Публикация
Декорационный зал и магазин дирекции Императорских театровБольшая Подьяческая ул., 20
Вознесенский пр., 39
Фото - Здания Декорационного зала и Экипажного заведения дирекции Императорских театров. Декорационный зал и магазин Пам. арх. (регион.) 1839 - арх. Кавос Альберт Катаринович (Перестроен) ([ 1884-1885 - арх. Шретер Виктор Александрович - перестройка ("Зодчий", 1886, №3-4, C.26,27) ([
Первоначальное здание было построено по проекту, составленному А.К.Кавосом в 1839 г. Этот проект имеется в деле: Чертежи зданий экипажного заведения на участке, принадлежавшем Дирекции императорских Петербургских театров по Вознесенскому пр., 39 и Б.Подъяческой ул., 20 Крайние даты документов: 1837–1850 Количество листов: 37 На каждом листе написано: "Подписал архитектор А.Кавос." В 1884-1885 гг. В. А.Шретер полностью перестроил здание внутри, а отделку фасадов А. К. Кавоса не изменил (может быть, за исключением некоторых деталей?). Но все-таки и внешний вид здания изменился благодаря надстроенной Шретером металлической конструкции декорационной мастерской. (Добавил:
Материалы о строительстве здания в 1884 - 1885 гг. есть в трех номерах журнала "Зодчий" за 1886 г.: в №3-4 - статья, написанная самим В. А. Шретером, а в №№ 7-8 и 9-10 - чертежи здания.
"Существовавший на месте нынешнего здания сарай для хранения театральных декораций, построенный, судя по типу его, по конструкции и проч., быть может, одновременно с Большим театром, пришел к 1883 г. в такую ветхость, что представлял серьезную опасность и не мог служить более своему назначению. <…> В 4-м этаже существовал некогда декорационный зал, уничтоженный, должно быть, очень давно, вероятно тогда, когда потребовалась поддержка стропил стойками. <…> Так как магазины отопления не имеют, а пол находящегося наверху декорационного зала должен быть безусловно теплый, чтоб не стыла на нем краска (декорации пишутся, как известно, на полу), то пришлось устроить промежуточный, 4-й, этаж, в котором сшивается и подготовляется полотно, производится починка и подделка декораций на рамки. Работы начались 2-го апреля 1884 года, а через год, т. е. 14 апреля 1885 года последовало торжественное освящение зала. <…> (Выдержки из статьи В. А. Шретера "Декорационный зал и магазин Дирекции Императорских театров в Большой Подъяческой ул." "Зодчий", 1886, №3-4, С.26,27; добавил: "Долгое время в Петербурге не было никакого удобного помещения, ни специальной мастерской, где бы писались декорации, спрос на которые возрастает с каждым годом все более и более. В императорских театрах декорации обыкновенно писались в помещениях над зрительными залами, где от духоты и жара работать было весьма тяжело. Теперь администрация театров позаботилась выстроить специальное помещение для декорационной мастерской, снабженное всеми удобствами. Эта мастерская находится в Большой Подъяческой и помещается в высоком трехэтажном здании. В нижнем этаже устроен склад декораций. В среднем - производят подготовительные работы к подклейке декораций и укреплению их на рамки: в верхнем - в декорационной зале - пишутся самые декорации. Как видно из рисунка, эта зала весьма обширна. В ней около 18-ти сажен длины и 9-ти ширины. Огромные окна дают днем много света, а по вечерам мастерская освещается электричеством. Декорации расстилают по полу и пишут клеевыми красками, а для наблюдения общего эффекта устроена висячая галерея. Мастерская официально открыта 14-го апреля 1885 года с приличным случаю торжеством. На открытии присутствовали директор театров И.А.Всеволожский и другие представители администрации театров, многие артисты в журналисты. Мастерской заведует известный декоратор Матвей Андреевич Шишков, состоящий на службе дирекции театров с 1849 года и немало послуживший делу образования в России художников-декораторов." (Статья "Декорационная мастерская в Петербурге" в журнале "Всемирная иллюстрация", 1886, №922, C. 203) В том же номере "Всемирной иллюстрации" на C. 197 помещены (Добавил:
Кооперативная промысловая производственная артель "Швейница" образована 16 февраля 1933 г. (реестровый № 1048/4). С 01 января 1942 г. в "Швейницу" влилась артель "им. 3-й Пятилетки", организованная в 1941 г. (распоряжение № 130 от 21 декабря 1941 г. и распоряжение № 131 от 05 января 1942 г. по артели "Швейница"). В августе 1942 г. в "Швейницу" влилась артель "1-е Мая", организованная в 1929 г., и располагавшаяся в Гостином Дворе (1940 (С. 202): Невская линия пом. 22-23 Входит в сист. Леншвеймасспромсоюза. Пошивка мужского, дамского и детского белья Цеха: Загородный, 9, Корпусная. 20 В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 554 от 10 августа 1956 г. "О реорганизации промысловой кооперации" производственно-промысловая артель "Швейница" реорганизована в швейную фабрику "Швейница" (приказ № 1 от 10 сентября 1956 г. по швейной фабрике Швейница"). (spbarchives.ru 28.09.2017; Фабрика "Швейница" в 1960-1970-х гг. располагалась в Апраксином дворе,
1940: "Швейница" артель Б. Подъяческая, 20 Входит в систему Леншвеймасспромсоюза. Пошивка дамского, мужского, детского и постельного белья ( Ленинград - 1940 С. 202)
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [268.1].
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-22 от 21.07.2009 г. [ ].
![]() ![]() Добавил: Blackadder, 10 Сентября 2009, 20:42
Редактировано: 30 Августа 2020, 02:21
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house8406.html' target='_blank'>Декорационный зал и магазин дирекции Императорских театров на Citywalls.ru</a>
Всего 13 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32493
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 8
Гостей: 1062
Зарегистрировано: 14598
Всего сегодня: 12286
|
В публикации даны довольно подробные сведения об использовании здания в советское время, а о главном - об истории строительства в XIX веке - даны только очень краткие сведения в титуле и в начале публикации. В комментарии Сергея Г показано изображение первоначального здания, построенного в 1839 г. А.К.Кавосом, но это изображение до сих пор не попало в публикацию. А история перестройки по проекту В.А.Шретера вообще никак не отражена.
Попробую восполнить пробел.
1. Материалы о строительстве здания в 1884 - 1885 гг. есть в трех номерах журнала "Зодчий" за 1886 г.: в №3-4 - статья, написанная самим В.А.Шретером, а в №№7-8 и 9-10 - чертежи здания.
Выдержки из статьи В.А.Шретера "Декорационный зал и магазин Дирекции Императорских театров в Большой Подъяческой ул." ("Зодчий", 1886, №3-4, с.26,27). (Я опускаю различные технические подробности и экономические расчеты; прочитать статью полностью можноздесь ):
"Существовавший на месте нынешнего здания сарай для хранения театральных декораций, построенный, судя по типу его, по конструкции и проч., быть может, одновременно с Большим театром, пришел к 1883 г. в такую ветхость, что представлял серьезную опасность и не мог служить более своему назначению. <…>
В 4-м этаже существовал некогда декорационный зал, уничтоженный, должно быть, очень давно, вероятно тогда, когда потребовалась поддержка стропил стойками.
<…>
Помещения утилизировались <…> очень невыгодно; уборка и выноска были крайне затруднительны, соблюдшие порядка и поверка почти невозможны, сильная порча вещей неизбежна.
Ввиду всех этих обстоятельств было решено перестроить здание заново, переменив при этом и самую систему хранения.
<…>
Большая правая сторона магазина занята отделением, равняющимся по высоте трем этажам, для "кулис", хранящихся в пряслах стоя, по обе стороны среднего прохода. Кулисы имеют вышину до 15 арш. при ширине около 4 1/2 аршин.
В левой, меньшей половине сарая хранятся в 1-м этаже так называемые "сборки", бережки и проч. (Versetzstücke), т.е. мелкие декорации, натянутые на деревянные рамки.
Пространство 2-го и 3-го этажей левой стороны занято стеллажами для "навесных декораций", завесов, паддуг и арок, свернутых и имеющих длину до 10 саж. К этому отделению ведут снизу две стремянки.
Так как магазины отопления не имеют, а пол находящегося наверху декорационного зала должен быть безусловно теплый, чтоб не стыла на нем краска (декорации пишутся, как известно, на полу), то пришлось устроить промежуточный, 4-й, этаж, в котором сшивается и подготовляется полотно, производится починка и подделка декораций на рамки.
В 5-м этаже, наконец, помещается зал для писания декораций, длина 19 саж. ширина 8,5 саж. <…>
<…>
Кроме вышеупомянутых помещений в здании имеется еще таковое для приборов отопления и освещения и 2 жилые комнаты для сторожей, истопника и машиниста. При зале отгорожены кабинеты для декоратора и его помощника и несколько кладовых для материалов.
К стропилам зала подвешена с боку по направленно длинной, обращенной на запад стены, галерея для обозревания письма декораций.
Работы начались 2-го апреля 1884 года, а через год, т. е. 14 апреля 1885 года последовало торжественное освящение зала.
<…>
Помощником при описанной постройке состоял гражданский инженер А. П. Афанасьев."
Чертежи здания (я даю их в порядке обратном тому, в котором они опубликованы - мне кажется, что так они будут лучше восприниматься); ср. с описанием в статье В.А.Шретера.
"Зодчий", 1886, №9-10, лист 44:
Там же, лист 43:
Там же, лист 41-42:
"Зодчий", 1886, №7-8, лист 39-40:
2. Статья "Декорационная мастерская в Петербурге" в журнале "Всемирная иллюстрация", 1886, №922, с. 203:
"Долгое время в Петербурге не было никакого удобного помещения, ни специальной мастерской, где бы писались декорации, спрос на которые возрастает с каждым годом все более и более. В императорских театрах декорации обыкновенно писались в помещениях над зрительными залами, где от духоты и жара работать было весьма тяжело. Теперь администрация театров позаботилась выстроить специальное помещение для декорационной мастерской, снабженное всеми удобствами. Эта мастерская находится в Большой Подъяческой и помещается в высоком трехэтажном здании. В нижнем этаже устроен склад декораций. В среднем - производят подготовительные работы к подклейке декораций и укреплению их на рамки: в верхнем - в декорационной зале - пишутся самые декорации. Как видно из рисунка, эта зала весьма обширна. В ней около 18-ти сажен длины и 9-ти ширины. Огромные окна дают днем много света, а по вечерам мастерская освещается электричеством. Декорации расстилают по полу и пишут клеевыми красками, а для наблюдения общего эффекта устроена висячая галерея. Мастерская официально открыта 14-го апреля 1885 года с приличным случаю торжеством. На открытии присутствовали директор театров И.А.Всеволожский и другие представители администрации театров, многие артисты в журналисты. Мастерской заведует известный декоратор Матвей Андреевич Шишков, состоящий на службе дирекции театров с 1849 года и немало послуживший делу образования в России художников-декораторов."
В том же номере "Всемирной иллюстрации" на с. 197 помещены рисунки, на которых изображены внутренние помещения и внешний вид здания, а также портрет заведующего декорационной мастерской М.А.Шишкова:
Интересная (на мой взгляд) подробность: автор рисунков - впоследствии известный художник А.П.Рябушкин. В начале деятельности он подрабатывал во "Всемирной иллюстрации".
В дополнение к сказанному:
В публикации не указан номер страницы в [99]. Даю его: [99], с. 338. Но следует иметь в виду, что в [99] перестройка здания датируется немного по-другому: 1883 - 1884. Такая датировка проитворечит процитированным здесь статьям, согласно которым строительство началось в 1884 г. (см. статью В.А.Шретера), а освящение здания состоялось в 1885 г. (см. обе статьи). Видимо, следует оставить в публикации имеющуюся сейчас датировку 1884 - 1885 гг. и указать два источника - [99] (в том, что касается здания Кавоса) и статьи Шретера.
P.S. Специально для Алексея von Fricken (и заодно для ленарха): обратите внимание - в данном случае (так же, как и во многих других) я не даю ссылку на свой сайт. Причина простая - у себя на сайте я эти материалы не поместил (пока?), так что "рекламировать" нечего.