Публикация

Дом В. Ф. Громова - Школа

Здание на карте
фото
Архитекторы: Ланге А. И.
Всеволожский Н. П.
Год постройки: 1849, 1949
Стиль: Сталинский неоклассицизм

         

не позже 1828 -

наб. р. Фонтанки, 22

Дом В. Ф. Громова                                                                                                                                                            

1849 - арх. Ланге Август Иванович - перестройка   (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4502)

1941-1944 - разрушен

 

Школа                                                                                                                                                   

 

1949 - арх. Всеволожский Н. П.   

(Г.Д. Платнов. Архитектура школьных зданий Ленинграда. Л.;М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1954. С. 118, 120)

  • фото

    План Шуберта. 1828.
    (добавил S.P.)

  • фото

    1849 г. Фрагмент
    плана Литейной
    части
    (Атлас Н.Цылова.
    С.190)
    (добавил
    Lonely Walker)

  • фото

    Проект А.И.Ланге. 1849.
    Генеральный план.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.4502 л.1-2

  • фото

    Проект А.И.Ланге.
    1849. Надстройка флигеля и
    новое здание конюшен.
    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.4502 л.3-4

  • фото

    Проект А.И.Ланге. 1849. Фасад.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4502 л.5

  • фото

    Проект ворот. 1849.
    арх. А.И.Ланге.
    Фрагмент чертежа фасада.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.4502 л.5 (фрагмент)

  • фото

    Проект пристройки.
    между 1849 и 1856.
    арх. А.М.Горностаев.
    Генеральный план.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4502 л.6-7

  • фото

    Проект пристройки, между 1849 и 1856
    арх. А.М.Горностаев. Фасад и разрез.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4502 л.8-9

  • фото

    Проект пристройки.
    между 1849 и 1856
    арх. А.М.Горностаев. Фасад.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.4502 л.8-9 (фрагмент)

  • фото

    Проект пристройки.
    между 1849 и 1856 арх. А.М.Горностаев.
    План нижнего этажа.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4502 л.10-11

  • фото

    Проект пристройки.
    между 1849 и 1856 арх. А.М.Горностаев.
    План верхнего этажа.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4502 л.12-13

  • фото

    Генеральный план 1864 г.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.4502 л.14

  • фото

    1904 г.Похороны министра Плеве/
    Процессия около дома 22
    сайт pastvu.com

  • фото

    1917-1918 гг.
    humus.livejournal.com
    (добавил Lunas)

  • фото

    1939 г.
    ЦГАКФФД Вр 44267
    (добавил S.P. )

  • фото

    1947 г.
    ЦГАКФФД Вр 73470
    (добавил S.P. )

  • фото

    1947 г.
    Фасад дома №22 на наб. Фонтанки.
    ЦГАКФФД СПб Вр 50444
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    1949 г.
    Вид разрушенного
    д. №22 на наб.Фонтанки
    (ЦГАКФФД СПб Бр 45219)
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    15 июня 1949 г.
    Фото - Лаптев Сергей Дмитриевич
    ЦГАКФФД СПб Ар 207877
    (добавил люблюпитер )

  • фото

    «Смена» №182(7152)
    от 04.08.1949 г. (С.2)
    Здание новой школы по
    наб. Фонтанки, № 22
    Фото Г. Лугового
    (добавил - lenarch)

  • фото

    Приложение
    к Топ-плану 2004
    (добавил IVa)

  • фото
  • фото

На этом участке уже в 1820-х гг. стояли каменные здания. Фрагмент плана Шуберта 1828 г.:

Дальнейшая история строительства отражена в деле:

Чертежи дома на участке, принадлежавшем В. Ф. Громову, Н. С. Вонлярлярской по наб.р.Фонтанки, 22 Крайние даты документов: 1849–1892 Количество листов: 31                                                          ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 4502

 

Генеральный план участка, 1849 г. (лист 1-2) План снабжен подробным изъяснением условных обозначений. (Здесьможно прочитать это изъяснение более крупно.) Показаны существующие и  предполагаемые новые постройки. Предполагается надстроить флигель (лит. "б"), построить вновь конюшни (лит. "д") и навес на каменных столбах (лит. "е"), а на набережной - каменные ворота справа от дома (лит. "ф").  

Справа внизу стоит подпись архитектора и дата: Архитектор Ав[густ Иванович] Ланге. 1849.

Проект надстройки флигеля и нового здания конюшен (лист 3-4). Этот лист также подписан А. И. Ланге и датирован 1849 г.

 

Лицевой дом по набережной Фонтанки с примыкающими к нему флигелями обозначен на генеральном плане как существующее строение (лит. "a", "a' "). Очевидно, в 1849 г. он не подвергался капитальной перестройке. Но фасад этого дома (вероятно, до этого носивший классицистический характер) был изменен и получил новое оформление в стиле эклектики (неоренессанс). Предполагаемый фасад (лист 5). Фасад Высочайше утвержден 23 июня 1849 г.   Кто же автор проекта этого фасада? Его имя должно было быть написано на чертеже. Но имени нет. Надпись слева внизу: "Проект составлял Архи" - а конца нет. Такое впечатление, что фраза осталась почему-то недописана. (Другой вариант: продолжение было у нижнего края листа - но он мне кажется менее вероятным, тогда должен был бы быть знак переноса). Тем не менее я думаю, что мы можем назвать имя архитектора с высокой степенью вероятности. Это тот же архитектор, который подписал генеральный план и проект надворных построек - Август Иванович Ланге.

 

Следует заметить, что этот дом связан и с именем еще одного выдающегося мастера архитектуры середины XIX в. - Алексея Максимовича Горностаева, который работал здесь вскоре после А. И. Ланге - между 1849 и 1856 г.

По проекту Горностаева была сделана пристройка со стороны двора - если не ошибаюсь, нечто вроде большой двухэтажной веранды. Генеральный план с подписью Горностаева (лист 6-7; пристройка выделена краской).

Фасад и разрез пристройки (лист 8-9).  Отдельно крупно фасад. Планы этажей (листы 10-11 и 12-13). 

О том, что проект был осуществлен, свидетельствует генеральный план 1864 г. (лист 14), на котором дом изображен с пристройкой.

Примечания

1. Ни на одном из листов, относящихся к проекту пристройки, нет дат. Для датировки приняты во внимание следующие обстоятельства:

На генеральном плане 1849 г. здание показано еще без пристройки. С другой стороны, на генеральном плане, подписанном Горностаевым, названа владелица - жена В. Ф. Громова (Феодосия Тарасовна Громова). О ней известно, что она умерла значительно раньше мужа - в 1856 г. - следовательно, проект был выполнен не позже 1856 г. Таким образом, проект пристройки относится к времени между 1849 и 1856 г.

2. На генеральном плане и на чертежах пристройки фамилия Горностаев написана без инициалов. В середине XIX в. работали два архитектора с такой фамилией - Алексей Максимович и его племянник Иван Иванович. Подпись на генеральном плане: "Профессор Горностаев". Из двоих Горностаевых профессором Академии художеств был только Алексей Максимович (он получил это звание в 1849 г.) [99]. Поэтому можно уверенно назвать именно его автором данной работы.

 

Всё, что осталось от бывшего особняка Громова - ворота справа от здания. Их местоположение показано на представленном выше генеральном плане 1849 г. (лит. "ф"). Проект ворот - фрагмент проекта фасада А. И. Ланге 1849 г. 

(добавил S.P.)

 

В начале ХХ в. в здании располагался Археологический институт, который  готовил высококвалифицированных специалистов архивного дела. В институт принимали имевших высшее образование и в течение двух лет обучали археологическим и вспомогательным историческим дисциплинам. Основан институт был в 1877 г.

Сменил несколько адресов, в 1923 г. был присоединен к факультету общественных наук Петроградского университета.

(История Петербурга  №5(9)/2002)

 

В доме жил историк М. И. Пыляев.

 

В этом доме жили:

1925 - 1940   экономист А. А. Воскресенский  (ВЛд на 1926.O.XI.C.68, на 1927.С.86, на 1928.С.106, на 1929.С.115, на 1930.С.98,

на 1931.С.87, на 1934.O.XIV.C.76, на 1935.С.75; список абонентов ЛГТС на 1937 г. С.35, на 1940 г. С.39)

1926 - 1940   режиссер А. А. Брянцев  (ВЛд на 1927.O.XI.C.60, на 1928.С.75, на 1929.С.82, на 1930. С. 69, на 1931. С. 62,

на 1933. O. XV. C. 63, на 1934. O.XIV. C. 55, на 1935. С. 54; список абонентов ЛГТС на 1937 г. С.25, на 1940 г. С.27)

1860-е   В 1996 г. на фасаде дома была установлена мемориальная доска (художник М. С. Шевченко)

              В. Ф. Громову с текстом: "В этом доме жил благотвотворитель и меценат, русский купец

              Василий Федулович Громов (1798 - 1869)". В тексте нет дат проживания.

 (Г. Д. Гоппе, К. Г. Корнфельд  Всеобщая адресная книга С-Петербурга  1867-1868. O.III. C.135)

1890-е   В 1996 г. на фасаде дома была установлена мемориальная доска (автор  А. А. Коцюбинский)

              М. И. Пыляеву с текстом: "Михаил Иванович Пыляев (1842 - 1899) историк, краевед Петербурга

              жил в этом доме".   (Адресная книга города С-Петербурга на 1894 г., часть II С.309, на 1895 г. С.333, на 1896 год С.364,

на 1897 г. С.872, на 1898 г. С.869; ВПб на 1899.O.III.С. 439)

              В тексте нет дат проживания.  (добавил Val 39)

 

1927-1937: Вознесенский А. А. (1898-1950), профессор ЛГУ - Фонтанки наб., 22

(Весь Ленинград на 1927 г.С.86.  Список абонентов ЛГТФ на 1937 г. С.35)

Вознесенский Александр Алексеевич (1898-1950), уроженец Тульской губернии. В 1923 г. окончил Петроградский государственный университет. С 1923 г. преподавал в вузах Ленинграда. С 1939 г. - декан экономического факультета, с 1941 г. - ректор Ленинградского госуниверсигета.
В годы войны (1942-1944 гг.) в эвакуации одновременно возглавлял Саратовский госуниверситет.

В 1948-1949 гг. - министр просвещения РСФСР. Автор ряда работ по теории политической экономии. ...
Арестован 19 августа 1949 г., осужден Военной коллегией Верховного суда СССР 27 октября 1950 г. по ст. 58-1 «а», 58-7 и 58-11 УК РСФСР к ВМН. Расстрелян 28 октября 1950 г. Реабилитирован.

(Судьбы людей. "Ленинградское дело". Сост.Смирнов А.П. - СПб., 2009. С.135)

Вся семья Вознесенских - 21 человек - в 1949 г. были арестованы по "ленинградскому делу". Пятеро погибли, трое расстреляны.                                                                          (Рачева Елена. 58-я.Неизъятое/Е.Рачева, А.Артемьева.- М.,2016. С.155)

   (добавил nikspb)

 

Дзержинский районный суд признал незаконной надстройку третьего этажа на здании по наб. Фонтанки, 22Б.

В нем размещается хостел "Спящий дракон".

С просьбой проверить законность надстройки здания в Госстройнадзор обратилась прокуратура, пояснили в ведомстве. После того, как проверка с участием районной администрации и жилкомсервиса, выявила нарушения, Госстройнадзор обратился в суд. Служба потребовала снести конструкцию от ее собственника Юрия Герасимова. 28 ноября суд удовлетворил требования службы.                                                                                 (kvadrat.ru 01.12.2016, добавил Ладада)

  • фото

    Проект 1849.
    Подпись А.И.Ланге на генеральном плане.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4502 л.1-2 (фрагмент)

  • фото

    Проект 1849 г.
    Незаконченная надпись на чертеже фасада.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4502 л.5 (фрагмент)
    (добавил S.P.)

  • фото

    Проект А.И.Ланге. 1849.
    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.4502 л.1-2
    (фрагмент)

  • фото

    Двор дома 22
    фото 09.2013
    Добавил - Ладада .

  • фото

    Фото - Александр ОТ , 09.2013.

  • фото

    Фото - vladimir-2013, 05.2015.

  • фото
  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Nipnip, 02.2020.

Новая школа

Идет последний месяц школьных каникул. В пионерских и туристских лагерях, в садах и в парках города отдыхает детвора, набирается сил перед началом занятий.

Пока дети отдыхают, школы усиленно готовятся к новому учебному году - приводятся в порядок школьные здания, строятся новые школы...

…Еще в прошлом году на набережную Фонтанки, № 22 пришли строители. Здесь предстояло восстановить, вернее заново построить разрушенное в дни войны здание. На месте сравнительно небольшого особняка надо было выстроить просторную школу для 880 детей. Причем перед строителями поставили задачу - сохранить внешний облик здания. Было решено фасадную часть строить в три этажа, а остальное здание, выходящее во двор, - четырехэтажным. Пройдет несколько дней, и этот красивый белоколонный дом будет полностью освобожден от лесов. А 1 сентября откроется 190-я школа Дзержинского района, школа - новостройка нынешнего года. Теплым, светлым, уютным, удобным должно быть помещение школы. Планом предусмотрены 22 классные комнаты, просторные рекреационные помещения, залы, широкие лестницы, удобные гардеробные, хорошо оборудованные кабинеты.

Стройка близится к концу. Уже сверкают белизной потолки. молочно-желтоватой масляной краской выкрашены стены классных комнат. Угловые комнаты отводятся под кабинеты. Здесь построены стенные лабораторные шкафы, во все кабинеты проведен водопровод, газ.

Гордость строителей - спортивный зал школы. Высокий, двухсветный, отлично вентилируемый зал позволит хорошо поставить в этой школе физкультурную работу. Рядом с залом заканчивается оборудование душевых кабин...Быстрыми темпами идет стройка. С каждым днем все ниже сползают леса.  

- К 10 августа школа будет готова, - такое обязательство взяли на себя строители. Свое слово они сдержат!

(«Смена» №182(7152) от 04.08.1949 г. С.2  добавил  lenarch)

 

В школу № 190 я поступила в 1962 г. Тогда как раз шла реформа среднего образования.  Школа, в которой я училась до этого, стала восьмилетней, и в 9-й класс надо было переходить в другую школу, где были старшие классы. Тогда в старших классах средней школы давали, кроме общеобразовательной, ещё и профессиональную подготовку. Для этого  прибавили учебный год, и средняя школа стала одиннадцатилетней.  Можно было выбрать производственный "уклон" по вкусу, независимо от района проживания. Я любила рисовать и выбрала школу с художественным уклоном. В названиях школы уклон не отражался, часто в одной школе обучали двум-трём профессиям. 

Наша школа называлась стандартно - "средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа № 190 с производственным обучением  Дзержинского района города Ленинграда". Но для поступления, кроме обычных документов, надо было представить работы, демонстрирующие уровень начальной художественной подготовки.

Учиться было очень интересно. Атмосфера в школе была скорее студенческая, чем школьная.  Никаких малышей. Были только девятые, десятые и одиннадцатые классы. Зато их было много. В каждом классе - своя специализация. 

Общеобразовательный предметы были 4 дня в неделю, а 2 дня - полностью "специальные". Из них один день был занят только рисунком (3 часа) и живописью (3 часа). Второй день - по специализации - 2 часа теории и 4 часа практики. В нашем классе готовили живописцев по фарфору. Учили правильно готовить краски,  переносить рисунок с образца на "бельё" (белую нерасписанную посуду), отрабатывали технику мазковой росписи. Преподавал мастер Фарфорового завода им. Ломоносова. Несколько раз ездили туда для ознакомления с производством. 

 В преподавании рисунка и живописи ориентировались на Мухинское училище ( их подход несколько отличался от академического). Связь с Мухинским была довольно тесной, тем более, что и территориально школа расположена недалеко от него.  Оттуда иногда приносили интересные предметы для натюрмортов, гипсовые модели, приглашали натурщиков. В 11 классе на базе школы работали подготовительные курсы, которые вели преподаватели из Мухинского.

 После окончания 11 класса нам выдали, кроме аттестата, свидетельство о присвоении квалификации живописца.

К сожалению, не помню, какие  профессии осваивали в других классах. Но практически все выпускники поступили в художественные вузы. Большинство - на разные факультеты ЛВПХУ им. В. Мухиной, несколько человек в Академию Художеств и в ЛИСИ (на архитектуру).

С изменениями в стране менялись и подходы к образованию, а вместе с ними и статус и название школ.

Слова "трудовая политехническая с производственным обучением" ушли в прошлое.

С 1990 г - школа № 190 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла.

С 2000 г. - Художественно-эстетический лицей № 190.

С 2011 г. - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  (ГБОУ) гимназия № 190 Центрального района Санкт-Петербурга. (художественно-эстетическая).

(добавил: Irinfa)

 

1965, 1976, 1988: Школа Дзержинского р-на № 190, наб.Фонтанки,22. ([108], с. 201), (Краткий спр-к ЛГТС-1976", с. 387), ([125], с. 528)

1965; 1973; 1988: Ремонтно-строительное управление № 15 Треста № 4 Управления капитального ремонта Ленгорисполкома, Фонтанка, 22. ([108], с. 182;  [211], с. 223; [125], с. 445)                    (v3p1s4)

72 комментария
8407 просмотров
Добавил: Mary, 25 Ноября 2008, 16:19
Редактировано: 11 Февраля 2023, 16:39
Оцените:
(32 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2624.html' target='_blank'>Дом В. Ф. Громова - Школа на Citywalls.ru</a>
Всего 72 комментария
  • 5 Сентября 2010, 16:42

    а в книге написано каком году Винтергальтер занимался этим домом? на топохроне ничего по этому поводу нет

  • 5 Сентября 2010, 17:32

    В № 99 адреса нет, по Г.И. Винтергальтеру даны дача Громова на ул. Академика Павлова и угловой дох. дом - ул. Репина, 14... Упомянуто б.д. имение Громовой в Новгород. губ.

    Соотв. вопрос по ссылкам: 1. Есть ли там ссылки по Винтергальтеру? 2. Почему нет автора и назв. статьи из "ИП"? и №№ с.?

  • 24 Сентября 2011, 13:19

    "Школа на наб. реки Фонтанки, 22, на 880 учащихся. Автор - Н.П. Всеволожский. 1949г.

    Сложившаяся ещё в середине прошлого века застройка набережной обусловила, видимо, архитектурное решение главного фасада (портик с трехчетверными колоннами и фронтоном, детали окон)."

    // Г.Д. Платнов. Архитектура школьных зданий Ленинграда. Л.;М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1954. С. 118, 120.

     

    Следовательно, стиль - не классицизм. Но и (сталинским) неоклассицизмом назвать нельзя. Больше всего, на мой взгляд подойдёт ретроспективизм.

  • 24 Сентября 2011, 14:06

    Интересно.

    На доме весят доски Громову и Пыляеву. http://www.liveinternet.ru/users/st-peterburg/post2816296/

    Стали бы их вешать, если это школа 1949 года?

     

    А сейчас это ГОУ Художественно-эстетический лицей №190.

    " В историческом центре Санкт-Петербурга, на набережной реки Фонтанки 22, в доме, где жили русский купец, меценат Василий Федулович Громов, историк и краевед Михаил Иванович Пыляев, 1 сентября 1949 года была открыта мужская гимназия, которая затем была преобразована в среднюю школу. Учитывая ее близкое расположение к художественному училищу, 60 лет назад в ней были открыты рисовальные классы."

     http://licey190.ucoz.ru/index/istoricheskaja_spravka/0-4

     .........

     

    Хотя в [44] пишут:

    "Дом 22 построен в послевоенные годы, на месте сгоревшего здания. Автор проекта архитектор И.П.Всеволожский в композиции фасада использовал мотивы классицизма, характерные для архитектурного облика утраченного здания, в котором около 15 лет прожил (и здесь же умер) выдающийся историк, бытописатель Санкт-Петербурга М. И. Пыляев, Здесь же во второй половине ХIХ века жил В. Ф. Громов, крупнейший лесопромышленник, почетный гражданин Санкт-Петербурга, просвещенный коллекционер, щедрый меценат-благотворитель."

  • 24 Сентября 2011, 14:29

    А в [44] инициалы "И.П."? В книге Платонова - "Н.П."

  • 24 Сентября 2011, 18:10

    Да, про гимназию авторы что-то загнули...

  • 3 Ноября 2012, 04:12

    «Ленинград. Краткая адресно-справочная книга». — Лениздат, 1973 (С.105):

    10-летняя общеобразовательная школа № 190 Дзержинского р-на - наб. р. Фонтанки, 22

  • 13 Декабря 2012, 21:07

    Фонтанка, 22, зал Клуба строителей.
    Судья — Савельева. 13 марта 1964 года.

    Судья: А что вы сделали полезного для родины?

    Бродский: Я писал стихи. Это моя работа. Я убежден... я верю, что то, что я написал, сослужит людям службу и не только сейчас, но и будущим поколениям.
    ...

    Судья: Значит, вы думаете, что ваши так называемые стихи приносят людям пользу?

    Бродский: А почему вы говорите про стихи “так называемые” ?

    Судья: Мы называем ваши стихи “так называемые” потому, что иного понятия о них у нас нет.
    ...

    Сорокин (Общественный обвинитель): Можно ли жить на те суммы, что вы зарабатываете?

    Бродский: Можно. Находясь в тюрьме, я каждый раз расписывался в том, что на меня израсходовано в день 40 копеек. А я зарабатывал больше, чем по 40 копеек в день.

    Сорокин: Но надо же обуваться, одеваться.

    Бродский: У меня один костюм — старый, но уж какой есть. И другого мне не надо.

    Адвокат: Оценивали ли ваши стихи специалисты?

    Бродский: Да. Чуковский и Маршак очень хорошо говорили о моих переводах. Лучше, чем я заслуживаю.

    Адвокат: Выла ли у вас связь с секцией переводов Союза писателей?

    Бродский: Да. Я выступал в альманахе, который называется “Впервые на русском языке”, и читал переводы с польского.

    Судья (защитнице): Вы должны спрашивать его о полезной работе, а вы спрашиваете о выступлениях.

    Адвокат: Его переводы и есть его полезная работа.

    Судья: Лучше, Бродский, объясните суду, почему вы в перерывах между работами не трудились?

    Бродский: Я работал. Я писал стихи.

    Судья: Но это не мешало вам трудиться.

    Бродский: А я трудился. Я писал стихи.

    Судья: Но ведь есть люди, которые работают на заводе и пишут стихи. Что вам мешало так поступать?

    Бродский: Но ведь люди не похожи друг на друга. Даже цветом волос, выражением лица.

    Судья: Это не ваше открытие. Это всем известно. А лучше объясните, как расценить ваше участие в нашем великом поступательном движении к коммунизму?

    Бродский: Строительство коммунизма - это не только стояние у станка и пахота земли. Это и интеллигентный труд, который...

    Судья: Оставьте высокие фразы! Лучше ответьте, как вы думаете строить свою трудовую деятельность на будущее.

    Бродский: Я хотел писать стихи и переводить. Но если это противоречит каким-то общепринятым нормам, я поступлю на постоянную работу и всё равно буду писать стихи.

    Заседатель Тяглый: У нас каждый человек трудится. Как же вы бездельничали столько времени?

    Бродский: Вы не считаете трудом мой труд. Я писал стихи, я считаю это трудом.

    Судья: Вы сделали для себя выводы из выступления печати?

    Бродский: Статья Лернера была лживой. Вот единственный вывод, который я сделал.

    Судья: Значит, вы других выводов не сделали?

    Бродский: Не сделал. Я не считаю себя человеком, ведущим паразитический образ жизни.

    Адвокат: Вы сказали, что статья “Окололитературный трутень”, опубликованная в газете “Вечерний Ленинград”, неверна. Чем?

    Бродский: Там только имя и фамилия верны. Даже возраст неверен. Даже стихи не мои. Там моими друзьями названы люди, которых я едва знаю или не знаю совсем. Как же я могу считать эту статью верной и делать из нее выводы?

    Адвокат: Вы считаете свой труд полезным. Смогут ли это подтвердить вызванные мною свидетели?

    Судья (адвокату, иронически): Вы только для этого свидетелей и вызвали?
    (...)

    Записала Ф.[рида] В.[игдорова]
    http://polit.ru/article/2004/03/14/brodsky1/

  • 31 Июля 2014, 12:51

    1965; 1973; 1988: Ремонтно-строительное управление № 15 Треста № 4 Управления капитального ремонта Ленгорисполкома, Фонтанка, 22. ([108], с. 182;  [211], с. 223; [125], с. 445)

     

  • 7 Февраля 2015, 23:35

    Судя по этой фотографии с похорон министра Плеве, в 1904 г. этот дом выглядел совсем по-другому, и в частности был двухэтажным. Так что хорошо бы выяснить, когда же его и построили, и перестроили.

     

    В высоком разрешении: http://img-fotki.yandex.ru/get/6423/59259679.a0/0_940e3_dec2d5a5_orig

    В ЦГАКФФД: http://www.photoarchive.spb.ru/showObject.do?object=2501562640

     

    (здесь фотография обрезана, для общего представления смотрим вариант из ЦГАКФФД, в среднем качестве он есть здесь: http://office.altsoft.spb.ru/cgakffd/cd/4/images/big/2501562988.jpg).

    Уголок этого дома в те же годы виден также здесь: https://pastvu.com/p/128587)

     

          фото  см. публ.

  • 8 Февраля 2015, 08:30
    Ответ на "Судя по этой фотографии с похорон министра Плеве, " от yuriT

     Почему это? Как тогда был трёхэтажным, так и сейчас. Не перепутали с домом 24?

  • 10 Февраля 2015, 21:09
    Ответ на "Почему это? Как тогда был трёхэтажным, так и сейча" от AVK

     Нет, где ж тут трехэтажный? А дома 24 на этой фотографии вообще не видно.

  • 10 Февраля 2015, 21:10

    Мне тут подсказали, что нынешнее здание школы построено после войны, и похоже - с нуля.
    И действительно: согласно постановлению "О праве собственности на объекты образования" нынешнее здание - 1949 г. постройки. Осталось ли в нем что-то от старого - не очень понятно

  • 10 Февраля 2015, 21:19

    На вашем фото виден вот этот дом http://www.citywalls.ru/photo89.html   а не дом 22

  • 10 Февраля 2015, 22:00
    Ответ на "На вашем фото виден вот этот дом http://www.citywa" от Алексей von Fricken

     ссылка не работает

    На фото подальше - д. 20, процессия около дома 22

  • 10 Февраля 2015, 22:02
    Ответ на "Мне тут подсказали, что нынешнее здание школы пост" от yuriT

     Об этом было: almak24 Сентября 2011, 13:19|

  • 11 Февраля 2015, 13:56
    Ответ на "Археологический институт, который  готовил вы" от Liz

    АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (до 1917 - Императорский), уч.-науч. учреждение для подготовки археологов и архивистов". ("Энцикл. СПб", 11.02.2015)

    "В отличие от Московского археологического института, Санкт-Петербургский изначально готовил только археографов и архивистов, а институт в Москве — ещё и профессиональных археологов".(Википедия)

  • 11 Февраля 2015, 15:45
    Ответ на "Об этом было: almak24 Сентября 2011, 13:19|" от Liz

    Ага, но там как-то неотчетливо, а по основному описанию историю здания и вовсе понять нельзя. Надо бы его расписать поподробнее и с годами.
    А перестраивать после войны его, видимо, пришлось из-за попадания бомбы. По крайней мере в набережной примерно в этом месте была воронка от бомбы - см. https://pastvu.com/p/118443 (место там стоит приблизительно). Так что могла эта повлиять, а могла ее "сестра" и вовсе прямо в здание угодить.

  • 16 Февраля 2015, 19:37

    Владимир Михайлович Вонлярлярскй упоминает покупку дома 22 по наб. Фонтанки в 1880г в своих воспоминаниях

  • 19 Июня 2015, 13:48

    Г.п. - 1949

  • 5 Августа 2015, 19:38

    1965, 1976, 1988: Школа Дзержинского р-на № 190, наб.Фонтанки,22. ([108], с. 201), (Краткий справочник ЛГТС-1976", с. 387), ([125], с. 528).

     

  • 17 Января 2016, 16:01

    1927-1937 гг. : Вознесенский А.А.(1898-1950), профессор ЛГУ - Фонтанки наб., 22.
                                      (Лит-ра: Весь Ленинград на 1927 г.С.86.  Список абонентов ЛГТФ на 1937 г.С.35)
    " Вознесенский Александр Алексеевич(1898-1950), уроженец Тульской губернии. В 1923 г. окончил Петроградский государственный университет. С 1923 г. преподавал в вузах Ленинграда. С 1939 г. - декан экономического факультета, с 1941 г. - ректор Ленинградского госуниверсигета.
    В годы войны (1942-1944 гг.) в эвакуации одновременно возглавлял Саратовский госуниверситет.

    В 1948-1949 гг. - министр просвещения РСФСР. Автор ряда работ по теории политической экономии. ...
     Арестован 19 августа 1949 г., осужден Военной коллегией Верховного суда СССР 27 октября 1950 г. по ст. 58-1 «а», 58-7 и 58-11 УК РСФСР к ВМН. Расстрелян 28 октября 1950 г. Реабилитирован."
                                         (Лит-ра: Судьбы людей. "Ленинградское дело". Сост.Смирнов А.П. - СПб., 2009. С.135)
     Вся семья Вознесенских "... - 21 человек - в 1949 году были арестованы по "ленинградскому делу".<...>
     Пятеро погибли, трое расстреляны."
                                        (Лит-ра: Рачева Елена. 58-я.Неизъятое/Е.Рачева, А.Артемьева.- М.,2016. С.155)

  • 17 Января 2016, 16:19

    1927-1937 гг. : Вознесенский А.А.(1898-1950), профессор ЛГУ - Фонтанки наб., 22.
                                      (Лит-ра: Весь Ленинград на 1927 г.С.86.  Список абонентов ЛГТФ на 1937 г. ПРОБЕЛ С. ПРОБЕЛ 35)

    А ведь эти источники (это как раз печатные источники) не дают нам право судить о проживании профессора в 1927-37 гг. в этом доме. Он мог въехать раньше, мог выехать в указанный период, а к 1937 Снова въехать. Если бы это были дореволюционные материалы, то вообще бы категорически было нельзя даже предполагать постоянное проживание в одном адресе. Нужно прочесывать все книги погодно подряд, ссылаться на них, только тогда вывод будет правомерен.

  • 17 Января 2016, 16:21

    Не должно в титуле стоять только "дом купца Громова".

  • 17 Января 2016, 17:33
    Ответ на "1927-1937 гг. : Вознесенский А.А.(1898-1950), проф" от алекс

     Ув. алекс !

    Извините, но прежде, чем утверждать очевидное, не худо было бы сначала спросить, "прочесывал" ли я источники "погодно"?

    От того, что я не не упомянул все источники, которые я просмотрел, в списке литературы, это не значит, что я их не смотрел. Или вы хотите видеть в списке лит-ры таблицу за 10 лет ? Которая в публикацию явно не попадет и надобность в которой для меня сомнительна.

    У юристов есть принцип презумции невиновности. Прошу его здесь соблюдать тоже, а то получается, что все должны перед вами оправдываться.

     

  • 17 Января 2016, 17:43
    Ответ на "Ув. алекс ! Извините, но прежде, чем утверждать оч" от nikspb

     Коллега, отчего же Вы как раз сразу закладываете в текст принцип виновности и читаете его именно так?

    1. Любой текст должен быть выложен так, чтобы не было вопросов об использованных источниках. Какие указаны, только те и просмотрены - это правило. 2. Это и был призыв сделать текст точным. Если Вы (в чем зная Вас по сайту давно, я не сомневаюсь как раз) сделали вывод на основе детальной проработки печ. ист-ков, то изложите это соответственно. Иными словами,

    Согласно таким-то печатным источникам на такие-то годы, такой-то проживал по такому-то адресу, по крайней мере, в такие годы. В более ранних изданиях до хххх и более поздних после хххх года такой-то указан проживающим по другим адресам (не указан вовсе).

    Ист-ки: Весь Петербург - Петроград - Ленинград : адресная и справочная книга на [хххх-хххх] гг. Пб.-Пг.-Л., [хххх-хххх]; Список абонентов ... 1937...

    См. напр.: ВОТ ТУТ МОЖНО КАК РАЗ ДАТЬ УКАЗАНИЯ НА 2-3 КОНКР. ИЗДАНИЯ С УКАЗАНИЕМ НА №№ С. /СТБ.

  • 17 Января 2016, 17:55
    Ответ на "Коллега, отчего же Вы как раз сразу закладываете в" от алекс

     Ув. алекс !

    Спасибо за конкретный ответ, но всё таки, лучше, мне кажется, поместить этот ваш коммент где-нибудь на форуме, и при необходимости просто давать на него ссылку вместо того, чтобы писать каждый раз очевидное для вас и неочевидное для других. Избавите себя от лишней работы.

    P.S. Хотелось бы видеть от вас замечания по существу вопросов, а не по их оформлению. (Т.е., например, что в таком-то году Вознесенский в этом доме не жил, а я написал, что жил, и т.п.)

  • 17 Января 2016, 18:14
    Ответ на "Ув. алекс ! Спасибо за конкретный ответ, но всё та" от nikspb

     Так уже не раз помещалось на форуме в теч. последних 5 лет.

    Я не могу давать замечания по существу, если не буду понимать происхождение данных. В противном случае это огульность как раз. Но на самом деле это как раз очень по существу, т.к. читается совсем не так, как Вы хотели написать. Очень жаль, если хорошая работа будет выглядеть как фантазии вроде статей из Блокнота агитатора.

  • 1 Декабря 2016, 21:33

     Дома 22Б у нас нет. Помещу сюда.

    Дзержинский районный суд признал незаконной надстройку третьего этажа на здании по набережной Фонтанки, 22Б. В нем размещается хостел «Спящий дракон».

    С просьбой проверить законность надстройки здания в Госстройнадзор обратилась прокуратура, пояснили в ведомстве. После того, как проверка с участием районной администрации и жилкомсервиса, выявила нарушения, Госстройнадзор обратился в суд. Служба потребовала снести конструкцию от ее собственника Юрия Герасимова. 28 ноября суд удовлетворил требования службы.

    http://www.kvadrat.ru/news/20161201_sud_obyazal_snesti_nezakonnuyu_gostinitsu_na_fontanke

  • 2 Декабря 2016, 02:46

    Охренели совершенно. Это вот и есть "в калашный ряд"

  • 2 Декабря 2016, 09:56

    Вроде интеллигентная дама, а слово из лексикона криминального мира.

  • 2 Декабря 2016, 13:38

    Да тут по-другому не скажешь.

  • 2 Декабря 2016, 13:41

    А какого дома у нас тут нет? Это маленький желтый на три оси, левее этого? он самостоятельную нумерацию имеет?

  • 2 Декабря 2016, 15:08
    Ответ на "А какого дома у нас тут нет? Это маленький желтый " от Наталия

     Здесь всего два адреса

     

  • 2 Декабря 2016, 15:27

    Т. е. речь идет о дворовом корпусе?

  • 2 Декабря 2016, 16:51
  • 8 Сентября 2017, 22:26

    Особняк В.Ф.Громова хорошо виден на этой фотографии ( Ccылка - http://humus.livejournal.com/2534564.html): 

  • 8 Октября 2017, 23:33

    В школу № 190 я поступила в 1962 г. Тогда как раз шла реформа среднего образования.  Школа, в которой я училась до этого, стала восьмилетней, и в 9-й класс надо было переходить в другую школу, где были старшие классы. Тогда в старших классах средней школы давали, кроме общеобразовательной, ещё и профессиональную подготовку. Для этого  прибавили учебный год, и средняя школа стала одиннадцатилетней.  Можно было выбрать производственный "уклон" по вкусу, независимо от района проживания. Я любила рисовать и выбрала школу с художественным уклоном. В названиях школы уклон не отражался, часто в одной школе обучали двум-трём профессиям. 

     

    Наша школа называлась стандартно - "средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа № 190 с производственным обучением  Дзержинского района города Ленинграда". Но для поступления, кроме обычных документов, надо было представить работы, демонстрирующие уровень начальной художественной подготовки. 

     

    Учиться было очень интересно. Атмосфера в школе была скорее студенческая, чем школьная.  Никаких малышей. Были только девятые, десятые и одиннадцатые классы. Зато их было много. В каждом классе - своя специализация. 

    Общеобразовательный предметы были 4 дня в неделю, а 2 дня - полностью "специальные". Из них один день был занят только рисунком (3 часа) и живописью (3 часа). Второй день - по специализации - 2 часа теории и 4 часа практики. В нашем классе готовили живописцев по фарфору. Учили правильно готовить краски,  переносить рисунок с образца на "бельё" (белую нерасписанную посуду), отрабатывали технику мазковой росписи. Преподавал мастер Фарфорового завода им. Ломоносова. Несколько раз ездили туда для ознакомления с производством. 

     В преподавании рисунка и живописи ориентировались на Мухинское училище ( их подход несколько отличался от академического). Связь с Мухинским была довольно тесной, тем более, что и территориально школа расположена недалеко от него.  Оттуда иногда приносили интересные предметы для натюрмортов, гипсовые модели, приглашали натурщиков. В 11 классе на базе школы работали подготовительные курсы, которые вели преподаватели из Мухинского.

     После окончания 11 класса нам выдали, кроме аттестата, свидетельство о присвоении квалификации живописца.

    К сожалению, не помню, какие  профессии осваивали в других классах. Но практически все выпускники поступили в художественные вузы. Большинство - на разные факультеты ЛВПХУ им. В.Мухиной, несколько человек в Академию Художеств и в ЛИСИ (на архитектуру). 

      

    С изменениями в стране менялись и подходы к образованию, а вместе с ними и статус и название школ.

    Слова "трудовая политехническая с производственным обучением" ушли в прошлое.

    С 1990 г - школа № 190 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла.

    С 2000 г. - Художественно-эстетический лицей № 190.

    С 2011 г. - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  (ГБОУ) гимназия № 190 Центрального района Санкт-Петербурга. (художественно-эстетическая).

  • 10 Октября 2017, 14:23

    В послевоенные годы реконструкцию под школьное здание выполнил Н.П.Всеволожский.

    (Л.П.Лавров."1000 адресов в Санкт-Петербурге" Эклектика, СПб, 2008 ). 

  • 12 Января 2018, 15:26

    +          В этом доме жили:

    1925 - 1940   экономист А. А. Воскресенский  (ВЛд на 1926.O.XI.C.68, на 1927.С.86, на 1928.С.106,

                          на 1929.С.115, на 1930.С.98, на 1931.С.87, на 1934.O.XIV.C.76, на 1935.С.75; список

                          абонентов ЛГТС на 1937 г. С.35, на 1940 г. С.39).

    1926 - 1940   режиссер А. А. Брянцев  (ВЛд на 1927.O.XI.C.60, на 1928.С.75, на 1929.С.82, на 1930.

                          С. 69, на 1931. С. 62, на 1933. O. XV. C. 63, на 1934. O.XIV. C. 55, на 1935. С. 54; список                                    абонентов ЛГТС на 1937 год С.25, на 1940 год С.27).

    1860-е   В 1996 году на фасаде дома была установлена мемориальная доска (художник М. С. Шевченко)

                  В. Ф. Громову с текстом: "В этом доме жил благотвотворитель и меценат, русский купец

                  Василий Федулович Громов (1798 - 1869)".  (Г. Д. Гоппе, К. Г. Корнфельд  Всеобщая адресная

                  книга С-Петербурга  1867-1868.O.III.C.135). В тексте нет дат проживания. Этот дом в то время

                  имел адрес Фонтанки наб.22, согласно табеля домов С-Петербурга 1889 г. стр. 214  нумерация                           дома не изменилась: новый № 22, старый № 22. 

    1890-е   В 1996 году на фасаде дома была установлена мемориальная доска (автор  А. А. Коцюбинский)

                  М. И. Пыляеву с текстом: "Михаил Иванович Пыляев (1842 - 1899) историк, краевед Петербурга

                  жил в этом доме".  (Адресная книга города С-Петербурга на 1894 год, часть II С.309, на 1895

                  год С.333, на 1896 год С.364, на 1897 год С.872, на 1898 год С.869; ВПб на 1899.O.III.С. 439).

                  В тексте нет дат проживания.

  • 8 Января 2019, 22:12

    Относительно "классицизма" в определении стиля вы погорячились. У Винтергальтера было выстроенно двухэтажное ренессанное палаццо, по моде того времени ("неоренессанс"). Ампирный облик (с надстройкой третьего этажа) придал ему Н.П.Всеволожский после войны (Irinfa), очевидно, ориентируясь на облик соседнего дома № 20. - Во время войны дом был сильно разрушен. Я своей работе я называю такое направление "ретроспективизмом 1930-1950-х гг." (в отличие от "ретроспективизма 1910-х"). Всякие бытовые определения типа "сталинского ампира" считаю некорректными, а термин "классицизм" применим только к постройкам конца XVIII века и, в крайнем случае первой трети XIX, хотя в последнем случае лично я вернулся к термину "ампир". Ни на чём не настаиваю, но призываю вас к корректности, что только украсит ваш, и без того замечательный, сайт.

    Извините, но я только что написал всё это, не прочитав скрытые 25 комментариев моих предшественников. Прочтя их, убедился, что вся эта информация там, в принципе, есть. Будем считать, что я привёл её в систему.

  • 4 Марта 2020, 23:29

    8 сентября 1941 года взрывной волной разрушены два бетонных колодца (дождевой и смотровой диаметрами 0,84 и 1,0 метра по набережной реки Фонтанки у дома № 22.

    // Водоканал Ленинграда 1941-1945. — Санкт-Петербург : Лики России, 1995. - С. 94.

  • 4 Апреля 2020, 13:20

    Две фотографии ЦГАКФФД - довоенная и послевоенная.

     

     

    Полный размер

     

    Шифр: Вр 44267

     

    Аннотация: Часть фасада дома №24 на набережной реки Фонтанки.

    Места съёмки: Ленинград г.

    Дата съёмки: 1939 г.

    Автор съёмки: Автор съемки не установлен

     

     

     

    Полный размер

     

    Шифр: Вр 73470

     

    Аннотация: Фасад дома №22 на набережной реки Фонтанки.

    Места съёмки: Ленинград г.

    Дата съёмки: [1947 г.]

    Автор съёмки: Автор съемки не установлен

     

    Значит, после военных разрушений стены оставались целы, и при желании можно было бы восстановить здание. Но, к сожалению, в то время эклектика считалась упадком...

     

     

    Кстати, о существующем здании: уж сколько раз писали, что в публикации неправильно поставлен стиль, а всё остается по-прежнему. Это НЕ классицизм. Можно написать "ретроспективизм", можно "сталинский неоклассицизм".

     

     

  • 30 Апреля 2020, 21:27

    Управление Воздухоплавательного отряда Красной армии.

    "1918. Справочник по Петрограду". (Стр. 267) 

     

    Авиационный отдел Красной армии.

    Там же. Стр. 257.  

  • 19 Января 2021, 11:14

    РГВИА; Ф. №493, Управление военного воздушного флота; Оп. №6; Дело №24, Переписка по ремонту. Планы, заметки по смете и переписка

    Планы здания разбросаны по всему документу
    1 этаж - https://gwar.mil.ru/documents/view/58017079/?parent=58417756&obraz=58821265
    2 этаж - https://gwar.mil.ru/documents/view/58017079/?parent=58417758&obraz=58821267

    Планы отдельных помещений - https://gwar.mil.ru/documents/view/58017079/?parent=58417760&obraz=58821269 ; https://gwar.mil.ru/documents/view/58017079/?parent=58417761&obraz=58821270 + старница с кварталом

    Генплан дома - https://gwar.mil.ru/documents/view/58017079/?parent=58417767&obraz=58821279

    Есть также копия печной плитки(?). Письма о ней на соседних с этой страницах
    https://gwar.mil.ru/documents/view/58017079/?parent=58417738&obraz=58821240

  • 10 Июля 2021, 00:39

    «Смена» №182(7152) от 04.08.1949 г. (С.2):

    НОВАЯ ШКОЛА

       Идет последний месяц школьных каникул. В пионерских и туристских лагерях, в садах и в парках города отдыхает детвора, набирается сил перед началом занятий.

       Пока дети отдыхают, школы усиленно готовятся к новому учебному году — приводятся в порядок школьные здания, строятся новые школы...

    …Еще в прошлом году на набережную Фонтанки, № 22 пришли строители. Здесь предстояло восстановить, вернее заново построить разрушенное в дни войны здание. На месте сравнительно небольшого особняка надо было выстроить просторную школу для 880 детей. Причем перед строителями поставили задачу — сохранить внешний облик здания. Было решено фасадную часть строить в три этажа, а остальное здание, выходящее во двор, — четырехэтажным. Пройдет несколько дней, и этот красивый белоколонный дом будет полностью освобожден от лесов. А 1 сентября откроется 190-я школа Дзержинского района, школа — новостройка нынешнего года. Теплым, светлым, уютным, удобным должно быть помещение школы. Планом предусмотрены 22 классные комнаты, просторные рекреационные помещения, залы, широкие лестницы, удобные гардеробные, хорошо оборудованные кабинеты.

       Стройка близится к концу. Уже сверкают белизной потолки. молочно-желтоватой масляной краской выкрашены стены классных комнат. Угловые комнаты отводятся под кабинеты. Здесь построены стенные лабораторные шкафы, во все кабинеты проведен водопровод, газ.

       Гордость строителей — спортивный зал школы. Высокий, двухсветный, отлично вентилируемый зал позволит хорошо поставить в этой школе физкультурную работу. Рядом с залом заканчивается оборудование душевых кабин...Быстрыми темпами идет стройка. С каждым днем все ниже сползают леса.  

    — К 10 августа школа будет готова, — такое обязательство взяли на себя строители.

       Свое слово они сдержат!

     На снимке: здание новой школы по набережной Фонтанки, № 22

    Фото Г. Лугового

     

  • 10 Июля 2021, 10:15
    Ответ на "«Смена» №182(7152) от 04.08.1949 г. (С.2): НОВАЯ Ш" от lenarch

     Душевые при спортивном зале?! — Высокий класс! 😀

  • 10 Июля 2021, 20:13

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/br45219 - фотография 1948, на которой видно, что от фасадной части дома осталось только 3 правых световых оси.

    То есть здание школы строилось почти с нуля. В связи с этим возникает вопрос: как должен выглядеть титул? В любом случае автора проекта 1949 года там должен быть.

     

    Чертежи дома на участке, принадлежавшем В.Ф.Громову, Н.С.Вонлярлярской по наб.р.Фонтанки, 22 

    ЦГИА СПб. ф.513 оп.102 д.4502

    1849–1892. 31 л. 

    Оцифровано полностью: эл.образов 57

    Вот 1849 год старому фасаду очень подошел бы. 

     

    - Чертежи дома В.Ф.Громова по наб.р.Фонтанки, 22

    ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.5618

    31.05.1865–17.03.1878. 39 л.

    Не оцифровано

    О залоге имущества Н.С.Вонлярлярской, М.М.Голицыной, В.Ф.,И.Ф.,А.Д.Громовыми по наб.р.Фонтанки,22

    ЦГИА СПб ф.515 оп.1 д.1287А

    03.03.1878–09.10.1916. 113  л.

    Не оцифровано

    Здесь владельцы перечислены в обратном понядке.

    Все 28 страниц с делами, которые выпадают на запрос о доме 22 по Фонтанке, я не смотрела.

     

    Кто может, посмотрите, пожалуйста, атлас Цылова, у меня ссылка не открывается (ибо в деревне) - Громов мог туда успеть попасть.

     

  • 10 Июля 2021, 20:34
    Ответ на ""Школа на наб. реки Фонтанки, 22, на 880 учащихся." от almak

     

    "Школа на наб. реки Фонтанки, 22, на 880 учащихся. Автор - Н.П. Всеволожский. 1949г.

    Сложившаяся ещё в середине прошлого века застройка набережной обусловила, видимо, архитектурное решение главного фасада (портик с трехчетверными колоннами и фронтоном, детали окон)."

    // Г.Д. Платнов. Архитектура школьных зданий Ленинграда. Л.;М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1954. С. 118, 120.

    Следовательно, стиль - не классицизм. Но и (сталинским) неоклассицизмом назвать нельзя. Больше всего, на мой взгляд подойдёт ретроспективизм".

    Вот и архитектор указан.

  • 10 Июля 2021, 20:55
    Ответ на "https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/ph" от Liz

     Я не знаю, о каких двух адресах Вы пишете. Но о наб. Фонтанки, 22 могу сказать следующее.

     

    Я был уверен, что о Е.И.Винтергальтере написано в [99]. Но сейчас посмотрел (электронную копию) - и оказалось, что этого дома в списке работ Винтергальтера там нет! И в топографическом указателе вообще нет этого адреса.

     

    Получается, что данные об авторстве Винтергальтера взяты только из [51] - книги Дубина и Бройтман. (На мой взгляд, источник ненадежный, надо бы найти что-то другое.)

     

  • 10 Июля 2021, 21:18
    Ответ на "Я не знаю, о каких двух адресах Вы пишете. Но о на" от S.P.

     Да, я ошиблась, меня, видимо, как раз и сбила ссылка на книгу о Моховой, решила, что и этот участок сквозной. Посмотреть бы, что там именно о Винтергальтере написано и с какой стати. Бройтман-то как раз автор серьезный, хотя у всех ошибки случаются.

  • 10 Июля 2021, 23:45

    Писать сил нет - так что вырезка

    О Винтергальтере в статье о доме 37 по Моховой ничего нет (вырезка из нее)

    Есть только это

  • 11 Июля 2021, 05:29
    Ответ на "Относительно "классицизма" в определении стиля вы " от Михаил М

     Относительно Винтергальтера вот что писал М.Н. Микишатьев. И о стиле

  • 11 Июля 2021, 08:05
    Ответ на "Относительно Винтергальтера вот что писал М.Н. Мик" от Liz

     Насколько я понял, М.Н.Микишатьев только упомянул Винтергальтера без какого-то обоснования.

  • 11 Июля 2021, 09:28
    Ответ на "Насколько я понял, М.Н.Микишатьев только упомянул " от S.P.

     Да. Когда смогу, загляну в чертежи.

  • 6 Октября 2021, 12:49

    В Атласе Н. Цылова 1849 г. на участке Громова Василия Федуловича, почетного гражданина, по наб. Фонтанки № 21 показан  каменный 2-х этажный дом (Цылов Н. Атлас тринадцати частей С.-Петербурга. 1849. С. 190; Алфавитный указатель к атласу. С.62).

    1849 г. Фрагмент плана Литейной части (Атлас Н.Цылова. С.190)

     

  • 6 Октября 2021, 13:05

    Чертежи дома на участке, принадлежавшем В.Ф.Громову, Н.С.Вонлярлярской по наб.р.Фонтанки, 22. 1849–1892. 31л. (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4502)

    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/102/4502

     

    В архивном деле имеется чертеж фасада дома купца и почетного гражданина Громова «в предполагаемом виде» (Л.5) На чертеже фасада в левом верхнем углу надпись:

    «Общим Присутствием Правления 1-го Округа путей сообщения, фасад сей разсмотрен по журналу состоявшемуся 15 июня 1849 г. и найден как в частности так и в общем виде одобрительным».

    В верхнем углу справа – «Высочайше утверждено 23 июня 1849 г.»

    В нижнем левом углу видно начало подписи архитектора: «Проект составлял Арх…»
    Фамилия архитектора-автора проекта в цифровой копии попала под обрез листа. Неизвестно, видна ли его подпись на оригинале архивного документа. Сравнение чертежа фасада этого дома и архивных чертежей фасадов  некоторых домов, проекты которых подписал арх. Винтергальтер, показывает, что имеется определенное сходство как и в манере оформления чертежей, так и в написании букв (почерке).

     

    Предлагаю к сравнению чертежи фасадов:

    1. наб. Фонтанки, 22

    Фасад дома купца Громова в предполагаемом виде (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4502. л.5)

    2. Большой пр. В.О., 6 - https://www.citywalls.ru/house142.html

     

    1858 г. Фасад дома В.Ф. Громова. Проект подписал Академик Е. Винтергальтер (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.1493. Л.20-23)

     

    3. Невский пр., 60 - https://www.citywalls.ru/house1850.html

     

    1858 г. Фасад дома Глазунова. Проект подписал Академик Е. Винтергальтер (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9817. л.40-42)

     

    4. Образец подписи (из предыдущего чертежа)

     

    1858 г. «Проект составлял Академик Винтергальтер» (фрагмент листа 42)

  • 6 Октября 2021, 13:06

    1949 г. Вид разрушенного дома №22 на набережной реки Фонтанки (ЦГАКФФД СПб Бр 45219)

  • 22 Июля 2022, 12:10

    В этом доме проживал Розанов Семен Александрович (1875-12.1941) - научный сотрудник Эрмитажа. Погиб в блокаду. Похоронен на Богословском кладбище.

    Жена: София Александровна (1876-2.1942) - похоронена в братской могиле на Серафимовском кладбище.

    В справочнике "Весь Ленинград" за 1934, 1935 гг. указана квартира 10, тел. 195-08.

    В блокадной базе - кв. 16.

  • 8 Августа 2022, 05:32

    В издании "Итальянская пушкиниана" упоминается, что дом по Фонтанке, 22 княжна Анна Александровна Вяземская получила в приданое от отца, когда выходила замуж за неаполитанского дипломата Антонио Серракаприолу. Акварели интерьера дома хранятся в коллекции наследников. С Анной Вяземской был в переписке А.С. Пушкин. - Ит. пушкиниана. И.Бочаров, Ю.Глушакова  стр. 33

  • 9 Февраля 2023, 21:42

    На этом участке уже в 1820-х гг. стояли каменные здания. Фрагмент плана Шуберта 1828 г.:

     

    Дальнейшая история строительства отражена в деле:

    ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4502
    Чертежи дома на участке, принадлежавшем В.Ф.Громову, Н.С.Вонлярлярской по наб.р.Фонтанки, 22
    Крайние даты документов: 1849–1892
    Количество листов: 31

     

    Генеральный план участка, 1849 г. (лист 1-2):

    Более высокое разрешение

     

    План снабжен подробным изъяснением условных обозначений. (Здесь можно прочитать это изъяснение более крупно.) Показаны существующие и  предполагаемые новые постройки. Предполагается надстроить флигель (лит. "б"), построить вновь конюшни (лит. "д") и навес на каменных столбах (лит. "е"), а на набережной - каменные ворота справа от дома (лит. "ф").

     

    Справа внизу стоит подпись архитектора и дата:

    Архитектор Ав[густ Иванович] Ланге. 1849.

     

    Проект надстройки флигеля и нового здания конюшен (лист 3-4):

    Более высокое разрешение

     

    Этот лист также подписан А.И.Ланге и датирован 1849 годом.

     

    Лицевой дом по набережной Фонтанки с примыкающими к нему флигелями обозначен на генеральном плане как существующее строение (лит. "a", "a' "). Очевидно, в 1849 г. он не подвергался капитальной перестройке. Но фасад этого дома (вероятно, до этого носивший классицистический характер) был изменен и получил новое оформление в стиле эклектики (неоренессанс). Предполагаемый фасад (лист 5):

     

    Более высокое разрешение

     

    Фасад Высочайше утвержден 23 июня 1849 г.

     

    Кто же автор проекта этого фасада? Его имя должно было быть написано на чертеже. Но имени нет. Надпись слева внизу:

     

    "Проект составлял Архи" - а конца нет. Такое впечатление, что фраза осталась почему-то недописана. (Другой вариант: продолжение было у нижнего края листа - но он мне кажется менее вероятным, тогда должен был бы быть знак переноса.)

     

    Тем не менее я думаю, что мы можем назвать имя архитектора с высокой степенью вероятности. Это тот же архитектор, который подписал генеральный план и проект надворных построек - Август Иванович Ланге.

     

    Примечание. Версию об авторстве Е.И.Винтергальтера я могу охарактеризовать только как недоразумение. Во всем деле имя Винтергальтера не встречается ни разу, даже в связи с какими-то мелкими переделками. 

     

    Продолжение следует.

  • 9 Февраля 2023, 22:06

    Продолжение

     

    Следует заметить, что этот дом связан и с именем еще одного выдающегося мастера архитектуры середины XIX в. - Алексея Максимовича Горностаева, который работал здесь вскоре после А.И.Ланге - между 1849 и 1856 г.

     

    По проекту Горностаева была сделана пристройка со стороны двора - если не ошибаюсь, нечто вроде большой двухэтажной веранды. Генеральный план с подписью Горностаева (лист 6-7; пристройка выделена краской):

    Более высокое разрешение

     

    Фасад и разрез пристройки (лист 8-9):

    Более высокое разрешение

     

    Отдельно крупно фасад:

    Более высокое разрешение

     

    Планы этажей (листы 10-11 и 12-13):

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    О том, что проект был осуществлен, свидетельствует генеральный план 1864 г. (лист 14), на котором дом изображен с пристройкой:

    Более высокое разрешение

     

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1. Ни на одном из листов, относящихся к проекту пристройки, нет дат. Для датировки приняты во внимание следующие обстоятельства.

    На генеральном плане 1849 г. здание показано еще без пристройки. С другой стороны, на генеральном плане, подписанном Горностаевым, названа владелица - жена В.Ф.Громова (Феодосия Тарасовна Громова). О ней известно, что она умерла значительно раньше мужа - в 1856 г. (см.: https://www.geni.com/people/Феодосия-Тарасовна-Громова/6000000146033731011- следовательно, проект был выполнен не позже 1856 г. Таким образом, проект пристройки относится к времени между 1849 и 1856 г.

     

    2. На генеральном плане и на чертежах пристройки фамилия Горностаев написана без инициалов. В середине XIX в. работали два архитектора с такой фамилией - Алексей Максимович и его племянник Иван Иванович. Подпись на генеральном плане: "Профессор Горностаев". Из двоих Горностаевых профессором Академии художеств был только Алексей Максимович (он получил это звание в 1849 г.) [99]. Поэтому можно уверенно назвать именно его автором данной работы.

     

    Всё, что осталось от бывшего особняка Громова - ворота справа от здания. Их местоположение показано на представленном выше генеральном плане 1849 г. (лит. "ф"). Проект ворот - фрагмент проекта фасада А.И.Ланге 1849 г.:

    (Более высокого разрешения нет.)

     

     

    P.S. О том, что написано в этих двух комментариях, я сегодня написал на своем сайте.

  • 9 Февраля 2023, 22:21

    С учетом сказанного в двух предыдущих комментариях (а также того, что здание теперь имеет совсем  другой вид - см. комментарий almak от 24 сентября 2011 г.)  предлагаю внести в публикацию следующие изменения:

     

     

    1. Название: Дом В.Ф.Громова - Школа

     

    2. Титул:

    Архитекторы: Ланге А.И., Всеволожский Н.П. 

    Год постройки: 1849, 1949

    Стиль: ретроспективизм (вариант: сталинский неоклассицизм)

     

    3. Первая часть публикации:

     

    Не позже 1828 -

     

    Дом купца В.Ф.Громова

    1849 - архитектор Ланге Август Иванович - перестройка   (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4502)

    1941-1944 - разрушен

     

    Школа

    1949 - архитектор Всеволожский Н.П.    (Г.Д. Платнов. Архитектура школьных зданий Ленинграда. Л.;М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1954. С. 118, 120)

     

     

    (А Винтергальтера забыть, как кошмарный сон! 😀

     

  • 10 Февраля 2023, 01:04
    Ответ на "Относительно "классицизма" в определении стиля вы " от Михаил М

     Не стоило бы пренебрегать мнением покойного М.Н. Микишатьева - относительно стиля здания. 

  • 10 Февраля 2023, 03:09
    Ответ на "Не стоило бы пренебрегать мнением покойного М.Н. М" от Liz

     При созданиии публикации для указания стиля можно только выбрать один из вариантов в готовом списке. В этом списке варианта "ретроспективизм 1930-1950-х гг." нет. Я как раз учел мнение Михаила Микиишатьева и предложил наиболее близкий вариант - "ретроспективизм".

     

    (А второй вариант в скобках дал на тот случай, если "не поймут".)

  • 10 Февраля 2023, 07:34

      я бы с удовольстием открыл бы отдельную тему "Ретроспективизмы 10 30 50 гг" и подискуссировал

     

    но в рамках готового списка - конечно что-то сталинское

  • 10 Февраля 2023, 11:47
    Ответ на "При созданиии публикации для указания стиля можно " от S.P.

     В титуле, к сожалению, так и стоит классицизм.

     

     

  • 10 Февраля 2023, 12:06
    Ответ на "В титуле, к сожалению, так и стоит классицизм. " от Liz

     Тут много чего неправильного, см. мои вчерашние комментарии. Я сообщил об этом по ссылке "Добавить текст/Сообщить об ошибке в публикации". Будем надеяться, что изменения будут внесены.

  • 5 Августа 2023, 21:52

    Второй суд над И. Бродским
    Фонтанка, 22, зал Клуба строителей. 13 марта 1964 года.
    Заключение экспертизы гласит: В наличии психопатические черты характера, но трудоспособен. Поэтому могут быть применены меры административного порядка.
    Идущих на суд встречает объявление: Суд над тунеядцем Бродским. Большой зал Клуба строителей полон народа.
    — Встать! Суд идет!

    Запись Фриды Абрамовны Вигдоровой

    https://stihi.ru/2012/09/07/5575

    Разговоры в зале и приговор (отдельный вид прекрасного).

    http://www.politnauka.org/library/russia/vigdorova.php

     

  • 5 Августа 2023, 22:47
    Ответ на "Второй суд над И. БродскимФонтанка, 22, зал Клуба " от Кадет Биглер

     Помянутый клуб, если правильно помню, на фото 36 и далее вразброс, к сожалению. И уже надстроен, что видно на фото. Поскольку здание важное, м.б., стоит сделать отдельную публикацию. Непонятно только, откуда брать сведения о нем.

  • 28 Марта 2024, 23:53

     

     

    Вид из зала Михайловского замка.

     

    27.03.2024 г.

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 23 из 53
Дом В. Ф. Громова - Школа
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31935
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 6989