Публикация

Доходный дом М. А. Соловейчика

Здание на карте
фото
Архитекторы: Лялевич М. С.
Год постройки: 1911-1913
Стиль: Неоклассицизм

Фото - люблюпитер, 06.2022.

Доходный дом М. А. Соловейчика                        неокласицизм с элементами модерна

  ул. Пестеля, 7

1911-1913 - арх. Лялевич Мариан Станиславович, ск-ры Кузнецов В. В., Троупянский Я. А. ([99]. C...)

 

 

В скульптурных работах вместе с В. В. Кузнецовым участвовал  скульптор Я. А. Троупянский. Все детали кроме статуй выполнены Троупянским. Оригинальные статуи "Марс" и "Венера" из цемента были заменены репликами.  (pavelpavel)

  • фото

    1960 г.
    Главный фасад дома
    №7 на ул.е Пестеля.
    ЦГАКФФД СПб Гр 75609
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    1960 г.
    Вид главного фасада
    д. №7 на ул. Пестеля.
    ЦГАКФФД СПб Гр 75608
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    (добавил Rain)

  • фото

    РГИС 2022 г.
    (добавил люблюпитер )

Прежде на этом участке  стоял трехэтажный дом, перестроенный в 1836 г. видным мастером позднего классицизма А. И. Мельниковым. В ту пору он принадлежал купцам Костылевым. Существующее шестиэтажное здание возведено в 1911-1913 гг. по заказу статского советника М. А. Соловейчика акад. арх. М. С. Лялевичем - знатоком и приверженцем итальянского ренессанса.

 

Нижние два этажа оформлены наподобие крупной аркады. Средняя часть, завершенная массивным аттиком, усилена портиком композитного ордера, охватывающем по высоте четыре этажа. Это - своеобразная архитектурная цитата, заимствованная из творческого наследия величайшего зодчего итальянского Возрождения Андреа Палладио. Портик повторяет главный фасад знаменитого  Палаццо дель Капитанио в Виченце, а две статуи над трехчетвертными колоннами, выполненные ск. В.В.Кузнецовым, словно сошли с бокового фасада того же здания. Однако если там ордер является неотъемлемой частью целостной структуры, то здесь он выглядит монументальной апликацией, наложенной на фасад многоквартирного доходного дома с повторяющейся планировкой этажей. Введение такой цитаты сделало здание представительным и запоминающимся. Впоследствии подобный прием неоднократно использовали другие архитекторы - как в предреволюционные годы, так и в период 1930-1950-х гг.. Мотив аркады, и особенно комбинация трех арок - излюбленная тема творчества Лялевича. Она варьируется в таких его постройках, как дома на Кировском проспекте,9 и 48, на Невском проспекте,21 и 80 (ныне  - Дом моделей и кинотеатр "Октябрь").

Боковые арки портика вели внутрь участка дома на Пантелеймоновской, а в средней помещался парадный подъезд. Основной, квадратный в плане, двор по-своему примечателен. В отличие от обычных дворов-колодцев, он и уютен, и репрезентативен. Стены его декорированы колоннами, балконами с балюстрадами. В глубине находятся еще два малых дворика, которые не превратились в темные шахты лишь потому, что соседний участок не был застроен по всему периметру. Остались открытыми и массивные брандмауэры дома 7(стены на границах владения, делавшиеся глухими из противопожарных соображений), которые видны не только изнутри квартала, но и с улицы. Грубые спонтанные формы брандмауэров, подчас вызывающие впечатление фантасмагории, порождают разительный контраст с парадными фасадами. Но и они давно стали привычным неотъемлемым компонентом исторически сложившейся городской среды старого Петербурга.

 

Строитель этого дома М. С. Лялевич был в течение нескольких лет его жильцом. А после революции он, поляк по национальности,  уехал на родину, где стал одним из ведущих архитекторов. В 1944 г. он погиб в оккупированной фашистами Варшаве.

В предреволюционный период в здании размещались миссия Аргентины и редакция журнала "Медицинский современник". Потом оно превратилось в обычный жилой дом с булочной в нижнем этаже.

 

В 1920-е гг. здесь жила популярная среди петербургской, а затем и ленинградской публики актриса Е.М.Грановская. Ее сценическая деятельность - это поразительный пример творческого долголетия. Она началась еще в прошлом веке на подмостках частных петербургских театров. После революции Грановская работала, главным образом, в Театре комедии, а в 1939 году перешла в Большой  драматический театр.

 

В 1935-1939 гг. в квартире 24 этого дома жил другой выдающийся артист - В.П.Полицеймако, которого также до сих пор вспоминают старые театралы. Почти вся его творческая жизнь была связана с Большим драматическим театром имени Горького.

 

В этом доме жили:

1923 - 1931   актриса театра Комедии Е. М. Грановская  (ВЛд на 1924.O. X. C. 71, на  1925. C. 103,

на 1926. O. XI C. 94, на 1927. С. 146, на 1928. С. 146, на 1929. С. 159. на 1930. С. 135, на 1931. С. 119)

1913 - 1917   архитектор М. С. Лялевич  (ВПб на 1914. O. III. C. 400, ВПг на 1915. С. 399, на 1916. С. 413, на 1917. С. 416)

                      Мариан Станиславович Лялевич  (21. 11. 1876. Вилькомир Ковенская губ.  -  сентябрь

                      1944 Варшава (Польша)), кладбище Повознки Варшавы;  АХ (1901), академик архитектуры 1912. 

1915 - 1917   инженер путей сообщения С. Ф. Овсянников 

(ВПб на 1914. O. III. C. 479, ВПг на 1915. С. 477, на 1916. С. 494, на 1917. С. 499)

                      Степан Федорович Овсянников  (около 1890  -  после 1917).

1933 - 1935   артист Большого драматического театра В. П. Полицеймако

  (ВЛд на 1934. O. XIV. С. 317, на 1935. С. 324)   (добавил Val 39)

 

Мемориальная доска с горельефным портретом, установленная в 1986 году (ск.  В..А..Доценко, арх. В..В..Ягудин),  напоминает о том, что в доме 7 жил в 1930-х гг. Герой Советского Союза В.А.Лягин. Он был одним из тех, кого называли "бойцами незримого фронта". Чекист Лягин в 1939 г. покинул квартиру на улице Пестеля и стал готовится  к работе в тылу врага. Оставшись по заданию командования в оккупированном фашистами Николаеве, Лягин организовал и возглавил подполье в Николаевской и Херсонской областях. Отважный разведчик погиб 17 июля 1943 г. в застенках гестапо.                                                                                                              

(Е.З.Куферштейн, К.М.Борисов, О.Е.Рубинчик.Улица Пестеля(Пантелеймоновская).Товарищество "Свеча".,

Ленинград.,1991.С.33-36. добавил люблюпитер)

** Состояние купидонов ужасающее. Снимал в 2009-м из окна квартиры. В том же году заменили сгнившее

кровельное железо,но самих пупсов не тронули. (Хаблин Даблин)

 

1916:  Миссия Аргентинской республики  - Пантелеймонская. 7   (ВПг на 1916. О. 1 Стб. 94)

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1967)

  • фото

    Лестница №2

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Vladimir-2013, 05.2016.

  • фото

    Вечернее небю.
    Фото -
    люблюпитер,
    09.2015.

  • фото

    Указатель во дворе.

  • фото

    Лицевая
    парадная

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    K_Samarina, 2017.

  • фото

    Лестница парадная.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Дверь балкона
    на лестнице

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

  • фото

    Фото - люблюпитер,
    09.2015.

46 комментариев
23239 просмотров
Добавил: Mary, 31 Января 2008, 15:05
Редактировано: 2 Февраля 2023, 10:01
Оцените:
(38 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house461.html' target='_blank'>Доходный дом М. А. Соловейчика на Citywalls.ru</a>
Всего 46 комментариев
  • 4 Ноября 2023, 21:43

    Буква S напоминает нам об Михаиле Альбертовиче Соловейчике

  • 23 Июня 2024, 20:59

    В 1836 году купец Петр Костылев решает надстроить третий этаж своего дома, проект перестройки выполнил коррежский советник архитектор Мельников.

     

     

    В 1877 году дом купил потомственный почетный гражданин Адольф Оттович Бари: Литейной чапсти 1 участок под N7.
    В 1902 году дом перешел наследникам О.К. Вейля, а в 1911 году его купил статский советник Михаил Альбертович Соловейчик.


     

  • 20 Ноября 2025, 13:02

    Этот дом знают благодаря курьезной традиции украшать цветами фасадные скульптуры Марса и Венеры. 😄

    История его появления – один из ярких и любопытных примеров затейливого переплетения различных обстоятельств, связей и знакомств, зачастую игравших определяющую роль в судьбе многих талантливых архитекторов Петербурга.

    Заказчик проекта Михаил Альбертович Соловейчик был человеком весьма влиятельным среди финансистов столичной еврейской диаспоры. В то время он занимал должность директора-распорядителя Сибирского торгового банка который, по объему основного капитала занимал седьмое место среди всех коммерческих банков империи. 

    Предыстория выбора автора  проекта. 

    В 1908-м на Невском проспекте начались работы по капитальной перестройке здания Сибирского торгового банка в характерной для того времени стилистике, которую условно можно назвать «банковским классицизмом». Проектом занимался, имевший большой опыт подобного строительства и хорошо известный в еврейской диаспоре, Борис Гиршович. Но у Бориса Ионовича были проблемы со здоровьем и в работе над проектом банка активно участвовал молодой, но имевший опыт проектной и практической деятельности, Мариан Станиславович Лялевич.

    Новое здание банка открылось в 1910-м, было высоко оценено специалистами и вполне логично, что уже через год арх. Лялевич получил от директора-распорядителя этого банка персональный заказ на строительство доходного дома на Пантелеимоновской… 

    ✍ Лялевич понимал, что работа для такого заказчика как Соловейчик может стать солидным «выигрышным билетом» в дальнейшем развитии профессиональной карьеры. И он использовал в этом довольно обычном проекте весь свой творческий арсенал. Впрочем тут уместнее говорить об архитектурных «декорациях», нежели об особенностях планировочных решений.

    Простоватый и компактный жилой «квадрат» на пять этажей с мансардой Лялевич украсил изящным сочетанием мотивов своего любимого палладианства с «изобретениями» популярного столичного модерна. 

    Но витиеватой отделкой лицевого фасада дело не ограничилось.

    На базе опыта времен модерна по декорированию унылых замкнутых дворов Лялевич решил оформить дворовое пространство не менее основательно чем лицевой корпус. 

    👍 Более того. Он не стал ограничиваться облицовкой. Тут, совершенно неожиданно, появились .... внушительные колонны и даже вазоны с оригинальными путти.

    В узкий двор  выходили и имевшиеся в доме балконы. 

    Это конечно вызывало удивление, но решало прагматические задачи, обеспечивало повышение стоимости жилья в квартирах, ориентированных во двор. заказчик изначально планировал строительство дома для арендаторов с приличным достатком и все «ухищрения» Лялевича опирались на такое техническое задание.

    Хотя вся оригинальность этого проекта «внешностью» по сути и исчерпывалась 

    Статья полностью по ссылке:

    https://dzen.ru/a/aR3e3JYvOSbfhjn1

     

  • 20 Ноября 2025, 15:39
    Ответ на "Этот дом знают благодаря курьезной традиции украша" от fortune25

     Сергей Караулов. Опять о связях и обстоятельствах… 

    Много фотографий хорошего качества, как всегда у этого автора.

  • 21 Ноября 2025, 15:01
    Ответ на "Этот дом знают благодаря курьезной традиции украша" от fortune25

      Все по верхам, как всегда в Дзене, понадергали куски оттуда где краем уха что-то услышали.. Я историю семьи Соловейчик знаю неплохо, так как мой прадед был двоюродным племянником Михаила Альбертовича и работал в Сибирском банке. Умер М.А. Соловейчик не внезапно, а после тяжелой и продолжительной болезни. Он много лет страдал язвенным колитом, даже обучение в Университете прерывал для лечения.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32863
Готовится: 99
Посетители
Гостей: 2457
Всего сегодня: 23126