Строительство Троицкого моста, 1899. С сайта pastvu.com На заднем плане провиантские склады.
Чертеж Л.Руска
План Савинкова 1804 года. Здания еще нет. Добавил Риэлтор.
План Савинкова 1810 года. 3 - «Хлебные запасные магазейны». Добавил Риэлтор.
План Савинкова 1820 года. К - «Запас. провиантские магазейны» Добавил Риэлтор.
План Шуберта 1828 г.
Троицкий собор на Петербургской стороне. Литография Ф.-В.Перро, ок. 1840 г. РНБ У правого края - провиантские склады.
План Петербурга 1904 г.
Окончание строительства спуска к воде на Петровской наб., 1903. С сайта pastvu.com На заднем пдане провиантские склады.
Наложенные друг на друга план 1904 г. и современный план
Здание было построено по проекту Л. Руска. Архитектор опубликовал проект здания в альбоме своих чертежей, изданном в 1810 г. [1, литера H, лист XLI] (фото ). Подпись под чертежом: "Plan et élévation d'un Magasin pour les farines". ("План и фасад мучного магазина"). Руска дал следующее пояснение к проекту: "Pl. XLI. - Cette Planche offer un des magasins de la Couronne, destiné á faire des distributions de farine á un prix trés-modéré. Il est situé du côte de la Neva, appelé le Vieux Pétersbourg. Vu que tours les ans, á la cloture et á l'ouverture de la riviére, la communication avec la nouvelle ville reste pendant quelques jours inter-rompue, on y a construit ce magasin pour subvenir aux besoins de cette premiére partie de la ville. Il se trouve sur le bord de la Neva, pour faciliter la décharge des navires." ("Лист XLI. - На этом листе представлен один из государственных (couronne) магазинов, предназначенный для продажи (distributions) муки по очень умеренной цене. Он расположен на побережье Невы, называемом старым Петербургом [т.е. на Петербургской стороне]. Учитывая, что каждый год при замерзании реки и при таянии льда связь с новым городом оказывается на несколько дней разорвана, здесь был построен этот магазин, чтобы обеспечить эту старейшую часть города. Он стоит на берегу Невы для облегчения разгрузки судов.")
Здание стояло на правом берегу Невы. На плане Петербурга 1804 года Савинкова здания еще нет, а на плане Савинкова 1810 года оно уже обозначено: 3 - «Хлебные запасные магазейны». 1810 годом датируется и альбом чертежей Руска, в котором помещены чертежи здания. Таким образом, здание провиантских складов построено между 1804 и 1810 г. (Сообщил Риэлтор.)
Довольно интересен план Савинкова 1820 г., на котором обозначен мост через Неву с пояснением: «Петровский мост. Сей мост переводится ниже», а западнее показано новое место для моста - напротив Марсова поля. На плане Шуберта 1828 г. мост показан уже на новом месте, при этом «Запасной пров. магазейн», располагавшийся левее моста, теперь оказался справа от него.
Здание было обращено главным фасадом к Неве , к Троицкой площади боковым фасадом и в сторону церковной ограды Троицкого собора задним фасадом (боковой и задний фасады видны на литографии Ф.-В.Перро ). Заметим, что несколько позже В. П. Стасов практически полностью повторил фасад здания Л.Руска в корпусах провиантских складов на Обводном канале.
В 1901 - 1903 гг. при постройке набережной Императора Петра Великого (Петровской набережной) была изменена береговая линия, и здание оказалось довольно далеко от берега и к тому же расположено к нему под углом (см. план Петербурга 1904 г., а также фотографию времени строительства набережной. В 1909 г. [2, с. 65] здание провиантских складов было снесено.
На изображении представлены наложенные друг на друга план 1904 г. и современный план (карта "Яндекса"). Место бывших провиантских складов перерезается Домом политкаторжан, а Петровская улица проходит вдоль бывшего заднего фасада провиантских складов, параллельно прежней береговой линии.
Литература 1. Recueil des dessins de différens batimens construits a Saint-Pétersbourg, et dans l'intérieur de l'empire de Russie, par Louis Rusca, architecte de Sa Maesté Impériale. Dédié a Sa Maesté Alexandre Ier, Empereur et autocrate de toutes les Russies. Saint-Pétersbourg. M.DCCC.X. (Собрание чертежей различных зданий, построенных в Санкт-Петербурге, и в Российской империи Луи Руска, архитектора Его Императорского Величества. Посвящается Его Императорскому Величеству Александру I, Императору и Самодержцу Всероссийскому. Санкт-Петербург. 1810.) https://bvpb.mcu.es/es/catalogo_imagenes/grupo.do?path=137746 или https://disk.yandex.ru/i/vcGGLXHCiGF5dQ
2. Л.Б.Александрова. Луиджи Руска. Л., 1990
Строительство Троицкого моста. Нива. 1899. № 32.
Левая часть панорамы.
Правая часть панорамы
Строительство Троицкого моста. Работа в кессоне. Нива. 1899. № 32. (добавил Анчар)
8 комментариев 2543 просмотра
Добавил: S.P., 1 Октября 2018, 12:06 Редактировано: 29 Августа 2022, 12:09
На изображении представлены наложенные друг на друга план 1904 г. и современный план (карта "Яндекса"). Место бывших провиантских складов перерезается Домом политкаторжан
Да ничего там не "перерезается". Северная часть ДП построена на месте ПС.
Большое спасибо. Я добавил в публикацию эти три плана и внес Ваше уточнение времени постройки провиантских складов. (Только более раннюю дату указал немного по-другому - не 1805, а 1804.)
По-моему, довольно интересно и то обстоятельство, что с перенесением моста через Неву на нынешнее место склады, которые располагались левее моста, теперь оказались справа от него.
На изображении представлены наложенные друг на друга план 1904 г. и современный план (карта "Яндекса"). Место бывших провиантских складов перерезается Домом политкаторжан
Да ничего там не "перерезается". Северная часть ДП построена на месте ПС.