Публикация

Московский вокзал

Здание на карте
фото
Архитекторы: Тон К. А.
Желязевич Р. А.
Год постройки: 1847-1851
Стиль:

Московский вокзал

 пл. Восстания. 2 - Невский пр., 85

1847-1851 - арх. Тон Константин Андреевич, Желязевич Рудольф Андреевич

1868 - реконструкция

1898 - здание со стороны Лиговского пр.

1950-1952 - арх. Кузнецов В. И. - новое оформление вестибюля и зала ожидания

 

 

Здание Московского (бывш. Николаевского) вокзала построено по проекту К. А. Тона, при участии Р. А. Желязевича. В фасаде здания архитектор использовал мотивы ратушей западноевропейских городов, башня с часами указывает направление главного входа. После постройки Московского вокзала на перекрёстке Невского пр. и наб. Лиговского кан. появилась Знаменская площадь. Точно такое же здание было построено в Москве, на противоположном конце нового железнодорожного пути (Ленинградский вокзал).

  • фото

    Санкт-Петербургская
    пассажирская станция
    Акварель А. Петцольта.
    1851 г.

  • фото

    Крытый перрон (галерея)
    Санкт-Петербургской
    пассажирской станции
    Акварель А. Петцольта. 1851 г.

  • фото

    Двор Санкт-Петербургской
    пассажирской станции.
    Акварель А. Петцольта.
    1851 г.

  • фото

    Альбом чертежей сооружений
    Российских железных дорог. 1872
    (добавил YURIY ALEKSANDROV)

  • фото

    Альбом чертежей сооружений
    Российских ж. д. 1872 г.
    Николаевская ж. д.
    Общее расположение путей ст.
    (добавил YURIY ALEKSANDROV)

  • фото

    Станция С-Пб Николаевской ж.д.
    Путевое развитие в 1851 и 1868 г.
    (добавил Риэлтор)

  • фото

    Двор Санкт-Петербургской пассажирской
    станции. Акварель А. Петцольта.
    1851 г.

  • фото
  • фото

    Открытка начала ХХ в.

  • фото

    Перспектива Лиговской ул.
    Фото - К.Булла, нач. 1900-х.

  • фото

    Начало 1900-х гг.*
    ЦГАКФФД СПб Е 18600
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    1905 г. Похоронная процессия
    с гробом генерал-
    лейтенанта Р.И. Кондратенко
    у Николаевского вокзала.
    ЦГАКФФД СПб Д 4464
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    1911. Клебанов Б.Н.
    Царскосельская
    юбилейная выставка
    (добавил YURIY ALEKSANDROV)

  • фото

    Октябрьский вокзал

  • фото

    1937 г.

  • фото

    1937 г.

  • фото

    "Красная стрела" перед
    отходом из Ленинграда,
    20 марта 1944
    Фото - Федосеев В.
    (добавил Ладада)

  • фото

    Первый послевоенный поезд
    "Красная Стрела"
    отправляется в Москву
    20 марта 1944 г.

  • фото

    1947 г.

  • фото

    1948 г.

  • фото

    1948 г. "Красная стрела" на
    прибыла Московский вокзал
    pastvu.com

  • фото

    ?Вечерний Ленинград? №1(934)
    от 01.01.1949 г. (С.1)
    (добавил lenarch)

  • фото

    Ежегодник "Советская архитектура"
    Том 3. 1951 год.

  • фото

    (добавил PavelT)

  • фото

    Плафон создан выпускниками
    Мухинского училища во время
    реконструкции вокзала в 1951 г.
    (добавил PavelT)

  • фото

    Московский вокзал.
    Вход в зал ожидания после
    реконструкции (1951 г.).
    Арх. В.И. Кузнецов.
    (Ежегодник ЛОССА.
    1953. С. 110)

  • фото

    Московский вокзал.
    Зал ожидания после реконструкции
    (Ежегодник ЛОССА. 1953. С. 111)

  • фото

    Ежегодник ЛОССА.
    1953. С. 111

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1956 г.

  • фото

    1957 г. Фото: Трофимчук И.С.
    vk.com
    (добавил Ладада)

  • фото

    1950-е гг.
    Дизель-поезд ДП-1
    на платформе
    Московского вокзала

  • фото

    Вид части зала в ресторане
    Московского вокзала.1951 г
    (добавил PavelT).

  • фото

    1961 г.

  • фото

    1962 Новогодняя ёлка
    на Московском вокзале
    Из фондов Музея
    железных дорог России

  • фото

    1963 г.
    (добавил Ладада)

  • фото

    Фото 1967 г.

  • фото

    1967 г.

  • фото

    Вечерний вид площади
    Восстания в предпраздничные
    1967 г.дни.

  • фото

    1968 г.
    фото vk.com

  • фото

    1970-е гг.

  • фото

    Фото - Тарасевич В.С.
    фото vk.com

  • фото

    Табло
    2000-е гг.

  • фото

    2012 г.
    Из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова,
    О. В. Петрова. Невский проспект.
    Дом за домом , 2013

    (добавил IVa)

  • фото

    Приложение к Топ-плану 2004
    (добавил IVa)

  • фото

    2016 г.
    (добавил Михаил М.)

* Бюст императора Николая I в главном зале ожидания и мемориальная доска, посвящённая истории основания дороги.

 

Железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой была  второй железнодорожной магистралью в России после трассы между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Стимулом к сооружению стал положительный опыт эксплуатации  железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским селом. Новая трасса стала первой двухпутной железной дорогой в России, стала на то время крупнейшим инженерным сооружением в мире.

 

Изначально в здании вокзала находились квартира начальника вокзала, конторы и квартиры служащих Московского вокзала, управление железной дороги. Первым начальником вокзала стал Н. И. Миклуха - отец знаменитого путешественника  Н. Н. Миклухо-Маклая.

 

Вокзал в Петербурге был построен к открытию железной дороги в 1851 г., несколько позже, чем его брат-близнец в Москве, который был закончен уже в 1849 г.

Движение по дороге открывалось частями, по мере её строительства. Так, на участке Санкт-Петербург - Колпино поезда начали ходить уже в 1847 г. 18 августа 1851 г.  с Николаевского  вокзала столицы в Москву отправился императорский поезд. 

Первый же поезд для простых пассажиров был отправлен 1 ноября 1851 г. Проезд на нём был очень дорогим, несостоятельные пассажиры размещались в товарных вагонах, а иногда и на открытых платформах. Желающий отправиться в Москву должен был подать в полицию особое прошение и свой паспорт. После проверки личности пассажиру выдавали билет, а паспорт выдавали только после окончания поездки.

1868 г. в связи со значительно возросшим пассажиропотоком была начата реконструкция  вокзала. Был пристроен двухэтажный флигель для приёма багажа.

В 1898 г. со стороны Лиговского пр. было построено кирпичное здание отделения Николаевской железной дороги.

 

В 1912 г. был объявлен конкурс на проект нового здания Николаевского (Московского) вокзала. Появлявшиеся новые технические устройства требовали новых помещений, старое здание не могло их обеспечить. Среди участвующих в конкурсе были В. А. Щуко, Ф. И. Лидваль. Сложность решения заключалась в том, что новый вокзал мог быть расширен только в сторону путей, Знаменская площадь к тому времени уже была сформирована. Одобрение получил проект В. А. Щуко. Было начато строительство корпуса прибытия, который должен был стать левым крылом нового здания. С началом первой мировой войны строительство было прервано, старое здание избежало сноса.

 

В 1923 г. Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую, такое же название получил и вокзал. В 1930 г. вокзал  стал именоваться Московским.

 

До середины XIX века Знаменская площадь имела скромный вид. Переломный момент в ее истории связан со строительством железнодорожной станции Петербург - Москва. Для постройки вокзала территория была расчищена, сломано несколько частных домов. Первая в России железная дорога большой протяженности была открыта между двумя столицами в 1851 г. К этому времени по оси Невского проспекта была распланирована по проекту архитектора Н. Е. Ефимова (1844) привокзальная площадь трапециевидной конфигурации. Она стала крупным градостроительным узлом нового типа. Николаевский (Московский) вокзал возведен в 1844-1851 гг. по проекту выдающегося зодчего К. А. Тона при участии Р.А. Желязевича. Представительное здание с часовой башней решено в формах неоренессанса и напоминает старинные ратуши европейских городов. (Аналогичный вокзал, но меньших размеров, был построен в Москве.) ... В начале XX в. возникла идея заменить старый Николаевский вокзал более крупным современным сооружением. Дважды проводились конкурсы проектов с участием ведущих архитекторов: в 1907 году первую премию получил М. М. Перетяткович, в 1912 г. работы представили И. А. Фомин, В. А. Щуко, Ф. И. Лидваль. Но все предложения остались лишь на бумаге. В 1909 г. в центре площади по оси Невского был установлен конный памятник Александру III, созданный скульптором П. П. Трубецким. Это место было выбрано для монумента императору, основателю Транссибирской магистрали, потому, что от Московского вокзала начинался железнодорожный путь в Сибирь. Памятник впечатлял острой выразительностью, гротескной тяжеловесностью и мощной силой. Многие находили в нем ироническую трактовку образа... Здание вокзала было реконструировано и расширено архитектором В.И. Кузнецовым в 1950–1952 и в 1966–1967 гг. Со стороны Лиговского пр. сооружено крыло с высокой аркадой и встроенной станцией метро. В большом зале ожидания в 1993 году вместо памятника В.И. Ленину установлен бюст Петра I (ск. А. С. Чаркин). При реставрации 2002 г. восстановлена первоначальная окраска фасада исторического здания."

(Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. 4-е изд., перераб. М.: Центрполиграф, 2013, добавил IVa)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - dj-2,, 2010.

  • фото

    29 декабря 1918 г. напротив
    Николаевского вокзала был
    открыт памятник Софье
    Перовской работы И.Гризелли.
    * см. ниже

  • фото

    Реконструкция светового
    зала. 1967 г.
    Добавил - Ладада .

*  Скульптор Л. Шервуд рассказывает в своих воспоминаниях:
«Когда памятник Перовской был открыт, то вместо русской революционерки все увидели могучую львицу с громадной прической, с мощными формами лица и шеи, ничего общего не имевшую с реальным образом Перовской. Это так поразило и оскорбило присутствующих, что памятник был немедленно закрыт. Решено было больше не давать футуристам заказов»

(«Искусство», 1939, № 1, стр. 51–52 добавил: Ладада).

 

Реконструкция Московского вокзала

Поезд подошел к платформе Мо­сковского вокзала. Пассажиры, ре­шившие воспользоваться услугами Ленинградского метрополитена, пря­мо с перрона по подземным перехо­дам направляются в эскалаторный зал станции метро «Площадь Вос­стания». А там стремительные поез­да доставят их в нужный район города.

Так будет выглядеть в недалеком будущем один из уголков Московско­го вокзала, проект реконструкции которого разработал архитектор В. И. Кузнецов. В институте «Ленгипротранс», где создаются черте­жи нового здания, корреспонденту ЛенТАСС  рассказали:

- Реконструкция Московского вокзала связана с созданием второго выхода на станции метро «Площадь Восстания». Новый вестибюль метро будет расположен в правом крыле вокзала и связан с платформами отправления и прибытия поездов подземными переходами. B соответствии с этим перестройке подвергнутся существующие здания вокзала. В левом крыле намечено создать залы ожидания для пассажиров, кассовый зал. А правое крыло будет предоставлено пассажирам пригородных поездов.               

 

В проекте предусматриваются работы, связанные  с  электрификацией участка Октябрьской железной дороги Ленинград - Малая Вишера. Начало реконструкции намечено на 1958 год.                                  (Заметка из газеты «Смена» от 06.10.1957)

 

Сегодня на Московском вокзале

Продолжается реконструкция Мо­сковского вокзала. С правой его стороны возводится еще одно крыло, обращенное к Литовскому проспекту. Сейчас уже сооружается четвер­тый - последний этаж этого крыла. В первом этаже разместится вести­бюль станции метро «Площадь Вос­стания», в верхних этажах - слу­жебные станционные помещения. Отделка вестибюля метро начата. Внутри он облицовывается темно-серым мрамором, снаружи - золотистым известняком.

Работы по реконструкции Москов­ского вокзала и его путей должны быть завершены уже в этом году. Строительство новой части здания позволит расширить пассажирские помещения вокзала. Сейчас идет оборудование двух залов ожидания на 700 мест каждый, гостиницы для транзитных пассажиров на 75 мест.

Реконструкция   Московского  вокзала и его путей создаст пассажирам много удобств, значительно улучшит эксплуатационную работу станции. (ЛенТАСС)                                        (Заметка из газеты «Ленинградская правда» от 14.06.1960)

(Добавил: Александр ОТ)

 

 

  • фото

    Фото - Mary, 03.2011.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 03.2011.

  • фото
  • фото

    Арка с пл. Восстания
    в восточный двор
    Фото - Виктор М
    26.06.2012.

  • фото

    Двор

  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М
    09.07.2012.

  • фото

    Фото - Виктор М 17.06.2011.

64 комментария
22594 просмотра
Добавил: d7161, 19 Июня 2010, 15:13
Редактировано: 12 Марта 2024, 01:20
Оцените:
(32 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house13648.html' target='_blank'>Московский вокзал на Citywalls.ru</a>
Всего 64 комментария
  • 11 Сентября 2022, 19:01
    Ответ на "ист. picryl.com " от PavelT

     Здание вокзала в Петербурге. 1893 г. (со стороны путей) - хорошее разрешение, в инете хуже.

  • 11 Сентября 2022, 20:32

    Станция Санкт-Петербург Николаевской железной дороги. Путевое развитие в 1851 и 1868 г

  • 11 Сентября 2022, 21:41
    Ответ на "ист. picryl.com " от PavelT

    Спасибо за картинку!

    Дополню: акварель работы Августа Васильевича Петцольта. Изображён дебаркадер, 1851. Источник: альбом акварелей "Виды Санкт-Петербургско-Московской железной дороги".

  • 11 Сентября 2022, 22:19
    Ответ на "Спасибо за картинку! Дополню: акварель работы Авг" от Kirill0908

     

    Не за что. Описание на сайте источнике небыло. Но здесь она представлена. правда в более худшем качестве (фото №3).

  • 11 Сентября 2022, 22:20
    Ответ на "Здание вокзала в Петербурге. 1893 г. (со стороны п" от Риэлтор

    Спасибо. Описание на сайте источнике небыло.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2527
Всего сегодня: 5917