Публикация
Соляной городок (по наб. Фонтанки)
|
Архитекторы: | Фонтана Л. Ф. Гартман В. А. Китнер И. С. |
Год постройки: | 1869-1870, 1876-1881 |
Стиль: | Эклектика |
Фото - Влада, 10.2012.
Соляной городок - Сельскохозяйственный музей эклектика
наб. р. Фонтанки, 10 - ул. Пестеля, 2 - Гангутская ул., 1
1780-е - арх. Волков Федор Иванович - соляные склады
1869-1870 - Фонтана Людвиг Францевич, Гартман Виктор Александрович (интерьеры) - перестройка для Всероссийской
мануфактурной выставки ([
1876-1881 - арх. Китнер Иероним Севастьянович - перестройка под Сельскохозяйственный музей (Гангутская ул., 1)
([
1870-е - нач. XX в. - приспособление под музейные помещения.
Соляной городок
В начале XVIII в. на этой территории находилась Партикулярная верфь.
В это время Нева была объявлена главным городским проспектом. Каждое воскресенье Петр I устраивал обязательные лодочные учения - все учились ходить под парусом. Причем, те, кто гребли веслами, платили большой штраф за каждое весло. Также было запрещено наводить мосты через Неву. Потребность в судах была большой, и по чертежам Трезини соорудили Партикулярную верфь, где строились небольшие суда для жителей города.
Первоначально все здания на участке были деревянными. В 1740-х гг. под руководством И. К. Коробова строения были заменены каменными.
От комплекса верфи сохранилось лишь здание
В 1780-х гг. на месте Партикулярной верфи были устроены склады для соли и вина, и место получило название "Соляной городок".
В 1780 г. по проекту арх. Ф. И. Волкова было сооружено строгое, протяженное здание.
Фасад первоначального здания, 1780-е, арх. Ф.И.Волков.
(Собрание планов, фасадов и разрезов примечательных
зданий С.Петербурга. СПб, 1826)
(добавил S.P.)
План 1753 г.
(Барановский Г.В.
Архитектурная энциклопедия
второй половины XIX века)
(добавил О.Лабзина)
Здание Мануфактурной выставки
1870 г. в Петербурге.
Акв. Л. Н. Бенуа и
Н. П. Красовского. 1880 г.
(добавил Mary)
Фонтанка. Цепной мост.
Старая открытка.
На фотографии А. Лоренса
1860-х виден угол здания
до перестроек 1870-х годов
Императорский
Сельскохозяйственный
музей. 1881
Средняя часть главного фасада
Журнал «Зодчий», 1881
(добавил nikspb)
(Иллюстрированное описание
Всероссийской Мануфактурной
выставки 1870г. Приложение
к журналу "Всемирная иллюстрация",
№9-10)
Изображение центральной
части фасада
(Приложении к журналу
"Всемирная иллюстрация" (№1-2)
Центральная скульптурная
группа изображена в виньетке
Приложения...
План Всероссийской
Мануфактурной выставки
1870 г.
сайт
Сад, фонтан и
вход в аквариум
Железное производство
и машинное отделение:
I. Главный отдел машин
Железное производство
и машинное отделение:
II. Выставка заводов
Н.Путилова
Морское ведомство:
I. Общий вид
галереи
Лен, пенька и
шерсть: I. Выставка
изделий фабрики барона
Штиглица
Столярные изделия
и мебель: IV.Галерея
мебели и резьбы
из дерева
Общество попечения о
больных и раненых воинах:
I. Общий вид на киоск,
литьеры, носилки и проч.
Педагогический отдел: I
Лестница и вход
в царские комнаты
на выставке
(добавил S.P.)
Главный зал Сельскохозяйственного
музея, фото начала XX в.
(А.Л.Пунин. Архитектура Петербурга
середины и второй половины XIX века.
Том III. СПб, "Крига", 2019, с. 472)
(добавил S.P. )
1900-е гг.Фасад здания
музея Императорского
русского технического общества
Фото - Елецкий И. И.
ЦГАКФФД СПб А 659
{(добавил Ладада)
1914г. Фото - Штейнберг
Яков Владимирович
ЦГАКФФД СПб Е 18358
(добавил
"Весь Ленинград" на 1940 г.
(добавил Элеонора)
1948-1952 гг.
1959 г.
сайт pastvu.com
«Смена» №78(13794)
от 03.04.1971 г. (С.1)
(добавил
Ремонт здания, предположительно
в конце 1970-х или начале 1980-х гг.
(добавил
Как видно из Плана Всероссийской Мануфактурной выставки 1870 г. здание выставки было больше, чем сейчас, и занимало всю территорию Соляного городка, за исключением
Интерьеры Всероссийской мануфактурной выставки были первой значительной работой Гартмана - лидера фольклорного варианта "русского стиля" - национального направления в эклектике. ("Гартмановское" направление позже получило не вполне справедливое название ропетовщины, по имени (точнее, псевдониму) И. П.Ропета - последователя Гартмана.)
В отличие от фасадов, выполненных в общеевропейских формах, интерьеры и внутренний двор были обильно украшены русской резьбой.
Только в некоторых, немногих помещениях не было русской национальной резьбы. Таковы были, в частности, отделы, посвященные национальным окраинам, - Ташкентский, Кавказский. (На мой взгляд, эти помещения вообще малоинтересны по архитектуре, и я не показываю их изображения). Кроме того, покои Императорской фамилии были оформлены в европейском духе. (см. Лестница и вход в царские комнаты на выставке) (Добавил:
Внешнее богатое оформление здание получило в 1870 г. по проекту арх. Л. Ф. Фонтана. В это время здесь размещалась знаменитая Всероссийская промышленная выставка. Фасад, выходящий на набережную, оформлен монументальным порталом, украшенным скульптурой и лепкой. В простенках между окнами установлены скульптуры кариатид.
Для нее на территории Соляного городка были выстроены временные павильоны.
Фото - С. Васильев. 2008 г.
Фото - GT , 2015.
Фото - Mary, 2012.
Фото - Mary, 2012.
Со стороны Гангутской ул.
Со стороны Гангутской ул.
Фото - Mary, 2010.
угол Гангутской ул.
Фото - GT, 2015
Фото - Anastas , 2008.
Фото - _yuliarib_, 07.2023.
В августе 1956 г. из Феодосии в Ленинград, на Фонтанку - 10, было перебазировано управление, часть служб и испытательные отделы Научно-исследовательского института №15 ВМФ. В 1957 г. институт был передан в состав ВВС, с тех пор неоднократно претерпевал реорганизацию, менял названия и подчинённость, но сохранял основной профиль деятельности - разработка авиационной техники для морской авиации. Профильное учреждение находится в этом здании до настоящего времени, т. е. почти 66 лет! (добавил
1922: Общество распространения естественно-исторических знаний, Фонтанка, 10. (Весь Петроград - 1922. Кол. 660)
1923: Русское общество распространения естественно-исторического образования, Фонтанка, 10. (ВПг 1923. С. 252) (
1962: З-д «Электропульт» Гос. союзный Упр. электротехнич. пром-ти ЛСНХ - ул. Пестеля, 2
(Список абонентов ЛГТС. Часть II. 1962 г. С.66)
1965: З-д «Электропульт» - ул. Пестеля, 2 ([
1970: Завод «Электропульт» - ул. Пестеля, 2 (Список абонентов ЛГТС. 1970 г. С.66) (добавил
Зал б. музея с примечательным
металлическим покрытием
1876-1881 гг..по проекту
И.С.Китнера и инженеров
С.Б.Лукашевича и О.Е.Креля.
Вид этого же главного
зала во время
реконструкции
Добавил - весовщик .
1820-е гг.Фрагмент
литографии К.П.Беггрова
по рис. Г.Треттера "Вид
цепного Пантелеймоновского
моста через Фонтанку"
Сохраняется фрагмент
первоначального фасада,
только окошки заложены
Фото - S.P., 29.09.2012.
Приложение
к Топ-плану 2004
(обавил IVa)
Флигель лит. К. Вид с севера
Фото - люблюпитер, 03.07.2023.
Сельскохозяйственный музей (арх. И. С. Китнер, 1876-1879) в Соляном городке был со стороны Рыночной ул. (Гангутской).
В декабре 1906 г. в помещении Сельскохозяйственного музея проходил Первый Всероссийский женский съезд. В 1927 в здании музея находилось Общество ревнителей материального образования (ОРМО). Заместителем председателя его был Б. Б. Пиотровский, будущий директор Эрмитажа. (
Лаборатория экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений располагалась со стороны Фонтанки с 1915 г.. Это был центр педологического движения в России.
(История Петербурга №5(9)/2002)
1*
План музея. из статьи: Н.В. Вехов Императорский сельскохозяйственный музей. Московский журнал. № 2 (278). Февраль 2014. С.4
Фото - student, 2010.
Фото - С. Васильев. 2008.
Фото - Mary 2008.
Фото - Анютик 07.2012.
Фото - Влада , 04.2016.
Фото - Мышь, 03.2016.
Деталь двери
по наб. р. Фонтанки.
Фото -
Вид на холл
(со стороны Гангутской ул.)
На стене у входа.
Фото - люблюпитер, 04.2022.
План Императорского
сельскохозяйственного музея.
(добавил Риэлтор)
Каждое воскресенье Петр I устраивал обязательные лодочные учения - все учились ходить под парусом.
Кто все? И крепостные, например?
Причем, те, кто греб веслами, платил большой штраф за каждое весло.
Видимо использование весел, сумма же штрафа зависила от числа использованных весел.
Так СНЯТЬ ПРОБЕЛ же было запрещено наводить мосты через Неву. Потребность в судах была большой, и по чертежам Трезини сооруДИЛИ Партикулярную верфь, где строились небольшие суда для жителей города.
Богатое внешнее оформление здание получило в 1870 г. по проекту арх. Л. Ф. Фонтана.
Сельскохозяйственный музей (арх. И. С. Китнер, 1876-1879) в Соляном городке был со стороны Рыночной ул. (Гангутской).
А откуда вдруг в тексте музей - нарушена логика. Была выставка, потом без всякой связи музей.
Вообще же инф-ции по мепроприятиям, равно как заведениям, к-рые так или иначе отметились в Соляном городке море. По какому принципу выбраны данные в публ.?
Часть Соляного городка по Гангутской улице занимает СПб филиал ОАО «26 Центральный научно-исследовательский институт» - см.
здание находится в плохом состоянии, фасады, лепнина и скульптуры разрушаются
1922: Общество распространения естественно-исторических знаний, Фонтанка, 10. («Весь Петроград - 1922". Кол. 660).
1923: Русское общество распространения естественно-исторического образования, Фонтанка, 10. («Весь Петроград - 1923". С. 252).
А что же это на 6-м снимке? Неужели зеркальце "шпионское"?? В Голландии можно еще увидеть такое на старых домах. Здесь - и не подозревала.
Бюллетень Ленгорисполкома, № 24, 1970
О дополнительном взятии под государственную охрану зданий, связанных с жизнью и деятельностью В.И. Ленина
Решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 16 ноября 1970 года № 880
СПИСОК ЗДАНИЙ-ПАМЯТНИКОВ И МЕСТ, СВЯЗАННЫХ С ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В. И. ЛЕНИНА
Дзержинский район
Набережная р. Фонтанки, 10а
Бывшее здание Сельскохозяйственного музея. Здесь 9 ноября 1917 г. В.И. Ленин выступал с речью о текущем моменте на расширенном заседании Петроградского совета профсоюзов
Ответ на "Бюллетень Ленгорисполкома, № 24, 1970 О дополнител" от v3p1s4
А сколько всего в этом дополнительном списке пунктов?
Ответ на "А что же это на 6-м снимке? Неужели зеркальце "шпи" от Ладада
Это зеркало для увеличения освещенности помещений, а вовсе не для наблюдений. Таких зеркал очень много в Стокгольме. Вероятно в Петербурге их было тоже много до ВОВ. Принцип работы таков, что лучи света отражаясь от зеркала, направляются в помещение.
Музей обороны Ленинграда размещался в помещениях б.Сельскохозяйственного музея
с 1943 по 1949, когда был закрыт по Ленинградскому делу
фото зала б. музея с примечательным металлическим покрытием 1876-1881 гг..по проекту И.С.Китнера и инженеров С.Б.Лукашевича и О.Е.Креля.
вид этого же главного зала во время реконструкции - источник
И мне становится страшно, сердце города, вылизанный Летний и рядом памятник архитектуры, который сыпется на глазах, неужели хотят, чтобы время и погода разрушила и выстроить какое-нибудь чудо из стекла? А что, представляю, сколько будет стоить квартирка с видом на Летний сад)))))
Если это публикация о здании, выходящем на Соляной, Гангутскую и Фонтанку, то у КГИОП так:
"Соляной городок". Здесь в 1870 г. проводилась Всероссийская промышленная выставка. Музей сельскохозяйственный.
1876-1881 - арх. Китнер И.С., инж. Крель О.Е., 1889-1892 - инж. Лукашевич С.Б.
Соляной переулок, дом 9, литера А
Памятник федерального значения.
Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 (РГИС, 2016, 01 декабря)
А корпус, выходящий на ул. Пестеля - другой объект охраны в составе того же ансамбля.
Ответ на "https://vivaldi.nlr.ru/bl000070032/view#page=59 - " от Liz
Более раннее изображение того же угла здания, относящееся еще к 1820-м годам - на заднем плане литографии К.П.Беггрова по рисунку Г.Треттера "Вид цепного Пантелеймоновского моста через Фонтанку" (всю литографию целиком можно посмотреть
Как видим, и раньше здание выглядело так же. Очевидно, это и есть первоначальное здание Ф.И.Волкова.
Еще одна подробность: в центре фасада был балкон на втором этаже (см.: Иллюстрированное описание Всероссийской Мануфактурной выставки 1870г. Приложение к журналу "Всемирная иллюстрация", №1-2, с. 3).
Общий вид здания Всероссийской Мануфактурной выставки, с высоты птичьего полета (то же приложение, №9-10):
(Изображение в более высоком разрешении можно посмотреть
Как видим, в 1870 г. боковые части фасада еще сохранялись в прежнем виде. Позже они были переделаны, появились большие окна. Но и сейчас сохраняется маленький кусочек первоначального фасада, только окошки заложены (моя фотография 29 сентября 2012 г.):
Изображение центральной части фасада в том же приложении к журналу "Всемирная иллюстрация" (№1-2):
см. публ.
Центр фасада был украшен скульптурными группами, которые не сохранились до нашего времени (ср. современные фотографии). В тексте (с. 3) автором этих скульптурных групп назван Шварц (без инициалов).
Центральная скульптурная группа изображена в виньетке, с которой начинается каждый из выпусков приложения:
см. публ.
Кто такой Шварц? В интернете я нашел
В двух предыдущих комментариях я уже ссылался на иллюстрированное приложение к журналу "Всемирная иллюстрация", посвященное Всероссийской Мануфактурной выставке 1870 г. Его можно найти в интернете. Подшивку всех номеров (Иллюстрированное описание Всероссийской Мануфактурной выставки 1870г.Издание Германа Гоппе, СПб, 1870) можно скачать, например,
В этом издании дано подробное описание выставки с многочисленными иллюстрациями. Желающие могут всё подробно прочитать. Я же покажу здесь только то, что имеет отношение к архитектуре.
Как видно из
Интерьеры Всероссийской мануфактурной выставки были первой значительной работой Гартмана - лидера фольклорного варианта "русского стиля" - национального направления в эклектике. ("Гартмановское" направление позже получило не вполне справедливое название ропетовщины, по имени (точнее, псевдониму) И.П.Ропета - последователя Гартмана.)
В отличие от фасадов, выполненных в общеевропейских формах, интерьеры и внутренний двор были обильно украшены русской резьбой. Вот некоторые иллюстрации.
см. публ.
Только в некоторых, немногих помещениях не было русской национальной резьбы. Таковы были, в частности, отделы, посвященные национальным окраинам, - Ташкентский, Кавказский. (На мой взгляд, эти помещения вообще малоинтересны по архитектуре, и я не показываю их изображения). Кроме того, покои Императорской фамилии были оформлены в европейском духе. Вот одно из этих помещений:
см. публ.
Лестница и вход в царские комнаты на выставке
К сожалению, я никогда не был внутри этого здания и не видел современных фотографий его интерьеров. Вдруг в нем что-то сохранилось от отделки Гартмана.
P.S. Обо всем этом я еще в 2012 г. написал на
Ответ на "В двух предыдущих комментариях я уже ссылался на и" от S.P.
во-первых- земной поклон за чудесные иллюстрации, а во-вторых - по поводу той ссылки, которой вы не доверяете.
Это вообще-то явно статья из энциклопедии Брокгауза-Ефрона , 1890-х гг,, почти современной скульптору
Ответ на "во-первых- земной поклон за чудесные иллюстрации, " от весовщик
В словаре Брокгауза и Ефрона тоже могут быть ошибки. Хорошо бы найти еще какой-то другой источник. (Но я пока за пять лет так и не смог найти больше ничего.)
И еще о некоторых ошибках, допущенных в публикации.
1. Фраза "Для нее на территории Соляного городка были выстроены временные павильоны по проекту арх. В. А. Гартмана" ошибочна. Это были не павильоны, а интерьеры и внутренний двор.
2. "Стиль: Барокко" - грубая ошибка! Надо написать "Необарокко" или просто "Эклектика".
(Правда, партикулярная верфь на этом месте была построена в стиле барокко, но от нее ничего не осталось, и непосредственно данному зданию предшествовали склады в стиле классицизма.)
Ответ на "В словаре Брокгауза и Ефрона тоже могут быть ошибк" от S.P.
здесь скорее видна другая тенденция - как сведения об искусстве вт пол 19 века вначале подвергались обструкции эстетами нач 20века, ну а потом игнорировались и шельмовались совецкими в течении всего этого века
[ в частности Н.Врангель в Истории рус скульптуры Грабаря совершенно не упоминает ни А.Е. Шварца, ни фон Бока. ни даже Иенсена ]
в Брокгаузе- Ефроне поверьте ошибок несравненно меньше ( тем более о современных им событиях) чем в той макулатуре, что щас массово издается, и где авторы переписывают друг у друга. нередко ошибочную инфу... (чего стоит только один П.И.Шварц - результат неоднократного копирования кем-то давно выполненой описки )
Насчет П.И.Шварца ничего не могу сказать, не знаю. Но имена скульпторов, работавших над украшением Исаакиевского собора и над памятниками Николаю I и Тысячелетию России, слишком хорошо известны. В частности, авторы работ, упомянутых в статье как произведения А.Е.Шварца: барельеф "Избиение младенцев" на южном фасаде Исаакиевского собора - А.В.Логановский; фигуры и рельефы на пьедестале памятника Николаю I - Н.А.Рамазанов и Р.К.Залеман; скульптуры св. Владимира, Дмитрия Донского и царя Михаила Федоровича на памятнике Тысячелетию России - Р.К.Залеман.
Вполне возможно, что А.Е.Шварц и принимал участие в этих работах, но только как помощник. Да из текста статьи вроде бы это и следует - только читается как-то между строк, если сопоставить всё сказанное о нем с затерявшейся где-то в середине статьи фразой: "Первой вполне самостоятельной работой Шварца были все наружные скульптурные украшения Соляного Городка, перестроенного в 1870 годах для выставки, причем Академия Художеств признала его в 1870 году своим вольным общником." А все остальные названные в статье работы, кроме скульптуры на памятнике Славы, появились раньше - но об этом в статье ничего не сказано.
Кстати, и о памятнике Славы - тоже написано неоднозначно: "Последней по времени работой А. Е. Шварца была МОДЕЛЬ архангела, венчающего памятник "Славы" в память последней русско-турецкой войны, стоящий на площади Троицкого собора в Измайловском полку." Учитывая все остальные сведения о нем - может быть, и здесь он был только исполнителем? (А автором - именно П.И.Шварц?)
Все-таки нужны какие-то другие, более достоверные данные.
Ответ на "Насчет П.И.Шварца ничего не могу сказать, не знаю." от S.P.
уверяю Вас - П.И.Шварц - поручик Киже -:)
] достаточно его погуглить, чтобы понять это, он упоминается только в связи с работами, описанными в статье в Брокгаузе об Антоне Евгргафовиче ]
в этой статье ( 1890-ые гг !!) нет никакой информации, противоречащей известным нам сведениям, она просто детализирует некоторые моменты
в любом случае , я - Ваш должник : открыл ( по крайней мер для себя) почти забытого хорошего скульптора-декоратора вт пол 19 века
Еще раз пишу об ошибках в публикации.
1. Данные о годах постройки и архитекторах в титуле не вполне соответствуют кратким сведениям, помещенным сразу же после этого. В частности, благополучно пропущена дата 1870 (а точнее, в соответствии с [99], 1869 - 1870), т.е. именно то время, когда здание приобрело нынешний внешний вид.
2. Стиль: "барокко" - грубая ошибка! Должно быть или "необарокко", или "эклектика".
3.Фраза "Для нее [выставки] на территории Соляного городка были выстроены временные павильоны по проекту арх. В. А. Гартмана" - ошибочна. На самом деле Гартман оформил интерьеры здания (см. их изображения, представленные мною в комментарии от 19 июля).
Кстати, я бы и в титульных данных, и в кратких сведениях добавил имя В.А.Гартмана как автора интерьеров выставки.
Ответ на "Еще раз пишу об ошибках в публикации. 1. Данные о" от S.P.
Во-первых - номер стр. из [99}. Про стили даже спорить не буду. Кто и откуда это поставил не знаю, внешне на барокко вроде тянет. Это старая публикация - написали по тому что нашли. Шварца не читала. Хотите помочь - напишите как должна выглядеть "шапка" со ссылками откуда инф.
1780-е - Волков Федор Иванович - соляные склады
1869-1870 - Фонтана Людвиг Францевич, Гартман Виктор Александрович (интерьеры) - перестройка для Всероссийской мануфактурной выставки [99, с. 311, 85 (вступительная статья)]
1876-1881 - арх. Китнер Иероним Севастьянович - перестройка под Сельскохозяйственный музей (Гангутская ул., 1) [99, с. 158]
1870-е - начало XX в. - приспособление под музейные помещения.
Я здесь указал источники по [99]. По первой и последней строке можно указать, например:
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 527 "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (в ред. располяжения правительства РФ от 02.06.2006 N 801-р).
(К сожалению, в библиографии я этот источник не нашел, как написать коротко, не знаю.)
А насчет стиля: барокко - стиль XVIII века (если говорить о Петербурге). Какое же барокко может быть во второй половине XIX века! Это необарокко, т.е. одно из направлений эклектики. Можно написать хоть "необарокко", хоть "эклектика" (более общее понятие) - но уж никак не "барокко".
Вид здания музея Императорского русского технического общества
(наб. Фонтанки, 10). До 1917 года
Сразу после закрытия мануфактурной выставки 1870 г. представители Русского технического общества обратились к ее участникам с призывом пожертвовать экспонировавшиеся изделия для Музея прикладных знаний, который вскоре открылся в помещении Соляного городка (вход в музей был со стороны Пантелеймоновской улицы).
см. публ.
Мои замечания по публикации от 29 сентября так и не учтены. Получается интересное положение: Всероссийская мануфактурная выставка 1870 года проходила в здании, строительство которого началось на 6 лет позже!
К этому добавлю еще одно замечание: данную публикацию нужно или объединить со второй публикацией по тому же зданию, или хотя бы дать в этих двух публикациях ссылки друг на друга.
Объединять точно не надо - здесь два адреса активны, там тоже два - один не пересекается, кроме того еще адреса по Соляному. И это не главная беда - тут толкового ( да и вообще вообще почти никакого) текста нет. Ссылки, конечно, нужно поставить, можно информацию (та что есть :( ) перераспределеить, сейчас некогда. Ссылки вечером поставлю
Ответ на "Объединять точно не надо - здесь два адреса активн" от Наталия
Для начала, действительно проше поставить ссылки, чтобы можно было видеть все публикации.
Посмотрела - а собственно ссылки-то все стоят, а остальные адреса активны в шапке. Согласна, что по сути можно объединить эти две публикации и сделать в шапке все три адреса активными. В данном случае история та же - я уже устала повторять - публикации 2008 г., а тогда мы могли поставить только 30 фотографий. На данный момент здесь 49, во второй 11, еще добавить фото из комментов. В принципе пока больше 100 не будет, но я все-таки бы предпочла сначала собрать информацию, посмотреть как она распределится и тогда уже решать объединять или нет, да и фото возможно стоит перераспределить. Но я этим смогу заняться только неделю спустя.
Ответ на "Посмотрела - а собственно ссылки-то все стоят, а о" от Наталия
Здесь под одним юридическим адресом, Соляной переулок, дом 9, три ОКН
- Музей сельскохозяйственный - http://www.citywalls.ru/house1053.html
- Музей прикладных знаний с павильонами Русского Технического общества - http://www.citywalls.ru/house3574.html
- Музей кустарный - http://www.citywalls.ru/house3361.html
Вот по ОКН и надо ориентироваться.
Плюс одна публикация без ссылок «Лесотехнический музей» http://www.citywalls.ru/house3362.html Здесь пока не все понятно откуда информация.
Ответ на "Здесь под одним юридическим адресом, Соляной переу" от vladimir-2013
Кустарный музей - это отдельное здание. Так же, как и Лесотехнический (мне, кстати, тоже совсем непонятно, что это за музей и откуда взяты данные о нем). Речь идет о двух публикациях, которые относятся к одному и тому же зданию.
Ответ на "Кустарный музей - это отдельное здание. Так же, ка" от S.P.
Кустарный музей тоже имеет адрес Соляной переулок, дом 9.
Здесь две публикации по разным ОКН, но в них все перепутано и их нужно редактировать текст и перераспределять фотографии. Так для начала необходимо поменять заглавные фото в этих публикациях местами.
Ответ на "Кустарный музей тоже имеет адрес Соляной пере" от vladimir-2013
Представляю себе, какая это огромнгая работа. А как быть с комментариями? (Я, например, очень не хотел бы, чтобы пропали выложенные мною данные на странице http://www.citywalls.ru/house1053.html .)
Может быть, проще поменять местами заголовки страниц? Ну и еще проверить титульные данные.
Я сначала все расставлю, а потом будем думать о соединении, переименовании и т. п.. Но через неделю.
Ответ на "Представляю себе, какая это огромнгая работа. А ка" от S.P.
Я и говорю, что нужно просто отредактировать, а комментарии все останутся.
Комментарии вроде все расставила. Если есть какие-то замечания и предложения - жду.
У меня следующие замечания:
1) Титульные данные следует привести в соответствие с первым разделом публикации:
Архитекторы: Волков Ф.И., Фонтана Л.Ф., Гартман В.А., Китнер И.С.
Год постройки: 1780-е, 1869-1870, 1876-1881
2) Предлагаю в подписи к плану Всероссийской Мануфактурной выставки (фото 12) добавить ссылку на страницу
(Я понимаю, что Вы избегаете таких ссылок, но, может быть, все-таки сделать исключение? Это страница моего сайта, а я стараюсь никогда не изменять адреса. А в тех редких случаях, когда приходится что-то изменить, делаю это так, чтобы можно было без труда найти данные по новому адресу. В любом случае если будут изменения - сообщу Вам.)
Ответ на "В шапку можно только 3 фамилии поставить" от Наталия
Тогда, может быть, Волкова убрать? Все равно от него почти ничего не осталось.
И еще одно. Ссылка, которую я попросил Вас дать, почему-то не работает, адрес отображается неправильно (вместо "http" - "https" и еще какие-то значки " % 2 0 ", которых не должно быть). Видимо, дело в том, что я в комментарии сделал так, чтобы ссылка открывалась в новом окне, а это привело к каким-то искажениям. Сделайте, пожалуйста, такой адрес:
Даже не поняла, что было. Проверяла, после того как поставила, а потом сглючило. Сейчас вроде работет. Надо через некоторое время проверить.
1923: Книгоиздательство «Агроном-Лектор», Фонтанка, 10. («Весь Петроград - 1923". С. 232).
В справочнике 1924 года это издательство отсутствует.
Собрание планов, фасадов и разрезов примечательных зданий С.-Петербурга. 1826 г.
Очень интересно! До сих пор я нигде не видел изображений всего фасада целиком до перестройки под выставку.
Жаль, что в оцифрованном варианте, имеющемся
В более высоком разрешении (к сожалению, максимально высоком) можно увидеть чертеж
А вообще, большое Вам спасибо за ссылку на это собрание чертежей. В нем есть и еще кое-что интересное. Подробнее я написал на форуме.
В момент создания в январе 1946 года музей Блокады располагал тремя соединенными зданиями – на набережной Фонтанки, 10, Гангутской улице, 1 и Соляному переулку, 9.
------------
В сегодняшнем номере Фонтанки А .Ковалев пролил свет на то, как был перестроен Соляной городок после Ленинградского дела:
"Сейчас основные помещения занимает институт Минобороны, который занимается разработкой подводного вооружения, у них там огромный бассейн во всю длину здания, где проходят испытания.( ! )
Чтобы все это перенести, дать для этого ученым новое здание, где будет все необходимое, нужно 15 млрд, с учетом реставрации исторического здания, организации подъездов транспорта туда и так далее"
Свидетельствую, есть какая-то в/ч по этому адресу.
Секретная. ;)
В/ч 26923. "Гугл" её знает...
Военные умы были М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.
А Ваше "офигевание" это... Сами догадайтесь.
То что указано по №4 это не "Соляной городок" это Сельско-Хозяйственный музей.
"Зодчий" за 1879 год Иллюстрация на странице 29.
Ответ на "То что указано по №4 это не "Соляной городок" это " от PavelT
А заголовок прочитать?
1944 г. : "У входа на выставку « Героическая оборона Ленингрда» в Соляном городке, 8 мая 1944 года.
Фото В. Федосеева, Р. Мазелева. Из фондов ЦГАКФФД Санкт - Петербурга."
Из воспоминаний Л.М.Смирнова:
"...В просторных залах и бывших цехах завода № 534 в Соляном городке в 1945 году разместился музей обороны Ленинграда. В нем мне довелось побывать лишь два раза.
Вдоль Соляного переулка на булыжной мостовой стояли наши и вражеские танки, самоходки, зенитки, пушки, среди которых выделялось тяжелое 405-мм орудие, из которого фашисты обстреливали город. ..."
(Лит-ра: Блокада глазами очевидцев. Дневники и воспоминания. Книга третья / сост. С.Е.Глезеров. - СПб., 2016. С.347, 349)
1962: З-д «Электропульт» Гос. союзный Упр. электротехнич. пром-ти ЛСНХ - ул. Пестеля, 2 (Список абонентов ЛГТС. Часть II. 1962 г. С.66)
1965: З-д «Электропульт» - ул. Пестеля, 2 ([108]. С.63)
1970: Завод «Электропульт» - ул. Пестеля, 2 (Список абонентов ЛГТС. 1970 г. С.66)
Главный зал Сельскохозяйственного музея, фотография начала XX в. (А.Л.Пунин. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Том III. 1860 - 1890-е годы. Типология зданий и сооружений и стилевые закономерности архитектуры поздней эклектики. СПб, "Крига", 2019, с. 472):
1870 Мануфактурная выставка. Фелиш А.Э. Река Фонтанка. Пантелеймоновский цепной мост. Соляной городок.
и
1900-1919 гг. Соляной городок. Наб. Фонтанки, Соляной пер., ул. Пестеля (Пантелеймоновская) и Гангутская. Волков Федор Иванович
1946 г. Соляной городок
1906-1907 Соляной городок, где находилось Петербургское Центральное Бюро.
Ответ на "1870 Мануфактурная выставка. Фелиш А.Э. Река Фонта" от Риэлтор
"1946 г. Соляной городок
Здесь всё понятно. Соляной переулок. На переднем плане здание музея училища Штиглица, дальше - здание училища Штиглица.
История возникновения Сельскохозяйственного музея изложена в
"После Н. В. Черняева директором стал Н. М. Сольский[2], при котором к началу 1870-х годов в музее действовало уже 25 отделов. В 1874 году под строительство нового здания музея была выделена территория в северной части бывшего Соляного городка. Здесь по проекту И. С. Китнера и инженеров О. Е. Креля и С. Б. Лукашевича в 1876—1879 годах построен настоящий дворец. Почти два года после окончания строительства проводились отделочные работы и оформление экспозиций прежде чем, 25 июня 1881 года состоялось официальное открытие обновлённого учреждения под названием «Императорский сельскохозяйственный музей». В его состав впервые был введён рыбоводный отдел, куда на правах отделения входил старейший в России Никольский рыбоводный завод. Дополнительно началось строительство лекционного зала на 450 человек и помещения для публичной библиотеки."
Ю. Л. Буянова. От Кустарного музея — к Музею обороны и блокады Ленинграда
В московском журнале
Ответ на "Свидетельствую, есть какая-то в/ч по этому адресу." от Кадет Биглер
В августе 1956 г. из Феодосии в Ленинград, на Фонтанку - 10, было перебазировано управление, часть служб и испытательные отделы Научно-исследовательского института №15 ВМФ. В 1957 г. институт был передан в состав ВВС, с тех пор неоднократно претерпевал реорганизацию, менял названия и подчинённость, но сохранял основной профиль деятельности - разработка авиационной техники для морской авиации. Профильное учреждение находится в этом здании до настоящего времени, т. е. почти 66 лет!
Ремонт здания, полагаю, в конце 1970-х или начале 1980-х гг.
Фотографии есть. Много. Но потом, когда будет время.
А пока прошу внести в статью, что написала выше.
Ответ на "Профильное учреждение" от Galina Vabishchevich
этой " профильностью ВПК" родная Партия наказывала город после Ленинградского дела, превращая музеи и прочие нужные сооружения в " ящики"
наряду с этим - еще
- - вместо дома Советов - в /ч Ленинца
- вместо универмага у Финляндского на Комсомола - ящик Авангарда
- вместо техникума на Лесном - крутой ящик с внешней оградой , недавно снесенный
можно продолжить
Давайте не будем путать тёплое с мягким. Музей блокады Ленинграда был закрыт в 1952 г., а НИИ сюда перебазировался в 1956 г.
Ответ на "Давайте не будем путать тёплое с мягким... НИИ сюда перебазировался в 1956 г. " от Galina Vabishchevich
Ну, четыре года — это совсем немного...
Вон "Кресты" переехали в декабре 2017-го, кажется в прошлом году его только передали Росимуществу, а нового арендатора/собственника до сих пор нет.
Ответ на "В августе 1956 г. из Феодосии в Ленинград, на Фонт" от Galina Vabishchevich
Опять военные Город обнесли, обобрали?
Да что же это такое? Доколе?....
Ответ на "Опять военные Город обнесли, обобрали? Да что же э" от Кадет Биглер
военные тут непричем, это были решения обкомовских секретарей, присланных тогда в город неизвестно откуда
Ответ на "В московском журнале https://mosjour.ru/20170" от Риэлтор
"В 1919-м при нем организовали учебно-показательный питомник, часто именуемый «Живым сельскохозяйственным музеем». То, о чем только мечтали основатели дореволюционного музея — собственная земля, где проводились бы испытания техники, сооружались в оригинале сельские хозяйственные постройки, проводились полевые опыты, — теперь стало реальностью. Для указанных целей на Крестовом острове под Петербургом в бывшем имении князя А. Белосельского-Белозерского выделили территорию — «совершенно заброшенную и разоренную усадьбу». Музей получил новое название — Всероссийский сельскохозяйственный."
"Китнер Иероним Севастьянович (1839–1929) — академик архитектуры, почетный член Санкт-Петербургской академии художеств, представитель «рационалистического» направления в русской архитектуре второй половины XIX в., использовал выразительные возможности «ковровой» кирпичной кладки, большепролетные металлические конструкции. Проект здания Сельскохозяйственного музея был его первой самостоятельной работой, за которую автор удостоился ордена Святого Владимира 3-й степени. В 1909–1917 гг. — председатель Петербургского общества архитекторов."
Титульное фото не соответствует "сельскохозяйственному музею" Метка на карте установлена неправильно (надо на противоположный угол по Фонтанке)
Главный фасад музея расположен по Гангутской ул.
Приказом Ленинградского отдела народного образования от 9 сентября 1932 г. был создан Областной институт повышения квалификации кадров народного образования (ОИПККНО). Начал работать в здании ГИНПа (Фонтанка, 10).
// Лисицын С. А., Куценко-Барскова Л. Б., Ковальчук О. В. История института в лицах : создание и развитие. - СПб.: ЛОИРО, 2023. - С. 15.
О здании в годы блокады.
// Майков А. Н., Шатунова Т. В. Институт усовершенствования учителей в годы блокады Ленинграда (по воспоминаниям сотрудников) // Непрерывное образование. - 2021. - № 4. - С. 5. -URL:
Фото 9. Императорский Сельскохозяйственный музей. 1881
Средняя часть главного фасада Журнал «Зодчий», 1881
Хорошо бы указать адрес этого главного фасада музея - Гангутская, 1. Это современный, а предвоенный, вероятно, Соляной, 9 б.
Не все данные со ссылками. Неполноценная ссылка по "ИП".