Публикация

Азовско-Донской коммерческий банк -
Городская междугородная телефонная станция

Здание на карте
фото
Архитекторы: Лидваль Ф. И.
Год постройки: 1907-1909, 1912-1913
Стиль: Неоклассицизм

Азовско-Донской коммерческий банк            модерн с чертами неоклассицизма

   Большая Морская ул., 3-5

1907-1909  - левая часть

1912-1913  - арх Лидваль Федор Иванович - правая часть

 

Городская междугородная телефонная станция

 

 

Сейчас в здании находится Городская междугородная телефонная станция.

 

Для постройки нового здания банка в 1907 г. правление Азовско-Донского банка приобрело дом 5 по Большой Морской улице. Здание построено по проекту арх. Ф. И. Лидваля. После постройки здания банк приобрел соседний участок (дом 3). Лидваль соединил оба здания, создав законченную композицию.

  • фото

    Старая открытка.
    (до перестройки)

  • фото

    План здания.

  • фото
  • фото
  • фото

    Внешний вид здания Азовско-Донского
    коммерческого банка.

  • фото

    Автомобиль
    у здания банка.

  • фото

    Из альбома «Историческая
    панорама СПб и его
    окрестностей». 1915

  • фото
  • фото

    Добавил - Askja .

  • фото

  • фото

    Из книги: Ф.Лидваль.
    [Альбом снимков его работ.
    С вступ. статьей А. Оль].
    СПб.,1914.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    (добавил MANOLA)

  • фото

    1928 г.
    Здание Телеграфа на
    ул. Герцена дом №3/5.
    Фото - Ротберг
    ЦГАКФФД СПб Гр 21803
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    1970 г.

  • фото

    Фото А.Григорьева
    из архива КГИОП. 1971 г.
    (добавил
    Nika_Artemyeva)

  • фото

    Фото А.Григорьева из
    архива КГИОП. 1970 г.
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    Фото А.Григорьева
    из архива КГИОП. 1974 г.
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    Фото А.Григорьева
    из архива КГИОП. 1974 г.
    (добавил
    Nika_Artemyeva)

  • фото

    Фото А.Григорьева
    из КГИОП. 1974 г.
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    Фрагмент схемы РГИС 2021г.

Фасад дома не симметричен. Оформлен четырьмя ионическими колоннами, каннелированными в нижней части, и шестью пилястрами. Плоскость стены украшена скульптурными элементами. Интересны овальные медальоны между окнами четвертого этажа и стилизованные многофигурные барельефы "Азия" и "Африка" на уровне первого этажа, выполненные скульптором В. В. Кунецовым.

 

Оба фасада облицованы светло-серым однородный гранитом из месторождения Ковантсари на реке Вуоксе. Гранит представляет собой однородную мелкозернистую породу, сложенную в основном серым полевым шпатом, частично - кварцем. На отдельных плитах в центре цокольного этажа можно видеть полосчато-сланцевую структуру гранита. Для скульптурных изображений использован однородный мелкозернистый темно-серый гранит без полосчатости.

Главный вход в банк отделан зеркально-полированным пестро-полосчатым камнем бело-черной окраски. В нем преобладает серый плагиоклаз, темная слюда, частично - кварц.

 

Для отделки интерьеров здания Азовского-Донского банка применены зеленый и буровато-зеленые мраморы, скорее всего, привезенные из зарубежных месторождений.

 

([208]. С. 99, Mary)  (В.Г.Исаченко, Г.А.Оль, Федор Лидваль, Лениздат, 1987, Mary)

  • фото

    Фото - jdty, 11.2011.

  • фото

    Дом N 3.

  • фото

    Фото - С. Васильев, 10.04.2009.

  • фото

    Фото - 10.04.2009.

  • фото

  • фото

    Около входа
    в арке

  • фото

    Над входом в арке
    Фото - Nipnip, 04.2022.

  • фото

    Второй закрытый двор
    гостиницы "Виктория"

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Первый двор после арки

  • фото
  • фото

  • фото

  • фото

    Фото - Олег Еверзов,
    30.08.2023.

Азовско-Донской банк - акционерный, коммерческий, основан в 1871 в Таганроге, с 1903 правление находится в Петербурге. Учредители: Иван Скараманга, Марк Вильяно, Яков Поляков, Марк Драшкович,  Самуил  Поляков,  Федор Родоканаки, Самуил Гвайер, Леон Розенталь, Марк Варваци. Правление избиралось на общем собрании акционеров на четыре года. Член правления был обязан иметь в кассе банка не менее 50 акций. В 1914 г   председателем правления   являлся  Борис   Абрамович   Каменка. Члены правления: Д. И. Дармолатов, Г. Г. Рауперт и Е. М. Эпштейн.

 

Совет банка избирался общим собранием из акционеров на четыре года. Член совета был обязан иметь не менее 50 акций. В 1914 г. председателем совета был Михаил Михайлович Федоров,   члены совета:   В.   А.   Введенский, И. И. Джамгаров, А. И. Каминка, П. В. Оболенский, С. Г. Поляк, Л. А. Манташев, Г. И. Рубинштейн, П. П. Рыковский, П. Г. Солодовников, П. Я. Хесин, В. В. Жуковский, Я. В. Вишау, С. Н. Пастухов, М. Лаграв, Р. Мишо, К. Л. Мециховский.

 

Общие собрания акционеров проходили ежегодно в марте в Петербурге. 25 акций давали право на 1 голос, 75 на 2 голоса, 150 на 3 голоса, 250 на 4 голоса, 400 и более на 5 голосов, с ограничением права одного лица 10 голосами (5 собственных и 5 по доверию). Банк сотрудничал с французскими   и   английскими   финансовыми кругами. В последней четверти XIX в. кредитовал главным образом хлебную торговлю, в начале XX в. также и промышленность,   в   основном   каменно­угольную и металлургическую отрасли. Сотрудничал с синдикатами «Продамета» и «Продуголь».  Отделения банка действовали при Калашниковской хлебной,   скотопромышленной   и   мясной биржах в Петербурге, а также в 65 го­родах России.                                                   (информация  сайта hdoc.ru)

 

Правление банка сначала располагалось в здании на Невском, 26, а в 1907-1909 гг. для него было построено собственное здание.

 

Писатель М. Микишатьев в статье "Сестры Дармолатовы", опубликованной в газете  "Санкт-Петербургские ведомости" № 31(1162) от 12.08.2011 г. с ссылкой на книгу А. Островского "Кто стоял за спиной Сталина?"  упоминает о "политической неблагонадежности" коммерсантов, управяющих Азовско-Донским банком, одном из столпов частной кредитной системы царской России. Член совета банка, племянник управляющего и его доверенное лицо А. И. Каминка - ученый-экономист. видный деятель  Конституциооно-демократической партии, соратник П. Н. Милюкова и В. Д. Набокова. Имя Каминки присутствует в мемуарах В. В. Набокова "Дальние берега" и в комментариях к его прозе.  Д. И. Дармолатов получал по подписке из-за границы ленинскую "Искру".

 

ВПг на 1917 г. (О. III С. 293) сообщает:

Каменка Борис Абрамович  коммерции советник, Председатель Правления Азовско-Донского коммерческого банка. Совет съезд. Представителей промышленности и торговли. Пгр.  Еврейская синагога. Товарищ председателя фонд. отд. Пгр фондовой биржи. Русско-Английская торговая палата. Вице-председатель правления Таганрогского металлургического общества, член правления страхового общества «Россия», член совета товарищества «Бр. Нобель». Председатель попечительского совета Пгр института высших коммерческих знаний.

 

Каминка Август  Исаакович присяжный поверенный и присяжный стряпчий. Профессор высших женских курсов. Прг институт высших коммерческих знаний. Член Правления Азовско-Донского коммерческого банка. Председатель правления Карпово-Обрывских угольных копей и акционерного общества «Ртутное и угольного дело А. Ауэрбаха и Ко».

 

Дармолатов Дмитрий Иванович – коммерции советник,  член правления  Азовско-Донского коммерческого банка   (ВПг на 1914  г. О. III С. 193)                          (добавил Наталия)

о семье Д. И. Дармолатова см. 8-я линия, 31

  • фото

    Операционный зал.

  • фото

    Служащие в одном
    из залов банка.

  • фото

    ухгалтерия Азовско-Донского
    коммерческого банка.

  • фото

    Хранилище банка.

  • фото

    Сейфохранилище.
    (фото and110.ucoz.ru, добавил Mary)

  • фото

    Реклама банка из справочников
    "Весь Петербург на 1906 г." и
    "Весь Петроград на 1916 г."

  • фото

1924: Гостиница "Петроотель" - ул. Герцена, 3/5   (Спутник по Петрограду и его окрестностям, изд.Жизнь искусства, Петроград, 1924, С. 168

         В 1930 г. какой-либо конторы на ул. Герцена 3/5 найти не удаолось.

1931: Городской филиал Ленинградской областной конторы Госбанка, при Севзапсоюзе агентство закрытого типа,

         ул. Герцена. 3/5,                                                                                                  («Весь Ленинград - 1931". С. 169).

1932, 1933, 1934,1935: Ленинградская областная Контора Всесоюзного Кооперативного Банка (ВСЕКОБАНК),

             ул. Герцена (б. Морская ул.), 3/5.

(«Весь Ленинград - 1932". С. 298), («Весь Ленинград - 1933". С. 430), («Весь Ленинград - 1934". С. 410), («Весь Ленинград - 1935". С. 491).

1937: Куйбышевская райсберкасса № 1991, ул. Герцена 3/5. («1937- Ленинград список абонентов", С. 298).

1939, 1940: Куйбышевская районная центральная сберкасса № 1991; Операционная часть,  ул. Герцена, 3/5.

(«Ленинград - 1939", С. 217, 217), («Ленинград - 1940", С 275, 275).

1965: Сберегательная касса № 135 Куйбышевского р-на, ул. Герцена, 3/5. ([108], С. 160).

1973: Сберегательная касса № 0135 Куйбышевского р-на, ул. Герцена, 3/5. ([211], С. 46).

1976: Сберегательная касса № 135 Куйбышевского р-на, ул. Герцена, 3/5. («Краткий справочник ЛГТС-1976", С. 332).

1978: Дирекция строящихся объектов министерства Связи СССР; Главная междугородная телефонная станция,

         Сберегательная касса № 135 Куйбышевского р-на, ул. Герцена, 3/5. («Список абонентов ЛГТС-1978", с. 49, 156, 217),

1982: Дирекция строящихся объектов министерства Связи СССР; Главная междугородная телефонная станция,

         ул. Герцена, 3/5.                                                                                                       («Список абонентов ЛГТС-1982", С. 54, 213).

1988: Междугородная телефонная станция, ул. Герцена, 3/5. ([125], С. 417).

(Добавил: v3p1s4)

 

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - owlat,
    12.2011.

  • фото

    Фото - Федор Грибков
    2011.

  • фото

    Барельеф справа
    от входа

  • фото

    Барельеф слева
    от входа

  • фото

    Барельеф
    слева от
    колоннады

  • фото

    Продолжение
    барельефа слева
    от колоннады

  • фото

    Продолжение
    барельефа слева
    от колоннады

  • фото

    Голова Меркурия.
    Деталь украшения
    входа дома №3

  • фото

    Деталь украшения
    входа дома №3.
    Фото - shivva, 05.2012.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Анютик, 05.2012.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Елена, 11.2017.

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    люблюпитер, 10.2014.

37 комментариев
34555 просмотров
Добавил: Mary, 16 Февраля 2008, 15:58
Редактировано: 3 Сентября 2023, 21:08
Оцените:
(49 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house609.html' target='_blank'>Азовско-Донской коммерческий банк -Городская междугородная телефонная станция на Citywalls.ru</a>
Всего 37 комментариев
  • 20 Ноября 2022, 18:43

    04.2022

  • 16 Июля 2024, 08:54

    Чертежи дома на участке, принадлежавшем Диллю, наследникам Татищевым по Б.Морской ул., 3 (Морской ул., 3). 1858–1898. 16л. ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.134

     

    Чертежи дома на участке, принадлежавшем Петерсу, наследникам К.К.Штрандмана, Азово-Донскому коммерческому банку по Б.Морской ул., 3-5 (Морской ул., 3-5). 1833–1909. 105л.  ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.136

     

    Ведомость ходатайствам о постройках, поступившим в С.-Петербургскую Городскую Управу с 4-го по 12-е июня 1907 года. №404. Адмирал.1. Морская, 5. Владелец: Азовско-Донской Коммерческий банк. Подпись на проекте: Лидваль. Род построек: Каменная 5-ти этажная постройка (Зодчий. 1907. № 24. С. 252)

     

    Ведомость ходатайствам о постройках, поступившим в С.-Петербургскую Городскую управу с 13-го по 20-е февраля 1912 г. №76. Адмирал.1 Морская, 3. Владелец: Азовско-Донской Коммерческий банк. Подпись на проекте: Лидваль. Род построек: Каменная 5-ти этажная постройка (Зодчий. 1912. № 9. С. 83)

     

    1900-е гг. Фасад дома №3 по Большой Морской улице. Фотография ателье Буллы (ЦГАКФФД СПб Е 16659)

  • 22 Октября 2024, 19:08

    Вход ближайший к эрмитажу под арку хорошо оборудован.

    Сначала обогреватель. Затем под лампой поворот к зеркалу. Потому взгляд на часы, вещалка справа и лестница.

     

    Все расчитано и технологично.

  • 24 Ноября 2024, 19:09

    Только по 1920-м гг. выборка:

    1923, 1924: Управление уполномоченного народного комиссариата иностранных дел — ул. Герцена (б. Морская), 3/5 (ВПг на 1923 год. О. II. С. 15, ВЛг на 1924 год. С. 41)
    1923: 1-ое агентство Северо-западной областной конторы Госбанка — ул. Герцена (б. Морская), 3/5 (ВПг на 1923 год. О. III. С. 119. Об. II. С. 1)
    1923: Гостиница «Петроотель». Влад. правление «Петроотель» — ул. Герцена. 3-5 (ВПг на 1923 год. О. III. С. 134)
    1923: Петроградское окружное военно-кооперативное управление (ПОВКУ) — ул. Герцена, 3-5 (ВПг на 1923 год. О. III. С. 145)
    1923, 1924: Северо-Западное Областное Отделение Всероссийского Центрального Союза Потребительских Обществ («Центросоюз») — ул. Герцена (б. Морская), 3/5 (ВПг на 1923 год. О. VII. С. 243. Об. I. С. 624, ВЛг на 1924. С. 302)
    1924: Петроградское бюро по обслуживанию иностранцев при Управлении уполномоченного народного комиссариата иностранных дел (ПЕТРОБЮРОБИН) — ул. Герцена (б. Морская), 3/5 (ВЛг на 1924 год. О. II. С. 41)
    1924: Контора Петроградского представительства Спб отд. Центросоюза — ул. Герцена (б. Морская), 3 (ВЛг на 1924 год. О. III. С. 197)
    1924: Кооперативный распределитель Центросоюза — ул. Герцена (б. Морская), 3 (ВЛг на 1924 год. О. III. С. 198)
    1924: Об'единенный Кооператив «Петроградский Кооператор» — ул. Герцена (б. Морская), 3/5  (ВЛг на 1924 год. О. VII. С. 306)
    1924: Петрогр. Губернское Военно-Потребительское Об-во (Петрогубвпо) — ул. Герцена (б. Морская), 3/5  (ВЛг на 1924 год. О. VII. С. 307)
    1925: Броневой учебн. дивизион, канцелярия нач. бронев. частей — ул. Герцена, 3 (Абоненты ЛТС 1925 г. С. 32)
    1925: Всеукраинский союз потреб. кооперац., Ленингр. контора "Вукопспилка" — ул. Герцена, 3/5 (Абоненты ЛТС 1925 г. С. 54)
    1925: 3-е агентство Северо-западной областной конторы Госбанка — ул. Герцена, 3/5 (Абоненты ЛТС 1925 г. С. 69)
    1925: Киевский союз раб. и кр. общ-в, потреб. общ-во — ул. Герцена, 3/5 (Абоненты ЛТС 1925 г. С. 123)
    1925: "Севзапсоюз", Сев.-Зап. Обл. союз кооперативов — ул. Герцена, 3/5 (Абоненты ЛТС 1925 г. С. 248)
    1925, 1927: «Сибкрайсоюз» — Сибирский краевой союз кооперативов, Ленингр. аг-ство — ул. Герцена, 3/5 (Абоненты ЛТС 1925 г. С. 252), (ВЛг на 1927 год. О. VI. С. 180, O. XI. С. 424)
    1927: Северо-западный областной союз потребительских обществ и их союзов «Севзапсоюз» — ул. Герцена (б. Морская), 3/5 (ВЛг на 1927 год. О. VI. С. 175, O. XI. С. 424)
    1927: Об'единенный Рабочий Кооператив Водников Мариинской системы (Рабкоопвод) — ул. Герцена, 3/5 (ВЛг на 1927 год. О. VI. С. 180)
    1927: «Белкоопсоюз» — Белорусский Союз Кооперативных Об'единений, Ленингр. к-ра — ул. Герцена, 3/5 (ВЛг на 1927 год. О. VI. С. 180, O. XI. С. 424)
    1927: «Райпотребсоюз» — Псковский Районн. Потреб. Союз, Ленингр. предст-во — ул. Герцена, 3/5 (ВЛг на 1927 год. О. VI. С. 180, O. XI. С. 424)
    1927: «Сорабкоп» — Киевский Центральный Рабочий Кооператив, Ленингр. предст-во — ул. Герцена, 3/5 (ВЛг на 1927 год. О. VI. С. 180, O. XI. С. 424)
    1927: Производсоюз, кружок физкультуры при учреждении Центрального р-на — ул. Герцена, 3/5 (ВЛг на 1927 год. О. VI. С. 199)
    1927: Книги. Скл. «Севзапсоюз» — ул. Герцена, 3/5 (ВЛг на 1927 год. О. XI. С. 419)
    1927: Контора Машиностроительного Треста — ул. Герцена, 3/5 (ВЛг на 1927 год. О. XI. С. 436)
    1927: Мука. Торговая к-ра Сибирск. краев. союза кооп. — ул. Герцена, 3/5 (ВЛг на 1927 год. О. XI. С. 445)

  • Вчера в 22:54

    Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

     

    В этом здании многое сохранилось от первоначальной отделки, в том числе оконные рамы, двери, светильники с фактурными стеклами разного времени. В связи с большим количеством предметов и многочисленными следами реставрационного вмешательства нет ясности, сколько подлинного стекла начала ХХ в. сохранилось in situ.

     

    Операционный зал — главное и самое эффектное помещение здания. На уровне 2-го этажа зал окружен почти сплошной лентой витражей. Они находятся во внутренних проемах разного размера и отличаются рисунком, но создают впечатление единой стеклянной поверхности, местами расчлененной стенами. Этот эффект создают общий модуль расстеколовки, одинаковые мотивы в верхней части рам и однотипный узор — в нижней. Со стороны операционного зала остекленные поверхности дополнены накладными бронзовыми деталями в виде гирлянд. Эти витражи не только воспринимаются как единый неоклассицистический ансамбль, но и являются ведущей темой, определяющей стилистику интерьера.

     

    На 90% витражи собраны из бесцветных стекол — прозрачных фацетных и фактурных. Остальные 10% — желтое стекло «Muranese» и мелкие эрклезы в деталях. Все они часто встречаются в постройках архитектора Ф. И. Лидваля. Витражи такого типа — характерная черта творческого почерка знаменитого зодчего.

     

    Желтое фактурное стекло обладает уникальным свойством — оно может «притворяться» драгоценным металлом: золотом, когда за окном горит свет, и благородной мерцающей бронзой, когда свет гаснет.

     

    Витражные перегородки, проницаемые для света, но не для взгляда, отделяют внутренние помещения 2-го этажа от Операционного зала. Этот прием позволил архитектору максимально эффективно осветить пространство с помощью светопроницаемых витражных перегородок, сохранив при этом приватность посетителей. Много света, золотое сияние желтого стекла, яркие искры от фацетных граней, драгоценное мерцание выпуклых эрклезов, похожих на горный хрусталь, — все это создавало атмосферу успеха и финансового благополучия.

     

    Со стороны помещений 2-го этажа, а также с площадок лестниц эти витражи рассчитаны на рассматривание с близкого расстояния. Здесь их сдержанная красота раскрывается подобно ювелирному украшению на прилавке магазина.

     

    Выразительность стеклянных полотен кроется в умелом сочетании разнофактурных поверхностей. Прозрачные фацетные стекла эффектно преломляют свет, фрагменты окружающего пространства отражаются и играют цветовыми акцентами на полированных гранях, выпуклый рисунок на стеклах обманывает зрителя, который видит на его поверхности то струящуюся воду («Ondoyant»), то трещины старины («Pattern B»), то отпечатавшиеся в стекле травинки (фактура «сено»). Мелкий орнаментальный фон, создаваемый этой фактурой, контрастирует с крупными геометрическими мотивами из желтых стекол «Muranese» и выпуклыми эрклезами на средокрестиях свинцового профиля. Рациональность здесь сочетается с классицистическими аллюзиями не только в организации пространства, но и в деталях, в частности — в витражах. Все стеклянные плоскости вокруг операционного зала вмонтированы в металлические рамы, дополнительную жесткость витражному полотну придают ветровые стержни, установленные горизонтально со стороны внутренних помещений.

     

    На фасадной стене дома № 5 располагаются три оконных проема, освещающие операционный зал дневным светом. По фотографиям начала ХХ в.96 видно, что они были заполнены витражами геометрического рисунка с эрклезами на средокрестиях. На момент инвентаризации свинцово-паечное полотно сохранилось только в верхних фрамугах этих окон.

     

    Напротив фасадной стены в Операционном зале расположены три узких окна на уровне 2-го этажа. Витражное заполнение в них того же типа, что и на боковых стенах, но разработано более подробно, с дополнительными вертикальными поясами из желтого стекла «Muranese».

     

    В центральном окне в металлическую раму вмонтирован круглый циферблат часов. Цифры и надпись «Г. Мозеръ и Ко» выведены золотом на стекле. Стрелки утрачены. Механизм устройства был скрыт за матовым стеклом: часы будто по волшебству отсчитывали время. Некоторые стекла, включая циферблат, — с трещинами.

     

    В боковых секциях зала находятся два световых потолка с остеклением фактурным бесцветным стеклом в металлических рамах. В одном потолке присутствуют стекла с фактурой «Lustex», во втором — с фактурой в виде чечевицеобразного орнамента, название которого не установлено. Они расположены в уровне перекрытий над 1-м этажом. Неизвестно, каким образом они обслуживались, так как, со слов сотрудников бизнес-центра, который занимает здание сейчас, доступа к ним с внешней стороны не предусмотрено.

    Лестничный объем, расположенный в доме № 3, освещается многочисленными окнами на основных и промежуточных межэтажных площадках. Все они двустворчатые, с глухой фрамугой, с одинаковым рисунком в виде сетки с прямоугольными ячейками в створках, с заполнением бесцветным стеклом с фактурой «cено» и с двумя фигурными картушами во фрамуге, собранными из стекла с фактурой «Ondoyant». Сохранность стекол на этажах различна, потери восполнены бесцветными стеклами с фактурами, не соответствующими историческим образцам.

     

    Поэтажная сохранность: на площадке 1–2-го этажей полное остекление окна, на площадке 3-го этажа витражи имеются только в створках, на 4-м этаже витраж находится во всех частях окна. На площадке 4–5-го этажей окно увеличенной, по сравнению с прочими, высоты за счет дополнительной нижней оконной рамы. Рисунок витража того же типа, что и на других этажах. На площадке 5-го этажа окно с заполнением витражным полотном, собранным из разнофактурного бесцветного стекла, в том числе присутствуют оригинальные стекла начала ХХ в., такие как «Pattern F», «Lustex», «cено», а также другие типы более позднего происхождения.

     

    С площадки 2-го этажа этой лестницы открывается вид на операционный зал из двух больших окон «в пол», имеющих витражное заполнение. Количество поздних замен стекол в них незначительно. Справа от этих окон находится дверной проем с витражным заполнением по фрамуге. Рисунок такой же, как и в окнах, использованы стекла с фактурой «Ondoyant», есть позднейшие замены, имеется выбоина.

    На левой лестнице — окна с фигурной расстекловкой в виде овалов во фрамужной части. Заполнение во всех окнах — современные фактурные стекла. Все витражи в здании находятся в хорошем состоянии, есть фрагменты с небольшим количеством трещин.

     

    Этот ансамбль по площади остекления является одним из самых значительных в дореволюционном Петербурге. Неоклассицистический характер витражей определяет стилистику этого интерьера. Витражи находятся не только в окнах, но и в конструкциях перегородок: фактически вместо толстых каменных стен здесь использованы тонкие металлические решетки с остеклением. Этот прием знаменовал новое отношение к стеклу, которое стало использоваться как полноправный строительный материал.

    К сожалению, на момент проведения фотосъемки из лучших интерьеров дореволюционного Санкт-Петербурга занимала развлекательная экспозиция, масштабные декорации которой закрыли собой рафинированную отделку деловых интерьеров.

     

    Дата осмотра: Июнь 2022

     

    Результаты инвентаризации: https://vitroart.ru/articles/SPb_stained_glass/

    Все фото выполнены волонтерами проекта. 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32738
Готовится: 82
Посетители
Гостей: 435
Всего сегодня: 10435