Публикация
Церковь святой мученицы царицы АлександрыФото - . Церковь святой мученицы царицы Александры на Бабигонских холмах Пам. арх. (регион.) Фактически, церковь находится в 290 м от границы СПб, в Ломоносовский р-не, в деревне Низино, на Центральной ул., д. 59, однако она была включено в число памятников СПб вместе со всеми памятниками Петергофа, не объявленными федеральными.
1851-1854 - арх. Штакеншнейдер Андрей Иванович
на территории
Все пространство от верхнего сада до высот Бабьего-гона прежде покрытое болотами и кустарником, превращено в обширный парк со множеством озёр и замечательных построек. В парке, называемом колонистским, что между верхним садом и Александринскою колонией, вырыты обширные пруды и на островах Царицыном и Ольгином построены изящные павильоны. В конце Самсоновского водопровода построен павильон «Озерки», а на высотах Бабьегонских замечательный монументальный бельведер, откуда представляется восхитительный вид не только на окружающую, но и на весьма отдаленную местность. Церковь во имя св. мученицы и царицы. Александры на Бабьем-гоне построена в 1854 г. (Гейрот,с. 48) Существует предание, что государь, услышав от крестьян, что местность когда-то называлась Папингондо (Papingondo с финского - «пасторский приход»), откуда нынешнее русифицированное «Бабигон», сказал, что это название требует, чтобы здесь был храм и раздавался колокольный звон. Государь Николай Павлович 11-го августа 1851 г., совершая закладку церкви на Бабьем-гоне во имя св. мученицы и царицы Александры, сказал со слезами на глазах: «Благодарю Господа, что сподобил меня совершить закладку этого храма; Бог то знаешь, придется ли мне увидеть его оконченным». Государь как будто предчувствовал, что скоро неумолимая смерть пресечёт деятельную его жизнь, посвященную для блага и славы России. (Гейрот, с. 52) 11 августа 1851 года состоялось торжественная закладка церкви в присутствии Императора, августейшей семьи, Министра Императорского Двора князя П.М. Волконского, начальника Петергофского дворцового правления ген.-л. С.М. Лихардова, архитектора А. И. Штакеншнейдера, военного коменданта Петергофа ген.-л. Н. Д. Корсакова, многочисленной свиты, жителей Петергофа и крестьян близлежащих деревень.
Постройка церкви во имя св. муч. и царицы Александры была последней постройкой при императоре Николае I-м. При закладке поднесено было на серебряном блюде монет, чекана 1851 г., золотых империалов 20; серебром: рублей 50, полтин 30, четвертаков 80, двугривенных 100, гривенников 100 и пятачков 100. Все эти монеты положены были императором Николаем I-м, Августейшим его семейством, министром двора и другими лицами, в закладку, в которую вделана медная доска с надписями. (Гейрот, с. 103) В основание фундамента была заложена памятная плита, в плитную чашу были положены золотые и серебряные монеты, а на вызолоченной крышке сделана надпись: «Повелением императора Николая I заложена церковь на Бабигоне, близ Петергофа, во имя св. благоверной Царицы Александры, лета 1851, августа 11». Причем в основание фундамента уложили камень, доставленный из «святой земли» с берегов Иордана.
* Большую ценность представлял иконостас XVIII в. в стиле барокко, подаренный Николаем I, ранее находившийся в церкви при дворце Петра I в Дубках, в Сестрорецке (дворец был снесен по ветхости при Екатерине II; видимо, тогда же исчезла и церковь). В отличие от путеводителе Измайлова 1909 г., на которой изображены открытые Царские врата, здесь Царские врата закрыты, и можно увидеть расположение на них образов. ** Все изображения традиционны для русских иконостасов. Крестообразный образ в центре Царских врат - Благовещение. Вокруг него четыре овальных образа евангелистов: слева - вверху Матфей, внизу Лука, справа - вверху Иоанн, внизу Марк. Над Царскими вратами - Тайная Вечеря *** .В центре (очевидно, по оси церкви) - здание сельской полиции. По сторонам стоят: слева - дома причетника и священника, справа - дом псаломщика и сельская школа. **** Это здание видно на заднем плане Ни одно из этих зданий не сохранилось. В 60 - 80-х годах на месте этих построек, прямо перед церковью находился какой-то скотный двор (или что-то в этом роде). Слева на заднем плане литографии - одна из изб, построенных по который тоже представлен в тетради III альбома
При возведении церкви во имя святой мученицы Царицы Александры Андрей Иванович Штакеншнейдер подтвердил свою репутацию зодчего, в совершенстве владеющего всеми стилями. Он не пошел по пути слепого копирования творений прошлых веков, а создал изящную и нарядную архитектурную фантазию, сочетавшую мотивы московского храмового зодчества, элементы ордерной системы и оригинальные конструктивные решения. Церковь во имя святой мученицы Царицы Александры была построена в русско-византийском стиле и отличалась особой красотой - каменная, пятиглавая. Основание барабанов глав украшено «кокошниками». Этот же мотив древнерусской архитектуры использован и в колокольне. Её высокий шатер, тоже напоминающий по силуэту древнерусские храмы, унизан тремя рядами «кокошников». Ленточный фундамент церкви был выложен из булыжного камня, цоколь и все крыльца со ступенями и площадками, основания и базы колонн и пилястр на фасадах были изготовлены из путиловского камня серого слоя. Украшением церкви был деревянный резной иконостас, покрытый белой краской и позолотой. Этот иконостас, ранее принадлежавший церкви бывшего Дубковского дворца Петра I, был подарен императором Николаем I. А. И. Штакеншнейдеру удалось достичь единства архитектурного облика здания с характером отделки иконостаса, типичного для русского зодчества конца XVII в. Строительство церкви было завершено 22 августа 1854 г. 31 августа 1854 г. в присутствии Николая I и членов царской семьи состоялось ее торжественное освящение. 22-го августа государь присутствовал при освящении церкви во имя св. мученицы и царицы Александры. Желание государя исполнилось. Он увидел, воздвигнутый им новый храм, - оконченным! В тот же день государь Николай Павлович уехал в Царское Село, и после того Петергоф более уже не имел счастья видеть возлюбленного монарха. (Гейрот,с. 53) По окончании Божественной литургии государь благодарил при всех: управляющего Петергофом генерала Лихардова, архитектора Штакеншнейдера, а также и купца Тарасова, исправлявшего иконостас; не были забыты и рабочие, которым государь приказал изготовить обед. (Гейрот,с. 104) Церковь вмещала в себя до пятисот молящихся. Периметр у основания 44 сажени, высота среднего купола 13 сажен и один аршин. На постройку церкви исчислено было по смете 66,188 руб. в число коих император Николай I-й, приказал отпустить 1,000 червонцев, оставшихся от расходов по путешествии его за границу. (Гейрот, с. 103) Доставка строительных материалов из отдаленных мест, да еще и в гору, стоило очень дорого. В Бабигонской церкви было много утвари из золота, серебра, драгоценных камней. В храме находились дарохранительница с ковчегом в виде цоколя с восемью колоннами из красной сибирской яшмы, ризница из вещей, бывших при погребении Николая I, ризница из вещей Александры Федоровны и многое другое. При церкви находится придворный причт. На обязанность священника возложено также обучение грамоте крестьянских детей в церковной сельской школе. Близь церкви приемный покой, для подания первоначальной помощи заболевающим крестьянам. Приемный покой снабжён всеми необходимыми лекарствами и прислугою. (Гейрот, с. 103) Во время своего существования церковь во имя святой мученицы Царицы Александры была одним из наиболее любимых мест молитвы императорской фамилии. Любила посещать храм на Бабигонах и последняя российская императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II, которая ежегодно во время пребывания в Петергофе молилась в церкви на Бабигонских высотах.
Богослужения в церкви св. мц. Царицы Александры продолжались до осени 1940 года, когда был составлен проект превращения ее в клуб с кинозалом. Начавшаяся война помешала осуществить это намерение. В период Великой Отечественной войны церковь св. мц. царицы Александры оказалась на линии огня в самом центре военных действий. Бомбовые удары и артиллерийские обстрелы причинили зданию сильные повреждения. После войны в здании бывшей церкви длительное время была совхозная мастерская. Одновременно подвальное помещение использовалось в качестве овощного хранилища. Около 10 лет здание оставалось бесхозным. Картина, которую увидели реставраторы, пришедшие сюда в первые годы ХХI века, была удручающей: полностью уничтоженная крыша завершения апсид, отсутствие главы большого купола и малых юго-западных главок, разрушенная винтовая лестница, полностью снесенный шатер колокольни с главкой. Здание не имело дверных и оконных заполнений, была утрачена большая часть штукатурной и лепной отделки фасадов и интерьеров, безвозвратно пропало все живописное убранство и иконостас. 6 мая 1998 года на престольный праздник в храме св. мученицы Царицы Александры на Бабигоне по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, после длительного перерыва была совершена Божественная Литургия. С 7 апреля 1999 года (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы) в церкви совершаются регулярные богослужения в воскресные дни, в дни Двунадесятых и Великих праздников. В данный момент ведутся восстановительные работы, после которых церковь во имя святой мученицы Царицы Александры должна обрести свой прежний величавый вид. (по материалам
Внешнее убранство. Основной объем церкви решен в традициях русской церковной архитектуры допетровского времени, по принципу «восьмерик на четверике», то есть в виде квадратного в плане здания, над которым возвышается восьмигранный барабан главного купола. В то же время в трактовке фасадов храма ясно прослеживаются черты ордерной системы с ее основными членениями. Фасады церкви чрезвычайно украшены декоративными элементами, характерными для русской архитектуры XVI-XVII вв. Покрытием центральной части основного объема служит крыша, посредине которой возвышается восьмигранный барабан главного купола. На барабане покоится восьмигранная большая луковица с позолоченными ребрами, увенчанная яблоком и крестом. Полуколонны на продольных фасадах храма установлены на мощных пьедесталах и цоколях, что имеет не только декоративное но и конструктивное значение. Штакеншнейдер стремился освободить сравнительно небольшой внутренний объем церкви от всякого рода загромождающих конструкций. Поэтому архитектор отказался от сооружения в интерьере отдельно стоящих колонн и подкупольных пилонов и перенес нагрузку от барабана главного купола на наружные стены. Кроме главного купола имеются малые купола, решенные так же, как и главный. Выдвинутые далеко на восток апсиды несколько напоминают башни рыцарских замков. С запада к основному объему церкви примыкает трапезная. Трехъярусная шатровая колокольня, замыкающая с запада комплекс Александрийской церкви, отличается тем же богатством и разнообразием декора, который характерен для основного объема. Интерьер. Интерьеры церкви также отличаются красотой и торжественностью. В отличие от фасадов, оформление интерьеров Александрийской церкви, носит классический характер. Преобладают штукатурные тяги и лепка, расположенные в соответствии с основными архитектурными членениями (паруса, арки, пилоны). Пройдя через главный вход мы попадаем в притвор, а затем и в трапезную часть храма. Открытый арочный проем ведет из трапезной в основной объем, перекрытый куполом который опирается на подпружные арки, покоящиеся на пристенных пилонах. В центре купола находится обширное отверстие, через которое сквозь окна барабана купола в интерьер собора проникает свет. Вокруг него непосредственно на зеркале купола размещены 4 тондо в золоченых рамах с изображениями евангелистов на золоченом фоне, исполненными маслом по холсту. Под ними золочеными гипсовыми буквами выложены имена евангелистов. Лицевые стороны подпружных арок обработаны тягами и украшены лепными ромбами. В архивольтах арок были выложены гипсовыми золочеными буквами тексты из евангелия от Матфея. В архивольте восточной арки: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы», южной: «Возмите иго мое на себе, и научитеся от Мене», западной: «Яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящите покой душам вашим», северной: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». На востоке интерьер центрального объема замыкается солеей и арочным проемом, заполненным иконостасом. За иконостасом находится алтарь, завершающийся тремя апсидами. Несущими конструкциями свода являются: на западе пристенные пилоны, на востоке — отдельно стоящие пилоны, установленные почти вплотную к внутренним стенам большой апсиды. Над этими пилонами находятся мраморные доски (скрижали завета) с золочеными римскими цифрами десяти заповедей. При возведении церкви Андрей Иванович Штакеншнейдер подтвердил свою репутацию зодчего, в совершенстве владеющего всеми архитектурными стилями. Он создал изящную и нарядную архитектурную фантазию, сочетавшую мотивы московского храмового зодчества, элементы ордерной системы и оригинальные конструктивные решения. (сайта "Азбука паломника" azbyka.ru, добавил
8 сентября 2023 г. у южного фасада церкви был открыт памятник императору Николаю I. Бюст был преподнесен в дар селу Низино автором Всероссийского проекта «Аллея Российской Славы» Михаилом Леонидовичем Сердюковым и руководителем отделения проекта по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Виьалием Владимировичем Шияном. (Ломоносовский районный вестник lomonosov-vestnik.ru 09.09.2023.) На задней стороне бюста надпись: "Аполлонов". Таким образом, для памятника использован бюст, созданный ранее скульптором Александром Алексеевичем Аполлоновым, который в 2017 г. погиб в автокатастрофе. (добавил
Церковь Церковь святой мученицы царицы Александры внесена в перечень объектов исторического и культурного наследия регионального значения. (Решение исполкома Ленгорсовета № 608 от 16.07.1990)
![]() ![]() Добавил: miraru1, 17 Сентября 2013, 19:13
Редактировано: 7 Марта 2024, 17:19
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house28693.html' target='_blank'>Церковь святой мученицы царицы Александры на Citywalls.ru</a>
Всего 7 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32493
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 4
Гостей: 895
Зарегистрировано: 14598
Всего сегодня: 1381
|
На сайте митрополии нашел тоже№59 . Вопрос в том, что такого номера официально не существует. Нумерация идет с севера на юг, а церковь находится севернее домов с номером 1. Правда в нашей нумерации все может быть.