Публикация
Владимира равноапостольного князя собор .
|
Архитекторы: | Земцов М. Г. Ринальди А. Старов И. Е. |
Год постройки: | 1789 |
Стиль: | Барокко |
Фото -
Собор св. равноапостольного князя Владимира . Князь-Владимирский собор
стиль - переходный от барокко к классицизму
пр. Добролюбова, 29х - ул.Блохина, 26
Пам. арх. (федеральн.)
1741 - Земцов Михаил Григорьевич
1742 - Трезини Пьетро
1747 - Ринальди Антонио
1783 - Старов Иван Егорович
Первая деревянная церковь Святого Николая здесь была построена в 1708 г. Затем в 1713-1719 гг. построена мазанковая Успенская церковь. Позже церковь получила статус собора.
В 1741 г. рядом началось строительство одноглавого каменного храма по проекту М. Г. Земцова, работами же с 1742 г. руководил Пьетро Трезини.
В 1747 г. последовало распоряжение о достройке здания "о пяти главах по древнему российскому обычаю". Утвержден был проект А. Ринальди.
Работы с 1766 по 1772 гг. возглавил инж. А. А. Дьяков. В 1772 г. возник пожар, причинивший зданию значительный ущерб, и лишь с 1783 г. работы возобновились под наблюдением И. Е. Старова. В 1789 г. собор был открыт.
А.Г. Виккерс. 1833 г.
(добавил pasha_su)
Фото начала 1900-х гг.
журнал "Нива"
(добавил Андрей Агафонов )
План собора.
Выкопировка из
плана урегулирования
Петербургск. стороны
16 марта 1861 г.
1865 г. План часовни.
Титульный лист
(ЦГИА СПб. Фонд 513.
Опись 102. Дело 8643)
Генеральный план
собора с предполагаемой
часовней
(ЦГИА СПб. Ф513.
Оп.102. Д.8643. Л.33)
План, фасад и разрез часовни
(ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102.
Д.8643. Л.67,68)
Проект часовни
(ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102.
Д.8643. Л.69,70)
Разрешение
Городской управы
от 8 января 1876 г.
(ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102.
Д.8643. Л.65 (24?))
ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102.
Д.8643. Л.22-23
Фасад тамбура
(ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102.
Д.8643. Л.25,26)
(добавил
Интерьер
собора.
(добавил
Андрей Агафонов )
Госкаталог
(добавил
Андрей Агафонов)
(добавил
Андрей Агафонов )
Фото нач. ХХ в. Вид с ВО.
(сайт pstvu.com, добав. Ладада)
"Лавры, монастыри
и храмы..."
(добавил
Андрей Агафонов)
(добавил
Андрей Агафонов )
humus.livejournal.com
(добавил
Андрей Агафонов )
Госкаталог
(добавил Андрей Агафонов)
Госкаталог
(добавил
Андрей Агафонов)
1920-е гг. [*]
(добавил Мышь)
ЦГАКФФД
(добавил
Андрей Агафонов)
(добавил
Андрей Агафонов )
Госкаталог
(добавил
Андрей Агафонов)
pastvu.com
(добавил
Андрей Агафонов)
pastvu.com
(добавил
Андрей Агафонов)
Кафедра.
Конец XIX - начало XX вв.
Фото - Феофанов Е.Ф.
(добавил
Андрей Агафонов)
(добавил
Андрей Агафонов )
Аэрофотосъёмка начала 1930-х гг.
(добавил
1950 г.
Фото - Шадров Е.М.
ЦГАКФФД
(добавил
Андрей Агафонов)
1950-1955 гг.
(добавил
Андрей Агафонов)
1958 г.
Фото - Овчинников К.В. ЦГАКФФД
(добавил Андрей Агафонов)
1958 г.
Фото -
Овчинников К.В.
ЦГАКФФД
(добавил
Андрей Агафонов)
1977 г.
Фото -
Овчинников К.В.
ЦГАКФФД
(добавил
Андрей Агафонов)
1979 г.
Фото - Овчинников К.В. ЦГАКФФД
(добавил Андрей Агафонов)
Фото -
Андрей Агафонов,
1995.
Фото - Альбом
"Санкт-Петербург
с птичьего полета" -
СПб.:Изд."Новатор",
2012. С.113
(добавил nikspb)
1977 г.
Фото -
Овчинников К.В.
ЦГАКФФД
(добавил
Андрей Агафонов)
[*] - Шелаева Е.П.Православный Петербург и окрестности в фотографиях конца XIX - начала ХХ века. СПб. Лики России. 2011.
Во внешнем облике Князь-Владимирского собора общая архитектурная строгость и сдержанность оформления фасадов не нарушается применением барочных архитектурных форм - лучковых фронтонов и сандриков, овальных, горизонтально-вытянутых окон-люкарн и т. п. Внутренняя отделка отличается простотой. Стены членятся пилястрами дорического ордера. Центральный барабан обработан парными пилястрами. Облик здания говорит о новых временах в архитектуре - о переходе к классицизму.
Собор - один из первых примеров пятиглавия в Петербурге, говоривший об интересе зодчих к традициям национальной русской архитектуры. Основной массив здания, слившийся с колокольней, воспринимается удивительно цельно.
(по материалам - Д. А. Кючарианц. Антонио Ринальди. Л., Лениздат, 1976)
Предыстория этого пятикупольного с высокой колокольней храма, окрашенного в желтый и белый цвета, весьма непростая. При Петре I в 1708 здесь был освящен храм в честь свт. Николая и назывался в народе "на Мокруше", ибо стоял на затопляемом при наводнениях месте. Пять лет спустя вместо деревянной была заложена скромная мазанковая Успенская церковь. Ее боковые приделы свт. Николая и Иоанна Предтечи были освящены в 1717, а главный - 5 апреля 1719 митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским), чье подворье находилось неподалеку. На этом освящении присутствовал Петр I, бывал он в церкви и в дни престольных праздников.
Петербургская сторона считалась тогда центром города и была густо населена, отчего церковь получила ранг соборной. К 1732 здание изрядно обветшало, колокольню пришлось снести, а через 6 лет внутри был проведен основательный ремонт.
В память рождения вел. кн. Иоанна Антоновича в 1740, рядом с мазанковой, была начата, по проекту М. Г. Земцова, каменная церковь св. Иоанна Предтечи, завершенная вчерне через два года. С этого времени ее достройкой и отделкой руководил П. А. Трезини, но в 1744 работы остановились, поскольку выяснилось, что алтарь храма ориентирован на юг. Императрица Елизавета Петровна распорядилась в 1747 вместо одноглавой делать церковь "о пяти главах по древнему российскому обычаю", в связи с чем Трезини пересоставил проект, получив из Москвы обмерные чертежи Успенского собора. Проект, однако, не понравился, и участие в сочинении нового пришлось принять почти всем ведущим зодчим столицы.
Наконец, после долгих проволочек, в 1766 был утвержден наиболее удачный и простой, исполненный в стиле раннего классицизма чертеж А. Ринальди, который осуществлял инж. А. А. Дьяков, возводивший по соседству Тучков буян. В 1769 новая церковь была вчерне готова, и с ее отделкой пришлось поторопиться, поскольку в 1772 мазанковая постройка сгорела. В еще недостроенном, крытом тесом храме 8 сентября 1773 был, наконец, освящен холодный Успенский придел.
Так как строящийся храм при пожаре тоже пострадал, то в 1783 его восстановление поручили И. Е. Старову, который, по-видимому, упростил оформление фасадов и изменил завершение куполов. В 1785 был освящен теплый Успенский придел, а 1 октября 1789 - главный во имя св. кн. Владимира, орден которого был учрежден в память 800-летия Крещения Руси. В 1799 последовало освящение правого Никольского придела, после чего собор стал вмещать до 3000 человек.
В 1799 при ремонте часть образов в иконостасе заменили новыми. 22 июня 1824 был освящен придел свт. Николая, заново отделанный на средства старосты Ф. Д. Иванова. Годом раньше начались перемены в интерьере: были устроены хоры и переделан в ампирном стиле иконостас. В 1859 храм был сделан теплым, а в 1866 боковые приделы были перенесены к главному и заново освящены. Два года спустя акад. К. А. Ясевич реставрировал в соборе многие иконы.
В 1872–1873, строя вокруг здания ограду, арх. Н. Ф. Брюлло возвел в ней две часовни, а еще одна, в память Александра II, была построена в 1882–1886 Н. Н. Ковригиным на углу Большого проспекта. Еще раньше, в 1856, купцы соорудили на Пеньковом буяне Казанскую часовню.
В 1874 прихожане задумали выстроить на Ситном рынке новую церковь "в готическом стиле" в память бракосочетания вел. кн. Марии Александровны, но этот замысел осуществить не удалось.
В 1892 на Мытнинской набережной появился мраморный киот в память спасения Александра III в Борках. Его автором был арх. Ф. Б. Нагель.
Несмотря на долгую историю, особо интересных икон и предметов в соборе не было, кроме, пожалуй, образа св. Владимира, "Берлинского Евангелия" XVII в. в тяжелом и дорогом окладе, церковных облачений XVIII в., серебряной дарохранительницы хорошей работы 1770 г. и одного креста-мощевика. В 1894 в интерьере была поставлена Голгофа, новинка в церковном обиходе. В 1910 в алтаре появился витраж с изображением Спасителя.
Начиная с 1843, в соборе ежегодно, 22 сентября, собирались кавалеры ордена св. Владимира, отмечая день его учреждения, а в престольный праздник по приходу совершался крестный ход. 10 июля крестный ход шел на мануфактуру Гука. Водосвятие в первый Спас происходило на реке Ждановке.
Уже в 1810 при соборе было открыто на частные средства одно из лучших в городе приходских училищ, которое, однако, работало не очень долго. С 1875 действовало благотворительное общество с богадельней и двумя детскими приютами, с 1902 - приходская школа. В 1887 прихожане хотели поставить перед собором бронзовый бюст Александра II.
Четверть века соборный клир возглавлял популярный пастырь прот. Василий Иоаннович Полетаев; его в 1912 сменил последний перед революцией настоятель - прот. Леонид Константинович Богоявленский, который в 1922 был приговорен к расстрелу, но вместо этого отсидел полтора года в тюрьме.
Во время разрухи, 6 декабря 1920, в крещальне, в деревянном тепляке, был освящен престол Всех Русских Святых. Здесь до конца 1920-х служили в холодную погоду.
Собор был временно закрыт с ноября 1926 по ноябрь 1927, затем не закрывался, несмотря на "требования трудящихся", и с весны 1938 до осени 1941 являлся кафедральным. В келье под колокольней жил митрополит Алексий. В 1940 - 2001 в соборе хранился чудотворный образ Казанской Божией Матери – главная городская святыня.
В 1951 - 1952 здание было основательно реставрировано. Оно охраняется государством как памятник архитектуры. Двухсотлетие храма было отмечено в 1989 выпуском юбилейной медали. ([
Фото - Наталия
Лазарева 2008.
Фото - yuri.sedunov
2011.
Часовня собора.
Фото - С. Васильев
2008.
Фото - Mary, 2008.
Вид из одной точки
на все 6 крестов.
Фото - Хаблин Даблин, 12.2015.
Фото - Влада, 08.2016.
Фото - Vladimir-2013,
01.2016.
Фото - Наталия,
04.2017.
Фото - Nipnip, 03.2020.
Фото -
Фото - Вадим Павлов, 10.2022.
Чертежи дома и хозяйственных построек на участке, принадлежавшем наследникам Горина, П. И. Тимофеевой, наследницам П. И. Тимофеевой, Андрееву, причту собора св. равноапостольного князя Владимира по Церковной ул., 14, 16 и Успенскому пер., 2. Чертежи к проекту надвратной часовни на участке, принадлежавшем собору св. равноапостольного князя Владимира по Храмовой ул.[1876 г.]. Чертежи к проекту часовни в память имп. Александра II по Церковной ул. и Александровскому пр.[1886 г.]. Чертежи к проекту часовни по Церковной ул. и Грязному пер. (Церковная ул. и Успенский пер.) [1903 г.] Планы части Петербургской части у Александровского пр. с обозначением предполагаемой к прокладке наб.р. Малой Невы (Мытнинская наб.) и улицы (Зоологический пер.) [1875 г.]. 1838–1913. 82л. (
(Примечание: Архивное дело № 8643, похоже, составлено из нескольких архивных дел, с перенумерацией страниц. Сделано это весьма небрежно: хронология не соблюдена, даты в электронном заголовке дела не соответствуют датам на чертежах. Смотрела и копировала выборочно.)
Чертежи к проекту надвратной часовни на участке, принадлежавшем собору Св. равноапостольного князя Владимира по Храмовой ул.
В том же архивном деле были обнаружены чертежи к проекту деревянного тамбура при входе в Собор. Оригиналы чертежей выполнены на кальке и находятся в ветхом состоянии, о чем в деле сделана специальная отметка. Фамилия автора проекта на чертежах не указана, но в ведомости разрешений Городской Управы, опубликованной в приложении к журналу «Зодчий», автором указан Семечкин.
С.-Петербургская Городская Управа, сообразив представленные чертежи с законами и имея ввиду климатические условия м помещение Церкви на открытом месте, признает возможным удовлетворить означенное ходатайство, почему по журналу, состоявшемуся 8 января 1876 г. за № 11 постановила: устройство на церковном крыльце при входе в собор с тремя входными дверями, деревянного тамбура позволить с соблюдением общих правил, приложенных к плану.
Ведомость разрешенным спб. Городскою Управою постройкам и перестройкам в С.-Петербурге за Декабрь месяц 1875 и Январь 1876 года. 8-го января 1876 г. 4.- Устройство в церковном крыльце с тремя дверьми – при входе в собор во имя Князя Владимира (близ Тучкова моста) деревянного тамбура. На Петербургской стороне. Архитектор Семечкин.
(Листок архитектурного журнала Зодчий. 1876. № 4. С. 36)
Предположительно, автором
Вениамин Семечкин родился в 1843 г. в Санкт-Петербурге, в семье петербургского живописца XIV класса Павла Петровича Семечкина. Закончил Императорскую Академию художеств (1860-1875 гг.). Здесь сначала обучался живописи, а после этого - архитектуре. По итогам обучения был удостоен малой серебряной медали и получил звание классного художника III степени. Оно было присвоено выпускнику за программный проект "Кафе-ресторан в парке". О начальном периоде служебной карьеры Семечкина известно немного. Разве только то, что после окончания академии он устроился архитектором по таможенному ведомству. Однако в 1883 г. уволился оттуда по болезни. С 1883 по 1892 гг. он работал в должности городского архитектора в уездном городе Измаил. 23 декабря 1892 г., по собственному прошению, В. П. Семечкин перевёлся в Пензу и, конечно, не знал, что проведёт в этом городе 25 лет, отдаст ему все свои силы и будет там похоронен. В Пензе он работал сначала в должности младшего инженера, затем младшего архитектора (до 1909 г.) и, наконец, архитектора губернского (до самой своей кончины). Биограф В. П. Семечкина, пензенский исследователь Евгений Белохвостиков говорит о 34 известных архитектурных проектах мастера, среди которых - 24 объекта религиозного назначения: 10 каменных церквей и часовен, 7 церквей деревянных и 7 проектов на перестройку храмов. (Информационный порталкурьер Izmail.es
Изображение иконы,
запрестольный образ Спасителя,
витраж,2010. (из интернета)
(добавил Хаблин Даблин)
Фото - nikspb, 15.04.2013.
Фото - nikspb, 15.04.2013.
Фото - Наталия,
04.2017.
Фото - Didi, 07.2016.
17.12.2015.
Сегодня установили
кресты на соборе.
Фото - люблюпитер, 17.12.2015.
Фото -
Фото - tat_dt, 06.2022.
Петербургскую сторону во 2-й половине XIX в., как раз вокруг собора, Мокруши, постепенно благоустраивали, что прежде всего подразумевало осушение сырой и вредной для здоровья местности. В числе мероприятий была активная высадка растительности, в частности устройства древесного питомника. Питомник там находился как минимум до 1932 г. (
Ограда Князь-Владимирского собора возведена в 1860-е гг. - арх. Николай Павлович Гребёнка .
В 1872-1873 гг. арх. Н. Ф. Брюллов (фон Брюлло) построил две часовни. (?)
В 1882-1886 гг. по проекту арх. Н. Н. Ковригина построена
В 1926-1927 гг. собор был закрыт. С 1938 по 1941 гг. - кафедральный собор, резиденция митрополита.
В 1940-2001 годах здесь находилась икона Казанской Божией Матери (сейчас в
(по матеиалам [
К 225-летию со дня освящения главного престола в 2014 г. установлено
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения на основании постановления Правительства РФ № 527 от 10 июля 2001 г.
Фото - светлана светлана
11.2012.
Фрагменты плитки
пола в притворе.
Фото - Виктор М, 28.12.2013.
Фото - Александр ОТ,
09.04.2010.
Фото - Александр ОТ,
05.03.2015.
Фото - Александр ОТ,
17.07.2013.
Изображение иконы,взятое из интернета: запрестольный образ Спасителя,витраж,2010год
А откуда инфо, что начал строить Земцов? В книге М. В. Иогансен о Земцове нет ни слова об этой работе...
Ответ на "А откуда инфо, что начал строить Земцов? В книге М" от Павел П.
там внизу ссылка на издание.
Фото (Лит-ра: Альбом "Санкт-Петербург с птичьего полета" - СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.109)
см. публ.
«СПб ведомости», 27.03.2015, с.1:
Красное Солнышко в Петербурге
Вадим КУЗЬМИЦКИЙ (
До конца года Россия будет вспоминать святого князя Владимира Киевского, который в русских былинах получил прозвание Красное Солнышко. Нынче исполняется тысяча лет, как его не стало. В Петербурге памятные мероприятия могут сосредоточиться вокруг Князь Владимирского собора на Петроградской стороне. Храм спешно реставрируют, работы намечено завершить к маю.
Во многом из-за того горячего отклика. который вызывает сегодня крымская тема, 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира отмечается на государственном уровне. При президенте России создана специальная рабочая группа. Во главе ее Владимир Путин поставил своего полпреда в Центральном федеральном округе Александра Беглова, которому ранее уже поручал курировать другой патриотический проект — казачество. От Петербурга в группу делегирован вице губернатор Игорь Албин.
Смольный специальным постановлением создал городской оргкомитет празднования 1000-летия преставления князя Владимира. Работу координирует вице губернатор Петербурга Александр Говорунов, который также курирует празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. План событий, которые должны пройти в Петербурге, утвержден федеральным правительством.
Как распорядился Дмитрий Медведев, 24 мая должно состояться общегородское праздничное мероприятие в рамках Дня славянской письменности. На июль намечен концерт духовной музыки в рамках фестиваля «Опера — всем». Тематические концерты и киносеансы продолжатся в течение всего года.
Также премьер распорядился подновить фасады и внутреннюю отделку в Свято Владимирской школе при Воскресенском Новодевичьем монастыре. 25 млн рублей на это должны были быть найдены во внебюджетных источниках.
Настоятель Князь Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин полагает, что памятные мероприятия будут сосредоточены вокруг его церкви. С 1845 года это орденский, или кавалерский, храм ордена Святого князя Владимира. «В данном храме хранятся орденское знамя, списки орденоносцев и регалии ордена», — подтверждается в статуте, принятом на Архиерейском соборе в 2013 году.
Каменный Князь Владимирский собор был заложен в 1740 году по указанию императрицы Анны Иоанновны, но возведение его затянулось на долгие годы. Завершили его только в 1789-м.
Главный престол был освящен в честь князя Владимира, хотя ранее собор создавался во имя Успения Богоматери. На это повлияли события эпохи Екатерины II — присоединение к Российской империи Крымского ханства. За долгую историю строительства храма в формировании его облика успели поучаствовать несколько известных архитекторов — Михаил Земцов, Пьетро Трезини, Антонио Ринальди и Иван Старов.
Храм лишь ненадолго прерывал свою работу в советское время — в 1920-е годы. Он принимал прихожан всю Ленинградскую блокаду. Сейчас его историческое здание охраняется как федеральный памятник архитектуры.
Сейчас храм взят в леса. По правде сказать, церковь давно не видели запущенной. Но к торжествам, основные из которых развернутся летом. все должно быть просто великолепно. рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» отец Владимир. По его словам, власти согласились выделить из бюджета деньги на масштабную реставрацию фасадов. Также меняют кровлю, приводят в порядок кресты. Силами прихода делается ремонт внутри храма.
Как сообщил настоятель, основные события будут приурочены к 28 июля, когда отмечается День святого равноапостольного князя Владимира. Вслед за патриархом протоиерей Владимир Сорокин считает, что праздник может символизировать единство народов трех государств — России, Белоруссии и Украины, жители которых чтут князя Владимира.
В храме уже проходят различные мероприятия, приуроченные к отмечаемой дате. В феврале был издан набор открыток «Заветы святого князя Владимира». Тогда же художник Антон Щаблыкин разработал эмблему празднования. В марте в соборе завершился цикл лекций, посвященных князю.
Крупные события запланированы и в других городах. В Москве на 24 мая намечено богослужение с участием представителей нескольких православных церквей. На Красной площади планируется праздничный концерт. Обсуждались планы совершить крестный ход из Крыма в Смоленск. Его маршрут может пройти по Ростовской, Воронежской, Белгородской, Курской, Брянской и Смоленской областям.
Собор помолодеет к декабрю - 22.10.2015, Ксения Кайсацкая, Рубрика
ФОТО пресс-службы Законодательного собрания Петербурга
Начался демонтаж строительных лесов со стен Князь-Владимирского собора в Петроградском районе. Это означает, что полная капитальная реставрация крыш, куполов и фасадов храма, проведенная впервые за его 225-летнюю историю (прежде собор ремонтировали лишь частями), близится к завершению.
По планам реставраторов, кресты на маковки и купол колокольни вознесут в декабре. Тогда же фасады подсветят прожекторами, и в обновленном храме пройдут главные торжества в честь тысячелетия преставления крестителя Руси – святого князя Владимира.
Основные реставрационные работы на этом объекте культурного наследия федерального значения начались в январе. Было проведено полное обследование всех конструкций здания. Только на научно-исследовательские, изыскательские и проектные работы по ремонту и реставрации собора было потрачено 6 млн рублей (общая стоимость проекта на первом этапе составляет 165 млн рублей). Тот факт, что в XX веке собор не реставрировали и не покрывали «советскими» красками, порадовало мастеров: фасад, несмотря на почтенный возраст, оказался в неплохом состоянии. Теперь же при ремонте используются самые надежные современные материалы. Например, купол звонницы выполнен из металла с полимерным покрытием, гарантия на него составляет не менее 50 лет.
«Впервые за всю историю существования Князь-Владимирского собора здесь проводится научная реставрация такого масштаба. Реставраторами проделана колоссальная работа: восстановлены росписи, отремонтированы церковные помещения», – отметил председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров, ознакомившийся с ходом реставрационных работ 19 октября.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе
КСТАТИ
Несмотря на масштабную реставрацию, в храме, построенном к 800-летию крещения Руси в 1766 – 1789 годах, все время шли службы. Он вообще ни разу не закрывался с момента освящения в 1789 году. В соборе ведется так называемый Всероссийский помянник, в который внесены имена более 15 миллионов россиян, которые погибли в войнах, авариях и катастрофах.
Князь-Владимирский собор среди леса. Начало ХХ века. Вид с ВО.
фото см. публ.
Леса ли? И конечно хорошо бы год уточнить. Петербургскую сторону во 2-й половине 19 в., как раз вокруг собора, Мокруши, постепенно благоустраивали, что прежде всего подразумевало осушение сырой и вредной для здоровья местности. В числе мероприятий была активная высадка растительности, в частности устройства древесного питомника.
Да, про лес это сильно! Питомник, кстати, там находился как минимум до 1932 г.
А где на фото Тучков мост?
Не Тучков, но начало дамбы, кажется, видно чуть-чуть у самого правого края. Только это ведь, вероятно, с Петровского острова снимали.
Собор св.равноапостольного князя Владимира
1920-е.
фото см. публ.
Шелаева Е.П.Православный Петербург и окрестности в фотографиях конца XIX - начала ХХ века. СПб. Лики России. 2011.
К 225-летию со дня освящения главного престола в 2014 году установлено историческое древо Князь-Владимирского собора. Древо представляет собой выполненное в металле изображение виноградной лозы с гроздями, на которых указаны все выявленные священно- и церковнослужители с 1700 г. по сей день.
Чертежи дома и хозяйственных построек на участке, принадлежавшем наследникам Горина, П.И.Тимофеевой, наследницам П.И.Тимофеевой, Андрееву, причту собора св. равноапостольного князя Владимира по Церковной ул., 14, 16 и Успенскому пер., 2. Чертежи к проекту надвратной часовни на участке, принадлежавшем собору св. равноапостольного князя Владимира по Храмовой ул.[1876 г.]. Чертежи к проекту часовни в память имп. Александра II по Церковной ул. и Александровскому пр.[1886 г.]. Чертежи к проекту часовни по Церковной ул. и Грязному пер. (Церковная ул. и Успенский пер.) [1903г.] Планы части Петербургской части у Александровского пр. с обозначением предполагаемой к прокладке наб.р. Малой Невы (Мытнинская наб.) и улицы (Зоологический пер.) [1875 г.]. 1838–1913. 82л. (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 8643) Постоянная ссылка:
Примечание: Архивное дело № 8643, похоже, составлено из нескольких архивных дел, с перенумерацией страниц. Сделано это весьма небрежно: хронология не соблюдена, даты в электронном заголовке дела не соответствуют датам на чертежах. Смотрела и копировала выборочно.
Чертежи к проекту надвратной часовни на участке, принадлежавшем собору Св. равноапостольного князя Владимира по Храмовой ул.
Генеральный план Собора Св. Равноапостольного Князя Владимира с предполагаемою часовнею датирован 1865 г. (на обороте листа 33). В заголовке дела указан [1876 г]. Вероятно, установка ворот и строительство надвратной часовни выполнялось после возведения ограды Собора. На Проекта часовни, предполагаемой при Соборе Св. Равноапостольного Вел. Князя Владимира (Л. 69,70) показана часть ограждения и подпись автора проекта надвратной часовни: «составлял П.Осипов».
Проект часовни (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 8643. Л.69,70)
В том же архивном деле были обнаружены чертежи к проекту деревянного тамбура при входе в Собор. Оригиналы чертежей выполнены на кальке и находятся в ветхом состоянии, о чем в деле сделана специальная отметка. Фамилия автора проекта на чертежах не указана, но в ведомости разрешений Городской Управы, опубликованной в приложении к журналу «Зодчий», автором указан Семечкин.
Фасад тамбура (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 8643. Л.25,26)
Разрешение Городской управы на постройку тамбура было выдано 8 января 1876 г. :
С.-Петербургская Городская Управа, сообразив представленные чертежи с законами и имея ввиду климатические условия м помещение Церкви на открытом месте, признает возможным удовлетворить означенное ходатайство, почему по журналу, состоявшемуся 8 января 1876 г. за №11 постановила: устройство на церковном крыльце при входе в собор с тремя входными дверями, деревянного тамбура позволить с соблюдением общих правил, приложенных к плану (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 8643. Л.65)
Ведомость разрешенным спб. Городскою Управою постройкам и перестройкам в С.-Петербурге за Декабрь месяц 1875 и Январь 1876 года. 8-го января 1876 г. 4.- Устройство в церковном крыльце с тремя дверьми – при входе в собор во имя Князя Владимира (близ Тучкова моста) деревянного тамбура. На Петербургской стороне. Архитектор Семечкин. (Листок архитектурного журнала Зодчий. 1876. № 4. С. 36)
Предположительно, автором деревянного тамбура был Вениамин Павлович Семечкин (1843-1917).
Вениамин Семечкин родился в 1843 году в Санкт-Петербурге, в семье петербургского живописца XIV класса Павла Петровича Семечкина. Закончил Императорскую Академию художеств (1860-1875 гг.). Здесь сначала обучался живописи, а после этого - архитектуре. По итогам обучения был удостоен малой серебряной медали и получил звание классного художника III степени. Оно было присвоено выпускнику за программный проект "Кафе-ресторан в парке". О начальном периоде служебной карьеры Семечкина известно немного. Разве только то, что после окончания академии он устроился архитектором по таможенному ведомству. Однако в 1883 году уволился оттуда по болезни. с 1883 по 1892 гг. он работал в должности городского архитектора в уездном городе Измаил. 23 декабря 1892 года, по собственному прошению, В.П. Семечкин перевёлся в Пензу и, конечно, не знал, что проведёт в этом городе 25 лет, отдаст ему все свои силы и будет там похоронен. В Пензе он работал сначала в должности младшего инженера, затем младшего архитектора (до 1909 г.) и, наконец, архитектора губернского (до самой своей кончины). Биограф В. П. Семечкина, пензенский исследователь Евгений Белохвостиков говорит о 34 известных архитектурных проектах мастера, среди которых - 24 объекта религиозного назначения: 10 каменных церквей и часовен, 7 церквей деревянных и 7 проектов на перестройку храмов. Источник:
чертежи отправила в публикацию
В архивном деле имеется разрешение на постройку часовни-образа от 30 мая 1903 г.
Проект
Часовня предполагалась к постройке на пересечении Грязного пер. и Церковной ул. Однако на фото из "Лавр, монастырей..." похоже она находится со стороны Александровского проспекта. Так?
Еще есть проект столба для образа и кружки, который должен был быть установлен на Александровском пр. напротив Провиантской ул. Но была ли она поставлена?
Странно, что в "Лаврах, монастырях..." практически ничего не упоминается про часовни, хотя статья там довольно большая для этого издания. К слову историческая информация в "Святынях..." практически почти дословно взята отттуда, хотя с заметными сокращениями.
Интересен своего рода "топонимический сюжет" (вып. 2 С. 59):
"Таким образом, освященная в 1719 г. церковь Успения Богородицы, по повелению императора Петра I, который иногда служил в ней литургию, наименована вскоре после освящения собором и в списке С.-Петербургских соборов занимала четвертое место после Исаакиевского. Называлась она собором или соборною церковью Успения Богородицы в Никольской или в Большой Никольской улице, или в Татарской (большая и малая Никольские улицы позднее назывались татарскими от татарских юрт, находившихся около мытного двора; татарский переулок существует здесь и до настоящего времени), или на буяне (остров так названный Богдановым от купечества и бурлаков, имеющих склонность к буянству) или в мокруше (так называлось подверженное наводнению урочище с небольшой слободой пониже мытного двора); в народе же известно под именем Николы Мокрого". (Жирный шрифт, заглавные и строчные буквы. как в источнике).
Про часовни совсем мало, да и то не про те (С.66-67):
"В указе от 8 апреля 1718 г. , подписанным архимандритом Феодосием, ныне хранящися в архите Князе-Владимирского собора, говорится что в 1718 г. к Успенской церкви приписана была часовня архангело-городского полка. <...>
В мае 1856 г. церковный староста Семенов просил владыку о приписке к собору каменной, находящейся на пеньковом буяне в четверть версты от собора часовни, построенной купечеством и вмещающей иконы в серебряных окладах. Эту часовню было определено приписать к собору, как ближайшему и приходскому и поручить его причту и старосте иметь за нею должное наблюдение.Хранящийся в этой часовне образ св. Троицы, в серебряно-вызолоченной кованной ризе на зиму переносить в собор" .
И про часовни все. Надо бы посмотреть ИСС, но они более ранние, чем "Лавры...".
Вспоминаю послевоенный 1946 г., когда на Пасху около собора было столпотворение калек, безногих на тачках (деревянных досках с колесиками), просили милостыню. (Жил тогда недалеко, на Большом пр., 28.)
Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 №527