Публикация
Нижний парк . Большой каскадПетергоф
Нижний парк, 4
Фото - Большой каскад Петергоф. Нижний парк, 4 1715-1723 - арх-ры Леблон Ж.-Б.., Браунштейн И., Микетти Н., Земцов М. Г.
см.
Центром композиции Нижнего парка Петергофского дворцово-паркового ансамбля является Большой каскад, составляющий единое целое с Большим дворцом. Большой каскад Петергофа входит в число самых крупных фонтанных сооружений мира.
1* - Фото Т-ва Образование. Историческая панорама Санк-Петербурга и его окрестностей. Часть 8. Петергоф. Ораниебаум. Москва. 1913. 6* - Петергоф. его парки, его дворцы, его фонтаны. в прошлом и настоящем К. М. Муханова. СПб. М. ?1894. 12* - Петергоф. с фотографиями Е. П. Вишнякова. 1894.
Скульптуры Большого каскада
Начало истории строительства Большого каскада связано с именем Петра I. Именно ему принадлежала идея завершить перспективу морского въезда в резиденцию дворцом с грандиозным фонтанным сооружением у его подножия. Строительство Большого каскада началось в 1715 г. одновременно с возведением на высоком холме Большого (Нагорного) дворца. В первоначальном варианте Большой грот задумывался с двумя боковыми каскадами с ниспадающими потоками воды, но возглавивший строительство в 1716 г. французский мастер садово-парковой архитектуры Жан Батист Александр Леблон усовершенствовал проект, устроив вместо обычного ниспадающего течения воды фонтаны, укрепив конструкцию грота сводами и дополнив убранство каскада новыми художественно-декоративными деталями.
Ж.-Б. А. Леблон не успел завершить работы, он скончался в 1719 г. Продолжил строительство немецкий арх. Иоганн Фридрих Браунштейн, ни на шаг не отступавший от проекта Ж.-Б. Леблона. Но вскоре немца сменил итальянский мастер Николо Микетти, представивший Петру I обновлённый проект Большого каскада, главной особенностью которого было увеличение числа скульптур в оформлении сооружения и изменение высоты водопадных уступов для установки на них барельефов и вододействующих маскаронов (скульптурных украшений в виде головы человека или животного) и устройство на каждом из уступов по два водомёта. Император, рассмотревший и одобривший проект в 1721 году, дополнил его своими рекомендациями - устроить над Большим (Нижним) гротом балюстраду и Малый (Верхний) грот, а также украсить площадку перед Большим гротом фонтаном.
Для реализации обновлённого проекта сделали новое разветвление труб водовода, переложили стены боковых каскадов, их уступы покрыли лещадными плитами, а устроенную над Большим гротом балюстраду декорировали белым известняком. Над устроенным Малым гротом также появилась балюстрада, украшенная установленными на ней большими вазами.
Строительство Большого каскада и Гротов велось 8 лет. Торжественный пуск воды на Большом каскаде состоялся в августе 1723 г. Перед изумлёнными придворными открылся великолепный широкий 42-метровый фонтанный комплекс. Целью архитектурного и скульптурного оформления Большого каскада являлась демонстрация морской мощи России. Языком аллегории прославлялась победа России в борьбе за выход к Балтийскому морю. При Петре Большой каскад служил парадным въездом в резиденцию; шлюпы и яхты подходили к дворцу прямо по каналу.
Богатые запасы воды, множество родников и бегущих из них речек в районе между Ропшей и Гостилицами, естественный наклон к морю на протяжении 20 км и высокий береговой уступ, позволили устроить фонтаны без водонапорных сооружений
Большой каскад имеет три водопадные лестницы, два грота, 75 фонтанов и украшен 255 бронзовыми скульптурами и 29 барельефами на сюжеты античной мифологии. В декоре Большого каскада использовано множество скульптурных форм - статуи, барельефы, кронштейны, маскароны, бюсты, вазы (
В 1724 г. практически завершилось формирование первоначального комплекса декоративной скульптуры Большого каскада. Его создание явилось результатом совместной работы архитекторов и скульпторов. Рисунки статуй, ваз и барельефов для скульптуры принадлежали Ж.-Б. Леблону, Н. Микетти и М. Земцову. Начиная с 1725 г. каскад поддерживался ремонтами. Отдельные части переделывались, но общий облик сохранялся. Свинцовая золоченая скульптура ветшала и ее постепенно снимали.
В начале XIX в. балюстраду каскада из пудостского камня заменили мраморной, вырубили из гранита постаменты для статуй и ваз, сделали из того же материала лестницы по сторонам Большого грота. В 1799 г. комиссия профессоров Академии художеств признала необходимым все свинцовые статуи заменить бронзовыми. Обновление скульптурного убранства поручили лучшим отечественным скульпторам. Создание новых статуй и ваз и выполнение копий античных произведений закончилось в 1806 г. Из 32 новых бронзовых статуй 15 были оригинальными работами русских скульпторов. И. Прокофьев исполнил группу тритонов, статуи Волхвов и Акида, Ф. Щедрин - Персея, Невы и две группы сирен, И. Мартос - статую Актеона, Ф. Шубин - Пандоры, Д. Рашетт - Галатеи, Юпитера, Юноны и 2 группы наяд с тритоном. Скульптура "Самсон, ..." создал ск. М. Козловский. Все статуи изотовил литейщик В. Екимов. Копии с античных оригиналов по восковым моделям Ф. Гордеева отлил Э. Гастклу. Над обновлением декора каскада работал арх. А. Воронихин. Он выполнил рисунки фонтанных ваз, руководил перекладкой среднего каскада, который закончил широким скатом с золочеными листьями. Постаменты статуй из пудостского камня и деревянные лестницы заменили гранитными, балюстрады - мраморными. Фонтанный мастер Ф. Стрельников заменил старые свинцовые водометы и усовршенствовал их конструкцию.
Большой каскад бережно сохранялся в неизменном виде до 1941 г.
Архитетктура Большого каскада врезана в толщу естетственоого берегового уступа. Его фасад вытянулся на 42 м. Ядро каскада - Большой грот, прорезанный пятью узкими арками. На замке каждой - золоченый маскарон. Завершением грота служит сложный карниз и балюстрада. Справа и слева от грота расположены две водопадные лестницы длиной 20 м с семью ступенями шириной 8 м. Ступени флонкированы статуями и вазами на гранитных пьедесталах. Площадка перед гротом переходит в центральный трехступенчатый каскад. Его стенки декорированы барельефами и кронштейнами (как и на боковых каскадах).
Идейный и композиционный центр всего ансамбля - фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». Символическое изображение двух рек – Волхова (в виде мудрого старца) и Невы (в виде девушки со змеёй в руке), олицетворяющее соединение водных артерий при строительстве Ладожского канала, представлено в скульптурах, установленных на полукруглых туфовых постаментах у основания водоспадных уступов. Вода, бьющая из-под постаментов, стекает в ковш, туда же устремляются потоки воды из расположенного на нижней площадке фонтана «Корзинка», пастей змей, удерживаемых крепкими руками скульптур гладиаторов (по обе стороны от «Корзинки»), малых боковых фонтанов каскадных лестниц и струящейся из герм с масками бога торговли Гермеса воды. Символизирующие открытие водных торговых путей из России в западную Европу и процветание торговли гермы с масками расположены на подпорной стенке каскада между скульптурами Волхова и Невы. Боковые уступы лестниц украшены скульптурами богов, богинь и героев (с левой стороны восточной лестницы – Юпитера, Персея, Цереры, Фавна Флорентийского, Амазонки, с правой стороны восточной лестницы – Венеры, Пандоры, Флоры, с правой стороны западной лестницы – Юноны, Галатеи, Меркурия, Актеона, Германика, Антины), а вертикальные плоскости – барельефами, аллегорически изображающими освобождение русских земель от шведского господства, кронштейнами, растительным орнаментом.
2* - Архипов Н., Раскин А. Прогулка по Петродворцу. Ленинград. Изд-во Искусство. 1966. 4* - Гуревич И. М.. Фонтаны Петродворца. М. Сов. художник. 1979. 5* - Путеводитель по окрестностям Ленигнрада. Петергоф и Ораниенбаум. Изд. Леоблисполкома и Ленгорсовета. 1933. 6* - Петергоф. его парки, его дворцы, его фонтаны. в прошлом и настоящем К. М. Муханова. СПб. М. 1894.
В первые дни Великой Отечественной войны сотрудникам петергофских музеев удалось укрыть в тайниках и вывезти в Ленинград часть скульптур. Оставшиеся статуи "Самсон", "Тритоны", "Волхов", "Нева", свинцовые барельефы и декоративные детали петровского времени были похищены гитлеровцами. После освобождения Петергоф на месте величественного каскада остались черные, исковерканные стены. После разминирования с помощью тысяч ленинградцев парк расчистили от завалов и уже в 1945 г. открыли для посещения. (20* 19*. С.73-90., Mary)
В настоящее время в воссозданный фонтанный ансамбль входят 75 больших и малых фонтанов, а его декоративное убранство состоит из 225 бронзовых, мраморных и свинцовых скульптур – 16 ваз, 37 бронзовых золочёных статуй, 29 барельефов, а также маскаронов, кронштейнов, бюстов, столбов с изображениями божеств (герм), львов, дельфинов, лягушек.
4* - Гуревич И. М.. Фонтаны Петродворца. М. Сов. художник. 1979. 6* - Петергоф. его парки, его дворцы, его фонтаны. в прошлом и настоящем К. М. Муханова. СПб. М. 1894. 19* - А. Г. Раскин. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Лениздат. 1988. 20* - А. Г. Мосякин. Дворцы, восставшие из пепла. Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург. Паритет. 2014.
1* - Историческая панорама Санк-Петербурга и его окрестностей. Часть 8. Петергоф. Ораниебаум. Москва. 1913. 2* - Архипов Н., Раскин А. Прогулка по Петродворцу. Ленинград. Изд-во Искусство. 1966. 3* - Альбом фотографий «Разрушения, причиненные немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками историко-художественным памятникам Ленинграда. 1941-1944. Город Петродворец. Дворцы и парки». 4* - Гуревич И. М.. Фонтаны Петродворца. М. Сов. художник. 1979. 5* - Путеводитель по окрестностям Ленигнрада. Петергоф и Ораниенбаум. Изд. Леоблисполкома и Ленгорсовета. 1933. 6* - Петергоф. его парки, его дворцы, его фонтаны. в прошлом и настоящем К. М. Муханова. СПб. М. 1894. 7* - Материалы о городах Придворного ведомтва. Город Петергоф. Типография. Литография. Поставщика Е.И.В. Р. Голике. 1882. 8* - Окрестности Ленинграда. Сапожникова Т. Петергоф. Ораниенбаум. Стрельна. М. Л-д.1927. 9* - Забытые достопримечательности южного берега Финского залива. Сысоев А. М. СП. Ценрполиграф. Русская тройка-СПб. 2011. 10* - Анциферов Н. П. Пригороды Ленинграда. М. Гослитмузей. 1946. 11* - Пыляев. Окрестности Петербурга. 12* - Петергоф. с фотографиями Е. П. Вишнякова. 1894. 13* - Зарин А. Е. Любимые местопребывания русских государей. Типгор. тов. Сытина. М. 1913. 14* - Вергунов А. П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М. Наукаю 1988. 15* - Бартенева М. И. Николай Бенуа. Стройиздат. СПб. 1994. 16* - Лисовский В. Г. Андрей Воронихин. Лениздат. 1971. (Зодчие нашего города) 17* - Петродворец. Проспект. Лениздат. 1990. 18* - Николай Леонтьевич Бенуа (Великие архитекторы. Том 61). 2017. 19* - А. Г. Раскин. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Лениздат.1988.
20* - А. Г. Мосякин. Дворцы, восставшие из пепла. Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург. Паритет. 2014. 21* - Дворцы и усадьбы. N 1. Петергоф. 197 - Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. СПб. "Паритет". 2003.
5 комментариев
7303 просмотра Добавил: Mary, 28 Января 2019, 00:35
Редактировано: 17 Декабря 2020, 22:36
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house30103.html' target='_blank'>Нижний парк . Большой каскад на Citywalls.ru</a>
Всего 5 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14285
Всего сегодня: 11
|
«Вечерний Ленинград» №259(2729) от 01.11.1954 г. (С.2):
Убранство „Большого каскада"
«Большой каскад» — центральное фонтанное сооружение Нижнего парка Петродворца. в 1947—50 годах его восстановили в том виде, каким он был до войны. Однако в декоративном убранстве каскада недоставало многих деталей, украшавших его в первой половине XVIII века и изображенных на старинных гравюрах.
Реставраторы решили восполнить этот пробел. Скульптор А. Ф. Гуржий закончил изготовление моделей двух ваз-раковин и кронштейнов, которые будут установлены под сливными ступенями каскада. Изготовляется также модель, по которой должны быть отлиты из бронзы восемь дельфинов, предназначенных для украшения фонтана «Самсон, раздирающий пасть льда».
Отливка новых деталей декоративной отделки поручена заводу «Монументскульптура». С установлением их на место художественный облик «Большого каскада» значительно приблизится к его первоначальному виду.