В доме 51 в 1920-е гг. был Интендантский музей. В нем была представлена история военной формы.
(М. М. Фокин. Штрихи к портрету канала Грибоедова. История Петербурга. No 1 (17). 2004., добавил Mary)
Интендантский музей. Екатерингофский, 51. Содержит образцы и рисунки обмундирования и снаряжения русских и иностранных войск со времени Петра I. Зав. Ризников Б. Н. (ВЛ на 1924).
К концу войны Борис Николаевич Ризников был полковником л.-гв. Московского полка. Родился по разным сведениям в 1874 или 1875 г. Арестован был в апреле 1926, погиб в 1930 на Соловках. (добавил Liz)
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (308).
http://www.citywalls.ru/photo5506-104931.html - На фотографии соседнего д. 49 (1900-х) видна небольшая часть этого дома. Из этой фотографии следует, что дом 51 был тогда на 1 этаж ниже. Или что он был тогда с мезонином в границах портика (вместо полноценного 4-го этажа). А если он был просто 3=этажным, значит при надстройке его украсили портиком, пилястры которого обединили центральную часть 3 и 4 этажей, при этом была сохранена последовательность в расположении сандриков разной формы над окнами 3 этажа.
Если бы был мезонин, мне кажется, при таком ракурсе он должен был бы попасть в кадр хотя бы краешком. Как кому кажется?
Сейчас отправлю фрагмент плана Шуберта (1828), из которого видно, что план двора был тогда совершенно такой же, как и сейчас.
Нет, с отправкой Шуберта ничего не получается. Двор там изображен таким же, как сейчас, с небольшим флигельком посредине, который соединен переходами с боковыми флигелями. Продолжу в "Двориках" - https://forum.citywalls.ru/post.php?id=24247
Интендантский музей. Екатерингофский, 51. Содержит образцы и рисунки обмундирования и снаряжения русских и иностранных войск со времени Петра I. Зав. Ризников Б. Н. (ВЛ на 1924).
К концу войны Борис Николаевич Ризников был полковником л.-гв. Московского полка. Родился по разным сведениям в 1874 или 1875 году. Арестован был в апреле 1926, погиб в 1930 на Соловках.
Главнауки. Музеи, находившиеся в ведении Петроградского отделения Главнауки, как и все остальные, приводятся, между прочим, в разделе "Народное образование"
В "Двориках" размещала когда-то фотографии двора, в том числе окна Н. Ургант. Не знаю, как там искать. Вот одна фотография двора - http://quiz.citywalls.ru/quiz20110.html
Друзья, если знаете, подскажите, что сейчас находится в бывшей квартире № 20 этого дома? До войны наша семья проживала по этому адресу, но в реестре этой квартиры нет :(
Получается, что в списке не отражен очень важный факт - перестройка дома в XX веке (скорее всего, уже в советское время). Конечно, в том случае, если фотография атрибутирована правильно. (А ведь похоже на то!)
P.S. Даю независимую от интернета ссылку на фотографию:
Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-622 ф
И еще - на всякий случай: я знаю, что у Наталии трудности со скачиванием в полном роазмере таких фотографий на сайте Госкаталога. Я скачал фотографию в полном размере и выложил здесь. Можете пользоваться 😀
Я только теперь прочитал самый первый комментарий к публикации. Еще в 2011 г. Liz писала о том, что на этой фотографии 1900-х гг. у левого края виден кусочек дома 51 - и этот дом трехэтажный. (И отделка фасада - такая же как на фотографии, выложенной kolomna_in_art . Теперь не может быть никаких сомнений: дом надстроен в XX в. (видимо, после 1917 г.), при этом изменена отделка верхней части фасада.
В списке выявленных ОКН или об этой перестройке ничего не сказано, или она датируется предположительно 1840-ми гг. В любом случае - грубая ошибка.
В первой части публикации необходимо к двум имеющимся строкам добавить еще одну. Предлагаю такой вариант:
начало XIX в. - автор не установлен
1840-е (?) - автор не установлен
После 1917 - перестройка
(В принципе, и вторая строка может оказаться неверной, но пока все-таки нет оснований ее убирать.)
В кв. 19 проживала семья Мшанской Ольги Феликсовны (1899-1983) - певица, в 1920-1959 г. солистка Кировского театра.
// Весь Ленинград на 1931-1935 г. - С. 281 - тел. 77-86.
// Справочник ЛГТС на 1937 г. - С. 117 - тел. А-0-77-86; Справочник абонентов ЛГТС на 1940 г. – С. 142.
Муж - ЗайцевЕвгений Борисович - один из самых уважаемых адвокатов Ленинграда, честный, порядочный. Его речи помещены в сборнике «Лучшие речи советских адвокатов». Ни копейки не брал со своих подзащитных. Служил в адвокатуре на Невском, 16.
Дочь: Галина (1935) – автор, редактор, режиссер ТВ программ и документальных фильмов о музыкальном театре с 1970 г. Шеф-редактор студии «Культура» СПб. Жена Олега Басилашвили.
"Со мной в классе училась Ляля (Галя) Мшанская, дочь Ольги Феликсовны Мшанской, великолепной певицы из Кировского-Мариинского театра. Поскольку их квартира, вероятно, пропала, первое послевоенное время Мшанские жили в Европейской гостинице, и я часто приходил к ним в гости"
К фото 3. Какой дивный был фасад, изящный, можно сказать. Пропорции, барельефы над окнами, балкон с гранитной плитой. Перестройка, в общем, относительно приличная, в сравнении с другими страдальцами, но - ни о чем. Видно, как автор старался, чтобы фасад было не отличить от настоящего, но, кроме разного другого, этот лучковый сандрик над центральным проемом, балконной дверью, с головой выдает всю неестественность сооружения. А ведь хотел, быть может, сохранить память об архивольте, который был на этом месте. И всё ради прибавления одного этажа. Надстраивали бы во дворе в свое удовольствие.
В "Пушкинском Петербурге" А. Яцевича издания 1935 года есть рисунок И.И. Ваулина, на котором фасад дома 51 показан полностью, справа небольшой фрагмент фасада дома 49, каким он был до перестройки.
В подписи к рисунку, к сожалению, еще одна ошибка Яцевича. У дома И.В. Рогинского, в котором жили братья Беляевы и кто-то еще из моряков-декабристов, кажется, Бодиско, современный номер - 55, он угловой по Лермонтовскому проспекту - https://www.citywalls.ru/house7666.html
Переснимала прямо из книги много лет назад. Сейчас не вижу в сети то издание, 1935 года, только 1933-го, где этого рисунка нет, или переиздание 1993 года, где почти не осталось рисунков. Если кто-то исхитрится и заменит, будет отлично.
В прижизненных изданиях Яцевича бумага очень плохая вообще, да еще и пожелтевшая. Но еще и фотография на китайский планшет из книги небольшого размера. Спасибо большое, но лучше, кажется, не стало.
Если бы был мезонин, мне кажется, при таком ракурсе он должен был бы попасть в кадр хотя бы краешком. Как кому кажется?
Сейчас отправлю фрагмент плана Шуберта (1828), из которого видно, что план двора был тогда совершенно такой же, как и сейчас.