Публикация
Александрова дача. Храм Розы без шиповАлександрова дача. Храм Розы без шипов Утраченное здание
«Идейной основой замысла ансамбля парка [Александрова дача – s.] можно считать «Сказку о царевиче Хлоре», которую Екатерина пишет для своего внука во время путешествия его родителей по Европе в 1781–1782 гг. В ней рассказывается о приключениях царевича Хлора, которого похитил некий «хан киргизский». Чтобы вернуться домой, Хлор должен был отыскать Розу без шипов – символ добродетели. Добираясь до Храма, где хранилась Роза без шипов, царевич преодолевал различные трудности и соблазны. Эта назидательная история должна была послужить положительным примером для маленького Александра. <…> Смысловым и визуальным центром ансамбля был «Храм Розы без шипов», располагавшийся на возвышенном мысу и видимый с большинства обзорных точек. Храм Розы без шипов представлял собой крытую семиколонную ротонду ионического ордера и считается первым образцом в ряду подобного рода построек в русских усадебных парках. Купол ротонды был расписан, под куполом находился пьедестал с вазой, куда ставилась живая роза. Создание паркового ансамбля обычно относят ко второй половине 1780-х гг., авторство и самого Храма и всего ансамбля Александровой дачи остаётся до сих пор предметом дискуссий, их создателями обычно называют Чарльза Камерона или Николая Александровича Львова. Недавно была высказана новая гипотеза о времени создания ансамбля парка (1788–1793 гг.) и об авторстве его основных элементов, приписываемом Джакомо Кваренги, а также о той роли, что сыграли в развитии парка Екатерина II и сам Александр». [1*] На авторстве Камерона настаивал В. Н. Талепоровский: «Что выдаёт авторство Камерона в этом павильоне? Прежде всего – внутреннее содержание, поэтическое раскрытие идеи храма розы. Только Камерон, с присущей ему глубиной замысла, мог ассоциировать архитектурный образ павильона с формой листа розы. Павильон в плане решён на семи колоннах, отвечающих нечётному, семиперистому листу розы. Ордер колонн – ионийский. Карниз с внутренней стороны колоннады украшен характерными для Камерона розетками, с орнаментом из каннелюр. Купол был расписан дважды. Роспись, более поздняя и лучше сохранившаяся, изображает аллегорическую картину: процветание искусства, науки и культуры, движущихся вперёд под щитом Екатерины II, по путям, намеченным Петром I; более ранняя роспись трактована как увитый розами трельяж с семью медальонами по осям колонн» ([2*], С.80). В. Курбатов также отметил: «…сохранилась лишь каменная ротонда-беседка: «храм розы без шипов» хорошего стиля, похожая на произведения Камерона» ([ В то же время, Н. В. Грязнова утверждает: «Авторство архитектурно-паркового ансамбля исследователями безоговорочно отдано Н. А. Львову (ранее оно оспаривалось между Н. А. Львовым и Ч. Камероном)», хотя и признаёт: «…однако ни проектные чертежи, ни документы на подрядные работы такого масштабного строительства на сегодня не найдены. Документально известен только один подписанный Львовым рисунок «Вид Александровой дачи с изображением храма Цереры», и тот факт, что за сделанные Николаем Александровичем модели кораблей «подобие петровских», которые плавали по запруде, Екатерина II пожаловала ему перстень и 2000 рублей» [3*]. Большое внимание в статье Н. В. Грязновой уделено вопросу: почему, вопреки канонам классицизма, у ротонды храма было нечётное количество колонн (семь)? Автор статьи объясняет этот факт тем, что Н. А. Львов был масоном, а в масонстве число семь символизирует семь свободных наук: грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Упомянутую выше «новую гипотезу» предложил сотрудник Музея истории г. Павловска Сергей Выжевский [4*]. Проанализировав записи в камер-фурьерских журналах, он пришёл к выводу о том, что павильоны Александровой дачи были построены лишь к 1793 году [5*]. Т. о., они стали своеобразным «свадебным подарком» Александру Павловичу, который в том же 1793 году (в 15 лет!) женился на баденской принцессе Луизе Марии Августе. Рассматривая вопрос об авторе павильонов Александровой дачи, Выжевский отвергает версию об авторстве Камерона: «Но, собственно говоря, почему Камерон? <…> Ротонда, в виде которой исполнен «Храм Розы без шипов», <…> также весьма часта у Кваренги. Ближайший аналог в Павловске - колокольня Мариинской церкви. Тогда как Камерон так и не построил ни одной открытой ротонды!» [6*] Судя по фото 1930-х гг., в то время «Храм Розы без шипов» был ещё цел. Разрушен он был, видимо, в ходе боевых действий (1941-1944 гг.). В статье, опубликованной в 2015 году, сообщалось: «сохранились едва заметные остатки основания сооружения; в труднодоступной, заболоченной и заросшей густой растительностью части парка вокруг мыса, где стоял Храм, находится более сорока фрагментов постройки – фусты колонн (длиной до двух метров), капители, части антаблемента (длиной до метра и более)» [1*]. При посещении места, где стоял павильон, в январе 2020 года упомянутые фрагменты колонн замечены не были. На склонах холма были обнаружены лишь плоские каменные плиты дугообразной формы – видимо, элементы стереобата, на котором стояла ротонда.
Литература:
![]() ![]() Добавил: snegir, 12 Февраля 2020, 20:23
Редактировано: 13 Февраля 2020, 20:33
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house31182.html' target='_blank'>Александрова дача. Храм Розы без шипов на Citywalls.ru</a>
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 6
Гостей: 943
Зарегистрировано: 14596
Всего сегодня: 11348
|