Публикация

Дом Н. Шлейфера -
Доходный дом страхового общества "Саламандра"

Здание на карте
фото
Архитекторы: Петерсон М. Ф.
Год постройки: 1876-1877
Стиль:

Дом Н. Шлейфера - Доходный дом страхового общества "Саламандра"

 

конец XVIII - начало XIX в. - автор не установлен - стр-во углового корпуса

1876-1877 - арх. Петерсон Михаил Федорович - перестройка угл. корп.

                          включен существовавший дом

  • фото

    1828 г.
    План Шуберта.

  • фото

    1835 г. * см. ниже
    Двухэтажный дом
    И.А. Иохима за собором справа.
    (добавил Liz)

  • фото

    1886-1895 гг.

  • фото

    1887-1894 гг.

  • фото

    1885-1900 гг.

  • фото

    1904 г.

  • фото

    1908 г.

  • фото

    1938 г.
    Вид части фасада
    дома №7 на пр.
    Красных Командиров.

  • фото
  • фото
  • фото

    (добавил
    Данелия).

  • фото

    1938 г.
    Вид фрагментов
    фасадов домов №5 и №7
    на пр.Красных Командиров.
    (добавил Данелия).

  • фото

    Этот фасад в стиле эклектики в 1950-х гг. был
    насильственно приближен к классицизму
    (Шифры фото (слева направо): ЦГАКФФД Гр 69655; Гр 69657;
    Гр 69658; Гр 69659; Гр 69666)

    (добавил S.P. )

  • фото

    1937-1941 гг.

  • фото

    1955-1960 гг.
    сайт pastvu.com

 * Андрей Николаевич Ракович (1815 - 1866). Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка 1835.

     Холст, масло. ГМИ СПб

 

Согласно "Указателю жилищ и зданий..." С. Аллера 1822 г., дом, имевший № 295 в Нарвской части, принадлежал тогда тому самому седельному мастеру Иоганну Иохиму, в доме которого на Б. Мещанской (Казанской) жил Гоголь и карету работы которого мечтал иметь Хлестаков ([121]. С. 53, 261, 578).

 

В 1836 году, когда Иохим уже был купцом, дом, имевший тогда № 8 по Измайловскому пр. все еще принадлежал ему (Нумерация домов в СПб. [СПб.], 1836. С. 22). Владел Иохим домом и в 1844 (Нистрем К. Адрес-календарь СПб. жителей. СПб., 1844. С. 32).

 

В "Описании улиц СПб. ..." Н. Цылова 1862 г. владельцем назван Грачев, но не исключено, что это просто ошибка, так как в табели 1869 года владельцем указан опять Иохим (С. 22). Навряд ли это был сам Иоганн Иохим. Во "Всеобщей адресной книге СПб." 1867-1868 г. проживающими здесь указаны: Иохим Вильгельмина (кв. 12) и Иохим Теодор , служащий в Депо земледельческих орудий (кв. 13; С. 209).

А вот в Табели 1875 г. владелец уже Шлейфер (С. 37). В той же "Всеобщей адресной книге..." есть сведения о нем: Шлейфер Николай Иванович, отставной штабс-капитан. 7 л., д. 4, кв. 14 (С. 539). Это, конечно, он. В Адр. книге 1893 г. владельцем д. 7 по Измайловскому указан Николай Иванович Шлейфер, отставной штабс-капитан, гласный Городской думы, член от города в СПб. гор. по воинской повинности присутствии, уполномоченный Общества СПб.-Волжского пароходства и судоходства, контора которого  располагалась в том же д. 1 по 8-й линии, где жил и сам Шлейфер (О. I. Стб. 44; О. III. С. 311; О. II. С. 364, 370, 574).

 

ВПб на 1903 показывает владельцами дома многочисленных наследников Шлейфера с разными фамилиями и отчествами (О. IV. Стб. 121), а ВПг на 1917 - страховое т-во "Саламандра" (О. IV. Стб. 128).

 

Городское почтовое отделение № 5. Измайловский, 7.

Завед. коллежский регистратор Хрущев Иван Петрович     (ВП на 1903. О. I. Стб. 266).  

 

Сейчас: Почтовое 3 класса отделение 190005 в Санкт-Петербурге             (spbindex.ru)

(добавил: Liz)

Дом подробно описан в автобиографической повести "шкидовца" Григория Белых "Дом веселых нищих" (1930).

(anchurian)

  • фото

    Вид со двора.

  • фото

    Фото - Nipnip, 03.2022.

  • фото

    Дом 7 лит З
    Фото - Влада, 02.2023.

20 комментариев
2783 просмотра
Добавил: Наталия, 20 Декабря 2009, 12:40
Редактировано: 19 Февраля 2023, 21:10
Оцените:
(7 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house9866.html' target='_blank'>Дом Н. Шлейфера - Доходный дом страхового общества "Саламандра" на Citywalls.ru</a>
Всего 20 комментариев
  • 12 Августа 2011, 13:58

    Почтовое 3 класса отделение 190005 в Санкт-Петербурге: Санкт-Петербург 190005 - Измайловский пр., д.7 - http://spbindex.ru/index_190005.html

     

    Городское почтовое отделение № 5. Измайловский, 7. Завед. коллежский регистратор Хрущев Иван Петрович (ВПб на 1903. О. 1. Стб. 266).  

     

  • 12 Августа 2011, 14:28

    Нет ссылок.

    И соотв-но неясно, почему стоит знак вопроса в титульных данных.

  • 12 Августа 2011, 15:31

    Согласно "Указателю жилищ и зданий..." С. Аллера 1822 г., дом, имевший № 295 в Нарвской части, принадлежал тогда тому самому седельному мастеру Иоганну Иохиму, в доме которого на Б. Мещанской (Казанской) жил Гоголь и карету работы которого мечтал иметь Хлестаков (121. С. 53, 261, 578).

    В 1836 году, когда Иохим уже был купцом, дом, имевший тогда № 8 по Измайловскому пр. все еще принадлежал ему (Нумерация домов в СПб. [СПб.], 1836. С. 22). Владел Иохим домом и в 1844 (Нистрем К. Адрес-календарь спб. жителей. СПб., 1844. С. 32).

    В "Описании улиц СПб. ..." Н. Цылова 1862 г. владельцем назван Грачев, но не исключено, что это просто ошибка, так как в табели 1869 года владельцем указан опять Иохим (С. 22). Навряд ли это был сам Иоганн Иохим. Во "Всеобщей адр. книге СПб." 1867-1868 г. проживающими здесь указаны: Иохим Вильгельмина (кв. 12) и Иохим Теодор , служащий в Депо земледельческих орудий (кв. 13; С. 209).

    А вот в Табели 1875 г. владелец уже Шлейфер (С. 37). В той же "Всеобщ. адр. книге..." есть сведения о нем: Шлейфер Николай Иванович, отставной штабс-капитан. 7 л., д. 4, кв. 14 (С. 539). Это, конечно, он. В Адр. книге 1893 г. владельцем д. 7 по Измайловскому указан Николай Иванович Шлейфер, отставной штабс-капитан, гласный Городской думы, член от города в СПб. гор. по воинской повинности присутствии, уполномоченный О-ва СПб.-Волжского пароходства и судоходства, коонтора которого  располагалась в том же д. 1 по 8-й линии, где жил и сам Шлейфер (О. 1. Стб. 44; О. 3. С. 311; О. 2. С. 364, 370, 574).

    ВПб на 1903 показывает владельцами дома многочисленных наследников Шлейфера с разными фамилиями и отчествами (О. 4. Стб. 121), а ВПг на 1917 - страховое т-во "Саламандра" (О. 4. Стб. 128).

     

  • 5 Марта 2012, 12:11

     "Измайловский проспект, 7. В этом доме вырос и прожил без малого тридцать лет (за вычетом трех-четырех лет, проведенных им в колониях и детских домах) писатель Григорий Георгиевич Белых. Именно здесь, в одной из комнат бывшей квартиры управляющего, выходящей окном на задний двор, вместе с Леонидом Пантелеевым была написана знаменитая книга «Республика Шкид».
    В повести «Дом веселых нищих» автор рассказал нам о своем детстве и детстве своих сверстников – ребятишек большого петербургского дома - накануне революции 1917 года. В книге нет вымышленных героев – все реально живущие люди, даже имена их автор оставил в неприкосновенности, изменив только свое собственное: Гришу Белых превратил в Романа Рожнова"  (http://lib.herzen.spb.ru/page13.asp?s=11)

  • 5 Марта 2012, 12:26

    Только не здесь, а в доме по площади (на сайте - 7х). Квартира, кажется, 92.

  • 2 Октября 2012, 12:28

    Стоит вспомнить стихотворение Маршака «Почта».

    На медной бляшке почтальонов был написан номер почтового отделения.

  • 8 Февраля 2014, 09:53

    Эклектика.

  • 8 Февраля 2014, 10:58
    Ответ на "Эклектика." от Петербуржец

     Только боковой фасад фрагментарно. Основная стилистика - поздний классицизм. К сожалению, балконные решетки утрачены, видимо во время капремонта.

  • 21 Июля 2014, 20:35

    Уважаемые исследователи, в перечислении бывших владельцев этого дома есть неточности. Один и тот же Иохим не мог так долго владеть домом, потому что скончался в 1834 г. Если интересует, могу дать разъяснения по поводу следующих Иохимов.

  • 21 Июля 2014, 21:58

    Конечно, интересует.

  • 22 Июля 2014, 22:57

    У Иоганна Альберта Иохима (1762-1834) был сын Петер Вильгельм (1796-1855) и сын Карл Фридрих (1804-1859). Петер наследовал после смерти отца производство карет и значительно его расширил.

    В "Указателе жилищ и зданий в СПб", изданном Самуилом Аллером, на 1823 год владельцем домов по Б.Мещанской, по Столярной улице и по Измайловскому пр. назван Иохим (без инициалов). И это может быть Иоганн Альберт. А вот в книге адресо СПб на 1837г. каретный мастер Иохим, владелец магазина и дома на Ново-Измайловском пр.,№8, это уже Петер.

    Продолжателем каретного дела после смерти Петера стал его старший сын Теодор Альберт (1831-1873), он же, по-русски, Федор Петрович Иохим, торговавший под фирмой "Ф.Iохим и K". Согласно нотариальному документу 1869 года, он проживал по Измайловскому пр. в собственном доме №7.

    Вильгельмина Иохим, проживавшая в этом доме, это вдова Карла Фридриха Иохима, который этим домом не владел. Вильгельмина пережила мужа и сына и, видимо, оставшись одна, была принята в семью и в дом Теодора.

    Относительно Вильгельмины это только лишь мои предположения, а что касается мужских персонажей данной истории, на то есть документы, но ссылаться на них не очень корректно, ибо они недоступны, так как хранятся (по крайней мере, хранились на 1998 год) в Гамбурге у потомков Петера Иохима. Я работала с их личным архивом и видела эти документы. Посему мои сведения не миф и не легенда в духе Синдаловского.

  • 24 Июля 2014, 01:02

    Спасибо большое. Очень интересно.

  • 30 Августа 2017, 17:41

    Это в дополнение от 22.06.2014

    Уважаемые исследователи, есть несколько неточностей в данной публикации. Тот Иохим, у которого Гоголь снимал квартиру, умер в 1834 году, поэтому дом на Измайловском принадлежал сначала его сыну Петеру (1796-1855), а затем сыну Петера и внуку Иоганна Альберта Теодору Иохиму (1831-1873). Источник: нотариальный документ 1869 года из семейного архива Бригитты Веерт, потомка Петера Иохима, хранящийся в Гамбурге. С уважением, Н.Маркова.

  • 30 Августа 2017, 21:19
    Ответ на "Это в дополнение от 22.06.2014 Уважаемые исследова" от Наталия

     Ну, насчёт сначала есть данные адресной книг 1822 года и,мне помнится, был документ, по которому Иохиму позволено было завести здесь фабрику в 1820 году. Чтобы говорить, что сначала здесь был Петер, не мешало бы какой ни на есть довод привести. Потому что смерть в 1834 это не довод, как и документ, которого никто не видел.

  • 27 Января 2018, 01:00

    Поставила старые фото, какие нашла, датировка в основном с pastvu.com .По соседнему тоже.

  • 27 Января 2018, 01:27
    Ответ на "Поставила старые фото, какие нашла, датировка в ос" от Наталия

     При сравнении фотографий разных лет (тех из них, где более или менее различимы детали) видно, что фасад, выходящий на площадь, ободран (о чем я, конечно, догадывался и раньше, но до сих пор не мог ничем подтвердить). На дореволюционных фотографиях 4, 5, 6 видно, что на углах были рустованные лопатки. (Возможно - и даже скорее всего, - были и еще какие-то исчезнувшие детали, которые невозможно разглядеть.) Фасад был характерен для архитектуры эклектики 1870-х гг. (того ее направления, в котором используются мотивы стиля Людовика XVI).

     

    Кажется, можно разглядеть рустованные лопатки и на фотографии 7, относящейся к 1930-м гг. (впрочем, здесь я не уверен на 100%, слишком неясное изображение). А вот на фотографии 8 (1955 - 1960 гг.) их уже нет, фасад насильственно приближен к классицизму. Такое варварское уничтожение декора фасадов старых домов характерно для 60-х годов.

      

  • 3 Августа 2018, 02:04

    Всё-таки указано имя Иохима в Адресной книге Аллера 1823 г. На с. 578 в разделе "Сидельные мастера" указан Иохим Иоганн, участок № 78. Судя по плану Шуберта 1828 г., данный дом был деревянным. Похоже, что на его месте в 1831-м построили каменный дом, как-то сохранив отметку уровеня воды потопа 1824 г.

  • 3 Августа 2018, 23:50
    Ответ на "Всё-таки указано имя Иохима в Адресной книге Аллер" от Андрей4

     Честно говоря, не очень понятно, что Вы имели в виду. В разделе "Седельные мастера" у Иохима показан адрес во 2-й Адмиралтейской части № 78. Это его дом на нынешней Казанской улице, 39. Там к 1828 году все строения были каменные, кроме какого-то сарая в третьем дворе. В 1831 году был построен другой его дом, на углу Столярного переулка и Средней Мещанской (Гражданской). На этом участке (№ 108) у Шуберта действительно показаны в основном деревянные строения. 

    Здешний участок имел номер 295 в Нарвской части, у Шуберта все строения здесь показаны каменными.

     

    А вот другое дело: 

    Ответ на "Ну, насчёт сначала есть данные адресной книг 1822 " от Liz

     Дама, которой я отвечала, явно неточно выразилась, а я ее тогда неправильно поняла. Под "сначала Петер", она имела в виду, что наследовал Иохиму сначала сын Петер.

    Иохим действительно умер в 1834 году, похоронен на Волковом лютеранском кладбище.

    45. Иохим Иоганн Альберт. 1762-1834. Каретный мастер, петербургский домовладелец.

          Иохим Катарина Элизабета. 1769-1829. (Кобак А.В., Пирютко Ю.М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. 2017. - https://books.google.com.ua/books?id=G6EUY6nXBKoC&pg=PT860&dq=иоганн+РёРѕС…РёРј+каретный+мастер&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjR9tPU19HcAhVKyqYKHelIDz4Q6AEILjAB#v=onepage&q=иоганн РёРѕС…РёРј каретный мастер&f=false ).

  • 27 Февраля 2019, 15:44

    Андрей Николаевич Ракович (1815 — 1866).
    Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка
    1835. Холст, масло. ГМИ СПб

     


    Двухэтажный дом И.А. Иохима за собором справа. 

  • 13 Сентября 2020, 23:22

    Я составил пять фрагментов фасада на фотографиях 1938 г. в одно изображение:

    Более высокое разрешение

     

    Этот фасад в стиле эклектики в 50-х годах был насильственно приближен к классицизму.

     

    Шифры фотографий (слева направо): ЦГАКФФД Гр 69655; Гр 69657; Гр 69658; Гр 69659; Гр 69666.

     

    P.P.S. Эту картинку я сегодня поместил на своем сайте.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 11 из 20
Дом Н. Шлейфера -
Доходный дом страхового общества "Саламандра"
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31570
Готовится: 62
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 517