Публикация

Павловский парк . Павловский (Большой) дворец (интерьеры)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Камерон Ч.
Бренна В. Ф.
Воронихин А. Н.
Год постройки: 1782-1785, 1803-1809
Стиль: Классицизм

Фото - Mary, 2007.

Павловский парк .

Павловский (Большой) дворец  (интерьеры)

г. Павловск, Павловский парк, 1 - Садовая ул., 20

Пам. арх. (федеральн.)

Главный корпус, галереи, боковые флигели

1780-1782 - арх. Камерон Чарльз - проект

1782-1783 - арх. Камерон Чарльз - строительство, интерьеры

 

Главный корпус, галереи, боковые флигели

Новые боковые флигели

1796-1797 - арх. Бренна В. - проект

1797-1799 - арх. Бренна Винченцо - расширение, перестройка

1797-1799 - арх. Бренна Винченцо - интерьеры

 

1803 - пожар в центральном корпусе

1803-1809 - арх. А. Н. Воронихин - восстановление

 

Терраса южного фасада (Пилястровы кабинет)

 - Кваренги Джакомо

 

Галлерея Ганзаго

 - Гонзаго Пьетро - роспись галереи

 

Библиотева Росси

1822-1824 - арх. Росси Карл Иванович - расширение, перестройка, интерьеры

 

ВОв - многочисленные разрушения

1945-1955 - реставрация фасадов

1945-1970 - восстановление интерьеров

 

   см.  Павловский парк

   см.  Павловский дворец

 

 

Парадные покои великокняжеской четы находились на втором этаже центрального корпуса. Убранство внутренних помещений главной части дворца принадлежит Камерону. В боковых флигелях располагались кладовые, кухни, комнаты для прислуги и другие служебные помещения.

Камерон стремился максимально насытить дворцовые покои элементами античной архитектуры - вазами, статуями, росписями на древние мифологические сюжеты. Многое так и осталось неосуществленным из‑за недостаточного финансирования проекта. Владельцы Павловского были ограничены в средствах и полностью зависели от императрицы.
Камерону постоянно приходилось экономить. Он внес в отделку интерьеров новые материалы, обогатил композицию белым и цветным стеклом с бронзой, резьбой по дереву, окрашенной или позолоченной, цветными вставками из искусственного и естественного мрамора и уральских самоцветов. Само это сочетание материалов было ново и оригинально. Камерон использует только недорогую отделку, главное убранство - лепные карнизы, пилястры, исполненные в штукатурке. Стены во многих помещениях были покрашены по штукатурке, оклеены шелковыми обоями или обиты шелком.

После 1786 г. Камерон отказался от работ в Павловске. Им была завершена только отделка вестибюля и пяти прилегающих помещений.

 

Последующие работы возглавил Бренна. По его проектам получают отделку все основные парадные залы дворца. К 1794 г. Бренна полностью закончил отделку дворца.

Бренна произвел перестройку и расширение дворца. Главный корпус перестал играть доминирующую роль. Арх. надстройка боковых флигелей и колоннады. Позади колоннады Камерона Бренна создал небольшие жилые комнаты - апартаменты хозяев дворца. Южный флигель сильно увеличился в объеме с пристройкой Кавалерского зала и Церкви. Образовавшуюся ассиметрию Бренна исключил, спроектировав большие флигели для придворных. Вытянутые дугой новые флигели примыкают под острым углом к старым флигелям. Зимой 1796-1797 гг. Бренна изготовил чертежи и весной 1797 г. начал строительные работы. К 1799 г. основное строительство было закончено. Продолжалась отделка дворцовых помещений.

В это время Бренна приглашает в Павловск декоратора имп. театров Пьетро Гонзаго - для росписи интерьеров.

 

Кроме залов 2-го этажа по проекту Бренны был отделан ряд жилых помещений 1-го этажа. В период правления Павла I Бренна изменил отделку Общего кабинета и Малинового кабинета в центральном корпусе, выполнил отделку Передней и Камердинерской в южном корпусе дворца. Общий кабинет предназначался для семьи Павла. Малиновый был его рабочим кабинетом. В 1800 г. отделка жилых комнат 1-го этажа продолжалась. В виду занятости Бренны разработка проектов была поручена Д. Кваренги. Он и завершил дворцовый ансамбль в апреле 1801 г.

 

От пожара 1803 г. выгорели интерьеры центрального корпуса дворца. От роскошной отделки интерьеров Бренны остались лишь небольшие фрагменты. Однако почти все убранство залов было спасено. Была вынесена и часть дверей и каминов. Дворец можно было восстановливать, но Бренна в это время уехал за границу и увез с собой все чертежи. Через некоторое время чертежи доставил в Петербург К. Росси. Но часть чертежей Бреннау спел продать.

 

Восстановление дворца было поручено арх. А. Н. Воронихину, назначенному главным арх. Павловска. При этом часть комнат 1-го этажа южного полуциркульного крыла, в том числе кабинет "Фонарик", были созданы заново. В 1803-1804 гг. интерьеры центрального корпуса были восстановлены с небольшими изменениями. К восстановительным работам привлекли и Д. Кваренги. По его рисункам были созданы двери Итальянского и Греческого залов, десюдепорты Зала Война и Зала Мира. Для восстановления Воронихи проектировал и внутреннее убранство комнат. Только мебель Коврового кабинета и Парадной спальни по настоянию Марии Федоровны была оставлена прежней. По проекту Воронихина получили отделку и ряд комнат 1-го этажа.

 

Джакомо Кваренги пристроил террасу к южному фасаду, создал во дворце Пилястровый кабинет.

Живописец-декоратор Пьетро Гонзаго расписал полукруглую открытую галерею в нижнем этаже дворца, выходящую на сторону Славянки. Этот уголок дворца стали называть галереей Ганзаго.

 

После смерти Воронихина в 1814 г. арх. К. Росси ряд лет выполнял обязанности главного арх. Павловска. В 1822-1824 гг. он завершил формирование архитектурного ансамбля дворца, пристроив к неиу знаменитую библиотеку, отделал ряд дворцовых помещений. Мебель и предметы прикладного искусства были выполнены также по рисункам Росси.

В 1815-1816 гг. К. И. Росси заново отделал некоторые помещения дворца.
Первой работой Росси в ансамбле интерьеров дворца была отделка угловой гостиной (ранее спальня Павла I). Отделка стен, двери, складки занавесей на окнах, бронзовая люстра, мебель из карельской березы с золоченой резьбой и ее обивка - все нарисовано рукой зодчего. Стены комнаты отделаны сиренево-серым искусственным мрамором.


Библиотека дворца построена К. Росси в 1822-1824 гг. для книжного собрания Марии Федоровны. Библиотечный зал Росси разместил над изогнутой колоннадой галереи Гонзаго, гармонично вписав в общую композицию дворца.
В библиотеке хранилось свыше 20 тыс. томов по различным разделам науки и искусства.
Библиотека существовала до ВОв 1941-1945 гг.                           (К.Росси. С. 157-165, Mary)

 

С середины XIX в., после смерти Марии Федоровны, дворец был законсервирован. Незначительные изменения были внесены в фасады и переделаны некоторые помещения 1-го этажа по проекту арх. А. Штакеншнейдера.

 

Огромный ущерб дворцово-парковому комплексу был нанесен в годы Великой Отечественной войны и оккупации. Дворец сильно пострадал после пожара. После освобождения Павловска в 1944 г. в первую очередь началась реставрация дворца. В 1944-1947 гг. проводилось разминирование, архитектурные обмеры, фотосъемка, консервационные работы, сбор уцелевших деталей отделки, в дальнейшем они стали эталоном для восстановления.

Под руководством директора Павловского дворца А.И. Зеленовой была разработана методика реставрации. Реставрационный совет возглавил В.Н. Телепоровский. Восстановительными работыми руководил арх. Ф.Ф. Олейник, позднее - арх. С.В. Попова-Гунич. В творческом коллективе трудились арх-ры В. Можанская, В. Синица, В. Якоби, Н. Уствольская, Г.А. Соколовский и др. В 1955 г. закончилось восстановление фасадов, и дворец был подготовлен к отделке интерьеров. Парадную анфиладу из 7 залов, включая Тронный и Кавалерский, открыли в 1957, еще 4 зала с Картинной галереей - в 1958, еще 11 (Пилястровый кабинет, Фонарик) - в 1960 г. Отделку Парадного и Египетского вестибюлей закончили в 1963, в 1965 - Итальянский зал. К 1970 г. реставрацию основных 45 парадных интерьеров дворца завершили.

 

Дворец и примыкающие корпуса имеют в общей сложности более трехсот помещений, площадь их превышает 11 540 кв. м. Для экскурсионного обозрения открыто 45 дворцовых залов.

  • фото

    Центральный корпус.
    1-й этаж. Ч.Камерон.

  • фото

    Центральный корпус.
    2-й этаж. Ч.Камерон.

  • фото

    План Павловского дворца-музея.
    * см. ниже

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото [**]. 1904 г.

  • фото

    ([244]. 1912.)

  • фото

    Греческий зал.

  • фото

    Зал Мира.

  • фото

    Итальянский
    зал.

  • фото

    Библиотека
    имп.Павла I

  • фото
  • фото

    Туалетная
    Марии Федоровны.
    1975 г. ([1*])

  • фото

    Угловая гостиная.
    1975 г. ([1*], Mary)

  • фото

    Парадная
    спальня.
    1975 г. ([1*])

  • фото

    Греческий зал.
    1975 г. ([1*])

  • фото

    Кавалерский зал.
    1975 г. ([1*])

  • фото

    Египетский вестибюль.
    1975 г. ([1*])

  • фото

    Кабинет
    "Фонарик".
    1975 г. ([1*])

  • фото

    Новый
    кабинет.
    1975 г. ([1*])

  • фото

    Итальянский
    зал.
    1975 г. ([1*])

  • фото

    Ковровый
    кабинет.
    1975 г. ([1*])

  • фото

    Большой Тронный зал.
    1975 г. ([1*])

  • фото

    Парадная библиотека
    Марии Федоровны.
    1975 г. ([1*])

  • фото

    Зал Мира.
    1975 г. ([1*])

  • фото

    Проект Тронного зала. В.Бренна.

  • фото

    Бенуа Александр Николаевич
    Вход в Павловский Дворец, 1902,
    Пастель, уголь, гуашь, картон 31 х 58,4. ГТГ
    Добавил- IVa

  • фото

    Фото
    из книги [149] C. 285
    (добавил
    Андрей Агафонов .)

  • фото

    Журнал "Нива"
    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    В. Курбатов "Павловск.
    Художественно-исторический
    очерк и путеводитель".
    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    "Лавры, монастыри
    и храмы..."
    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    1941г. Из коллекции
    М. Мещанинова
    (добавил
    Андрей Агафонов)

Пояснение к Плану Павловского дворца-музея. Французская комната 2. Танцевальный зал 3. Старая гостиная 4. Бильярдная 5. Столовая

    6. Угловая гостиная 7. Новый кабинет 8. Общий кабинет 9. Малиновый кабинет 10.Передняя 11.Камердинерская 12.Пилястровый кабинет

   13.Кабинет "Фонарик" 14.Туалетная 15.Спальня 16.Палатка 17.Египетский вестибюль 18. Парадная лестница 19.Парадный вестибюль

    20.Итальянский зал 21.Камердинерская 22.Туалетная 23.Библиотека Росси 24.Малый кабинет 25.Библиотека северной анфилады

    26.Ковровый кабинет 27.Зал Войны 28.Греческий зал 29.Зал Мира 30.Библиотека южной анфилады 31.Будуар 32.Парадная спальня

    33.Туалетная южной анфилады 34.Фрейлинская 35.Первый проходной кабинет 36.Второй проходной кабинет 37.Картинная галерея

    38.Третий проходной кабинет 39.Тронный зал 40.Оркестровая 41.Буфетная 42.Кавалерский зал 43.Дворцовая церковь 44.Кавалергардская

    45.Передняя (Зеленова А. И. Дворец в Павловске. - Лениздат. 1985. С. 32-33; добавил: IVa)

 

Обстоятельное описание комнат бельэтажа дворца было составлено в 1795 г. вел. кн. Марией Федоровной и сохранялось в Библиотеке дворца.

Северную анфиладу занимает Камердинерская, Туалетная, Кабинет-переход, Малый кабинет Павла, Ковровый кабинет, Бибилотека Павла и Билиотека Росси. Южную - Библиотека Марии Федоровны, Будуар, Парадная спальня, Туалетная, Фрейлинская. Залы южного корпуса - Картинная галерея, Большой (Тронный) зал.

 

Египетский вестибюль   (Ч. Камерон)

Образец ложноегипетского стиля. Помещение оформлено в 1785-1786 гг. по проекту арх. Ч. Камерона.

В простенках установлены статуи подражающими египетским.Каждая статуя олицетворяет один из месяцев года, над ней расположен барельеф с соответствующим знаком зодиака, а у подножия - декоративная деталь, напоминающая о традиционных занятиях человека в определенное время года (Январь - справа от лестницы). У наружной стены установлена подлинная чугунная доска, снятая с обелиска в память основания Павловска с надписью: "Павловское начато строить в 1777 году".

При пожаре в 1803 г. вестибюль сильно пострадал, но его убранство было восстановлено, а скульптуры воссозданы по эскизам А. Н. Воронихина. Роспись потолка, выполненная Карлом Скотти, после пожара восстановлена (после войны воссоздана по старым фотографиям и аналогиям).

Пострадавший во время Великой Отечественной войны Египетский вестибюль открыли в 1963 г. после реставрации.

В настоящее время почти все статуи (десять из двенадцати) и знаки Зодиака с обрамлением медальонов сохранены в подлинниках. Зал освещают стеклянные фонари с бронзовым убором русской работы последней четверти XVIII в., аналогичные первоначальным.

 

Пилястровый кабинет   (Дж. Кваренги -1800)

Джакомо Кваренги создал во дврце Пилястровый кабинет из искусственного мрамора.

Пострадавший во время Великой Отечественной войны Пилястровый кабинет открыли в 1960 г. после реставрации.

 

Парадная лестница

Заканчивается композицией из великолепных дверей, украшенных доспехами. Два плафона расписаны Бренной.

 

Верхняя передняя

Верхний вестибюль (Парадный вестибюль)   (В. Бренна - 1789)

Открывает центральную анфиладу парадных залов. Сооружен одновременно с Парадной лестницей в 1784-1788 гг.

Пострадавший во время Великой Отечественной войны Парадный вестибюль открыли в 1963 г. после реставрации.

 

Итальянский зал (Круглый зал)   (Ч, Камерон - 1786, В. Бренна - 1789, А. Воронихин, 1803-1804)

Итальянский зал - центр планировочной композиции Камерона. Круглый в плане зал, высотой в 2 этажа, завершается куполом со световым фонарем. Зал спланирован Камероном, но арх.-художественный декор его создан Бренной, а затем дополнен А. Воронихиным. Первоначальный проект Бренны сохранял колонны Камерона, но не включал открытые аркады, ведущие в узкие галереи, они были заменены нишами. 4  полукруглые ниши и 4 плоские врезаны в стены. В двух из них помещены двери. В остальных нишах на постаментах предполагалось установить копии античных скульптур. Во втором ярусе нишам отвечают арки. Арабеской классический орнамент д.б. украсить обрамление ниш, дверей и фриз антаблимента. Однотонная орнаментальная живопись плафона, имитирующая лепку, украшена разноцветными гирляндами и живописными вставками с изображением танцующих женских фигур. Многофункциональные композиции 2-го яруса дополнены голубыми драпировками.

В окончательном проекте Бренна отказался от колонн. Простенки заполнены накладными панно цвета темного порфира с овальными лепными медальонами над ними. Стены отделаны искусственным мрамором розово-лилового тона с вмонтированными в них античными барельефами и украшены позолотой. В нишах появились подлинные античные скульптуры - Эрот, натягивающий тетеву лука, Фавн, играющий на флейте, Пляшущий сатир, Венера с голубем.

Когда в Итальянском зале устраивались парадные обеды, соседний Греческий зал использовался как танцевальный. На хорах Ит. зала за занавесками размещались музыканты. Мебель для обедов вносили, потому что в обычные дни зал служил одной из гостиных.

От пожара 1803 г. выгорели интерьеры центрального корпуса дворца. Восстановление дворца было поручено арх. А.Н. Воронихину. В 1803-1804 гг. интерьеры Итальянского зала были восстановлены с небольшими изменениями. По рис. Воронихина были выполнены кариатиды 2-го яруса, несущие фриз, фигуры орлов на верхнем карнизе под основанием купола. Купольное перекрытие было обработано кессонами с лепными розетками. По рисункам Д. Кваренги были созданы двери Итальянского зала. Для восстановления Воронихи проектировал и внутреннее убранство комнат. Огромная бронзовая люстра конца XVIII в. украшена так называемыми "страусовыми перьями" из хрусталя.

Пострадавший во время Великой Отечественной войны Итальянский зал открыли в 1963 г. после реставрации. За исключением купола вся лепная отделка зала при восстановлении сохранена в оригинале, искусственный мрамор стен изготовлен заново по образцам.

 

Греческий зал  (В. Бренна - 1789, А. Воронихин - 1803-1804)

завершает анфиладу парадных залов главной оси дворца. Это самый большой и самый парадный зал в главном корпусе дворца. Не исключено, что зал спланирован Камероном, но сохранилось несколько чертежей плана и разрезов зала за авторством Бренны. Имеется и собственное свительство этого зодчего, что именно он единственный автор арх.-художественного декора зала. По античным образцам при проектировании зала Бренна основную роль отвел ордеру. 16 колонн, украшенных продольными желобами-каннелюрами и пышными коринфскими капителями, расставлены по периметру прямоугольного в плане зала, образуя проходы между стенами и колоннадой. Колонны облицованы зеленым искусственным мрамором. На первый взгляд кажется, что колоннада принимает на себя тяжесть потолочного перекрытия, но на самом деле деревянные остовы колонн внутри пустотелые и выполняют чисто декоративную роль.

Стены облицованы белям искусственным мрамором. В стенах устроены ниши со скульптурами - копиями античных статуй. Широкий скульптурный фриз опоясывает стены зала. Плафон украшен скульптурным декором. Центральная часть плафона, по замыслу Бренны, украшала живопись - Вакх и Ариадна. Мебель была изготовлена по рисункам Бренны. Две арки открывают проход в Зал война и Зал мира.

От пожара 1803 г. выгорели интерьеры центрального корпуса дворца. Восстановление было поручено арх. А.Н. Воронихину. В 1803-1804 гг. Греческий зал был восстановлен полностью, кроме живописного плафона, имитирующего купольное перекрытие. Сюда же перенесли из Михайловского замка беломраморный камин, выполненный по рис. Бренны. По рисункам Д. Кваренги были созданы двери Греческого зала. Для восстановления Воронихи проектировал и внутреннее убранство комнат. Оригинальные светильники подвешены между колоннами на длинных цепях. На каминах, помимо различных статуэток и фаз, находятся старинные часы. Одни из них - бронзовые часы "Парис и Елена" (Франция XVIII в.) дошли до нас со времен первоначального убранства дворца.  Во времена Павла I в Греческом зале проходили торжественные приемы и именные балы.

Пострадавший во время Великой Отечественной войны Греческий зал открыли в 1967 г. после реставрации.

 

Зал войны . Зал мира  (В. Бренна - 1789, А. Воронихин - 1803-1804)

Первоначально Зал войны носил название Парадной гостиной Павла Петровича, в 1797-1801 гг. - Малый тронный зал. 

Восьмиугольные комнаты расположены вдоль фасада к р. Славянки. Зал войны открывает северную анфиладу парадных комнат Павла Петровича. Зал Мира - южную Марии Федоровны. По замыслу Камерона залы д.б. служить гостиными. Сохранился предварительный проект Зала Войны Бренны, вероятно, сохранявший замысел Камерона. По этому проекту видно, что оба зала проектировались круглыми с восемью колоннами по кругу и нишами между ними. Залы предполагалось перекрыть низкими свооодами с распалубкой. Общее объемно-пространственное решение залов могло принадлежать Камерону, а архитектурно-художественное убранство - Бренне. В нишах и над карнизом помещены атрибуты воинской славы - шлемы, сабли, колчаны, орлы. Под сводами - изображения гротескных мужских фигур.

В окончательном варианте Бренна отказался от колонн, круглую планировку заменил восьмиугольной, скульптурный декор стал более насыщенным. Золоченая лепка и скульптура на фоне белого искусственного мрамора придавали залу парадный вид.

Плафон зала Войны был расписан Бренной и изображал купол, с карниза которого свешиваются драпировки. В восьми углах - изображения военных трофеев и по две фигуры рабов. В росписи плафона участвовал и худ. Л. Меттенлейтер. Он участвовал и в росписи Зала Мира.

Залы Войны и Мира аналогичны, кроме некоторых деталей. В Зале Войны на высокой печи, помещенной в нише, изображены в круглой скульптуре орел (символ Юпитера) и ядра в орамлении лаврового венка, а в Зале Мира в венке из цветов - павлин (символ богини Юноны - богини семейной верности). В барельефах печей в Зале Войны - щиты и мечи, в Зале Мира - музыкальные инструменты. Торшеры в Зале войны в виде ликторских связок, в Зале Мира в виде витых цветочных стеблей с венками.

От пожара 1803 г. выгорели интерьеры центрального корпуса дворца. Восстановление было поручено арх. А.Н. Воронихину. В 1803-1804 гг. интерьеры были восстановлены с небольшими изменениями. Расписные плафоны были заменены кессонированными сводами, в ..нетах появились барельефы. По рисункам Д. Кваренги были созданы  десюдепорты Зала Война и Зала Мира. Для восстановления Воронихи проектировал и внутреннее убранство комнат.

Пострадавшие во время Великой Отечественной войны Зал войны и Зал мира открыли в 1964 г. после реставрации.

 

Ковровый кабинет   (В. Бренна, 1789-1791, А. Воронихин -1803-1804)

Примыкает к залу Войны. Кабинет был спроектирован для размещения гобеленов, подаренных королем Людовиком XVI цесаревичу Павлу Петровичу во время его европейского путешествия в 1782 г. (?)

Помещение с закругленной стеной для большого гобелена. Камерон предполагал украсить стены коврами. Бренна изменил планировку прямоугольно комнаты Камерона. Гобелены кабинета созданы по рисункам 1766 г. французского живописца Франсуа Буше. Большой гобелен с изображает "Венеру в кузнице Вулкана", 2 маленьких - "Диана и Эндимион" и "Венера на колеснице". Сохранился проект Бренны, который дает представление о первоначальном замысле. В оставшемся свободным о ковров пространстве Бренна разместил зеркала и скульптуры. Резьба и лепка с растительными мотивами удачно сочеиаются с узором ковров.

Кессонированные части сложного перекрытия были украшены розетками в виде цветов. В пологой нише над бокой стеной - декоративный щит с вензелем "П'. Его поддерживают путти, сидящие на наполненных цветами рогах изобилия.

От пожара 1803 г. выгорели интерьеры центрального корпуса дворца. Восстановление было поручено арх. А.Н. Воронихину. В 1803-1804 гг. интерьеры были восстановлены. ? В большой степени изменилась отделка Коврового кабинета. Мебель Коврового кабинета по настоянию Марии Федоровны была оставлена прежней.

 

Парадная библиотека Павла I   (В. Бренна, 1789-1791)

С Ковромым кабинетом сообщались Библиотека и Кабинет при библиотеке, соединенные широким арочнм проемом (что изменило первоначальный проект Камерона). По замыслу Бренны стены библиотеки Павла были расчленены на панно и покрыты вытканными на парижской мануфактуре Савоннери коврами с сюжетами из басен Лафонтена (подарок Людовика XVI наследнику престола и его жене). Падуги Бренна расписал гризайлью с гротесками. Потолок украсил живописный плафон.

После пожара 1803 г. А.Воронихин изменил декор, облицевав стены искусственным мрамором, уменьшив значение лепного орнамента и позолоты.

В Библиотеке сохранилась мебель по рисункам Бренны. Здесь же находился большой письменный стол (1794 г.) в виде архитектурного сооружения. Ножки-колонны из слоновой кости поддерживали столешницу красного дерева с золоченой бронзой. На конторке стола модель храма богини Весты из слоновой кости с деталями из бронзы и янтаря, украшенный росписями по молочному стеклу. Низкие книжные шкафы идут вдоль стен и служат постаментом для коллекции скульптур, каменных и фарфоровых ваз. Дверцы шкафов были затянуты медной сеткой и задрапированы изнутри. На стене портрет Марии Федоровны кисти И.-Б. Лампи 1795 г.

 

Малый кабинет Павла I(Кабинет при библиотеке)

 

Туалетная Павла I   (Ч. Камерон, В. Бренна, 1789-1791)

замыкала анфиладу парадных комнат Павла. Эта небольшая вытянутая по оси комната с закругленными по торцам стенами спроектирована Камероном и декорирована Бренной. Стены и сводчатые перекрытия украшает тонкая орментальная лепка на тонированном фоне и живописные гирлянды жасмина.

 

Камердинерская Павла I

 

Библиотека Марии Федоровны

Библиотека на половине Марии Федоровны имела планировку подобную Ковровому кабинету. Закругленную стену украшает гобелен, выполненный по рис. Буше, с изображениями - Юпитер под видом Дианы, соблазняющий Каллисто и Вертумна и Помона с медальонами. Места скульптурного панно с гирляндами в библиотеке заняли низкие шкафы с книгами, сдужащие и постаментами для скульптуры.

 

Будуар   (Ч. Камерон, В. Бренна - 1792, А. Воронихин - 1803-1804)

Стены Будуара, в соответствии с замыслом Камерона, Бренна обработал пилястрами ионического ордера, расписанными арабесками и гротесками. Пилястры были выполнены в Риме и приобретены для Павловского  дворцау гр. А. С. Строганова. В простенках между пилястрами живописные вставки в виде выдающихся архитектурных сооружений Индии с цветных английских гравюр. Здесь же были помещены подлинные античные берельефы II в. н.э. и скульптурные портреты Александра Македонского и его матери работы итальянских мастеров XVIII в.

В центре композиции интерьера - мраморный камин  в торцовой стене. Его обрамляет портик с двумя колоннами коринфского ордера из целых кусков порфира. Колонны и античные барельефы были доставлены из Рима еще по заказу Камерона. Над камином в портике - ниша, заполненная зеркалами в золоченых рамах.

От пожара 1803 г. выгорели интерьеры центрального корпуса дворца. Восстановление было поручено арх. А.Н. Воронихину. В 1803-1804 гг. Будуар был восстановлен без перемен.

Пострадавший во время Великой Отечественной войны Будуар открыли в 1967 г. после реставрации.

 

Парадная спальня   (В. Бренна - 1792 (1793-1794), А. Воронихин - 1803-1804)

соседствует с Будуаром. Одно из самых роскошных помещений дворца. Бренна в своей работе частично использовал проект спальни французского худ.-декоратора Ж.Д. Дюгура.

Прямоугольное помещение перекрыто зеркальным сводом сложной формы. Стены разбиты прямоугольными панно с полихромной росписью в обрамлении цветочных орнаментов, ограниченных золочеными рамами. Над карнизом проходит лента цветочных гирлянд. В росписи плафона трильяжные решетки с цветочными гирляндами оживляют фантастические птицы. Стенные панно были выполнены на шелке придворным худ. Меттенлейтером. Он использовал рисунки голландского живописца В. Ван-Лауна. На светло-палевом фоне панно изображены музыкальные инструменты, орудия сельского труда, цветы и плоды. Декоративная многоцветная живопись выдержана в светлых тонах.

Интерьер дополняла золоченая резная мебель, заказанная королевскому мебельщику Анри Жакобу. Мебель была обтянута тем же расписным шелком, что и стены. Большая парадная кровать украшена богатой золоченой фигурной резьбой с символическими изображениями. Изготовлена в 1780-е гг. франц. мастером А. Жакоба по рисунку худ.-декоратора Ж.Д. Дюгура. Драпировка и покрывало - такого же расписного шелка. Ранее перед кроватью стоял резной золоченый поставец для короны, утраченный в 1941-1944 гг. Камин из белого мрамора В. Бренны в 1803-1804 гг. был перенесен из Михайловского замка. Камин украшают фонари-жирандали (Франция) и фарфоровые вазы (Петербург, 1780-е). Парадную спальню украшает хрустальная люстра с рубиновым стержнем. Сделана в Петербурге мастером И Цеха в 1797 г.

От пожара 1803 г. выгорели интерьеры центрального корпуса дворца. Восстановление было поручено арх. А. Н. Воронихину. В 1803-1804 гг. Парадная спальня была восстановлена в точности по проекту Бренны. Мебель Парадной спальни по настоянию Марии Федоровны была оставлена прежней.

Пострадавшую во время Великой Отечественной войны Парадную спальню открыли в 1967 г. после реставрации.

 

Туалетная Марии Федоровны

последняя в анфиладе парадных комнат Марии Федоровны. Первоначально была симметрична Туалетной Павла и имела скругленные торецовые стены. Стены украшали декоративные панно.

Планировка и ее декор были изменены в результате перестройки дворца в1797-1799 гг.. К отдлеке новой Туалетной комнаты Бренна привлек скульпт. И. П. Прокофьева. Новая отделка включает лепной орнамент и небольшие барельефы с сюжетами из античной мифологии. Продолжение стены украсили фрески с видами Павловского парка - Храм Дружбы (выполнил Д.-Б. Скотти), Большой каскад (А. Мартынов). Лепку и живопись сводчатого перекрытия выполнил Меттенлейтер.

 

Фрейлинская

После 1799 г. Туалетная южная анфилада была перепланирована. Ее размеры уменьшились. Тем самым была увеличина соседняя комната - Служительская горничных или Камерюнгфеская. Позднее ее стали называть Фрейлинской. Она стала служить переходной из центрального корпуса во вновь созданную анфиладу парадных залов.

Туалетная и Фрейлинская сообщаются с двумя проходными кабинетами, ведущими в Картинную галерею.

 

Первый проходной кабинет   (1798)

Основные элементы декора 1-го проходного кабинета - лепка и барельефы.

 

Второй проходной кабинет   (1798)

Во 2-м проходном кабинете роспись плафона имитирует лепку на золоченом фоне в виде мозаики.

Оба кабинета украшают барельефы в золоченых рамах. Барельефы выполнены немецким скульптором Я. Шеффауэром и представляют собой эпизоды Троянской войны - Клятва Ахилла у урны Патрокла, Встреча Ореста и Пилада с Электрой.  Отделка кабинетов была закончена в 1798 г.

 

Картинная галерея   (В. Бренна - 1798-1799)

Изогнутое по дуге помещение решено Бренной довольно просто. Просторное помещение освещено окнами с двух сторон. Галерея имела спокойную зеленую окраску стен. Снизу снеты ограничены панелями, сверху - карнизом простого профиля. Вытянутое плоское перекрыти галереи украшали три живописных панно, исполненные Меттенлейтером. Центральный плафон повторял композицию итальянского худ. XVII в. Гвидо Рени "Триумф Аполлона" (римск. палацио Роспильози). Два боковые панно - Суд Париса и Три грации.

В Картиной галерее были представлены произведения западноевропейских мастеров XVII-XVIII вв. Отделка закончена в 1799 г.

Пострадавшую во время Великой Отечественной войны Каартинную галерею открыли в 1958 г. после реставрации.

 

Третий проходной кабинет   (В. Бренна - 1798)

Небольшое круглое помещение, соответствующее 2-му проходному кабинету, но имеет более богатую отделку. Его стены отделаны розово-сиреневым искусственным мрамором и украшены медальонами с росписью по синему стеклу. Средний медальон, выполненный Меттенлейтером, изоражает Триумф Амфитриты, боковые - танцующие женские фигуры. Плафон заполнен перспективной росписью по эскизу Гонзага.

Пострадавший во время Великой Отечественной войны Третий проходной кабинет открыта в 1958 г. после реставрации.

  • фото

    Угловая гостиная.
    (все [*])

  • фото

    Кавалерский зал.

  • фото

    Новый кабинет.

  • фото

    Пилястровый зал.

  • фото

    Кабинет "Фонарик"

  • фото

    Египетский вестибюль.

  • фото

    Картинная галерея.

  • фото

    Зал войны.

  • фото

    Парадная опочивальня.

  • фото

    Библиотека
    южной анфилады.

  • фото

    Библиотека
    северной анфилады.

  • фото

    Дворец. Будуар.

  • фото

    Итальянский
    зал.

  • фото

    Греческий зал.

  • фото

    Третий проходной
    кабинет.

  • фото

    Старая гостиная.

  • фото

    Большой парадный зал.

  • фото

    Спальня. ([*])

  • фото

    3-й проходной
    кабинет. [3*]

  • фото

    Старая гостиная.

  • фото

    Итальянский
    зал.

  • фото

    Зал Войны.

  • фото

    Пилястровый кабинет.

  • фото

    Библиотека
    северной анфилады.

  • фото

    Библиотека
    южной анфилады.

  • фото

    Будуар.

  • фото

    Угловая гостиная.

  • фото

    Новый кабинет.

  • фото
  • фото

    Спальня.

  • фото

    Парадная спальня.

[*] - Набор открыток "Павловск. Дворец-музей. Интерьеры". Изд. Аврора, Л., 1985.

[3*] - Набор открыток "Pavlovsk. The Palace Museum: Interiors". Изд. Аврора, Л., 1985.

Тронный зал   (В. Бренна - 1797-1798)

Тронный зал первоначально проектировался как столовая (так он именовался в строительной документации), назывался Большим столовым залом и предназначался для праздничных приемов. Его площадь 400 м кв. Зал рассчитан на 2 этажа. Углы зала срезаны. В них устроены ниши с полукуплным завершением, где находятся богато декорированные печи. Стены прорезаны большими арочными проемами. Для приближения к классическим пропорциям высота зала зрительно увеличена росписью плафона. Гонзаго создал эскиз с уходящими в перспективу от периметра к центру колоннами и аркадами. Роспись плафона не была осуществлена при жизни Павла. Тронный зал д.б. украшать богатый лепной декор. Выполнение лепных деталей было поручено мастеру Франкино Кварди.8 статуй кариатид для поддерки оконных рам было решено изваять в Академии художеств. Работу выполнили скульпторы М.И. Козловский и И.П. Мартос. Скульпторы придерживались замысла Бренны. Для Тронного зала Бренна сам проектировал 12 деревянных подсвечников и 8 ваз у окон с резьбой и позолотой. Отдлека зала по проекту Бренны в основном была закончена к началу 1799 г.

После окончания его строительства Павел I приказал установить в нем трон и помещение из столовой превратилось в Тронный зал.

Пострадавший во время Великой Отечественной войны Тронный зал открыли в 1957 г. после реставрации.

Роспись потолка по сохранившимся эскизам П. Ганзаго восстановила группа живописцев под руководством А. Трескина в 1971 г. при реставрации дворца.

Два фарфоровых сервиза: "Золотой сервиз" (Императорский фарфоровый завод С.-Петербург, 1828) и "Парижский сервиз" (Севрская фарфоровая мануфактура, Франция, 1782)

Оркестровая

Небольшое помещение рядом с Тронным залом. Предназначалась для придворных музыкантов во время приемов и обедов.

 

Буфетная

Небольшое помещение рядом с Тронным залом. Из Буфетной слуги подавали блюда на стол. В Буфетной Бренна предполагал установить перегородку для устройства лестницы в башенку с часами.

 

Кавалерский зал (Предцерковная галерея)   (В. Бренна -1797-1798)

Предназначался для приемов только кавалеров Мальтийского ордена. Позднее назывался Антиковым залом, т.к. здесь была собрана коллекция подлинных римских статуй, вписанных в интерьер. Первоначально 8 статуй на пьедесталах из розовато-коричневого натурального мрамора были установлены вдоль стен на одинаковом растоянии друг от друга. В конце XVIII в. сюда перевезли скульптуры из Царского Села, приобретенные Екатериной II у англичанина Лайда Брауна. Почти все они находятся сейчас в этом зале. В 1870-1872 гг. зал превратили в основной зал Музея древностей, переместив сюда античные статуи из всех интерьеров Павловского дворца. В начале ХХ в. часть античных скульптур была возвращена на свои первоначальные места.

Стены светло-зеленого цвета украшают лепкой и барельефы на античные темы (в верхней части стены). Под берельефами Бренна разместил декоративные карнизы со свисающими с них цветочными гирляндами и женскими масками. Еще ниже лепной орнамент в греческом стиле. Роспись плафона была выполнена худ. Меттенлейтером. Зал освещен двумя рядами окон. Он служил и предцерковной галереей, ведущей на хоры дворцовой церкви.

Пострадавший во время Великой Отечественной войны Кавалерский зал открыли в 1957 г. после реставрации (как часть Музея древностей).

 

Церковь   (В. Бренна - 1799)

Придворная церковь по своему архитектурному убранству напоминала католическую церковь. В интерьере была использована многочисленная скульптура. Скульптуры располагались в нишах стен, на хорах - статуи, символизирующие Веру (с крестом и потиром) и Религию (с книгой).. Иконостас украшали статуи коленопреклоненных ангелов. Скульптуры приписывают Козловскому и датируют 1799 г. По замыслу Бренны вместо икон в иконостасе и по стенам размещались копии картин западноевропейских мастеров XVII-XVIII вв. на библейские темы. Плафон украшала овальная картина "Обращение Савла", выполненная худ. Меттенлейтером по композиции Рубенса. Ему же принадлежал орнаментальный орнамент вокруг овала.

Пострадавший во время Великой Отечественной войны Кавалерский зал открыли в 19.. г. после реставрации. Почти вся отделка и убранство церкви - современная реставрация. Подлинными сохранились только копия П.С. Дрождина с картины Мурильо "Непорочное зачатие", которая находится в иконостасе, а также серебряные паникадило, лампады и торшеры, изготовленные около 1799 г. мастером И.В. Бухом по рисункам арх. М.Ф. Казакова. Уникальный резной иконостас (скорее всего, М. Казакова) в наши дни полностью восстановлен.

 

Кавалергардская

 

Передняя

 

Малиновый габинет

 

Общий кабинет

При реставрации после ВОв восстановлен интерьер начала XIX в. Роскошная комната служила для членов великокняжеской семьи. По описи 1817 г. на стенах находились 163 картины. Перед камином в XVIII в. установлен экран, в медальоне виден рисунок, скопированный Марией Федоровной в 1790 г. с оригинала швейцарской худ. Ангелики Кауфман. В глубине кабинета находится дамский письменный столик, выполненный по заказу Марии Федоровны в 1793 г.

 

Новый кабинет   (Дж. Кваренги - 1800)

Пострадавший во время Великой Отечественной войны Новый кабинет открыт в 1969 г. после реставрации.

 

Угловая гостиная  (К. Росси - 1816)

создана на месте спальни Павла I на 1-м этаже в юго-западной угловой части центрального корпуса. Это первая работа К. Росси в ансамбле интерьеров дворца. Отделка стен, двери, складки занавесей на окнах, бронзовая люстра, мебель из карельской березы с золоченой резьбой и ее обивка - все нарисовано рукой зодчего. Стены отделаны сиренево-серым искусственным мрамором, украшены арабеско-гротесковым орнаментом с позолотой.

Пострадавшая во время Великой Отечественной войны Угловая гостиная открыта в 1969 г. после реставрации.

 

Белая столовая

Согласно описи конца XVIII в. здесь висели 4 одинаковых бронзовых фонаря, а на стенах были укреплены 16 белых кронштейнов на 4 свечи, сделанных на железе из мискуры и висели 4 картины. По желанию вдовствующей императрицы столовую в 1815 г. приспособили под гостиную, а фонари заменили светильниками из молочного стекла.

На столе выставлен Гербовый сервиз, изготовленный на Петербургском фарфоровом заводе в 1827 г. по моделям С.С. Пименова и А.И. Воронихина, племянника арх. Вазы украшены скульптурными группами на мифологические сюжеты. На десертных тарелках - плоды и ягоды со старинных ботанических атласов.

 

Бильярдная

 

Старая гостиная   (Ч. Камерон - 1786-1787)

Пострадавшая во время Великой Отечественной войны Старая гостиная открыта в 1969 г. после реставрации.

 

Танцевальный зал   (Ч. Камерон)

Зал предназначался для небольших танцевальных вечеров. В том виде, как его создал Ч. Камерон, зал существовал до 1820 г. Позднее претерпел ряд переделок.

В 1944 г. был уничтожен почти полностью. Послевоенная реставрация осуществлялась по чертежам Камерона и завершилась в начале 1970-х гг.

В настоящее время зал украшают зеркала и 4 картины французского художника Г. Робера. Около двери, ведущей в парк, - белая мраморная ваза с изображением вакхических плясок (скульпт. Н. Жилла), по углам мраморные бюсты Мельпомены и Талии (копии античных оригиналов). Декор завершает бронзовая хрустальная люстра с вазой-стержнем рубинового стекла (выполнена по рисунку Дж. Кваренги).

 

Кабинет "Фонарик"   (А. Воронихин -1807)

Кабинет получил свое название от полукруглого застекленного эркера, отделенного от кабинета аркой, поддерживаемой кариатидами, созданными скульпт. В. Демут-Малиновским. Потолок кабинета с высокой падугой украшен орнаментальной живописью в технике гризайль худ. Д. Скотти (воссоздан А. Трескиным). Роспись под потолком состоит из лир и венков с летящими лентами. В полукруглых тимпанах и в плоскостях между ними расположены композиции зеленоватого оттенка с аллегорическими фигурами, символизирующими виды искусств.

Пострадавший во время Великой Отечественной войны Кабинет "Фонарик" открыли в 1960 г. после реставрации. Кариатиды воссозданы скульпт. Н. Мальцевым и Т. Шабакиной в 1959 г.

Среди мебели выделяется письменный стол мебельного мастера XVIII в. Д. Рентгена. Другая мебель изготовлена по рисункам А. Воронихина. Французская бронза - канделябры, античные светильники с фигурами девушек - украшает камин. 40 картин XVII-XVIII вв., в большинстве итальянских мастеров, украшают кабинет.

Кабинет Фонарик выходит в Собственный садик.

 

Библиотека Росси   (К.Росси - 1822-1824)

Зал библиотеки перекрыт сводом и освещается пятью широкими арочными окнами. Плафон серовато-охристов тонов расписан П. Гонзаго, Б. Медичи и мастером Бернаскони на аллегорические сюжеты в технике гризайль. Мебель, выполненая В. Бобковым, спроектирована как архитектурные элементы интерьера, ее форма следует криволинейным очертаниям помещения. Витрины и столы также изогнуты по плану помещения. Ритмично повторяемые секционные книжные шкафы двух размеров вдоль стен отвечают оконным проемам. Мебель облицована карельской березой и отделана резьбой под темную бронзу. Помещение отделано зеленой обивкой.

Это была не только библиотека, но и архив, и домашний музей. В библиотеке хранилось свыше 20 тыс. томов по различным разделам науки и искусства. В остекленных шкафах и столах-ветринах были выставлены коллекции гравюр, рисунков и чертежей. Существовала в библиотеке и маленькая хитрость: впервые попавший сюда человек не сумел бы найти выход, замаскированный под книжный шкаф. Только хозяева знали, где находятся дверцы с приклееными к ним корешками книг. Убранство зала дополняли вазы из ценных пород камня, исполненные на Петергофской гранильной фабрике.

Во время ВОв архив, часть книг, редкости (собрание монет, минералов, раковин) были спасены, но от мебели остались лишь эскизы и фотографии - помещение полностью сгорело.

В 1960-е гг. начали воссоздавать чертежи мебели, в 1980-е появились первые шкафы, стулья, банкетки-лесенки.

 

Кабинет Росси
В библиотечный зал попадали через небольшой проходной кабинет - теперь кабинет Росси. Здесь экспонируется мебель, выполненная по рисункам Росси.

(К.Росси. С. 157-165, Mary)

([244]. С. 147-149., Mary)

([245]. С. 379-385., Mary)

([144]. С. 21-57., Mary)

[140]. С. 510-539,   [154]. С. 227-264. Mary)

([250]. В. Н. Талепоровский . Чарльз Камерон. Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры. 1939. С. 68-.73, Mary)

(журн. Дворцы и усадьбы. N 11. Павловск)

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото [**]. 1904 г.

  • фото

    Парадный
    вестибюль.
    Фото 1944 г. [2*]

  • фото

    Парадный
    вестибюль.

  • фото

    Картинная галерея.
    Фото 1944 г. [2*]

  • фото

    Картинная галерея.

  • фото

    Кавалерский зал.
    Фото 1944 г. [2*]

  • фото

    Кавалерский зал.

  • фото

    Греческий зал.
    Фото 1944 г. [2*]

  • фото

    Греческий зал.

  • фото

    Тронный зал.
    Фото 1944 г. [2*]

  • фото

    Тронный зал.

  • фото

    Спальня.
    Фото 1944 г. [2*]

  • фото

    Спальня.

  • фото

    Кабинет "Фонарик".
    Фото 1944 г. [2*]

  • фото

    Кабинет
    "Фонарик".

 [**] - Павловск. Изд. вел. кн. Константна Константиновича. 1904.

 

В годы ВОв Дворец при отступлении был подожжен. После освободения Павловска в 1944 г. Большой дворец был первым, который предстояло отреставрировать. По его примеру восстанавливали все разрушенные дворцы Ленинграда. Под руководством директора Павловского дворца-музея А.И. Зеленовой были разработаны методики научных работ, на основе которых в дальнейшем проводилась реставрация. Реставрационный совет возглавил В.Н. Талепоровский. Восстановительными работами руководил арх. Ф.Ф. Олейник, позднее арх. С.В. Попова-Гунич. В Павловске в 1945 г. появились первые специализированные реставрационные мастерские. Метод консервации уцелевших фрагментов арх. декора прежде всего применили в Павловске. В 1955 г. закончилось восстановление фасадов. Началась реставрация интерьеров. Парадную анфиладу и- 7 залов, включая Тронный и Кавалерский, открыли в 1957 г., в следующем еще 4 зала с Картинной галереей, в 1960 г. - еще 11, среди них - Пилястровый кабинет, Фонарик, в 1963 - Парадный и Египетский вестибюли, в 1965 - Итальянский зал. В 1972 коллектив реставраторов был удостоен Государственной премии. Павловский дворец-музей в 1977 г. получил орден "Знак почета". В 1983 г. дворцово-парковый ансамбль получил статус Государственного музея-заповедника.

 

[1*] - Набор открыток. Павловский дворец. Фото В. Куприятова. Л. Изокомбинат "Художник РСФСР". 1975 г.

[2*] - Набор открыток. Pavlovsk. Risen from  the Ashes. Изд. Аврора. Л., 1988 г.

 

 

Памятник архитектуры федеральный.   Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.

  • фото

    1-й этаж
    Танцевальный зал

  • фото
  • фото

    1-й этаж
    Старая гостиная

  • фото

  • фото

  • фото

    1-й этаж.
    Бильярдная

  • фото

    1-й этаж. Столовая

  • фото

  • фото

  • фото

    1-й этаж.
    Угловая гостиная

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    1-й этаж.
    Новый кабинет

  • фото

    1-й этаж.
    Общий кабинет
    Фото - Т.В. Юркова, 2019
    (добавил IVa )

1 комментарий
12281 просмотр
Добавил: Mary, 17 Декабря 2014, 16:10
Редактировано: 4 Ноября 2023, 19:47
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house25770.html' target='_blank'>Павловский парк . Павловский (Большой) дворец (интерьеры) на Citywalls.ru</a>
Всего 1 комментарий
  • 18 Марта 2021, 10:18

    Жилые комнаты Марии Фёдоровны. Угловая гостиная.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 100 из 100
Павловский парк . Павловский (Большой) дворец (интерьеры)
1-й этаж.
Общий кабинет
Фото - Т.В. Юркова, 2019
(добавил IVa )
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31727
Готовится: 69
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 12584