Публикация
Сальный буянФото - сайт Сальный буян классицизм Утраченное здание 1805-1807 - арх-р Тома де Томон Ж.-Ф. 1914 - снесено
Одноэтажные монументальные амбары для хранения сала были разобраны в 1914 г., несмотря на протесты общественности. Они стояли на левом берегу Невы, против Горного института, и были построены в 1805-1807 гг. по проекту Тома де Томона. (Утраченные памятники архитектуры Петербурга-Ленинграда.Каталог выставки / Авторы-сост. В.В. Антонов, А.В. Кобак.Л.: Ленингр. отд-е Сов. фонда культуры, 1988. С. 9.)
Одновременно с сооружением биржи в 1804-1805 гг. Томон строил одно из прекраснейших зданий Петербурга - амбары на Сальном буяне. В них с особенной ясностью отразились приемы Леду и его школы. (Грабарь И. История русского искусства. Т. III. История архитектуры. Петербургская архитектурав XVIII и XIX веке. М.: Изд. И. Кнебель, 1910.С. 493-494.)
Амбары Сального буяна, построенные на левом берегу Невы, напротив Горного кадетского корпуса архитектора Воронихина, в печатных источниках связывают с именем Тома де Томона. Однако к их проектированию и строительству имеют отношение еще два архитектора. Благодаря найденным архивным документам удалось полностью восстановить историю этих амбаров.
Казалось бы, Тома де Томон ко всему изложенному не причастен. Но, вероятно, в связи с затянувшейся покупкой места на Матисовом острове решили предусмотреть возможность постройки амбаров на Васильевском острове, рядом со старыми. Проект таких амбаров в том же 1804 году разработал Тома де Томон. Вместе с проектами Гирша и Фока вариант Томона также был представлен на утверждение. В результате приняли решение строить на новом месте по плану архитектора Фока, фасады привести в соответствие с проектом Томона, а новую смету составить Гиршу, которому поручается вместе с тем осуществить строительство.19 июля 1805 г. заложили фундамент и начались работы. К окончанию строительного сезона, 19 октября, Боттом доложил министру коммерции, что "в течение сего лета выстроена на невском берегу часть амбаров почти до самого верхнего кирпича". (gamebirdworld.com 20.02.2012)
Еще одно значительное произведение Томона не сохранилось до наших дней. Это великолепные амбары Сального буяна на Матисовом острове, расположенном у реки Пряжки, на левом берегу Невы. Предназначались они для хранения больших партий сала. При разработке проекта амбаров наибольшую трудность для архитекторов представляло решение фасадов вследствие их значительной протяженности при небольшой высоте постройки. Тома де Томон, видимо, нашел наиболее удачное решение. Для всех четырех фасадов разной протяженности он применяет одну и ту же архитектурно-художественную композицию. Фасады обрабатываются крупным горизонтальным рустом и прорезаются высокими дверными проемами с полуциркульными завершениями. Центр каждого фасада акцентируется значительно возвышающимся объемом, завершенным четко очерченным фронтоном. Благодаря такому решению фасадов различные по величине корпуса оказались связанными в единое архитектурное целое. В 1914 г. амбары Сального буяна были разобраны. А через несколько лет архитектор Л. В. Руднев предложил использовать гранитные блоки фундамента Сального буяна для сооружения памятника жертвам революции на Марсовом поле. (Шуйский В.К. Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб.: Лениздат, 1998. С. 58.) (добавил
В 1913 г. И. К. Григорович докладывал Николаю II: "В 1913 году на Адмиралтейском заводе открылась новая, важная в деле обороны отрасль производства, а именно - изготовление башенных установок. Как выяснилось на конкурсе проектов и цен на башенные установки для броненосных крейсеров типа „Измаил“, состоявшемся в апреле 1913 г., частные заводы, пользуясь монополией башенного производства, назначили чрезмерно большие цены. Для избежания такой зависимости Морское министерство решило организовать дело постройки башен на одном из казенных заводов, и для этой цели избран Адмиралтейский завод. Законопроект об отпуске средств на оборудование башенного производства одобрен законодательными учреждениями, и законом 13.07.1913 г. ассигновано 7292790 руб. на переоборудование завода. <...>". На территории острова Большой Сальный Буян, расположенного рядом с заводом, но выше верфей по течению Невы, было решено построить цеха башенного отдела. Проект разрабатывал Путиловский завод, за год до этого закончивший постройку собственного современного башенного завода и имевший уже значительный опыт в этой области. <...> В 1914 г. на Большом Сальном Буяне были снесены склады торговых зданий (каменные постройки конца XVIII в. ) и начато строительство цехов башенного отдела. Общая площадь застройки составляла более 14 тыс.м. До начала мировой войны были выведены фундаменты зданий на высоту первого этажа, изготовлены металлические конструкции колонн, балок, подкрановых путей, фермы для крыши, конструкции оконных проемов. После начала войны строительство цехов было свернуто, а заготовленные конструкции, в связи с острой нехваткой металла в военное время, пущены на переплавку. Уже в советское время, когда планы создания на Адмиралтейском заводе башенного производства прочно отошли в прошлое, на построенных в 1914 г. фундаментах в 1937–1938 гг. были возведены по новому проекту три новых судостроительных цеха, работающие и поныне. Виноградов С.Е. Последние исполины Российского императорского флота. Гл. 3. (lib.rus.ec )
Приложение
Указ императора Александра I. 21.464. - 1804. Сентября, 23. Именной, данный Министру Коммерции. - О построении сальных и поташных буянов; о обделке против оных Невского берега диким камнем, и о соединении речки Пряжки с большой Невою каналом.
Для успешнейшего производства работ Я дозволяю вам самим утверждать по произведенным торгам контракты, не представляя Правительствующему Сенату; равномерно, буде бы встретилась медленность в течении работ, за неявкою по вызовам подрядчиков, предоставляю вам заменяться тогда хозяйственными мерами. (Полн. Собр. Зак. Росс. Империи (собрание первое). Т. 28. С. 533.) 23.683. 1809. Июня 4. Именной, данный Министру Коммерции Графу Румянцеву.- Об упразднении конторы строения сальных и поташных анбаров. Впрочем согласно назначению вашему Повелеваю: 1) Деньги 28.441 руб. 34 1/2 коп., заимствованные из сумм, на чугунные мосты отпущенных, возвратить в оныя из тех сборов, кои за наем новых анбаров от Городской Думы в Банк отдаются, и кои представлены Мною в распоряжение ваше для подобных впредь по торговле устроений. 2) Контору строения сих анбаров упразднить, удовлетворяя всех чинов ея жалованием по 1-е число сего июня из тех же сборов. 3) Дом и место, по строении анбаров за каналом оставшиеся и к ним не принадлежащие, оставить в ведении вашем, для нужных впредь по торговле употреблений. 4) Разныя материалы и инструменты, от строения оставшиеся, продать с публичного торга, а из вырученных денег употребя, сколько нужно, на засыпку и уравнение низких мест около анбаров, остальные за тем причислить к означенным же сборам. 5) Для смотрения за сими вещьми, доколе они проданы будут, также за домом и местом, определить двух караульных с жалованьем по 120 рублей в год каждому из тех же сборов. 6) Веденные Конторою по производству сих работ книги со всеми документами препроводить по общему порядку к Государственному Казначею. (Полн. Собр. Зак. Росс. Империи (собрание первое). Т. 30. С. 994.
Сведения из адресной книги 1809 г. [ Томон, Томас . Архитект. и член Акад. худож. Вас. ч. в означ. Академии. ([ Боттон <м?> Павел, Над. Сов. I <Адмиралт. часть> по Адмир кан. №226. - Надв. Сов. Вас. ч. в 15 лин. По 454 и 455. ([123], "Владельцы домов", С. 20.) № 226, Ботома Павла Иосифовича, Надворного Советника ([ Ботом Павел Осипов. Над. Сов. и Директор сального и поташного Буяна.IV <Адмиралт.> ч. 3 квар. на Неве. № 160. [ Витте, Яков Яковлев. Инженер Генерал. Член Деп. Водян Коммун. и при строен. дорог. I <Адмиралт. ч.> 2 квар. по больш. Морск. в доме Стат. Сов. Чернышева №147. ([ Казенный чугунный мост у Сального буяна. ([
В основе проекта реконструкции лежала мысль полного разделения завода на судостроительную часть, расположенную непосредственно на «Галерном островке», и вспомогательную механическую, намеченную к размещению на присоединяемой территории, то есть между правым рукавом Фонтанки и рекой Пряжкой. В 1913 г. новым направлением в предстоящей деятельности Адмиралтейского завода становится организация выпуска артиллерийских башенных установок, в частности для линейного крейсера «Наварин», на что 13 июля того же года выделяется 2300 тыс. руб. и еще почти пять миллионов рублей на дальнейшее расширение и реконструкцию предприятия. Основные работы заключались в следующем: расширение достроечного бассейна для постройки кораблей увеличенного водоизмещения, сооружение административных и жилых зданий, оборудование башенного производства, постройка мастерских улучшенного типа взамен существующих в Новом Адмиралтействе с приспособлением их для обслуживания башенного производства, расширение заводских рельсовых путей с приобретением подвижного состава и 200-тонного парового железнодорожного крана, устройство водопровода, канализации и другие работы. Основное внимание уделялось сооружению башенной мастерской на территории бывшего Большого Сального буяна, способной выпускать в год четыре трехорудийные башенные установки с орудиями калибра 305-406 мм. Ее намечалось оборудовать более чем семьюдесятью различными станками, один из которых, предназначенный для расточки погонов фундаментных подкреплений и поворотного стола, являлся для своего времени поистине уникальным по размерам. Единственным предприятием в России, взявшимся за его изготовление, оказался завод «Феникс», принявший также заказы и на поставку остальных специальных станков. Для перемещения тяжеловесных деталей мастерскую планировалось оснастить двумя 100-тонными ‘кранами и четырьмя кранами грузоподъемностью от 5 до 30 т. Техническое содействие в организации башенного производства Адмиралтейскому заводу оказывал французский завод «Сен-Шамон». Его представитель, ознакомившись с планом расширения верфи, указал на недостаточность размеров предполагаемой котельной мастерской, в которой также намечалось изготавливать ряд башенных деталей. В результате совместной разработки появился проект объединения башенной, котельной и ремонтно-механической мастерских под общим перекрытием. Это позволяло разместить все производство не на двух, а только на первом этаже, отказаться от транспортировки отдельных частей через двор из одного здания в другое и увеличить количество станков, так как общая площадь застройки увеличилась при этом до 2050 кв. м. По части капитального строительства к работам на заводе привлекаются отдельные компании и частные лица. Так, возведение железобетонных стен и подкрановых путей мастерской для постройки железных катеров поручается в мае 1914 г. Акционерному обществу «Бодо Эгесторф и К*», а за строительство башенной мастерской в мае 1915 г. берется подрядчик Бонье. Война нарушила ход выполнения кораблестроительной программы и планы расширения завода. Название его, вместо официально утвержденного - «Адмиралтейский судостроительный и башенный завод», вернулось к первоначальному, поскольку срок готовности башенной мастерской отдалялся на неопределенное время. По той же причине аннулировали заказы на поставку для нее некоторых станков. В 1914 г. в основном продолжались работы по внутреннему обустройству и установке оборудования только в тех зданиях, сооружение которых закончилось к началу года. Сдается в эксплуатацию кузница, расширенная внутризаводская железнодорожная сеть упрощает доставку материалов. Из работ по сооружению остальных предусмотренных планом зданий продолжались только те, которые не требовали больших расходов, так как значительно увеличилась стоимость строительных материалов и рабочей силы. К концу года стал даже ощущаться недостаток в складских помещениях для размещения огромного количества поступивших комплектующих изделий. В сентябре 1917 г. Адмиралтейскому заводу разрешили складировать различные механизмы и паровые котлы на прилегающей к предприятию Мясной улице, с принятием мер по их безопасному хранению. (по материалам: Л. А. Кузнецов. Адмиралтейский судостроительный завод (1908-1926), 1995 г.) (добавил 91 комментарий
9863 просмотра Добавил: anchurian, 21 Февраля 2012, 00:44
Редактировано: 2 Февраля 2023, 22:05
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house20316.html' target='_blank'>Сальный буян на Citywalls.ru</a>
Всего 91 комментарий
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14285
Всего сегодня: 6973
|
Чего же все пишут, что Сальный буян напротив Горного института?