Публикация
Ростральные колонныФото - Ростральные колонны Стрелка ВО. Биржевая пл., 4х 1805-1810 - арх. Тома де Томон Ж.-Ф. 1926-1928, 1947-1949, 1997-1998 - реставрация
Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга - являются неотъемлемой частью ансамбля Стрелки Васильевского острова. Возведены по проекту арх. Ж.-Ф. Тома де Томона одновременно с центральным зданием Для составления проекта нового облика Стрелки ВО Тома де Томону потребоваось несколько лет поисков. При работе над архитектурным ансамблем он создал несколько разных вариантов её образа. Композиционная идея центрально расположенного здания Биржи и фланкирующих его Ростральных колонн возникла уже в 1801 г. Долго и тщательно архитектор работал над выверением пропорций Ростральных колонн. В первоначальном проекте колонны носили декоративный характер, были небольшими по размерам. В дальнейшем Ростральные колонны были отодвинуты от здания Биржи, увеличен их размер, введен скульптурный декор. Окончательный проект был утвержден 26 февраля 1804 г. После утверждения проекта была создана "Комиссия по построению биржевого здания и обложеню невского берега камнем" во главе с Н. П. Румянцевым. Монументальным сооружениям ростральных колонн придавалось огромное значение. Об этом говорит тот факт, что все работы по их проектированию и строительству проводились под руководством Совета Академии художеств, возглавляемым А. Д. Захаровым. Основные работы по строительству биржевого ансамбля закончились в 1810 г.
Ростральные колонны (от лат. rostrum - нос корабля) - монументальные памятники, символизирующие морские победы, морское могущество страны. Традиция установки Ростральных колонн восходит к Древнему Риму. Ростральные колонны в России получили распространение в период классицизма. Ростральные колонны появились на Стрелке Васильевского острова в 1810 г. Считается, что одна из них была маяком для судов на Малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 г., когда торговый порт был переведен на Гутуевский остров.
Высота каждой колонны 32 м. Колонны украшены металлическими скульптурными изображениями ростр - носовых частей кораблей и изображениями якорей. У подножий Ростральных колонн 4 скульптуры. Скульптура выполнена из пудостского камня. На вершинах на квадратных площадках установлены металлические треножники с чашами-светильниками. Доступ к чашам - по винтовым лестницам, устроенным внутри колонн. Колонны покоятся на ступенчатых гранитных основаниях, которые одновременно служат постаментами каменных изваяний.
В определении наименования фигур у подножия Ростральных колонн отсутствует единство мнений. Утверждение, что здесь представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек. Лишь тематическое согласование со скульптурным оформлением Биржи и некоторые атрибуты говорят в пользу этой точки зрения - одна из мужских фигур правой рукой сжимает рулевое весло, а левая покоится на сосуде, из которого струится вода. Мужчина у второй колонны левой рукой опирается на лот. Обе женщины изображены с мореходными атрибутами; одна из них держит еще и рог изобилия, наполненный фруктами.
Томон предполагал отлить все украшения Ростральных колонн к из чугуна, но никто не взялся за такую сложную работу. Поэтому в 1809 г. было решено сделать скульптуры из пудостского камня, а трофеи из железа. Пудостский камень добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость. Структура этого камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности. Для создания скульптурного убранства Ростральных колонн "Комиссия ..." обратилась в Академию художеств. Совет АХ решил поручить этот заказ скульпторам В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротиловау, И. И. Теребенёву, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву. Но запрошенная ими цена показались академии высокой, и был объявлен конкурс. Желающие выполнить скульптурные группы за меньшую цену нашлись. Позднее удалось установить авторов скульптур. Аллегорические статуи изготовлены по моделям скульптора из Антверпена И. Камберленом (Днепр) и француза Ж. Тибо (Нева, Волхов и Волга), с которыми был хорошо знаком Тома де Томон. Мужская фигура на северной колонне - работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта. ? Выполнение в 1809-1811 гг.
Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн. Примечательна композиция и пластика фигур, рассчитанная на обзор издалека. Все фигуры сидят в почеркнуто застывшей позе, угадывается лишь сдержанная внутренняя динамика. Формы выявленны обощенно. В композиции фигур сохранено ощущение каменного блока, что почеркивает монументальность фигур.
Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы при строительстве Ростральных колонн были выполнены артелью мастера С. К. Суханова. Производство якорей и ростов было поручено кузнецам Шапову, Васильеву и Королькову.
Главным украшением Ростральных колонн являются ростры. С античных времен якори и ростры служили трофеями, добытыми в морских сражениях. На стволе каждой колонны симметрично в 4 яруса укреплены по 8 корабельных ростр с различными украшениями. Самая крупная их пара расположена внизу колонны. Одна носовая часть обращена к Бирже, а другая - к реке. Ростры украшает фигура речного божества - наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую - изображения морских коньков. (тритон, волк) Колонны также украшены рельефными якорями.
На вершинах колонн установлены металлические треножники с чашами: в XIX в. в них заливалось масло, которое зажигали с наступлением сумерек, и Ростральные колонны служили в качестве маяков при подходе к Петербургскому морскому порту. Доступ к чашам осуществлялся по винтовым лестницам, находящимся внутри колонн. Маяки служили до 1885 г., их зажигали в туман и ночью. Внутри колонны имеют винтовые лестницы, ведущие на верхние площадки, где помещены треножники с жаровнями, предназначенные для сигнальных огней. Вначале в жаровнях жгли конопляное масло, но раскаленные брызги падали вниз на головы прохожих. Потом заливали смолу. В 1896 г. к светильникам подвели электрические лампы, но в связи с большими расходами на электричество этот способ освещения был отвергнут. Основные работы по строительству биржевого ансамбля закончились в 1810 г.
[*] - Ленинград. Планировка и застройка. 1945-1957.
В годы Великой Отечественной войны декоративное убранство Ростральных колонн пострадало от осколков артиллерийских снарядов и авиабомб. Послевоенным восстановлением скульптурных групп у Ростральных колонн руководил скульптор И. В. Крестовский. В 1947-1949 все детали заменены дубликатами, изготовленными из листов патинированной меди.
В 1957 г. к чашам светильников был проведён газ. В этом году (с опозданием) отмечали 250-летний юбилей Петербурга. В дни празднования были впервые зажжены газовые факелы. По традиции они зажигаются ежегодно в дни празднеств и торжеств.
Реставрационные работы проводились в 1926-1928 и 1947-1949 гг. Последние проходили в 1998-1999 гг. Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, осадков, промышленных выбросов. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать. Во второй половине 1920-х гг. власти г. Ленинграда были вынуждены срочно начать восстановление городских памятников (в том числе и Ростральных колонн), т.к. к этому времени многие из них находились в катастрофическом состоянии. Для проведения восстановительных работ были приглашены известные профессиональные скульпторы. Руководил работами ск. И. В. Крестовский. О состоянии памятника Крестовский писал: "Скульптуры к моменту их реставрации, проводившейся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, и каждый раз новым цветом. Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок". И в дальнейшем возобновление утраченных деталей осуществлялось по сложившимися традициями - из цементных растворов с применением железных крепежных стержней и скоб, что становилось причиной новых разрушений природного камня. При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской. В 1996 г. встал вопрос об очередной реставрации. При реставрации скульптуры Ростральных колонн использовалась методика, разработанная НИИ "Спецпроектреставрация" и опробованная сотрудниками Эрмитажа при реставратии Адмиралтейства. В первую очередь скульптура была промыта, удалены сажистые загрязнения, а затем нейтрализованы биопоражения. Поздние доделки, выполненные из чужеродных материалом, способствовавших разрушению скульптуры, были удалены. Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей, выполнив их в пудостском известняке. Крепление недостающих деталей, устранение сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технология изготовления стержней разработана в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ "Спецпроектреставрация" предложили использовать корундовую керамику в реставрационной практике. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк. (О. Мозговая. Ростральные колонны - символ морских побед. журн. Наука и жизнь. N 2. 2000.)
Сейчас по ночам Ростральные колонны и другие сооружения Стрелки Васильевского острова подсвечиваются прожекторами. На молодежном сленге Ростральные колонны называют "Факела". (текст
([]93]. С. 99.) ([*] - Ленинград. Планировка и застройка. 1945-1957.) (Шуйский В. К. Тома де Томон. (Зодчие нашего города). Лениздат. 1981. С. 26-149.) (Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Искусство. Ленинградское отделение. 1991. С. 35, Mary) (Энциклопедический справочник. Санкт-Петербург. М. Большая Российская энциклопедия. Белова Л. Н.) (И. Лисаевич. И. Бетхер-Остренко. Скульптура Ленинграда. Изд. Искуство. Ленингра. Москва. 1965. С. 37-44., Mary) (Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга, Три века истории.Славия.,СПб.,2004. Пукинский Б..Санкт-Петербург 1000 вопросов и ответов.Норинт.,СПб. 2007.) (Гусаров А. Ю. Памятники воинской славы Петербурга. СПб, 2010) (по материала СМИ, Mary) (Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX-XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. М., 2008.) (текст
10 комментариев
15939 просмотров Добавил: Mary, 3 Января 2017, 23:16
Редактировано: 28 Ноября 2023, 00:48
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house27663.html' target='_blank'>Ростральные колонны на Citywalls.ru</a>
Всего 10 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32150
Готовится: 72
Улицы: 2700
Архитекторы: 4138
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14230
Всего сегодня: 3569
|
8.01.2012