревянный мост. фото Радецкий " от Риэлтор

     Что-то последнее время на pastvu халтура чаще всплывать стала. Жаль. Это изображение - открытка, справа у нее есть полоса с частью выходных данных, остальные приведены на обороте. При этом ссылку дают на календарь "Воспоминания о Коломне" на 2009 год, в который я включила исключительно открытки, хранящиеся в ГМИ СПб. Поленились даже данные об авторе и прочем переписать.

    Сальный буян. Издание Общины св. Евгении. Фототипия А.Ф. Дресслера, с фотографии П. Радецкого. 1912.

    Здесь слова "Деревянный мост" выглядят, как часть названия, а это не так.

  • 30 Марта 2022, 16:15

    Наталия Цендровская. Сальный буян — загадочное место, исчезнувшее более ста лет тому назад. 23.04.2018

    https://antennadaily.ru/2018/04/23/buyan/

    "для входивших в устье Невы кораблей это был фасад города, поэтому фасады амбаров для хранения сала отстраивались по чертежам Тома де Томона, по проекту которого тогда возводилось здание Биржи на стрелке Васильевского острова. Ответственным за возведение обоих зданий был назначен Павел Осипович Боттом, ставший директором Сального буяна...

    А тогда, в начале XIX века, пострадала Пряжка: сальные амбары непременно должны были стоять на острове, поэтому последний отрезок речки засыпали и вывели ее воды в Неву двумя Сальнобуянскими каналами. Новый остров соединили с Матисовым чугунным - первым в Петербурге - мостом, конструкции которого изготовили здесь же, на соседнем заводе Ч. Берда. Мост так и назывался - Чугунный.

    Амбары были невысокими, фасады протяженными, разной длины. Но Томон прекрасно рассчитал эффект, который должно было производить стоявшее на таком ответственном месте здание. В центре каждого из четырех фасадов был поставлен более высокий объем, завершенный фронтоном и прорезанный стройной аркой для въезда во внутренний двор, по сторонам же арки располагались входы, украшенные небольшими портиками с колоннами. Больше ничто, кроме окон, пропорции которых были хорошо рассчитаны, не украшало стен.

    Почти в то же время на другом берегу Невы, наискосок от Сального буяна по проекту А.Н. Воронихина было возведено здание Горного института с многоколонным портиком. И эти два прекрасных сооружения стали величественными пропилеями для кораблей, входивших в Петербург."

     

    Добавлю ещё ссылку: Александр Чернега, автор сайта "Прогулки по Петербургу" 

    https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/salnyj-buyan

  • 8 Апреля 2022, 16:33


    отсюда


    В. П. Ковальский отсюда

  • 8 Апреля 2022, 16:50
    Ответ на "отсюдаВ. П. Ковальский отсюда" от kolomna_in_art

     В рекламных материалах выставки, которая открылась в конце 2019 в особняке Румянцева (не помню название, о ней много писали), была съемка, начинавшаяся, как мне кажется, этим кадром, но у меня как-то не получилось сделать ссылку на нее. Камера ехала вправо некоторое время, штуковина с трубой справа была в кадре долго.

    А второе фото это, вероятно, правое русло Фонтанки, дострроечный бассейн?

  • 8 Апреля 2022, 17:23
    Ответ на "В рекламных материалах выставки, которая открылась" от Liz

     О, интересно, здорово было бы раздобыть кадр в лучшем разрешении.

     

    Не могу понять. Кажется нужно перевернуть фото? Мб вообще с Васильевского острова снято?

     

     

  • 8 Апреля 2022, 20:00
    Ответ на "О, интересно, здорово было бы раздобыть кадр в луч" от kolomna_in_art

    У меня получилось скопировать только первый и последний кадры из видео. Ссылки что-то не нахожу, к сожалению. 

     

     

  • 9 Апреля 2022, 01:54
    Ответ на "О, интересно, здорово было бы раздобыть кадр в луч" от kolomna_in_art

     Рассматривал фото. Фотограф стоял на Галерном о-ве перед эллингом и снимал Сальный буян.

    archivogram.top/32216482-reka_neva_u_salynogo_buyana/  подпись фото: Река Нева у Сального буяна.

    Под концом бушприта - Часовая башня Нового Адмиралтейства (?)

     

    Ответ на "В рекламных материалах выставки, которая открылась" от Liz

     "А второе фото это, вероятно, правое русло Фонтанки, достроечный бассейн?"

     

    Мне тоже так кажется.

     

  • 9 Апреля 2022, 10:30
    Ответ на "В рекламных материалах выставки, которая открылась" от Liz

     Похоже на работы по укреплению берега... Тогда "штуковина с трубой справа" - печка  для разогрева смолы при просмолке брёвен.

     

  • 9 Апреля 2022, 10:54
    Ответ на "У меня получилось скопировать только первый и посл" от Liz

    Если смотреть на план Сального буяна 1872 года, где обозначено положение портиков, то на фото может быть или западный или восточный угол (четыре двери слева и одна справа)

    Но вряд ли лошадей гоняли вокруг острова к западным воротам, тогда получается, что это фото восточного угла. В пользу этого варианта говорит и положение труб на крыше, совпадающее с др. фото восточных ворот.

  • 18 Апреля 2022, 11:34
    Ответ на "У меня получилось скопировать только первый и посл" от Liz

     Здорово, спасибо!


    Ответ на "Если смотреть на план Сального буяна 1872 года, гд" от endegor

     Думаю, снято примерно отсюда, если ориентироваться на башню Коломенской части:

  • 18 Апреля 2022, 11:44

    Чертежи по рисункам Тома де Томона с сайта Эрмитажа:

    отсюда

    отсюда

  • 18 Апреля 2022, 11:56


    Руины Сального буяна с сайта Госкаталога


    Госкаталог


    В арке

  • 19 Апреля 2022, 02:49
    Ответ на "отсюдаВ. П. Ковальский отсюда" от kolomna_in_art

     Не знаю, возможно ли это технически, но вот подумалось: а не было ли видео в рекламе  выставки смонтировано уже сейчас из фотографии, приведенной kolomna_in_art?

  • 4 Сентября 2022, 14:02

    В основе проекта реконструкции лежала мысль полного разделения завода на судостроительную часть, расположенную непосредственно на «Галерном островке», и вспомогательную механическую, намеченную к размещению на присоединяемой территории, то есть между правым рукавом Фонтанки и рекой Пряжкой.

    В 1913 году новым направлением в предстоящей деятельности Адмиралтейского завода становится организация выпуска артиллерийских башенных установок, в частности для линейного крейсера «Наварин», на что 13 июля того же года выделяется 2300 тыс. руб. и еще почти пять миллионов рублей на дальнейшее расширение и реконструкцию предприятия. Основные работы заключались в следующем: расширение достроечного бассейна для постройки кораблей увеличенного водоизмещения, сооружение административных и жилых зданий, оборудование башенного производства, постройка мастерских улучшенного типа взамен существующих в Новом Адмиралтействе с приспособлением их для обслуживания башенного производства, расширение заводских рельсовых путей с приобретением подвижного состава и 200-тонного парового железнодорожного крана, устройство водопровода, канализации и другие работы.
    Основное внимание уделялось сооружению башенной мастерской на территории бывшего Большого Сального буяна, способной выпускать в год четыре трехорудийные башенные установки с орудиями калибра 305 —406 мм. Ее намечалось оборудовать более чем семьюдесятью различными станками, один из которых, предназначенный для расточки погонов фундаментных подкреплений и поворотного стола, являлся для своего времени поистине уникальным по размерам. Единственным предприятием в России, взявшимся за его изготовление, оказался завод «Феникс», принявший также заказы и на поставку остальных специальных станков. Для перемещения тяжеловесных деталей мастерскую планировалось оснастить двумя 100-тонными ‘кранами и четырьмя кранами грузоподъемностью от 5 до 30 т.

    Техническое содействие в организации башенного производства Адмиралтейскому заводу оказывал французский завод «Сен-Шамон». Его представитель, ознакомившись с планом расширения верфи, указал на недостаточность размеров предполагаемой котельной мастерской, в которой также намечалось изготавливать ряд башенных деталей. В результате совместной разработки появился проект объединения башенной, котельной и ремонтно-механической мастерских под общим перекрытием. Это позволяло разместить все производство не на двух, а только на первом этаже, отказаться от транспортировки отдельных частей через двор из одного здания в другое и увеличить количество станков, так как общая площадь застройки увеличилась при этом до 2050 кв. м.
    По части капитального строительства к работам на заводе привлекаются отдельные компании и частные лица. Так, возведение железобетонных стен и подкрановых путей мастерской для постройки железных катеров поручается в мае 1914 года Акционерному обществу «Бодо Эгесторф и К*», а за строительство башенной мастерской в мае 1915 года берется подрядчик Бонье.
    Война нарушила ход выполнения кораблестроительной программы и планы расширения завода. Название его, вместо официально утвержденного — «Адмиралтейский судостроительный и башенный завод», вернулось к первоначальному, поскольку срок готовности башенной мастерской отдалялся на неопределенное время. По той же причине аннулировали заказы на поставку для нее некоторых станков. В 1914 году в основном продолжались работы по внутреннему обустройству и установке оборудования только в тех зданиях, сооружение которых закончилось к началу года. Сдается в эксплуатацию кузница, расширенная внутризаводская железнодорожная сеть упрощает доставку материалов. Из работ по сооружению остальных предусмотренных планом зданий продолжались только те, которые не требовали больших расходов, так как значительно увеличилась стоимость строительных материалов и рабочей силы.
    К концу года стал даже ощущаться недостаток в складских помещениях для размещения огромного количества поступивших комплектующих изделий. В сентябре 1917 года Адмиралтейскому заводу разрешили складировать различные механизмы и паровые котлы на прилегающей к предприятию Мясной улице, с принятием мер по их безопасному хранению.

      (по материалам: Л. А. Кузнецов. Адмиралтейский судостроительный завод (1908—1926), 1995 г.)

     

  • 29 Октября 2022, 19:28

    На снимке с высоты показан не сальнобуянский канал, а Большой ковн, между Галерным и Коломенским островами!

  • 30 Октября 2022, 02:39
    Ответ на "На снимке с высоты показан не сальнобуянский канал" от vjqujhjl

     Какой снимок Вы имеете в виду?

  • 16 Декабря 2023, 00:18

     

     

    Петербургская газета, 1894, № 241, 3 сентября.

  • 28 Мая 2024, 23:02

    Александр Карлович Беггров. Набережная Невы. 1876 г

     

  • 29 Мая 2024, 08:59
    Ответ на "Александр Карлович Беггров. Набережная Невы. 1876 " от kolomna_in_art

     Краешек Сального буяна тут почти угадывается, а вот что хорошо видно, это дом Бердов и одно из зданий завода, справа, которое сохранилось и стоит вдоль канала торцом к Неве.  Ничего из того, что за ним, не сохранилось, но кое-что можно идентифицировать. Ну, и мост, конечно, тот, что называли Чугунным и название которого "топонимисты" усердно приписывают деревянному Бердову мосту на Пряжке.

  • 29 Мая 2024, 09:32
    Ответ на "Краешек Сального буяна тут почти угадывается, а во" от Liz

    Сальный Буян справа.

    Эти имели ввиду? 

    Акционерное общество Франко-Русских заводов  ( бывших Ч.Берда)  https://www.citywalls.ru/house21032.html

    Особняк Ф. К. Берда https://www.citywalls.ru/house16447.html

     

    Беггров изобразил Корабельную набережную.

  • 29 Мая 2024, 10:01
    Ответ на "Краешек Сального буяна тут почти угадывается, а во" от Liz

     Есть ещё такая гравюра с кусочком Буяна и мостом.


     Отправление в Кронштадт. 1826

    Про мост ещё подробное описание с чертежами здесь, не знаю, куда лучше добавить, или сделать отдельную публикацию для моста?

  • 29 Мая 2024, 10:01
    Ответ на "Сальный Буян справа. Эти имели ввиду?  Акцион" от Риэлтор

     Спасибо большое, добавлю туда тоже.

  • 29 Мая 2024, 13:26
    Ответ на "Есть ещё такая гравюра с кусочком Буяна и мостом. " от kolomna_in_art

     часть видна на литографии Александрова см. коммент Риэлтор от 29 Декабря 2022, 11:15 к  house16447.html

     

    Надо сделать отдельную публикацию для моста! 

    Чтобы"топонимисты" не приписывали название деревянному Бердову мосту на Пряжке. 

     

    и в названии гравюр подчеркнуть, что это утраченная Корабельная набережная. 

  • 29 Мая 2024, 13:36
    Ответ на "Есть ещё такая гравюра с кусочком Буяна и мостом. " от kolomna_in_art

     Точнее: Завод г-на Берда. Отправление в Кронштадт. Литография. 

    Вообще, про мост не мешало бы.

    Это литография, а не гравюра.

  • 29 Мая 2024, 14:58
    Ответ на "Точнее: Завод г-на Берда. Отправление в Кронштадт." от Liz

     "Прямо на берегу Большой Невы находилась контора пароходства Берда " (М. Б. Гарбузова. Шотландская династия в Санкт- Петербурге. коммент Риэлтор от 12 Августа 2020, 09:41 к  house16447.html

     

    Не от завода же отправлялись! Берег Большой Невы - это и есть утраченная Корабельная набережная. 

  • 29 Мая 2024, 15:30
    Ответ на ""Прямо на берегу Большой Невы находилась контора п" от Риэлтор

     

    (С. Аллер. Указатель жилищ и зданий в С.-Петербурге на 1823 год. СПб., 1822. С. 636).

    Не поняла против чего Вы возражаете. Против текста под изображением, которому 200 лет?

  • 29 Мая 2024, 15:42

    Ответ на " (С. Аллер. Указатель жилищ и зданий в С.-Петербур" от Liz 

     

    Вы правы! Завод как ориентир, но он находился вдоль Сальнобуянского канала, а на набережной, кот. в то время называлась Лесной,  находилась контора пароходства Берда.

    На карте видно, что завод на Неву выходил зелёным садом, с особняком.

    План Шуберта 1828 г.  https://retromap.ru/1418281_59.921903,30.272526  

     

     

    PS. Не возражаю, а соглашаюсь и уточняю название набережной (для первой гравюры)!

     

    kolomna_in_art разместила две гравюры, на которых в первую очередь изображена набережная, а за ней завод...

    "Топонимический портал Санкт-Петербурга"  пишет:

    "Корабельная набережная
    Первоначально — Лесная наб. (1821–1844, от р. Мойки до р. Пряжки) по находившемуся на набережной лесопильному заводу Чарльза Берда. Иногда в состав проезда также включался участок четной стороны наб. р. Мойки (позже частично упраздненный) от р. Пряжки до р. Невы . Впоследствии почти полвека набережная не имела названия. Последнее наименование присвоено 16 апреля 1887 г. в связи с тем, что напротив начала набережной, на другом берегу р. Мойки , находилось судостроительное производство на (острове) Новом Адмиралтействе (ныне в составе ОАО «Адмиралтейские верфи»).

    В 1950-е гг. продлена от р. Пряжки на юг.

    Упразднена 16 января 1964 г."

  • 29 Мая 2024, 18:34
    Ответ на "Вы правы! Завод как ориентир, но он находился вдол" от Риэлтор

     Завод занимал практически весь квартал между каналом и Мясной улицей. Некоторые здания располагались и по другую сторону Мясной.

    На литографии есть ее название, и я привела его в переводе на русский. Именно так она называется в буквальном переводе: "Завод г. Берда. Отправление в Кронштадт". В самом названии уточнять ничего не надо, в комментариях сколько угодно. 

  • 29 Мая 2024, 20:42
    Ответ на "Завод занимал практически весь квартал между канал" от Liz

     Спасибо за уточнение! 

    Что меня удивило: в 1828 г. продолжение Мясной ул. называлось Матисова улица 

     

    Ответ на "план Шуберта 1828 г.  " от Риэлтор

     

    атисовская улица.

    Параллельное название несуществующего ныне участка Мясной ул. , существовавшее в 1821–1849 гг."

    https://toponimika.spb.ru/cat/matisovskaya-ul.html

  • 29 Мая 2024, 23:28
    Ответ на "Спасибо за уточнение!  Что меня удивило: в 18" от Риэлтор

     Чтобы меньше удивляться, обращайтесь к источникам, а не к халтурному топонимическому порталу.

  • 12 Августа 2024, 22:59


    Алексей Петрович Боголюбов,1870 - 1880-е госкаталог

    Подписано: "Парусное судно на Неве у Масляного буяна в Петербурге", но видимо Сальный.

  • 10 Октября 2024, 22:46

    Подпись подфото 8: Начало разборки здания Смольного Буяна. 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 18 из 21
Сальный буян
План Сального буяна
1872 г.
(добавил endegor)
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 6973