Публикация
Большой каскад . Фонтанная группа "Самсон, раздирающий пасть льва" (Фонтан "Самсон")Петергоф
Нижний парк, 5
Фото временное Большой каскад . Фонтанная группа "Самсон, раздирающий пасть льва" (Фонтан "Самсон") Петергоф. Нижний парк, 5 1735 - ск. Растрелли Б.-К., арх. Земцов М. Г., фонт. мастер Суалем П. Ж. - свинцовая скульптура
1947 - ск. Симонов В. Л., Михайлов Н. В. - воссоздание скульптуры 2010-2011 - реставрация
см. Фонтан "Самсон" (
см.
В центре ковша у подножия Могучий исполин шагнул навстречу хищнику, присевшему на задние лапы, и разрывает его оскаленную пасть. В бессильной ярости лев вонзил когти в бедро Самсона. Но богатырь железной хваткой держит зверя, из глотки которого бьет водяной смерч. Восемь дельфинов резвятся у ног торжествующего Самсона, а львы, олицетворяющие стороны света, выглядывают из ниш в скале.
Постамент монументальной группы - трехметровая гранитная скала - высится посреди ковша
В художественном облике каскада ключевая роль отводилась скульптурному убранству, решавшему главную задачу грандиозного сооружения - в аллегорической форме прославить мощь Российского государства и победу русского оружия в Северной войне. Скульптурная группа "Самсон..". - аллегория победы русской армии над шведскими войсками под Полтавой в 1709 г. Возникновение этой аллегорри имеет историческую основу. 22 июля 1709 г. проповедник и просветитель Феофан Прокопович в присутствии Петра произнес в Киевском кафедральном соборе "Слово похвальное" о прославленной победе. В этой речи он сравнил Петра с Самсоном. Такое отождествление было подсказано тем, что Полтавская битва произошла 27 июня - в день св. Самсона Стратоприимца. В том же 1709 г. граверы И. Ф. Зубов и М. Д. Карновский на одной из гравюр, посвященных Полтавской битве, изобразили поединок Самсона со львом с надписью: "Самсону Российскому, рыкающего льва свейского преславно разтерзавшему". С той поры образ Самсона стал один из символов русской державы, армии и Петра I. Швеция и ее корль Карл XII обычно изображались в виде льва, который был частью шведского герба. Фонтан-монумент установле в 1735 г. в ознаменование 25-летия исторического события.
1* - Фото Т-ва Образование. Историческая панорама Санк-Петербурга и его окрестностей. Часть 8. Петергоф. Ораниебаум. Москва. 1913. 6* - Петергоф. его парки, его дворцы, его фонтаны. в прошлом и настоящем К. М. Муханова. СПб. М. ?1894. 12* - Петергоф. с фотографиями Е. П. Вишнякова. 1894.
Установить в центре ковша скульптурное изображение античного героя Геркулеса (Геракла, побеждающего Лернейскую гидру) задумывал ещё Пётр I, но этот план не был осуществлен. При Петре ковш был свободен, яхты и легкие суда проходили по каналу и подвозили гостей к самому дворцу.
К идее установки памятного фонтана вернулись в царствование императрицы Анны Иоанновны, когда в 1734 г. шла подготовка к празднованию 25-летия Полтавской победы. Победа русских войск над шведами в Полтавской битве в июне 1709 г. стала переломным моментом в Северной войне, и этот триумф императрица решила запечатлеть на века.
Совместно со скульптором Б.-К. Растрелли в 1735 г. арх. М. Земцов создал монументальный фонтан-символ "Самсон, раздирающий пасть льва". Аллегория, заключённая в скульптурной группе, была понятна современникам. Создавая группу Самсон, ск. Б.-К. Растрелли видел русские гравюры, трактующие этот сюжет, знал о существовании во Франции и Италии фонтанов с композицией Битва Геркулеса с гидрой и львом. Скульптор создал свою композицию, сочетая традиции русского и западно-европейского искусства. Над моделью группы вместе с Растрелли работали скульпторы А. Селиванов и А. Хрептиков. Постамент из поросших мхом камней, вероятно, проектировал М. Земцов, а гидротехническое устройство и прокладку магистрального водомета выполнил фонтанный мастер П. Суалем. Фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва" установили в ковше перед Большим каскадом Петергофа в 1735 г. Первоначально группа фонтана была отлита из свинца. Струя воды, выбрасываемая из львиной пасти, поднималась на высоту 70 футов. Имп. Елизавете Петровне приказала понизить его, т.к. брызги, рассыпаемые фонтаном при морском ветре, покрывали весь дворец.
В 1799 г. комиссия профессоров Академии художеств признала необходимым все обветшавшие свинцовые статуи заменить бронзовыми (золочеными). Обновление скульптурного убранства поручили лучшим отечественным скульпторам. Создание новых статуй и ваз и выполнение копий античных произведений закончилось в 1806 г. Группу "Самсон, раздирающий пасть льва" заменили новой, бронзовой, исполненной по модели мастера классицизма скульптора М. И. Козловского, сохранившего первоначальный замысел и композицию, но внесшего изменения в детали и трактовку форм. Одновременно, вероятно, по проекту арх. А. Воронихина был сооружен новый постамент фонтана, в котором устроены полуциркульные ниши с бронзовыми золочеными головками львов, отлитыми по модели ск. М. Дудина. Все статуи изготовил литейщик В. Екимов. Фонтан и его скульптурную группу уже совремнники признали шедевром мирового искусства. В 1801 г. группа установлена в центре водного ковша Большого каскада.
Бытует легенда, что "Самсон" был построен не в 1735 г., а на 10 лет раньше - в 1725, при жизни Екатерины I, которая, вступив на трон, решила увековечить победу России в Полтавской битве аллегорией Самсона, убивающего льва. Другие легенды повествуют о том, что фонтан был возведен еще при Петре Великом, который посвятил "Самсона" большой победе российского флота при Гангуте.
В первые дни Великой Отечественной войны сотрудникам петергофских музеев удалось укрыть в тайниках и вывезти в Ленинград часть скульптур. Оставшиеся статуи Самсона, тритонов, Волхва, Невы, свинцовые барельефы и декоративные детали петровского времени были похищены гитлеровцами. По всей вероятности, она была распилена и переплавлена.
Ленинградские скульпторы В. Л. Симомнов и Н. В. Михайлов, изучив работы Козловского, на основе архивных данных и фотографий воссоздали Самсона. Отлили в бронзе на ленинградском заводе "Монументскульптура". Возрожденную статую провезли на открытом грузовике по Невскому пр. А 14 сентября 1947 г. Большой каскад с Самсоном в центре был торжественно открыт. (20*) В 1956 г. по сохранившемуся образцу были воссозданы 8 бронзовых дельфинов-фонтанов.
([19*]. С. 90-93, [4*], [19*], [20*], Mary)
28 декабря 2010 г. статуя была демонтирована и отправлена на реставрацию, а 17 апреля 2011 года вновь вернулась на своё место.
1* - Историческая панорама Санк-Петербурга и его окрестностей. Часть 8. Петергоф. Ораниебаум. Москва. 1913. 2* - Архипов Н., Раскин А. Прогулка по Петродворцу. Ленинград. Изд-во Искусство. 1966. 3* - Альбом фотографий «Разрушения, причиненные немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками историко-художественным памятникам Ленинграда. 1941-1944. Город Петродворец. Дворцы и парки». 4* - Гуревич И. М.. Фонтаны Петродворца. М. Сов. художник. 1979. 5* - Путеводитель по окрестностям Ленигнрада. Петергоф и Ораниенбаум. Изд. Леоблисполкома и Ленгорсовета. 1933. 6* - Петергоф. его парки, его дворцы, его фонтаны. в прошлом и настоящем К. М. Муханова. СПб. М. 1894. 7* - Материалы о городах Придворного ведомтва. Город Петергоф. Типография. Литография. Поставщика Е.И.В. Р. Голике. 1882. 8* - Окрестности Ленинграда. Сапожникова Т. Петергоф. Ораниенбаум. Стрельна. М. Л-д.1927. 9* - Забытые достопримечательности южного берега Финского залива. Сысоев А. М. СП. Ценрполиграф. Русская тройка-СПб. 2011. 10* - Анциферов Н. П. Пригороды Ленинграда. М. Гослитмузей. 1946. 11* - Пыляев. Окрестности Петербурга. 12* - Петергоф. с фотографиями Е. П. Вишнякова. 1894. 13* - Зарин А. Е. Любимые местопребывания русских государей. Типгор. тов. Сытина. М. 1913. 14* - Вергунов А. П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М. Наукаю 1988. 15* - Бартенева М. И. Николай Бенуа. Стройиздат. СПб. 1994. 16* - Лисовский В. Г. Андрей Воронихин. Лениздат. 1971. (Зодчие нашего города) 17* - Петродворец. Проспект. Лениздат. 1990. 18* - Николай Леонтьевич Бенуа (Великие архитекторы. Том 61). 2017. 19* - А. Г. Раскин. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Лениздат.1988. 20* - А. Г. Мосякин. Дворцы, восставшие из пепла. Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург. Паритет. 2014. 197 - Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. СПб. "Паритет". 2003.
5 комментариев
4016 просмотров Добавил: Mary, 28 Января 2019, 00:35
Редактировано: 3 Февраля 2024, 17:51
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house30108.html' target='_blank'>Большой каскад . Фонтанная группа "Самсон, раздирающий пасть льва" (Фонтан "Самсон") на Citywalls.ru</a>
Всего 5 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32148
Готовится: 72
Улицы: 2700
Архитекторы: 4138
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14228
Всего сегодня: 10268
|
добавила ссылку (я помнила об этом), что там продолжение (с фотографиями)
мы уже много раз обсуждали тему - "о публикациях"
набор фотографий без подписей и скопированный текст с другого сайта -
можно рассматривать, как начальный этап создания публикации -
а дальше
..."Быстрее, Выше, Сильнее!" -
ищем материалы, формирует тексты (проверяя опубликованную информацию), создаем осмысленные блоки фотографий ...)