Публикация
Александро-Невская церковь
|
Архитекторы: | Гребёнка Н. П. Никонов Н. Н. |
Год постройки: | 1865-1871, 1889-1891 |
Стиль: | Неорусский |
Александро-Невская церковь Русский стиль
Подворье Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря
1865-1871 - арх. Гребёнка (Гребенка) Николай Павлович
1889-1891 - арх. (АХ) Никонов Николай Никитич - перестроено
см.
Церковь подворья Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря (памятник архитектуры). Двухэтажная подворная церковь выполнена в русском стиле.
Первая церковь на небольшом угловом участке была выстроена в 1865-1871 гг. по проекту арх. Н. П. Гребёнки.
В 1889-1891 гг. арх. Н. Н. Никонов перестроил церковь.
После 1945 г. здание переделано под лечебное учреждение.
Подворье Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря возрождено -
см.
1940-1950-е гг.
(добавил miraru1)
Фото - Андрей Агафонов, 1995.
сохранившийся потолок
притвора, вход с угла здания
Фото - матишо, 04.2022.
Сохранившийся портал
входа с Боровой улицы.
Фото -
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь находится в Лодейнопольском районе Лен. обл. Монастырь основан святым преподобным Александром Свирским в конце ХV в. Монастырь расположен на высоком берегу Рощинского озера. Большая часть строений хорошо сохранилась.
Самое древнее строение монастыря - каменная Троицкая церковь, построенная самим прп. Александром в 1533 г.
Монастырь ожил в 1997 г. В 1998 г., возвращены мощи основателя обители - прп. Александра Свирского.
С основнием Свирского монастыря связано явление Живоначальной Троицы преподробному Александру, жившему к 1508 г. в заповедном месте уже 23 года - в сиянии света взошли Три Мужа и повелели построить церковь Единосущной Троицы и основать обитель. Деревянная церковь была построена в тот же год, в 1526 ее заменили каменной. Знаменательное событие сопровождало и строительство Покровского храма: над возведенным основанием храма увидел преподобный сидящую на алтарном месте Богородицу с младенцем Христом на руках и множество ангельских чинов.
С момента основания Троицкий монастырь пользовался великокняжеским покровительством: традиция царских вкладов в Свирский монастырь сложилась со времен Василия III, монастырские земли освобождались от налогов, жаловались вотчины. На средства Федора Иоановича рядом с Преображенским собором был возведен придел во имя прп. Александра Свирского над местом, где стояла каменная гробница преподобного. Прп. Александр почитался как целитель еще при жизни. После его кончины, последовавшей 30 августа 1533 г., культ чудотворца получил быстрое распространение. Церковный Собор канонизировал святого в 1547 г.
К концу XVI в. Свирский монастырь был одним из богатейших в Олонецком крае, но в смутное время был опустошен поляками и литовцами, которые убили игумена Паисия и пятьдесят девять иноков, разрушили Покровскую и Троицкую церкви, сожгли все деревянные постройки. Монахи успели спрятать казну и колокола, а часть утвари отправить в Кирило-Белозерский монастырь.
По окончании смуты, к концу 1680-х гг., при игумене Феодорите монастырь был восстановлен.
С 1641 по 1644 гг. был поставлен новый каменный Преображенский собор с приделами св. Николая и прп. Александра Свирского. В декабре 1644 г. в соборе были торжественно установлены мощи преподобного, обретенные в апреле 1641 г. при перестройке Преображенского собора.
В 1661 г. на средства московского дьяка Богдана Силина начали возведение каменной церкви пророка Захарии с колокольней и папертью.
Около 1709 г. Троицкий собор был расписан артелью костромских мастеров под руководством иконописца Леонтия Маркова, за образец была выбрана Знаменская церковь в Новгороде. В создании икон для иконостаса, которые датируются 1698-1699 гг., участвовали тихвинские иконописцы - монах Аарон и его сын Георгий с помощниками.
К середине XVIII в. монастырь оскудевает - много средств уходит на строительство города Олонца, участие в благоустройстве Новгорода, снабжение армии в Северной войне, а позже и строительство Петербурга. В 1763-1765 гг. большая часть монастырских земель была отписана в собственность государства, приписанные к монастырю пустыни превращены в приходские церкви, а сам монастырь разделен на Троицкую и Преображенскую части.
После революции монастырь был закрыт В 1918 г. рака с мощами прп. Александра Свирского была вскрыта чекистами. Долгое время она считалась утраченной и только в 1998 г. мощи обнаружили в анатомическом музее Военно-медицинской академии и были возвращены в Александро-Свирский Свято-Троицкий монастырь.
(добавил -
"а в Покровской еще расположен психдиспансер."
Может, психинтернат? В 2004 ещё был психинтернат. А диспансеры на отшибе не устраивают.
Первое подворье возникло в столице еще в 1715 г. по воле Петра I, который бывал в монастыре. Вскоре его пришлось закрыть, и возродилось оно уже в другом месте и гораздо позже, после того как близ Мясного рынка купец П. А. Сидоров подарил угловой участок земли, на котором настоятель архим. Павел 10.V.1865 заложил двухэтажное здание с высокой деревянной главкой. Возводилось оно по проекту Н.А. Гребенки на средства купца П.И. Лихачева. К работам приступили в следующем году, а 11.IV.1871 на втором этаже был освящен храм в память спасения Александра II от выстрела Каракозова. Поначалу он был приписан к Владимирской церкви. Внизу находилась часовня в память преподобного.
Церковь благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Александро-Свирского Свято-Троицкого мужского монастыря Олонецкой епархии
Так выглядело здание по ул.Боровой д.1 в 40-50-х годах до реконструкции.
Ответ на "Так выглядело здание по ул.Боровой д.1 в 40-50-х г" от miraru1
Ссылка ложная.
У меня замечания по публикациям.
1. Почему сделаны отдельно две публикации - данная по подворью Александро-Свирского монастыря и по противотуберкулезному диспансеру? На самом деле это одно и то же здание. Оно варварски перестроено в 1960-х гг., но сохранились и старые стены, и частично портал входа с Боровой улицы (у меня здесь, на даче нет фотографий, но когда приеду домой, найду их), а судя по фотографиям в публикации по диспансеру - и некоторые интерьеры.
Правильнее всего было бы объединить две публикации. Но так как это привело бы к потере части комментариев, предлагаю вместо этого данную публикацию сделать началом, а публикацию по диспансеру - продолжением, с взаимными ссылками.
2. В тексте публикации написано:
"Сейчас Троицкая часть уже возрождена, а в Покровской еще расположен психдиспансер."
Во-первых, не Покровская часть, а Преображенская (очевидно, произошла описка - ср. то, что написано в самом же тексте публикации до этого).
А во-вторых, это уже давно отстало от жизни. Я впервые побывал в Александро-Свирском монастыре в 2011 г., и тогда уже были возвращены церкви и действовали обе части монастыря - и Троицкая, и Преображенская. Нужно привести текст в соответствие с нынешним положением.
3. Уместны ли здесь фотографии Александро-Свирского монастыря? (Тем более фотографии случайно выбранных фрагментов.) Если все же считаете, что уместны, то надо бы хотя бы указать в подписях к последним трем фотографиям: "Александро-Свирский монастырь".
Сохранившийся портал входа с Боровой улицы (ср. эту фотографию):
Хорошо, что Вы убрали пометку "Утраченное здание". Но этого мало. Добавьте, пожалуйста, ссылку на вторую публикацию по тому же зданию, а в той публикации - ссылку на данную публикацию. И сделайте данную публикацию началом, а вторую - продолжением.
Кроме того, обратите внимание на замечания в моем предыдущем комментарии, касающиеся упоминания и фотографий Александро-Свирского монастыря.
"Сейчас Троицкая часть уже возрождена, а в Покровской еще расположен психдиспансер."
Во-первых, не Покровская часть, а Преображенская, а во-вторых, Преображенская часть тоже возрождена - не менее 11 лет назад (скорее всего, еще раньше, просто я сам был в Александро-Свирском монастыре в первый раз 11 лет назад и видел уже действующими обе части - и Троицкую, и Преображенскую).
Мне кажется, что лучше всего было бы удалить эту фразу, как давно отставшую от жизни.
Я видел эти мощи. Их охотно показывают. Тело довольно высокого человека- для тех времен (около 170 см), открыты кисти рук и ступни, остальное прикрыто тканью . Они выглядят полнотелыми, не высохшими, цвет почти естественный, телесный. Меж пальцев рук видно нечто прозрачное стекловидное-монах сказал-мироточение.