Публикация

Дом В. С. Балашева - Типография и литография В. С. Балашева - Доходный дом О. В. Челищевой - Доходный дом Ротиных

                                             

Доходный дом                                                                                            наб. канала Грибоедова, 80 - Красноградский пер., 5

1860 - арх. Гребёнка (Гребенка) Николай Павлович  ([99]. С. 109)

          арх. Ферри де Пиньи Евгений Ипполитович - включен существовавший дом (Перестроен и расширен)  ([99]. С. 307)

 

Доходный дом В. С. Балашева -

Типография и литография В. С. Балашева                                               наб. канала Грибоедова, 80 -Красноградский пер., 5

1884 - арх-худ. Гефтлер Карл Эдуардович -  перестройка (Надстроен и расширен)  ([99]. С. 94)

 

Доходный дом О. В. Челищевой  - Доходный дом  Ю. Д. Гурьевой        наб. канала Грибоедова, 80 - Красноградский пер., 5
1898 -  гражд. инж. Трифанов Петр Павлович -  перестройка  (Расширен) ([99]. С. 302)

 

Доходный дом  Ф. И. Ротина  (правая часть)                                                                                 Красноградский пер., 5

1899  - арх. Шауб Василий Васильевич  - расширение   ([99]. С. 326)

 

 

 

В электронном каталоге чертежи  по двум соседним участкам (по Вознесенскому пр., 27, Вознесенскому пер., 3 и по наб. Екатерининского кан., 80 и Вознесенскому пер., 5) объединены в одно дело:

 

 Чертежи дома на участке, принадлежавшем Л. И.Штульман, А. О.Витали, А. С.Уконину, М. Д.Калугиной, Ф. И.Ротину, Г. М. и А. Н. Эпштейнам, М. Я. Ауслендер по Вознесенскому пр., 27, Вознесенскому пр., 3 [так, правильно - Вознесенский пер., 3] и чертежи дома на участке, принадлежавшем Дьячкову, А. И. Олсуфьеву, Л. А. Сычеву, В. С. Балашову, О. В. Челищевой, Ю. Д. Гурьевой, Ф. И. Ротину по наб.Екатерининского кан., 80 и Вознесенскому пер., 5. 1823-1916. 153 л.

(ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 9738)

По прошению жены дворянина Гурьевой о надстройке 4-го этажа на каменном лицевом доме и постройке каменных служб, Спасской части по Екатерининскому каналу и Вознесенскому проспекту, N80-5. Начальная дата: 21.03.1898. Конечная дата: 11.05.1898.  (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 131. Дело 53)

Ведомость ходатайствам о постройках, поступившим в С.-Петербургскую Городскую Управу с 18-го по 25-е марта 1898 г. № 211. Екатерининский канн. и Вознесенский пр., № 80-5. Фамилии домовладельцев: Гурьева. Зодчие или техники: Трифонов. Род построек: Надстройка 4-го каменного этажа на доме.  (Неделя строителя. 1898. № 14. С.33)

 

Ведомость ходатайствам о постройках, поступившим в С.-Петербургскую Городскую Управус 22-го по 29-е июля 1898 г. № 642. Екатерининский кан. И Вознесенский пр., № 80-5. Фамилии домовладельцев: Ротин. Зодчие или техники: Шауб. Род построек: Постройка каменного 4-х этажного строения, каменного подвала для дров, отхожего бетонного места и помойной ямы.  (Неделя строителя. 1898. № 31. С. 153)

 

О выдаче Ф. И. Ротину плана его двора в Спасск.ч. по Вознесенскому пер. и наб.Екатерининского кан.,80,5. Начальная дата: 30.06.1899. Конечная дата: 30.06.1899.  (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 82. Дело 370)

(добавил Lonely Walker)

  • фото

    Адрес-календарь СПб
    жителей К. Нистрем
    1844 г. т. 1 С. 16

  • фото

    Цылов Н. Атлас
    тринадцати частей
    С.-Петербурга.
    1849. С. 40
    (фрагмент плана)

  • фото

    Цылов Н. Атлас
    тринадцати частей
    С.-Петербурга.
    1849. С. 50
    (фрагмент плана)

  • фото

    Цылов Н. Атлас тринадцати
    частей С.-Петербурга. 1849.
    Алфавитный указатель к атласу. С.75
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    ВПб на 1902 г.
    Фрагмент плана
    Спасской части

  • фото

    Куп. книга
    на 1867 г. С. 285
    2-я-гильд

  • фото

    Куп книга на 1901
    С. 546-547

  • фото

    Куп книга на 1904
    С. 548

  • фото

    Куп книга на 1904. С. 548

  • фото

    Фото до 1926 г. - Андреевский
    (ЦГАКФФД СПб. Шифр Гр 65436)
    (добавил Lonely Walker)

Согласно Адрес-календарю СПб жителей составленному К. Нистремом (1844 г.)  участок по Екатерининскому каналу  между Вознесенским пр. и Вознесенским пер. принадлежал Дьячкову. В алфавитной части Дьячков не указан.

 

В атласе Цылова (1849 г.) владелицей участка от Вознесенского проспекта до переулка (современный адрес наб. канала Грибоедова, 78-25 - Красноградский пер., 5-80) названа Катерина Карповна Дьячкова, жена чиновника 12 класса. 

По Вознесенскому проспекту, занимая всю длину участка в 14, 4 сажени, на углу канала стоял, как и сейчас, каменный, 3-этажный дом № 26-69 (совр. 25-78). По Вознесенскому переулку, также занимая всю длину  участка  в 23,1 сажени, на углу стоял 2-этажный каменный дом № 2-69 (совр. 5-80). По набережной канала участок занимал 34,2 сажени, между домами был просвет, закрытый забором - то пространство, на котором позднее П. Сюзором было построено здание бань

(Цылов Н.И. Атлас 13-ти частей С.-Петербурга. М., 2003 (Репринт издания 1849 года). С. 40, 50 (1-я пагинация), С. 75 (2-я паг.)). (добавил: Liz)

 

К 1863 г.  участок очевидно уже был разделен: домовладение по Вознесенскому пр., 25 и Екатерининскому каналу, 76 принадлежало Дьячкову, а по Вознесенскому пер,. 5 и Екатерининскому каналу 78 - Олсуфьеву. (Н. Цылов Описание улиц СПб и фамилий домовладельцев к 1863 г.  С. 44, 46,100). Всеобщая адресная книга С-Петербурга показывает Дьячкова Якова Ивановича, ТтС (титулярногог советника) государственного служащего, живущим на Вознесенском пр., 25, кв. 1 (Г. Д. Гоппе, К. Г. Корнфельд  Всеобщая адресная книга С-Петербурга СПб 1867-1868 О. III. C. 161).    

На 1869 г. участок 78 в Спаской части 4 уч. по-прежнему  принадлежал Олсуфьеву Александру, на нем находился каменный дом (Список домам С-Петербурга по полицейским частям и участкам сост. Н. Нейдгардт 1869. С. 63, 65).

Согласно Табели домов СПб на 1875 (С.31) владельцем был Сычев. на 1888 (С. 35) - Балашов.  К 1889 г. изменилась нумерация: участок № 78 получил  номер 80 (Табель домов СПб на 1889 С. 48).

Адресные книги Яблонского  на 1892 и 1893 гг. называют владельцем  Василия Степановича Балашова, указывая в разных разделах адрес по Екатерининскому каналу  то 78, то 80. В писках типографий и типо-литографий указано Балашов Вас. Степ. (1892 Ст. 643, 1893 Ст. 1057). Также справочники сообщают, что кс Балашов В. С. член общего присутствия Хозяйственного управления при Священном Синоде, служащий канцелярии Первого департамента Министерстваа Юстиции, гласный Городского Управления, член Комиссии по народному образованию (1892 Ст. 253, 311, 327, 333; 1893 С. 241, 246, 329, 369).

В ВПб на 1894 г (О. I Ст. 90 О. III С. 255) владелицей уже указана  Ольга Владимировна Челищева, проживающая на Вознесенском, 5. Она также указана домовладелицей в изданиях на 1896 и 1897 гг. (О. IV Ст. 76).  На 1898 и 1899 гг. - новая владелица  - Гурьева Юлия Дмитриевна  (О. IV Ст. 99, 104), о ней не указывается ничего, кроме домовладения.

Слудующим владельцем становится  купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Федор Иванович Ротин (ВПб на 1900 г. О. IV Ст. 101, О. III С. 496).  Впрочем, сам домовладелец в этом доме не жил. На 1900 г. ВПб указывает его адрес Б. Охтенская дорога 129, на 1902 г. Ковенский пер., 28,  а  на 1904 г. - Дмитровский пер., 7.

Как указано в Купеческой книге  род пребывает в купечестве с 1848 г.  Основателем рода стал Иван Иванович Ротин. В Купеческой книге на 1831 г.  он указан в списке купцов 3-й гильдии, 46 лет, в купечестве с 1849 г., проживает в доме Яковлевой в 3-й Адм. части 1 кв. , содержит ресторацию в 3-й Адм. части 4 кв. в доме Калатовой, гостиницу и трактир в доме Яковлевой и трактир в 3-й Адм. части 2 кв. в доме Митькова. В том же списке указана Марья Филипповна Ротина 43-х лет, проживающая в доме Яковлева - очевино при муже (Куп. книга на 1861 г. С. 275-276). И. И. Ротин указан последний раз в Куп. книге на 1867 г.  Иван Иванович Ротин (14.06.1814-24.06.1867) похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Там же похоронена скончавшаяся  на два года раньше Мария Филипповна (06.07.1817-10.02.1865) на ее надгробии надпись "замужем была 30 лет 11 м. 23 д."

Федор Иванович Ротин (07.09.1840-24.06.1904) похоронен рядом с родителями. И судьба - скончался он 24 июня - в тот же день, что и его отец. (Петербургский некрополь С. 624, 625).

В ВПб на 1905 г. владельцем дома 80 по Екатерининскому каналу названы наследники Ротина Федора Ивановича (О. IV Ст. 99). По ВПб  1906 г. домовладение принадлежит вдове Федора Ивановича - Екатерине Андреевне (О. IV Ст. 101), а на 1907 г. уже  их дети Ротин Николай Федорович, Паклушко Наталья Федоровна, Кондратковская Антонина Федоровна (О. IV Ст. 103). Это состаяние сохранялось в последующие годы, только к 1910 г. Наталья Федоровна сменила  фамилию на Голинзо. На 1913 г. Ф. И. Ротин указан единственным домовладельцем, ак и на 1914 г.  (О. IV Ст. 101, Ст. 104).

Согласно изданиям ВПг на 1915-1917 гг. владельцами были  Ауслендер Михаил Яковлевич и Эпштейн Григорий Михайлович и Анна Николаевна. (О. IV Ст. 104, 104, 103).                                                                                                      (добавил: Наталия)

  • фото

    Фото -
    yuri.sedunov, 2009.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - 2dar, 2014.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Елена, 11.2012.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2009.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фасад по переулку

  • фото
  • фото

    Фрагменты фасада
    по переулку

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 02.2020.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2020.

Следующий владелец, издатель В. С. Балашев, который был истинным поклонником литературы разместил в этом доме свою типографию с литографией. В 1884 г. Балашев привлек к реконструкции дома гражданского инженера К. Э. Гефтлера, в будущем известного художника-пейзажиста. Гефтлер приспособил дом для нужд книжного производства: повысил верхний этаж, в угловой части соорудил эркер, во дворе возвел флигель.Тогда же по инициативе Балашева на фасаде появились барельефные портреты писателей. Композицию завершил богатый фриз с гриффонами и орнаментом. Медальонов, обрамленных лавровыми венками, двадцать три, некоторые повторяются несколько раз. Автор барельефов неизвестен, возможно над эскизами работал сам Гефтлер.

В советское время в доме находились коммунальные квартиры, помещения были разделены перегородками.

В 2008 г. была произведена реставрация двух лицевых фасадов и арочного проезда. работы проводила реставрационная компания "Лапин Энтерпрайз"

 ( по материалам статьи в журнале "Вода Живая" № 3 (110) 2009 г.)

  • фото

    Арка со стороны
    переулка

  • фото

    Двор. Вид
    в сторону
    канала

  • фото
  • фото
  • фото

    Стена
    напротив арки

  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 02.2020.

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (78)

 

  • фото
  • фото

    Фасадный подъезд
    со стороны канала

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 2010.

  • фото

    Фрагмент фундамента
    возле арки

  • фото

    Фрагмент фундамента
    в средней части
    по переулку

  • фото

    Фрагмет фундамента
    по переулку ближе к каналу.
    Фото - Наталия, 02.2020.

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Елена, 11.2012.

50 комментариев
12222 просмотра
Добавил: Mary, 18 Октября 2008, 21:05
Редактировано: 30 Октября 2024, 17:22
Оцените:
(24 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2064.html' target='_blank'>Дом В. С. Балашева - Типография и литография В. С. Балашева - Доходный дом О. В. Челищевой - Доходный дом Ротиных на Citywalls.ru</a>
Всего 50 комментариев
  • 16 Января 2011, 02:09

    Что за предприниматель Ф. М. Ротин в 1-й половине 19 в.?

    В атласе Цылова (а это 1849) участок с 2-мя домами по каналу числится за Дьячковой. У Реймерса (1809), Аллера (1822) и у Нистрема (1837) Ротина нет никакого. В 1867 - 4 Ротина, но Ф. М. нет. Есть Федор Ив. Ротин, купец 2-й гильдии, живущий в гостинице на Невском, 47. 

     

  • 16 Января 2011, 02:33

    Все смешней, чем можно было подумать.

    В архивном каталоге черным по белому: Чертежи дома  Ф. И. Ротина по наб. Екатер. канала номер 80 и Вознесенскому пер. номер 5 с указанием предшествующих владельцев (жена чиновника Дьячкова, полковник А. И. Олсуфьев, Л. А. Сычев, В. С. Балашов, вдова лейтенанта О. В. Челищева, Ю. Д. Гурьева. Чертежи за 1844-1902.

    Т. е. этот Ф. И. Ротин появился здесь, вероятно, где-то на рубеже 19 и 20 вв. А кто такой Ф. М. Ротин и существовал ли он?

    А   Ф. И. Ротин - вероятно, тот самый, который владел зданием, в кот. была потом Вознесенская лечебница (Вознесенский, 27) и, вероятно, он же владел домом 1/84 по Б. Подъяческой, который чуть не снесли недавно. И, как пишут, Ф. И. Ротин был первым хозяином ресторана "Вена".

     

    Вот интересно, такого рода сведения - они откуда берутся? Ведь стоит только ввести Ф. М. Ротина в поисковик - обрушивается вал упоминаний о нем как о первом владельце этого дома. Мрачновато.

     

    Посмотрела - так (Ф. М.) в Списке вновь выявленных объектов. Еще мрачнее.

     

  • 16 Января 2011, 11:07

    Эти статьи в журнале СПб митрополии по сути носят рекламный характер. Компания "Лапин Энтерпрайз" реставрирует много церквей (об уровне  реставрации судить не могу), поэтому ей, наверное, и предоставлена рубрика в журнале.  Они часто описывают что сделали, а историческую информацию скорее всего  берут откуда придется, возможно даже из проектного задания. Поэтому  в иницалах могли банально описаться, а все остальное...

  • 16 Января 2011, 11:51

    Есть ссылки на Список с такими инициалами. Действительно ли там так, не знаю.

  • 16 Января 2011, 15:00

     

    А статья-то не указана...

  • 1 Декабря 2011, 17:11

    Доходный дом В. О. Челишевой.

    Перестройка 1898 арх. П. П. Трифанов.

    Ссылка: (99) стр. 302

    Надо бы вынести Гефтлера К. Э. как основного автора этого здания.

  • 1 Декабря 2011, 23:28

    Не хотелось бы никого обижать, но решительно все сведения приведены неточно. 

    Во всех случаях, кроме последнего (Шауб) дается адрес: наб. канала Грибоедова,. 80 - Красноградский пер.. 5.

    - Гребенка Н. П. Доходный дом. 1860. Совместно с Е. И. Ферри-де-Пиньи. Включен существовавший дом.  (Перестроен и расширен), (99. С. 109).

    Ферри-де-Пиньи Е. И. Доходный дом. 1860. Совместно с Н. П. Гребенкой. Включен существовавший дом.  (Перестроен и расширен), (99. С. 307).

    - Гефтлер К. Э. Доходный дом, типография и литография В. С. Балашова. Перестройка. 1884. (Надстроен и расширен). (99. С. 94).

    - Трифанов П. П. Доходный дом В. О. Челищевой. Перестройка. 1898. (Расширен).

    - Шауб В. В. Доходный дом Ф. И. Ротина. Красноградский пер., 5, правая часть. Расширение. 1898.

     

  • 16 Января 2012, 13:12

    У нас в библиотеке книга есть, там издательство: Типография В.С.Балашева. Екатерин.канал, д.№ 78. 1889 г. Интересно в этом доме печаталась?

  • 11 Марта 2015, 10:37

    В Фотовикторине разместил запись о разгадке литераторов - хорошо было бы составить полный список.

    Второе фото кликабельно.

  • 11 Марта 2015, 13:33

    Зачем же всех - ведь они поворяются. Вот теперь уже не помню, на какой ветке форума или в загадках неколько лет назад, я про них писала. Некоторые опознаются без труда, других, боюсь, и мама родная не опознала бы.

  • 11 Марта 2015, 13:58
    Ответ на "Зачем же всех - ведь они поворяются. Вот теперь уж" от Liz

     Повторяются да - но фотофиксации ради разместил. Мало ли когда поменяются барельефы и можно будет это обнаружить.

  • 12 Марта 2015, 01:08
  • 15 Марта 2015, 20:09
    Ответ на "Ссылки не работают." от pasha_su

     1. Там в первом комменте написано: Вот ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА на файл с бОльшим размером

    к сожалению не предусмотрено редактирование записи пл-оэтому пришлось так

    2. В моём сообщее чуть выше можно кликнуть на фото с барельефами и оно откроется в полном размере

  • 15 Марта 2015, 20:23
    Ответ на "1. Там в первом комменте написано: Вот П" от 2dar

     Вы даете ссылку на хранилище Dropbox, но не у всех пользователей сайта есть аккаунт Dropbox и соответственно они не могут посмотреть файлы.

  • 30 Июня 2018, 15:22

    Изучение богатого фриза с гриффонами и орнаментом дает другое название гриффону - Симург — бессмертная птица, гнездящаяся в ветвях Древа Познания.

    Согласно персидской мифологии Симург выглядит как огромный сокол с женской грудью или как хищная птица с чертами льва или собаки. По легенде, Симург настолько стара, что трижды пережила конец света. Мудрость Симург неисчерпаема.

    https://schwarzze.livejournal.com/248282.html

    Симург обладал функцией благого покровителя отдельных людей и особенно человеческих коллективов.

    Образ Симург имеет различную трактовку. Чаще она воспринимается как вещая птица справедливости и счастья, но в некоторых мифах она является сторожем, восседающем на горе, отделяющей потусторонний мир. Симург – фантом, его никому не дано увидеть. На языке поэзии выражение "увидеть Симурга” означает - осуществить несбыточную мечту. Этот образ получил дальнейшее развитие и несколько иную трактовку в суфийской литературе. В "Беседе птиц”, знаменитой поэме персидского поэта Фаридиддина Аттара, Симург – это аллегорическое выражение подлинного знания, символ тождества творца и творения.

    http://manuscript.clan.su/publ/skazochnye_sushhestva/volshebnye_zhivotnye/simurg/10-1-0-106

     

    Симург - священная птица зороастризма, один из древнейших символов иранской культуры. Симург является символом бессмертия, свободы духовного от земного, божественности, духовной мощи, победы духа над злом и смертью. Симург — посредник между небесным и земным миром. По древнему зороастрийскому поверью, Симург переносит души праведников в рай. Симург — вестник богов, пророк, вещая птица, предсказывающая будущее и знающая язык небес. Симург учит людей правде, добру и справедливости, приходит им на помощь в трудную минуту, передает древнюю мудрость, залечивает раны, спасает в трудные минуты иранских богатырей, борющихся со злом.

    https://www.rutraditions.ru/news/ptitsa-simurg

     

    https://tar-s.livejournal.com/761310.html

  • 14 Августа 2019, 14:21

    * Избранное - Типографiя В. С. Балашева, С.-Петербургъ, Екатерининскiй кан., 78: 1884. С. 23

     

    (Комментарий 2dar; 11 Марта 2015, 11:37)

     

    Избранные:

     

    К         Державин (тираж 3 экземпляра)

    О         Тургенев (3)

    Ж        Пушкин (4)

    З         Дружинин (2)

    Г          Одоевский (3)

    С         Жуковский (4)

    Ф         Крылов (4)

     

    Забракованы или не хватило средств на оригинальные, а не дублированные "барельефические гравюры":

     

    Баратынский

    Батюшков

    Вяземский

    Гоголь

    Гончаров

    Грибоедов

    Григорович

    Даль

    Достоевский

    Карамзин

    Кольцов

    Лермонтов

    Ломоносов

    Некрасов

    Островский А.

    Писемский

    Радищев

    Салтыков-Щедрин

    Соллогуб

    Толстой Л.

    Толстой А.К.

    Тютчев

    Фет

    Фонвизин

  • 28 Августа 2019, 15:57

    См. публ.

    Фото до 1926 г. Автор съёмки: Андреевский (ЦГАКФФД СПб. Гр 65436)

  • 28 Августа 2019, 21:50
    Ответ на "Фото до 1926 г. Автор съёмки: Андреевский (ЦГ" от Lonely Walker

     Вот эту фотографию хорошо бы разнести по соответствующим адресам. Осолбенно интересны бани Петрова постройки Сюзора - Грибоедова, 78, да и дом 10 в Красноградском переулке. 

  • 4 Сентября 2019, 10:07

    "Любопытен дом на углу переулка и канала Грибоедова (№ 5/80). Он построен еще в 1860 году архитекторами Н. Гребенкой и Е. Ферри де Пиньи. Со стороны переулка находилась типография В. С. Балашева. В 1884 году дом перестроил архитектор К. Гефтлер, в будущем известный художник-пейзажист. На доме – 23 медальона с повторяющимися барельефами, изображающими Ломоносова, Державина, Гончарова, Пушкина и Ломоносова".

    Лурье Л.Я. 2012 Петербург Достоевского. Исторический путеводитель, 239-240

     

    Лев Яковлевич, ну нет там Гончарова! Нету Ломоносова! Нету!!!

  • 1 Февраля 2020, 00:45

    В титуле названы имена архитекторов предшествующего здания [99, с.109,307] - а надо вместо них написать два других имени - авторов существующего здания: К.Э.Гефтлера (перестроившего здание в1884 г. [99, с. 94]) и В.В.Шауба (расширившего его со стороны переулка в 1898 г. [99, с. 326]).

     

    Откуда взяты данные об участии П.П.Трифанова? В [99] их нет. 

     

     

    Кроме того, ссылка

  • 1 Февраля 2020, 01:08

    Согласно данным [99], автор этого дома - К.Э.Гефтлер был не только архитектором, но и художником-акварелистом (кажется, даже преимущественно художником). Здесь можно посмотреть некоторые его акварели.

  • 1 Февраля 2020, 22:21

    Не знаю пока как к архитекторам подступиться. Сейчас поставлю, что собрала по владельцаам, по крайней мере будет последовательность, потому что Ротины были почти последними владельцами.  Труднее всего с Балаше(о)вым  про типографию Яндекс выдает сплошную ересь. В купеческих книгах в списке типографий  ее нет. Только у Яблонского. Даже картинки никакой не смогла найти только вот это, явно списанное  https://fantlab.ru/publisher2996

  • 2 Февраля 2020, 01:15

    Вот пока что у меня получилось.   Тут еще надо кое-чего посмотреть, что в доме располагалось - меб. комнаты точно были.

    Выше Лиз приводила выписку из архива. - повторю

    Чертежи дома  Ф. И. Ротина по наб. Екатер. канала номер 80 и Вознесенскому пер. номер 5 с указанием предшествующих владельцев (жена чиновника Дьячкова, полковник А. И. Олсуфьев, Л. А. Сычев, В. С. Балашов, вдова лейтенанта О. В. Челищева, Ю. Д. Гурьева. Чертежи за 1844-1902.

    Тут все в общем получается правда жены не нашла, но чиновник Дьячков точно есть. Вот для кого дом строился изначально? получается либо Дьячков либо Олсуфьев.

    Нейдгардт (1869) указывает Александр Олсуфьев. И участок ему же по Цылову принадлежал в 1863 г.  Может для него и строили в 1860? Похоже перед этим участок Дьячкова и был поделен на два.

    В адресной книге Гоппе  (1867) присутствует Олсуфьев Александр Васильевич Граф. Прап. (Что значит это сокращение?)  Проживает на Фонтанке, 14   Это понятно. Там же проживает Адам Васильевич Олсуфьев - полковник флигель-адьютант ЕИВ.  Кто это А. И. Олсуфьев?  Или опечатка?

    Красоту эту с портретами скорее всего навели для  владельца  типографии.  Построено в 1884 г.  - получается он был владельцем  около 10 лет.

    Ротин стал владельцем этого дома  в 1900 г., а в следующем и дома 84-1 до него долго владелицей была Фанни Ивановна Циглер-фон-Шавгаузен. Злобин был указан в 1863 г. и у Нейдгардта уже каменный дом - так что Росреестр там врет.

    После смерти Ф. И. Ротина этот дом достался  Н.Ф. и его сестрам, а 84 Анатолию.Федоровичу, он был владельцем до 1917 г.

    И к 1915 этот дом получается выкупил М. Я. Ауслендер. Что случилось с Н. Ф. Ротиным ? 

    И про лечебницу надо писать...

     

  • 2 Февраля 2020, 14:48

    В электронном каталоге чертежи  по двум соседним участкам (по Вознесенскому пр., 27, Вознесенскому пер., 3 и по наб. Екатерининского кан., 80 и Вознесенскому пер., 5) объединены в одно дело:

     

    Чертежи дома на участке, принадлежавшем Л.И.Штульман, А.О.Витали, А.С.Уконину, М.Д.Калугиной, Ф.И.Ротину, Г.М. и А.Н.Эпштейнам, М.Я.Ауслендер по Вознесенскому пр., 27, Вознесенскому пр., 3 [так, правильно - Вознесенский пер., 3]и чертежи дома на участке, принадлежавшем Дьячкову, А.И.Олсуфьеву, Л.А.Сычеву, В.С.Балашову, О.В.Челищевой, Ю.Д.Гурьевой, Ф.И.Ротину по наб.Екатерининского кан., 80 и Вознесенскому пер., 5. 1823-1916. 153 л. (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 9738)
    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/102/9738

     

    По прошению жены дворянина Гурьевой о надстройке 4-го этажа на каменном лицевом доме и постройке каменных служб, Спасской части по Екатерининскому каналу и Вознесенскому проспекту, N80-5. Начальная дата: 21.03.1898. Конечная дата: 11.05.1898. (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 131. Дело 53)
    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/131/53

     

    Ведомость ходатайствам о постройках, поступившим в С.-Петербургскую Городскую Управу с 18-го по 25-е марта 1898 г. № 211. Екатерининский канн. и Вознесенский пр., № 80-5. Фамилии домовладельцев: Гурьева. Зодчие или техники: Трифонов. Род построек: Надстройка 4-го каменного этажа на доме. (Неделя строителя. 1898. № 14. С.33)

     

    Ведомость ходатайствам о постройках, поступившим в С.-Петербургскую Городскую Управус 22-го по 29-е июля 1898 г. № 642. Екатерининский кан. И Вознесенский пр., № 80-5. Фамилии домовладельцев: Ротин. Зодчие или техники: Шауб. Род построек: Постройка каменного 4-х этажного строения, каменного подвала для дров, отхожего бетонного места и помойной ямы. (Неделя строителя. 1898. № 31. С. 153)

     

    О выдаче Ф.И.Ротину плана его двора в Спасск.ч. по Вознесенскому пер. и наб.Екатерининского кан.,80,5. Начальная дата: 30.06.1899. Конечная дата: 30.06.1899. (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 82. Дело 370)
    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/82/370

     

     Из ведомостей ходатайств, следует, что надстройку этажа на бывшем доме О.В. Челищевой Трифанов делал в марте 1898 г. для новой владелицы  Гурьевой  (а не для Челищевой). В июле того же 1898 г. Шауб строил уже для Ротина (т.е. Ротин владеет участком с лета 1898 г.).

  • 2 Февраля 2020, 20:07

    Спасибо. Понятно что ВПб всегда опаздывает. Челищева появилась в 1-м выпуске ВПб на 1894 г., значит была домовладелицей как минимум в конце 1893. У Яблонского на 1893 еще Балаше(о)в. Гурьеву ВПб показывает первый раз  в изд. на  1898 (т.е. на конец 1897), в архивной справке 1898 г. - противоречий нет. Челищева указана в [99], но там и инициалы местами переставлены. Я почему-то предполагаю между дамами какие-то родственные связи, но это чисто интуитивно.

    Ротин появился в ВПб на 1900 г. (конец 1899). Из арх. справки по Шаубу не ясно где это 4-х этажное строение. Из чего в [99] интересно сделан вывод, что это правая часть дома? Вопрос.

    И во двор никто не попал... Типография размещалась в главном здании или где-то во дворе? Тоже вопрос.

  • 2 Февраля 2020, 22:51

    Еще раз пишу:

     

    Портреты писателей появились несомненно при перестройке здания под типографию по проекту К.Э.Гефтлера. И вообще фасады в "стиле Людовика XVI" характерны для последней трети XIX в.

     

    Поэтому указание в титуле авторов предшествующего здания - Н.П.Гребенки и Е.И.Ферри де Пиньи (без указания Гефтлера) неправомерно.

     

    Насколько мне известно, в титуле можно указывать не более трех имен. И эти имена должны быть:

    основной автор существующего здания К.Э.Гефтлер и авторы следующих перестроек - П.П.Трифанов и В.В.Шауб.  

  • 2 Февраля 2020, 23:47
    Ответ на "Еще раз пишу: Портреты писателей появились несомн" от S.P.

    Я пока не поняла что здесь строил Шауб

  • 3 Февраля 2020, 00:01
    "Из арх. справки по Шаубу не ясно где это 4-х этажное строение. Из чего в [99] интересно сделан вывод, что это правая часть дома? Вопрос."

     В справочнике Кирикова выводы делаются, в большинстве своем, на основании проектных чертежей в архивных делах (ф. 513. Оп. 102).  На плане участка отмечен планируемый к постройке дом и этот план заверен подписью автора проекта. Архивные чертежи по этому дому не оцифрованы (или к ним закрыт доступ) - посмотреть их не получается. 

    В справочнике Кирикова так:  Шауб В. В. Доходный дом Ф. И. Ротина. Красноградский пер., 5, правая часть. Расширение. 1898.

    Похоже, что  4-х этажное строение из ведомости в "Зодчем" и правая часть согласно [99] это одно и то же. Нужно исправить в публикации: 1898  - арх. Шауб Василий Васильевич  - расширение  ([99]. С. 326) 

     

    В 1899 г. Шауб строил  4-х этажный дом на участке Ротина по адресу Вознесенский пр., № 27
    отредактировано

  • 3 Февраля 2020, 01:21

    В заголовке дела, который приводит Liz (не из электронного каталога) среди владельцев указан полковник А. И. Олсуфьев.

     

    В РГИА есть такое дело, но без указания даты:

    ДЕЛО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ОПЕКУНСКОГО СОВЕТА ВЕДОМСТВА УЧРЕЖДЕНИЙ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ О ДУХОВНОМ ЗАВЕЩАНИИ: ОЛСУФЬЕВ А.М., ПОЛКОВНИК. (РГИА (ЦГИА СССР). Ф. 758 Оп. 27 Д. 38)

    Более ранняя информация об этой же персоне:

    Корнет Кавалергардского полка Александр Матвеевич Олсуфьев (Адрес-Календарь 1831 г. ч. 1 С. 203).

    В 1833 г. он порутчик того же полка, имеет воинские награды. (Адрес-Календарь 1833 г. ч. 1 С. 292)  

    https://rgia.su/old/showObject.do?object=47269299

     В заголовках архивных дел ЦГИА СПб  о залоге имущества (ф. 515) по этому адресу встречается вариант А.М. Олсуфьева (на январь 1863 г.) и А.М. Олсуфьев (на апрель 1868 г.) Предполагаю, что в заголовке дела 1863 г. допущена ошибка.

     О залоге имущества А.М.Олсуфьевой  по Екатерининскому каналу и Вознесенскому пер.,5 (Екатерининский канал,80 и Вознесенский пер.,5). Начальная дата: 31.01.1863. Конечная дата: 28.02.1863. 19л. (ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 1. Дело 671)  Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/515/1/671

     О залоге имущества Ф.И.Ротиным, Ю.Д.Гурьевым, О.В.Челищевой, В.С.Балашевым, Л.А.Сычевым, Е.Г.Сычевой, А.М.Олсуфьевым по наб.Екатерининского канала и Вознесенскому пр.,286//367 (Вознесенский пер.,5, наб.Екатерининского канала,80). Начальная дата: 09.04.1868. Конечная дата: 26.05.1899. 201л. (ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 1. Дело 1920)

    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/515/1/1920

     

    Т.е. владельцем дома, для которого строился/перестраивался дом в 1860 г., вероятно, был полковник Александр Матвеевич Олсуфьев.

  • 6 Февраля 2020, 01:24
    Ответ на "Я пока не поняла что здесь строил Шауб" от Наталия

     Ответ на ""Из арх. справки по Шаубу не ясно где это 4-х этаж" от Lonely Walker

     

     Обе записи про В.В. Шауба в [99] довольно отчетливые и не оставляют, мне кажется, места для сомнений.

    Шауб В. В. Доходный дом Ф. И. Ротина (Вознесенская лечебница М. Я. Ауслендера). Вознесенский пр., 27 - Красноградский пер., 3. Перестройка. 1899 ([99]. С. 326). 

    То есть здесь речь идет о перестройке прежних строений только в той части всего домовладения Ротина, которое выходит на проспект домом № 27, а в переулок домом № 3. Из воспоминаний Анны Григорьевны Достоевской известно, что их первая после свадьбы квартира находилась во флигеле, выходящем в переулок, в 3-м этаже. То есть, исходя из ее воспоминаний и записи в [99],  ничего нового Шауб на том участке в 1899 году не возводил, только перестраивал доходный дом в лечебницу. 

     

    Шауб В. В. Доходный дом Ф. И. Ротина. Красноградский пер., 5, правая часть. Расширение. 1898 ([99]. С. 326).

     

    Каким образом, дом 3 мог бы стать правой частью дома 5? Насколько я помню (посмотреть смогу не скоро), на фасаде дома 5-80 по переулку есть какие-то следы его расширения (цоколь? не помню, но помнится, что рассматривала).

    Но, возможно, какая-то неточность в датах в [99] есть, ибо под 1898 годом описаны и другие, предшествовавшие, работы по перестройке этого дома.

    Трифанов Петр Павлович. Доходный дом В. О. Челищевой. Наб. канала Грибоедова, 80 - Красноградский пер., 5. Перестройка. 1898. (Расширен) ([99]. С. 302)

  • 6 Февраля 2020, 01:43
    Ответ на "Ответ на ""Из арх. справки по Шаубу не ясно где эт" от Liz

    На неделе возможно дойду, посмотрю стык, правда не уверена, что я увижу. Попробую заснять.  Вопрос доволь глуп, но мы тут не совсем сходимся во мнениях кого из архитекторов поместить в шапку, с учетом того, что там возможны только три фамилии. Насчет Гефтлера и Трифанова бесспорно, и я бы поместила Ферри де Пиньи, а Сергей настаивает на Шаубе.  

    А что касается В. О., то ВПб все три года называет ее Ольгой Владимировной.

    С другой стороны в  [99] тоже могут где-то быть неточности - работа огромная

  • 8 Февраля 2020, 02:21

    Дошла я до этого дома, но особо ничего не увидела.  Дворик узенький, сомневаюсь, что в нем что-то могло быть построено. Так что типография скорее всего располагалась в самом доме.

    Моих талантов явно не хватает чтобы что-то понять по фасаду.  Заметила только, что в средней части по пер. над аркой расстояния между окнами меньше.  Во дворе над аркой  оконных проемов нет.  Фундамент в средней части чуть отличается. Но может тут дело в облицовке.

    По фасаду со стороны канала окна лестницы выходят во двор  В окошко через стекло сфотографировала, но качество ужасное, в публ. ставить не буду

  • 8 Февраля 2020, 14:39
    Ответ на "На неделе возможно дойду, посмотрю стык, правда не" от Наталия

     Ответ на "Дошла я до этого дома, но особо ничего не увидела." от Наталия

     1. Если в титул можно поставить только трех архитекторов, мне кажется, нужно ставить тех, работу которых мы видим непосредственно, а не прозреваем сквозь время и кирпичи, то есть начинать надо с Гефтлера. Относительно Шауба и расширения им дома за счет постройки правой части мы имеем абсолютно точное указание.  А всех предшественников мы видим в подтитуле.

    Очевидно, что  инициалы Челищевой в [99] приведены с ошибкой.

    2. Типография была при Балашове, когда не существовало правой части дома в том виде, каким его построил Шауб. Т.е. теоретически типография могла быть на том месте. Могла быть и в доме. Но это все пустые разговоры, никаких сведений у нас нет. Надо бы посмотреть планы около 80-х годов, там ведь и сады, кажется, показаны.

     

    Из трех фотографий цоколя не ясно, что где находится, возможно это и объянило бы нам, где границы частей.

    На фотографиях мы видим два типа рустованных лопаток, которыми отделаны простенки по всему фасаду: гладкие и имеющие выступ в средней части. На фотографии 37 видно, что, во всяком случае, в правой части по переулку они гладкие. А с выступом где - только на канале или в переулке тоже? Где граница? На фотографиях двора тоже ничего по этому поводу не видно.  

    Для ясности ту часть публикации, которая теперь в начале, следовало бы начать с того, что в некотором году при Ротине произошло объединение двух участков, поэтому и документы  по ним были объединены, и под словом "дом" в названии дела следует понимать домовладение. М.б. это как-то облегчит понимание ситуации.

    Возможно, к делу по прошению Гурьевой следует сделать примечание, что эти работы, вероятно, не были осуществлены. (Вот службы-то она, скорей всего и собиралась строить в правой части участка. А где еще? Если бы в самом доме, то речь шла бы об устройстве, а не о строительстве.) А между маем и июлем владельцем стал Ротин, при котором и объединили участки и документы по ним.

  • 8 Февраля 2020, 14:45

    Кстати, самое непонятное, что здесь построил Трифанов и построил ли. 

  • 8 Февраля 2020, 16:41

    Фотографии цоколя переставила в порядке, как расположены - угловая часть, средняя и перед аркой, а за аркой  - как и угловая. Вроде отличия 2-й и 3-й в толщине слоя асфальта.

    А Трифанов, как указано в "Ведомости ходатайствам..."  надстраивал 4-й этаж. На фото 1926 г. дом уже 4-х этажный, значит надстроили не в советское время.

  • 8 Февраля 2020, 22:48
    Ответ на "Фотографии цоколя переставила в порядке, как распо" от Наталия

     Да, про Трифанова сто раз прочла, сто один раз выскочило. Вот вредная тетка, за несколько месяцев успела дом испортить.

    Надо смотреть, где конкретно стык разного цоколя и где один вид лопаток переходит в другой. Но это как раз не горит. Лишь бы грамотно все было описано.

     

  • 9 Февраля 2020, 02:46

    Очень интересная картина в атласе Цылова (1849 года), но я что-то не понимаю, как оттуда скопировать планы.

    Владелицей участка от Вознесенского проспекта до переулка (совр. адрес наб. канала Грибоедова, 78-25 - Красноградский пер., 5-80) названа Катерина Карповна Дьячкова, жена чиновника 12 класса. 

    По Вознесенскому проспекту, занимая всю длину участка в 14, 4 сажени, на углу канала стоял, как и сейчас, каменный, 3-этажный дом № 26-69 (совр. 25-78). По Вознесенскому переулку, также занимая всю длину  участка  в 23,1 сажени, на углу стоял 2-этажный каменный дом № 2-69 (совр. 5-80). По набережной канала участок занимал 34,2 сажени, между домами был просвет, закрытый забором - то пространство, на котором позднее П. Сюзором было построено здание бань (Цылов Н.И. Атлас 13-ти частей С.-Петербурга. М., 2003 (Репринт издания 1849 года). С. 40, 50 (1-я пагинация), С. 75 (2-я паг.)). См. электронные стр. соответственно 60, 70, 519 - https://docviewer.yandex.ru/view/10531485/?page=520&*=fik/

  • 9 Февраля 2020, 10:35

    Цылов Н. Атлас тринадцати частей С.-Петербурга. 1849. С. 40 (фрагмент плана)

    Цылов Н. Атлас тринадцати частей С.-Петербурга. 1849. С. 50 (фрагмент плана)

     

    Цылов Н. Атлас тринадцати частей С.-Петербурга. 1849. Алфавитный указатель к атласу. С.75

  • 28 Апреля 2020, 14:47

    ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 9738
    Чертежи дома на участке, принадлежавшем Л.И.Штульман, А.О.Витали, А.С.Уконину, М.Д.Калугиной, Ф.И.Ротину, Г.М. и А.Н.Эпштейнам, М.Я.Ауслендер по Вознесенскому пр., 27, Вознесенскому пр., 3 и чертежи дома на участке, принадлежавшем Дьячкову, А.И.Олсуфьеву, Л.А.Сычеву, В.С.Балашову, О.В.Челищевой, Ю.Д.Гурьевой, Ф.И.Ротину по наб.Екатерининского кан., 80 и Вознесенскому пер., 5
    Начальная дата: 1823 Конечная дата: 1916. Количество листов: 153
    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/102/9738

     

    Как видно из названия дела, в нем содержатся данные не только об этом здании, но и о соседнем. Здесь я  пишу только о той части, которая относится к данному зданию (листы с 1 по 75).

     

     

    Самые ранние чертежи дома, 1844 г. - план двора чиновницы 12-го класса Дьячковой и фасад по Вознесенскому (ныне Красноградскому) переулку:

     

    Полный размер

     

    Полный размер

     

    На чертежах стоит подпись: "Архитенктор Бек", но вряд ли это его проект - скорее всего, фиксационные чертежи (тем более, что на плане написано: "План с натуры снимал архитектор Бек").

     

    В вознесенский переулок выходил короткий фасад в две оси. Здание характерной Г-образной формы  (без дворового флигеля в Вознесенском переулке) видно на плане Шуберта 1828 г.:

     

     

     

    Фиксационные чертежи фасадов выполнены архитектором Е.И.Ферри-де-Пиньи в 1860 г., перед перестройкой здания (см. далее). Фасад по набережной Екатерининского канала:

     

    Полный размер

     

    Фасад по Вознесенскому переулку:

     

    Полный размер

     

    Характер декора фасадов, на мой взгляд, позволяет предположить, что дом был построен еще в 1760 - 1780-х гг.

     

    В 1860 г. участок принадлежал полковнику Александру Матвеевичу Олсуфьеву, корторый предпринял новое строительство. Авторы проекта (1860 г.) - Н.П.Гребенка и Е.И.Ферри-де-Пиньи (подпись Гребенки стоит под чертежами фасадов, подпись Ферри-де-Пиньи - на планах и разрезах).

     

    Генеральный план:

     

    Полный размер

     

    Дом надстраивается до трех этажей и существенно расширяется в направлении Вознесенского переулка.

    Новые фасады, чертежи Н.П.Гребенки:

     

    Полный размер

     

    Полный размер

     

    Теперь фасад по Вознесенскому переулку стал значительно длиннее - в 10 осей.

     

     

    В конце 1883 г. для нового владельца - В.С.Балашева архитектор К.Э.Гефтлер составил проект перестройки, утвержденный в начале 1884 года (проект датирован 10/22 декабря 1883 г.,, разрешение на строительство - 6/18 февраля 1884 г.). Именно при этой перестройке дом получил тот облик, который нам известен.

     

    Фасады, чертежи К.Э.Гефтлера.

     

    Фасад по набережной Екатерининского канала - чертеж с клапаном - с двумя вариантами эркера (с тремя окнами и с пятью):

     

    Полный размер

     

    Полный размер

     

     

    Фасад по Вознесенскому переулку:

     

    Полный размер

     

    Судя по дальнейшим чертежам, был выбран вариант эркера с тремя окнами. Но потом эркер был несколько переделан (см. далее).

     

    В доме размещалась типография Балашева (о чем сообщают надписи на фасаде). По ссылкам можно посмотреть планы первого, второго и третьего этажей. Если не ошибаюсь, большие помещения на первом и втором этажах на всю ширину флигеля по Вознесенскому переулку - это, видимо, производственные помещения.

     

    В 1896 г. для новой владелицы - вдовы лейтенанта Ольги Владимировны Челищевой - гражданский инженер Петр Павлович Трифанов составил проект капитальной внутренней перестройки. Здесь для примера дан план второго этажа. Сравнив с более ранними планами (см. ссылки ранее), можно увидеть, что изменения - довольно существенные, в том числе изменено расположение одной из лестниц, а от нее построен переход через узкий двор. Видимо, самое главное: большие помещения на втором и третьем этажах (очевидно, бывшая типография) заменяются жилыми помещениями. Теперь это только жилой дом. 

     

    (Заодно замечу еще один момент: на всех планах, начиная с 1860 г. виден очень узкий двор параллельный Вознесенскому переулку, по другую сторону которого стоит дворовый флигель. Насколько я могу судить по фотографиям (сам я во дворе не был), теперь этого дворового корпуса нет и во двор обращен брандмауэр соседнего здания. Когда исчез дворовый флигель, я не знаю.)

     

    В начале 1898 г. владелицей дома была жена потомственного дворянина [так] Юлия Дмитриевна Гурьева,  для которой тот же П.П.Трифанов составил новый проект - надстройки четвертого этажа. Фасады по набережной и по переулку:

     

    Полный размер

     

    Полный размер

     

    Как видим, купол над эркером должен быть уничтожен, а вместо этого на червертом этаже должен быть сделан балкон с балюстрадой. Однако осуществлен был, очевидно, другой вариант, с надстройкой эркера и сохранением купола. Соответствующих чертежей в деле нет.

     

    Заметим, что и сам эркер на втором этаже имеет вид, отличающийся от обоих вариантов проекта Гефтлера (см. выше): в нем два окна, и декор не такой, как в каком-либо из этих вариантов (не говоря уж о том, что нет балконов по сторонам от эркера). Был ли именно Трифанов автором нового оформления или, иможет быть, оно было сделано таким с самого начала, я не знаю.

     

    Сравнение с фотографией 1920-х гг. показывает еще одно небольшое отличие от проекта Трифанова: над окнами четвертого этажа появились украшения в виде замковых камней.

     

    К сожалению, позже верх фасадов был несколько ободран. Хотя все же остается порадоваться, что наиболее красивая часть - отделка первых трех этажей - осталась, кажется, неповрежденной.

     

     

    В том же 1898 г. участок приобрел потомственный почетный гражданин, купей 1-й гильдии Федор Иванович Ротин. И сразу же, в том же году дом был еще раз расширен со стороны Вознесенского переулка. Проект выполнил В.В.Шауб. Фасад новой части здания (с показанием границы старой и новой частей):

     

    Полный размер

     

    Таким образом, фасад стал длиннее еще на 8 осей.

     

    Следует сказать, что в следующем, 1899 г. Ф.И.Ротин приробрел также соседний участок (Вознесенский пер., 3 - Вознесенский пр., 27) и начал на нем капитальную перестройку дома по проекту В.В.Шауба. А еще до этой перестройки, с июне 1899 г. был утвержден подписанный Шаубом проект пробивки общих ворот, соединяющих два двора друг с другом (см. листы 131-134).

     

     

    Теперь, я думаю, стало понятно, кто, когда и что здесь строил и перестраивал.какова роль каждого из архитекторов, названных в публикации. Так же, как и то, что основным автором существующего здания следует считать К.Э.Гефтлера.

  • 28 Апреля 2020, 15:17

    Небольшое дополнение к предыдущему комментарию.

     

    Кто такой К.Э.Гефтлер? В [99] указаны следующие сведения о нем:

     

    "Гефтлер Карл Эдуардович. 1856–1918, ИГИ (1882), АХ (1896)."

     

    Значит, в 1883 г., когда Гефтлер составил проект перестройки дома для В.С.Балашева, он был гражданским инженером? Но на чертежах он подписывается по-другому: "Им. пр. произв. работ", т.е. "имеющий право производства работ".

     

    Я решил проверить данные об окончании им Института гражданских инженеров и для этого посмотрел издание: Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842–1892. Составил по материалам, собранным Институтом гражданских инженеров, и по данным, извлеченным из архивов мин-ва вн. дел и др. источников гражданский инженер Г.В.Барановский. Издание Института гражданских инженеров, СПб, 1893.

     

    В этой книге Г.В.Барановский собрал как можно более полные сведения о выпускниках этого учебного заведения.

     

    И что же? Среди расположенных в алфавитном порядке статей о выпускниках статьи о Гефтлере не оказалось. В помещенном в коные книге большом указателе "Список воспитанников Института гражданских инженеров, бывшего Строительного училища, окончивших курс с 1843 по 1892 год" в списке за 1882 год Гефтлера тоже нет.

     

    Характерно и еще одно обстоятельство: в [99] часто даются ссылки на труд Барановского, но именно для К.Э.Гефтлера такой ссылки нет.

     

    Похоже, что данные об окончании Гефтлером Института гражданских инженеров ошибочны.

     

     

  • 17 Июля 2021, 12:23

    Еще кое-что об авторе здания - Карле Эдуардовиче Гефтлере (1856-1918).

     

    В конце XIX в. Гефтлер отошел от архитектуры и работал как художник-акварелист. По этой ссылке можно увидеть 11 акварелей К.Э.Гефтлера, находящихся в разных музеях России. (Всего 13 произведений, но для одной акварели нет изображения, и еще одна написана однофамильцем - А.Гефтлером в 1934 г. Интересно, что три года назад по этой же ссылке выдавалось только четыре акварели К.Э.Гефтлера. Может быть, со временем появится еще что-то?)

     

    Еще одну акварель К.-Э.Гефтлера выложила сегодня kolomna_in_art в комментарии к Сальному буяну.

  • 17 Июля 2021, 16:08
    Ответ на "Еще кое-что об авторе здания - Карле Эдуардовиче Г" от S.P.

     "Еще одну акварель К.-Э.Гефтлера выложила сегодня kolomna_in_art в комментарии к Сальному буяну."

     

    В Госкаталоге её нет!

  • 17 Июля 2021, 16:51
    Ответ на ""Еще одну акварель К.-Э.Гефтлера выложила сегодня&" от Риэлтор

     Именно поэтому я и написал особо об этой акварели.

  • 26 Октября 2021, 12:45

    Мне даже неловко об этом писать после такого длительного и подробного обсуждения, кто именно и что делал с этим домом... Но в шапке всё равно ссылка на Шауба Василия Ивановича, а не Василия Васильевича.

  • 31 Марта 2022, 13:57

              В этом доме в 1905 - 1906 годах жила семья  литератора Бориса Иосифовича Харитона и актрисы  Мирры Львовны Буровской, в которой воспитывался их сын Юлий Борисович Харитон, будущий всемино известны ученый-теоретик физик (ВПб на 1906.O. III. C. 701).

  • 18 Мая 2022, 14:57

    // "Иллюстрированный альбом городской и домовой администрации с торгово-промышленным и справочным отделами". Спб., 1905. https://humus.livejournal.com/3065007.html

  • 18 Мая 2022, 19:28
    Ответ на "// "Иллюстрированный альбом городской и домовой ад" от Наталья М.

     Объявление об устройстве в 1905 г. дачного посёлка с полустанком (платформой) на землях собственного имения Ковшевка

    Но кому оно принадлежало?

  • 27 Ноября 2022, 03:01
    Ответ на "Объявление об устройстве в 1905 г. дачного посёлка" от Риэлтор

     Поселение возникло в нач. 1900-х на месте дер. М. Ковшовка, когда прилежащие земли приобрел в собственность местный крестьянин Петр Лиуконен, разделивший их на участки под дачи. 

    // http://enclo.lenobl.ru/object/1803558155?lc=ru

  • 11 Октября 2024, 16:41
    Ответ на "Мне даже неловко об этом писать после такого длите" от Chimer

    Прошло уже три года, а в титуле так и остается назван В.И.Шауб вместо В.В.Шауба. Может быть, пора все-таки исправить?

     

    Кстати: может быть, модератор найдет возможность поместить в публикацию то, что я написал в комментарии от 28 апреля 2020 г.? (Тем более, что в публикацию соседнему дому мой комментарий от того же числа по материалам того же дела уже давно помещен.) 

     

  • 11 Октября 2024, 17:17
    Ответ на "Небольшое дополнение к предыдущему комментарию. К" от S.P.

    Дополнение к моему старому комментарию.

     

    Как я написал тогда, сведения [99] о том, что К.Э.Гефтлер в 1882 году окончил Институт гражданских инженеров, явно ошибочны: в проекте данного здания, относящемся к 1883 году, он подписывается не как гражданский инженер, а как имеющий право производства строительных работ. Кроме того, и в юбилейном сборнике Г.В.Барановского нет никаких сведений о Гефтлере в списках выпускников ИГИ и тем более нет статьи о нем. (А в [99] в данном случае нет ссылки на юбилейный сборник Барановского.)

     

    Кажется, мне теперь понятно происхождение этих данных.

    С.Н.Кондаков, "Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств" (1914) - на стр. 48 (в разделе "Живописцы", а не "Архитекторы") написано следующее:

     

     

    Повторяю, сведения о том, что Гефтлер в 1882 г. окончил ИГИ, явно ошибочные. Может быть, он учился в ИГИ, а в 1882 г. бросил учебу?

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 33 из 64
Дом В. С. Балашева - Типография и литография В. С. Балашева - Доходный дом О. В. Челищевой - Доходный дом Ротиных
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32122
Готовится: 78
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2810