Публикация

Особняк М. В. Зива -
Дом детского творчества "Измайловский" (интерьеры)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Гиршович Б. И.
Год постройки: 1905-1907
Стиль: Модерн

Фото - Наталия, 04.2018.

Особняк М. В. Зива  (интерьеры)         модерн

 Пам. арх. (регион.)

1905-1907 - арх. Гиршович Борис Ионович  ([99]. C...)

 

Дом детского творчества Адмиралтейского района

Дом детского творчества "Измайловский"  (2018)

 

   см. начало публикации

 

 

 Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта. 

Особняк поражает количеством сохранившегося архитектурного и декоративного стекла начала ХХ в. Это – комплекс, состоящий из многих предметов, выполненных в разных техниках, которые демонстрируют практически все способы декорирования плоского стекла, применявшиеся в архитектуре и отделке интерьеров в то время: свинцово-паечный полихромный витраж, травленые, расписные, фацетные стекла для дверей и встроенной мебели, металлостеклянную конструкцию помещения Зимнего сада. Кроме того, на боковом фасаде имеются окна со стеклоблоками «Фальконье». Благодаря подписи на витраже, можно предположить, что все остекление выполнено мастерской Торгового Дома «М. Франк и Ко». Всего учтено 17 предметов.

Свинцово-паечный полихромный витраж находится в окне парадной лестницы на промежуточной площадке 1-2-го этажа. Окно трехстворчатое, с подвижной центральной створкой. Витраж в стиле модерн напоминает полупрозрачный занавес с фигурным ламбрекеном, на котором размещены три стилизованных букета тюльпанов. Фон набран из чередующихся вертикальных полос бесцветного стекла с фактурами «Ondoyant» и «Pattern B». Два букета по бокам – из бутонов, центральный более крупный – из раскрытых цветков. Букеты, пышные в верхней части, переходят в строгую вазу-опору, и вместе с ней выглядят как миниатюрные цветочные деревца.

По периметру окна проходит широкая лента геометрического узора из полос голубого и бесцветного кафедральных стекол, которые чередуются с зелеными ромбами, вписанными в красные прямоугольники – также из кафедральных стекол. Орнаментальный пояс отделен от центральной части окна полосами желтого кафедрального стекла.

Цветочные композиции – самая нарядная часть витража – собраны из богатого ассортимента стекол: использовано опалесцентное красное и желтое; кафедральное – желтые разных оттенков, голубые, редко встречающееся серо-лиловое. Место цветоножки у каждого цветка акцентировано, как каплей воды, голубым кабошоном с бортиком. Такие же кабошоны, только крупнее, добавлены в графический рисунок свинцовых прожилок за цветами в среднем букете.

Центральное поле окна свободно от рисунка, оно набрано из прямоугольников бесцветного кафедрального стекла. В правой створке, внизу у самой рамы находится полустертая надпись краской «М. Франкъ и Ко». На деревянной раме сохранилась оригинальная фурнитура.

Этот витраж – нежных оттенков, будто сотканный из воздуха и света, – один из самых эффектных в корпусе петербургских произведений этого вида искусства. Витраж сохранился без утрат, стекла выглядят оригинальными.

В помещении Дубовой столовой находится встроенный буфет, объединенный в единый ансамбль с камином. По существу, это мебельный гарнитур, состоящий из нескольких предметов с единым функциональным назначением и декоративным оформлением. Он выполнен из дуба, с накладными резными деталями и остеклением, стилистика – в духе необарокко. Гарнитур расположен между двумя одинаковыми дверями и является главным украшением этого интерьера. Буфет состоит из нескольких предметов. Два высоких шкафа по сторонам имеют зеркальные задние стенки и остеклены с трех сторон фигурными стеклами с фацетной кромкой. Центральная часть – с камином в нижней части, четырехчастным шкафчиком с двумя остекленными створками и открытыми полками по бокам, имеет венчающую часть с зеркалом, богатым резным карнизом и круглыми часами в навершии.

Эффектную металлостеклянную конструкцию представляют собой стены «Зимнего сада» – углового помещения на 2-м этаже. Две наружные прозрачные стены с закругленным углом сформированы из двойного слоя остекления, каждый – из трех горизонтальных рядов металлических рам. Все они были открывающимися, на рамах сохранились ручки. Верхний ярус остекления, плавным изгибом уводящий стены к крыше, в настоящий момент закрыт сверху кровельным материалом. На исторических фотографиях видно, что первоначальная кровля находилась выше, и эта угловая часть обтекаемой формы эффектно выделялась в объеме здания, контрастируя плавными линиями стеклянных поверхностей с угловатой геометрией оштукатуренных стен.

Двери в здании разнообразны по оформлению, в том числе с декоративным стеклом. Учтено шесть типов стеклянных заполнений дверных полотен.

Двери 1-го этажа, ведущие из тамбура входа в помещение парадной лестницы – трехстворчатые дубовые с резными деталями, имеют заполнение филенок и фрамужной части цельными стеклами с широкой фацетной кромкой.

Двустворчатые двери 2-го этажа, соединяющие Зимний сад и Дубовую столовую, остеклены сверху на две трети высоты. В верхних секциях сохранились стекла с фацетной кромкой по периметру и рисунком по матовому фону в два тона серой краской. Изображены симметричные виноградные гроздья с листьями на дугообразной лозе.

Две двустворчатые двери 2-го этажа ведут из Зимнего Сада в Танцевальный зал, оформленный в духе неорококо. Со стороны Зимнего сада двери окрашены белой масляной краской, со скромной резьбой по периметру фигурных филенок. Со стороны Танцевального зала оформлены богаче, с накладными резными элементами в виде раковин и рокайльных завитков, с окраской в два цвета. Филенки в верхней части полотнищ стеклянные, с мелкой расстекловкой и фацетными стеклами.

Дверь в вестибюле 1-го этажа, слева под лестницей – одностворчатая, с тремя филенками, из которых остеклена только верхняя. Она имеет мелкую расстекловку и фацетные стекла.

Под Зимним Садом находится дополнительный вход в здание, ныне эвакуационный выход. Он размещен на скошенном углу, и выполнен в виде деревянной коробки, выступающей в пространство небольшого вестибюля сложной планировки. Торцевая часть тамбура и две глухие створки по сторонам от двери имеют стеклянные филенки с травлеными стеклами. Эти произведения художественного стеклоделия представляют интерес как редкие образцы арабескового узора, выполненного в технике многослойного травления.

В вытянутых узких стеклах изображены симметричные арабески из растительных элементов – цветочных бутонов, веточек с листьями, завитков аканта. Внизу расположена многолепестковая розетка, над нею – ваза с букетом из листьев и шишек рогоза, сверху – акантовые завитки и лиственные веточки вторят элементам узора снизу. В верхних небольших филенках стекла украшены рисунком в стиле модерн в виде фигурной рамки и бутона розы над ней. Пропорции стеклянных филенок немного отличаются в торцевых створках и боковых на передней части тамбура, но композиция и детали рисунков остаются неизменными. Сохранились два стекла с арабесками и три стекла с бутоном розы в верхней части створок.

На окнах во множестве сохранилась подлинная фурнитура, вертикальные раздвижные шпингалеты (кремоны) с ручками, петли.

По фотографиям из архива КГИОП и Т. В. Княжицкой (1990-е гг.) известно еще одно цельное травленое стекло в интерьере особняка, ныне утраченное. Оно находилось в нижней раме одного из окон в помещении 2-го этажа. Узор был создан в технике многослойного травления: рельефная рамка по периметру в виде квадратного меандра, остальные части изображения, видимо, травились в один прием: многосоставная рамка и узор центрального поля, где размещен орнамент коврового типа из трилистников с ягодами.

На дворовом фасаде, выходящем к дому № 27 по Рижском пр., сохранились стеклоблоки «Фальконье»: по два окна на чердаке и на втором этаже. Стеклоблоки шестиугольной формы: целые и половинки блока. Некоторые утрачены.

Осмотр: май 2021                                                                                                                         (добавил Мария Кошелева)

 

 

 

  • фото

    Витраж.
    Фото - Янат 2009 г.

  • фото

    Фото Наталии
    Макаровой, 02.2018

    (добавил- Виктор М)

  • фото

    Проект «Витражи
    Санкт-Петербурга.
    Инвентаризация 2020».
    Витраж на парадной
    лестнице.

  • фото

    Витраж на парадной
    лестнице.

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Фрагмент с подписью
    мастерской "М. Франк и К"

  • фото

    Буфет в
    Дубовой столовой
    на 2 этаже

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Зимний сад.
    Вид снаружи

  • фото

    Зимний сад.
    Вид из помещения

  • фото

    Зимний сад.
    Вид из помещения

  • фото

    Дверь в холле
    1-го этажа

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Дверь под парадной
    лестницей, слева

  • фото
  • фото

  • фото

    Двери между
    Зимним садом
    и Дубовой столовой

  • фото

  • фото

    Вид из Зимнего сада

  • фото

    Вид из Зимнего сада

  • фото

    Двери между Зимним
    садом и Танцевальным
    залом. Вид из зала

  • фото

    Вид из
    Зимнего сада

  • фото
  • фото

  • фото

  • фото

    Тамбур
    1-го этажа

  • фото

    Вид изнутри

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Вид изнутри

  • фото

    Вид изнутри

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Фурнитура
    на окнах

  • фото
  • фото

    Стеклоблоки Фальконье
    на дворовом фасаде.
    Чердачное помещение

  • фото

  • фото

  • фото

    Стеклоблоки Фальконье
    на 2 этаже

  • фото

  • фото

    фото выполнены
    волонтерами проекта.
    (добавил Мария Кошелева)

  • фото

    Окно в помещении
    2 эт. с травленым
    стеклом.
    Не сохранилось.
    Фото из архива
    Т. В. Княжицкой 1990-х
    (добавил
    Мария Кошелева)

  • фото
  • фото

    Парадная лестница

  • фото

    Декор стен

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Декор потолка

  • фото

    Покрытие пола
    - как в доме 27

  • фото

    Фото - Виктор М, 12.2010.

  • фото

    Фото - n-kir

  • фото

  • фото
  • фото

    Фото Наталии
    Макаровой, 02.2018

    (добавил- Виктор М)

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    голубой зал

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    дубовая столовая

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - матишо, 12.2009.

  • фото

    Юго-западный вход с
    деревянным тамбуром
    и лесенкой.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 05.2022

26 комментариев
13128 просмотров
Добавил: Наталия, 22 Декабря 2008, 00:01
Редактировано: 13 Января 2023, 15:34
Оцените:
(22 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house3320.html' target='_blank'>Особняк М. В. Зива - Дом детского творчества "Измайловский" (интерьеры) на Citywalls.ru</a>
Всего 26 комментариев
  • 15 Июня 2017, 04:34

    1988: Ленинский райком КПСС - пр.Огородникова, 29 ([125],[213]. С.218)

    1988: Ленинский райком ВЛКСМ - пр.Огородникова, 29 ([125],[213]. С.219)

     

    TopPlan2003:

    - ООО "Классик" - Рижский пр. (быв. Огородникова пр.), 29
    Виды работ: сантехнические работы

    - ЧП "Кружалин В.Н." - Рижский пр. (быв. Огородникова пр.), 29
    Виды работ: ремонтные работы, сантехнические работы, строительство зданий и сооружений

  • 15 Июня 2017, 10:49

    А ещё там  в 1970-х годах была хорошая столовая - студентом ходил....

  • 20 Февраля 2022, 11:55

    Проект «Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта:

     

    "Особняк поражает количеством сохранившегося архитектурного и декоративного стекла начала ХХ в. Это – комплекс, состоящий из многих предметов, выполненных в разных техниках, которые демонстрируют практически все способы декорирования плоского стекла, применявшиеся в архитектуре и отделке интерьеров в то время: свинцово-паечный полихромный витраж, травленые, расписные, фацетные стекла для дверей и встроенной мебели, металлостеклянную конструкцию помещения Зимнего сада. Кроме того, на боковом фасаде имеются окна со стеклоблоками «Фальконье». Благодаря подписи на витраже, можно предположить, что все остекление выполнено мастерской Торгового Дома «М. Франк и Ко». Всего учтено 17 предметов.

    Свинцово-паечный полихромный витраж находится в окне парадной лестницы на промежуточной площадке 1-2-го этажа. Окно трехстворчатое, с подвижной центральной створкой. Витраж в стиле модерн напоминает полупрозрачный занавес с фигурным ламбрекеном, на котором размещены три стилизованных букета тюльпанов. Фон набран из чередующихся вертикальных полос бесцветного стекла с фактурами «Ondoyant» и «Pattern B». Два букета по бокам – из бутонов, центральный более крупный – из раскрытых цветков. Букеты, пышные в верхней части, переходят в строгую вазу-опору, и вместе с ней выглядят как миниатюрные цветочные деревца.

    По периметру окна проходит широкая лента геометрического узора из полос голубого и бесцветного кафедральных стекол, которые чередуются с зелеными ромбами, вписанными в красные прямоугольники – также из кафедральных стекол. Орнаментальный пояс отделен от центральной части окна полосами желтого кафедрального стекла.

    Цветочные композиции – самая нарядная часть витража – собраны из богатого ассортимента стекол: использовано опалесцентное красное и желтое; кафедральное – желтые разных оттенков, голубые, редко встречающееся серо-лиловое. Место цветоножки у каждого цветка акцентировано, как каплей воды, голубым кабошоном с бортиком. Такие же кабошоны, только крупнее, добавлены в графический рисунок свинцовых прожилок за цветами в среднем букете.

    Центральное поле окна свободно от рисунка, оно набрано из прямоугольников бесцветного кафедрального стекла. В правой створке, внизу у самой рамы находится полустертая надпись краской «М. Франкъ и Ко». На деревянной раме сохранилась оригинальная фурнитура.

    Этот витраж – нежных оттенков, будто сотканный из воздуха и света, – один из самых эффектных в корпусе петербургских произведений этого вида искусства. Витраж сохранился без утрат, стекла выглядят оригинальными.

    В помещении Дубовой столовой находится встроенный буфет, объединенный в единый ансамбль с камином. По существу, это мебельный гарнитур, состоящий из нескольких предметов с единым функциональным назначением и декоративным оформлением. Он выполнен из дуба, с накладными резными деталями и остеклением, стилистика – в духе необарокко. Гарнитур расположен между двумя одинаковыми дверями и является главным украшением этого интерьера. Буфет состоит из нескольких предметов. Два высоких шкафа по сторонам имеют зеркальные задние стенки и остеклены с трех сторон фигурными стеклами с фацетной кромкой. Центральная часть – с камином в нижней части, четырехчастным шкафчиком с двумя остекленными створками и открытыми полками по бокам, имеет венчающую часть с зеркалом, богатым резным карнизом и круглыми часами в навершии.

    Эффектную металлостеклянную конструкцию представляют собой стены «Зимнего сада» – углового помещения на 2-м этаже. Две наружные прозрачные стены с закругленным углом сформированы из двойного слоя остекления, каждый – из трех горизонтальных рядов металлических рам. Все они были открывающимися, на рамах сохранились ручки. Верхний ярус остекления, плавным изгибом уводящий стены к крыше, в настоящий момент закрыт сверху кровельным материалом. На исторических фотографиях видно, что первоначальная кровля находилась выше, и эта угловая часть обтекаемой формы эффектно выделялась в объеме здания, контрастируя плавными линиями стеклянных поверхностей с угловатой геометрией оштукатуренных стен.

    Двери в здании разнообразны по оформлению, в том числе с декоративным стеклом. Учтено шесть типов стеклянных заполнений дверных полотен.

    Двери 1-го этажа, ведущие из тамбура входа в помещение парадной лестницы – трехстворчатые дубовые с резными деталями, имеют заполнение филенок и фрамужной части цельными стеклами с широкой фацетной кромкой.

    Двустворчатые двери 2-го этажа, соединяющие Зимний сад и Дубовую столовую, остеклены сверху на две трети высоты. В верхних секциях сохранились стекла с фацетной кромкой по периметру и рисунком по матовому фону в два тона серой краской. Изображены симметричные виноградные гроздья с листьями на дугообразной лозе.

    Две двустворчатые двери 2-го этажа ведут из Зимнего Сада в Танцевальный зал, оформленный в духе неорококо. Со стороны Зимнего сада двери окрашены белой масляной краской, со скромной резьбой по периметру фигурных филенок. Со стороны Танцевального зала оформлены богаче, с накладными резными элементами в виде раковин и рокайльных завитков, с окраской в два цвета. Филенки в верхней части полотнищ стеклянные, с мелкой расстекловкой и фацетными стеклами.

    Дверь в вестибюле 1-го этажа, слева под лестницей – одностворчатая, с тремя филенками, из которых остеклена только верхняя. Она имеет мелкую расстекловку и фацетные стекла.

    Под Зимним Садом находится дополнительный вход в здание, ныне эвакуационный выход. Он размещен на скошенном углу, и выполнен в виде деревянной коробки, выступающей в пространство небольшого вестибюля сложной планировки. Торцевая часть тамбура и две глухие створки по сторонам от двери имеют стеклянные филенки с травлеными стеклами. Эти произведения художественного стеклоделия представляют интерес как редкие образцы арабескового узора, выполненного в технике многослойного травления.

    В вытянутых узких стеклах изображены симметричные арабески из растительных элементов – цветочных бутонов, веточек с листьями, завитков аканта. Внизу расположена многолепестковая розетка, над нею – ваза с букетом из листьев и шишек рогоза, сверху – акантовые завитки и лиственные веточки вторят элементам узора снизу. В верхних небольших филенках стекла украшены рисунком в стиле модерн в виде фигурной рамки и бутона розы над ней. Пропорции стеклянных филенок немного отличаются в торцевых створках и боковых на передней части тамбура, но композиция и детали рисунков остаются неизменными. Сохранились два стекла с арабесками и три стекла с бутоном розы в верхней части створок.

    На окнах во множестве сохранилась подлинная фурнитура, вертикальные раздвижные шпингалеты (кремоны) с ручками, петли.

    По фотографиям из архива КГИОП и Т. В. Княжицкой (1990-е гг.) известно еще одно цельное травленое стекло в интерьере особняка, ныне утраченное. Оно находилось в нижней раме одного из окон в помещении 2-го этажа. Узор был создан в технике многослойного травления: рельефная рамка по периметру в виде квадратного меандра, остальные части изображения, видимо, травились в один прием: многосоставная рамка и узор центрального поля, где размещен орнамент коврового типа из трилистников с ягодами.

    На дворовом фасаде, выходящем к дому № 27 по Рижском пр., сохранились стеклоблоки «Фальконье»: по два окна на чердаке и на втором этаже. Стеклоблоки шестиугольной формы: целые и половинки блока. Некоторые утрачены.

    Осмотр: май 2021"

     

    Результаты инвентаризации: https://vitroart.ru/articles/SPb_stained_glass/

    Все фото выполнены волонтерами проекта.

     

  • 19 Мая 2022, 14:42

    Временно закрыт главный вход. Поэтому открыли юго-западный вход, где тамбур с травлеными стеклами. Потом закроют, спешите

    https://www.citywalls.ru/photo552177.html

    и по территории немного пройтись можно

  • 17 Августа 2022, 20:00

     

    стеклоблоки фальконье в служебном помещении при лестнице

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31737
Готовится: 73
Посетители
Гостей: 9421
Всего сегодня: 2387