Публикация

Жилой дом

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль: Сталинский неоклассицизм

Фото  - Наталия  05.2018.


Жилой дом

Сенная пл., 3

1863 (ЕИСТ) -

около 1950 (?) - перестройка, изменение лицевого фасада, строительство декоративной арки между домами 5 и 3.

1978 (ЕИСТ) - капитальный ремонт

 

  • фото

    Аксонометрический план
    Санкт-Петербурга
    Сент-Илера 1765-1773 гг.
    (добавил Сергей Г).

  • фото

    Патерсен Б. 1797-1801
    Сенная площадь

  • фото

    Фрагмент

  • фото

    1828 г.
    План Шуберта

  • фото

    1849 г. Атлас
    Н.Цылова С. 38

  • фото

    1880 г.

  • фото

    Табель домов
    СПб на 1889 г.
    С. 200

  • фото

    ВПб на 1894 г.
    Фрагмент плана
    Спасской части

  • фото

    Фасад,
    фиксационный чертеж 1868 г.

  • фото

    Генеральный план
    обоих корпусов
    1864 г.

  • фото

    Планы этажей старого
    здания, 1864 г.

  • фото

    Проект фасада с
    надстроенным этажом, 1864 г.

  • фото

    Чертеж фасада 1868 г.
    (добавил S.P. )

  • фото

    (добавил S.P. )

  • фото

    Иллюстрированный вестник
    культуры и торгово-промышленного
    прогресса России 1900-1901 гг.
    Выпуск 3

    Добавил - Vladimir-2013 .

  • фото

    Павильон Товарищества
    "Бурцев и Ко"
    (добавил - Жестянщик )

  • фото

    (добавил -
    Жестянщик )

  • фото

    Куп. книга
    на 1908 г. С. 76

  • фото

    Реклама в журнале
    "Огонек", 1911, №38

  • фото

    Фото П.С.Радецкого, 1913.
    ГМИ СПб Инв.№-II-А-10044 ф
    (добавил S.P.

  • фото

    (добавил S.P. )

  • фото

    1930-е.
    ЦГАКФФД СПб
    Вр 49674

    Добавил -
    AnnaLena.

  • фото

    1938. Изображение составлено
    из фото ЦГАКФФД СПб
    Гр 68754; Гр 68755; Гр 68760

    (добавил S.P. )

  • фото

    1938 г.
    ЦГАКФФД СПб
    Гр 68753

  • фото

    ЦГАКФФД СПб
    Вр 49680

    (добавил S.P. )

  • фото

    1938-1938 гг. уже после
    разрушения Сенного рынка.
    Добавил - AnnaLena .

  • фото

    1949 г.
    (ЦГАКФФД,
    Гр 71494)

    (добавил S.P. )

  • фото

    1948 г. архив ЦГАКФФД
    Панорама Сенной площади,
    апрель 1948. Фото Л. Портера.
    ЛенТасс (часть панорамы)
    Добавил - AnnaLena .

  • фото

    (добавил YURIY ALEKSANDROV )

В. Я. Курбатов писал об этом доме следующее: "Сенная №3. Елизаветинской эпохи с эффектными пышными наличниками".

Материалы по истории строительства этого дома содержатся в деле: Чертежи дома на участке, принадлежавшем П. Т. Морозовой, А. Н. Морозову, В. Д. Пехтереву, С. С. Воронину по Сенной пл., 3 Крайние даты документов: 1863–1910

ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 9905

Фасад, фиксационный чертеж 1868 г. Видна характерная отделка середины XVIII в. в стиле барокко: пышные наличники, пучки пилястр на углах.

В 1863 г. со стороны двора к зданию был пристроен четырехэтажный П-образный флигель, но старый дом пока не надстраивался.

В планах этажей есть одна странность (для меня, не специалиста): прямоугольное здание наискосок, под неправильным углом пересекает капитальная стена, и все помещения имеют неправильную форму (то же видно и на более поздних фиксационных чертежах,  ЦГИА СПб. Ф. 515. Оп. 4. Д. 4866).

Итак, дворовый флигель был четырехэтажным, а старый дом пока оставался трехэтажным. Но уже в 1864 г. было решено и его надстроить до четырех этажей.

Проект фасада с надстроенным этажом, 1864 г. По этому проекту в первых трех этажах почти полностью сохраняется старая отделка. Проект был утвержден, но по каким-то причинам не осуществлен. Через четыре года, в 1868 г. был составлен новый проект надстройки. На этот раз отделка фасада несколько изменена, но на втором этаже в основном сохраняются старые наличники. Сравнение со старыми фотографиями показывает, что этот проект и был осуществлен.

Особо следует сказать об авторстве проектов перестройки. На генеральном плане в соответствии с первым проектом и непосредственно на чертеже фасада в соответствии со вторым проектом стоит подпись: "Архитектор А.Аккерман".

Итак, надстройка с частичной переделкой фасада выполнена по проекту архитектора-худижника Августа Ивановича Аккермана, выполненному в 1868 г. Замечу, что в [99] эта работа в списке его зданий не названа.

Назову имена владельцев дома в соответствии с двумя названными делами - в ф. 513 и 515:   1863-1897 - купеческая жена Пелагея Трифоновна Морозова (для нее и были выполнены все основные работы - и строительство дворового флигеля, и надстройка лицевого корпуса); 1900 - личный почетный гражданин Александр Николаевич Морозов; 1906, 1907 - наследники В. Д. Пехтерева; 1909 - потомственный почетный гражданин Степан Степанович Воронин.

 (Добавил - S.P.)

 

 

В Списке обывательских домов Атласа 13-ти частей СПб Н. Цылова 1849 г. (С. 102) участок № 30 по Сенной площади принадлежит  купчихе Пелагее Никитичне Мякушкиной, там находится трехэтажный каменный дом, участок 11 саж и  3 фут. по площади.

Согласно Списка  домам С-Петербурга по полицейским частям и участкам сост. Н. Нейдгардт 1869. (С. 61) по нечетной стороне Сенной площади числилось четыре участка: № 1 - Морозовой Татьяны, № 3 - Балабановой Анастасии, № 5 - Решеткина Александра, № 7- Галченкова Ивана (он же № 10 по Конному пер.). Угловой участок № 11 по Спасскому пер. принадлежал Алексею Глинке.

 К 1889 г. произошла перенумерация, угловой участок № 11 по Спаскому пер. получил  также № 1 по Сенной площади, а нумерация остальных домов сдвинулась на один номер: так участок Морозова стал № 3, а участок Балабанова - №5 (Табель на 1889 г. С. 200)

 

Между домом 3 и соседним слева домом 5 был проход, заканчивавшийся тупиком (он виден уже на плане Шуберта 1828 г.). Из тупика вело двое ворот - налево во двор дома 5, направо во двор дома 3.

Теперь здесь всё перестроено, но промежуток между домами зачем-то сохранили и украсили помпезной аркой с колоннами.                                                                                                                                                   (Добавил - S.P.)

 

  • фото

    Вид в правую часть двора

  • фото
  • фото
  • фото

    Дворовые фасады домов 5 и 3
    Фото 04.05.2016.

  • фото

    Дворовый фасад лицевого дома

  • фото

    Вид на правый дворовый корпус
    со двора дома 11/1 по
    Спасскому пер.
    Фото 04.05.2016.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Справа арка - проход во двор
    дома 11/1 по Спасскому пер.
    Фото - Наталия, 10.2018.

1901: Сельди. Бурцев Прох. Пав. Сенная пл., 3 (ВПб на 1901 О. II С. 1234)

1907: Рыба. "Бурцева и К°" Сенная пл., 3 Влад. Бурцева Агрип. Ив. (ВПб на 1907 О. II С. 1346)

         Сельди. "Бурцева и К°" Сенная пл., 3 Влад. Бурцева Агрип. Ив. (ВПб на 1907 О. II С. 1368)

1914: Рыба. Т-во "Бурцев и К°" Сенная пл., 3 (ВПг на 1914 О. II С. 1423)

         Сельди. Т-во "Бурцев и К°" Сенная пл., 3 (ВПг на 1914 О. II С. 1447)

1986: Пельменная от столовой N28, Октябрьский тр.ст.(краткий.тел.спр. ЛГТС 1986)

1988: Пельменные. пл. Мира, 3  (Список абонентов ЛГТС 1988  С. 339)

  • фото
  • фото

    Лестница в
    дворовом корпусе

  • фото

    Фото 04.05.2016.

20 комментариев
3999 просмотров
Добавил: Виктор М, 4 Мая 2016, 17:09
Редактировано: 20 Августа 2023, 21:31
Оцените:
(16 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house27014.html' target='_blank'>Жилой дом на Citywalls.ru</a>
Всего 20 комментариев
  • 21 Июля 2018, 19:18

     

    Сенная пл. № 3. Елизаветинской эпохи с эффектными пышными наличниками.
    [ В.Я. Курбатов. Петербург .Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. СПб 1912 ]
    =====================
    "На Сенной площади, позади гауптвахты, между Конным и Спасским переулками есть дом под № 3. На вид он достаточно стар и построен если не в прошлом столетии, то никак не позднее первых годов настоящего. Трехэтажный корпус его и восемь окон по фасаду, с высокой почернелой крышей, на которой словно три удивленные глаза торчат три слуховые окна, имеет довольно первобытный и весьма неуклюжий вид. Между этим и соседним домом идет род маленького глухого переулченка, который выводит к воротам обоих домов: одни левее, другие прямо. Если вы войдете в те, что левее – вашему взору предстанет грязный двор, со всех четырех сторон окруженный каменными флигелями, по всем этажам которых, с наружной стороны, поделаны сплошные галерейки, называемые в петербургском просторечии «галдареями». Эти «галдарейки» являют собою необыкновенное удобство сообщения по всему дому, из любого пункта которого вы с помощью «галдареек» тотчас же проберетесь в любой этаж, в любую квартиру и выберетесь куда вам угодно. Таким образом эти оригинальные пути сообщения придавали всему дому какой-то сквозной характер, как нельзя удобнее приноровленный к укрытию всяческих темных дел и темных личностей. Казенно-желтая наружность этого дома вдоволь понатерпелась от петербургских дождей и летней пыли, так что приняла наконец грязно-серый цвет и украсилась огромными пятнами сырости, сквозь отлупившуюся штукатурку которых проглядывали промозглые, бурые кирпичи. Такая наружность, при неуклюжести общей постройки, с этим грязнейшим из грязнейших узеньким глухим переулченком, придавала всему зданию какой-то неприятный, тяжелый и мрачный характер. Оно так и смотрело подозрительным притоном. Мутные грязные стекла давным-давно подернулись сизовато-радужным налетом, и по крайней мере одна треть этих оконных стекол были повышиблены, иные прикрыты доской, иные заткнуты грязной подушкой или каким-то тряпьем, иные залеплены бумагой или, наконец, просто предоставляли свободный проток уличному воздуху в душные серенькие квартирки.
    Этот самый дом и есть знаменитый Малинник."
    [  Крестовский В.В. Петербургские трущобы. Том 2 .XXII МАЛИННИК ]

  • 1 Октября 2018, 00:01

     

    "Малинник" надо переместить в статью о современном доме № 5 по Сенной площади. Когда Крестовский писал свой роман это был дом номер 1. Дом на углу Спасского переулка имел номер только по переулку - № 11. Потом нумерация сместилась и дом на углу стал по Сенной №1, а по Спасскому - 11. И после смещения нумерации дом 1 стал номером 3. К тому же если посчитать, количество окон, то их никак не 8, а 7. Дом, о которм пишет Курбатов до реконструкции выглядел так:   см. публ.

  • 1 Октября 2018, 00:17

    А здесь хорошо видно, как выглядела площадь в довоенное время (1938-1938) уже после разрушения Сенного рынка.

    см. публ.

     

  • 1 Октября 2018, 01:58

    да, я с вами согласен - Малинник это правая часть дома 5 ( 8 окон) по современной нумерции.

     именно поэтому я привел свое первое фото арки ( построена там где был переулочек)  с поворотом  налево в сторону дома 5, где виден его  дворовый корпус

     

    но переносить то нечего...разве что последнее ваше ценнейшее фото, где видно что до послевоенной "ампирной" перестройки под один карниз  Малинник был четырехэтажным с угловой в переулочек бошенкой

     

    ну и конечно другое ваше ценное довоенное фото дома 3 надо перенести в саму публикацию

     

     

  • 1 Октября 2018, 02:32

    История нумерации углового дома была прослежена в связи с домом 11 по Спаскому переулку - http://www.citywalls.ru/house12685.html . Угловой участок был разделен между 1809 и 1822 годами, отчего и произошла такая странность с домом 1 по площади.

     

    Про "Малинник" добавлю пока сюда. Вл. Михневич в своей книге "Петербург весь на ладони" (1874), перечисляя трактиры Спасской части, пишет про этот трактир и его владельца: "... Струев И., известный "Малинник" - притон самых грязных подонков столичного населения низшего класса, Сенная пл., д. 3" (С. 486).

     

  • 6 Октября 2018, 22:42
    Ответ на "История нумерации углового дома была прослежена в " от Liz

     Нумерация была сдивнута в 1889 году, так что у Михневича нумерация еще старая. И в документах по дому в ЦГИА  СПб при получении ссуды указано в 1890 новая нумерация дома 3 - дом № 5.

     

  • 6 Октября 2018, 22:52
    Ответ на "да, я с вами согласен - Малинник это правая часть " от весовщик

     Вот тут хорошо виден процесс реконструкции этих домов в 1948 году. Подпись в архиве ЦГАКФФД гласит "Панорама Сенной площади, апрель 1948. Фото Л. Портера. ЛенТасс". Это часть панорамы.

     см. публ.

     

     

  • 14 Июля 2019, 14:09

    * Дом Рогачева.

     

    1. ...  Спасскій же звался Рогачевымъ переулкомъ, потому что на углу его къ Сенной площади съ 1737 года, а можетъ быть и несколько раньше, былъ выстроенъ бригадиромъ Иваномъ Рогачевымъ каменный двухъэтажный домъ, впоследствіи, къ началу 90-хъ годовъ ХVІІІ века перестроенный въ четырехъэтажный. (Заметимъ, что громадный четырехъэтажный домъ Рогачева съ дворовымъ участкомъ продавался въ 1792 году за 10.607 р. 94 к.; такова была его оценка, показывающая, какъ дешевы были земля и дома въ старомъ Петербурге).

    Столпянский П.Н. 1918 Как возник, основался и рос Санкт-Петербург, 288-289

     

    2. Выписка из данной И.Я. Кононову на каменный дом И.С. Рогачева под номером 898 во 2-м квартале 3-й Адмиралтейской части.

    1792 г. РГИА. ф.834. оп.4. д.750. л.119об. 1792 Часть Адмиралтейская 3-я Квартал 2-й

     

    3. Фон Реймерс 1809 Санктпетербургская адресная книга, 83 (W151):

     

    Кононову Илье принадлежат участки 140 и 142 на Сенной площади.

     

    4. Аллер 1822 Указатель жилищ и зданий в Санктпетербурге на 1823 год, 24 (W40):

     

    Этим номерам (140 и 142) соответствуют цифры 184, 185, 187

     

    5. Подробный план Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта:

    Цифры подкрашиваются великолепнейшими точечками.

     

    6. По Столпянскому дом был построен Рогачёвым в 1737 (у Зихгейма /1738/ этого дома ещё нет) и вполне благополучно существовал в надстроенном виде до его продажи в 1792. Кононову принадлежали участки 184, 185 и 187. У Сент-Илера угловой участок (184; в настоящем Сенная, 1) вполне пуст. А вот ближайший к переулку дом (185; Сенная, 3) вполне соответствует описанию Столпянского.

     

    Аксонометрический план Санкт-Петербурга Сент-Илера 1765-1773 годы
    walkspb.ru

     

    Вывод (предварительный): Дом Рогачёва стоял на участке по Сенной, 3.

     

    7. Проблемы.

     

    а. Не совсем понятно, где этот дом искать на плане Трускотта /1753/.

    б. У Патерсена /1800/ здание ну никак не 4-х этажное.

     

    Санкт-Петербург 1753 Академический план Трускотта

    etomesto.ru

     

    Патерсен Б. 1797-1801 Сенная площадь

    pastvu.com/763388

     

    Патерсен Б. 1797-1801 Сенная площадь (деталь)

  • 15 Октября 2019, 17:53

    Пельменная от столовой N28, Октябрьский тр.ст.(краткий.тел.спр. ЛГТС 1986)

     

  • 21 Апреля 2020, 21:44

    Вид дома до перестройки, фотографии из ЦГАКФФД (см. также мое сегодняшнее выступление на форуме):

     

     

    1930-е. Шифр Вр 49674. Полный размер

     

     

     

    1938. Изображение составлено из фотографий Гр 68754; Гр 68755; Гр 68760. Полный размер

     

     

    В.Я.Курбатов писал об этом доме следующее:

     

    "СЕННАЯ

    №3. Елизаветинской эпохи с эффектными пышными наличниками."

     

     

    Материалы по истории строительства этого дома содержатся в деле: ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 9905):

     

    Фасад, фиксационный чертеж 1868 г.:

     

    Полный размер

     

    Видна характерная отделка середины XVIII в. в стиле барокко: пышные наличники, пучки пилястр на углах.

     

    В 1863 г. со стороны двора к зданию был пристроен четырехэтажный П-образный флигель, но старый дом пока не надстраивался.

     

    Генеральный план обоих корпусов и планы этажей старого здания, 1864:

     

    Полный размер

     

    Полный размер

     

    В планах этажей есть одна странность (для меня, не специалиста): прямоугольное здание наискосок, под неправильным углом пересекает капитальная стена, и все помещения имеют неправильную форму (то же видно и на более поздних фиксационных чертежах,  ЦГИА СПб. Ф. 515. Оп. 4. Д. 4866). Может быть, специалисты как-то объяснят эту особенность?

     

    Итак, дворовый флигель был четырехэтажным, а старый дом пока оставался трехэтажным. Но уже в 1864 г. было решено и его надстроить до четырех этажей. Проект фасада с надстроенным этажом, 1864:

     

    Полный размер

     

    По этому проекту в первых трех этажах почти полностью сохраняется старая отделка.

     

    Проект был утвержден, но по каким-то причинам не осуществлен. Через четыре года, в 1868 г. был составлен новый проект надстройки. Чертеэ фасада:

     

    Полный размер

     

    На этот раз отделка фасада несколько изменена, но на втором этаже в основном сохраняются старые наличники.

     

    Сравнение со старыми фотографиями (см. начало комментария) показывает, что этот проект и был осуществлен.

     

    Особо следует сказать об авторстве проектов перестройки.

     

    На генеральном плане в соответствии с первым проектом и непосредственно на чертеже фасада в соответствии со вторым проектом стоит подпись: "Архитектор А.Аккерман":

     

     

    Для сравнения показываю подпись А.И.Аккермана на проекте, автором которого он заведомо является 

     

    (наб. Екатерининского кан., 132; ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 3577):

     

     

    Совершенно очевидно, что подписи принадлежат одному и тому же лицу.

     

    Итак, надстройка с частичной переделкой фасада выполнена по проекту архитектора-худижника Августа Ивановича Аккермана, выполненному в 1868 г.

    Замечу, что в [99] эта работа в списке его зданий не названа.

     

    Назову имена владельцев дома в соответствии с двумя названными делами - в ф. 513 и 515 (по другим источникам я не смотрел):

    1863-1897 - купеческая жена Пелагея Трифоновна Морозова (для нее и были выполнены все основные работы - и строительство дворового флигеля, и надстройка лицевого корпуса); 1900 - личный почетный гражданин Александр Николаевич Морозов; 1906, 1907 - наследники В.Д.Пехтерева; 1909 - потомственный почетный гражданин Степан Степанович Воронин. 

     

     В заключение покажу еще одну фотографию дома, относящуюся уже к 1949 году (ЦГАКФФД, шифр Гр 71494):

     

    Полный размер

     

    Перестройка идет полным ходом. Еще немного - и от наличников середины XVIII века ничего не останется...

     

  • 21 Апреля 2020, 22:15

    В дополнение к предыдущему комментарию (хотел написать сразу, но это как-то не вписалось в текст):

     

    Между домом 3 и соседним слева домом 5 был проход, заканчивавшийся тупиком (он виден уже на плане Шуберта 1828 г.). Вот его старая фотография (1938, ЦГАКФФД, шифр Гр 68753):

     

    Полный размер

     

    Из тупика вело двое ворот - налево во двор дома 5, направо во двор дома 3.

     

    Теперь здесь всё перестроено, но промежуток между домами зачем-то сохранили и украсили помпезной аркой с колоннами.

     

  • 21 Апреля 2020, 23:43
    Ответ на "промежуток между домами зачем-то сохранили и украсили помпезной аркой с колоннами." от S.P.

     это называется сохранением памяти места, Genius loci, как выражались старые краеведы:

    слева  - Малинник всех малин страны, справа - барокко 18 века с наличниками

  • 28 Января 2021, 20:55

    По этому адресу находился павильон Товарищества "Бурцев и Ко". Достоверно известно, что торговал икрой. 

  • 19 Февраля 2021, 21:09

    Небольшое дополнение к тому, что я писал об этом доме в комментариях 21 апреля, - реклама в журнале "Огонек", 1911, №38 (к сожалению, качество изображения плохое):

     

    Немного более высокое разрешение

     

    Фирма поместила целое большое стихотворение о своей деятельности (конечно, стишки довольно курьезные). А ее магазин находился на Сенной пл., 3, и в рекламе на фотографии изображен фрагмент фасада этого дома - с наличниками середины XVIII века в стиле барокко.

     

    Вот эта фотография отдельно (извините за качество - я сделал всё, что мог):

     

    Немного более высокое разрешение

     

  • 21 Июля 2023, 18:26

    Фотография П.С.Радецкого, 1913 (ГМИ СПб Инв.№-II-А-10044 ф):

     

    Более высокое разрешение

     

  • 21 Июля 2023, 18:38
    Ответ на "Фотография П.С.Радецкого, 1913 (ГМИ СПб Инв.№-II-А" от S.P.

     прекрасно, можно восстанавливать это барокко

     

    иконографический материал есть,оригинальные  кирпичи остались за сталинской штукатуркой

  • 21 Июля 2023, 20:37
    Ответ на "прекрасно, можно восстанавливать это барокко икон" от весовщик

     Зачем? Неоклассическое оформление фасадов не так уж плохо. Лучше бы восстановили доходный дом И.Д. Шустова и закрыли уродливый стеклянный пиковский пузырь.

  • 22 Июля 2023, 04:32
    Ответ на "прекрасно, можно восстанавливать это барокко икон" от весовщик

     

    Ответ на "Зачем? Неоклассическое оформление фасадов не так у" от Алексей von Fricken

     

    Ответ на "это само собой" от весовщик

     

    А еще восстановить бы всю северо-западную сторону Сенной площади, которая стала бы хорошим фоном для восстановленной церкви Успения...

    И с этого дома убрать пошлую "новорусскую" надстройку. И фонтан Тома де Томона восстановить в надлежащем виде, без позднейших искажений (а может быть, и найти для него другое место)...

     

    Увы, всё это несбыточные мечты.

  • 31 Декабря 2023, 19:53

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 23 из 47
Жилой дом
1930-е.
ЦГАКФФД СПб
Вр 49674

Добавил -
AnnaLena.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31733
Готовится: 69
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 6602