Публикация

Дом Т. Э. Сильванской - Особняк В. А. Слепцова (начало) -
Школа - Креативное пространство "Особняк"

Здание на карте
фото
Архитекторы: Фуфаевский Л. Л.
Год постройки: 1899, 1902
Стиль: Модерн

Фасад после ремонта. Фото - люблюпитер, 03.2023.

Особняк В. А. Слепцова             модерн

 Пам.арх.(регион.)

1-я треть XIX в. - автор не установлен                                                                                    Большая Конюшенная ул., 9, лит. А

Дом Т. Э. Сильванской

Особняк Т. Э. Сильванской

1899 - арх. (АХ) Фуфаевский Леонид Леонидович - перестройка, надстройка

Особняк В. А. Слепцова

1902 - арх. (АХ) Фуфаевский Леонид Леонидович - переделка фасада   (Список...)

 

  см. продолжение публикации

  см. окончание публикации

 

Школа -

Креативное пространство "Особняк"

    "Этюд-театр"  (2016)

 

 

В 1899 г. арх. Л. Л. Фуфаевский  добавил третий этаж и устроил парадную лестницу для тогдашней владелицы Т. Э. Сильванской.

В 1902 г. по заказу нового хозяина, гвардейского офицера В. А. Слепцова, арх. раскрыл нижний этаж широкими витринами и создал броскую отделку фасада в стиле модерн.

Средний ризалит завершен фигурным парапетом с вазами. По стене стелется затейливый рельефный узор. Стилизованный растительный орнамент покрывает резные створки дверей.

  • фото

    1910-е гг.
    (добавил Ладада)

  • фото

    Образцы продукции заводов
    Сименс и Гальске.
    (добавил IVa)

  • фото

    Купеческая книга
    1872 г. С. 56

  • фото

    "Весь Петербург" на 1900 г.
    (добавил Ansaldo)

  • фото

    Журнал "Друг Радио", №3, 01.1925.
    Адрес редакции и издательства:
    Ленинград, улица Герцена дом 29.

  • фото

    Журнал "Зодчий" за 1900 г. № 3
    (добавил peterburzhets)

  • фото

    ?Новая вечерняя газета?
    №178 от 15.10.1925 г. (С.8)
    (добавил lenarch)

  • фото
  • фото

    РГИС 2023 г.

В XVIII в. на участке под №9 по Большой Конюшенной ул.  находился деревянный главный дом и деревянные службы во дворе. К середине XVIII в. здесь появляются каменные строения, границы участка принимают современные очертания.

В первой половине XIX в. эта территория была разделена на два владельческих участка - по наб. реки Мойки и Большой Конюшенной ул.

В доме на Большой Конюшенной ул. жил предприниматель и инженер Н. И. Путилов - один из создателей Обуховского и Путиловского заводов, участник строительства коммерческого порта и Московского канала.

По Табели на 1875 г. дом по Б. Конюшенной, 9 принадлежал Норовой. (С.49)  (Наталия)

 

С 1885 г. дом №9 по Большой Конюшенной ул.  принадлежал жене коллежского советника и камер-юнкера Татьяне Эрнестовне Сильванской, которая к 1899 г. решила превратить скромный дом в пышный особняк. Проект перестройки существующего дома она заказала выпускнику Академии художеств Леониду Леонидовичу Фуфаевскому.

На 1902 г. дом по Большой Конюшенной ул. числился за капитаном-гвардии Василием Алексеевичем Слепцовым. Новый владелец поручил Л. Л. Фуфаевскому надстроить дворовые флигели, а на первом этаже только что перестроенного особняка пробить широкие проемы для витрин.

 

Автор экспертизы отмечает, что Л. Л. Фуфаевский создал на фасаде, как на экране, концентрированный, сгущенный образ нового стиля. Мягкая пластика форм, криволинейные текучие очертания, утрированные детали, обильный декор с преобладанием стилизованных растительных мотивов - всем этим демонстративно заявляет о себе ранний модерн.

Стена нижнего яруса была смело разорвана витринами; оставшиеся простенки служили пилонами, несущими основной массив. Углы витрин плавно округлены; въездная арка, овальное окошко и фигурные прорези дверей множат игру кривых линий. Облицовка первого этажа песчаником изображает наряженную конструкцию. Верхние её участки заполнены густой и сочной резьбой по камню. Витиеватый, полный живого движения рельефный узор из листвы и цветов переходит в утонченную ковку на створках дверей.

 

В начале ХХ в. в доме Слепцова находились техническое бюро и склад водопроводных и электротехнических принадлежностей Р. А. Кольбе. Позже здесь обосновался отдел продажи акционерного общества Русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» - крупнейшего треста, объединявшего предприятия в Петербурге и в Нижнем Новгороде. Им производились электроизмерительные и медицинские приборы, телефонная и телеграфная аппаратура, пожарная и железнодорожная сигнализация, оборудование для рентгеновских кабинетов.

На цоколе здания можно увидеть памятную отметку. Она показывает уровень наводнения 23 сентября 1924 г. Это катастрофическое наводнение было вторым в истории города по разрушительной силе и высоте подъема воды - 369 см выше ординара.

В 1925 г. в здании находилось Правление и магазин Всесоюзного Электротехнического Треста Заводов Слабого Тока.

С 1934 г. по 1965 г. в здании размещались школы Смольнинского (позднее - Дзержинского) района. Долгое время особняк занимал «Леноблпотребсоюз». В настоящее время здание используется под административные цели.

 

Интерьеры здания представляют собой яркий образец поздней эклектики, фасады - раннего модерна. Лицевой фасад дома сохранился с начала ХХ в. до настоящего времени с незначительными утратами. В здании сохранилась комплексная отделка интерьеров с лепными плафонами и изразцовыми печами. Просторный вестибюль - образец классического варианта эклектики.

(сайт Администрации СПб  gov.spb.ru 26.03.2018; добавил ivasia)

  • фото
  • фото

    Фото - Люси, 2013.

  • фото

    Фото - augusta, 2008.

  • фото
  • фото

    Фото - Волька, 03.2011.

  • фото

    Резьба на входной двери.
    Фото - sllava

  • фото

    Фото - Анютик, 05.2012.

  • фото

    Деталь двери.
    Фото -
    @Elena@, 07.2011.

  • фото

    Фото -
    Люси, 2013.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 06.2018.

  • фото

    Фото - Анчар, 08.2016.

  • фото

    Фото - Наталия, 02.2024.

Николай Иванович Путилов

происходил из старинной Новгородской дворянской фамилии; воспитывался (с 1830 г.) в морской роте Александровского Кадетского Корпуса.

В 1840 г. Путилов окончил Морской кадетский корпус, был произведен в лейтенанты и оставлен при корпусе ввиду выдающихся способностей в области математики. Ему поручили преподавание астрономии и навигации в гардемаринских классах.

Через два года, в связи с расстройством здоровья, Путилов по требованию врачей оставил преподавательскую работу и переехал на юг. В южном округе корпуса инженеров военных поселений практически изучал строительное дело, участвовал во многих крупных работах.

В 1848 г. Путилов возвратился в Петербург и занял должность чиновника особых поручений при директоре Кораблестроительного департамента.   

В ноябре 1854 г. Путилова назначили уполномоченным по сооружению в Петербурге винтовой канонерской флотилии, способной действовать в условии мелководья Финского залива, причём в очень сжатый срок - до мая 1855 г. Сложность выполнения заказа состояла в том, что в то время паровые машины в России не строили, а закупали их в Англии. Благодаря своей предприимчивости и знанию дела Николай Иванович Путилов в очень короткий срок сумел организовать в механических мастерских Санкт-Петербурга производство паровых машин. Уже в мае 1855 г. на Кронштадтском рейде стояло 32 вооруженные канонерские лодки, каждая с паровой машиной в 80 сил. Всего в течение года в Петербурге было построено 67 канонерских лодок, по 80 паровых сил, и 14 корветов, по 250 паровых сил, вооруженных 397 большого калибра пушками. Для ремонта же флотилии были построены 3 плавучих дока и мастерская. Неожиданное появление в Кронштадте «путиловской» флотилии ликвидировало угрозу нападения на Кронштадт и, в ноябре 1855 г. англо-французская эскадра отступила. Путилов был награжден орденом Станислава 2-й степени и произведен в надворные советники. Тогда же с особого высочайшего соизволения Путилов подготовил и издал 37 томов «Сборника известий о войне 1853-1855 гг.»

В августе 1857 г. Николай Иванович Путилов уходит с государственной службы и на кредит Морского министерства строит в Финляндии  три металлургических завода на озерных рудах, обеспечив потребности российского флота железом и сталью. Причем котельная сталь по качеству превосходила сталь, производимую в Англии.

 

После поражения России в Крымской кампании 1853-1856 гг. остро назрела необходимость перевооружения армии и флотаю  Производились орудия только в Германии - это были знаменитые пушки Круппа. Но в уральском Златоусте выпускник Горного института подполковник Павел Михайлович Обухов создает превосходную сталь, которая по своим качествам превосходила крупповскую и была пригодна для отливки орудийных стволов.  

Между П. М. Обуховым и Н. И. Путиловым заключается «Договор по распространению и развитию производства литой стали, необходимой для изготовления артиллерийских орудий».

В мае 1863 г. заключается контракт между Товариществом - П. М. Обухова, Н. И. Путилова, С. Г. Кудрявцева - и Морским министерством о строительстве завода на Шлиссельбургском тракте.

 см. История Обуховского завода

В декабре 1867 г. в катастрофической ситуации оказалась Николаевская железная дорога. Применяемые ею заграничные рельсы английского и бельгийского производства лопались на морозе. И тут же поступает предложение от Путилова, который готов поставлять рельсы Николаевской железной дороге. Получив заказ от казны на изготовление более двух миллионов пудов рельсов по цене 1 рубль 88 копеек за пуд, Путилов 12-го января 1868 г. приобрел заброшенный железоделательный и сталелитейный завод на берегу Финского залива.

Уже 20-го января пошли с завода первые рельсы. Причем основным сырьем первых отечественных рельсов послужили негодные «импортные»: их переплавляли с нужными добавками.   Через 18 дней завод стал катать по 5000 пудов рельсов в сутки. С этого времени завод и стали называть Путиловским (в настоящее время - Кировский завод).  Завод стал принимать заказы на мосты, отдельные детали паровозов и вагонов, железнодорожные инструменты и многое другое.

Преследуя цель дальнейшего развития производства, Путилов выхлопотал в 1872 г. утверждение устава акционерного общества. Оно было образовано в 1873 г., причем его главным распорядителем оставался Николай Иванович.

За счет казны была сооружена тогда же Путиловская ветка. Она соединила завод с сетью железных дорог страны.

Разбогатев и начав ворочать миллионами, Путилов оставался равнодушен к личному благосостоянию. До конца жизни он так и не обзавелся ни собственным особняком, ни загородным имением. Он жил с женой Екатериной Ивановной в просторных съемных квартирах. Вся прибыль инвестировалась им в реализацию новых проектов.

В 1869 г., будучи владельцем Путиловского завода, Путилов замыслил соорудить в Петербурге Коммерческий порт (см. Морской торговый порт). Путилов разработал проект на строительство маяков, причалов, зданий, складов морского порта, а так же сооружение открытого морского канала по Невской губе от Кронштадта до Петербурга.  Правительство рассмотрело и поддержало этот проект, пообещав на его осуществление 20 миллионов рублей. Руководил строительством особый комитет при Министерстве путей сообщения. Подряд на сооружение канала и порта получил Н. И. Путилов. Но, начав реализацию проекта, Николай Иванович столкнулся с ожесточенным сопротивлением со стороны тех лиц, которые и занимались перевалкой и доставкой товаров из Кронштадта в Петербург.  Ими оказывалось давление на правительство. В итоге из двадцати миллионов Путилов получил только два, чего хватило лишь на прокладку к будущему порту железнодорожных путей. Финансирование строительства со стороны правительства было приостановлено и Путилов, верный своим принципам, вынужден был продолжать работы за свой счёт.

Для этого он вложил в дело оборотные средства своего завода, продавал и закладывал акции, брал кредиты и залезал в долги. С 1876 г. Государственный банк, ссудивший Обществу Путиловских заводов 5 миллионов рублей на оборотные средства, владел уже 4/5 всего акционерного общества, а уже с 1877 г. всеми акциями Общества Путиловских заводов. Путилов был разорён, заводы ему не принадлежали.

Скончался Путилов от инфаркта 18 апреля 1880 г.. От квартиры Путилова на Большой Конюшенной улице до места погребения - более двадцати километров - гроб несли на руках рабочие Путиловских заводов.

Его похоронили в районе порта, на острове Гладком. Белая намогильная часовня, возведенная по проекту Ф. С. Харламова, была хорошо видна с взморья.

Уважение к нему было столь велико, что на старых планах города (до 1908 г.) его могила обозначалась специальным знаком «Могила Путилова». Через четыре года (в 1884 г.) здесь же похоронили жену Путилова, Екатерину Ивановну. Уже после смерти Н. И. Путилова, 15 мая 1885 г.   «Морской канал» от Петербурга до Кронштадта - был открыт для прохода судов.

Прошло двадцать лет. В 1898 г. С. С. Богомолов сын С.У. Богомолова, одного из крупнейших землевладельцев этого района (см. пр. Стачек, 50), пожертвовал два принадлежащих ему участка земли Обществу Путиловских заводов под постройку церкви св. Николая Чудотворца. Возвели церковь в 1901-1906 гг. по проекту В. А. Косякова.

Вскоре после ее освящения, 11 ноября 1907 г., состоялось перенесение праха Н. И. Путилова и его жены Екатерины Ивановны в склеп под новой церковью. Прах перенесли в подвал Никольской церкви, где был освящен нижний придел во имя великомученика Георгия.

В 1951 г.  при очередной перестройке здания случайно наткнулись на две старинные могилы. Литая чугунная плита с надписью объясняла их происхождение. По распоряжению начальства плиту отправили на переплавку, а останки Путиловых сожгли в котельной некогда основанного им завода.

(сайт Знакомство с Петербургом mihgri.ru 06.01.2015)

  • фото

    Школа № 30
    класс во дворе школы 1939 г.

  • фото

    Школа № 202
    (Я училась в 202 школе
    до её закрытия в 1968 г.)

    (добавил badatka13)

  • фото

    Окно дальнего
    брандмауэра особняка,
    вид из дворов Капеллы.
    Фото - accatt1, 01.2023.

  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 2022.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 02.2024.

С 1930-х гг. в здании располагались школы. Сейчас здесь находится креативное пространство "Особняк". 

 

03.2015.  "Российский аукционный дом (РАД) выставил на продажу здание № 9 на Большой Конюшенной ул. Историческую постройку, бывшую особняком гвардейского офицера В. Слепцова, пустят с молотка за 850 млн рублей".

(karpovka.com)  (snegir)

"Этюд-театр"

13.01.2016. Молодая театральная команда Петербурга - «Этюд-театр», родившийся в 2011 г. из команды выпускников курса педагога и режиссера Вениамина Фильштинского - обрел собственное помещение на Большой Конюшенной ул.
«Этюд-театр получил площадку в результате переговоров с организаторами нового арт-пространства - кластера на Большой Конюшенной ул., 9. «Этюд-театр» стал одним из субарендаторов кластера, который получил название "Цархитектор Кластер".
Режиссер «Этюд-театра» Семен Серзин надеется, что у занимаемого им помещения будет отдельный вход - со двора.
Ремонт приходится делать самим. И теперь уже рушатся одни стены и возводятся новые ...!, чтобы к середине марта - точнее, ко дню рождения «Этюд-театра» 19 марта - на Большой Конюшенной появился первый зритель.
Предполагается, что зал будет ежевечерне вмещать от 70 до 100 зрителей - идеальное количество для того формата, в котором работает «Этюд-театр», экспериментирующий с новым текстами, в том числе, документальными, и размышляющий о недавнем историческом прошлом - ленинградском - в жанре «квартирника».
В репертуаре остались спектакли: докудрама «14+», драма самоиндентификации «Кеды»,«Демоны» по мистической драмеНатальи Ворожбит, и «ШКИД». А еще - квартирник «Стыдно быть несчастливым» по произведениям Александра Володина.  
(Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру» calendar.fontanka.ru)  (добавил Mary)

 

 1 Июля 2022, 14:19|Ответить

01.07.2022.  "Деловой Петербург" Долгое время здание–памятник не могли вовлечь в оборот из–за судебных споров. Стоимость сделки оценивается примерно в 400 млн рублей.

Собственником основной части помещений особняка Слепцова на Большой Конюшенной ул., 9, стало ООО "ОШЕР", следует из выписки Росреестра. По данным ЕГРЮЛ, "ОШЕР" принадлежит Полине Аистовой.

До начала 2000–х он принадлежал Ленинградскому областному союзу потребительских обществ. В 2011 г. собственником стало ООО "Транспортные системы". Далее началась судебная история, связанная с продажей здания, длившаяся около 10 лет. В 2011 общество продало его Алексею Смирнову, который сделку не оплатил, но успел при этом перепродать особняк Марку Эйдлену и зарегистрировать переход права собственности.

В Росреестре есть сведения о переходе собственности на объект обратно к "Транспортным системам" в апреле 2019 г.

(добавил Наталия)

 

 

1925:  Правление и магазин Всесоюзного Электротехнического Треста Заводов Слабого Тока (журн. Друг Радио, №3, 01.1925)

1934:  30-я школа 1-й ступени Смольнинского района  - ул. Желябова, 9    (Весь Ленинград - 1934. С. 296)

1935:  30-я начальная школа Смольнинского раайона   - ул. Желябова, 9    (Весь Ленинград - 1935. С. 349)

1937, 1939, 1940:  30-я неполная средняя школа Дзержинского района    - ул. Желябова, 9   

(1937- Ленинград список абонентов, С. 328),    (Ленинград - 1939. С. 259),   (Ленинград - 1940. С. 326)

1956:  Школа ЛенгорОНО №202 Дзержинского р-на - ул.Желябова, 9 (Список абонентов ЛГТС.1956 С.157)

1962:  Школа ЛенгорОНО №202 Дзержинского р-на - ул.Желябова, 9 (Список абонентов ЛГТС.1962. Часть II. С.217)

1965:  Школа № 202 Дзержинского района    - ул. Желябова, 9    ([108], с. 201)

1973:  Управление «Леноблпотребсоюз» ЛОСПО(«Роспотребсоюза») - ул. Желябова, 9 ([211]. С.242)

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1764)

Особняк Слепцова (он же особняк Сильванской) признан объектом культурного наследия регионального значения.

  • фото

    Фото - Люси, 2013.

  • фото

    Фото - Люси, 2013.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Интерьеры.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    1-й двор.
    Лицевой корпус.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Люки во дворе.

  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 05.2016.

  • фото

    В особянке в очередной
    раз сменился хозяин

  • фото

    и снова был сделан ремонт.

  • фото
  • фото

    Фото - Hammerok, 2017.

28 комментариев
27394 просмотра
Добавил: Blackadder, 5 Января 2009, 22:22
Редактировано: 20 Февраля 2024, 03:46
Оцените:
(34 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house3629.html' target='_blank'>Дом Т. Э. Сильванской - Особняк В. А. Слепцова (начало) -Школа - Креативное пространство "Особняк" на Citywalls.ru</a>
Всего 28 комментариев
  • 19 Января 2023, 01:40

     

    Окно дальнего брандмауэра особняка, вид из дворов Капеллы. Подобное окно в янтарном цвете есть в парадной дома Фаберже на Б. Морской. Изготовлены кирпичи фальконье на заводе Ф.Дютфуа в Москве. 

  • 19 Января 2023, 09:27
    Ответ на " Окно дальнего брандмауэра особняка, вид из дворов" от accatt1

     Спасибо! Добавил на форум https://forum.citywalls.ru/post.php?id=61459 и следующий пост.

    У Фаберже стеклоблоки другой формы. Какие из них были изготовлены на заводе Ф.Дютфуа в Москве?

  • 19 Января 2023, 23:58
    Ответ на "Спасибо! Добавил на форум https://forum.cityw" от Риэлтор

     Нет, этой же формы, 1:1, просто другого цвета. Здесь лиловый марганец, там желтый медовый-янтарный) 

  • 19 Января 2023, 23:59

  • 19 Января 2024, 23:08

    "В Дзержинском районе неполная средняя школа № 202 находилась по адресу: ул. Желябова (ныне Большая Конюшенная), дом 9, работала с 4 мая 1942 г. по 1 июля 1942 г. На начало обучения в школе было 328 учеников, по окончании обучения - 201 ученик. "

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31733
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 5085
Всего сегодня: 6786