Публикация
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Фото - Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы 7-я линия ВО, 68 - 8-я линия ВО, 71 Деревянная церковь 1740-1742 - арх. Трезини Дж. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы 1750-1765 - автор не установлен Колокольня 1750-1772, 1780-е - завершение Церковные дома на 7-й и 8-й линиях конец XIX в. - 1897 - арх. Еремеев Михаил Федорович (Список...)
Высокая пятикупольная церковь с трехъярусной колокольней несколько необычна для петербургской архитектуры и своим внешним видом похожа на московские храмы в стиле барокко. Автор ее до сих пор не определен.
Первый деревянный храм в северной части Васильевского острова, "за второю першпективою", был выстроен по проекту и под смотрением Джузеппе Трезини и простоял до 1763 г.Закладку совершил 17 марта 1741 г. архиепископ Киевский Варлаам; 28 марта 1742 состоялось освящение. Прошло восемь лет и богатые винные откупщики Иродион Степанович Чиркин и его сын Иван пожертвовали деньги на каменную в "два апартамента" (т. е. два этажа) церковь. Заложена она была 24 мая 1750, рядом с деревянной, строилась очень долго "таким фасоном, как Преображенская", т.е. будущий Преображенский собор, и получила богато оформленный фасад. Служить в ней начали в 1758, поставив походный иконостас. Лишь 15 сентября 1762 свт.Тихон Задонский, бывший тогда викарным епископом Кексгольмским и Ладожским, освятил первый придел свв. Кира и Иоанна. 22 января 1763 в том же нижнем храме был освящен левый Покровский придел, 7 сентября того же года - главный, Благовещенский. 15 августа 1763 настал черед придела Зачатия Иоанна Предтечи на хорах верхней церкви, а в 1767 - Никольского и свт. Петра Московского в трапезной. Наконец, 13 сентября 1772 освящение получил придел Воскресения Словущего - главный в холодном верхнем храме, который с 1796 стал именоваться Крестовоздвиженским. В 1790-е была воздвигнута мощная высокая (42 м) колокольня, и открытые обходные галереи в здании сделаны закрытыми. После упразднения придела в трапезной 19 февраля 1806 в верхнем храме митрополитом Амвросием были освящены новые - Ильинский и Покровский. В 1843 г. в нижнем храме поставлены новые иконостасы. После возвращения приходу семипрестольного храма, вмещавшего около 5000 человек, акад. Р. Ф. Виноградов исполнил в нем в 1859 орнаментальную роспись и написал некоторые новые образа. 1 октября 1899 на углу освящена шатровая часовня с книжной лавкой, в течение года перестроенная М. Ф. Еремеевым из прежде существовавшей. Священники жили в трехэтажном церковном доме, выстроенном в 1868-1870 арх. К. Н. Вербицким на 7-й линии, 70.
Облик храма свидетельствует о синтезе традиций древнерусского зодчества и архитектуры зрелого барокко. Композиционный строй и оформление фасадов храма следуют приемам барокко. Возведенная позднее колокольня решена в классицистическом стиле, с использованием руста, парных пилястр и архивольтов с замковыми камнями. ([
.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы находится на Васильевском острове, близ Малого проспекта между 7 и 8 линиями. Первоначально Благовещенская церковь была деревянная. По благословению св. Синода она начата строением в 1738 г. тщанием и иждивением с.-петерб. купца Иродиона Степановича Чиркина. Придел ее во имя св. московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа освящен был в 1741 г., а главный алтарь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен в 1742 г. Впрочем, церковь сия была только временною, впредь до изыскания средств к построению церкви каменной. Она находилась на севере от настоящего храма. Место ее обозначается крестом и небольшою деревянною оградою, поставленною на месте св. алтаря. Основание настоящему каменному храму положено было в 1750 г. Он заложен был с благословения преосвящ. Феодосия, архиепископа С.-Петербургского и Шлиссельбургского, 24 мая 1750 г. Главными строителями его были упомянутый купец Иродион Степанов и сын его Иван Иродионов Чиркины. Впрочем, в построении его принимали участие посильными приношениями и другие благотворители*. (*Для сего в 1749 г. по просьбе причта и прихожан от консистории была выдана шнуровая сборная книга. С этой книгою священник Стефан Иванов ездил в Москву и собрал 716 руб.). Церковь строена была "в два апартамента" или этажа с 7-ю престолами и окончена через 12 лет. В августе 1762 г. устроен и приготовлен был к освящению первый придел на правой стороне в нижней церкви во имя св. бессребреников Кира и Иоанна, который и освящен был 15 сентября 1762 г. Причем нельзя обойти молчанием одного замечательного обстоятельства, а именно: означенный первый престол в Благовещенской церкви освящен был новоявленным угодником Божиим, святителем Тихоном Задонским. Святитель был в то время епископом кексгольмским и ладожским, викарием архиепископа новгородского. В августе 1762 г., когда члены св. Синода, по случаю коронации императрицы Екатерины II, отправились в Москву, в Петербурге учреждена была временная Синодальная контора, и для присутствия в ней был вызван из Новгорода святитель Тихон. В это кратковременное пребывание свое в Петербурге угодник Божий и освятил, как видно из документов, означенный первый престол в Благовещенской церкви. По особому опоясанию престола сверх срачицы и помещению внизу его ковчега со св. мощами, можно видеть и в настоящее время, что он освящения действительно архиерейского. Прочие приделы и самый главный Благовещенский устрояемы и освящаемы были постепенно, без поспешности, что объясняется существованием еще в то время деревянной церкви, в которой отправлялось богослужение. 22 января 1763 г. устроен и приготовлен к освящению другой придел в нижней церкви по левую сторону в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который освящен "протопопом Петропавловского собора Петром Симеоновым". 7 сентября 1763 г. освящен средний главный алтарь в нижней церкви во славу Благовещения Пресвятой Богородицы. В сентябре следующего 1764 г. приготовлен к освящению придел Зачатия честного славного пророка и предтечи Господня Иоанна в верхней церкви на хорах. Затем в нижней церкви, в отделении трапезы, устроены были 2 придела: один налево - во имя св. московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (освящен 4 мая 1767 г.), а другой направо - во имя св. и чуд. Николая (освящен 20 июня 1767 г.). Таким образом, нижняя церковь разделена была на два отделения и имела, кроме главного Благовещенского алтаря, 4 придела: 2 рядом с озщначенным главным алтарем и 2 в отделении трапезы. Что касается верхнего этажа, то он устроен был и приготовлен к освящению в 1772 г. и 13 сентября того же года освящен в память обновления храма славного Воскресения Христова. В последствии отделение трапезы в нижней церкви уничтожено, и два бывших придела упразднены, а взамен в верхней церкви устроены по обеим сторонам главного алтаря 2 новых престола: по правую сторону - во имя Пророка Божия Илии, а по левую - Покрова Пресвятой Богородицы. Оба эти придела устроены иждивением надворного советника Григория Иванова Шарапова и освящены в один и тот же день 9 августа 1806 г. (придел Покровский освящен благочинным Андреевского собора протоиереем Стефаном Семеновым перед ранней литургией, а другой - Ильинский преосвященным митрополитом Амвросием перед позднею). При этом некоторые из преждеустроенных приделов переименованы, а именно: 1) с упразднением трапезной церкви и приделов в ней в честь святителей московских и святителя Николая, прежний придел нижней церкви в честь св. бессребреников Кира и Иоанна переименован в Никольский; 2) с устроением в верхней церкви придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Покровский придел в нижней церкви переименован в Сретенский и 3) главный придел верхней церкви Обновления храма Господня - переименован в Крестовоздвиженский (в 1796 г.). В таком виде Благовещенская церковь существовала до 1844 г.. постепенно устрояемая, украшаемая и поддерживаемая усердием прихожан. В 1844 г. в высших правительственных сферах возникла мысль об учреждении в Петербурге женского монастыря. 12 марта 1844 г. господин обер-прокурор св. Синода граф Протасов вошел к ЕИВ Государю Императору Николаю I докладом о пользе учреждения в здешней столице женского монастыря. Мысль эта основывалась на следующих соображениях: 1) учреждение женского монастыря в Петербурге полезно, дабы лица женского пола могли беспрепятственно и во всякое время находить в святой обители деятельные примеры благочестия и руководства в истинных правилах православия, тем более, что русский народ привык видеть обитель иноков и инокинь во всех значительных городах империи; 2) с учреждением монастыря откроются для женщин-инокинь средства к истинно-христианской деятельности - как то: помощи больным женского пола, воспитанию сирот и утешению больных душевными недугами. Сообразно с сим при монастыре предполагались дом для больных, училище, гостиница для желающих уединиться от мира для молитвы, говения и утешения верою себя в несчастных случаях жизни и т.д.; 3) учреждение женского монастыря откроет возможность помещать и подчинять строгому надзору монахинь, приходящих сюда из других епархий по надобностям часто весьма уважительным, которые теперь помещаются в домах частных, что не только неприлично, но и противно правилам церкви. Для таких монахинь предполагалось построить особое помещение. Вседсвие сего доклада Государь Император повелел св. Синоду представить на усмотрение Его Величества подробные соображения и предначертания для учреждения женского монастыря. Святейший Синод, по сношению с преосвященным митрополитом Антонием, нашел, что удобнее всего основать монастырь при Благовещенской церкви на Васильевском острове, потому что: а) сама церковь построена и внутри расоложена таким образм, что соответствует потребностям обители; б) при ней есть несколько домов и достаточное пространство земли, которое достаточно для исполнения вышеизложенных предложений и в) в смежности с церковью находится подворье св. Синода, которое может быть обращено сначала в кельи, а по преобразованию существующих построек и возведении новых зданий под другие предложенные учреждения. 14 марта 1845 г. все вышеозначенные предложения св. Синода высочайше утверждены и указом Синода от 3 апреля того же года предписано было "преобразовать приходскую Благовещенскую церковь в монастырскую, и все ее имущество, денежные суммы, земли в разных местах и существующие на них дома - три каменные и три деревянные - приказать местным священнослужителям с церковным старостою передать в ведение монастыря. Определение это и приведено было в исполнение. Между тем положение Благовещенского прихода и приходского причта, оставшихся без храма, естественно, составляло предмет справедливой заботливости для епархиального начальства. Сначала было предложено распределить Благовещенский приход и причт по соседним церквам. По существовании на Васильевском острове только 2 приходских церквей: Андреевского собора и Екатерининской церкви, удаленных от центра Благовещенского прихода (1 находится на Большом проспекте в 6-ой линии, 2 - на Малом в 1-ой линии), вмещающих к тому же с трудом в праздничные дни своих наличных прихожан, это предложение оказалось неудобоисполнимым. Тогда для совершения богослужения Благовещенскому причту отведена была особая церковь - Трех Святительская, что при Андреевском соборе. Но по невместительности означенной церкви и отдаленности ее от прихожан это распоряжение могло быть только временным. Наконец, предположено было выстроить новый храм, и указом духовной консистории от 31 октября 1845 г. предписано было причту и прихожанам Благовещенской церкви представить епархиальному начальству свои соображения о том, на каком месте можно и удобно устроить новую церковь и какие для сего имеются в виду средства? Но в то время, пока прихожане Благовещенской церкви, по указанию епархиального начальства, старались разрешить эти вопросы,<...> обстоятельства неожиданно изменились. "Государь Император, при рассмотрении поднесенного Его Величеству огромного проекта на возведению зданий и церкви женского монастыря, соизволил отозваться, что сооружение монастыря в городе и в таком размере среди народонаселения, которое с окончанием сооружаемого моста через Неву постоянного моста еще более увеличится, не представляет тех условий, какие для монашеской обители необходимы и не может способствовать цели ее учреждения. Посему ЕИВ угодно дабы для этого монастыря избрано было другое вне города свободное место". Новым местом для женского монастыря в 1848 г. назначен был парк близ Московской заставы, занимаемый сосновым лесом. Таким образом Благовещенская церковь сделалась временным местопребыванием женского монастыря, а постоянная обитель начала устраиваться за Московской заставой. В 1854 г., когда построены были церковь и кельи для новой обители - инокини переведены были туда на всегдашнее жительство, - а Благовещенская церковь указом св. Синода от 1 июня того же 1854 г. возвращена была прежним прихожанам. Таким образом Благовещенская церковь из монастырской восстановлена снова в приходскую, какой состоит и доселе. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы представляет здание каменное, византийской архитектуры, с большою каменною же колокольнею. Она разделяется на два этажа с большим третьим ярусом между колокольнею и куполом церкви и венчается 7-ю главами, из коих одна находится над св. алтарем, пять над среднею частью храма и одна над колокольнею. Все здание церкви обнесено каменною с деревянными решетками оградою, простирающейся на 218 сажень. На углу ограды на 8 линии находится каменная часовня, а на другом углу на 7 линии каменный трехэтажный дом. В настоящее время Благовещенская церковь имеет 7 престолов. <...> Вокруг Благовещенской церкви сохранилось от прошлого столетия несколько набгробных плит. Кладбище существовало при церкви с самого его основания. <...> Впрочем это кладбище было доступно не всем, а лицам более достаточным, потому что при открытии его положено было "за погребение при оной церкви за каждого человека, коего погребать будут. вкладу на церковное строение и расходы не меньше 10 рублев и сверх того все могилы при оной церкви выкладывать кирпичем и сводить своды в целый кирпич, а потом утаптывать на крепко землею, чтобы духу не произошло, без чего при оной церкви погребать отнюдь никого не допускать". Кладбище при Благовещенской церкви существовало, вероятно, до указа, коим запрещено было погребать умерших внутри городов, и отведены были для этой цели особенные места за городом. <...> При Благовещенской церкви в прежние времена существовала богадельня для престарелых и убогих. Богадельня сия выстроена была, вероятно, в силу указа правительствующего Сената от 29 мая 1733 г., в котором было прописано: "нищим по миру мужска и женска полу и робятам милостыни не просить и по мостам не сидеть... а кормили бы их те чьи они есть, помещики и вотчинники и прочие хозяева всяких чинов... отставных же от службы солдат и других служилых и бывших в казенной работе мастеровых людей представлять на смотр в Сенат и из них прямых престарелых, дряхлых и весьма больных, неимущих пропитания, - определить в богадельни", которые и предписывалось открыть при церквах. Богадельня при Благовещенской церкви была, по преданию старожилов, каменная, одноэтажная и выстроена была ктитором Благовещенской церкви Иваном Иродионовым Чиркиным рядом с домом, назначенным для помещения священнослужителей, по 7 линии. Когда устроены были общие градские богадельни под Смольным монастырем, лица, призреваемые в Благовещенской богадельне, были переведены туда, а дом бывшей богадельни отдан для помещения народного училища. В 1831 г. училищное начальство, находя неудобным помещение в означенном доме училища, продало дом сей в частные руки. Вместо бывшей некогда богадельни для престарелых и увечных, в настоящее время при Благовещенской церкви существует "Общество вспомоществования приходским бедным". Оно открыто 15 сентября 1862 г. в память столетия Благовещенской церкви, получившей первое освящение от новоявленного угодника Божия Тихона Задонского; руководствуется уставом, который утвежден епархиальным начальством 12 октября, а министром внутренних дел 13 ноября 1862 г., действует и распоряжается через Совет попечителей, состоящий из трех местных священнослужителей, диакона, церковного старосты и нескольких прихожан. Деятельность Общества проявляется в выдаче единовременных и ежемесячных пособий на руки бедным, воспитании бесприютных малолетних сирот и призрении беспомощных престарелых. В 1870-х гг. на земле, принадлежащей церкви, с разрешения епархиального начальства Обществом устроен богадельных каменный двухэтажный дом для приходских бедных, в котором помещается детский приют на 12 девочек, старческий приют на 25 человек и 10 дешевых квартир. <...> Благовещенской церкви принадлежит четыре дома каменных и один деревянный. Первый каменный дом № 68 , ближайший к церкви, двухэтажный, по преданию выстроенный в одно время с церковью, в 1825 г. поправлен и к нему пристроен небольшой каменный же флигель. Второй каменный дом под № 64, находящийся на 7 линии, двухэтажный, приобретен в 1792 г. покупкою от жены комиссара Адмиралтейскокой коллегии Анны Булгаковой за 5,500 руб. асс., и в 1820 г. исправлен. На дворе его еще находится каменная одноэтажная прачешная и деревянный одноэтажный флигель. Третий каменный дом, трехэтажный под № 70 на углу 7 линии и Малого проспекта построен церковью в 1870 г. В сих трех каменных домах помещаются священнослужители. Четверты дом каменный двухэтажный под № 50 , на углу 7 линии и Среднего проспекта в 1809 г. завещан Благовещенской церкви купцом Дмитрием Рубцовым и в настоящее время отдается в наймы с обращением дохода, простирающегося в год до 2,500 руб. серебром, согласно с волею завещателя часть. в пользу церкви (3/4) и частью (1/4) в пользу причта. Деревянный дом, двухэтажный под № 18 на церковной ограде по Малому проспекту выстроен частными лицами в 1835 г., с условием владеть строением в течении 10 лет, и потом поступил в собственность церкви. Деревянный дом и огород с избою внутри церковной ограды отдаются в арендное содержание по контрактам в пользу церкви и приносят в год доходу в настоящее время до 1500 руб. <...> Приходские метрические книги, находящиеся при Благовещенской церкви, начинаются в полном виде и порядке с 1790 г., а до 1790 в церковном архиве существуют только отрывки из метрических записей. <...> («Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 6, Санкт-Петербург, 1878 г., часть II С. 97-120 добавил Наталия)
Большая территория между 7-й и 8-й линиями в первой половине XVIII века была отведена для церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, № 18-20. Но почти вся ее сторона по Малому пр. представляла собой большой пруд, остававшийся от притока реки Смоленки. Поэтому деревянная церковь, построенная в 1740-1742 гг. по проекту арх. Дж. Трезини, находилась в глубине квартала, почти в 70 метрах от проспекта. Средства на строительство пожертвовал владелец пивоваренного завода Р. С. Чиркин. ([ Прихожанами деревянной церкви в 1749 г. был «Императорской Академии наук профессор Василий Тредиаковский», а в 1753 - «коллежский советник и профессор Михаил Ломоносов». Весной 1769 г. с площадки колокольни вел астрономические наблюдения Н. Г. Курзанов - один из крупных ученых и просветителей XVIII века. На кладбище, существовавшем здесь, были похоронены выдающийся ученый-механик А. К. Нартов, этнограф и автор «Описания земли Камчатки» С. П. Крашенинников, живописец А. П. Лосенко и другие исторические личности XVIII века. (добавил -
Богослужения в церкви были прекращены в 1935 г. Через год храм закрыли. Во время ВОВ здание было повреждено прямыми попаданиями снарядов. В 1952 г. началось восстановление на основании обмеров. выполненных арх. Ю. П. Спегальским в 1941 г. В 1992 г. храм вернули епархии. ([ Благовещенская церковь имеет 3 этажа и является самым большим по числу престолов (их 7) храмом Санкт-Петербурга. Она представляет собой уникальный памятник русского зодчества середины XVIII в., по сочетанию в себе разностильных элементов. В её архитектуре, не имеющих аналогов как в Петербурге, так и в Москве, соединяются черты допетровского и консервативного русского, т.н. провинциального церковного строительства XVIII-начала XIX в.в. Во внешнем облике храма изящно переплетаются классические черты и стиль раннего петербургского барокко. Первоначально на этом месте был построен временный деревянный храм. Инициатором и руководителем строительства как деревянной, так позднее и каменной Благовещенской церкви был Санкт-Петербургский купец Родион Степанович Чиркин и его сын Иоанн. 17.03.1741 г. состоялась торжественная закладка храма. Вскоре был освящен придел во имя Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Престол во имя Благовещения был освящен 28.03. 1742 г. Среди прихожан нового храма преобладали достаточно высокопоставленные государственные служащие, чиновники и военные. С 1738 г. при церкви основывается кладбище. Оно было достаточно привилегированным: за предоставление места требовалось внести не менее десяти рублей, а кроме того, выложить кирпичом склеп. Среди прочих на кладбище были погребены: знаменитый путешественник С. П. Крашенинников, механик и машиностроитель А. К. Нартов, известный литератор и издатель Ф. А. Эмин, генерал-рекетмейстер Н. Г. Гурьев, купец Иоанн Чиркин, гравер М. И. Махаев, зодчий А. Ф. Кокоринов. В 1749 г., южнее деревянной церкви, Иродион и Иоанн Чиркины начали строительство каменной церкви. 24.05.1750 г. состоялась закладка храма. 27.08.1762 г. причт, попечители и именитые прихожане храма подают ходатайство на имя правящего архиерея об освящении устроенного к тому времени в нижнем этаже нового каменного храма, южного придела во имя святых мучеников и бессребренников Кира и Иоанна. 15.08.1763 г. был освящен придел в честь Зачатия Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на хорах верхней церкви. 2.09.1763 г. был освящен северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 7.09.1763 г. освящается главный алтарь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. К 1763 г. деревянная церковь была разобрана. Место церкви после ее разборки было обозначено крестом в деревянной ограде на месте алтаря. 13.09.1773 г. был освящен главный придел верхнего храма во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Строительство колокольни закончено несколько позднее, к 1780 г. Колокольня церкви является самой высокой на Васильевском острове, ее высота 42 метра, крест имеет высоту четыре метра. В 90-х г. XVIII в. ведутся работы по расширению храма. К алтарной части пристраивается довольно редко встречающаяся обходная галерея, что делает алтарь более просторным и удобным для богослужебных целей. Прежняя фасадная стена, таким образом, оказалась внутри этой галереи; в нынешнем алтаре сохранился, бывший наружным, киот, в виде ниши. По окончании работ в 1796 г. главный придел верхнего храма был переосвящен в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Продолжаются работы по благоустройству храма. Надстраиваются боковые приделы 1-го этажа. Левый - освящается во имя праздника Сретения Господня. Правый придел, - во имя святых Кира и Иоанна, переименовывается во имя Святителя и Чудотворца Николая. Устраиваются два придела в верхнем храме по обеим сторонам главного престола, южный во имя Св. Пророка Илии и северный в честь Покрова Божьей Матери. Освящены 19.08.1806 г. Церковь весьма сильно пострадала в наводнение 7.11.1824 г., как внутри, так и снаружи, ограда обрушилась во многих местах, нижняя часть стен и пол были очень повреждены, но церковь была скоро исправлена. К 1843 г. сооружаются новые иконостасы нижнего храма. 14.03.1845 г. указом Синода предписано было "преобразовать приходскую Благовещенскую церковь в монастырскую, и все ее имущество, денежные суммы, земли в разных местах и существующие на них дома приказать местным священнослужителям с церковным старостой передать в ведение монастыря". В июле 1845 г. в столицу прибыли из Горицкого монастыря несколько сестер, во главе с игуменией Феофанией. Но Благовещенская церковь сделалась только временным местопребыванием женского монастыря. Новым местом для женского монастыря в 1848 г. назначен был парк близ Московской Заставы. В 1854г., когда отстроены были церковь и кельи в новой обители, инокини были переведены туда на постоянное место жительства. Благовещенская церковь указом Святейшего Синода от 1.06.1854 г., возвращена была прежним прихожанам. В 1855 г. была написана и пожертвована храму икона Господа Вседержителя с припадающими Преподобным Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, представляющая собой точный список с чтимого образа начала XVI века, находившегося на Спасской башне Московского Кремля.
15.09.1862 г., вместо учрежденной И. И. Чиркиным богадельни, при храме было открыто одно из первых в России и, впоследствии значительнейших в столице, "Общество вспомоществования приходским бедным". Проект устава предложенного общества был утвержден и лег в основу почти всех уставов приходских благотворительных обществ в Петербурге, учрежденных позднее. Первые десять лет своего существования общество, в основном, проявляло себя в выдаче денежных пособий приходским бедным. Не имея в начале своей деятельности помещения, общество оплачивало обучение бедных детей в различных мастерских и школах. В марте 1873 г. общество открыло бесплатную квартиру на восемнадцать человек, для тех бедных, престарелых, которые не имели собственного сухого теплого угла. В феврале 1874 г. прихожанин Г. М. Похотин пожертвовал четыре тысячи рублей для образования капитала, с целью построить свой приют.
Вокруг храма был большой свободный участок церковной земли. Архитектор Карл Николаевич Вербицкий принял на себя безвозмездное составление плана постройки и наблюдения за работами. 21.05.1875 г. совершена торжественная закладка, и вскоре каменный двухэтажный дом был уже готов. В построенном доме общество поместило три учреждения: дешевые квартиры, приют для престарелых и приют для детей. В дальнейшем в приюте открывается своя школа, в которой кроме Закона Божьего обучают арифметике и грамоте. В 1881 г. купец А. И. Тимофеев завещает обществу почти все свое крупное состояние с тем, чтобы общество выстроило новый дом, специально для приюта малолетних девочек. В сентябре 1883 г. новый приют был построен. В нем, наряду с общими дисциплинами, обучали церковному пенью. После крушения императорского поезда 17.10.1888 г. близ станции Борки и спасения императорской семьи, Благовещенское общество решило построить особый дом с благотворительными целями, в память этого события. Дом предназначался для заштатных членов причта их вдов и сирот. Но по решению совета обществ там могли быть помещены и другие лица. К зиме 1889 г., трехэтажный каменный дом, строившийся по плану того же архитектора К. Н. Вербицкого, был уже вчерне готов. С постройкой дома, число дешевых квартир, имеющихся в распоряжении общества, превысило семьдесят: тридцать в старом доме и свыше сорока в новом. К 1878 г. приход церкви составляли 2022 души мужского и 2209 женского пола. Приход простирался от 3 линии до Смоленского поля и кладбища и от Среднего проспекта до Малой Невки.
В 1900 г. торжественно отмечалось 150-летие со дня основания церкви. В 1911 г. Благотворительным Обществом при Благовещенской церкви была образована специальная комиссия для ремонта храма, в которую входил "местный архитектор-художник" М. Ф. Еремеев. Ему же было поручено наблюдение за работами. На средства общества был произведен ремонт, как фасадов, так и нижнего храма. К 1915 г. Благовещенскому Обществу принадлежало пять каменных домов на церковной земле. К Благовещенской церкви приписана каменная часовня (угол 7-й линии и Малого проспекта). 17.10.1901 г. при ней была открыта церковно - приходская школа для мальчиков, содержащаяся на средства того же благотворительного общества.
27 мая 1919 г. Благовещенский храм по договору с Василеостровским Советом рабочих и крестьянских депутатов "с принадлежащими ему часовней и зданиями богослужебными предметами" был передан общине "в бессрочное бесплатное пользование". В 1922 г. экспертизой Госмузфонда здание было отнесено к первой категории охраны, как архитектурный памятник Елизаветинской эпохи. Весной 1922 г. архитектором Г. И. Котовым и членом Академии Истории Материальной культуры профессором К. П. Романовым была составлена опись икон в храме, а также серебряных предметов историко-художественного значения. В 1922 г. разворачивается компания по изъятию церковных ценностей. 12.05.1922 г. были изъяты и упакованы часть риз икон и предметов церковной утвари. 2 июня 1922 г. комиссия отдела музеев по изъятию церковных ценностей постановила передать их в Эрмитаж. В ночь с 9 на 10.04.1923 г. из церкви были украдены выставке потир с прибором, две дарохранительницы, риза с Тихвинской иконы. С 7 по 9.01.1924 г. была произведена проверка "музейного имущества" по описи 1922 г., а 11.01.1924 г. оно было изъято для доставления в Государственный Эрмитаж. В ночь на 28.02.1924 г. храм был повторно ограблен и осквернен, включая главный и правый алтари. С августа 1922 г. до февраля 1923 г. приход принадлежал к так называемой Петроградской автокефалии, создание которой преследовало своей целью борьбу с "обновленцами", деятельность которых пользовалась поддержкой властей. Приход зарекомендовал себя "политически неблагонадежным", что привело к высылке "руководителей культа, то есть попов". Был арестован священник Василий Петрович Сокольский. По состоянию на 1924 г. церковь управлялась Приходским советом, избранным 24 июня. При совете существовала Благовещенское братство ревнителей религиозно-нравственного просвещения с религиозно-просветительскими и благотворительными задачами. К марту 1925 г. был произведен ремонт. На 1926 г. церковь числится под охраной, как памятник "школы Растрелли". В 1928 г. архитектором Даниловым был составлен проект ремонта "сильно покосившегося креста". 17 .08. 1930 г. были сняты четыре колокола. 21.08.1935 г. монтажно-техническая контора "Буммонтаж" обратилась в президиум Василеостровского райсовета с просьбой о закрытии церкви и передаче здания конторе. Партгруппа Президиума и инспектор по делам культов Василеоостровского района, поддержали данное требование, ссылаясь на "плохое состояние" церковного здания. 14.11.1935 г. был составлен акт пожарно-технической комиссии об аварийном состоянии здания и необходимости срочного ремонта, что обычно использовалось в качестве повода для закрытия церкви. На здание храма стали претендовать разные организации. В качестве первого кандидата, выступило Товарищество художников, которое обратилось с ходатайством "ускорить решение" вопроса о передаче, так как почти все мастерские Товарищества включаются в подготовку к двадцатилетней годовщине Советской власти. Зав Орготделом ЛОИК в декабре 1935 г. обратился в райсовет с просьбой разместить в храме курсы председателей сельсоветов, но получил отказ. 2.02.1936 г. новая община обращается с ходатайством о разрешении возобновления богослужений и готовности начать ремонт храма.
Тем не менее, 20 февраля Президиум ЛОИК вынес решение церковь ликвидировать и здание передать под культурные цели райсоветов. 4.02.1936 г. община получила решение ЛОИК о закрытии церкви, а 28 марта церковь была "ликвидирована". Причем закрытие церкви шло в срочном порядке, так как находилось на контроле высшего руководства страны. 25 марта 1936 г. нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе и нарком обороны СССР С. С. Ворошилов обратились с секретным письмом к председателю ЦИК СССР М. И. Калинину, в котором сообщалось: "Особое конструкторское бюро ВОТИ в Ленинграде должно в настоящий момент производить сборку громоздких объектов большого оборонного значения. Ввиду временного характера работ, строить специальный цех большой площади нерационально, поэтому просим передать ОКБ церковь Благовещения на Васильевском острове, которая вполне подходит для этой цели". С 21.08.1936 официальным арендатором церковного здания становится ОКБ ВОТИ. Вскоре оно было переименовано в Ленинградское отделение монтажной конторы десятого Главного управления Народного комиссариата авиационной промышленности. Договор между Отделом охраны памятников и проектно-монтажной конторой действовал с 1.03.1938 г. по 1.03.1958 г.
Здесь в истории Благовещенского храма начинаются самые черные дни. В помещении первого этажа храма постепенно располагают все инженерные коммуникации: теплоцентр, душевые и туалеты в Сретенском приделе, электрощитовую, водораспредузел в центральном Благовещенском алтаре. На пол кладется асфальт, для размещения станочного парка в необходимых местах делаются бетонные подушки. Храм, как паутиной, начинает окутывать масса различных проводов, кабелей, систем заземления. В наружные стены врезают огромные куски арматуры для устройства подъемников, лебедок, металлических лестниц. В помещении второго этажа центральный купол закрывают двумя уровнями перекрытий. Само пространство храма делят на множество кабинетов, в центральном алтаре устраивают вычислительный центр. В 1939 г. на церковном участке было выстроено здание заводоуправления, закрывшее обзор храма со стороны 8-й линии и нарушающее весь ансамбль Благовещенской церкви, сквера и бывших церковных зданий, храм окружают глухим забором.
Осенью 1941 г. в связи с участившимися артобстрелами принимается решение о разборке всех куполов пятиглавия. Но разобран был только центральный купол. 24.06.1943 г. в 11 часов дня при немецком артобстреле снаряд попал в северо-западный угол верхнего яруса колокольни на высоте примерно сорока метров от земли, "сорвав кровельное железо площадью около 6 квадратных метров, разрушив кирпичную кладку свода и карниз, около 2 кубических метров". 3.12.1943 "в результате прямого попадания снаряда, был разрушен карниз северо-восточного угла здания, выбиты стекла в окнах, одна из внутренних капитальных стен дала трещину".
Только в 1952 г. был восстановлен купол центральной главки. За основу восстановительных работ были приняты, разработанные в начале 1941 г., проекты обмеров центрального пятиглавия, архитектора Ю. П. Спегальского. Согласно акту от 27.05.1950 г., незащищенный покрытием купольный свод, подвергался намоканию с дальнейшим выщелачиванием раствора кирпичной кладки и ослаблением свода и стен. Подвергалась разрушению живопись в центральном барабане и куполе. Тем не менее, арендаторы занимались другими работами: в октябре 1950 г. велась настилка дощатого пола на перекрытия верхнего храма, с пробивкой борозд в стене, "имеющей живопись". По заключению от 12 октября 1950 г., "роспись по своему характеру может быть отнесена ко 2-ой половине XIX в. и по качеству не имеет художественного значения". По состоянию на 1967 г., в качестве арендатора здания церкви площадью 1848 кв. м., продолжало выступать Специализированное Ленинградское производственно-монтажное управление треста "Севзапмонтажавтоматика". Последний охранно-арендный договор с КГИОП был заключен 2 июля 1989 г. В сентябре 1992 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн обратился к городским властям с просьбой о передаче здания храма Санкт-Петербургской епархии. В ответ на обращение, Президиум Петросовета выпустил распоряжение передать Санкт-Петрбургской епархии второй и третий этажи, сначала неофициально, с 3.12.1992 г. 14.07.1993 г. дирекция управления "Спецмонтажавтоматика" ходатайствовала о сохранении за ними помещений первого этажа до 1999 г. Однако, согласно распоряжению КУГИ от 28.06.1994 г., здание Благовещенской церкви передавалось в безвозмездное и бессрочное пользование Санкт-Петербургской епархии. Нижняя церковь была передана приходу 24.10.
В 2001 г. здание включено КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (535). 1* 2022. Фрагмент схемы РГИС. Ансамбль: Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Наименование ОКН: Церковь. Датировка: 1749 - 1772; 1780-е; 1789 - 1806. Адрес: 8-я линия В.О., дом 67, литера Б. Категория охраны: Ф. Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001
25 комментариев
15495 просмотров Добавил: Shuba, 16 Января 2008, 01:00
Редактировано: 24 Октября 2023, 23:55
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house688.html' target='_blank'>Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Citywalls.ru</a>
Всего 25 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32227
Готовится: 75
Улицы: 2705
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14291
Всего сегодня: 1905
|
Поправьте в заголовке архитектора. "Дж. Трезини" вместо "Д. Трезини". И где это написано? Я везде читал, что архитектор неизвестен.