Публикация
Царскосельский вокзал - Витебский вокзал (продолжение)Загородный пр., 52
Фото - Витебский вокзал (продолжение)
Временный деревянный вокзал 1832 - 1849 - разобран Царскосельский вокзал 1849-1852 - арх. Тон К. А. 1874-1876 - арх. Бернацкий М. Л. - расширение, перестройка
Царскосельский вокзал модерн Пам. арх. (регион.) 1902-1904 - акад. арх. Бржозовский Станислав Антонович, совместно с гражд. инж. Минашем Симой Исааковичем (автора внутренней отделки) инж. пут. сообщ. Островским Николаем Степановичем ([ Витебский вокзал
см. Витебский вокзал ( Витебский вокзал ( Витебский вокзал ( Витебский вокзал (
Первой железнодорожной линией в России стала Царскосельская железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с Царским Селом. Строилась она под руководством профессора Венского Политехнического института Франца Антона фон Герстнера. Первое здание Царскосельского вокзала было построено в 1832 г. Располагалось оно на краю Семеновского плаца, примерно там, где сейчас 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 г. после торжественного молебна паровоз "Проворный" и восемь вагоно в 12 ч 30 мин отправился в путь из Санкт-Петербурга в Царское Село. В 1843 (48) г. Общество Царскосельской железной дороги приобрело у Кабинета императорского двора большой участок на наб. Введенского канала. Здесь в 1849-1852 гг. проекту арх. К. А. Тона был построено второе по счету здание вокзала. В 1874-1876 гг. Витебский вокзал был расширен и перестроен по проекту арх. М. Л. Бернацкого. 7 ноября 1899 г. дорога перешла к обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги
Исторический очерк развития ж. д. в России _Вып.1. 1898., Ввып.2. 1899. Фролов А. И. Санкт-Петербург от А до Я. Вокзалы. СПб.: Издательство. Глагол. 2008. От Царскосельской до Октябрьской. Альбом Изд. 2-е, испр. и дополн.- СПб.: Лики России, 2007 С. 26-35 (добавил Mary, Наталия)
* - Аннотация Панно "Ленинград, колыбель Октября - врагу не отдадим" на здании Витебского вокзалана Загородном проспекте. Фото - Федосеев Василий Гаврилович, 1941-1944 гг.
С 1900 г. Царскосельская линия стала принадлежать Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге, которая построила путь к Витебску. Планировалось перенести вокзал за Обводный канал либо расширить его территорию. Уже тогда предполагалось засыпать Введенский канал. Однако, средств хватило лишь на приобретение части Семеновского плаца и 1-ого офицерского полкового флигеля, на месте которого построили здание Правления дороги. (
В 1900-1904 гг. возводилось новое здание Витебского вокзала по проекту С. А. Бржозовского. Художественной отделкой занимался Сима Исаакович Минаш.
К 1901 г. были сложены фундаменты основного здания вокзалa. Небольшая длина участка вдоль Загородного проспекта требовала увеличения помещений в глубину с активным использованием верхнего естественного освещения. В поисках оптимального объемно-пространственного решения на основе плана, составленного Бржозовским, в начале того же года был проведен архитектурный конкурс. Но ни один из 24 представленных проектов не был принят. Завершил проектирование сам Бржозовский при участии гражданского инженера С. И. Минаша - автора внутренней отделки. Строительство велось с 1902 по 1904 год под наблюдением гражданского инженера А. Г. Голубкова. Руководил всеми работами инженер путей сообщения Н. С. Островский. 1 августа 1904 г. в 5 часов дня с вокзала впервые отправился поезд по маршруту Петербург - Витебск. Вечером этого же дня с вокзала ушел пригородный поезд на Вырицу.
Крупные объёмы сгруппированы асимметрично, с учётом их функционального назначения. Внешний облик здания отражает его внутреннюю конструкцию. Здание вокзала - одна из первых общественных построек в стиле модерн. При открытии вокзал получил восторженную оценку современников.
Северный фасад выходит на Загородный пр. С левой стороны - башня с часами. Переход к восточному фасаду оформлен колоннами римско-дорического ордера с каннелюрами. Восточный фасад формируют два объёма - комплекс помещений центрального фасада, увенчанный часовой башней, и объём маршевой лестницы и лифта для пассажиров. На башне с часами изображены рельефы сов. С правой стороны - полукруглый переход к западному фасаду. В правой части расположен масштабный ризалит с большой витражной аркой, в котором расположен вестибюль с парадной лестницей. Парадный вход украшен гербами Петербурга и Витебска - конечных пунктов Витебской линии на момент постройки вокзала. Основная часть - огромный вестибюль с парадной лестницей. Высота зала более двадцати метров, он перекрыт металлическим куполом. Полукруглая сторона фасада оформлена колоннами, стилизованными под дорический ордер, и балконами с железными решетками. Железные решетки балконов вокзала исполнены коваными рисунками, напоминающими лиру. Ажурные козырьки над многочисленными входами вокзала выполнены по индивидуальным проектам. Практически все части вокзала (балконы, лестничные спуски и пролёты, витражи, фонари) украшены художественной ковкой.
Герстнеру и локомотиву Проворный посвящена мемориальная табличка на фасаде здания. Она установлена на изогнутой колоннаде здания, связывающей северный и западный фасады.
Со стороны западного фасада организовано отправление пригородных поездов, в этом фасаде расположены кассы пригородного сообщения.
Трехпролетное покрытие над платформами является крупнейшим в Петербурге образцом «железной архитектуры». Арки дебаркадеров металлические, клёпаные, перекрыты стеклом. Ограждения - решетки из листового железа, украшенные металлическими цветами. Дебаркадер покрывает платформы на две трети длины, остальная часть перронов находится под открытым небом. Автор - инженер В. С. Персон.
При строительстве были применены новейшие технологии строительства, использовано много металла, электричество, построены лифты, громадный дебаркадер, а сами железнодорожные пути были проложены на втором этаже вокзального комплекса.
"Экскурсия архитекторов для осмотра зданий Витебской линии О-ва Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д.
Прибывающий входит в вестибюль I класса – грандиозное помещение высотою до 10 саж., увенчанное куполом и украшенное бюстом Государя (А. К. Тимус), а также двумя панно с видами Петербурга со стороны Зимнего дворца (исп. В. И. Быстрениным) и Одесского порта (исп. С. И. Дудиным). Вся художественная отделка вестибюля, парадных комнат, зал I и II классов исполнена вышепоименоваными лицами членами Общ. Взаим.-Всп. Рус. Художников [крайне сомнительное утверждение; об этом пишет и Б.М.Кириков [
За названной станцией, на 2-й версте устроен "Охотничий Павильон" – наиболее удаленное из осмотренных зданий, – построенный в древнерусском стиле. Художественная часть, главным образом стильная дубовая мебель, принадлежит И. Я. Билибину, немало потрудившемуся не только над рисунками, но даже над собственноручной, ее отделкой. Снаружи павильон представляет теремок, с традиционными коньками, якобы крытой деревянной черепицей крышей и окошками со слюдой в частых переплетах. В действительности, коньки сделаны из чугуна, черепица из окрашенного цинка и вместо слюды оказываются стекла специального изготовления. С одной стороны к терему примыкает веранда, сообщающаяся с ним двумя дубовыми дверями с псевдо-грубым железным прибором. Внутренние покои, их всего два, не считая двух вестибюлей, – имитируют закоптелый деревянный сруб с массивными скамьями, табуретами и столом. Печи изразцовые, с соответствующим рисунком. Приятное впечатление производит масляная роспись над дверями, с ее корабликами, грибками и т. п. Некоторым диссонансом являются паркетные полы и уборные, отвечающие современным требованиям гигиены. Не гармонирует также фундамент казенного типа и прилегающая платформа, правда, украшенная стильными фонарями. Но эти мелочи не могут идти в счет, когда главным неизбежным диссонансом оказывается пульмановский вагон, подаваемый непосредственно к терему XVII века.
Постройкой этого оригинального домика, произведенной средствами собственных мастерских по рисункам г. Билибина, заведовал А. Г. Голубков.
Экскурсия состояла в осмотре описанных выше зданий, произведенном начиная с Охотничьего Павильона, в обратном порядке, и произвела на участников ее благоприятное впечатление, выразителем коего явился И.С. Китнер, изъявивший по окончании осмотра от лица О-ва Архитекторов благодарность любезным хозяевам в лице Ф. И. Кнорринга. (Статья, помещенная в журнале "Зодчий", 1904, №46, с. 519-522. (Как видно из текста статьи, строительство в это время еще не было закончено); добавил:
На перроне по ул. Введенского канала находится Построен в 1900-1901 гг. арх. C. А. Бржозовским. В честь 150-летия со дня создания первой российской железной дороги на территории вокзала в 1987 г. установлен
Вокзал в 1918 г. был переименован в «Детскосельский». В 1920-х гг. в справочных изданиях иногда встречается двойное название «Детскосельский (Витебский)», а с 1935 г. название «Витебский» становится официальным.
К 300-летию Санкт-Петербурга в 2001-2002 г. проведена реставрация вокзала. Был восстановлен купол, воссоздана «историческая» окраска вокзала, восстановлены оригинальные окна фасада, обновлен лепной декор, заново декорирована парадная мраморная лестница, воссоздано «Императорское кафе», восполнены утраченные элементы первоначального проекта, отреставрирован металлодекор. Работы велись под надзором КГИОП. Генподрядчик - «Балтийская строительная компания».
В отделке Живописные панно созданы художниками В. И. Быстрениным и С. И. Дудиным, Н. С. Самокишем и Е. П. Самокиш-Судковской.
В 1987 г. на одной из платформ Витебского вокзала в специально возведенном стеклянном павильоне установлен макет поезда во главе с паровозом "Проворный", совершившего первый рейс из Петербурга в Царское Село в 1837 г.
На Витебском вокзале снималось около двухсот фильмов. Витебский играл роли разных вокзалов разных городов и стран. В сериях фильма Игоря Масленникова про Шерлока Холмса эпизоды, связанные с лондонскими вокзалами, снимаются здесь. В интерьерах вокзала снимались сцены фильма "Вокзал для двоих". последней экранизации «Анны Карениной» режиссера Карена Шахназарова. Региональный памятник Распоряжение КГИОП от 10.01.2012 № 10-4
![]() ![]() Добавил: Mary, 1 Июля 2008, 17:27
Редактировано: 17 Января 2022, 13:59
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house32267.html' target='_blank'>Царскосельский вокзал - Витебский вокзал (продолжение) на Citywalls.ru</a>
Всего 1 комментарий
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32493
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 8
Гостей: 1089
Зарегистрировано: 14598
Всего сегодня: 12338
|
Конец 90-х