Публикация

Дом Н. П. Басина

Здание на карте
фото
Архитекторы: Басин Н. П.
Никонов Н. Н.
Год постройки: 1878-1879
Стиль: Неорусский

Фото - Наталия.  07.2018 г.

Собственный доходный дом арх. Н. П. Басина             русский стиль

пл. Островского, 5 - пер. Крылова, 7

Пам. арх. (регион.)

1878-1879  - арх. Басин Николай Петрович, при участии Н. Н. Никонова 

 

 

Сооружен по его проекту владельца арх. Н. П. Басина в 1878-1879 гг.

 

Фасады дома с разнообразными по рисунку окнами с резными "полотенцами", кокошниками, столбиками-кубышками, по мнению некоторых исследователей, созданы по рис. арх. И. П. Ропета и Н. Н. Никонова.

Живописный силуэт, насыщенность декора выделяют дом  в окружающей застройке. 

При этом он является хрестоматийным примером игнорирования ансамбля Александринского театра, созданного в эпоху классицизма.

  • фото

    Зодчий, N12.
    СПб., 1881. Л.59
    (добавил -
    Vladimir-2013)

  • фото

    Фото 1881 г.- Зодчий, N12.
    СПб., 1881. Л.58.

  • фото

    Фруктовый магазин
    И.А.Поэнта. Внешний
    вид магазина. СПб. 1913 г.
    (добавил Ладада)

  • фото

    Старая открытка.

  • фото

    ВПб на 1900 г.
    реклама в конце
    книги
    (добавил Ansaldo)

  • фото

    1996. Бывший дом
    арх. Н. П. Басина.
    Фото - Jan Gloc
    pastvu.com

    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Фрагмент схемы
    РГИС 2020 г.

  • фото

    2022. Фрагмент схемы РГИС.
    ОКН: Собственный дом арх. Н. П. Басина.
    1878. Категория охраны: Р.
    Решение Малого Совета СПб горсовета
    № 327 от 07.09.1993.
    (добавил V_Malyj )

  • фото

    Яндекс карта 2024 г.
    (добавил люблюпитер)

На фоне театра стоят прекрасные флигеля с Театральною улицею между ними, и следовало их загнуть до Толмазова переулка и закончить тут - так, должно быть, и задумано автором, а на деле вышло совсем другое. На углу Толмазова переулка архитектор Н. П. Басин построил себе дом в петушином русском того времени стиле, что-то вроде кондитерского пирога, рядом дом для Кредитного общества и следующий обыденный доходный  дом Голубева, примыкающий углом к монументальному творению Росси. На другой стороне на углу стоял старый деревянный цирк, в котором до 80х годов помещался театр-буфф Федотова, а затем был сломан ....площадь нарушили, испортили вконец.

Л.Н. Бенуа

(Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века Том 2: Петербург 1860-1890х годов

в контексте градостроительства пореформенной России. - СПб., Крига, 2014, С.402; добавил: Алексей von Fricken)

 

Так описывал дом Басина В. В. Стасов в своей большой обзорной статье «Двадцать пять лет русского искусства»:

«Живописность общего, крупные массы и всего красивее средняя часть, увенчанная очень своеобразными низенькими куполами, ряд тройных окон с средним выходящим выше, на манер византийской и древнерусской архитектуры, резные карнизы повсюду, русские колонки кубышками и столбиками, рассеянные по обоим фасадам, все это вместе - ново и оригинально, все это образует необыкновенно художественное целое, выпуклое, полное теней, света и колорита, достойное соперничать по оригинальности со старыми итальянскими и французскими дворцами XVI века».

(цит. по  В.  Г.  Лисовский,  Архитекторы второй половины XIX века, с. 518-534. 1998  Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века - СПб.: Лениздат. 2000)

Там же -" Можно, пожалуй, во многом согласиться со Стасовым, если вглядеться в фасады дома Басина пристальнее и при этом мысленно «отгородить» здание от театрального ансамбля. Действительно, декоративный убор дома выполнен по-своему мастерски, и даже виртуозно,- настолько, что заставляет предполагать участие в его создании крупного мастера «русского стиля». К числу таких мастеров нельзя, судя по другим его известным нам работам, отнести владельца дома - архитектора Н. П. Басина, чья подпись стоит на проекте. Вместе с тем декоративные композиции фасадов этого дома могут напоминать некоторые работы известного мастера «русского стиля» И. П. Ропета. Стасов, высоко оценивая дом как программное произведение, связывал его с именами и Ропета, и Никонова. Возможно, это не противоречит истине: архивные документы подтверждают факт близкого знакомства И. П. Ропета и Н. Н. Никонова. Время от времени Ропет даже давал Никонову работу, в которой тот, по-видимому, нуждался. Например, в письме В. В. Стасову от 27 февраля 1887 года Ропет, рассказывая о деловом визите к Никонову, писал, что ему только «приходилось любоваться рисованием Николая Никитича - как это, впрочем, всегда бывает при виде его работ». Приятельские отношения и верность одним и тем же творческим принципам вполне могли служить такой базой, на которой развивалось творческое содружество обоих мастеров «русского стиля». Таким образом, вполне вероятно, что общее решение дома Басина, включая планировку его этажей, принадлежало владельцу участка, тогда как композицию фасадов сочинили совместно Ропет и Никонов"                                                                                     (добавил весовщик)

Чертежи дома академика архитектуры Н. П. Басина по Александринской площажи № 5 и Толмазову переулку № 7 с указанием предшествующего владельца (жена купца Пшеницына) Фасады, разрезы, поэтажные планы. Архитекторы К. И. Росси, Н. П. Басин (1834-1878 гг.)    (добавил Элеонора)

 

В этом доме в 1870-е - 1880-е годы жил архитектор Н. П. Басин 

(Список членов С-Петербургского общества архитекторов на  01.01 1878 г.;

А. Г. Шкларевич  Строительный адрес-календарь на 1880 г. С-Петербург  1880  С. 1-42;

 А. Г.. Шкларевич  Строительный адрес-календарь на 1881 г.  С-Петербург 1881  С.1-48)   (добавил Val 39)

 

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения  (7802377000).

  • фото

    Парадная по
    пл. Островского

  • фото
  • фото
  • фото

    На потолке в холле

  • фото
  • фото

    Декор стен в холле

  • фото

    1 этаж

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Между 1 и 2 этажами

  • фото

    09.02.2012

  • фото
  • фото
  • фото

    На 1 этаже

  • фото

    Декор стен над маршами

  • фото

    На чердак

  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 12.2013.

  • фото

    Лицевая парадная

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер,
    06.06.2024.

79 комментариев
32101 просмотр
Добавил: Blackadder, 22 Августа 2008, 10:48
Редактировано: 20 Июня 2022, 19:09
Оцените:
(36 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1563.html' target='_blank'>Дом Н. П. Басина на Citywalls.ru</a>
Всего 79 комментариев
  • 14 Августа 2024, 14:10

     

    доходный дом зеебобэ на садовой 83,  балкон и эркер. двойного балкона на эркере найти не удалось.

  • 14 Августа 2024, 14:11

    линия бифоров второго этажа перекликается с угловым бифором третьего этажа, что придает фасаду облик корабля. 

  • 23 Февраля 2025, 13:58
    23.02.2025.  Ответ на "линия бифоров второго этажа перекликается с угловы" от андрей словохотов

     Нельзя ли пояснить, что такое "бифоры"? Видимо что то выступающее, но ЧТО? И где тут "облик Корабля"?

  • 23 Февраля 2025, 14:23
    Ответ на "23.02.2025.  Ответ на "линия бифоров второго " от IGBO

     Поиск Яндекса в помощь...

    "ГИРЬКА («вислый камень») – фигурная архитектурная деталь в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька служит опорой для двух малых декоративных арочек, обычно расположенных под объединяющей их большой аркой.

    В русской архитектуре гирька была особенно популярна в XVII веке и служила украшением парадных крылец в хоромах, каменных палатах, храмах. В XIX веке она стала символом «русского стиля» и часто использовалась, например, в Торговых рядах (ГУМ).

    Такая, казалось бы, очень русская деталь имеет итальянское происхождение от флорентийских окон – бифоров. Предположительно, впервые этот элемент использовал Аристотель Фиораванти в оформлении Успенского Собора Московского Кремля."  https://vk.com/wall-118304678_11738

     

    Несмотря на кораблестроительное образование, корабля не наблюдаю...

    В комментах словоохотливый товарищ ещё не то писал...

  • 23 Февраля 2025, 14:55

    "Бифо́рий (лат. biforis — двусторонний, на две стороны) — арочное окно или проём, разделённый колонкой или столбиком на две части.

    Бифорием может называться сдвоенная арка либо два арочных окна с колонкой или пилястрой посередине. Два узких окна перекрыты небольшими арочками и объединены общим архивольтом.

    ...

    Бифора была очень популярна в раннехристианской и византийской архитектуре, она также присутствовала в мусульманской архитектуре в Испании. Позже бифора была в значительной степени забыта и вернулась в моду в девятнадцатом веке в период эклектики и повторного открытия древних стилей.

    См. также: Трифорий"    ru.wikipedia.org/wiki/Бифорий

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32493
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 878
Всего сегодня: 1433